Иванова Наталия Владимировна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Ivanova Nataliya Vladimirovna, PhD (Arts), Professor at the Department of the Music Theory and Composition of the Saratov State Sobinov Conservatoire
E-mail: [email protected]
ГОД А. А. БРЕНИНГА В САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
Статья освещает проходящий в Саратовской консерватории имени Л. В. Собинова в 2018-19 учебном году фестиваль «Год композитора», посвящённый 95-летию заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора, композитора и педагога А. А. Бренинга. В тексте представлены сведения о жизни и творчестве композитора, а также краткий обзор литературы о нём и о юбилейных мероприятиях «Года композитора».
Ключевые слова: А. А. Бренинг, композитор, творчество, музыковед, педагогическое мастерство, воспоминания учеников, семья немцев Поволжья, уникальный талант, сила духа, юбилей, фестиваль, публикации.
ARNOLD BRENING'S YEAR IN THE SARATOV CONSERVATOIRE
The article tells about the ongoing in the study year 2018-2019 festival «Composer's Year» in the Saratov State Conservatoire which is dedicated to the 95th anniversary of the honoured art worker of RSFSR, professor, composer and teacher A. A. Brening. The article provides information about the composer's life and work, a brief review of the studies dedicated to him, and of the anni-versary events at the Saratov Conservatoire.
Key words: A. A. Brening, composer, creativity, musicologist, teacher's mastery, student's memoire, Volga German, unique talent, fortitude, anniversary, festival, release.
В феврале 2019 года Саратовская консерватория имени Л. В. Собинова отмечает 95-летие со дня рождения выдающегося музыканта и педагога, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора, композитора Арнольда Арнольдовича Бренинга, более 30 лет (1968-2001) преподававшего на кафедре теории музыки и композиции (фото 1). Его личность и многогранная творческая деятельность оставили неизгладимый след в истории консерватории. Память о нём жива и воплощается в исполнении, публикации и изучении его произведений и научно-методических трудов, обобщении и развитии его педагогических принципов.
Юбилейные торжества не ограничиваются одним мероприятием, приуроченным к календарной дате, а выливаются в большой фестиваль, продолжающийся на протяжении всего 2018-2019 учебного года. Этот фестиваль, организованный под эгидой Шнитке-центра по инициативе его руководителя композитора и дирижёра М. В. Мясникова, назвали «Годом композитора». Он объединяет цикл концертов из произведений А. А. Бренинга и его учеников, изучение его рукописного архива, публикацию и исполнение неизданных сочинений, проведение конференций и круглых столов, посвящённых композиторскому, исполнительскому и педагогическому творчеству замечательного музыканта.
Руководство Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова во главе с ректором А. Г. Занориным считает бережное сохранение традиций, исторического и творческого наследия нашего вуза одним из приоритетных направлений как исполнительской, так и научно-исследовательской работы всего коллектива педагогов и студентов. Значимость проведения фестиваля «Год композитора», посвящён-
Фото 1. А. А. Бренинг
ного 95-летию А. А. Бренинга, была отмечена в опубликованной в предыдущем номере журнала статье «Научная школа Саратовской консерватории: традиции и перспективы» проректора по научной работе, доктора искусствоведения И. В. Полозовой [27, с. 5].
19 октября 2018 года, открывая фестиваль, вы-
ступили проректор по воспитательной и творческой работе А. В. Кошелев, руководитель Шнитке-центра М. В. Мясников, заведующая кафедрой теории музыки и композиции, доктор искусствоведения, профессор Л. А. Вишневская, профессор Н. В. Иванова, член Союза композиторов России А. В. Павлючук (фото 2, 3). Они рассказали о творческой и педагогической деятельности А. А. Бренинга, о запланированных концертах, конференциях и других юбилейных мероприятиях. Всем участникам фестиваля пожелали успеха и вдохновения.
Фото 2. А. В. Кошелев и М. В. Мясников на открытии фестиваля «Год композитора»
На Открытии фестиваля впервые была исполнена Увертюра для струнного оркестра А. А. Бренинга Поволжским камерным оркестром под управлением М. В. Мясникова. Эта светлая радостная музыка прозвучала очень свежо и ярко. Она как нельзя лучше соответствовала торжественности момента и дала старт новому проекту, воодушевляя всех его участников. Состоялась также презентация трёх первых изданий произведений А. А. Бренинга. Рукописный текст полифонических циклов «24 прелюдии и фуги» и «4 прелюдии и фуги на тему В-А-с-Ь> для фортепиано подготовил к печати ученик А. А. Бренинга композитор М. В. Хейфец, а партитуру Увертюры для струнного оркестра — композитор, доцент И.А. Субботин (фото 4).
Фото 4. Юбилейные издания ранее не публиковавшихся произведений А. А. Бренинга
Фото 3.
