Варламов Дмитрий Иванович, доктор искусствоведения, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Varlamov Dvitry Ivanovich, Dr. Sci. (Arts), Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Head of the History and Theory of Performing Art and Musical Pedagogy Department of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА В САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
Педагогика искусства — одна из новых отраслей отечественной педагогики, смысл которой в изучении интегративных процессов педагогики и искусства. Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова в этом отношении представляется идеальным объектом для исследования. Автор подошел к исследованию педагогики искусства как к триаде: педагогика как искусство, как наука и как технология. В центре внимания первой составляющей — педагогические школы и традиции Саратовской консерватории в историческом и современном ракурсе; второй — фундаментальные исследования (педагогические диссертации), проводимые в вузе; третьей — технологии, то есть способы управления педагогическими процессами. Применение нетрадиционной методологии изучения педагогических процессов в художественном вузе позволило открыть ряд новых взглядов на творческую жизнь коллектива. Обнаружены факторы интенсификации деятельности художественного вуза и, соответственно, его развития: многообразие направлений внутри одной школы, их взаимодействие и конкурентоспособность; открытость школы к взаимоотношениям с другими художественными образованиями; готовность и способность школы к структурным и качественным изменениям. Определено состояние педагогики как науки в Саратовской консерватории, представляющее собой только первый шаг к изучению педагогики искусства, только этап подбора ключей к двери, которая ведет в большую науку, результатом чего должны стать прорывные технологии движения вперед 110-летнего вуза. Главный вывод: педагогика искусства в художественном вузе может добиться успеха, только если развитие получат все составляющие ее триады: искусство, наука и технология.
Ключевые слова: педагогика искусства, педагогическая наука, педагогические технологии, Саратовская консерватория, традиции и школы.
PEDAGOGY OF ART AT THE SARATOV CONSERVATOIRE
Art pedagogy is one of the new branches of Russian pedagogy which studies the integrative processes of pedagogy and art. Inthis regard the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov seems to be an ideal object for research. The author views art pedagogy as a triad: pedagogy as art, as science and as technology. The first component focuses on pedagogical schools and traditions ofthe Saratov Conservatoire from a historical and modern perspective; the second is fundamental research (pedagogical dissertations) conducted at the university; the third is technology, that is, methods of managing pedagogical processes. The use of an unconventional methodology for studying pedagogical processes in an art university offered a number of new views on the creative life ofthe collective. The author revealed the following factors of intensification of the art university activity and accordingly its development: the diversity of directions within one school, their interaction and competitiveness; the openness of the school to relationships with other art formations; readiness and ability of the school for structural and qualitative changes. The state of pedagogy as a science at the Saratov Conservatoire has been determined, which is only the first step towards studying the pedagogy of art, only the stage ofselecting the keys to the door that leads to a great science, which should result in breakthrough technologies for 110-year-old university moving forward. The author concludes that the pedagogy of art in an art university can succeed only if all the components of its triad are developed: art, science and technology.
Key words: pedagogy of art, pedagogical science, pedagogical technologies, Saratov Conservatoire, traditions and schools.
Педагогика искусства в любом художественном вузе может включать три направления: собственно педагогическую деятельность коллектива творческого учебного заведения как основную сферу функционирования вуза в соответствии с его целеполаганием (педагогика как искусство); педагогику как науку, обеспечивающую продвижение в основную сферу педагогических инноваций (инновационная педагогика); педагогику как технологию, с помощью которой организация выполняет возложенную на нее функцию. Эти направления взаимосвязаны и взаимообусловлены: педагогическая деятельность коллектива во многом определяется традициями вуза как формой приобретения, хранения и развития педагогического опыта, из которого складываются школы — эти традиции и школы есть бес-
ценное достояние поколений педагогов и студентов, которое всегда уникально для учебного заведения; однако развитие традиций — приоритет прежде всего инновационной педагогики, то есть науки; наконец, формирование традиций, их сохранение и развитие невозможно без технологий преемственности опыта, передачи его от поколения к поколению. Круг замкнулся, и это очень важно для качества педагогики искусства конкретного художественного учебного заведения: чем больше кругов в стволе вуза, тем он мощнее, богаче его традиции и выше результаты творческой и педагогической деятельности.
Саратовская консерватория отличается от многих художественных вузов богатством всех трех названных направлений, и обусловлено это не только солидным
возрастом, но, в первую очередь, многообразием педагогических традиций и школ практически во всех специальностях, имеющих место быть в ее структуре. Возможности жанра статьи потребовали ограничения объекта исследования пока только рамками музыкально-исполнительских специальностей. Теоретический факультет и Театральный институт еще ждут своих исследователей педагогики искусства.
Педагогика как искусство: авторские школы
Традиции исполнительства на фортепиано, струн-но-смычковых и духовых инструментах, академического пения начали складываться со дня основания Саратовской консерватории. Сильнейшее влияние на эти процессы оказывали московская и петербургская школы, представители которых в разное время оказывались вовлеченными в деятельность коллектива. Даже первый директор Алексеевской консерватории С. К. Экснер был воспитанником Лейпцигской и Петербургской консерваторий. Руководству ИРМО удалось привлечь кработе в новой консерватории выдающихся музыкантов, олицетворявших замечательные традиции отечественной художественной школы: теоретиков Г. Э. Конюса, Л. М. Рудольфа, пианистов И. Сливинского, М. Л. Пресмана, И. А. Розенберга, А. Ф. Скляревского, Э. Я. Гаека, знаменитого тенора М. Е. Медведева, виолончелиста С. М. Козолупова, скрипачей Я. Я. Гаека и В. В. Зайца, духовиков В. Г. Брандта и И. В. Липаева [7], каждый из которых внес свою лепту в становление саратовской художественной традиции.
Однако вряд ли следует рассматривать педагогические традиции и школы Саратовской консерватории перманентными по своей сути, относящимися ко времени ее зарождения, поскольку период отчуждения (19241935 гг.), когда вуз был переведен в статус среднего звена образования, и Великая Отечественная война, косившая творческие ресурсы, сыграли во многом негативную роль в их преемственности. Поэтому многие традиции, на наш взгляд, претерпели значительные трансформации, а также закладывались (хоровые, народно-инструментальные) уже в послевоенные годы.
