Виноградова Елена Сергеевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Vinogradova Elena Sergeevna, PhD (Art), Associate Professor at the Special Piano Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov
E-mail: elenavinolig@mail.ru
ФОРТЕПИАННАЯ ШКОЛА С. С. БЕНДИЦКОГО: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ЧЕРТЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ
Семён Соломонович Бендицкий (1908-1993) — пианист, педагог, музыкант-просветитель, искусство которого оставило яркий след в истории музыкальной культуры Поволжья и Урала. Будучи в числе первых выпускников Г. Г. Нейгауза, он внёс весомый вклад в развитие отечественного фортепианного искусства, став основателем одной из наиболее ярких региональных фортепианных школ. Творческий облик С. С. Бендицкого необычайно многогранен и вместе с тем противоречив. Известно, что ему не было свойственно последовательное изложение взглядов на музыку и педагогику. В высказываниях учеников и современников встречаются весьма различные оценки его педагогических принципов, а сама возможность их чёткой формулировки зачастую ставится под сомнение. Тем не менее, имеющаяся на сегодняшний день историческая дистанция и завоевания современной науки позволяют с новых позиций взглянуть на педагогическое искусство С. С. Бендицкого, осмыслить содержание его педагогики сквозь призму деятельностного подхода, конкретизировать основные принципы, выстроив их в триаду с соответствующими им методами работы, а также проследить черты преемственности в творческой деятельности представителей школы.
Ключевые слова: Семён Соломонович Бендицкий, фортепианная школа, деятельностный подход, художественно-образовательная среда, «Клуб пианистов», социальная ориентированность, коллективные занятия, педагогический антидогматизм, преемственность, исполнительские традиции.
PIANO SCHOOL OF S. S. BENDITSKY: PEDAGOGICAL PRINCIPLES AND FEATURES OF CONTINUITY IN HIS STUDENTS' ACTIVITY
Semyon Solomonovich Benditsky (1908-1993) was a pianist, teacher, promoter of music, whose art left a bright mark in the history of musical culture of the Volga region and the Urals. Being one of the first graduates of the H. Neuhaus, he made a significant contribution to the development of Russian piano art, becoming a founder of one of the most prominent regional piano schools. The creative image of S. S. Benditsky is extremely multifaceted and contradictory. It is known that he never consistently presented his views on music and pedagogy. His students and contemporaries left different assessments of his pedagogical principles, and the very possibility of their clear formulation is often questioned. Nevertheless, the historical distance and the achievements of modern science allow us to look at the pedagogical art of S. S. Benditsky from a new perspective, to comprehend the content of his pedagogy through the prism of an activity approach, to concretize the basic principles, building them into a triad with the corresponding methods of work, as well as to trace the lines of continuity in the creative activity of representatives of S. S. Benditsky^ school.
Key words: Semyon Solomonovich Benditsky, piano school, activity approach, artistic and educational environment, «Piano Club», social orientation, collective classes, pedagogical anti-dogmatism, continuity, performing traditions.
Необходимость научного осмысления передового исполнительского и педагогического опыта актуализирует обращение к творческому наследию Семёна Соломоновича Бендицкого (1908-1993), чья многогранная концертно-просветительская, педагогическая, общественная деятельность оказала значительное влияние на культурный облик не только Свердловска и Саратова, но простиралась далеко за пределы названных городов, где он жил и работал.
Несомненный талант и неуёмная жизненная энергия позволяли С. С. Бендицкому воплощать самые смелые замыслы: в период работы в Свердловске — циклы исторических концертов, открытие хоровой студии и работу в качестве хормейстера; в Саратове — художественное руководство филармонией, благодаря чему город регулярно с концертами посещали выдающиеся представители советской музыкальной культуры.
Он обладал обширным репертуаром, включающим фортепианную музыку от французских клавесинистов
до его современников. В характеристиках исполнительского искусства С. С. Бендицкого слушателями неизменно отмечается самобытность интерпретаций, гипнотическое воздействие на аудиторию, пианистическое мастерство, прекрасное владение широчайшей звуковой палитрой инструмента (фото 1).
Крупными достижениями отмечена педагогическая деятельность С. С. Бендицкого. В Уральской государственной консерватории С. С. Бендицкий проработал двенадцать лет — с 1934 (с момента её открытия) по 1946 г., сочетая педагогику с интенсивной концертной деятельностью. В Свердловске С. С. Бендицкий был одним из первых организаторов высшего музыкального образования, с 1934 по 1946 гг. он заведовал кафедрой камерного ансамбля (фото 2).
Начиная с 1946 г. и до конца жизни, творческая деятельность музыканта всецело была связана с Саратовом, где он проработал более сорока лет, что позволило в полной мере проявиться его педагогическому даро-
Фото 1. Семён Соломонович Бендицкий [1908-1993]
Фото 2. С. С. Бендицкий с Г. Г. Нейгаузом в Свердловске, 1934 г.
ванию. С 1960-х гг. плеяда блестящих выпускников его класса составляет большую часть кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консервато-
рии имени Л. В. Собинова. Среди них народные артисты России — А. М. Тараканов и Л. И. Шугом, заслуженные артисты России — А. А. Скрипай, Н. С. Бендицкий, Т. И. Кан, А. Д. Киреева, стипендиат сталинской премии — О. М. Се-нокосова, лауреаты и дипломанты международных и всероссийских конкурсов — Н. М. Смирнова, А. Е. Рыкель, О. В. Одинцов. Особо отметим выпускницу С. С. Бен-дицкого и О. М. Сенокосовой — Н. Н. Осипову, которая с 1967 г. работала на кафедре специального фортепиано, а в дальнейшем возглавила в консерватории кафедру фортепиано, сыграв значимую роль в её становлении. В Саратовском Педагогическом институте более сорока лет преподавала Л. А. Рахимбаева, в музыкальном училище успешно работает Р. В. Воейкова, высококлассными концертмейстерами стали Л. Д. Каминская и А. Г. Лев-ковский.
