Научная статья на тему 'Ваше величество, творчество'

Ваше величество, творчество Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / МЕТОД АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова И. А.

Изучение прикладного народного творчества играет существенную роль в духовном развитии подрастающего поколения, а также в их культурном и эстетическом воспитании. Для подготовки молодого человека к саморазвитию и самообразованию требуется качественно иная, эстетически и педагогически организованная система культурно-досуговой деятельности, направленная на становление социально-ориентированной зрелой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ваше величество, творчество»

УДК 37.015.3 Макарова И. А.

НОУ ВПО «Институт психологии», Москва, Россия

ВАШЕ ВЕЛИЧЕСТВО ТВОРЧЕСТВО

Изучение прикладного народного творчества играет существенную роль в духовном развитии подрастающего поколения, а также в их культурном и эстетическом воспитании. Для подготовки молодого человека к саморазвитию и самообразованию требуется качественно иная, эстетически и педагогически организованная система культурно-досуговой деятельности, направленная на становление социально-ориентированной зрелой личности.

Ключевые слова:

личность, духовные ценности, метод арт-терапии

Тот, кто смотрит вне себя - спит, тот, кто

начинает смотреть внутрь себя - просыпается

Карл Г. Юнг.

Современное состояние общества свидетельствует о глубокой трансформации представлений личности, тотального изменения ее социальных установок и системы ценностных ориентаций, отражающих, скорее, критическое, чем добродушное отношение к действительности. Традиционные взгляды на место и роль индивидуальности в обществе замещаются либеральными идеями о праве личности на свободу выражения, о возможности сосуществования в едином пространстве противоречащих друг другу форм мировоззрения [1]. Все это говорит о креативной, эксцентричной природе человека, о его филогенетически закрепленной потребности в совершенствовании форм своего существования. Данная тенденция в смене идеологических парадигм и стратегий поведения указывает на стремление современного homo sapiens к самоопределению в условиях разваливающихся моделей общества, к нахождению иных смыслов во вновь складывающихся социальных отношениях.

Очевидно, что выжить в ситуации неопределенности, непредсказуемости, риска может только личность спонтанная, творческая. Именно об этом в свое время писал основатель психодрамы Дж. Морено. По-видимому, современная психотерапия, опережая и предугадывая скрытые настроения в обществе, отражает имманентную потребность человека в формировании и совершенствованию способности к спонтанному креативному действию, обеспечивающей возможность выживания в ситуации экологического, социального и личностного кризиса [2]. Данные обстоятельства и определили бурное развитие в последнее время во всех областях общественной жизни практики терапии искусством (арт-терапии), до сих пор не подкрепленной научно обоснованной методологической базой.

Привлекательность метода арт-терапии состоит для современного человека в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие. Более того, некоторые виды активности человека требуют как раз работы правого полушария - творчество, интуиция, культурное образование, устройство семьи, воспитание детей и, конечно, романтизм в любовных отношениях. Арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности [3, 4]. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество. Искусство

и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром. Причем личность будет развиваться гармонично, если эти процессы, в целом, несут конструктивный, характер.

Этим методом многие люди пользуются в повседневной жизни, даже не подозревая о его существовании. Как часто в минуты душевного беспокойства, когда все валится из рук, или когда просто плохое настроение мы садимся на диван и включаем старую добрую комедию или слушаем любимую музыку? Бывает, что после посещения интересной выставки или концерта приходит вдохновение, и мы готовы сами сотворить что-то потрясающее. Часто для того чтобы справиться с неприятными мыслями или при возникновении сложной проблемы мы стараемся занять себя чем-то: вышивкой или рисованием, и зачастую после этих несложных занятий мы находим правильный выход из трудной ситуации. Все это - примеры арт-терапии или терапии творчеством.

На сегодняшний день психологическая наука располагает огромным потенциалом, позволяющим специалисту развивать и поддерживать у своих клиентов чувство внутренней целостности и душевной гармонии. В основе психологической и психотерапевтической помощи лицам, испытывающим различные сложности при взаимодействии с внешним и внутренним миром, лежит последовательная работа с таким многогранным компонентом личности, как духовно-нравственные ценности.

Традиционные методы арт-терапии (рисование, графика, лепка, живопись, фотография) дополняются новыми методиками (песочная терапия, танцевальная терапия, сказкотерапия, куклотерапия, драматерапия, цветотерапия, музыкотерапия, фитотерапия, изотерапия, игротерапия и другие). Откуда берутся эти методы? Конечно, из занятий творчеством. Сам термин «Арт-терапия» появился в середине 40-х годов XX века. Это понятие ввел английский художник и педагог Эдриан Хилл (Adrian Hill, 1895-1977) для обозначения применения творчества в терапевтических целях.

Народное творчество обладает удивительной способностью воздействия на глубинную одухотворенность человека. Оно несет на себе отпечаток эстетических представлений народа, передающихся из поколения в поколение, отражает исторически сложившиеся понятия человека о красоте и целесообразности, неиссякаемую фантазию народных мастеров, их тонкий вкус.

Во все времена люди стремились к красоте: они украшали резьбой домашнюю утварь, расшивали орнаментальными узорами одежду, вкладывая в создание простых предметов не только умение, но и свою душу, свои надежды и мечты, радости и печали. Изделия народных мастеров отличаются глубоким чувством материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом. Веками копилось это наследство, многое было утеряно. И все же дошло до нас. К сожалению, мы далеко не всегда это ценим. Народное искусство, если и входило в нашу жизнь в детстве, то главным образом в виде экскурсий. Но сегодня, в век высоких технологий ситуация меняется. Появляется масса студий, где дети занимаются декоративно-прикладным искусством. В художественных школах, общеобразовательных школах большое внимание уделяется изучению народного творчества.