Одной из старейших в Саратовской консерватории по праву считается кафедра духовых и ударных инструментов. Ее организаторами стали крупнейшие мастера: трубач В. Г. Брандт — выходец из Баварии, солист Большого театра и профессор Московской кон-
серватории, атакже тромбонист И. В. Липаев — педагог, музыкальный критик, общественный деятель, заслуженный артист Республики (1925 г.). Однако в представлении нынешних саратовских музыкантов основателями современных школ исполнительства на духовых инструментах в Саратове являются все же И. Ф. Янус и А. М. Найда (флейта), М. Я. Александров и В. С. Кузнецов (кларнет), А. Д. Селянин (труба), Б. Г. Ман-жора (тромбон) и др.1.
Мощным стимулом формирования флейтовой исполнительской школы Саратова стала деятельность неординарной личности, неутомимого служителя муз и общества И. Ф. Януса. Дважды репрессированный (в 1938 г. сослан в Саратов, в 1950 — в Акмолинск) музыкант, достойно выдержав удары судьбы, в 1955 г. окончательно реабилитирован и занял должность доцента (с 1968 г. профессора) Ленинградской консерватории. В годы работы в Саратовской консерватории его класс закончил А. М. Найда — яркий исполнитель-флейтист, талантливый преподаватель, коренной саратовец, он после 24 лет безупречной работы в Саратовской консерватории, как и его учитель, оставил родной город и продолжил успешную карьеру в Москве в ГМПИ им. Гнесиных, где и подготовил следующего хранителя флейтовых традиций, будущего профессора Е. А. Балашова, возглавившего класс флейты СГК им. Л. В. Собинова с 1977 г. Однако и он не избежал участи своих предшественников и оставил Саратов: осенью 2009 г. переехал на постоянное жительство в Голландию, передав класс флейты своим ученикам Н. П. Туренковой и О. В. Скрипинской.
Не менее яркие перипетии судьбы перенес класс кларнета Саратовской консерватории. Он исчисляет свои традиции с первых лет основания консерватории, куда поступил учиться в класс В. Ц. Лауна (выпускника Пражской консерватории) будущий профессор СГК М. Я. Александров (в 1912 г.). Класс М. Я. Александрова закончили продолжившие саратовскую кларнетовую традицию заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор В. С. Кузнецов (ректор консерватории в 19641969 гг.) и заслуженный работник культуры РСФСР А. А. Урусов (работал в консерватории в 1971-1976 гг.). С 1977 по 1985 г. класс вел выпускник В. С. Кузнецова заслуженный артист РСФСР Е. В. Сконженко. Сегодня класс кларнета возглавляет заслуженный артист РФ, профессор А. А. Косенко, воспитанник класса В. С. Куз-
1 Следует обратить внимание на то, что в Саратовской консерватории работало достаточно много выдающихся музыкантов, но не все они стали основателями исполнительских школ и проводниками их традиций. Это обусловлено спецификой трактовки понятий «школа» и «традиция». В данной статье принимаются за основу следующие дефиниции: «исполнительская школа — это система художественных, музыкально-эстетических, исполнительских принципов и порождаемых ими методов работы, сформированная субъектом с высокой способностью к персонализации, передаваемая посредством преемственности при непосредственном взаимодействии учителя и ученика в процессе обучения» [2, с. 1410]. Традиция — это художественный опыт, передаваемый из поколения к поколению на основе преемственности. То есть школу и традицию объединяет прежде всего преемственность в передаче художественного опыта (принципы и методы — это тот же опыт). Таким образом понятия «исполнительская школа» и «исполнительская традиция» близки по смыслу, но не синонимичны. Они различаются по способу осуществления преемственности: школа является следствием контактной системы обучения, которая для традиции не имеет принципиального значения. Можно сказать, что исполнительская школа невозможна без традиции, но традиция, не включенная в систему обучения, может существовать и без школы.
нецова2.
Преемственность традиций класса тромбона демонстрирует линия от заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Б. Г. Манжоры к доценту Ю. А. Гусеву и нынешнему преподавателю Ю. Н. Долговуз. Яркий представитель искусства игры на трубе — заслуженный деятель искусств России, вице-президент Международной Гильдии трубачей, лауреат Международной премии «Award of Merit», профессор А. Д. Селянин — подготовил таких музыкантов, как Е. С. Маркин, А. В. Иванов, С. Г. Проскурин и А. П. Даниленко, поднявших планку исполнительства на такой высокий уровень, что позволяет говорить о новой саратовской школе игры на трубе.
Современная традиция фортепианного исполнительства в Саратовской консерватории уникальна множественностью и многообразием школ. Наиболее разветвленная представлена ее основателем — профессором С. С. Бендицким (преемник традиций Г. Г. Ней-гауза) и его учениками, составившими костяк кафедр специального и общего фортепиано, а также камерного ансамбля и концертмейстерской подготовки последней трети ХХ — первых десятилетий XXI в.: А. М. Тараканов (также носитель и нейгаузовской школы), А. А. Скрипай, Л. И. Шугом, Н. С. Бендицкий, Т. И. Кан, Н. М. Смирнова, А. Д. Киреева, А. Е. Рыкель, О. В. Одинцов, Н. Н. Осипова, З. В. Рождественская, О. М. Сенокосова, Н. В. Ханецкая и др. Сегодня эта школа, в соответствии с академическими закономерностями эволюции искусства и педагогики, получила разветвления, умножила фортепианные традиции исполнительства и подняла их на высочайший уровень. Наиболее мощный вклад в развитие саратовской фортепианной педагогической школы внесли народные артисты РФ, профессора А. М. Тараканов (И. А. Хрулькова, И. П. Соколова, Т. И. Нечаева, Т. В. Сафонова, Е. С. Виноградова) и Л. И. Шугом (А. Г. Долженко, Н. Ю. Киреева), заслуженные артисты РФ А. А. Скрипай (А. Е. Рыкель, А. А. Виниченко, Л. И. Ангерт, М. Н. Соловова и др.), Т. И. Кан. Исследованию педагогических и исполнительских традиций школы С. С. Бендицкого посвящена кандидатская диссертация Е. С. Виноградовой на тему «Фортепианная школа С. С. Бендицкого: генезис, типологические характеристики, развитие», защищенная в Диссертационном совете при СГК им. Л. В. Собинова в 2017 г. [3].