К работе кафедры специального фортепиано в дальнейшем присоединились «музыкальные внуки» С. С. Бен-дицкого — лауреаты и дипломанты международных конкурсов А. А. Виниченко, И. А. Хрулькова, Л. И. Ангерт, Т. И. Нечаева, М. В. Соловова, Т. В. Сафонова, Ж. В. Наза-рьянц, В. С. Вартанов, Е. С. Виноградова, Л. В. Моисеева и «музыкальные правнуки» — В. Б. Левицкий, И. В. Андреев. Безусловно, данное перечисление далеко не полное. В настоящее время множество высокопрофессиональных пианистов успешно работают на кафедрах фортепиано, концертмейстерской подготовки и камерного ансамбля, а также в качестве концертмейстеров в консерватории, музыкальном училище и др.
Особо подчеркнём, что фортепианное исполнительское искусство в Саратове отнюдь не ограничивается школой С. С. Бендицкого, представляя собой плодотворное сплетение нескольких «ветвей» фортепианного искусства. Так, линия А. Б. Гольденвейзера продолжена в Саратове в лице Б. К. Радугина; линия Ф. М. Блумен-фельда и Рауля Пьюно — в лице А. П. Щапова; линия К. Н. Игумнова — через Б. А. Гольдфедера, В. Е. Ханецкого, А. Д. Франка1, В. Н. Подгайную и обучавшихся в ассистентуре-стажировке у М. И. Гринберг Н. М. Смирнову,
A. Н. Чередниченко2, М. Л. Христиансенз, С. Я. Вартанова. Представителями «ветви», идущей от Т. Лешетицкого4 и
B. В. Пухальского, являются А. О. Сатановский, А. И. Катц и выпускник его класса И. Н. Виноградов.
С. С. Бендицкий своей деятельностью продолжил ещё одну ветвь отечественного пианизма — традиции Г. Г. Нейгауза. Именно поэтому в контексте рассматриваемой проблематики подразумевается нетождественность терминов «фортепианная школа С. С. Бендицкого» и «саратовская фортепианная школа», комплексное изучение которой достойно отдельного исследования.
Как правило, в музыкально-исполнительском искусстве одним из определяющих моментов в формировании школы является появление центральной фигуры — ярко одарённой личности, которая органично развивается
1 А. Д. Франк — выпускник Московской консерватории, класс Б. М. Берлина (ученик К. Н. Игумнова).
2 А. Н. Чередниченко окончила консерваторию у А. Д. Франка.
3 М. Л. Христиансен училась у А. Д. Франка, затем у Б. А. Гольдфедера, окончила консерваторию у А. И. Катца.
4 Изучению развития школы Т. Лешетицкого в Саратове посвящена диссертация Д. В. Воиновой [5].
65
на фоне существующей академической традиции. Творчески перерабатывая унаследованные знания, крупный музыкант привносит нечто новое, индивидуально обусловленное в видение различных проблем исполнительства и педагогики, формирует и транслирует свою собственную систему взглядов (см.: [4]).
Анализ воспоминаний учеников и коллег С. С. Бен-дицкого неизбежно приводит к выводу о том, что неуёмная энергия, присущая ему, незаурядный музыкальный талант, колоссальная эрудиция, артистизм и педагогическая интуиция представляют собой удивительный сплав качеств, всецело направленных на деятельное преобразование окружающей действительности через искусство. Спектр профессионально-личностных качеств С. С. Бендицкого наиболее точно определяется термином В. А. Петровского о «способности к персона-лизации», что характеризует индивида как обладателя комплекса психологических особенностей, позволяющих совершать социально-значимые деяния и преобразующе воздействовать на окружающих людей, осознанно или неосознанно транслируя различные формы активности (см.: [8]).
С большой очевидностью в воспоминаниях о С. С. Бен-дицком проявляются основные условия персонализирующего (преобразующего) воздействия личности — это особо выделяемые В. А. Петровским «значимость для другого» и «эмоциональная привлекательность» (см.: [8]). В свидетельствах о музыканте наиболее часто упоминаются выдающееся музыкальное дарование, артистизм, харизматичность, талант организатора, широчайшая эрудиция, афористичность высказываний, образная речь и педагогическая интуиция (см.: [10]).
Наличие комплекса названных качеств и активная деятельность С. С. Бендицкого в рамках коллектива учеников, слушателей, коллег, то есть музыкального сообщества, создали условия для вовлечения молодых музыкантов в музыкально-академическую традицию, что в свою очередь привело к образованию коллектива последователей, объединённых единой художественной платформой, то есть школы (см.: [4]).
Известно, что С. С. Бендицкий избегал излагать свои взгляды в конструктивно-логической форме и не оставил обобщающего методического труда5. Однако, судя по высокой результативности педагогической деятельности Семёна Соломоновича, можно с уверенностью утверждать, что его ученики подвергались целенаправленному педагогическому воздействию, а профессиональный рост и успехи учеников стали плодом целенаправленной работы.
Не являясь методистом в узком смысле этого слова, С. С. Бендицкий на практике применял жизнеспособную, диалектическую методику, которая, как и желал того Г. Г. Нейгауз, «была интересна и поучительна и для мастера, и для ученика» [9, с. 22]. Целеполагание в методике С. С. Бендицкого проявляется в стремлении воспитать не просто пианиста, но «пытливого», «ищущего новые берега» музыканта [2, с. 12]. Пронизывая педагогику С. С. Бендицкого, названная приоритетная целевая установка порождает принципы, следование которым становится для него делом всей жизни, содержанием всего его творчества.
Три базовых принципа педагогики С. С. Бендицкого напрямую коррелируют с принципами деятельност-ного подхода6. Определяемые приоритетной целевой установкой, они выстраиваются в следующую триаду с соответствующими каждому из них методами.
Первый принцип педагогики С. С. Бендицкого можно сформулировать как «Обобщение и универсализация навыков и форм деятельности», наиболее отчётливо проявившийся в приобщении студентов к различным видам творческой работы.
