Научная статья на тему 'К юбилею профессора Л. А. Лицовой: воспоминания об учителях и размышления о профессии'

К юбилею профессора Л. А. Лицовой: воспоминания об учителях и размышления о профессии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кафедра дирижирования / традиции / наставник / хор / коллектив / репертуар / интерпретация. / conducting department / tradition / teacher / choir / group / repertoire / interpretation.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Барабаш Оксана Сергеевна, Лицова Людмила Алексеевна

Статья, приуроченная к юбилею заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Людмилы Алексеевны Лицовой, посвящена важным вопросам преемственности, традиций и новаторства в образовании, обучении и воспитании будущего дирижера,которые сложились на кафедре дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова за годы ее существования. Л. А. Лицова вспоминает имена известных музыкантов, которые создавали богатую историю кафедры дирижирования. Каждого из тех, о ком идет речь в статье, отличало трепетное служение хоровому делу и глубоко профессиональная работа, научная, методическая и творческая деятельность, самообразование. История становления и развития кафедры хорового дирижирования раскрыта через призму собственного мировосприятия. Доказана важнейшая роль Наставника, Учителя в формировании специалиста, показана неразрывная связь хоровой культуры Саратова с культурой всей страны. В статью также вошли выдержки из беседы с Л. А. Лицовой, посвященные актуальным проблемам истории, педагогики,методики хорового исполнительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Anniversary of Professor L. A. Litsova: Memories about Teachers and Reflections on the Profession

The article dedicated to the anniversary of the Honored Worker of Arts of the Russian Federation, Professor Lyudmila A. Litsova touches upon important issues of continuity, traditions and innovations in education, training and upbringing of a future conductor,formed at the Conducting Department of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov. L. A. Litsova recalls the names of famous musicians who created the rich history of the Conducting Department. Musician mentioned in the article are well known for their high professionalism, devotion to choir conducting, great scientific, methodical and creative activity. The history of formation and development of the choir conducting department is shown through the prism of the author's own perception of the world. The article contributes to the objective demonstration of the important role of the Supervisor and Teacher in the formation of a specialist and shows the closeconnection between the choral culture of Saratov and the culture of the whole country. The article also includes excerpts from an interview with L. A. Litsova devoted to current problems of history, pedagogy, methodology, and choral performance.

Текст научной работы на тему «К юбилею профессора Л. А. Лицовой: воспоминания об учителях и размышления о профессии»

Барабаш Оксана Сергеевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Barabash Oksana Sergeevna, PhD (Arts), Associate Professor of the Conducting Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: barabashoksana@yandex.ru

Лицова Людмила Алексеевна, заслуженный деятель искусств РФ, профессор кафедры дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова

Litsova Lyudmila Alekseevna, Honored Worker of Arts of the Russian Federation, Professor of the Conducting Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov

E-mail: l_a_litsova_47@mail.ru

К ЮБИЛЕЮ ПРОФЕССОРА Л. А. ЛИЦОВОЙ: ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УЧИТЕЛЯХ И РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОФЕССИИ

Статья, приуроченная к юбилею заслуженного деятеля искусств РФ, профессора Людмилы Алексеевны Лицовой, посвящена важным вопросам преемственности, традиций и новаторства в образовании, обучении и воспитании будущего дирижера, которые сложились на кафедре дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова за годы ее существования. Л. А. Лицова вспоминает имена известных музыкантов, которые создавали богатую историю кафедры дирижирования. Каждого из тех, о ком идет речь в статье, отличало трепетное служение хоровому делу и глубоко профессиональная работа, научная, методическая и творческая деятельность, самообразование. История становления и развития кафедры хорового дирижирования раскрыта через призму собственного мировосприятия. Доказана важнейшая роль Наставника, Учителя в формировании специалиста, показана неразрывная связь хоровой культуры Саратова с культурой всей страны. В статью также вошли выдержки из беседы с Л. А. Лицовой, посвященные актуальным проблемам истории, педагогики, методики хорового исполнительства.

Ключевые слова: кафедра дирижирования, традиции, наставник, хор, коллектив, репертуар, интерпретация.

TO THE ANNIVERSARY OF PROFESSOR L. A. LITSOVA: MEMORIES ABOUT TEACHERS AND REFLECTIONS ON THE PROFESSION

The article dedicated to the anniversary of the Honored Worker of Arts of the Russian Federation, Professor Lyudmila A. Litsova touches upon important issues of continuity, traditions and innovations in education, training and upbringing of a future conductor, formed at the Conducting Department of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov. L. A. Litsova recalls the names offamous musicians who created the rich history of the Conducting Department. Musician mentioned in the article are well known for their high professionalism, devotion to choir conducting, great scientific, methodical and creative activity. The history of formation and development of the choir conducting department is shown through the prism of the author's own perception of the world. The article contributes to the objective demonstration of the important role of the Supervisor and Teacher in the formation of a specialist and shows the close connection between the choral culture of Saratov and the culture of the whole country. The article also includes excerpts from an interview with L. A. Litsova devoted to current problems of history, pedagogy, methodology, and choral performance.

Key words: conducting department, tradition, teacher, choir, group, repertoire, interpretation.