Другая линия ведет свое начало от профессора Б. А. Гольдфедера, (ученика К. Н. Игумнова), который начал работать на кафедре специального фортепиано Саратовской консерватории в 1949 г. и за 23 года работы воспитал свыше 60 студентов и ассистентов-стажёров. Среди наиболее известных его выпускников — профессор СГК В. Е. Ханецкий (обучавший будущего профессора Т. З. Джегнарадзе), профессор Воронежского государственного института искусств В. С. Хананаев (год преподавал в Саратовской консерватории), заведующая фортепианным отделом Саратовского областного колледжа искусств В. Н. Подгайная, которые внесли значительный вклад в развитие саратовской фортепианной школы.
О педагогическом облике Б. А. Гольдфедера можно судить по воспоминаниям его учеников. Так, В. Е. Ханецкий отмечает, что мастер был очень кропотливым в работе над произведениями, не пропускал ни малейшей детали, требовал внимательного отношения к нотному тексту. В изучении нового музыкального материала на первый план всегда выходила осознанность действий, абсолютная техническая выверенность [9].
Еще одна фортепианная школа представлена линией А. О. Сатановский — А. И. Катц — И. Н. Виноградов. Педагогические установки А. О. Сатановского, достойно продолженные его учениками, во многом определялись незаурядностью его личности — пианиста, дирижера, композитора, руководителя (с 1940 по 1951 гг. он занимал должность главного дирижёра Саратовского академического театра оперы и балета, в 1940-1941 гг. был ректором Саратовской консерватории), в которой удивительным образом сочеталась экспрессия и профессионализм, эмоциональность и рациональность, высокий интеллект, интеллигентность и человеческая доброта. Разнообразием интересов и широтой эрудиции отличался и его воспитанник А. И. Катц — пианист, педагог, общественный деятель, лауреат всесоюзного (Москва, 1961) и международного (Прага, 1963) конкурсов, заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист РФ, профессор кафедры специального фортепиано СГК им. Л. В. Собинова, художественный руководитель Саратовской областной филармонии им. А. Г. Шнитке4.
Нельзя не отметить еще одну фортепианную школу — А. Д. Франка, недолго работавшего в СГК (1961-
2 Внимательный читатель на примере развития кларнетовой школы может заметить, что преемственность в названном классе напрямую переходит только в последовательности деятельности профессоров М. Я. Александрова — В. С. Кузнецова — А. А. Косенко. Несмотря на то что в консерватории в разные годы работали ученик М. Я. Александрова А. А. Урусов и воспитанник В. С. Кузнецова Е. В. Сконженко, говорить о преемственности как школе можно лишь о первой последовательности, поскольку линия А. А. Урусова и Е. В. Сконженко продолжается как традиция уже вне рамок Саратовской консерватории. Далее автор будет продолжать названный подход и к другим саратовским школам. Поэтому просит не удивляться тому, что ряд фамилий известных музыкантов, работавших в консерватории, не нашел места в данной статье: имеется в виду не умаление их роли, а лишь вклад в создание саратовской школы. Хотя, по большому счету, влияние на школу оказывает каждый, кто так или иначе участвует в работе коллектива.
3 Еще раз обращаем внимание читателей на важнейший принцип развития как школы, так и традиции — преемственность. В истории Саратова важную роль сыграли такие тромбонисты, как И. В. Липаев (работал 1912-1921 гг.) и В. П. Пацевич (с 1923 г. почти 40 лет), однако современную тромбоновую школу представляют все же ученики Б. Г. Манжоры — носителя уральской исполнительской традиции.
4 Подробно педагогические традиции А. О. Сатановского и А. И. Катца изучены Д. В. Войновой в кандидатской диссертации «Фортепианная школа Т. Лешетицкого и её развитие в Саратове» [4].
56
1969 гг.), но оставившего яркий след в ее истории (позже он создал собственную школу в Башкирии). За годы работы в Саратовской консерватории А. Д. Франк воспитал ряд отличных музыкантов, в числе которых доцент А. Н. Чередниченко (работала в консерватории с 1964 по 2002 гг.), профессора Н. В. Ханецкая, О. Д. Степани-дина и др.
Сегодня в Саратовской консерватории успешно работают уже внуки и правнуки С. С. Бендицкого, Б. А. Голь-дфедера, А. О. Сатановского, А. И. Катца, А. Д. Франка. В целом саратовская фортепианная школа характеризуется стремлением сохранять и развивать индивидуальность каждого ученика, несмотря на то что на факультете всегда занимались студенты разного уровня одаренности и профессиональной подготовки, а также многообразием самих музыкально-педагогических школ, основанных на классическом музыкальном материале, что является фундаментом для взрывного характера традиций кафедры фортепиано в последней трети XX — первых десятилетий XXI в.
Совершенно очевидно, что основу кафедры струнных инструментов на рубеже веков составили скрипачи — воспитанники профессора Н. А. Гольденберга: Г. М. Кузьмин, В. В. Шувалов, В. И. Витман, Т. Я. Сандлер, Т. В. Быкова, Э. Козлова, В. В. Макушкин, А. Г. Маркина, А. Н. Гольденберг и др. Всех их отличает высокое исполнительское и педагогическое мастерство, приобретенное в сотворчестве с выдающейся личностью и замечательным мастером Н. А. Гольденбергом (ученик А. И. Ямпольского, Д. М. Цейтлина и Д. Ф. Ойстраха). Однако, по сравнению с многообразием фортепианных традиций Саратова, скрипичная школа характеризуется большей целостностью, нежели уникальностью методик отдельных доцентов и профессоров.