Основным направлением, безусловно, оставалось сольное исполнительство. Известно, что ученики С. С. Бендицкого участвовали в инициированных им масштабных монографических циклах, посвящённых И. С. Баху, Ф. Листу, Ф. Шопену, С. С. Прокофьеву, С. В. Рахманинову, П. И. Чайковскому, К. Дебюсси и др. В подобных проектах проявлялись истинные качества молодых музыкантов: их концертная выносливость, артистизм, способность к воплощению масштабных замыслов. Однако студенты его класса не ограничивались рамками специального инструмента и активно вовлекались в такие виды пианистической деятельности, как всегда любимая С. С. Бендицким игра в ансамбле (в четыре, в шесть и даже восемь рук), камерное музицирование. Кроме того, музыкант нередко поручал позаниматься старших студентов с младшими. Ученики играли друг другу, горячо обсуждали различные профессиональные вопросы, старались помочь советом. Это давало студентам возможность получения навыков педагогической практики.
Кроме освоения традиционных для пианистов форм деятельности, С. С. Бендицкий, опираясь на традиции А. Г. Рубинштейна, всячески ратовал за приобщение пианистов к пению в хоре, привлекал студентов-пианистов к игре в оркестре.
Ориентация на освоение универсальных навыков подразумевала не только приобретение разнообраз-
5 В ходе исследования удалось привлечь ценнейший источник — собственную методическую работу С. С. Бендицкого «О ведении класса камерного ансамбля как предмета, расширяющего творческий кругозор студента» (1959 г.). Обращение к данной работе имеет принципиальное значение и позволяет опровергнуть мнение о чистой спонтанности его преподавательского метода, поскольку в ней С. С. Бендицкий аргументирует свои основные взгляды на воспитание музыканта и особенности организации учебного процесса [2].
6 Разработка теории деятельности — заслуга отечественной психологии (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). В понимании деятельностного подхода в образовании мы базируемся на трактовке, изложенной А. В. Боровских и Н. Х. Розовым, рассматривающих в качестве основной педагогической цели подготовку ученика к выполнению различных общественных ролей, которые могут меняться в соответствии с «объективной социальной необходимостью» [3, с. 29].
ного исполнительского опыта, но и предопределила репертуарную стратегию, специфическими чертами которой стало формирование универсального репертуара с включением в него произведений широчайшего спектра музыкальных стилей и жанров и сочетание монографических и традиционных программ при индивидуальном подходе к каждому ученику.
Второй принцип педагогики С. С. Бендицкого можно сформулировать как «Социальная ориентированность и произвольность»7, наиболее ярким проявлением которого является формирование С. С. Бендицким художественно-образовательной среды, создание «Клуба пианистов», проведение крупных циклических проектов с вовлечением не только студентов класса, но и преподавательского состава консерватории и музыкального училища.
Тесное взаимодействие педагога и учеников в рамках «Клуба пианистов», а также создание постоянного «пред-концертного режима» в классе являются средствами интенсификации самостоятельных занятий студентов и формирования мощной мотивации к творческой деятельности, а также способом воспитания сценических навыков.
Особое значение в реализации социальной ориентированности имели пропагандируемые С. С. Бендицким коллективные занятия, обеспечивающие в рамках музыкально-исполнительской школы взаимообмен мнениями и слуховым опытом. Важно и то, что попутно происходило накопление багажа педагогических наблюдений благодаря возможности видеть, как опытный педагог ведёт уроки и через постоянное слушание множества программ соучеников. Путем такой организации занятий в классе происходит активизация коммуникативной структуры «ученик — ученик», что усиливает эффект при однонаправленных действиях.
Присутствие в воспоминаниях учеников противоречивых оценок, вплоть до противоположно характеризующих С. С. Бендицкого-педагога, подверженность учебного процесса власти момента, отрицание, при необходимости, сложившихся норм и установка собственных — всё это говорит о проявлении «личностной флексибельности», определяемой В. А. Петровским как «способность применять новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях деятельности» [11, с. 463].
Позволяя себе поддаваться власти момента, С. С. Бен-дицкий неизменно продолжал действовать в соответствии с приоритетной целевой установкой, добиваясь разрешения текущих задач многообразными сред-
ствами. Спонтанность, импровизационность и даже некоторая непоследовательность лишний раз маркируют принадлежность его педагогики принципам деятельностного подхода, из которого произрастает педагогический антидогматизм С. С. Бендицкого как высокая степень свободы и вариативности в управлении процессом воспитания будущего профессионального музыканта.
Третий принцип педагогики С. С. Бендицкого можно сформулировать как «Развитие "надпредметного" мышления в процессе деятельности»8, реализация которого во многом связана с установкой на воспитание широко эрудированного, самостоятельно мыслящего музыканта, нацеленностью на формирование высокого уровня общей и музыкальной культуры.
Фокусировка внимания на «надпредметном содержании» явственно проявляется в активном применении в процессе работы над музыкальным произведением ассоциативного метода, направленного на активизацию художественно-образного мышления, воображения и музыкальной интуиции.
В ходе занятий С. С. Бендицкий свободно приводил массу примеров из симфонической и оперной литературы, применял образные сравнения, сопоставления с произведениями литературы и живописи с целью развить воображение и ассоциативное мышление ученика. В данном контексте приведём высказывание Т. И. Кан: «Огромная музыкальная эрудиция Семёна Соломоновича позволяла ему цитировать за роялем целые страницы из опер Вагнера, Чайковского, Верди, Мусоргского. Ссылки на великих актёров — Шаляпина, Москвина, Качалова, поэтические строки Пушкина, Шекспира, Пастернака, сочно декламируемые учителем, — все это невероятно возбуждало фантазию, расширяло горизонты привычного "школьного" прочтения нотного текста. Магия урока состояла в том, что все словно прозревали: да, именно так должна звучать эта пьеса!» [10, с. 130].
Приоритет «надпредметного содержания» в педагогике С. С. Бендицкого ярко подчеркивает системную взаимосвязь трех изложенных принципов деятельностного подхода, что вновь возвращает нас к приоритетной целевой установке — воспитать музыканта, который всегда стремится к саморазвитию. Так, например, А. А. Скрипай пишет, что Семён Соломонович старался «добиваться от своих учеников не просто послушного выполнения его указаний: он более всего хотел "привить" им свой способ жизни, когда музыка — это всё: и образ мыслей, и образ жизни, и, собственно, сама жизнь» [10, с. 122].
