Полозова Ирина Викторовна, доктор искусствоведения, профессор кафедры истории музыки, проректор по научной и международной деятельности Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Polozova Irina Victorovna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Department of Music History, Vice Rector for scientific and international activities of Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov
E-mail: [email protected]
Пономарева Елена Владимировна, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова
Ponomareva Elena Vladimirovna, PhD (Arts), Professor at the Music Theory and Composition Department of the Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov
E-mail: [email protected]
ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД РАХМАНИНОВА В САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ
Статья освещает события Саратовской консерватории, приуроченные к празднованию 150-летия со дня рождения С. В. Рахманинова. В работе рассматриваются два основных направления юбилейных мероприятий: проведение Международных научных чтений, посвященных Б. Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества: к 150-летию С. В. Рахманинова» и концертные программы с музыкой Рахманинова, центральным событием которых стало исполнение «Всенощного бдения» ор. 37. В статье излагается систематизированная информация об истории исполнения этого сочинения при жизни Рахманинова и в Саратове в последние 40 лет, особо отмечается роль «Театра хоровой музыки» под руководством Л. Лицовой в исполнении этого сочинения. В работе анализируются основные аспекты научных изысканий, связанных с творчеством Рахманинова, отмечаются актуальные направления исследований с позиций герменевтики, интерпретологии, интертекстуальности и т. п.
Ключевые слова: С. В. Рахманинов, Международные научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества», Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова, научные конференции, Всенощное бдение, «Театр хоровой музыки», «Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии».
RACHMANINOV'S JUBILEE YEAR AT SARATOV CONSERVATOIRE
The article highlights the events organized at the Saratov Conservatoire and dedicated to the celebration of the 150th anniversary of S. V. Rachmaninov. The paper considers two main directions of anniversary events: International scientific readings dedicated to B. L. Yavorsky «Problems of artistic creativity: to the 150th anniversary of S. V. Rachmaninov» and concerts of Rachmaninov's music, the main of which was the performance of the «All-Night Vigil» (op. 37). The article systemizes information about the history of its performance during Rachmaninov's lifetime and in Saratov in the last 40 years, paying special attention to the role of the «Theatre of choral music» under the direction of L. Litsova in the performance of this work. The paper analyzes the main aspects of scientific research related to Rachmaninov's creativity, highlights current research areas from the point of view of hermeneutics, interpretology, intertextuality, etc.
Key words: S. V. Rachmaninov, International scientific readings dedicated to B. L. Yavorsky «Problems of artistic creativity», Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov, scientific conferences, All-Night Vigil, «Theater of Choral Music», «Bishops' Choir ofthe Saratov Metropolis».
2023 год богат на юбилейные даты в кругу отечественных композиторов: 210-летие со дня рождения А. С. Даргомыжского, 190-летие — А. П. Бородина, 150-летие — Н. Н. Черепнина, 140-летие — М. Ф. Гнесина, 120-летие — А. И. Хачатуряна, 110-летие — Т. Н. Хренникова и др. Однако главным юбилеем, мимо которого не прошел ни один академический исполнительский коллектив, ни одна музыкальная институция, стало 150-летие со дня рождения С. В. Рахманинова.
Русская музыкальная культура рубежа Х1Х-ХХ веков представлена ярчайшим созвездием имен. Это созвездие ярких, харизматичных, неповторимых по стилю и индивидуальности замыслов композиторов, каждый из которых по-своему отразил время тревожных ожиданий и радикальных обновлений, его устремления и атмосферу. Один из них был нравственным камертоном эпохи («Совесть музыкальной Москвы» — так современники называли С. И. Танеева), другой называл
себя демиургом (А. Н. Скрябин [6, с. 10]), третий стал ниспровергателем традиций и бурных экспериментов (И. Ф. Стравинский) и т. д. Среди них и С. В. Рахманинов, сочинения которого стали олицетворением души России.
Творчество С. В. Рахманинова в юбилейном году стало лейтмотивом многих научных конференций и исполнительских проектов. Так, в Саратовской консерватории также на протяжении всего года проходил Рахманинов-ский фестиваль, стартовавший в день его рождения, 1 апреля, концертной программой из произведений композитора, а финишировал 11 декабря — концертным исполнением оперной студии консерватории оперы «Алеко» под управлением М. Мясникова.