Традиции альтовой школы уходят своими корнями в начало скрипичной, в класс представителя петербургской традиции В. В. Зайца, который, будучи скрипачом, подготовил к работе в качестве преподавателя альта свою дочь Л. В. Зайц, расцвет творчества которой приходится на вторую половину ХХ в. У нее учился будущий профессор А. Б. Григорьев, передавший альтовую школу в руки заслуженного артиста РФ, профессора Э. Л. Гав-риленкова, а теперь еще и молодого педагога, но уже кандидата искусствоведения, А. В. Шевцовой.
Нетрудно проследить в истории Саратовской консерватории и виолончельную (С. М. Козолупов — Н. Э. Це-делер — Л. В. Иванов — О. Г. Юдина и новое поколение начинающих педагогов Д. С. Тупицын и А. В. Грачева), и контрабасовую (И. И. Шулячук — В. К. Бездельев — С. И. Хворостухин — В. Т. Резников — Д. С. Чернышевский) школы, имеющие практически непрерывные традиции со дня основания вуза. В целом академические школы кафедры струнно-смычковых инструментов можно охарактеризовать как монолитные, перманентные и устойчивые [5].
Глубокими и устойчивыми традициями обладает
и кафедра академического пения. Некоторые ученые и практики считают, что основателями саратовской вокальной школы являются замечательные певцы и педагоги профессора М. Е. Медведев (М. Х. Берштейн) и А. Я. Эйхенвальд-Дубровская, которые с блеском окончили Московскую консерваторию в классах Дж. Гальвани и Г. Ниссен-Саломон, проработали много лет на различных оперных сценах России и в конце карьеры прослужили в Алексеевской консерватории со дня создания и практически до момента отчуждения ее от вузовского статуса. Они воспитали целую плеяду выдающихся мастеров вокального искусства — К. А. Алексашина, А. Н. Давыдова, А. Мозжухина, Г. С. Пирогова, Ф. С. Мухта-рову, Р. М. Трифонова и многих других. Тем не менее, их можно назвать лишь основателями вокальной кафедры Алексеевской консерватории, но не саратовской школы академического пения.
Объясняется это достаточно просто: в 110-летней истории кафедры нет непрерывной линии преемственности традиций от первых педагогов к современным преподавателям факультета. В некоторых исторических публикациях утверждается, что продолжателями педагогических традиций М. Е. Медведева на кафедре академического пения Саратовской консерватории стали его ученики — Г. Я. Белоцерковский и К. А. Алексашин. Однако деятельность первого правильнее все же рассматривать как валторниста и дирижера, чем он всю жизнь и занимался профессионально [7], а учебу у М. Е. Медведева5 — скорее, как способ улучшить свои знания о вокале. Наконец, на нем (если и говорить о вокальной школе) она не развивается, а прерывается. К. А. Алексашин же окончил Алексеевскую консерваторию у М. Е. Медведева в 1917 г., а в СГК вернулся лишь спустя 31 год, конечно, уже опытным мастером, но проработал здесь всего 3 последних года жизни (с 1948 по 1951 г.), то есть полный курс в его классе не прошел ни один выпускник. Можно ли в таком случае утверждать М. Е. Медведева в качестве основателя саратовской вокальной школы?
По мнению автора данной статьи, в истории кафедры академического пения настолько мощно и неординарно слились несколько вокальных школ, что это дает право утверждать уникальность саратовской певческой традиции как в российском, так и мировом масштабе. И для этого совершенно нет необходимости приписывать лучшему, по мнению П. И. Чайковского, Ленскому того, чего он не делал.
Современная вокальная школа Саратовской консерватории начинает свое летоисчисление, опять же по мнению автора, с момента, когда в тяжелых 40-х гг. ХХ в. на кафедре начали работать сразу три выпускника Ленинградской консерватории, уже успевшие проявить себя на оперной сцене и в педагогической деятельности (в том числе и столичной), — В. Е. Куколев, В. И. Туровская и Н. Е. Устинов. Именно они стали основателями новой саратовской школы академического пения. Таким образом, в эти годы произошел резкий поворот от мо-
5 Г. Я. Белоцерковский параллельно с работой в СГК, выпускником которой никогда не был, действительно несколько лет учился пению у профессора М. Е. Медведева.
сковской к ленинградской школе пения.
В классе В. Е. Куколева закончили консерваторию будущие профессора А. И. Быстров и В. И. Удодова. Далее линия школы разделяется на два направления6: замечательную когорту выпускников А. И. Быстрова возглавляют народные артисты СССР Ю. Л. Попов и Л. А. Сметанников, а также продолжают не менее талантливые, но менее остепененные народные артисты РФ С. Н. Алексашкин и В. М. Черноморцев, заслуженная артистка России Л. В. Белова, Н. Б. Белосточная (в ассистентуре-стажировке) и др. В настоящее время в СГК работают, помимо Л. А. Сметанникова, его выпускник О. Р. Ковтуненко, а также воспитанница Л. В. Беловой — О. А. Алакина. Второе направление школы В. Е. Куколева продолжают ученики В. И. Удодовой — народные артисты РФ В. В. Верин и В. С. Григорьев, а также кандидат педагогических наук А. В. Филиппов.
Школу В. И. Туровской продуктивно продолжила ее выпускница О. Н. Стрижева, воспитав также плеяду талантливых певцов — народную артистку СССР А. Г. Ковалеву, народных артистов РФ С. В. Костину и Н. К. Тарасову, будущих доцентов и профессоров СГК А. В. Тарасову, З. С. Данилову (ассистентура-стажировка у А. И. Быстрова). И, наконец, еще одна линия, начатая Н. Е. Устиновым, продолженная Л. В. Лукьяновой, сегодня представлена ее ученицей Е. Г. Каплун7. Эта галерея имен и дел убедительно доказывает продуктивность сложной системы многообразных традиций внутри одной школы.
В деятельности кафедры хорового дирижирования отчетливо прослеживаются традиции, заложенные профессорами Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, в годы Великой Отечественной войны работавшими в Саратове и оставившими глубокий след в развитии культуры и искусства нашего города. Среди них Г. А. Дмитревский (с 1941 по 1943 г. заведовал кафедрой Московской консерватории в Саратове), В. П. Мухин, В. Г. Соколов, И. П. Пономарьков и др. В этом важная особенность организации кафедры дирижирования СГК, которая практически родилась из недр Московской консерватории. Другая не менее важная специфика — истоки ее школы заложены хоровым дирижером, регентом, профессором Н. М. Данилиным, поэтому в ней сильны синодальные хоровые традиции.