фестиваля
Выступление Л. А. Вишневской на открытии
«Год композитора»
Далее последовали более локальные мероприятия, связанные с изучением творческого наследия композитора. Это круглые столы, проходившие в рамках Всероссийского открытого конкурса молодых композиторов имени А. Г. Шнитке (первым председателем жюри этого конкурса и одним из инициаторов его учреждения был А.А. Бренинг) и Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов «Слово молодых учёных» (фото 5). В работе круглых столов приняли участие педагоги и студенты СГК имени Л. В. Собинова, а также участники и члены жюри конкурса и гости конференции. Особенную активность проявили студенты 2 и 3 курсов. Музыковеды и композиторы Г. Галимов (класс доцента В. В. Орлова), В. Генин (класс профессора С. П. Полозова), В. Лассель и Е. Сидорова (класс профессора О. Б. Красновой), А. Полихрониди, А. Резченко и П. Спицына (класс доцента А. Г. Хачаянц),
A. Чашников (класс доцента Е. В. Пономарёвой), Д. Реп-никова и В. Моршакова (класс доцента С. В. Волошко) под руководством профессоров кафедры теории музыки и композиции Л. А. Вишневской и Н. В. Ивановой подготовили доклады о жизни и творчестве А.А. Бренинга, о значении его научно-методических трудов. Г. Галимов,
B. Лассель, П. Спицына и А. Чашников также приняли участие в исполнении произведений композитора наряду с вокалистами А. Перегудовой (класс профессора
А. В. Тарасовой) и И. Юровым (класс доцента О. Р. Ко-втуненко) и пианистом И. Андреевым (класс доцента И. А. Хрульковой). Кроме того, многие из перечисленных студентов участвуют в работе по компьютерному набору нотного текста вокальных и инструментальных сочинений А. А. Бренинга, готовящихся к публикации.
Фото 5. Конференция «Слово молодых учёных». Заседание секции «А. А. Бренинг — композитор, педагог, личность»
Студенты факультета СПО под руководством Д. А. Злотникова подхватили инициативу своих старших товарищей. 22 декабря в Малом зале консерватории в рамках фестиваля «Год композитора» они дали концерт камерной музыки из произведений А. А. Бренинга. Представители самого молодого поколения консерваторцев с увлечением и артистизмом исполняли сочинения выдающегося земляка и предшественника, стремясь выразить и передать слушателям своё понимание красоты и неповторимости образного строя каждого произведения. В концерте выступили певица И. Белова, виолончелист Н. Малашин, скрипачи Р. Та-тарханов и А. Афиногенова, саксофонисты М. Михеева и М. Евдокимов, пианисты Н. Куликова, Д. Ермолаева, М. Сингирцева, А. Овчинникова; квартет флейт в составе: С. Ступак, В. Яблочников, Е. Королёва, В. Беско-ровайная; квинтет духовых инструментов в составе: В. Яблочников, О. Родионова, Н. Кабанов, Д. Тужилкин, И. Иванычева; оркестр русских народных инструментов под управлением Е. В. Сидоровой. Прозвучали романсы «Лунная дорожка», «Она как полдень хороша», «Хотел бы я»; Скерцо для виолончели и фортепиано; Песня без слов и Поэма для скрипки и фортепиано; Элегия и Скер-цино из Сюиты для 4 флейт; дуэт для двух саксофонов и фортепиано; квинтет для духовых инструментов. Украшением концерта стало исполнение Д. Тупицыным и С. Виноградовой первой части «Сонаты-прощания» для виолончели и фортепиано.
Кульминацией фестиваля станут юбилейные мероприятия, которые состоятся в феврале 2019 года. Это Международная научно-практическая конференция, посвящённая 95-летию А. А. Бренинга, концерт из про-
изведений композитора в Большом зале СГК, в котором выступят лучшие исполнительские силы нашего вуза, концерт из произведений учеников мастера, авторский вечер А. А. Фельдмана, премьера оперы М. В. Хейфеца «Елизавета Бам».
Все эти и другие творческие проекты призваны привлечь внимание нового поколения музыкантов, слушателей, исследователей и педагогов к личности выдающегося композитора и его наследию. И отрадно, что они не проходят незамеченными. Хочется отметить живой интерес, с которым молодые музыковеды и исполнители воспринимают музыку Бренинга и открывают для себя неизвестные им ранее страницы истории консерватории.
В Саратов Арнольд Арнольдович приехал по приглашению заведующего кафедрой теории музыки и композиции Б. А. Сосновцева в 1968 году из Казани, где он родился, вырос, получил образование и приобрёл прекрасную профессиональную репутацию. Борис Андреевич был знаком с сочинениями Бренинга, которые он слышал на концертах композиторских пленумов. А кроме того, ему рекомендовали Арнольда Арнольдовича как прекрасного преподавателя работавшие вместе с ним в Казани и уже переехавшие к тому времени в Саратов Наталья Флорентьевна и Ростислав Сергеевич Таубе.
Новый педагог был уже зрелым мастером, педагогом-универсалом, обладавшим счастливым сочетанием композиторского, музыковедческого, пианистического и лекторского талантов с прекрасными человеческими качествами. Он быстро завоевал высокий авторитет у коллег и студентов. Вот как об этом вспоминает ученица Арнольда Арнольдовича профессор Т. А. Свистуненко: «Впечатление, которое с первых минут знакомства производил на окружающих А. А. Бренинг, оставалось у всех практически навсегда. Его внешность, манера держаться говорили о принадлежности к профессиональной элите. Именно так его восприняли педагоги и студенты Саратовской консерватории, когда 1 сентября 1968 года он был представлен коллективу на торжественном собрании в Большом зале. В тот же день состоялась первая лекция Арнольда Арнольдовича по полифонии строгого стиля для студентов-теоретиков. Сразу стало ясно, что сей предмет будет изучаться на самом высоком уровне» [12, с. 7].
И не только полифонию, а все музыкально-теоретические дисциплины без исключения, А. А. Бренинг преподавал в консерватории и в музыкальном училище блестяще. Кроме того, он вёл класс композиции, руководил дипломными работами музыковедов и при этом постоянно писал музыку — симфоническую, камерную, оперную. Она исполнялась и пользовалась успехом у публики. С годами рос авторитет, неизменным было уважение и восхищение учеников, коллег и администрации, но карьерного роста очень долго не было. Ему неоднократно отказывали в повышении звания без объяснения причин, только потому, что в 40-е годы
84
он был депортирован как немец по национальности и «сын врага народа» и шесть лет провёл в трудовых лагерях. Это тяжёлое испытание мрачной тенью легло на всю его последующую жизнь. Но сила духа, талант, трудолюбие и бесконечная преданность своему делу помогли А. А. Бренингу преодолеть все преграды и добиться официального признания. Гораздо позже, чем следовало, он всё же получил звания заслуженного деятеля искусств России и профессора и даже был удостоен упоминания в американском справочнике выдающихся деятелей культуры ХХ века.