Одним из наиболее ярких событий, связанных с концертным исполнением музыки С. В. Рахманинова, стало исполнение «Всенощного бдения» ор. 37 22 октября в рамках проекта «Международные научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому "Проблемы художественного
творчества: к 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова"» при финансовой поддержке Фонда наследия русского зарубежья 22 октября 2023 года. Объединенный хор «Театра хоровой музыки» (художественный руководитель и дирижер, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л. Лицова) и «Архиерейского мужского хора Саратовской митрополии» (художественный руководитель и регент, профессор А. Занорин) представил эту хоровую фреску С. В. Рахманинова в Большом зале Саратовской консерватории.
Духовные сочинения занимают особое место в творчестве великого русского композитора. Рахманинов признавался: «Я люблю церковное пение, ведь оно, как и народные песни, служит первоисточником, от которого пошла вся наша русская музыкальная история» [7, с. 243]. В ряду хоровых произведений композитора духовной тематики кульминационным, несомненно, является «Всенощная». Даже спустя 108 лет со дня создания она продолжает оставаться величественным памятником нашей культуры.
В 1903 году Александр Дмитриевич Кастальский — самый яркий и авторитетный представитель «нового направления» церковной музыки в России того времени преподнес Рахманинову, молодому, но уже весьма заметному композитору, издание одного из своих сочинений (Панихиды) с такой надписью: «Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу в знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова». И вот через 12 лет тот же Александр Дмитриевич — с нескрываемым восхищением — назовет «Всенощную» Рахманинова «венцом московской школы». Да, вершина и одновременно — «лебединая песнь». Другой великий русский композитор — Георгий Василевич Свиридов — позже пронзительно скажет об этом сочинении, как о «последней вспышке христианства в русской музыке, надолго после этого погрузившейся во мрак» [10, с. 159].
Напомним, что «Всенощная» появилась в страшные годы испытания для России, в самый разгар первой мировой войны, в 1915 году, как приношение русскому народу и как молитва о судьбе Родины. Рахманинов написал это огромное сочинение с особым вдохновением и очень быстро — за две недели. Он посвятил партитуру памяти Степана Смоленского — знатока древнего церковного пения,идеолога «нового направления» в церковной музыке рубежа Х1Х-ХХ веков. Очень важно, что «Всенощное бдение» создавалось композитором как произведение, принадлежащее одновременно церковной и светской музыкальной культуре. В десяти номерах из пятнадцати композитор обратился к первоисточникам (подлинным мелодиям знаменного, греческого, киевского распевов), в пяти — ввел собственные темы. «В моей Всенощной всё, что подходило под второй случай, осознанно подделывалось под обиход» [5, с. 75]. Поразительным результатом было достижение сти-
листического соответствия собственного материала древнерусской мелодике. Абсолютное погружение и претворение глубинной сути древнейшего духовного жанра. В этом сочинении Рахманинов достиг поистине высочайшего мастерства композитора и «распевщика» одновременно.
Впервые сочинение было исполнено в марте 1915 года в зале Благородного собрания в Москве Синодальным хором под управлением Николая Данилина1, а затем, в течение месяца, — еще четыре раза с оглушительным (без преувеличения) успехом. Певчий Синодального хора А. П. Смирнов вспоминал: «Несмотря на существовавшее правило, запрещавшее аплодисменты во время исполнения духовной музыки, слушатели после заключительного аккорда "Всенощной" начинали бурно аплодировать, и на опустевшую эстраду выходил один Рахманинов» [9, с. 539].
В советское время «Всенощное бдение» Рахманинова по понятным причинам практически не исполнялось. И все же с конца 1940-х годов, в течение почти 30 лет рахманиновское «Всенощное бдение» звучало в храме за богослужением — в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» на Большой Ордынке в Москве. Служба совершалась Великим постом один раз в год, в субботу, ближайшую ко дню кончины С. В. Рахманинова. Пел знаменитый хор под управлением Николая Матвеева — лучший церковный коллектив страны своего времени. Каждая «Всенощная» была настоящим событием для музыкальной Москвы. Кто-то приходил на эти богослужения исключительно ради музыки, но есть свидетельства, что иногда это становилось первым шагом к Богу.
Особо следует подчеркнуть и такой факт: первым произведением духовной музыки, которое было записано в Советском Союзе на грампластинку, стала «Всенощная» Рахманинова. Ее исполнил великолепный коллектив — Государственный академический русский хор СССР под управлением А. Свешникова в конце 1960-х. Александр Васильевич более четверти века занимал пост ректора Московской государственной консерватории. В то время мало кто знал, что этот великий русский музыкант был в молодости церковным регентом: именно поэтому он прекрасно знал русскую церковно-певческую традицию. Для записи хор Свешникова разучивал «Всенощную» в течение нескольких лет. Пластинка и поныне является раритетом, а запись — эталоном исполнения. Новый этап концертного Возрождения «Всенощной» настал в середине 80-х накануне празднования 1000-летия Руси. Тогда сразу несколько ведущих хоровых коллективов страны исполнили это произведение.