Анализ творческой деятельности учеников С. С. Бендицкого позволяет выявить наличие ряда характерных
7 А. В. Боровских и Н. Х. Розов, указывая на то, что любая произвольность изначально имеет социальную природу, подчёркивают образовательное значение данного принципа, справедливо отмечая, что «даже один-единственный партнёр может создавать тебе такое многообразие условий, которое никакими алгоритмами не схватишь и никакими условными конструкциями не опишешь» [3, с. 56]. То есть произвольность проявляется в том, что любое взаимодействие с другим человеком (учеником, педагогом, окружающими) строится не по заранее намеченному плану, а в процессе самой деятельности.
8 А. В. Боровских и Н. Х. Розов пишут: «Предмет — это то, на чём человек учится. А вот чему учится — это уже другой вопрос» [3, с. 55]. В этом смысле примечательно само название методической работы С. С. Бендицкого, где учебная дисциплина — камерный ансамбль — позиционируется в первую очередь как возможность развития эрудиции и кругозора ученика.
черт, свидетельствующих об осуществлении процесса преемственности транслируемой им системы ценностей. Прежде всего отметим, что личный пример С. С. Бен-дицкого как разностороннего музыканта, а также его стремление к универсализации приобретаемых учениками навыков в дальнейшем реализовались в качестве такой черты, как многогранность творческой деятельности каждого из них.
Исполнительская деятельность является одним из приоритетных направлений творчества представителей школы С. С. Бендицкого. Заложенная ещё в период обучения в классе С. С. Бендицкого традиция активного концертного исполнительства успешно продолжилась и в самостоятельной деятельности его выпускников. Бережное отношение С. С. Бендицкого к индивидуальности ученика и педагогическая проницательность позволили ярко проявиться индивидуальности каждого из них, сформироваться собственному исполнительскому почерку.
Репертуаручеников С. С. Бендицкого является весьма показательным критерием общности творческих установок его последователей. Своеобразная репертуарная стратегия, сочетающая монографические и традиционные программы, нашла своё отражение и в концертном репертуаре представителей его школы. Многим из них присущ репертуарный универсализм, стремление к реализации масштабных монографических и тематических циклов.
Широта и необъятность репертуара А. М. Тараканова, включающего тридцать сольных программ и двадцать семь фортепианных концертов, вызывает искреннее восхищение и уважение коллег. Тяготение к монографическим программам — одна из характерных черт музыканта, и как справедливо отмечает С. Я. Вартанов, «есть области, которые он предпочитает осваивать до конца, исчерпывающе» [1, с. 8]. Впечатляющий репертуарный список музыканта включает тридцать две сонаты (исполнены в течение одного года в сезоне 1970-1971 гг.), пять концертов Л. В. Бетховена, двадцать четыре этюда и все прелюдии Ф. Шопена, двадцать четыре прелюдии К. Дебюсси, пять концертов и девять сонат С. С. Прокофьева, Этюды-картины ор. 33 и ор. 39 С. В. Рахманинова (фото 3).
Однако этим внушительным списком его репертуар не исчерпывается. Нельзя не упомянуть сонату си минор Ф. Листа, Большую сонату и цикл «Времена года» П. И. Чайковского, Сонату си-бемоль минор Ф. Шопена, «Ночной Гаспар» М. Равеля, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, Вариации на тему Корелли С. В. Рахманинова, сонаты № 4 и 5 А. Н. Скрябина, тридцать три вариации на тему вальса Диабелли Л. Бетховена и др.
Масштабность творческих устремлений и стремление к воплощению крупных циклических серий (по справедливому выражению А. И. Демченко, «поистине циклопических проектов») являются определяющими особенностями творческого облика Н. С. Бендицкого. В его репертуаре тридцать две сонаты Л. В. Бетховена, сорок восемь прелюдий и фуг И. С. Баха, прелюдии
Фото 3. А. М. Тараканов с С. С. Бендицким
-
и фуги Д. Д. Шостаковича, все сонаты А. Скрябина и С. С. Прокофьева, а также сонаты Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Ф. Листа, Й. Брамса, П. И. Чайковского, концерты Й. Брамса, С. С. Прокофьева [7, с. 17].
Реализация крупных циклических серий свойственна также и Л. И. Шугому. Он неоднократно исполнял циклы монографических сольных концертов, посвящённых Л. Бетховену, Р. Шуману, Ф. Шопену, Ф. Листу, П. И. Чайковскому, С. В. Рахманинову, а также тематические циклы «Избранные фортепианные произведения» (шесть сольных концертов), «Русская фортепианная и камерная музыка» (пять концертов), «Памяти Э. Гилельса» (четыре концерта) и др. [12, с. 416].
Музыкантский универсализм и широту спектра исполнительских интересов А. А. Демченко выделяет в качестве основных черт А. А. Скрипая. Как пишет исследователь, «он одновременно и классик, и романтик, потому основная магистраль его концертной афиши выглядит следующим образом: Бах — Моцарт — Бетховен — Шуберт — Шуман — Брамс — Чайковский — Рахманинов» [7, с. 15]. В период с 1975 по 1985 г. А. А. Скри-пай принимал участие в цикле концертов «Шедевры фортепианной музыки» в качестве солиста Саратовской филармонии совместно с А. М. Таракановым и А. И. Кат-цем (фото 4).
Приверженность к камерному музицированию является неотъемлемой чертой творческого облика учеников С. С. Бендицкого. Его личный пример, любовь к камерному музицированию, а также воспитание учеников в духе понимания значимости для музыканта-пианиста навыков ансамблевой игры ярко отразились в деятельности учеников, многие из которых регулярно обращались и обращаются к сокровищнице камерной и ансамблевой музыки.
Яркой преемницей данной черты творчества С. С. Бендицкого является Т. И. Кан. Она в полной мере демонстрирует универсальность исполнительских качеств, что, по всей видимости, было воспринято ею у своего наставника. Она обладает исполнительским опытом сольного исполнителя, ансамблиста и концертмейстера, выступавшего практически со всеми оркестровыми инструментами и типами голосов.
Примечательно, что Л. И. Шугом, А. А. Скрипай,
68
Фото 4. Открытое заседание кафедры специального фортепиано в Малом зале Саратовской консерватории 21 ноября 1978 г.