За годы работы в Саратовской консерватории А. А. Бренинг обучил сотни музыкантов разных специальностей, будучи одним из ведущих педагогов кафедры теории музыки и композиции. Но главным его делом было воспитание композиторов и музыковедов. В своей педагогической работе он умело сочетал требовательность и гибкость, чутко и внимательно выявляя индивидуальность каждого студента, сохранение которой считал своей задачей. Сам композитор так говорил об этом: «Главный принцип моей работы с учениками — не ограничивать свободу поисков, не ломать их "под себя". Вооружая знаниями, открывать широкое поле деятельности. А уж направление деятельности они изберут сами по своим возможностям, по душе» [22, с. 13]. И это постоянное внимание к раскрытию индивидуальности учеников постепенно вырабатывало в них самостоятельность мышления, помогало формировать собственный взгляд, свое отношение к музыке. У композиторов это проявлялось в творчестве, а у музыковедов — в аналитической работе, написании задач, фуг, игре модуляций.
Арнольд Арнольдович был Учителем. Для всех своих учеников он навсегда остался духовным ориентиром, потому что его высочайший профессионализм опирался на замечательные личностные качества. Он был настоящим интеллигентом, очень требовательным к себе и полностью отдающим себя служению музыке. Внешность его была обманчивой: высокий, сухой и строгий, часто мрачный, на первый взгляд он мог показаться холодным, чопорным и высокомерным. Но при общении с ним неожиданно раскрывались совсем другие стороны его натуры — благородство, высокий строй души, доброта и доброжелательность, мягкость и деликатность, интерес и уважение к людям, готовность прийти на помощь. Незаурядность ума, таланта, эрудиции и артистизма А.А. Бренинга, его принципиальность, честность, сила характера, драматизм личной судьбы определяли неотразимое обаяние личности большого музыканта. Все это открывалось ученикам постепенно и внушило глубокое уважение и любовь.
Выпускники А.А. Бренинга стали известными музыкантами и педагогами. Многие из них отмечены учёными степенями и почётными званиями. Работая не только в России, но и за её пределами, они продолжают дело своего учителя и сохраняют благодарную память о нём. В их числе композитор и дирижёр, заслуженный деятель искусств России А. А. Фельдман (Калининград);
композиторы Г. В. Азатов (Калуга), В. А. Окороков (Москва); М. Артёмов (Курск), А. Виноградова (Самара); саратовские композиторы И. Н. Дороднов, А. В. Павлючук, М. В. Хейфец, Н. Е. Шиянов; музыковеды, профессора Саратовской консерватории доктор искусствоведения О. И. Кулапина и кандидаты искусствоведения Е. И. Вартанова (на протяжении 25 лет заведовавшая кафедрой теории музыки и композиции) и Т.А. Свистуненко; известная саратовская музыкальная тележурналистка Н. И. Махаличева и многие другие.
С педагогической деятельностью была тесно связана тематика научно-методических работ А. А. Бренинга, направленных на обеспечение учебного процесса. В них он излагал методические принципы преподавания музыкально-теоретических дисциплин. К сожалению, большая часть авторских разработок не была опубликована, но те, что напечатаны, хорошо известны и используются современными педагогами. Это статья «Некоторые вопросы преподавания элементарной теории музыки (в помощь молодому преподавателю)», помещённая в 5-м выпуске Научно-методических записок Саратовской государственной консерватории (Саратов, 1970) и учебное пособие «О линеарности в гармоническом письме» (Казань, 1995). В них отражён огромный практический опыт преподавания музыкально-теоретических дисциплин, оригинальный авторский подход к планированию учебного курса, объясняются многие тонкости и детали преподнесения учебного материала. Недавно опубликована чрезвычайно интересная рукопись «Образцы письменных работ по полифонии строгого стиля» (Саратов, 2016). Выполненные на высочайшем профессиональном уровне, эти работы имеют огромную ценность. Они содержат мысли и наблюдения, представляющие, по оценке доктора искусствоведения М. А. Этингера, существенный вклад в музыкознание, и выходят за рамки учебно-методического назначения, несмотря на свою практическую направленность.
Величайшим достоинством педагогического метода Арнольда Арнольдовича было столь редкое сегодня умение рассказывать о музыке, приводя множество примеров из симфонической, оперной, фортепианной, вокальной и другой литературы, которые он тут же играл, чаще всего наизусть. Исполнение всегда поражало слушателей виртуозностью, выразительностью и восхищало глубиной знания музыки. А. А. Бренинг был наделён незаурядным исполнительским талантом. В Казанской консерватории он учился у известной пианистки М. А. Пятницкой — ученицы А. Н. Есипо-вой, представлявшей в России фортепианную школу Ф. Листа, и окончил вуз с отличием сразу по двум специальностям — как композитор и пианист. Позднее он часто выступал как пианист-виртуоз, в обширном репертуаре которого были фортепианные сонаты Ф. Шопена и Ф. Листа, Хроматическая фантазия и фуга И. С. Баха, Симфонические этюды Р. Шумана, произведения А. Н. Скрябина. А в своих авторских концертах он нередко играл собственные произведения сольно или в ансамбле с другими музыкантами (фото 6, 7).