Отдельно следует сказать об исполнении этого сочинения в Саратове. Без преувеличения судьбоносной стала «Всенощная» для Театра хоровой музыки Саратовской областной филармонии имени А. Г. Шнитке. Исполнение именно «Всенощного бдения» Рахманинова
1 Стоит отметить, что этот выдающийся хоровой дирижер, регент, педагог (профессор Московской консерватории) был учителем М. В. Тельтевской — дирижера и педагога, стоявшего у истоков кафедры хорового дирижирования Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова.
в годы становления принесло коллективу всероссийскую и международную известность. Саратовская премьера состоялась в Большом зале Саратовской консерватории 22 июня (в День памяти и скорби) 1992 года под руководством профессора Московской государственной консерватории, народного артиста РФ Б. Г. Тевлина. Далее на протяжении десяти лет Театр хоровой музыки несколько раз исполнял это произведение во многих городах Европы, а также на целом ряде Российских фестивалей, проходивших в Тамбове, Калининграде и Москве. Знаковым в истории исполнения «Всенощной» в Саратове стал 2010 год. 20 марта тогда впервые за богослужением сводный хор певчих нескольких храмов Саратова исполнил произведение в Покровском соборе. Еще одно исполнение за службой состоялось через четыре года — 1 марта 2014 (в Покровском соборе). Последнее же концертное представление «Всенощной» было 10 декабря 2010 (под руководством Л. А. Лицовой). И вот, спустя 13 лет это монументальное сочинение Рахманинова снова прозвучало в Саратове — в городе с богатыми хоровыми традициями, в Большом зале Саратовской консерватории.
Это стало поистине грандиозным событием празднования Года 150-летия Рахманинова в Саратове. Священнослужители и миряне, консерваторская элита и любители музыки с трепетом и благоговением внимали творимому на сцене духовно-музыкальному действу, которое, объединившись, претворили два самых известных саратовских хоровых коллектива — «Театр хоровой музыки Саратовской филармонии имени А. Г. Шнитке» и «Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии» — под управлением выдающегося современного хорового дирижера, заслуженного деятеля искусств РФ Людмилы Лицовой [1]. Интимнейшие молитвы номеров Вечерни сменялись громогласной соборностью Утрени, наполняя все пространство заревом колокольного благовеста финала и погружая всех присутствующих (на сцене и в зале) в удивительное состояние Со-Бытия. И с какой особой духоподъемной радостью отозвались в сердцах слова Ангельского приветствия напева «Слава в вышних Богу и на земли мир, и в человецех благоволение», дважды появляющегося в цикле «Всенощной» (№ 7 и № 12). Напева, «провозглашающего мир и единение людей во имя общего блага» [5, с. 78]. Пример запечатленного в музыке выражения заветной мысли самого Рахманинова о важности этого братства во все времена.
Важным научным событием рахманиновского года в Саратове стали Международные научные чтения, посвященные Б. Л. Яворскому «Проблемы художественного творчества: к 150-летию со дня рождения С. В. Рахманинова» 22-25 ноября 2023 года (при финансовой поддержке Фонда наследия русского зарубежья). Творчество С. В. Рахманинова является сквозной темой исследований ведущих музыкантов Саратова (см. [2-4] и др.), поэтому такая тематика Чтений оказалась близкой и созвучной многим исследователям.
Программа конференции традиционно включила доклады, посвященные многогранной деятельности
Б. Л. Яворского, чей жизненный путь завершился в годы Великой Отечественной войны в Саратове. В центре внимания выступавших были разные аспекты научной деятельности ученого, широта и универсальность его взглядов позволили обнаружить обозначенные им тенденции в разных сферах: массовой музыки (доклад А. М. Цукера «Яворский, Бах и массовая музыка»), старинных сочинениях (выступление А. П. Недоспасовой «В продолжение начинаний Б. Л. Яворского: клавирная музыка XV века в истории исполнительских стилей»), исполнительского искусства (доклад А. Э. Рудяковой «Взгляды Б. Л. Яворского на вокальное исполнительство») и др.