Год 110-летнего юбилея — знаковый не только для одного из старейших классических музыкальных учебных заведений страны — Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова, но и для тех, кто кропотливым ежедневным трудом сохраняет традиции, формирует настоящее и создает будущее вуза. «Возникновение и развитие фундаментальных основ профессиональной академической школы кафедры хорового дирижирования в Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова — это яркий пример синтеза традиций Московской дирижёрской школы и новаторства, обогащающего и позволяющего развиваться кафедре и в настоящее время» [3, с. 65].

В текущем, 2022 году, отмечает 75-летний юбилей со дня рождения и 50-летний юбилей педагогической, научной и практической деятельности человек, без которого невозможно представить кафедру дирижирования

сегодня: заслуженный деятель искусств РФ, профессор Людмила Алексеевна Лицова (фото 1). Благодаря её таланту, трудолюбию, активной и яркой творческой деятельности, Саратов стал поистине одним из центров хоровой культуры России. В рамках статьи, безусловно, невозможно отразить все, что переполняет душу Мастера, но вспомнить то, чем стала консерватория для Людмилы Алексеевны, и что на сегодняшний день волнует и тревожит ее сердце в связи с происходящими переменами в жизни общества и учебного заведения, с которым связана жизнь дирижёра, важно.

Барабаш О. С.: Людмила Алексеевна, с чего начинался Ваш творческий путь?

Лицова Л. А.: Безусловно, основным институтом, воспитывающим человека, начиная с его рождения и заканчивая становлением как личности, выступает семья.

Именно от родителей я получила первую любовь,

Фото 1. Л. А. Лицова

поддержку и принятие, научилась устанавливать доверительные, доброжелательные отношения с людьми. У меня очень простая семья: папа военнослужащий, мама учительница, которая, когда появился третий ребенок, полностью посвятила себя семье. Мне сложно было представить, что такое консерватория и музыкальное образование, хотя семья была очень музыкальной. Песни — почва, на которой формировалось то, что я больше всего люблю, от чего до сих пор мурашки. А пели дома много, собираясь за столом с друзьями. Проехав всю страну с Дальнего Востока1 до Москвы, в 1954 году оказались в Саратове.

Моим первым педагогом в музыкальной школе при Доме офицеров стала Александра Константиновна По-повицкая, а заканчивала я школу в классе студентки кафедры хорового дирижирования Валентины Григорьевны Кузьминой. Не буду лукавить: не всегда занималась прекрасно, порой ленилась играть гаммы, даи в училище поступила, как говорят, «на спор», чтобы доказать, что могу учиться, способна. Подготовка была серьезной, пели по двести номеров по сольфеджио в день, несмотря на практически абсолютный слух, и как итог — из восьми сданных предметов — лишь

одна «четверка» по русскому языку.

Первая связь с будущим, с консерваторией, любовь к учебе, желание заниматься появилось благодаря встрече с невероятно образованным человеком, Евгенией Петровной Сидоровой (фото 2) — одной из первых выпускниц кафедры дирижирования Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных (класс профессора Московской консерватории Клавдия Борисовича Птицы). Евгения Петровна стала идеалом, своеобразным музыкальным идолом, которому мы, поющие в ее детском хоре, поклонялись. Нотная тетрадь с партиями сохранилась до сих пор, потому что каждое сочинение репертуарного списка, которое готовила Е. П. Сидорова с хором, представляло собой талантливо поставленный режиссером — руководителем хора — спектакль. Не продолжить обучение было невозможно: училище сформировало тот настрой, ту мечту, которая требовала осуществления. Диплом с отличием тому подтверждение. Поступление в консерваторию было высшим счастьем.

Фото 2. Е. П. Сидорова

Кафедра дирижирования стала «семейным гнездом»,

1 Людмила Алексеевна Лицова родилась в г. Благовещенске Амурской области.

90

сохраняющим высочайшие традиции. Все основатели кафедры напрямую связаны с Московской школой Синодального училища. Первым заведующим кафедрой стал ученик Николая Михайловича Данилина Сергей Александрович Шумский. Высокопрофессиональный педагогический коллектив кафедры в последующие десятилетия представлен именами талантливых музыкантов, выпускников столичных вузов: Петербургской консерватории — Семён Александрович Заливухин; Московской консерватории — Пётр Дмитриевич Линьков2, Мария Васильевна Тельтевская (класс Н. М. Данилина), Лидия Семёновна Заливухина (класс Г. А. Дмитревского); Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных — Евгения Петровна Сидорова (класс К. Б. Птицы).

Наследниками традиций были народная артистка СССР, кавалер ордена Ленина Анна Андреевна Добро-мирова, Валентина Ивановна Грундман-Грицепанова, Галина Яковлевна Черноморская и Нина Степановна Владимирцева (класс М. В. Тельтевской); Юлия Ивановна Датская и Борис Константинович Милютин, Ирина Федоровна Шарац (класс Л. С. Заливухиной) (фото 3). Все они вне зависимости от звания и возраста казались нам сказителями, к которым относились с поклонением. Критиковать работу преподавателя, как это сегодня бывает среди молодежи, подумать и представить, что педагог учит не так, даже не могли.