Исполнительский стиль А.А. Бренинга отличал яркий артистизм, темперамент и глубокое осмысление исполняемой музыки. И на музыкально-теоретических уроках он много и вдохновенно играл, иллюстрируя содержание своих лекций и поражая студентов виртуозным блеском исполнения и анализа музыки.
Фото 6. Арнольд Бренинг в дуэте с братом Рудольфом
Фото 7. После концерта в Казанском музыкальном училище
Творческое наследие композитора обширно и разнообразно. Оно насчитывает более 150 орш'ов, в числе которых 9 симфоний; симфонические поэмы «Аэлита», «Кондор», «Волжская баллада», «На Мамаевом кургане», «На полях великой Курской битвы», «По следам Ленинградской блокады», «Земля отцов», «Ностальгия», «На полигоне смерти»; увертюры и симфониетты; опера «Крылатый человек»; квартеты и квинтеты для разных составов; концерты для фортепиано, скрипки, альта, виолончели, фагота, контрабаса, голоса с оркестром; инструментальные пьесы и ансамбли; фортепианные циклы «Уральские эскизы», «Балтийские эскизы», «Курские эскизы», «Волжские эскизы», 24 прелюдии и фуги для фортепиано; романсы и песни; музыка для театра и кино.
Музыка Арнольда Бренинга звучала не только в Саратове и Казани, но и в Москве, и в Самаре, в Нижнем Новгороде, в Калининграде, во Владикавказе, в Харькове
и в других городах СССР, России и ближнего зарубежья. Исполнялась она также в Дуйсбурге и Ганновере (Германия), и в Туре (Франция). Многие известные дирижёры, в числе которых — Ю. М. Аранович, Р. В. Матсов, М. С. Нерсесян, Г. П. Проваторов, А. А. Фельдман — исполняли произведения А. А. Бренинга. Лучшие певцы и инструменталисты Саратова постоянно сотрудничали с композитором, воплощая авторские замыслы и вынося его сочинения на концертную эстраду. Арнольд Арнольдович с большой благодарностью говорил о том, что работа с такими замечательными музыкантами, как Н. Белосточная, Н. Бендицкий, Т. Быкова, Н. Карцева, А. Селянин, П. Серков, Ю. Скворцов, Н. Смирнова, С. Терехов, доставляла ему большую творческую радость.
Исполнителей, как и слушателей, покоряли эмоциональность музыки Бренинга, её искренность, демократизм языка, романтический строй образов. Многие музыканты отдавали должное органичности развития музыкальной мысли в сочинениях А. А. Бренинга, полифонической технике композитора, его мастерству и изобретательности в построении формы произведения. Так Т. Ф. Малышева пишет об «отточенной системе интонационных связей между музыкальными темами и эпизодами», о том, что виртуозность «работы с тематическим материалом особенно наглядно предстаёт в многочисленных модификациях, трансформациях начальных тем в процессе их развития, примером чему могут служить многие его произведения» [22, с. 9]. А замечательный дирижёр, народный артист Эстонии Р. В. Матсов так отзывался о симфонических сочинениях композитора: «Это чистая музыка, мастерски
оркестрованная по самому высокому счёту» [22, с. 9].
***
Творчество А. А. Бренинга вызывает живой интерес не только исполнителей, но и музыковедов. Изучению его наследия посвящены работы Б. Г. Манжоры, Т. Ф. Малышевой, О. И. Кулапиной, Н. В. Королевской, М. Г. Хрущёвой, И. И. Васирук и других исследователей. Литература о композиторе и его музыке становится всё более обширной и разнообразной, и её уже можно в общих чертах классифицировать.
Имя А.А. Бренинга нередко появляется в периодической печати, отражающей хронику текущих событий музыкальной жизни нашей страны второй половины ХХ века. [8; 9; 24-26; 28]. Статьи Л. Л. Христиансен, Б. Г. Манжоры, А. И. Демченко, Н. Головченко чаще всего посвящены деятельности саратовской композиторской организации в целом, и творчество каждого из композиторов рассматривается в них в связи с постановкой какой-то общей идеологической проблемы или освещением какого-то общественного события. Они несомненно являются интереснейшими историческими документами своего времени, но о персоналиях сообщают скупо.
Наиболее объективными, строгими и официальными являются краткие биографические статьи в справочниках, посвящённых советским композиторам, изда-
вавшихся в Москве [2; 3], Казани [13], Саратове [14; 21] в разные годы. В них с течением времени прослеживается постепенное расширение объёма информации, стремление к аналитическому осмыслению творчества композитора. Наиболее лаконичными являются статьи в биографических справочниках Г. Б. Бернандта и А. Н. Должанского (1957, [2]), Г. Я. Касаткиной (1957, [13]), и Г. Б. Бернандта и И. М. Ямпольского (1978, [3]).
В 1982 году Б. Г. Манжора [14] даёт ёмкую и обобщённую характеристику творчества А. А. Бренинга, определяя важнейшие свойственные ему черты: опору на традиции музыкальной классики, стремление отразить сложные, часто драматические события современной жизни, высокое полифоническое мастерство, владение сложными приёмами организации музыкальной формы, строгую академичность. Он отмечает, что «следуя классическим традициям, А. А. Бренинг проявляет себя в воплощении современности, прежде всего как художник-психолог. В его произведениях в глубоком раскрытии сложнейших душевных движений, чутком проникновении в тончайшие изгибы психики рождается лирический портрет нашего современника» [14, с. 22].