Большая часть докладов была посвящена творчеству великого русского композитора (доклады Е. И. Вартановой, Л. А. Вишневской, А. В. Денисова, Г. И. Лыжова, Г. Е. Калошиной, И. В. Полозовой, О. Е. Шелудяковой и др.), прозвучали выступления, в которых творчество композитора стало своеобразным импульсом для новых направлений научных изысканий. Так, Н. Б. Бондаренко осветила контакты Рахманинова с музыкальными деятелями Саратова и его вклад в развитие музыкальной жизни региона (лекция «Рахманинов и Саратов: пересечения»), И. В. Каменская с точки зрения проектного мышления рассмотрела важную и очень драматическую для Рахманинова историю бесславного премьерного исполнения Первой симфонии (доклад «Когда "провал" — это возможность: "неудачные" творческие проекты на примере Первой симфонии С. Рахманинова»), Л. В. Саввина обратилась к анализу жанра музыкального письма в творчестве С. В. Рахманинова и американского композитора Д. Ардженто («Музыкальное письмо и его разновидности в произведениях композиторов XX — начала XXI столетий»), А. А. Тимошенко рассмотрела тему эмиграции в жизни композитора («Евразийский проект» русской эмиграции и творчество С. В. Рахманинова: расхождения и совпадения). Тему «жизни» музыки Рахманинова в современном обществе осветила А. В. Крылова (доклад «Рахманинов в современном социокультурном пространстве: между перформансом, рекламой и рингтоном»).
Важной в научной дискуссии оказалась тема «Рахманинов и его современники», которая в разных аспектах прозвучала в докладах А. И. Демченко («Рахманинов и ХХ век»), Е. А. Артамоновой («Серебряный век vs музыкальный авангард 1920-х»), С. Г. Алеевой («Мистерии Серебряного века»), С. Г. Зверевой («Николай Черепнин: неизвестные аспекты жизни и духовно-музыкального творчества в эмиграции»), И. И. Васирук («Симфонии для фортепиано и органа: о прелюдиях и фугах
A. К. Глазунова») и др.
Рахманиноведение стало предметом изучения
B. Б. Вальковой («С. В. Рахманинов в отечественном музыкознании 1940-1970-х годов»), а также Е. В. Пономаревой («Творчество С. В. Рахманинова в научных трудах кафедры теории музыки и композиции Саратовской консерватории: к вопросу смены исследовательской проблематики»). Отдельно отметим ряд докладов, ос-
вещающих вопросы исполнительской интерпретации музыки Рахманинова. Этому была посвящена содержательная лекция С. Я. Вартанова «Рахманинов: Вариации на тему Корелли: концепция "Сны о России"», а также доклады О. И. Кулапиной («"Сестра музыки — это поэзия, а мать ее — грусть": сотворчество С. В. Рахманинова с исполнителями его романсов») и Е. В. Бабичевой («Интерпретация фортепианной музыки С. В. Рахманинова в актерских задачах сценической выразительности»).
В кратком обзоре множественных мероприятий,
посвященных Рахманинову, сложно назвать все исследовательские находки и новые интерпретации сочинений великого русского композитора, важно то, что его музыка остается актуальной, близкой и необходимой для сердца каждого человека, сопричастного рефлексии, православию, творчеству. «Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю музыку, — это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце. Любовь, горечь, печаль или религиозные настроения — всё это составляет содержание моей музыки» [8, с. 146].
Литература
1. Барабаш О. С., Лицова Л. А. К юбилею профессора Л. А. Ли-цовой: воспоминания об учителях и размышления о профессии // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 3 (17). С. 89-97.
2. Вартанов С. Я. Жанр фортепианного концерта в творчестве Сергея Рахманинова // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2022. № 4 (18). С. 23-27.
3. Вартанов С. Я. «Этюды-картины» Сергея Рахманинова: программа, концепция, семантика знаков // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 3 (13). С. 25-33.
4. Вартанова Е. И. Dies irae в музыке С. В. Рахманинова: опыт онтологического подхода // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2018. № 1. С. 32-37.
5. Кандинский А. «Всенощное бдение» Рахманинова и русское искусство рубежа веков (К вопросу об интерпретации памятника) // Алексей Иванович Кандинский: Воспоминания.
Статьи. Материалы. М., 2005. С. 73-78.
6. Луначарский А. В. О Скрябине // Культура театра. 1921. № 6. С. 7-11.
7. Нелидова-Фивейская Л. Я. Из воспоминаний о С. В. Рахманинове // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., коммент. и предисл. З. А. Апетян. 4-е изд., доп. Т. 2. М.: Музыка, 1974. С. 236-244.
8. Рахманинов С. В. Музыка должна идти от сердца // Воспоминания о Рахманинове: в 2 т. / сост., ред., коммент. и предисл. З. А. Апетян. 4-е изд., доп. Т. 1. М.: Музыка, 1974. С. 144-147.
9. Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. I. Синодальный хор и училище церковного пения: Воспоминания. Дневники. Письма / С. Г. Зверева, А. А. Наумов, М. П. Рахманова; Гос. ин-т искусствознания, Гос. центр. музей муз. культуры им. М. И. Глинки. М.: Языки славянской культуры, 1998. 708 с.
10. Свиридов Г. Музыка как судьба. Библиотека мемуаров. М.: Молодая гвардия, 2002. 800 с.
References
1. Barabash O. S., Litsova L. A. K yubileyu professora L. A. Li-covoj: vospominaniya ob uchitelyah i razmyshleniya o professii [To the anniversary of Professor L. A. Litsova: memories of teachers and reflections on the profession] // Vestnik Saratovskoj konserva-torii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2022. № 3 (17). P. 89-97.
2. VartanovS. Ya. Zhanr fortepiannogo kontserta v tvorchestve Sergeya Rahmaninova [The genre of the piano concerto in the works of Sergei Rakhmaninov] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2022. № 4 (18). P. 23-27.
3. Vartanov S. YA. «Etyudy-kartiny» Sergeya Rahmaninova: programma, koncepciya, semantika znakov [«Etudes-tableaus» by Sergei Rachmaninov: program, concept, semantics of signs] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2021. № 3 (13). P. 25-33.
4. Vartanova E. I. Dies irae v muzyke S. V. Rahmaninova: opyt ontologicheskogo podhoda [Dies irae in S. V. Rachmaninov's music: the experience of an ontological approach] // Vestnik Saratovskoj konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov Conservatoire. Issues of Arts]. 2018. № 1. P. 32-37.
5. KandinskijA. «Vsenoshchnoe bdenie» Rahmaninova i russkoe iskusstvo rubezha vekov (K voprosu ob interpretatsii pamyatni-ka) [Rachmaninov's «All-Night Vigil» and Russian art at the Turn
of the Century (On the question of interpreting the creation)] // Aleksej Ivanovich Kandinskij: Vospominaniya. Stat'i. Materialy [Alexey Ivanovich Kandinsky: Memoirs. Articles. Materials]. M., 2005. P. 73-78.
6. LunacharskijA. V. O Skryabine [About Scriabin] // Kul'tura teatra [Culture of the theater]. 1921. № 6. P. 7-11.
7. Nelidova-Fivejskaya L. Ya. Iz vospominanij o S. V. Rahmani-nove [From memories of S. V. Rachmaninov] // Vospominaniya o Rahmaninove [Memories of Rachmaninov]: v 2 t. / sost., red., komment. i predisl. Z. A. Apetyan. 4-e izd., dop. T. 2. M.: Muzyka, 1974. P. 236-244.
8. Rahmaninov S. V. Muzyka dolzhna idti ot serdtsa [Music must come from the heart] // Vospominaniya o Rahmaninove [Memories of Rachmaninov]: v 2 t. / sost., red., komment. i predisl. Z. A. Apetyan. 4-e izd., dop. T. 1. M.: Muzyka, 1974. P. 144-147.
9. Russkaya duhovnaya muzyka v dokumentah i materialah. T. I. Sinodal'nyj hor i uchilishche tserkovnogo peniya: Vospominaniya. Dnevniki. Pis'ma [Russian sacred music in documents and materials. Vol. I. Synodal Choir and the School of Church singing: Memoirs. Diaries. Letters] / S. G. Zvereva, A. A. Naumov, M. P. Rah-manova; Gos. in-t iskusstvoznaniya, Gos. centr. muzej muz. kul'tury im. M. I. Glinki. M.: YAzyki slavyanskoj kul'tury, 1998. 708 p.
10. Sviridov G. Muzyka kak sud'ba. Biblioteka memuarov [Music as fate. Library of memoirs]. M.: Molodaya gvardiya, 2002. 800 p.
Информация об авторах
Ирина Викторовна Полозова E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект имени Петра Столыпина, дом 1
Елена Владимировна Пономарева E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова» 410012, Саратов, проспект им. П. А. Столыпина, дом 1
Information about the authors
Irina Victorovna Polozova E-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State Conservatoire named after L. V. Sobinov» 410012, Saratov, 1 Peter Stopilin Ave.
Elena Vladimirovna Ponomareva E-mail: [email protected]
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Saratov State L. V. Sobinov Conservatoire» 410012, Saratov, 1 Peter Stolypin Ave.