Фото 3. Кафедра дирижирования (сидят слева направо Е. П. Сидорова, А. А. Добромирова, С. А. Заливухин, М. В. Тельтевская, Г. Я. Черноморская; стоят В. И. Гри-цепанова, Л. С. Заливухина, Ю. И. Датская, Н. С. Владимирцева)

$

Барабаш О. С.: Какими они были, Учителя? Какова роль тех, кого можно назвать Вашими наставниками, поскольку «Счастлив человек вдвойне, если есть у него хороший учитель!» [4, с. 76].

Лицова Л. А.: Большую роль в том, кто он — Учитель, Наставник, — играл авторитет, пример педагога;

доказательной являлась и практическая деятельность преподавателя. Для нас была важна возможность подражания. Уже позднее возникали вопросы о том, куда применить эту копию, если не вносишь свое, не создаешь.

Марию Васильевну Тельтевскую (с 1945 по 1949 и с 1965 по 1976 год она была заведующей кафедрой) (фото 4) — одну из талантливых выпускниц хорового дирижера, регента, профессора Московской консерватории Николая Михайловича Данилина — боготворили, испытывая особое чувство уважения, преклонения. Это был необыкновенный человек. Все замирали, если она входила в класс или зал: казалось, что появился ангел. Для каждого студента вне зависимости от того, кто был педагогом по специальному классу, Мария Васильевна была и творческой и человеческой Мамой. М. В. Тельтевская — теоретик (поистине интеллектуальный раритет) и хоровик, носитель школы В. С. Калинникова, П. Г. Чеснокова. Все, что связано с ней в человеческом и педагогическом отношении, интересно. Голос она не повышала, порой хватало выразительного взгляда, такого, что, если не выучил, готов сгореть, провалиться сквозь землю. Не было муштры, насилия; от ее легкой шутки, вовремя рассказанной смешной истории, заряжались. Хоровое творчество, особенно оперное, учили и знали досконально: составы исполнителей, формы, тональности. При работе

Фото 4. М. В. Тельтевская

2 Создатель первого в Саратове профессионального хора в филармонии.

студента с хором в любой момент ноты с пульта могли быть убраны — это формировало у практиканта особую ответственность. Уроки Марии Васильевны были неординарны: каждый раз она ставила перед студентом новую задачу, благодаря чему возникала целостная система, построенная по принципу от общего к частному. Требовательное отношение к деталям, каждому штриху партитуры сочетались с человеческой добротой, открытостью. М. В. Тельтевская стала инициатором открытия музыкально-педагогического факультета СГУ им. Н. Г. Чернышевского, первой хоровой студии. Кроме того, за 42 года работы Мария Васильевна воспитала значительное количество квалифицированных специалистов, музыкантов, преданных хоровому искусству.

Евгения Петровна Сидорова — педагог по специальному классу — родом из Астрахани. После окончания Московского государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных в Москве, она приехала в Саратов и работала в консерватории 52 года (с 1951 по 2003), а с 1976 по 1979 заведовала кафедрой дирижирования. Внешняя стройность, легкая походка (словно «на носочках»), всегда идеально ровная прямая спина — это внешнее. Важнее была её внутренняя красота, перед которой все преклонялись, и то, что требовалось от студентов класса. Во-первых, это безукоризненное знание партитуры, но не как нотного, а как художественного текста, связанного с композитором, поэтом, культурным контекстом, историей. Важно было знать все. Ноты переписывали от руки. До сих пор в моей домашней библиотеке хранятся многие партитуры, на которых стоят пометки, сделанные рукой Евгении Петровны. Её мануальная техника была для нас идеалом: это «облако в дирижировании». В классной работе большое внимание уделялось пластике, звуковедению; внимание было приковано и к форме кисти, работе плеча; велась борьба со штампами и одинаковостью в дирижерском жесте. Она часто вставала на подиум или ставила двоих студентов рядом. Мы сравнивали, часами отрабатывали точность, конкретность, художественную целесообразность жеста. Требования были едины для всех, вне зависимости от способностей студента — трудолюбие и самоотдача. Ее главную заповедь, цитату стихотворения Н. А. Некрасова, помнил весь класс: «Поэтом можешь ты не быть, но человеком быть обязан». «Е. П. Сидорова была человеком большого ясного ума, благородного, щедрого и нежного сердца. При этом она обладала редкой стойкостью и мужеством. Это была личность, и личность выдающаяся, оставившая незабываемый след в истории хорового искусства» [2, с. 143]. Среди выпускников класса Евгении Петровны — Тагир Сергеевич Сайфулин (народный артист Республики Башкортостан, хормейстер и главный дирижёр Государственной хоровой капеллы Республики Башкортостан), Владимир Васильевич Козляков (художественный руководитель Тамбовского камерного хора имени С. В. Рахманинова) и многие другие.

Мария Васильевна Тельтевская и Евгения Петровна Сидорова работали бок о бок в соседних классах, кото-

рые и сегодня носят их имена.

О преподавателях кафедры написано много статей, воспоминаний как коллегами, так и студентами, выпускниками. Каждого из тех, с кем связаны мои студенческие годы, отличало верное служение хоровому делу и кропотливая работа, научная, методическая и творческая деятельность, самообразование.

