Рыбкова Ирина Владимировна
ХОРОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ Е. В. ГОХМАН В РЕПЕРТУАРЕ САРАТОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА ХОРОВОЙ МУЗЫКИ
В статье представлен анализ хоровых сочинений Елены Владимировны Гохман, находящихся в репертуаре Саратовского губернского театра хоровой музыки (художественный руководитель и главный дирижер -заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л. А. Лицова). Духовная направленность тематики хоровых циклов ("Пять хоров на с/тихи А. Блока" (для хора без сопровождения; 1972), "Три посвящения" (для сопрано, хора и органа; 1991), Духовные песнопения для мужского хора и камерного оркестра "И дам ему звезду утреннюю..." (2005)) позволяет объединить их в единый метатекст. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/10-2/33.1~^т1
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 2. C. 135-137. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/10-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
ISSN 1997-292X
№ 1G (84) 2017, часть 2
135
УДК 784.5 Искусствоведение
В статье представлен анализ хоровых сочинений Елены Владимировны Гохман, находящихся в репертуаре Саратовского губернского театра хоровой музыки (художественный руководитель и главный дирижер -заслуженный деятель искусств РФ, профессор Л. А. Лицова). Духовная направленность тематики хоровых циклов («Пять хоров на с/тихи А. Блока» (для хора без сопровождения; 1972), «Три посвящения» (для сопрано, хора и органа; 1991), Духовные песнопения для мужского хора и камерного оркестра «И дам ему звезду утреннюю...» (2005)) позволяет объединить их в единый метатекст.
Ключевые слова и фразы: Е. В. Гохман; Саратовский губернский театр хоровой музыки; Л. А. Лицова; А. И. Демченко; метатекст.
Рыбкова Ирина Владимировна, к. искусствоведения
Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова &'^^гта_82@таИ. ГЫ
ХОРОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ Е. В. ГОХМАН В РЕПЕРТУАРЕ САРАТОВСКОГО ГУБЕРНСКОГО ТЕАТРА ХОРОВОЙ МУЗЫКИ
Министерство культуры РФ Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова
30
ноября я
Большой зал
Концертный СО30H 2015 • 2016 гг.
Открытое заседание Ученого еовета Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова
К 8о-летию со дня рождения
засуженного деятели искусств России, лауреата /Ьсударствеииой премии России, композитора
Елены Владимировны Гохман
к «.¡кмрахме»
Слово о композиторе - доктор искусство ведения, профессор Д.И. Демченко. Пни. ШрОк на Сгнхи А. Блока. «Три посвящения » для сопрано, хора и органа, «И дни ему аисяду утреннннн» -духоиные песнопения для си мужского хора н симфонического оркестра.
.Исполнители;
профессор Людмила Лицова)
профессор Сергей Нестеров),
лпуреат «героегнипли и международных хгткур ми Наталья Голъфпрб i«?™) Соли лпы:
>1 Il/fll'11/II I.' IN-í'flm'l-ll/j í'J. ríJ" II .VII' <I|'|)'|II lipilljl Г1.Ц- lililí '.*l|fli 'i II
Дишт A йсшш (атрано) и .-I lенсе и Кошвяев (Gurí
.'Il.JIII !н 'pi' -
Людмила Лицова, Сергей Нестеров
Хоровые сочинения саратовских композиторов: А. А. Бренин-га, Е. В. Гохман, Е. М. Бикташева, В. В. Ковалёва, О. А. Моралёва, М. Н. Симанского - занимают особое место в репертуаре Саратовского губернского театра хоровой музыки (художественный руководитель и главный дирижер - заслуженный деятель искусств России Л. А. Лицова). В саратовской культуре сложилась традиция исполнять сочинения сразу после их написания или публикации, ибо хоровые сочинения были востребованы всегда. Время не отсеяло их, а, напротив, придало им большую ценность. Среди сочинений саратовских композиторов всегда выделялись циклы Елены Владимировны Гохман - «Пять хоров на стихи А. Блока» для хора без сопровождения, «Три посвящения» для сопрано, хора и органа и Духовные песнопения для мужского хора и камерного оркестра «И дам ему звезду утреннюю...». Именно они были исполнены на концерте памяти Е. В. Гохман (к 80-летию со дня рождения) 30 ноября 2015 года в Большом зале Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова на Открытом заседании Ученого совета.