Выдающиеся личности — хоровые дирижеры, имена которых яркими страницами вошли в историю жизни кафедры, волею судьбы разными дорогами пришли в Саратовскую консерваторию и стали основателями
разных ветвей саратовской дирижерско-хоровой школы. Так, М. В. Тельтевская закончила Московскую консерваторию по классу Н. М. Данилина и приехала в Саратов уже сложившимся музыкантом. В ее классе сформировалась целая плеяда мастеров: народная артистка РСФСР А. А. Добромирова, Г. Я. Черноморская (развившая линию школы в Л. Г. Тадтаевой) и В. И. Грицепанова (обучившая В. П. Ахмаметьева и Б. П. Поповича), а также династия Н. С. Владимирцевой и заслуженного работника высшей школы РФ Н. Н. Владимирцевой, в свою очередь продолжившая школу мастеров в Н. А. Кошеле-вой (ассистентура-стажировка Л. А. Лицовой), Е. А. Кли-щенко, О. Н. Шубиной, Ю. Г. Филипповой, А. Н. Бутенко, А. И. Панковой, Э. В. Шарониной, А. Г. Трухановой и ее воспитаннике В. П. Терещенко.
Не менее богатый творческий опыт и столичное образование имела династия С. А. и Л. С. Заливухиных, которая укрепила московские традиции: Л. С. Зали-вухина (окончила МГК в классе Г. А. Дмитриевского) в Саратове воспитала преемников в лице Б. К. Милютина (ассистентура-стажировка М. В. Тельтевской), Ю. И. Датской и И. Ф. Шарац, а С. А. Заливухин (получил образование, в том числе, в Петербурге) привнес свежую струю опыта северной столицы и подготовил к работе в СГК Ю. Н. Боголюбова.
Мощное влияние на становление и развитие школы оказали также московские «варяги» П. Д. Линьков (Московская консерватория им. П. И. Чайковского) и Е. П. Сидорова (ГМПИ им. Гнесиных, класс К. Б. Птицы), ученики последней — Л. А. Лицова и Е. П. Мельникова до сих пор находятся у руля развития дирижерско-хорового образования в Саратовской консерватории. Заслуженный деятель искусств РФ профессор Л. А. Лицова в свою очередь подготовила новое поколение музыкантов-хо-ровиков: Э. А. Абдуллаева, А. Г. Занорина, Е. О. Дворцову, А. Ю. Рыбникову (ассистентура-стажировка у Н. Н. Владимирцевой), В. Ю. Мальцеву, А. В. Николаеву и ее воспитанников А. А. Балашова и А. А. Решетникову8.
Нынешний состав кафедры — педагоги уже трёх поколений — это сочетание опыта, традиций и в тоже время особой атмосферы творчества, новаторских поисков. Традиции саратовской хоровой педагогической школы направлены на подготовку универсального специалиста, обладающего широким кругозором и, одновременно, глубокой профессиональной квалификацией; имеющего активную жизненную и творческую позиции; готового к беззаветному служению музыке и обществу.
6 С возвращением несколько лет назад в консерваторию И. Р. Котельниковой стало возможным говорить еще об одном направлении, родоначальником которого стал тоже В. Е. Куколев — В. Н. Денисова — М. В. Степанчук — И. Р. Котельникова.
7 Будущим историкам музыкального искусства и нашей консерватории, в частности, нужно подумать о роли в становлении и развитии саратовской вокальной школы заслуженной артистки республики, профессора А. М. Пасхаловой. Она работала в СГК не менее 35-ти лет (1918-1953 гг.) и могла бы стать тем необходимым звеном, соединяющим традиции М. Е. Медведева и А. Я. Эйхенвальд-Дубровскую с поколением преподавателей 40-х гг. Для подтверждения этой гипотезы необходимы дополнительные исследования.
8 Современная кафедра дирижирования исключительно много внимания уделяет изучению истории консерватории: начиная с 2004 г., ею издано 6 выпусков сборников статей, которые помогли автору при подготовке настоящего материала, однако ссылку он делает только на последний [6].
В 50-60-е гг. прошлого века в Саратовской консерватории стали развиваться народное певческое и инструментальное направления и соответствующие кафедры. Несмотря на небольшой, по сравнению с историей консерватории, период их развития, на этих кафедрах начинают отчетливо просматриваться тенденции формирования педагогических школ. В самом общем виде школу кафедры народного пения и этномузыкологии можно представить следующей линией: Л. Л. Христи-ансен — Е. А. Сапогова, Н. В. Богданова, И. Л. Егорова, А. С. Ярешко — А. А. Михайлова, Г. Н. Бурданова, О. А. Шубина, М. В. Бондаренко (Хохлачева) и др. Современный состав кафедры практически весь состоит из учеников А. С. Ярешко.
На кафедре народных инструментов ситуация более сложная, что обусловлено приездом в Саратов на работу в конце 1980-х гг. «варягов» из уфимско-московской школы. Поэтому сейчас выделим саратовскую баянную ветвь школы, разделив ее пока только на поколения учителей и их воспитанников. По мнению автора, она выглядит следующим образом: В. П. Ломако, Б. И. Скворцов, Н. В. Грибков — В. М. Галактионов, Н. А. Кислицын, А. С. Базиков, В. В. Ушенин, В. Ю. Бондаренко.
Обзор общей картины функционирования педагогических школ Саратовской консерватории за весь период ее существования позволяет сформулировать несколько предварительных выводов.
Факторами интенсификации деятельности художественного вуза и, соответственно, его развития являются: многообразие направлений внутри одной школы, их взаимодействие и конкурентоспособность; открытость школы к взаимоотношениям с другими художественными образованиями; готовность и способность школы к структурным и качественным изменениям9.