Лидия Семеновна Заливухина — потрясающий дирижер, рукам которого невозможно не подчиниться. Галина Яковлевна Черноморская читала русскую хоровую литературу. Восхищение вызывал острый ум, организованность, ответственность, серьезность и, в то же время, способность в нужное время разрядить шуткой любую сложную ситуацию. Валентина Ивановна Грицепанова — человек невероятно воспитанный, стойкий, сильный духом, полиглот; в ее руках всегда была книжная новинка, порой даже самиздат. Она из тех женщин, которые выстояли в войну, выдержали, вынесли на своих плечах все тяготы и спасли Россию. О советской хоровой литературе рассказывала студентам увлеченно, просто и интересно, раскрывая личности композиторов, как истинных художников. Человек потрясающих знаний, Нина Степановна Владимирцева являлась эталоном как внешним (она была невероятно красива, обаятельна, ей восхищались), так и профессиональным (мудрый и строгий наставник, деликатный человек). Благодаря её глубоким знаниям, увлеченности профессией, творческим поискам, студенты узнавали современную малоизвестную музыку. Она руководила и общеучилищным хором, где пели все, включая духовиков. Хор любили, пели серьезные программы, включавшие высокохудожественные образцы классической и современной хоровой литературы. Юлия Ивановна Датская стала другом, тем человеком, кто всегда подскажет, поддержит и поможет. Ее великолепное сопрано, улыбку и игру на аккордеоне невозможно забыть.

Студенческие годы — яркая, наполненная учебой, концертами, творческими проектами жизнь. Главная дисциплина — хоровой класс, который начинался в 17.00. Хор был взрослым, пели те, кто родился в начале 40-х годов XX века. Разница в семь лет казалась внушительной. Кроме того, в хоре пели вокалисты, оперные певцы. Мужская группа занимала два ряда. Сегодня об этом можно только мечтать. Это было прекрасной для нас, тогда молодых, практикой. На чём ещё учиться будущему дирижёру? Он может и должен уметь проанализировать форму, тональный и гармонический план сочинения в классе, но в классе, работая на стену, многому не научишь. Потому, как мне кажется, чем раньше человек выходит к коллективу, тем быстрее он растет как специалист.

Школа Николая Михайловича Данилина проявлялась и в выборе репертуара: большую его часть составляла русская классика. Все, что было и есть хорошего, приобретенного хоровой культурой с точки зрения музыкальной, интеллектуальной, эмоциональной глубины, воспринято оттуда, и это передавалось из поколения в поколение. Программы для дипломников в хоровом

классе, которые выбирали преподаватели по специальности, были разнообразны, концерты хора всегда пользовались широкой популярностью и проходили в переполненных залах. Репертуарный список был внушительным: включал и хоровые миниатюры a cappella, и сочинения крупной формы (сцены из опер или части ораторий).

Хоровая жизнь в Советском Союзе была активной, коллективы существовали во всех вузах, на заводах, во дворцах и домах культуры, потому практически все студенты старших курсов работали, чтобы получить практику, навыки будущей профессиональной деятельности, как работали и преподаватели кафедры. Так, Мария Васильевна Тельтевская руководила хором Центральной детской музыкальной школы, Евгения Петровна Сидорова занималась с детским хором музыкальной школы гарнизонного Дома офицеров. Анна Андреевна Добромирова уже работала в оперном театре, Нина Степановна Владимирцева руководила общеучилищным хором, Галина Яковлевна Черноморская для практики студентов организовала детский хор при консерватории. Юлия Ивановна Датская возглавляла вокальную студию Театра юного зрителя, а Борис Константинович Милютин был художественным руководителем хоровой капеллы клуба института Гипропромсельстрой.

Барабаш О. С.: Как занимались студенты, избравшие своей будущей специальностью руководство академическим хором? Ведь «истинный дирижер хора должен быть музыкантом широкой эрудиции и профессиональных знаний» [5, с. 60].

Лицова Л. А.: Студенты были глубоко заинтересованы в учебе: например, я на теоретические предметы ходила и к дирижерам, и к теоретикам, посещала уроки и вокалистов, и пианистов. Отсюда и отличные оценки, выставленные порой экстерном. Дома заниматься было нельзя, поэтому с 7 утра до 24 мы были в консерватории. Это был наш дом, где одним из важных аспектов моего становления стало знакомство с выдающимися музыкантами, мастерами своего дела. Это профессора С. С. Бендицкий, Б. А. Гольдфедер (кафедра специального фортепиано), В. К. Бездельев (кафедра оркестровых струнных инструментов), Ф. Е. Гарцман, О. Н. Стрижо-ва (кафедра академического пения), И. А. Тютьманов Р. С. Таубе и Н. Ф. Таубе (кафедра теории музыки и композиции).

Ярким воспоминанием остается и оперная студия консерватории, которая составляла единое ядро с оперным театром. Постановка спектаклей осуществлялась силами студентов консерватории — вокалистов и дирижеров, — с которыми работали профессиональные режиссеры-постановщики. Кроме подготовки музыкального материала, нас учили двигаться на сцене, гримироваться. Происходило наполнение, накопление слуховых и вокальных ощущений, развивался и музыкальный, и вокальный слух.

Саратовская государственная консерватория в годы студенчества была такой, что ей нельзя было не верить.

