Научная статья на тему 'Использование средств народной художественной культуры в эстетическом воспитании молодежи'

Использование средств народной художественной культуры в эстетическом воспитании молодежи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1407
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / ТРАДИЦИИ / НАРОДНЫЕ УМЕЛЬЦЫ / FOLK ART CULTURE / AESTHETIC EDUCATION / ARTISTIC CREATIVITY / TRADITIONS / FOLK ARTISTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Полевщикова Татьяна Ивановна

Народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На Земле живет множество народов, и каждый народ - замечательный художник, создатель прекрасного и своеобразного мира, порожденного его трудом и родной природой. Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей родиной. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучать практически все содержание образовательных стандартов, при этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of traditional artistic culture in the aesthetic education of youth

Folk art is a fruitful source of employment and culture. It is always adorned folk life, work and holidays. On the ground, home to many nations, and every nation a wonderful artist, the creator of beautiful and original world, generated by his work and mother nature. Familiarity with the origins of native art is an acquaintance with his homeland. The examples of products arts and crafts can study almost all of the content of educational standards, while at the same time there is great potential for the development of creative potential of students, their aesthetic and patriotic education.

Текст научной работы на тему «Использование средств народной художественной культуры в эстетическом воспитании молодежи»

62

Педагогические науки

УДК 37.036

Т. И. Полевщикова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Использование средств народной художественной культуры

В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ

Народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На Земле живет множество народов, и каждый народ - замечательный художник, создатель прекрасного и своеобразного мира, порожденного его трудом и родной природой. Знакомство с истоками родного искусства -это знакомство со своей родиной. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучать практически все содержание образовательных стандартов, при этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания.

Ключевые слова: народная художественная культура, эстетическое воспитание, художественное творчество, традиции, народные умельцы.

С древних времен человек стремился выразить свое понимание окружающего мира посредством создаваемых им бытовых предметов и одежды, стремясь сделать их не только практически удобными, но и красивыми. «Профессиональное» использование средств народной художественной культуры и эстетического воспитания детей начиналось на Руси в XV в., когда оформился особый, контрастный по отношению к западноевропейскому, культурный мир. В нем вырабатывалось свое отношение к общечеловеческим ценностям и способам передачи их от поколения к поколению.

В. С. Воронов одним из первых исследователей народного художественного творчества признал художественную ценность «крестьянского» искусства. По его мнению, по своим творческим принципам, своей природе детское искусство декоративно и орнаментально. Поэтому декоративное искусство и ремесла должны играть большую роль в художественном и эстетическом воспитании детей.

Эстетико-педагогический эксперимент Л. Н. Толстого по использованию народного искусства в Яснополянской школе считается весьма смелым и удачным, т. к. осуществлен в русле общего потока решения проблемы народности в педагогике. В учебно-воспитательном процессе уроки пения обогащались народным фольклором, национальный орнамент использовался на уроках рисования, в учебных мастерских, многие изделия украшались резьбой по дереву, вышивка занимала одно из важных мест на занятиях рукоделия [3].

Большой вклад в развитие теории и практики художественного и эстетического воспитания

детей был внесен Н. К. Крупской. Она обращала внимание на необходимость изучения и творческого использования педагогического наследия прошлого в процессе создания системы эстетического воспитания. Н. К. Крупская доказывала, что при развитии творческих способностей детей руководящая роль должна принадлежать учителю, он должен направлять творчество ребенка в определенное русло, чтобы в процесс подготовки учителя было включено ознакомление с методами использования народных художественных традиций в эстетическом воспитании школьников. Большое место в разнообразной воспитательной работе педагогических курсов занимало: эстетическое воспитание и образование средствами природы, общественно-полезного труда, всех видов искусства. В программу по изобразительному искусству входили такие виды деятельности, как рисование, лепка, выжигание по дереву, художественная вышивка [3].

В 40-е годы ХХ в. внимание исследователей привлекли вопросы детского декоративного творчества. Результаты исследований привели к убеждению, что народное декоративное искусство отвечает интересам детей, является богатой пищей для их художественного восприятия, содействует развитию эстетических переживаний.