Изучение прикладного народного творчества играет существенную роль в духовном развитии подрастающего поколения, а также в их культурном и эстетическом воспитании. Подобные занятия отвечают интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству. А также способствуют гармоничному развитию личности. Взяв в руки кисть, прикоснувшись к глиняной фигурке, сделав первые узоры, расшивая иголкой украшающими швами национальный головной убор или мягкую игрушку, ребенок испытывает радость, изумление. Он становится участником увлекательного процесса творчества.

Уже с первой встречи с декоративно-прикладным искусством у детей рождаются новые, интересные замыслы. Успехи в изготовлении различных изделий способствуют появлению у детей уверенности в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом деле. Народное искусство поднимает темы патриотизма, а также оказывает глубокое идейное влияние на зрителя. Оно тесно связано с музыкальным и устным фольклором.

В процессе создания творческих проектов, изделий, эскиза, декора у учащихся формируется общая культура труда.

Юные художники знакомятся с физическими и декоративными свойствами различных материалов, технологическими процессами их обработки, оборудованием и инструментами. У детей развивается чувство материала, его художественные и технические возможности, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса. Декоративно-прикладное творчество позволяет учащимся приобщиться к интересному делу, как правило, оно обогащает их внутренний мир, заполняет интересным творческим трудом свободное время, помогает в выборе будущей профессии.

Детское восприятие мира во многом сходно с нашими представлениями о народной культуре. Окружающий мир представляется народным мастерам в многоцветной, мажорной гамме, таким образом, народное искусство подкупает детей своим искренним радостным настроением. Для их работ, также характерно тяготение к обобщенному пластическому решению в скульптуре, декоративной росписи, искренняя народная напевность и чувство ритма, именно эти качества и развиваются учителем на уроках технологии. Задания, связанные с изучением национальной одежды направлены на выполнение эскизов костюмов. Учащиеся знакомятся не

только с многообразием орнаментов, с узорами вышивок и аппликацией, но и с ювелирным искусством. А изготовление кукол приносит большую радость детям, и служит продолжением сохранения традиций народного искусства.

Сегодняшний день все настойчивее и убедительнее призывает нас всмотреться в национальное искусство, которое входит в общий поток мировой национальной культуры. Произведения народного искусства дарят нам те духовные ценности, которые веками накапливал народ. Это история страны, ее сегодняшний день и будущее. Потому что богатое и разнообразное искусство народа - залог его созидательной силы, нравственного здоровья и исторического долголетия.

Для полноценного включения подрастающего поколения в социальную жизнь, для эффективного и творческого выполнения ими социальных функций как членов общества, для подготовки молодого человека к саморазвитию и самообразованию требуется качественно иная, эстетически и педагогически организованная система культурно-досуго-вой деятельности, направленная на становление социально-ориентированной зрелой личности. Следовательно, возникает потребность в принципиально ином подходе обеспечения системы социального воспитания в микросоциуме, предусматривающем педагогически организованную деятельность как социально-культурных, так и образовательных учреждений.

Прогресс науки и автоматизация сделают ненужными многие виды утомительного и неприятного труда, и большому числу людей придется задуматься, чем заполнить свободное время. Скоро мы сможем сократить обязательные рабочие часы настолько, что недостаточная трудовая активность станет нашей главной заботой.

Когда техника сделает большую часть «полезной работы» излишней, придется изобретать новые занятия. Ничего не делать - не значит отдыхать. Праздный ум и ленивое тело страдают от дистресса безделья. Нужно уже сейчас готовиться к борьбе не только с загрязнением среды и «демографическим взрывом», но также со скукой, ибо недостаточная трудовая нагрузка угрожает стать чрезвычайно опасной. Понадобятся громадные усилия, чтобы обучить массы населения «игровым профессиям», связанным с искусством, философией, художественными промыслами, наукой. Ибо нет предела совершенствованию самого себя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макарова, И. А. Человек - источник ресурсов. Участники образовательного процесса. Путь преодоления кризиса в образовании / Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2014,

Т. 1. - С. 334-335.

2. Осипов, Ф.М. Формирование духовных и нравственных ценностей у молодёжи / Ф.М. Осипов, И.А. Макарова // Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2015, Т. 2. - С. 273-275.

3. Прохоров, В. Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке

качества продукции и услуг сервисных предприятий

учеб. пособие.

М.

ГОУ ВПО МГУЛ, 2 0 07.

7

4. Аронов, И.З. Основные вопросы технического регулирования : монография / В. Ю. Прохоров, И.З. Аронов, В. В. Быков; под общ. ред. И. З. Аронова. - М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. - 207 с.

УДК 338.26 Родионов Н.В,

ФГБОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», Самара, Россия

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ

Поставлена цель повышения экономической эффективности финансирования бюджетных средств в ФЦП. Рассмотрена проблема результативности распределения некоторого ограниченного количества денежных средств между участниками ФЦП. Поставлена задача определения теоретических аспектов оптимального распределения финансовых средств ФЦП. Разработана модель оценки эффективности НИОКР ФЦП для возможности практического определения оптимальных значений финансирования ФЦП. Выявлены тенденции государственного финансирования НИОКР в ПФО

Ключевые слова:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Увеличение экономических показателей в субъектах Российской Федерации (РФ) достигается реализацией федеральных целевых программ (ФЦП).

ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР

Необходимость проведения программ регламентируется в долгосрочном документе [1]. В социально-экономической стратегии поставлены среднесрочные и долгосрочные цели, ориентиры развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.