Барабаш О. С.: Людмила Алексеевна, кого, кроме

Вашего преподавателя по специальному классу Евгении Петровны Сидоровой и педагогов Саратовской консерватории, Вы считаете своими наставниками, на кого ориентируетесь до сих пор в творчестве?

Лицова Л. А.: Назову два имени, без которых ни творческая, ни человеческая жизнь не была бы полной. Тех, на кого и по сей день равняюсь, с кем сверяю мысленно все то, что происходит на сцене и в жизни. Во-первых, это хоровой дирижёр, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования с 1993 по 2007 годы, а с 2011 по 2012 — заведующий кафедрой современного хорового исполнительского искусства Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, народный артист Российской Федерации Борис Григорьевич Тевлин (фото 5). На его премьеры, уроки, репетиции хора летала в столицу, чтобы расти, получать импульс к дальнейшей работе. Мы не были друзьями, это — то расстояние, которое отделяет Мастера и его ученицу. Всегда поражала в нем легкость, с которой он сам запоминал сложнейшие партитуры и учил их схором; фанатизм и преданность хоровому делу, которые даже на отдыхе не позволяли ему расслабляться: он всегда был с нотами в руках.

Фото 5. Б. Г. Тевлин

Вторым стал профессор Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова по классу композиции и инструментовки, виолончелист, закончивший аспирантуру под руководством М. Л. Ростроповича,

композитор и дирижёр, народный артист Российской Федерации Юрий Александрович Фалик (фото 6).

Фото 6. Ю. А. Фалик

Его жизнь и творческий путь — эталон. Эталон человеческой красоты, образованности, воспитанности и невероятного таланта, самобытного, ни с кем несравнимого композиторского почерка, стиля. Без его сочинений не проходит ни одна концертная программа театра хоровой музыки. Юрий Александрович — один их тех, кто чутко улавливал важнейшую тенденцию в современном искусстве — стремление к обретению гармонии, к Высшей правде.

Евгения Петровна Сидорова, Борис Григорьевич Тевлин и Юрий Александрович Фалик связаны для меня друг с другом воедино, они сформировали творческое credo и сегодня влияют на мироощущение, миропонимание и, в конечном счете, на судьбу.

Барабаш О. С.: Как же складывалась Ваша педагогическая и творческая судьба?

Лицова Л. А.: Уже с первого курса студенты начинали работать концертмейстерами, играли для практики, для профессионального роста. Мне посчастливилось в разные годы работать в классах Марии Васильевны Тельтевской, Евгении Петровны Сидоровой, Бориса Константиновича Милютина. Но никогда бы не подумала, что буду преподавать. Это была недосягаемая высота, Эверест. До сих пор Саратовскую государственную консерваторию считаю равноправным, сравнивая со столичными вузами, учебным заведением высочай-

шего класса и уровня подготовки, никак не третьей. Вуз славится достойными выпускниками, имеющими звания народных и заслуженных артистов, коллективами, известными не только в нашей стране, но и за рубежом. На пятом курсе, когда у меня уже появился сын, работа в Энгельсе, где руководила детским хором музыкальной школы № 1 и Народной академической капеллой, которая сегодня носит имя его основателя Павла Григорьевича Похазникова, поступило сразу два предложения, ставшие полной неожиданностью для меня. Первое — от ректора консерватории, Бориса Андреевича Сосновцева, о необходимости учебы в ассистентуре; и второе (о работе) от замечательного музыканта — директора Саратовского музыкального училища Александра Андреевича Ялынычева. Рубежное испытание, которое могло или сломить, или дать новые перспективы в овладении профессией. Помогло то, что я критически всегда к себе относилась, считая, что должна развиваться, чтобы хоть немного приблизиться к уровню моих учителей. Выбрала учебу.

Новый этап связан не только с ассистентурой, где обучалась с 1972 по 1974 год, но и первыми уроками по специальному классу, которые доверяла мне проводить Евгения Петровна. Кроме того, я мечтала больше работать с хором. Ценным опытом моей практической деятельности в стенах консерватории стали ансамбль старинной музыки, в котором пели теоретики (композиторы и музыковеды), и камерный хор вокалистов. Свой первый выход на сцену Большого зала Саратовской государственной консерватории помню прекрасно. С «легкой руки» Евгении Петровны Сидоровой, которая меня рекомендовала, я готовила со студенческим хором (в свободное от занятий время) мотет В. А. Моцарта Ave verum, который был исполнен под управлением народного артиста Эстонской ССР Романа Вольдемаровича Матсова. Это и есть школа, тот заряд творчества, трудолюбия, стремления к профессиональному и личностному росту, который давал вуз. Неслучайно затем последовали стажировки в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в 1976 и 1982 годах, поездки на форумы, конкурсы, фестивали. Работа со студентами — испытание, потому что важно понимать, что среди них будут те, кто так и уйдет, многого не восприняв из того, что хочется донести, но с любовью к хоровому искусству, но будут и те, кто останется в профессии, а значит, это и моя победа. Воспитание музыканта — медленный и кропотливый процесс, которому посвятили жизнь мои Учителя. Это — особая миссия, и я не могу уйти, потому что отдать, поделиться тем, что могу и умею уже сегодня, — потребность. Счастье — если возьмут, воспримут, напитаются. У каждого поколения студентов и сама многому учусь.