слглговгк ля
НОНСЕР
л к I
(»яки
МАЛЫЙ ЗАЛ
.......
ОТКРЫТОЕ ЗАСЕДАНИЕ
«1«|РИ СЩ11Ш0Г1 ЮТШШ
■ »■никои Н'М1И ев дм (КЕГ>
ФРАНЦА ШУБЕРТА
Н Нви1В*ИЧГ ЫрОНЗВГДГННН и* 01.1Л ичиини <1 ^ Р^НИ ■Нчи.1П':1. Кшнигна. <|Ц0<Т1»
И1|К1ШН1Г№ «янагисиим
ТАТЬЯНА НИН а с н НИРЕЕВ* НАТАЛИИ СМИРНОВА НАТАН БЕНДИЦННИ ОЛЕГ о д и н ц о а ДПЕНСМШР РЬ|НИЕПЬ АНАПШИЙ снрипай лев щчгом
Н. С. Бендицкий, тоже часто обращавшиеся к камерному музицированию, являются выпускниками Т. И. Кан по классу камерного ансамбля, сумевшей передать им любовь к камерной музыке, воспринятой ею ещё от своего учителя.
Л. И. Шугом в годы обучения в консерватории под руководством Т. И. Кан принял участие во Всероссийском конкурсе камерных ансамблей (Москва, 1968 г.) в составе с саратовскими музыкантами М. Щербаковым и В. Ма-кушкиным, где был удостоен звания дипломанта [12, с. 415].
А. А. Скрипай в течение пятнадцати лет (1973-1988) выступал с камерными программами в составе трио с Л. Ивановым (виолончель) и Т. Сандлер (скрипка) с внушительным репертуаром. Ими были исполнены все фортепианные трио Л. В. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса; фортепианные трио Й. Гайдна, В. Моцарта, Ф. Мендельсона, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, а также все скрипичные и виолончельные сонаты Л. Бетховена, И. Брамса и др. [6, с. 96].
Обширным камерно-инструментальным и вокальным репертуаром обладал Н. С. Бендицкий, неоднократно участвовавший в камерных концертах Саратовской организации Союза композиторов, съездах и пленумах союза композиторов СССР и РСФСР в Москве, Ленинграде, Саратове и других городах.
Из других учеников С. С. Бендицкого, заявивших о себе в камерно-инструментальном музицировании, отметим А. С. Кирееву, которая много выступала в ан-
самбле с Т. Сандлер и Л. Ивановым. В период с 1982 по 1990 г. совместно с Т. Сандлер были осуществлены циклы «Бетховен. Десять сонат для скрипки и фортепиано», «Брамс. Камерно-инструментальное творчество» [12, с. 169].
Увлечённость в классе С. С. Бендицкого камерным музицированием реализуется и через поколение в качестве важнейшей составляющей творческой деятельности его «музыкальных внуков» — М. Л. Преображенского, О. М. Соломатиной, Н. И. Толстоноговой, Р. М. Гольд-фейн, Э. Э. Зориной, О. Н. Надольской, О. Ю. Ушаковой, А. С. Старостиной, Т. В. Сафоновой, Ж. В. Назарьянц, Т. И. Нечаевой и др.
Практика четырёхручной игры, культивируемая С. С. Бендицким в рамках «Клуба пианистов», в дальнейшем переросла в регулярное сотрудничество его учеников друг с другом в составе фортепианных дуэтов. О. М. Сенокосова выступала в составе фортепианного дуэта с С. С. Бендицким уже в годы обучения в консерватории, а с 1967 г. — в дуэте со своей выпускницей Н. Н. Осиповой. А. С. Киреева играла в составе фортепианного ансамбля с А. И. Катцем, О. Одинцовым, Т. И. Кан. В составе фортепианных дуэтов Т. И. Кан много выступала со А. А. Скрипаем, Л. И. Шугомом, Н. С. Бендицким, Н. М. Смирновой (фото 5).
Фото 5. Афиша концерта преподавателей кафедры специального фортепиано Саратовской консерватории 18 мая 1977 г.
НШЕРВ1Т0РНЯ
. I „ Л й С в 6 и л ч 1 д
„в...
ФОРТЕИШНЫЕ ДУЭТЫ
С- В. РАХМАНИНОВ
м г
Тдтьянд И Д Н Сергей ВДРТДНОВ
Д с я НИРЕЕВД Олег ОДИНЦОВ
— Дндтогий СНРИТДЙ ----- Лев ШУГОМ
к Ж/Ч
а
Примерами долгосрочного сотрудничества являются яркие фортепианные дуэты учеников Семёна Соломоновича и его «музыкальных внуков»: А. Е. Ры-
кель — Л. И. Шугом, А. А. Скрипай — А. А. Виниченко, А. А. Скрипай — Е. А. Скрипай9, А. А. Скрипай — Л. И. Ан-герт, Т. Л. Зимина10 — Н. А. Корепина11, З. В. Рождественская^ — Н. Н. Осипова и др.
Еще одной неотъемлемой чертой творческого облика представителей школы С. С. Бендицкого является активное осуществление общественной деятельности (организационной, управленческой, просветительской). Его личный пример разностороннего музыканта, умеющего заразить своими идеями окружающих, вовлечь в реализацию самых смелых замыслов и проектов, отразился в умении учеников органично сочетать сразу несколько граней творчества — исполнительскую и педагогическую деятельность с общественной.
А. М. Тараканов более тридцати лет является заведующим кафедрой специального фортепиано Саратовской консерватории. А. Д. Киреева отмечает такие ценные качества А. М. Тараканова-руководителя, как «умение создать ситуацию, при которой легко и с удовольствием работается, при которой каждый живёт своей индивидуальной жизнью в искусстве и жизнью своей кафедры» [1, с. 21]13. Обладая даром организатора крупных музыкально-просветительских проектов, музыкант продолжает линию С. С. Бендицкого, воплощая в жизнь такие масштабные мероприятия, как Международный Губернаторский конкурс пианистов, Всероссийский конкурс им. С. С. Бендицкого, кафедральные концерты, ежегодные кафедральные конкурсы, смотры учащихся музыкальных училищ. С 1993 г. А. М. Тараканов становится идейным вдохновителем и художественным руководителем Российского фестиваля имени Г. Г. Нейгауза в Саратове, в котором принимают участие известнейшие российские музыканты. Этот фестиваль является не только украшением музыкальной жизни Саратова, но и осуществляет связь поколений.