Названные произведения принадлежат разным периодам творчества Е. В. Гохман: первое написано в 1972 году (по определению А. И. Демченко, в ранний, «вегетационный» период, именно в этом сочинении «с отчетливостью обозначилось характерное для композитора настроение просветленной меланхолии и... лирическая проникновенность» [2, с. 4]), второе - в 1991 году (где «сквозь сумрак психологизма проступает светоч обновленной веры» [Там же, с. 34]), третье, - по словам А. И. Демченко, «сакрального» наклонения - в 2005 году. Все они, основанные на лирическом типе драматургии, оказались способны отразить общее «дыхание» метатекста сочинений Е. В. Гохман. Прозвучав единожды, они вошли в репертуар Саратовского губернского театра хоровой музыки, став символом бескрайних волжских просторов, метаний души Художника и ее потребности в Вере.
Лирическая основа «Пяти хоров на стихи Александра Блока» (исполнители: Саратовский губернский театр хоровой музыки; дирижер - Л. Лицова) раскрывается в логике движения внутреннего конфликта -от переживания далекого, недостижимого и одновременно желанного через обращение к христианским символам к преодолению страха будущего. В звучании № 1 «Ярким солнцем, синей далью» угадывается напряженность (фактура расслаивается, «опорная» басовая партия отсутствует, вместе с тем наблюдается нарочитая подвижность в партии сопрано, мелодия которой опевает квинтовый тон; тт. 1-5). О нарастании конфликта, душевного дискомфорта свидетельствуют ламентозные интонации, звучащие у альтов (тт. 12-15). Появление в репризе номера перекличек между голосами и создаваемый пространственный эффект готовят «приход» колокольного звона в № 2 «Травы спят красивые» (который находит свое воплощение в плавном поступательном движении в партии альтов в тт. 1-4). Будучи универсальным символом, он становится «проводником» в мир христианских ценностей, который раскрывается в центральном - третьем - номере -«Свирель запела на мосту».
Свирель, ангел и путеводная звезда ассоциируются с божественностью мироздания, где пастух и его стада -это Господь и его паства, бегущая вода подобна потоку времени, а сны - забвению. Хоровая партитура номера словно «рисует» Божественное пространство, используя переклички женских голосов и tutti, бас - сопрано и тенор - альт. Начиная со слов «Взошла звезда», «мир» приходит в движение, знаменуя наступление нового
Г|о вопросам приобретения входных билетов обращаться в кассу консерватории н день концерта
Начало в 18:00
Телефон для справок 23-Û6-52
136
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
времени, Нового завета и необходимости прохождения жертвенного пути. Возможно, это «событие» становится ключевым в выборе тембрового решения запева № 4 «Белой ночью месяц красный», ведь альт часто сравнивается с голосом человеческой души. Материнское начало усилено обращением к колыбельной, где мелодия опирается на малотерцовый трихорд, усложняемый субквартой или близлежащими опевающими звуками. Это, в свою очередь, актуализирует память жанра, ведь колыбельные не только помогали укачивать ребенка, но и призваны были магически оберегать его от злых сил и заклинать от смерти, отсюда возникает в памяти следующий слой подтекста - «Если только можно, Авва, Отче, Чашу эту мимо пронеси» (Б. Л. Пастернак). Приобщение к христианской модели мира снимает конфликт, душевный диссонанс, выводя на уровень смиренного вопрошания. В хоре «Навстречу вешнему расцвету» переклички мужских и женских голосов в начале хора гармонично дополняют друг друга. Завершение цикла - открытый финал, когда душа находится в ожидании события тайного, отчасти непостижимого, но неизбежно прекрасного, которое найдет свои берега.
В «Трех посвящениях» (исполнители: Саратовский губернский театр хоровой музыки; солисты: лауреаты международных конкурсов Д. Айсина (сопрано), Н. Гольфарб (орган); дирижер - Л. Лицова) Е. В. Гох-ман углубляет модус исповедальности. Обозначая в названии жанр посвящения, она словно растворяет адресата в самом тексте, собранном из сочинений А. И. Куприна, А. А. Вознесенского, М. И. Цветаевой, закрываясь ими от собственной боли. Опыт семантического анализа структур хорового цикла «Три посвящения» представлен в статье А. В. Свиридовой «Полисемантичность текста и музыки "Трех посвящений" Елены Гохман». Автор указывает на «разнообразие знаков интонационной лексики (мотивы "вздоха", "крика", "возвышения духа"), семантических моделей жанров (псалмодия, гимн, молитва - атрибуты церковного богослужения; марш - элегия - ноктюрн как вокальная и хоровая песенность западноевропейской и русской музыкально-культурных традиций)» [4, с. 158]. Двигаясь сквозь осколки литературных и музыкальных слов, композитор заново собирает расколовшийся мир.