Т. Ф. Малышева — один из самых первых исследователей творчества А. А. Бренинга. Её работы отличает глубина проникновения в художественный мир композитора, во многом обусловленная многолетним опытом его изучения, ведь её монографический очерк об Арнольде Бренинге [22] был издан ещё в 1998 году. В 2008 году в большой статье, написанной для сборника «Композиторы и музыковеды Саратова» [21], Татьяна Фёдоровна подробно рассказывает о жизненном и творческом пути А.А. Бренинга, опираясь на его собственные воспоминания и высказывания. Она делает общий обзор его инструментальной музыки по жанровому принципу, рассматривая отдельно камерные произведения, концерты для различных инструментов с оркестром, симфонии, симфонические поэмы, анализирует некоторые сочинения, приводя нотные примеры.
Развивая концепцию Б. Г. Манжоры, Т. Ф. Малышева пишет о том, что «в своих сочинениях А. А. Бренинг ставил значительные нравственные и общественные проблемы, раскрывал психологические, личностные аспекты» [21, с. 177], «обращался к трагическим страницам отечественной истории» [23, с. 59]. Она подчёркивает важную роль программного начала в музыке композитора и выявляет различные формы его воплощения: от прямого обращения к поэтическим текстам А. Блока, Ш. Петефи, А. Плещеева, С. Щипачёва и многих других поэтов — до эскизных пейзажных зарисовок в фортепианных циклах; от отражения образов минувшей войны в симфонических поэмах («На Мамаевом кургане», «Курская дуга», «По следам Ленинградской блокады») — до оригинального претворения любви к астрономии в графическом облике тем финала Седьмой симфонии. В статье обсуждается также проблема взаимодействия различных фольклорных корней музыкального языка — немецкого, русского, татарского.
Большое внимание Татьяна Фёдоровна уделяет
огромной значимости педагогической деятельности А. А. Бренинга, его исполнительскому таланту, разносторонней одарённости его натуры и прекрасным человеческим качествам.
В целом, эта статья, сохраняя научную объективность, выходит за жанровые рамки материала для информационного биобиблиографического издания и отличается чертами художественного высказывания, окрашенного личными переживаниями автора, восхищённого масштабом личности и таланта композитора, силой его духа, стойкостью, трудолюбием и благородством, удивительным богатством и красотой его музыки.
Значительную часть публикаций о Бренинге составляет мемуарная литература: многочисленные воспоминания его учеников, родственников и коллег. Чаще всего они писались по случаю юбилейных дат. Так, например, в сборнике «А. А. Бренинг — композитор и педагог» [1], вышедшем к 90-летию композитора (редактор-составитель Н. В. Иванова), представлены воспоминания казанских учеников Арнольда Арнольдовича (Л. И. Блинова, Л. Е. Ефимовой, И. Е. Горемыкиной, К. С. Тазиевой, С. Е. Шабашова, А. Б. Луппова), собранные дочерью композитора, Т.А. Бренинг (фото 8). Авторы воспоминаний с большой теплотой, каждый по-своему, выражают благодарность большому музыканту и учителю за радость общения, знания, полученные в годы учёбы и тот духовный и профессиональный жизненный ориентир, который он указал им в юности.
Фото 8. Татьяна Арнольдовна Бренинг, пианистка, заслуженный работник культуры республики Татарстан, дочь композитора
Воспоминания саратовских учеников А. А. Бренинга, опубликованные в том же сборнике, более развёрнуты и написаны в форме отдельных статей. Их ав-
торы — композиторы И. Н. Дороднов, П. П. Морозов, А. В. Павлючук, В. С. Мишле, музыковеды Т. Ф. Малышева, О. Б. Краснова, О. И. Кулапина, Т. А. Свистуненко, Н. В. Иванова, А. В. Лацкова, Н. К. Потёмкина, Л. И. Мишустина, Л. Д. Сколота, А. М. Камбарянц, О. Ерёмина-Нильсен, певица Н. Б. Белосточная — рассказывают о своём учителе более подробно, характеризуя разные черты его человеческого и профессионального образа, вспоминая различные ситуации из студенческой жизни и оценивая то огромное влияние, которое встреча с Арнольдом Арнольдовичем оказала на всю их дальнейшую жизнь.
Очень интересны воспоминания дочери композитора, пианистки Татьяны Арнольдовны, и его младшего брата — скрипача Рудольфа Арнольдовича. В них содержится уникальная информация о детстве композитора, об истории семьи, о его родителях, о семейном укладе, о тяжких испытаниях, выпавших на долю этой семьи, и о несгибаемой силе духа, которая помогла им выстоять и всё преодолеть. Воспоминания Т. А. Бренинг выдержаны в сдержанных тонах, а Р. А. Бренинг в своей статье «Неповторимый» [5] (как и в книге «История моей семьи» [4]) рассказывает о нелёгкой судьбе своего любимого брата с болью и горечью.
Особое место занимают публикации, приуроченные к юбилейным датам. Среди них следует выделить уже упоминавшийся монографический очерк Т. Ф. Малышевой [22], написанный к 75-летию композитора и являющийся сегодня самой масштабной работой об А.А. Бренинге. Позднее большая статья о композиторе была написана Татьяной Фёдоровной для Энциклопедии, изданной к 100-летию Саратовской консерватории в 2012 году [23]. А к 90-летию композитора — статья «Масштаб личности: Арнольд Арнольдович Бренинг» [1].
Кроме того, к 90-летию были приурочены публикации Н. В. Ивановой [1; 10; 11], О. И. Кулапиной, О. Б. Красновой, Н. В. Королевской, Т. А. Свистуненко, М. Г. Хрущёвой, А. В. Лацковой, Н. К. Потёмкиной, Л. Э. Раджаби [1]. Был также издан специальный выпуск консерваторской газеты «Камертон» [12], в котором отражалась хроника юбилейных торжеств, освещались выступления гостей региональной научно-практической конференции, были представлены архивные фотоматериалы о жизни композитора и об истории его семьи, фоторепортажи о конференции и юбилейном концерте из произведений А. А. Бренинга.