Новое время для меня — рождение в Саратове Театра хоровой музыки и избрание меня заведующей кафедрой дирижирования3. Театр хоровой музыки был создан

f Л. А. Лицова — заведующая кафедрой в 1992-2017 гг.

94

в 1991 году. Это коллектив, о котором мечталось, и который стал жизнью. Через театр прошли практически все педагоги кафедры. Одновременное руководство двумя хорами (консерватории и театра хоровой музыки) дало возможность для творческого сотрудничества и тесного взаимодействия профессионального и студенческого коллективов, стало эффективной формой воспитания будущих хормейстеров, педагогов, руководителей хоров. Результатом стала подготовка и исполнение сочинений крупной формы. Это «Страсти по Иоанну» и «Страсти по Матфею» И. С. Баха, Симфония № 9 и оратория «Христос на Масличной горе» Л. Бетховена, оратории Й. Гайдна «Сотворение мира» и «Семь слов Спасителя на Кресте», оратории «Мессия» Г. Ф. Генделя и «Павел» Ф. Мендельсона, «Военный реквием» Б. Бриттена, Requiem и драматическая симфония «Ромео и Джульетта» Г. Берлиоза, Requiem Дж. Россини, Симфония № 5 «Реквием, Бардо, Нирманакая» Ф. Гласса. Кроме того, «Иоанн Дамаскин» С. И. Танеева, «Патетическая оратория» и «Курские песни» Г. В. Свиридова, «Страстная Седмица» А. Т. Гречанинова, «Песнь о вещем Олеге», «Свитезянка», «Из Гомера» Н. А. Римского-Корсакова, «Казнь Степана Разина», «Над Родиной нашей солнце сияет» Д. Д. Шостаковича, «Иван Грозный», «На страже мира», «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным» С. С. Прокофьева. Сочинения отечественных композиторов, мировые премьеры можно перечислять бесконечно.

Барабаш О. С.: Что для вас хор ?

Лицова Л. А.: Мы детей и в колледже, и в консерватории обучаем этому понятию — «хор». Традиционное определение Павла Григорьевича Чеснокова блестяще, но порой дирижер сталкивается со случаями, когда хор поет идеально чисто, все прекрасно, точно выверено, но слушателя не трогает ничего, нигде не пробегает искра, и хор воспринимается как группа людей, которые поют одно и то же, поют очень точно, но чего-то не хватает.

Почему нигде не изучается такое понятие, как совместимость между певцами, понятие психологического контакта внутри хора, эмоциональная наполненность внутри коллектива певцов. Во-первых, важна самоотдача каждого на сцене и репетиции. Это тот случай, когда один артист хора отдается искусству исполнения, а другой вял. Во-вторых, необходима совместимость чисто человеческая. Стоило бы глубже изучить такое понятие, как «коллектив».

Зачастую хор оценивается по количеству участников, что никакого отношения к понятию не имеет. Количество, конечно, важно для крупного сочинения, оперной сцены, но эти два понятия — «количество» и «хор» — ничего общего, на мой взгляд, не имеют. Есть небольшие коллективы, в которых почти семейные отношения, доверие в жизни и на сцене, помощь и поддержка. Как, например, поют в деревне: никаких репетиций, вокальной работы, а звучат едино, совершенно тембрально оформлено и так душевно, что до мурашек пробирает. Почему? Потому что пение для простого человека — необходимый процесс, идущий от сердца,

из глубины души. Потому и голос звучит иначе, богато, тепло, с той степенью искренности, которая порой недоступна профессионалу. И вот это единение физиологического и психологического никем не изучено.

Когда на прослушивание в хор приходит человек, важно выяснить его внутреннее состояние. В коллективе будет работать не только исполнитель, но и человек. Вот это, человеческое, не менее, а порой для меня более важно, нежели вокальные данные. Зачастую меняю место артиста при расстановке хора: психологический комфорт каждого для дирижера должен быть важен. В любительских хорах больше товарищества, потому что люди собираются, объединенные не только материальной заинтересованностью, а любовью к хору и пению. Больше разговаривают в паузах, чаще встречаются в выходные, вместе отдыхают.

Ядро партии формируется вокруг лидера, порой по принципу сходства характеров, а не голосов. Потому столь важна роль руководителя хора: он — тот «пятый элемент», который может из совершенно разных людей создать коллектив единомышленников. Безусловно, подбор идеально совместимых артистов не возможен. Но есть и единство в различии. Я об этом очень часто задумываюсь после выступления профессиональных коллективов.

Как создается художественное целое в этом многообразии личностей, голосов, тембров, кроме традиционных приемов работы над ансамблем, строем, словом и другими элементами хоровой звучности? Важна позиция дирижера. Я никогда не навязываю свою трактовку, а предлагаю. Бывает так, что моё видение не совпадает с тем, что представляют себе артисты хора, это зависит от интеллектуального и музыкантского запаса, вкуса. Порой даже возникает временное отторжение. Но у руководителя есть время для создания доверия. И от него зависит, о чём будет петь хор.