Следующим ярким примером плодотворного совмещения столь различных сфер деятельности, как исполнительство, педагогика и административная работа, является деятельность А. А. Скрипая, занимавшего руководящие должности около 35 лет (1974-1985 — заведующий кафедрой специального фортепиано, 1990-1997 — проректор по учебной работе, 1997-2008 — ректор Саратовской консерватории, 2008-2015 — заведующий кафедрой специального фортепиано № 2). При нём начал работу факультет среднего профессионального образования, консерватория получила статус Академии, был получен президентский грант на развитие. Его деятельность неизменно отличала направленность
на развитие художественной среды вуза, особой культурной атмосферы третьей в России консерватории.
Не оставлял исполнительскую и педагогическую работу Л. И. Шугом, работая в должности ректора Саратовской консерватории с 2008 по 2016 г. В данный период был отмечен столетний юбилей консерватории, проведены циклы концертов в Саратове, Москве и других городах. Любимым детищем Л. И. Шугома стала открытая при его содействии Детская музыкальная школа для одарённых детей при Саратовской консерватории. В период работы на должности заведующего кафедрой специального фортепиано (1987-1991) им были организованы отчётные концерты кафедры в Москве. В период с 1992 по 1995 г. он возглавлял фортепианный отдел Академии для одарённых детей и юношества при консерватории, в 1995 г. музыкант организовал Открытый фестиваль, посвящённый 90-летию со дня рождения С. С. Бендицкого [12, с. 416].
Н. М. Смирнова, помимо исполнительской, педагогической деятельности, работала в должности проректора по воспитательной работе с 2008 по 2016 гг., осуществив ряд культурно-образовательных проектов; с2016 г. являлась руководителем функционирующего на базе консерватории научно-творческого объединения «Шнитке-центр». Пианистка ведёт плодотворную работу в области научной и учебно-методической деятельности, имеет значительный объём публикаций, сосредоточив фокус научного поиска в сфере комплексного изучения композиторского стиля и повышения качества профессионального образования в рамках музыкального вуза [12, с. 324].
А. Е. Рыкель с 2007 по 2009 гг. работал в должности проректора по учебной работе, 2009 по 2010 — проректором по концертной деятельности и международным связям. Музыкант стал инициатором создания и ведущим дискуссионного клуба «Камерата», существовавшего с 2008 по 2016 г. Тематические выступления педагогов кафедры, прослушивание редких записей, совместное обсуждение поставленной проблематики — всё это отличало направленность клуба на протяжении всего периода его работы.
Просветительской направленностью ярко выделяется деятельность Т. И. Кан. Двадцать лет она вела авторскую программу «Час музицирования в Радищевском музее», за время которой было сыграно 200 концертов. Трудно переоценить значимость телевизионного цикла «Вечера камерной музыки» (ГТРК Саратов) и многолетнего проекта «Музыканты — школьникам». Захва-
9 Преподаватель кафедры фортепиано, дочь А. А. Скрипая, выпускница его класса.
10 Лауреат международного конкурса, окончила консерваторию у А. Е. Рыкеля, преподаватель кафедры фортепиано.
11 Лауреат международного конкурса, окончила ассистентуру-стажировку у А. А. Скрипая, преподаватель кафедры фортепиано.
12 Заведующая кафедрой фортепиано СГК, профессор. Окончила ассистентуру-стажировку в классе С. С. Бендицкого по камерному ансамблю.
13 Кроме того, она особо подчёркивает искреннюю доброжелательность и мягкость по отношению к каждому из коллег, отсутствие малейшего напряжения между «руководителем» и «подчинённым», умение погасить возможность самого незначительного конфликта, спокойную и конструктивную атмосферу на заседаниях кафедры [1, с. 21]. Такого же мнения придерживаются и другие коллеги, например, С. Я. Вартанов пишет, что «ему чужда поза всезнайки, гения, авторитета в последней инстанции — он внимателен к каждому аргументированному мнению...» [1, с. 9].
тывающие комментарии к концертам рождают живой отклик слушателей, что способствует популяризации классического музыкального искусства.
Активную организационную, общественную и учебно-методическую работу в годы пребывания на кафедре специального фортепиано проводили О. М. Сенокосова, Н. С. Бендицкий, О. В. Одинцов, А. Д. Киреева (выездные концерты, методическая помощь музыкальным училищам, тематические концерты и т. д.).
Помимо сказанного, одной из общих черт для учеников С. С. Бендицкого является просветительская направленность по отношению к редко исполняемым произведениям, а также к музыке саратовских композиторов, что было свойственно их наставнику, немало сделавшего в данной сфере.
А. Д. Киреева явилась инициатором исполнения «Каприччио» И. Стравинского, Концерта для фортепиано, скрипки и Струнного квартета Э. Шоссона, Сонаты для двух фортепиано и ударных Б. Бартока, вокального цикла «Песни об умерших детях» Г. Малера, «Концерта для фортепиано и восемнадцати духовых», цикла «Фавн и пастушка» И. Стравинского, Импровизации и фуги А. Шнитке, песен А. Берга и др. [12, с. 169].
Одним из ярких примеров просветительской направленности исполнительской деятельности представителей школы С. С. Бендицкого является премьера в Саратове концерта для четырёх фортепиано М. Куул-берга, Сюиты «Париж» для четырёх фортепиано Д. Мийо, а также концерта для четырёх фортепиано К. Черни, осуществлённая в один вечер А. М. Таракановым, Л. И. Шу-гомом, А. А. Скрипаем совместно с А. И. Катцем. Кроме того, данный пример иллюстрирует продолжение традиции «многоручного» музицирования, приверженцем которого являлся С. С. Бендицкий, а также способность объединяться представителей фортепианной кафедры с целью осуществления совместных творческих проектов.