Центральным образом цикла становится любовь. В «Молитве» она, подобно повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет», предстает в блеске неоднозначности: любовь как воспоминание и любовь как витальная потребность, как «дар Божий». В данном противоречии опредмечивается основной конфликт лирического по своей сути цикла: между прошедшим и будущим не видно настоящего. Обращение к поэзии А. А. Вознесенского в № 2 «Аве, Оза!» остраняет настоящее, возводя его до гротеска. Е. В. Гохман оставляет только две начальные строфы.
В финале цикла - «Лунной сонате» - для композитора спасительным кругом становятся стихи М. И. Цветаевой (стихотворение «В городе моем - ночь»). Вслед за М. И. Цветаевой Е. В. Гохман «распевает» ассонансы, гласные звуки: О (Ё), У, А (Я), Е (Э), в которых слышен гул мирозданья, а символы (черный тополь, заря, башня) фиксируют рубежность момента. Цитата I части 14 сонаты Л. ван Бетховена также является знаком глубоких раздумий, осмысления жизненных конфликтов. В. П. Бобровский писал о бетховенском шедевре: «В "Лунной" выражено идейное содержание всечеловеческого масштаба... в сонате сконцентрировано выражение того общего, неумирающего, что объединяет художественное мышление столь различных эпох» [1]. Вероятно, что и Е. В. Гохман в данном цикле трактует ее содержание как бесспорно высшее значение для мастера художественной реальности, которая сосредоточена на служении высшей Идее.
Возникающий контекст тесно связан с темой восстановленного времени. Если в «Молитве» время распадается, о чем свидетельствует расщепление фактуры на три пласта, то в «Аве, Оза» контраст внешнего и внутреннего, намеченный как в поэтическом, так и музыкальном тексте, реализует единовременный контраст динамики и статики, индивидуального и всеобщего, времени и вечности. Все противоречия снимаются в финале через обращение к фигурам Л. ван Бетховена и М. И. Цветаевой, что рождает особое художественное время, складывающееся из времени эмпирического и времени сакрального.
Именно сакральное время становится средоточием хоровых партитур в поздний период творчества. На упоминаемом выше концерте памяти Е. В. Гохман (к 80-летию со дня рождения) 30 ноября 2015 года лауреат международных конкурсов мужской хор "Victoria" Саратовского губернского театра хоровой музыки (художественный руководитель - заслуженный деятель искусств РФ Л. Лицова, хормейстер - А. Балашов) совместно с солистом - лауреатом международных конкурсов А. Кошелевым - и Симфоническим оркестром Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова (художественный руководитель - заслуженный артист России, профессор С. И. Нестеров) исполнил духовные песнопения для мужского хора и камерного оркестра «И дам ему звезду утреннюю...» (в редакции А. Г. Занорина). Дирижер - заслуженный артист России С. Нестеров.
Уже в самом названии слушателю открывается иной характер текста. Композиция, основанная на соединении строф из псалмов Давида и «Откровений Иоанна Богослова», обращена к Христу и говорит о пути Веры как о пути, полном смирения и покаяния. Музыкальный язык духовных песнопений преисполнен символами, главными из которых являются обращение к тембру мужского хора, что восходит к традициям храмового пения, и знаменный распев как протоинтонационный пласт молитвенного слова. В кратких попев-ках, длящихся залигованных нотах, тихом звучании (piano, mezzo piano) раскрывается единовременный контраст сдержанности слова и боли (крика) души, вопрошающей к Богу.