Целый ряд работ был написан вне связи с календарными датами, и среди них в первую очередь хочется отметить цикл статей О. И. Кулапиной [15-20], которая с 1998 года занимается изучением творчества А. А. Бренинга в контексте осмысления музыкальной культуры российских немцев и русско-немецких музыкальных взаимосвязей вообще. Ольга Ивановна осуществила анализ симфонической поэмы А.А. Бренинга «Земля отцов», выявив и обобщив основные принципы претворения фольклорных традиций в этом произведении, и внесла, таким образом, заметный вклад в изучение стиля композитора [19; 20]. Результаты её исследований были представлены на Международном научном сим-
позиуме «Прошлое, настоящее и будущее музыкальной культуры российских немцев в свете русско-немецких музыкальных взаимосвязей» (1998) и на научной конференции «Россия — Германия. ХХ век. Диалог культур» к 125-летию со дня рождения Т. Манна (2001).
В апреле 2001 года, незадолго до смерти композитора, Ольга Ивановна записала свою беседу с Арнольдом Арнольдовичем, в которой он рассказал о своей жизни, эстетических взглядах, музыкальных предпочтениях, о природе творчества. Содержание этой беседы отражено в статье «Арнольд Бренинг: автобиографические заметки» [15]. Своё понимание роли личности А.А. Бренинга в истории консерватории, в жизни его учеников она изложила в последующих двух статьях 2004 и 2013 годов: «Вершина-горизонт...» и «Вспоминая учителей» [17; 18].
В ряду перечисленных выше работ о Бренинге необходимо выделить статьи, посвящённые анализу его произведений. Они открывают новый, очень важный этап в изучении творчества композитора, концентрируя внимание на особенностях стиля и музыкального языка. Кроме названных уже работ Т. Ф. Малышевой и О. И. Кулапиной, большой интерес представляют исследования И. И. Васирук [6; 7] и М. Г. Хрущёвой [29], посвящённые анализу полифонической техники композитора в контексте не только его собственного авторского стиля, но и истории полифонии ХХ века в целом. Таким образом происходит осмысление значимости творчества композитора в музыкально-историческом процессе.
Тем же стремлением к историческому осмыслению музыки А.А. Бренинга проникнута и статья Н. В. Королевской «Девятая симфония А. Бренинга — духовное завещание мастера», в которой последняя симфония композитора рассматривается в одном ряду с шедеврами П. И. Чайковского, Г. Малера и Д. Д. Шостаковича как особое авторское послание и как вершинное проявление человеческого духа.
И хотя разными авторами написано об А. А. Бренинге уже немало, его творческое наследие, изучение которого ещё только начинается, представляет богатейший
материал для дальнейших научных исследований.
***
Арнольд Арнольдович Бренинг принадлежит к числу самых ярких представителей саратовской композиторской и музыковедческой школы, является одним из корифеев блестящей плеяды профессоров Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Его творческая, педагогическая и общественная деятельность составила целую эпоху в истории кафедры теории музыки и композиции. Мы должны беречь память о нём, изучать и пропагандировать его творчество, продолжать его педагогические традиции. Фестиваль «Год композитора», приуроченный к 95-летию мастера, даёт прекрасную возможность для целенаправленного объединения усилий музыковедов, композиторов, исполнителей (студентов и педагогов) для изучения сочинений А.А. Бренинга, его архивных материалов,
публикации рукописей, организации концертов, конференций, написании научных работ. Это необходимо для того, чтобы знать историю консерватории и чув-
ствовать живую преемственную связь музыкантов разных поколений.
Литература
1. А. А. Бренинг — композитор и педагог. Сборник статей по материалам региональной научно-практической конференции 17 февраля 2014 года. Ред.-составитель Н. В. Иванова. Саратов: Издательство СГК имени Л. В. Собинова, 2016. 119 с.
2. Бернандт Г. Б., Должанский А. Н. Советские композиторы: Краткий биографический справочник. М.: Советский композитор, 1957. 695 с.
3. Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Советские композиторы и музыковеды: Справочник в 3-х т. Т. 1. М.: Советский композитор, 1978. 270 с.
4. Бренинг Р. А. История моей семьи: монография. Казань, 2009. 4 с.
5. Бренинг Р. А. Неповторимый // Казань. 2004. № 5.
6. Васирук. И. И. Полифонические циклы XX века: учебное пособие. Волгоград: Магаррин О. Г., 2012. 189 с.
7. Васирук. И. И. Современная фуга: содержательные аспекты. Волгоград: Магаррин О. Г., 2011. 234 с.
8. Головченко Н. Исчезают ученичества следы // Заря молодёжи. 1978. 23 мая.
9. Демченко А. И. Аккорды современности // Заря молодёжи. 1972. 15 апреля.
10. Иванова Н. В. Год композитора // Новости Шнитке-центра. 2018. № 6. Май. С. 41-45.
11. Иванова Н. В. К 90-летию Арнольда Арнольдовича Бренинга // Музыка и время. 2014. № 9. С. 47-53.
12. Камертон. 2014. № 65 (79), апрель. 44 с.
13. Касаткина Г. Я. Арнольд Арнольдович Бренинг // Композиторы Советского Татарстана. Казань, 1957. С. 123125.
14. Композиторы и музыковеды Саратова: библиографический справочник / Составитель и автор биографических справок Б. Г. Манжора. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1982. 110 с.