К популяризации творчества саратовских композиторов сопричастны многие ученики С. С. Бендицкого. В частности, А. А. Скрипай — первый исполнитель Сонаты Б. А. Сосновцева, семи эскизов и «Каприса» Е. В. Гохман. В 1984 г. совместно с народной артисткой РФ Н. Тарасовой А. А. Скрипай исполнил в Москве вокальный цикл Е. В. Гохман «Бессонница» на стихи М. Цветаевой, удостоенный Государственной премии. В репертуаре А. М. Тараканова — концерт О. А. Моралёва; Л. И. Шугома — пьесы М. Симанского; Т. И. Кан — многие произведения Е. Гохман; Н. С. Бендицкого — вокальные циклы О. А. Моралёва «Смерть солдата», «Перечитывая Блока», «Три настроения», романсы Е. Гохман на слова Г. Лорки, романсы М. Симанского на слова Г. Эмина, вокальный цикл Ю. Массина на слова Д. Блейка (Фото 6).
Как видно из сказанного, впечатляющий репертуар учеников С. С. Бендицкого свидетельствует о неустанной устремлённости к творческому поиску и профессиональному совершенствованию. Влияние С. С. Бендицкого прослеживается и в том, что ученикам свойственно осуществление не только серий концертов, но и орга-
Фото 6. Афиша концерта преподавателей Саратовской консерватории 10 марта 1981 г._
и р *»■ р * * * ■
Саратовом 1 ■'' ■'-
КОНСЕРВАТОРИЯ
ц. 1 1- н || .1. В . л 1ц н ц и ^
шьшм! ■гти.ч ;ул ■ плыки пн «КТЙЬГЧ.Ш.И !ЛЛ
■ I И Ю -т" |Щ '
Ппг ПМ.ЧГТ.-П ДДН> ГТ-СЗДЕ ИПСС
МУЗЫКА саратовских
КОМПОЗИТОРОВ
Г^1 н0н,|йрг цнияр .ОДр'ВПНЭННЫй сипи н -чИг-Дь! >
р ЛН1Г1**| |ЖИМ1Н М. Сьмвнсшаю. 6- Сосммчыи, Л. бргяишя. Г., Гнин, О. МйрОМЫ. 4- ^Ьиннмк. Г, А ипви
11НИ11
Т. КАИ. А, КИРЕЕВА, И 1ЮТСИЛЯ К МИРНОМ. Т. СЛ^иШСР, Н, бСИЛИНКНИ. А, ГРИЮРЬЫ. Е. ЬЛЛ*11№*. Л. ГОХМАН И КРлШЖНИНИкОВ, О.«ДИНИПИ. Д .РЫИГ.ЧЬ. л пгригии л ШУГОМ
низация крупных общекафедральных проектов.
Данная особенность является отражением полученного ещё в период обучения опыта тесного взаимодействия друг с другом (наряду с привлечением музыкантов-пианистов, не являющихся непосредственно учениками С. С. Бендицкого) с целью реализации творческих замыслов. Среди таковых — циклы «Фортепианные стили и жанры», «Фортепианные дуэты», «9 сонат С. Прокофьева», «Развитие фортепианной сонаты», фестиваль «Музыканты Саратова — городу-герою», множество выездных концертов на предприятиях, учебных заведениях Саратова, выступлений в музыкальных училищах области и в других городах (Фото 7).
Итак, подытоживая рассмотрение творческой деятельности известных саратовских музыкантов — учеников С. С. Бендицкого, представляется возможным сделать следующие выводы:
1. Учитывая сказанное, можно с уверенностью заключить, что фортепианная школа С. С. Бендицкого обладает всеми атрибутивными признаками функционирования школы в музыкальном исполнительском искусстве:
— выдающиеся профессионально-личностные качества лидера школы, способность к преобразующему воздействию на окружающую действительность через искусство и социально-значимую деятельность;
— преемственность творческих установок и активно функционирующие коммуникативные связи между представителями школы;
— плеяда высокопрофессиональных учеников, чья деятельность имеет как «родовые черты», так и при-
ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ.
ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ 2022 № 3 (17) Педагогика и психология искусства
Фото 7. Афиша концертов цикла «Фортепианные стили и жанры» преподавателей кафедры специального фортепиано Саратовской консерватории 26-27 ноября 1980 г.
Н>Р<|1 | >1'«1|Л рс.с.
САРАТПВГКЛЧ ГПГУЛаг. Г ц- ' ■ '
ШСЕРВШРИ
И -I н 1Р Д .1 й- Г.
(Ж 1 НЫ'ЬСКНИ
(■»1 26 |>|1г>П| ■4— 27 14'
ВЕНА
ОТ ГАЙДНА ДО НЕВЕРНА
¡IV И '*' НОнибр^ы цикла , Фаргнпмнь*,г стал» и *-анры |
1Щими|Ив1
.ГЯ11П Р ей*
СМИ УР * МП-ЬвйУ*^ и
4СЛ
И И Р I Е I I
лшаии
слмсйиавд
Ш11Н
н ■ т ц
Р Ы Н Е Л Ь
ЬПКМмилштчЪлн FilUM.il г" Ми
ШЛ' ;1юя-- 'Ц.иш
Ш№Р1]
I № ш II
КИМ'Ьрщ].
ц,, П.и!
СУнриав!
нищ
11РТ1Н01
ели:
о И и ц а в
'ЦМЦ-ЦКЧ*
С Н Р И п Л •
пев шугам
■ % И !Р"ПИ| I
1 1НН1\И
знаки возрастания инновационной составляющей, обусловленной яркой творческой индивидуальностью каждого из них.
2. Основной характеристикой фортепианной педагогики С. С. Бендицкого и его учеников является опора на деятельностные принципы, в основе которых — приоритетная целевая установка, продиктованная стрем-
лением воспитать эрудированного и самостоятельно мыслящего музыканта-практика.
3. Важнейший принцип педагогики С. С. Бендицкого — воспитание музыканта, обладающего универсальными навыками практической деятельности, в полной мере воплотился в многогранной творческой деятельности представителей его школы. Как правило, для последователей С. С. Бендицкого характерно совмещение интенсивной концертной деятельности с не менее интенсивной и результативной педагогической, осуществляемыми наряду с общественной (организационной, управленческой, просветительской).