Хор — это и лица его участников. Порой прекрасное исполнение не подкрепляется выражением лица, мимикой артиста хора, не соответствует тому образу и состоянию, которое заложено в художественном образе произведения. А от этого и звук иной. Как может блестяще звучать сопрано, если сурово сдвинуты брови? Лицо формируется разноокрашенными гласными: светлое и полетное «и», объемное «о». Предлагаю хористам пробовать исполнять разные гласные, меняя положение губ. Не нужно что-то изображать искусственно, важны не обмякшие мышцы, свободная нижняя челюсть, а состояние искренности, естественности, и исполнительская краска меняется, и говорить о зажимах не понадобится.

Более сорока лет мы не поём сольфеджио новые партитуры. Поём закрытым ртом, на слог, чтобы не потерять внутреннюю связь с образом, текстом. При пении нотами мы поём разные гласные, привыкая к их формированию, и при включении текста всё приходится делать сначала. Лицо — не только его выражение. Мне же хочется смысловое исполнение гласных приводить к близкому друг другу знаменателю. Артистам хора приходится мгновенно перестраиваться на каждое

новое сочинение, звучащее в концертной программе, потому работа с текстом ведётся через ассоциации, образные сравнения, не механистично. Например, однажды К. Б. Птица (а он не терпел халатного отношения к музыке) при подготовке к исполнению «Пушкинского венка» Г. В. Свиридова расстраивался, что не слышит в звуке ни композитора, ни поэта. Следующую репетицию он начал с чтения стихотворения великого поэта: читал в гробовой тишине настолько искренне, что хор после этого пел совсем иначе.

Истинный дирижёр — это интеллект, харизма, личность, магия рук. Б. К. Милютин мог тщательно работать над малейшей деталью, над одним звуком долго и упорно. И все бежали на хор. Это непознанное. С руководителем хора в класс заходит его внутренний мир, энергия... За Мастером хочется идти. Убежденность, вера в руководителя играют важнейшую роль. Потому для дирижера хора важно любить людей, любить музыку, как самое высшее проявление творчества. Важно умение отделить истинное от ложного и стараться не врать, чтоб не обмануть хористов, их веру.

Руководитель хора — это копилка знаний, но не для того, чтобы давить ими на хористов, а уметь применить их в нужное время. Я против чтений лекций на репетициях, поскольку рождение художественного целого сложнее рождения ребенка. «Внутреннее слышание всей партитуры, знание ее драматургического развития, так же индивидуально, как и сольное исполнение сочинений. Поэтому руководитель исполнительского коллектива — это Музыкант, владеющий одним или несколькими инструментами, способный услышать тембральное расцвеченное"полотно"партитуры и, "расшифровав" замысел автора, "изваять" его из управляемого им инструмента — хора или оркестра» [1, с. 106]. Важную роль играет репертуар. Как дирижёр я беру ноты и сразу говорю, что я никогда не буду петь с хором, а к нему присмотрюсь. Затем читаю текст, и, если он заинтересовал, играю партитуру, вникая в каждую деталь, предслыша хоровое звучание. Интересна та музыка, где глубокий смысл сокрыт от поверхностного первого взгляда. Тогда в совместном творчестве рождается вера, постепенно возникает художественное целое, меняются лица, оживает слово.

С 1967 года вся моя жизнь связана с кафедрой дирижирования консерватории. Студентка, секретарь комитета комсомола, ведущая концертов, ассистент-стажер, преподаватель, художественный руководитель академического хора консерватории, заведующая кафедрой, художественный руководитель и главный дирижер Саратовского губернского театра хоровой музыки. Это интересная, творческая жизнь, которая и сегодня наполнена частыми гастролями, концертами,

педагогической деятельностью. Это долгий путь развития интеллекта, музыкальности, пластики, воспитания воли, силы духа. Рождение и жизнь театра хоровой музыки — коллектива, где живут сегодня сердце и душа. Поющие всегда чувствуют искренность, то, что идёт изнутри. Я благодарна Alma Mater за то, что Саратовская государственная консерватория подарила мне счастливые студенческие годы, позволила перенять опыт у одних из лучших педагогов, дала возможность раскрыть творческий потенциал, подарила путевку в жизнь. Сегодня я отдаю дань уважения и любви этой, без преувеличения, первой для меня консерватории и верю, что те страницы воспоминаний, которые приоткрыты в статье, будут еще дописаны.

В настоящей публикации Л. А. Лицова — заслуженный деятель искусств РФ, профессор Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова — вспоминает своих учителей, соратников. Трижды юбилейная дата — 110-летий консерватории, 75-летие со дня рождения и 50-летие творческой и педагогической деятельности Л. А. Лицовой в стенах консерватории — послужила стимулом для написания статьи. В диалоге с профессором затронуты вопросы преемственности, традиций и новаторства в образовании, обучении и воспитании будущего дирижера, которые сложились на кафедре дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. В памяти Людмилы Алексеевны оживает история кафедры, напрямую связанная с традициями Московской школой Синодального училища, а также с именами С. А. Шумского, С. А. Заливухина, П. Д. Линькова, М. В. Тельтевской, Л. С. Заливухиной, Е. П. Сидоровой, А. А. Добромировой, В. И. Грундман-Грицепановой, Г. Я. Черноморской, Н. С. Владимирцевой, Ю. И. Датской, Б. К. Милютина, И. Ф. Шарац. В ходе беседы Людмила Алексеевна рассуждает о роли Учителя, Наставника в становлении будущего профессионала, отмечая не только профессоров кафедры, но и в целом профессорско-преподавательский состав консерватории, сложившийся ко второй половине XX века, не только вспоминая имена, но и раскрывая живую, творческую атмосферу, присущую консерватории. Перед читателем предстают имена и тех, кто, по мнению Л. А. Лицовой, сформировал её творческое credo, повлиял на судьбу и до сей поры является ориентиром в творчестве. Это педагог по специальному классу Е. П. Сидорова, а также талантливые музыканты Б. Г. Тевлин и Ю. А. Фалик. В статью также вошли выдержки из беседы с Л. А. Лицовой, посвященные актуальным проблемам истории, педагогики, методики и хорового исполнительства.