Одной из важнейших тенденций саратовской музыкально-педагогической школы является не просто передача опыта исполнительства, а формирование потребности и способности учиться музыке. Обратите внимание на то, что основателями традиций в различных специальностях становились ярчайшие личности и музыканты, обладавшие, помимо прочего, огромным трудолюбием, а их продолжателями — не только талантливые музыканты, но и исключительно работоспособные исполнители и педагоги. Это естественный процесс движения педагогики искусства, в котором жизнь традиции невозможна без ее развития: без развития всякая традиция умирает, а школа постепенно превращается в пустую формальность, обусловленную лишь фактом обучения в том или ином классе.
Важнейшими принципами педагогики искусства в Саратовской консерватории сегодня являются:
— индивидуальный подход к обучению, основанный на самых разнообразных технологиях от мягкой автори-
тарной педагогики до педагогического сопровождения и даже тьюторства;
— служение искусству, жизнь в нем, не работа по подготовке специалистов, а воспитание музыкантов;
— личностный подход, обеспечивающий каждому студенту комфортный выбор траектории его развития.
Педагогика как наука: инновационная педагогика
Объем информации о научных исследованиях в области музыкальной педагогики Саратовской консерватории настолько велик, что даже систематизировать его в одной статье достаточно сложно, а описать практически невозможно. Так уж сложилось исторически, что всякий практикующий педагог-музыкант начинает свою карьеру с осмысления методики исполнительства и обучения, достигая порой в этой деятельности значительных успехов, но далеко не каждый грамотный методист в конечном счете преодолевает ту черту, после которой, собственно, начинается наука. Поэтому оставим пока эту область вне нашего внимания и сосредоточимся на фундаментальных исследованиях в области музыкальной педагогики, в частности на диссертациях, подготовленных в рамках деятельности ППС Саратовской консерватории.
Вопреки расхожему среди музыкантов мнению о том, что «написание диссертаций — удел теоретиков, а не исполнителей», первым автором этой формы научной работы в Саратовской консерватории стал не теоретик, а практик музыкального искусства контрабасист В. К. Бездельев [7], защитивший в 1949 г. диссертацию «Опыт рационализации аппликатуры на контрабасе». Примечательно то, что материал этой диссертации напрямую обращен к музыкальной педагогике, то есть той педагогической работе, которую автор осуществлял в консерватории. И это не случайно, поскольку вопросы музыкальной педагогики до сих пор включены в паспорт специальности 17.00.02 — Музыкальное искусство (по новой классификации 5.10.3)1°.
Следующий шаг был сделан в 1950 г., когда на кафедру академического пения был приглашён А. П. Зда-нович, который вёл класс вокала по собственной методике. Т. Ф. Малышева и Н. Б. Белосточная утверждают, что «результаты были впечатляющими: он исправлял значительные недостатки, поднимал уровень владения голосом у студентов с неправильными вокальными навыками. Результаты изысканий в области совершенствования методов работы с певцами отразил в своей кандидатской диссертации "Некоторые вопросы воспитания певца и его голоса", имевшей широкий спектр научных параметров: методику преподавания вокала, теорию и историю музыки, психологию муз. воспитания, физиологию голосового аппарата и др.» [7].
В 1978 г. вновь представитель струнно-смычковой
9 Данные закономерности, выделенные теоретически в результате анализа педагогических школ Саратовской консерватории, доказываются также законами синергетики.
10 Далее мы убедимся, насколько плодотворно проблемы педагогики искусства решаются в рамках этой специальности, как и смежной с нею 17.00.09 — Теория и история искусства, направлений, представленных в работе Диссертационного совета при Саратовской консерватории.
кафедры альтистка Н. Н. Токина (Никонова) защитила кандидатскую диссертацию, где впервые разработала научные обоснования типологии музыкантов-исполнителей, дала исторический обзор развития теоретических воззрений в области смычкового исполнительства [7]. Спустя 2 года в 1980 г. прошла успешная защита кандидатской диссертации С. Я. Вартанова, в которой он рассмотрел вопросы аппликатуры и позиционности в пианистических стилях конца XIX — первой половины XX в.
Позже инициатива педагогических исследований перешла к кафедре народных инструментов, преподаватели которой В. М. Галактионов и Д. И. Варламов в 1994 г. защитили кандидатские диссертации, а последний из них уже в XXI в. сразу две докторские — по искусствоведению (2009 г.) и музыкальной педагогике (2015 г.). Первая и пока единственная докторская диссертация по педагогике, подготовленная в Саратовской консерватории, непосредственно связана с проблемами обучения исполнителей игре на русских народных инструментах. В ней осуществлен компаративистский и синергетиче-ский подходы, позволившие провести сравнительный анализ методик обучения на народных инструментах с другими академическими специальностями, в том числе в СГК им. Л. В. Собинова [1].
В начале нынешнего столетия в консерватории работали сразу несколько кандидатов педагогических наук — Е. В. Мстиславская, С. Н. Чечина, А. В. Филиппов, Н. И. Тормозова, а также доктор педагогических наук Л. Г. Сухова, но только у А. В. Филиппова направление исследования было непосредственно связано с вузовской музыкальной педагогикой [8]. И это не случайно, поскольку диссертационные советы по педагогике сосредоточены в основном в системе университетов, в художественных вузах их практически нет, а потому защита диссертации и даже поиск диссовета для защиты становятся проблемой.
В начале нынешнего века в Диссовете при СГК им. Л. В. Собинова попытались решить эту проблему — стали защищаться искусствоведческие диссертации с весомой педагогической составляющей. Это работы аспирантов и педагогов консерватории Н. М. Смирновой (формирование исполнительского мышления пианистов), Н. В. Ивановой (преподавание сольфеджио), кандидатские А. Е. Лебедева и Н. А. Кислицына (проблемы исполнительской интерпретации), А. Э. Рудяковой, Е. С. Виноградовой, А. А. Платоновой, Д. В. Войновой и Е. С. Лопатовой (вокальные и инструментальные школы). В перечисленных направлениях явный приоритет отдается изучению исполнительских и педагогических школ, в первую очередь, саратовской традиции, что подчеркивает важность этой проблематики для Саратовской консерватории.
Тем не менее, та работа, которая проделана педагогами и аспирантами Саратовской консерватории, является только первым шагом к изучению педагогики искусства, это только подбор ключей к двери, которая ведет в большую науку.