Здесь нельзя не отметить важную роль сформировавшегося уже в период обучения в классе С. С. Бендицкого устойчивого навыка совмещения активной концертной жизни, нерегламентированных уроков профессора, общественной работы с требованиями учебного плана, а также собственными самостоятельными занятиями за инструментом.
В настоящее время к перечисленным чертам добавляется тенденция к активизации научно-исследовательского направления деятельности учеников и «музыкальных внуков» С. С. Бендицкого, что является новой чертой, свидетельствующей о стремлении к анализу и осмыслению практического опыта.
4. Социальная ориентированность педагогики С. С. Бендицкого, осознание учениками себя частью музыкального сообщества сделали представителей его школы продолжателями дела своего наставника по созданию художественно-образовательной среды не только в рамках класса, но и в культурном пространстве Саратова и области в целом.
Таким образом, представленный обзор творчества известных саратовских пианистов позволяет говорить об осуществлении процесса преемственности в рамках фортепианной школы С. С. Бендицкого, а также её жизнеспособности и высокой эффективности.
Литература
1. Альберт Тараканов. Человек, музыкант, педагог / отв. ред. А. Д. Киреева. Саратов, 2003. 56 с.
2. Бендицкий С. С. О ведении класса камерного ансамбля как предмета, расширяющего творческий кругозор студента [Рукопись] / Библиотека Саратовской гос. консерватории имени Л. В. Собинова. Саратов, 1958. 17 л.
3. Боровских А. В., Розов Н. Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. М.: МАКС Пресс, 2010. 80 с.
4. Виноградова Е. С. «Способность к персонализации» и её значение в деятельности лидера исполнительской школы (на примере фортепианной школы С. С. Бендицкого) // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 6 (68). Ч. 2. С. 57-62.
5. Войнова Д. В. Фортепианная школа Т. Лешетицкого и её
развитие в Саратове: дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2021. 233 с.
6. Демченко А. И. Анатолий Скрипай // Анатолий Скрипай. Творческий путь музыканта. М.: Композитор, 2008. 100 с.
7. Демченко А. И. Саратовские пианисты. Саратов, 2002. 28 с.
8. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского; ред.-сост. Л. А. Карпенко. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 505 с.
9. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. М.: Дека-ВС, 2007. 332 с.
10. О Бендицком / сост. А. Д. Киреева; ред. А. Е. Рыкель. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2005. 160 с.
11. Петровский В. А. Личность учителя с позиции персонализации // Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. С. 456-475.
12. Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова: 1912-2012: энциклопедия / отв. ред. О. Б. Краснова. Саратов: Изд-во И. П. Везметинова, 2012. 444 с.
References
1. Albert Tarakanov. Chelovek, muzykant, pedagog [Man, musician, teacher] / otv. red. A. D. Kireeva. Saratov, 2003. 56 p.
2. Benditskij S. S. O vedenii klassa kamernogo ansamblya kak predmeta, rasshiryayushchego tvorcheskij krugozor studenta [Rukopis"] [On conducting a chamber ensemble class as a subject that expands the student's creative horizons [Manuscript]] / Biblioteka Saratovskoj gos. konservatorii imeni L. V. Sobinova. Saratov, 1958. 17 l.
3. Borovskih A. V., Rozov N. H. DeyatePnostnye printsipy v ped-agogike i pedagogicheskaya logika [Activity principles in pedagogy and pedagogical logic]: posobie dlya sistemy professionaFnogo pedagogicheskogo obrazovaniya, perepodgotovki i povysheniya kvalifikatsii nauchno-pedagogicheskih kadrov. M.: MAKS Press, 2010. 80 p.
4. Vinogradova E. S. «Sposobnost k personalizatsii» i eyo znachenie v deyatePnosti lidera ispolnitePskoj shkoly (na primere fortepiannoj shkoly S. S. Benditskogo) [«The ability to personalize» and its significance in the activities of the leader of the performing school (on the example of the piano school of S. S. Benditsky)] // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kuP-turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art criticism. Questions of theory and practice]. 2016. № 6 (68). Ch. 2. P. 57-62.
5. Vojnova D. V. Fortepiannaya shkola T. Leshetitskogo i eyo razvitie v Saratove [The Piano school of T. Leshetitsky and its
Информация об авторе
Елена Сергеевна Виноградова E-mail: elenavinolig@mail.ru
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1
development in Saratov]: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. Saratov, 2021. 233 p.
6. Demchenko A. I. Anatolij Skripay [Anatoly Skripai] // Anatolij Skripaj. Tvorcheskij put" muzykanta [Anatoly Skripai. The creative path of the musician]. M.: Kompozitor, 2008. 100 p.
7. Demchenko A. I. Saratovskie pianisty [Saratov pianists]. Saratov, 2002. 28 p.
8. Kratkij psihologicheskij slovar"[A brief psychological dictionary] / pod obshh. red. A. V. Petrovskogo, M. G. Yaroshevskogo; red.-sost. L. A. Karpenko. Rostov n/D.: Feniks, 1998. 505 p.
9. Neuhaus G. G. Ob iskusstve fortepiannoj igry. Zapiski pedagoga [About the art of piano playing. Notes of a teacher]. M.: Deka-VS, 2007. 332 p.
10. O Benditskom [About Benditsky] / sost. A. D. Kireeva; red. A. E. Rykel". Saratov: Privolzhskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2005. 160 p.
11. Petrovskij V. A. Lichnost" uchitelya s pozitsii personalizatsii [The teacher's personality from the position of personalization] // Lichnost" v psihologii: paradigma sub""ektnosti [Personality in Psychology: Paradigm of subjectivity]. Rostov n/D.: Feniks, 1996. P. 456-475.
12. Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova: 1912-2012: entsiklopediya [Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov: 1912-2012: encyclopedia] / otv. red. O. B. Krasnova. Saratov: Izd-vo I. P. Vezmetinova, 2012. 444 p.
Information about the author
Elena Sergeevna Vinogradova E-mail: elenavinolig@mail.ru
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.