15. Кулапина О. И. Арнольд Бренинг: Автобиографические заметки (запись беседы с композитором от 7 апреля 2001 г.) // Развитие туризма: этнические связи Саратовской области в Германии: Материалы конференции. Саратов, 2001. С. 69-72.
16. Кулапина О. И. Арнольд Бренинг — педагог, учёный, композитор // Прошлое, настоящее и будущее музыкальной культуры российских немцев в свете русско-немецких музыкальных взаимосвязей. М., 1998.
17. Кулапина О. И. Вершина-горизонт. Арнольд Бренинг: жизнь и творчество // Из истории Саратовской консерватории. Саратов: Изд-во СГК имени Л. В. Собинова, 2004. С. 144-
151.
18. Кулапина О. И. Вспоминая учителей // Саратовская консерватория в контексте отечественной художественной культуры. Часть I: Сб. ст. по материалам Международной юбилейной научно-практической конференции к 100-летию Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Саратов: Изд-во СГК имени Л. В. Собинова, 2013. С. 18-22.
19. Кулапина О. И. Претворение немецкого фольклора в симфонической поэме «Земля отцов» А. Бренинга // Россия — Германия. XX век. Диалог культур. К 125-летию со дня рождения Томаса Манна. Саратов, 2001.
20. Кулапина О. И. Фольклорные традиции в симфонической поэме А. А. Бренинга «Земля отцов» // Развитие туризма: этнические связи Саратовской области в Германии: Материалы конференции. Саратов, 2001. С. 65-68.
21. Малышева Т. Ф. Арнольд Бренинг // Композиторы и музыковеды Саратова: сб. статей / Ред.-сост. А. И. Демченко. М., 2008. С. 176-201.
22. Малышева Т. Ф. Арнольд Бренинг. Обзор творческой деятельности. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1998. 48 с.
23. Малышева Т. Ф. Бренинг Арнольд Арнольдович // Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова: 1912-2012: энциклопедия. Саратов: Изд-во И. П. Вез-метинова, 2012. С. 58-61.
24. Манжора. Б. Г. Композиторы-волжане — своим землякам // Советская музыка. 1978. № 1. С. 68-69.
25. Манжора. Б. Г. Отражая образ времени // Коммунист. 1977. 11 мая.
26. Манжора. Б. Г. Постигая современность // Волга. 1976. № 3. С. 170-171.
27. Полозова И. В. Научная школа Саратовской консерватории: традиции и перспективы // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 2. С. 2-6.
28. Христиансен Л. Л. Широкая известность: творческий портрет // Коммунист. 1973. 22 ноября.
29. Хрущёва М. Г., Башкирова А., Рогозинская М. О некоторых особенностях цикла А. Бренинга «24 прелюдии и фуги» ор. 151 // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика: сб. статей по материалам Международной научной конференции, посвя-щённой 40-летию Астраханской государственной консерватории / Гл. редактор Л. В. Савина, ред.-сост. В. О. Петров. Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2009. С. 155-159.
References
1. A. A. Brening — kompozitor i pedagog. Sbornik statej po materialam regional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii 17 fevralya 2014 goda [A. A. Brening, composer and teacher. Collected works following a regional research/practice conference on the 17.02.2014]. Red.-sostavitel' N. V. Ivanova. Saratov: Izdatel'stvo SGK imeni L. V. Sobinova, 2016. 119 p.
2. Bernandt G. B., Dolzhanskij A. N. Sovetskie kompozitory: Kratkij biograficheskij spravochnik [Soviet Composers: Short
biography guide]. M.: Sovetskij kompozitor, 1957. 695 p.
3. Bernandt G. B., YAmpol'skij I. M. Sovetskie kompozitory i muzykovedy: Spravochnik v 3-h t. [Soviet Composers and Musicologists: A Guiede in 3 bands.] T. 1. M.: Sovetskij kompozitor, 1978. 270 p.
4. Brening R. A. Istoriya moej sem'i: monografiya [The Story of my Family: a Monography]. Kazan', 2009. 114 p.
5. Brening R. A. Nepovtorimyj [Unrepeatable] // Kazan'
[Kazan']. 2004. № 5.
6. Vasiruk. I. I. Polifonicheskie cikly XX veka: uchebnoe posobie [Polyphonic Cycles of the XX century: a study guide]. Volgograd: Magarrin O. G., 2012. 189 p.
7. Vasiruk. I. I. Sovremennaya fuga: soderzhatel'nye aspekty [The Modern Fuge: Substantive Aspects]. Volgograd: Magarrin O. G., 2011. 234 p.
8. Golovchenko N. Ischezayut uchenichestva sledy [The traces of apprenticeship vanish] // Zarya molodyozhi [Dawn of the Youth]. 1978. 23 maya.
9. Demchenko A. I. Akkordy sovremennosti [Accords of the Modern Era] // Zarya molodyozhi [Dawn of the Youth]. 1972. 15 aprelya.
10. Ivanova N. V. God kompozitora [The Composer's Year] // Novosti SHnitke-centra [Schnitke Centre News]. 2018. № 6. Maj. P. 41-45.
11. Ivanova N. V. K 90-letiyu Arnol'da Arnol'dovicha Breninga [On the 90th anniversary of Arnold Brening] // Muzyka i vremya [Music and Time]. 2014. № 9. P. 47-53.
12. Kamerton [Tuning Fork]. 2014. № 65 (79), aprel'. 44 p.
13. Kasatkina G. YA. Arnol'd Arnol'dovich Brening [Arnold Brening] // Kompozitory Sovetskogo Tatarstana [Composers of the Soviet Tatarstan]. Kazan', 1957. P. 123-125.