Не только в работе Саратовской консерватории, но и в отечественной педагогике в целом остаются малоисследованными такие актуальные направления, связанные с профессиональным музыкальным образованием, как: воспитание профессионального музыканта, актера, педагога в сфере художественного образования; формирование коммуникативных качеств музыканта-исполнителя, актера; развитие образовательного пространства художественного вуза; профессиональная направленность дисциплин общего и факультативных курсов музыкального и театрального образования; проблемы и перспективы интеграции образования и региональных культурных центров; синергетический подход к образовательному процессу в вузе художественного профиля; проблемы и перспективы совершенствования образовательного процесса.
Педагогика как технология
Модное сегодня понятие «технология» достаточно многозначно. Мы применяем его в значении — способы, механизмы, инструменты, с помощью которых происходит совершенствование педагогики искусства в художественном вузе, в частности, в Саратовской консерватории.
С целью совершенствования подготовки специалистов и активизации научных исследований в области исполнительского искусства и музыкальной педагогики и психологии 1 марта 2011 г. приказом ректора на основании решения Ученого Совета в СГК была создана принципиально новая кафедра, получившая название «История и теория исполнительского искусства и музыкальной педагогики». На кафедре собраны дисциплины, направленные на подготовку студентов к защите Выпускной квалификационной работы (ВКР), такие как Музыкальная педагогика и психология, Педагогика высшей школы, Основы научных исследований, Методология научной деятельности, Теория исполнительского искусства, а также, частично, История исполнительского искусства, Методика и дисциплины, предназначенные для подготовки аспирантов и докторантов.
Была поставлена задача сконцентрировать «ударные силы» на одном (педагогическом) направлении, поэтому кафедра изначально сориентирована на высокий научный потенциал ее кадрового состава, который в начальный период работы включал 5 докторов и 3 кандидата наук. Причем в числе докторов были специалисты по трем направлениям: искусствоведению, музыкальной педагогике и даже филологии.
Период становления кафедры показал, что концентрация внимания на научном направлении в области педагогики действительно дает положительные результаты. Добиться этого было не просто, поскольку ежегодно вводились новые формы работы. Начали с того, что создали «Положение о подготовке и защите выпускной квалификационной работы в Саратовской консерватории» отдельно для студентов и ассистентов-стажеров. В них разработали основные требования к ВКР, приближенные к магистерским и ориентирован-
ные на усиление научного статуса этой формы работы. Чтобы обеспечить соответствующий уровень научно-методической подготовки студентов, ввели в Учебный план лекционно-практический курс «Основы научных исследований», который теперь плавно переходит на последнем курсе в индивидуально-практический.
Результаты не замедлили сказаться: председатели государственных аттестационных комиссий ежегодно отмечают повышение качества дипломных работ студентов и магистрантов исполнительских кафедр, а также ассистентов-стажеров. Студенты кафедры регулярно выступают на конференциях, публикуют статьи, становятся лауреатами и дипломантами конкурсов научных работ самого различного уровня.
Начиная с 2015 г., кафедра ежегодно проводит конкурсы письменных работ студентов, магистрантов и ассистентов-стажеров музыкально-исполнительских специальностей, что является дополнительным стимулом для развития научного мышления и творчества обучающейся молодежи.
Кроме того, кафедра организует и регулярно проводит две научные конференции: «Исполнительское искусство и музыкальная педагогика: история, теория, практика» (первая состоялась в 2012 г. по инициативе доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Суховой) и «Педагогическая практика: путь к индивидуальной педагогике» (инициатор и организатор с 2015 г. кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Мстиславская).
Наконец, важной составляющей технологий по совершенствованию педагогики искусства в Саратовской консерватории является работа созданной при кафедре в 2013 г. общественной Лаборатории инновационных музыкально-педагогических исследований (сегодня она функционирует в структуре общеконсерваторского Центра комплексных художественных исследований, действующего под руководством доктора искусствоведения, профессора А. И. Демченко). Ее основной задачей является изучение проблем современного художественного образования и выработка новых подходов к музыкальному обучению и воспитанию студентов.
На заседаниях Лаборатории обсуждаются актуальные вопросы теории и практики педагогики искусства, такие как:
• Кто главный в учебном процессе: декан, профессор, студент (личность выпускника) или образовательный стандарт?
• Парадоксы учебного плана!
• Страна изменилась! Нужно ли менять принципы дидактики?
• Влияние инновационных форм социально-художественной деятельности — звукозаписи и конкур-сомании — на изменение парадигмы искусства и образования.
• Влияние шоу-индустрии на процессы в искусстве и образовании: соответствие абстрактным стилевым моделям, особенному бренду.
• Влияние нотного письма на изменение мышления и деятельности музыкантов — миф нотоцентризма —
подмена музыки нотными знаками.
• Кризис формы публичного выступления — концерта и актуализация иных форм коммуникации, таких как хепенинг, перформанс, музыкальная инсталляция, мультимедийный проект, домашний концерт, музицирование без слушателей, слушание музыки в записи.
• Изменение парадигмы музыкального образования: снижение в исполнительстве значения коммуникативной функции и возрастание парадигмы «опуса».
Формой обсуждения проблем избран краудсорсинг (от англ. crowd — толпа, source — источник). В России прошлого века ее называли «мозговой штурм». Подобная форма обсуждения проблем в последнее время становится все более актуальной и все чаще применяется в различных бизнес-структурах, образовательных организациях и в сфере управления производством. Это не случайно, поскольку «мнение масс» и ее активная «самодеятельность» может стать импульсом к развитию социальной структуры, коей, безусловно, является и Саратовская консерватория.
Организаторы «мозгового штурма» ставят перед собой задачу вовлечь педагогов, студентов, представителей администрации и всех заинтересованных лиц в обсуждение насущных проблем современного художественного образования. Известно, что меняющаяся культурная среда требует от современного музыканта готовности к решению новых задач, умения быстро перестраиваться в соответствии с требованиями общества и стремительно меняющегося рынка музыкально-педагогического труда.