Литература

1. Лицова Л. А. Хорошо забытое старое или размышления о профессии хорового дирижера // Прошлое в настоящем.

Из истории кафедры хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (1943-

96

2018 гг.) / Редактор-составитель Л. А. Лицова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2019. С. 104-108.

2. Мельникова Е. П. Евгения Петровна Сидорова // Рождённая в лихие фронтовые... Из истории кафедры хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (1943-1991) / Ред.-сост.: Л. А. Лицова, А. Г. Труханова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2016. С. 137-143.

3. Морозова А. А. Единомышленники: Евгения Петровна Сидорова — Людмила Алексеевна Лицова // Прошлое в настоящем. Из истории кафедры хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (1943-2018 гг.) / Редактор-составитель Л. А. Лицова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени

Л. В. Собинова, 2019. С. 65-71.

4. Сидорова Е. П., Лицова Л. А. Методические основы школы профессора К.Б. Птицы // Прошлое в настоящем. Из истории кафедры хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (1943-2018 гг.) / Редактор-составитель Л. А. Лицова. Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, 2019. С. 73-76.

5. Труханова А. Г. Прошлое и настоящее кафедры дирижирования академическим хором // Хоровое искусство и образование современной России: Сборник научных трудов кафедры дирижирования академическим хором. Саратов: Саратовская государственная консерватория (академия) им. Л. В. Собинова, 2010. С. 60-71.

References

1. Litsova L. A. Horosho zaby'toe staroe ili razmyshleniya o professii horovogo dirizhera [Well-forgotten old or reflections on the profession of a choir conductor] // Proshloe v nastoyash-hem. Iz istorii kafedry horovogo dirizhirovaniya Saratovskoj go-sudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova (1943-2018 gg.) [The past is in the present. From the history of the Choir Conducting Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. So-binov (1943-2018)] / Redaktor-sostaviteP L. A. Litsova. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2019. P. 104-108.

2. Mel'nikova Ye. P. Yevgeniya Petrovna Sidorova [Evgeniya Petrovna Sidorova] // Rozhdyonnaya v lihie frontovye... Iz istorii kafedry horovogo dirizhirovaniya Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova (1943-1991) [Born in the dashing frontline. From the history of the Choir Conducting Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov (1943-1991)] / Red.-sost.: L. A. Litsova, A. G. Truhanova. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2016. P. 137-143.

3. Morozova A. A. Edinomyshlenniki: Evgeniya Petrovna Sidorova — Lyudmila Alekseevna Litsova [Like-minded people: Evgenia Petrovna Sidorova — Lyudmila Alekseevna Litsova] // Proshloe v nastoyashhem. Iz istorii kafedry horovogo dirizhirovaniya Sara-

tovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova (19432018 gg.) [The past is in the present. From the history of the Choir Conducting Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov (1943-2018)] / Redaktor-sostaviteP L. A. Litsova. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2019. P. 65-71.

4. Sidorova Ye. P., Litsova L. A. Metodicheskiye osnovy shkoly professora K.B. Ptitsy [Methodological basis of Professor K.B. Ptit-sa's school] // Proshloe v nastoyashhem. Iz istorii kafedry horovogo dirizhirovaniya Saratovskoj gosudarstvennoj konservatorii imeni L. V. Sobinova (1943-2018 gg.) [The past is in the present. From the history of the Choir Conducting Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov (1943-2018)] / Redaktor-sostaviteP L. A. Litsova. Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya imeni L. V. Sobinova, 2019. P. 73-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Truhanova A. G. Proshloe i nastoyashhee kafedry dirizhirovaniya akademicheskim horom [Past and present of the Academic Choir Conducting Department] // Horovoe iskusstvo i obrazovanie sovremennoj Rossii: Sbornik nauchnyh trudov kafedry dirizhirovaniya akademicheskim horom. [Choral Art and Education in modern Russia: Collection of scientific papers of the Academic Choir Conducting Department] / Saratov: Saratovskaya gosudarstvennaya konservatoriya (akademiya) im. L. V. Sobinova, 2010. P. 60-71.

Информация об авторах

Оксана Сергеевна Барабаш E-mail: barabashoksana@yandex.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1

Людмила Алексеевна Лицова E-mail: l_a_litsova_47@mail.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1

Information about the authors

Oksana Sergeevna Barabash E-mail: barabashoksana@yandex.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

Lyudmila Alekseevna Litsova E-mail: l_a_litsova_47@mail.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.