14. Kompozitory i muzykovedy Saratova: bibliograficheskij spravochnik [Saratov Composers and Musicoligists: bibliographical guide] / Sostavitel' i avtor biograficheskih spravok B. G. Manzhora. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1982. 110 p.
15. Kulapina O. I. Arnol'd Brening: Avtobiograficheskie zametki (zapis' besedy s kompozitorom ot 7 aprelya 2001 g.) [Arnold Brening: Autobiographic notes (record of a conversation with the composer from 7.4.2001)] // Razvitie turizma: ehtnicheskie svyazi Saratovskoj oblasti v Germanii: Materialy konferencii [Tourism Development: Ethnical Links between Saratov Region and Germany: Following the Conference]. Saratov, 2001. P. 69-72.
16. Kulapina O. I. Arnol'd Brening — pedagog, uchyonyj, kompozitor [Arnold Brening: a teacher, a researcher, a composer] // Proshloe, nastoyashchee i budushchee muzykal'noj kul'tury rossijskih nemcev v svete russko-nemeckih muzykal'nyh vzaimosvyazej [Past, Present and Future of the Russian-German Culture in light of Russian-German, musical interconnections]. M., 1998.
17. Kulapina O. I. Vershina-gorizont. Arnol'd Brening: zhizn' i tvorchestvo [Top-Horizon. Arnold Brening: life and work] // Iz istorii Saratovskoj konservatorii [From the History of the Saratov State Conservatoire]. Saratov: Izd-vo SGK imeni L. V. Sobinova, 2004. P. 144-151.
18. Kulapina O. I. Vspominaya uchitelej [Remembering Teachers] // Saratovskaya konservatoriya v kontekste otechestvennoj hudozhestvennoj kul'tury [Saratov Conservatoire in the Context of Russian Culture]. CHast' I: Sb. st. po materialam Mezhdunarodnoj yubilejnoj nauchno-prakticheskoj konferencii k 100-letiyu Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii im. L. V. Sobinova. Saratov: Izd-vo SGK imeni L. V. Sobinova,
Информация об авторе
Наталия Владимировна Иванова E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Кирова С. М., дом 1
2013. P. 18-22.
19. Kulapina O. I. Pretvorenie nemeckogo fol'klora v simfonicheskoj poehme «Zemlya otcov» A. Breninga [Actualization of German folklore in A. Brening's symphonic poem «Fatherland»] // Rossiya — Germaniya. XX vek. Dialog kul'tur. K 125-letiyu so dnya rozhdeniya Tomasa Manna [Russia — Germany. XX century. The Dialogue of cultures. On the 125th anniversary of T. Mann]. Saratov, 2001.
20. Kulapina O. I. Fol'klornye tradicii v simfonicheskoj poehme A. A. Breninga «Zemlya otcov» [Folk traditions in the A. Brening's symphonic poem «Fatherland»] // Razvitie turizma: ehtnicheskie svyazi Saratovskoj oblasti v Germanii: Materialy konferencii [Tourism Development: Ethnical Links between Saratov Region and Germany: Following the Conference]. Saratov, 2001. P. 65-68.
21. Malysheva T. F. Arnol'd Brening [Arnold Brening] // Kompozitory i muzykovedy Saratova: sb. statej [Saratov Composers and Musicologists]. / Red.-sost. A. I. Demchenko. M., 2008. P. 176-201.
22. Malysheva T. F. Arnol'd Brening. Obzor tvorcheskoj deyatel'nosti [Arnold Brening. Work Overview]. Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1998. 48 p.
23. Malysheva T. F. Brening Arnol'd Arnol'dovich [Brening Arnold] // Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova: 1912-2012: ehnciklopediya [Saratov State Conservatoire: 1912-2012: an Encyclopedia]. Saratov: Izd-vo I. P. Vezmetinova, 2012. P. 58-61.
24. Manzhora. B. G. Kompozitory-volzhane — svoim zemlyakam [Volga Composers to their countrymen] // Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1978. № 1. P. 68-69.
25. Manzhora. B. G. Otrazhaya obraz vremeni [Reflecting] // Kommunist [Communist]. 1977. 11 maya.
26. Manzhora. B. G. Postigaya sovremennost' [Comprehending Modernity] // Volga [Volga]. 1976. № 3. P. 170-171.
27. Polozova I. V. Nauchnaya shkola Saratovskoj konservatorii: tradicii i perspektivy [Scientific school of the Saratov conservatory: traditions and prospects] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy" iskusstvoznaniya [Bulletin of the Saratov Conservatory. Questions of art history]. 2018. № 2. P. 2-6.
28. Hristiansen L. L. SHirokaya izvestnost': tvorcheskij portret [Widely Known: Artistic Portrait] // Kommunist [Communist]. 1973. 22 noyabrya.
28. Hrushchyova M. G., Bashkirova A., Rogozinskaya M. O nekotoryh osobennostyah cikla A. Breninga «24 prelyudii i fugi» or. 151 [On some specifics of A. Brening's Cycle 24 Preludes and Fuges op. 151] // Muzykal'noe iskusstvo i nauka v XXI veke: istoriya, teoriya, ispolnitel'stvo, pedagogika [Musical Art and Science in the XXI century: history, theory, performance, teaching]: sb. statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, posvyashchyonnoj 40-letiyu Astrahanskoj gosudarstvennoj konservatorii / Gl. redaktor L. V. Savina, red.-sost. V. O. Petrov. Astrahan': Izd-vo OGOU DPO «AIPKP», 2009. P. 155-159.
Information about the author
Nataliya Vladimirovna Ivanova E-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Sobinov Conservatoire» 410012, Saratov, Kirova Avenue, 1