Первая часть, построенная на строках 24 и 142 псалмов, представляет всю двойственность мира, антитезу реального и желаемого (исподволь это сказалось и в выборе текста - 24 и 142 словно зеркально «отражают» друг друга). Вторая часть (ц. 9) начинается как новая завязка «действа». Диссонантность нарастает, фактура начинает расслаиваться, возникают переклички внутри партии теноров (ц. 13, 19), у скрипок и виолончелей (ц. 15, 18). Спираль «закручивается» сильнее на словах «Обрушились народы в яму...» (строки из 9 псалма Давида), в аккомпанементе появляются триоли как знак святой Троицы, их тиражирование напоминает Иисусову молитву, в состоянии которой должен находиться истинный христианин. В ц. 26 триоли
ISSN 1997-292X
№ 10 (84) 2017, часть 2
137
превращаются в секстоли (6 уже как проявление дьявольской сущности), на новом уровне показывая обманчивость внешнего облика, приводя в 36 цифре к инструментальному «эпизоду», включаемому на основе монтажной логики (путем «отключения действия» как дыхания будущего хаоса). Это приводит к дальнейшей динамизации, в свою очередь, текст из 6 главы «Откровений святого Иоанна Богослова» рисует апокалиптические картины: «и омрачилось солнце и воздух, и небо скрылось, и звезды небесные пали на землю... ибо пришел великий день гнева» [3]. Кульминация с ее ламентозными интонациями, синкопами, наложением триолей и секстолей срывается в затаенную тишину тремоло (ц. 45), а затем взмывает на ff на словах «Горе, горе», прорываясь через «немоту» хора к крайним звукам диапазона на ff
Катарсически звучит третья часть: в ней полифония пластов сменяется прозрачностью гомофонно-гармонической фактуры, в ц. 50 аллюзийно возникает «забытый вальс», подобно мотиву-заговору: «и смерти не будет уже, ни плача, ни болезни», - навевая детские воспоминания. Наивысшей точкой сочинения становится возвращение слов «И дам ему звезду утреннюю...» как проявление высшей любви и благодати Господа. Смена размера на 8/8 в ц. 57 также знаменательна, так как 8 есть знак вечности и бесконечности. В краткой коде (ц. 60-62), построенной на строках 150 псалма Давида, звучит хвала Всевышнему: «Все живое да хвалит Господа! Аллилуйя!».
Три хоровых сочинения Е. В. Гохман в репертуаре Саратовского губернского театра хоровой музыки знаменуют три вехи ее творчества. Звучащие в одном концерте, как это произошло 30 ноября 2015 года, они явили перед слушателем единый метатекст, репрезентирующий не только стиль композитора Елены Владимировны Гохман, но путь от исповеди к проповеди.
Список источников
1. Бобровский В. П. Соната Бетховена "Quasi una Fantasia" cis-moll («Лунная») [Электронный ресурс]. URL: http://beethoven. ru/node/1250 (дата обращения: 27.07.2017).
2. Демченко А. И. Избранные страницы творчества Елены Гохман. Саратов: Аквариус, 2010. 84 с.
3. Новый Завет. Откровение святого Иоанна Богослова. Глава 6 [Электронный ресурс]. URL: http://days. pravoslavie. ru/Bible/B_otkr6.htm (дата обращения: 21.08.2017).
4. Свиридова А. В. Полисемантичность текста и музыки «Трех посвящений» Елены Гохман // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития: сб. статей по материалам III Международной научной конференции. Астрахань, 2013. С. 138-159.
CHORAL WORKS BY E. V. GOKHMAN IN THE REPERTOIRE OF SARATOV PROVINCAIL THEATRE OF CHORAL MUSIC
Rybkova Irina Vladimirovna, Ph. D. in Art Criticism Saratov State Conservatoire sch_irina_82@mail. ru
The article presents an analysis of the choral works by Elena Vladimirovna Gokhman, which are included in the repertoire of Saratov Provincial Theater of Choral Music (artistic director and chief conductor is Honored Artist of the Russian Federation, Professor L. A. Litsova). The spiritual orientation of the themes of choral cycles ("Five Choruses on the Verses by A. Blok" (for the unaccompanied chorus; 1972), "Three Dedications" (for soprano, choir and organ; 1991), Spiritual chants for the male chorus and chamber orchestra "And I will Give him the Morning Star..." (2005)) allows uniting them into a single metatext.
Key words and phrases: E. V. Gokhman; Saratov Provincial Theatre of Choral Music; L. A. Litsova; A. I. Demchenko; metatext.
УДК 343.851 Юридические науки
В статье затрагивается вопрос профилактики преступности, а также «прогнозирования преступлений» как возможной формы профилактики. Автором обосновывается целесообразность развития новейших информационных комплексов в системе отечественной профилактики преступности. Отмечается, что государственная политика в настоящее время требует от органов правоохранительной системы Российской Федерации вести анализ, хранение и обработку аналитических данных для последующего их использования в служебной деятельности и прогнозирования динамики преступности, что позволит выработать эффективные методы ее превенции.
Ключевые слова и фразы: прогнозирование преступлений; профилактика преступности; пресечение преступлений; предотвращение преступлений; предупреждение преступлений; прогностика, криминология.
Сальников Антон Владимирович
Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Иркутск Antonsalnikov1987@mail. т
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ
Система мер, применяемых государственными органами, организациями, должностными лицами, направленная на защиту от преступных посягательств, должна, с учетом развития современной науки и техники, выступать гарантом защиты личности, общества и государства.