Принимающие участие в краудсорсингах студенты, аспиранты и преподаватели позитивно относятся к поставленным для обсуждения проблемам и предлагают интересные идеи и конкретные решения. В частности, они высказывают свою озабоченность отсутствием связи учебно-воспитательного процесса с реальной практикой, потребностями современного общества, мнение о недостаточном объеме и качестве педагогической практики, об отсутствии в структуре государственной аттестации ориентации на педагогическую деятельность.
В выступлениях отмечается неумение студентов-исполнителей «говорить» на музыкальном языке, об отсутствии навыков в музыкальной коммуникации. Высказывалось совершенно обоснованное мнение о том, что репетирующий музыкант (а именно этим, преимущественно, занимаются обучающиеся исполнители) без исполнительской практики никогда не станет концертирующим. Овладению искусством музыкальной речи препятствует отсутствие в учебном процессе дисциплин, обучающих основам импровизации, композиции, игре на слух и другим умениям и навыкам, необходимым в практической деятельности.
Студенты консерватории выступают за широкую специализацию, против узкоспециальной подготовки. Они считают, что вуз должен готовить выпускников к самым разнообразным формам художественно-творческой работы. Это позволит им легче адаптироваться
в профессиональной деятельности, позволит полнее реализовать свой творческий потенциал и предотвратит существующую у части выпускников неудовлетворенность профессией и уход из нее.
Они предлагают поставить в основание вектора процесса обучения и воспитания интересы обучающихся, считают, что образование должно быть не готовым механизмом, а «конструктором», который нужно собирать индивидуально для каждого студента.
Заключение
Вопрос о том, что есть педагогика — наука, искусство или технология — волновал наших соотечественников с тех пор, как учительство выделилось в самостоятельную сферу деятельности. Всезнающий ХХ в. не дал окончательного ответа на этот вопрос. Социальные катаклизмы рубежа XXI столетия на время отодвинули решение педагогических проблем, но не сняли актуальности задачи воспитания нового человека в целом.
И в этой ситуации педагогика может и должна стать действенным инструментом формирования новых человеческих отношений, но если только она станет и искусством, и наукой, и технологией одновременно.
Педагогика как искусство в названной системе (триаде) занимает центральное положение, так как с наукой ее роднит творческий, инновационный характер деятельности, с технологией — практический. И в этом заключается главная проблема: соединение в деятельности педагогов одновременно педагогических и художественных аспектов создает обманчивое (ложное) представление о том, что всякая музыкальная педагогика есть искусство, и что повышение художественного мастерства автоматически ведет к развитию педагогики как науки. В данной статье автор попытался показать, что это далеко не так, и потому успеха педагогика искусства может добиться, только если развитие получат все три ее составляющих: искусство, наука и технология.
Литература
1. Варламов Д. И. Обучение на русских народных инструментах: традиции и новации: дис. ... д-ра пед. наук. Саратов, 2014. 353 с.
2. Варламов Д. И., Виноградова Е. С. Теоретические и методологические основы исследования исполнительской школы в музыкальном искусстве // Фундаментальные исследования. 2013. № 11. Ч. 7. С. 1407-1411.
3. Виноградова Е. С. Фортепианная школа С. С. Бендицкого: генезис, типологические характеристики, развитие: дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2017. 255 с.
4. Войнова Д. В. Фортепианная школа Т. Лешетицкого и её развитие в Саратове: дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2021. 233 с.
5. Гольденберг А. Н. Из истории кафедры струнных инстру-
ментов // Проблемы художественного творчества. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2010. С. 209-216.
6. Прошлое в настоящем. Из истории кафедры хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (1943-2018 гг.). Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2019. 274 с.
7. Саратовская государственная консерватория им. Л. В. Собинова: 1912-2012: Энциклопедия. Саратов: Изд. Везметинова, 2012. 444 с.
8. Филиппов А. В. Педагогическая система формирования готовности студентов к вокально-педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 23 с.
9.ХанецкийВ. Е. Отзвучавшее.: монография. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2018. 674 с.
References
1. Varlamov D. I. Obuchenie na russkih narodnyh instrumental traditsii i novatsii [Teaching Russian folk instruments: traditions and innovations]: dis. ... d-ra ped. nauk. Saratov, 2014. 353 p.
2. Varlamov D. I., Vinogradova E. S. Teoreticheskie i metodolog-icheskie osnovy issledovaniya ispolniteFskoj shkoly v muzykaFnom iskusstve [Theoretical and methodological foundations of the study of the performing school in the musical art] // FundamentaFnye issledovaniya [Fundamental research]. 2013. № 11. Ch. 7. P. 14071411.
3. Vinogradova E. S. Fortepiannaya shkola S. S. Benditskogo: genezis, tipologicheskie harakteristiki, razvitie [S. S. Benditsky Piano School: genesis, typological characteristics, development]: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. Saratov, 2017. 255 p.
4. Vojnova D. V. Fortepiannaya shkola T. Lesheticzkogo i eyo razvitie v Saratove [The Piano school of T. Leshetitsky and its development in Saratov]: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. Saratov, 2021. 233 p.
5. GoVdenberg A. N. Iz istorii kafedry strunnyh instrumentov [From the history of the String Instruments Department] // Proble-
my hudozhestvennogo tvorchestva [Problems of artistic creativity]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2010. P. 209-216.
6. Proshloe v nastoyashhem. Iz istorii kafedry horovogo di-rizhirovaniya Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova (1943-2018 gg.) [The past is in the present. From the history of the Choir Conducting Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov (1943-2018)]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2019. 274 p.
7. Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya im. L. V. Sobinova: 1912-2012: Entsiklopediya [Saratov State Conservatory named after L. V. Sobinov: 1912-2012: Encyclopedia]. Saratov: Izd. Vezmetinova, 2012. 444 p.
8. FilippovA. V. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya got-ovnosti studentov k vokaFno-pedagogicheskoj deyateFnosti [Pedagogical system of formation of students' readiness for vocal and pedagogical activity]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2005. 23 p.
9. Hanetskij V. E. Otzvuchavshee...: monografiya [Sounded.: monograph]. Saratov: SGK im. L. V. Sobinova, 2018. 674 p.
Информация об авторе
Дмитрий Иванович Варламов E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1
Information about the author
Dvitry Ivanovich Varlamov E-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.