Жанры декоративно-прикладного искусства очень разнообразны. Известно, что народное искусство обогащает профессиональное, которое черпает неиссякаемые силы в народном декоративноприкладном творчестве. Оно является той живительной почвой, на которой появились первые

Т. И. Полевщикова

63

ростки большого интереса к народному костюму, фольклору, национальным обычаям и обрядам народов России. Декоративно-прикладное искусство активно влияет на формирование художественных вкусов и выразительные средства промышленной эстетики.

Большая роль в формировании прикладника отводится научно-краеведческим музеям, их фондам, где сосредоточены лучшие образцы народного творчества. Благодаря активному и целенаправленному комплектованию фондов, музеи располагают коллекциями, на основе которых можно проследить историю возникновения и развития народного прикладного искусства. Полнота и разнообразие собраний позволяет по отдельным категориям предметов представить последовательную эволюцию форм, техники изготовления. Многие предметы уникальны по технике исполнения, форме и декору, они по праву вошли в историю декоративно-прикладного искусства, заслужили высокое признание на различных отечественных и международных выставках.

Одной из эффективных форм популяризации образцов народного творчества является создание экспозиций, организация стационарных, передвижных и персональных выставок. Тематика их самая разнообразная.

Путем обращения к знаниям и историческому опыту деятельности человечества в различных областях науки, техники, культуры и ремесел школьники расширяют кругозор о мире профессий, в сферах приложения интеллектуального труда и тем самым способствуют выбору своих профессиональных ориентиров.

Народная пословица гласит: «Без ремесла - без рук». Ремесло - это широкое понятие. В него входит и декоративно-прикладное искусство. Обучение школьников народным промыслам - это одно из активных средств воспитания, так как оно заключает в себе приобщение к посильному труду по созданию нужных и красивых изделий. Любая вещь, выполненная своими руками с умением, добротой, передает тепло души и рук человеческих. Как тут не вспомнить высказывание В. А. Сухо-млинского: «Дети любят труд, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Ум ребенка - на кончиках его пальцев, и чем выше мастерство, которым овладела и овладевает рука, тем умнее ребенок, подросток, юноша» [1].

Из всего богатства мыслей, чувств, образов, которыми обладает декоративно-прикладное искусство, пожалуй, самыми важными будут те, которые напоминают нам о национальном характере

произведения, его общественной роли. Первое, что мы привыкли отмечать в художественном образе произведений декоративно-прикладного искусства, - это их национальный характер. Национальные традиции в художественном образе имеют разную степень выражения. Совершенно очевидно, в условиях художественных промыслов национальные моменты представлены наиболее ярко, а традиции художественных промыслов и ремесел составляют их характерную особенность. Видимо, поэтому мы никогда не бываем безразличны к прелести народного искусства. Такие формы творческой деятельности приобщают к материальному и духовному творчеству, формируют вкус, высокие художественные потребности. Не случайно школьники проявляют огромный интерес, увлеченность и устремленность к знаниям декоративно-прикладного искусства [2].

Основная цель деятельности народных промыслов - сохранять и развивать дальше художественные традиции областей и районов России, создавать произведения, соответствующие высоким требованиям, предъявляемым к такого рода, искусству, давать возможность проявлять неистощимый запас творчества там, где есть в этом потребность.

Малоизвестные художественные традиции возвращаются в современную культуру, открывая нашим детям красоту, казалось, навсегда утраченного искусства. Это результат труда педагогов и исследователей, народных мастеров и художников по возобновлению живой традиции. Сегодня представляет большую ценность опыт изучения, возрождения, сохранения и развития традиционной культуры и народных художественных ремесел. В них неизменно проявлялись народное представление о красоте и гармонии, тонкое чувство материала, изумительное владение им.

На земле живет множество народов, и каждый народ - замечательный художник, создатель прекрасного и своеобразного мира, порожденного его трудом и родной природой. Знакомство с истоками родного искусства - это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, о красоте человека. В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характер.

Творчески насыщен, сложен, а подчас и противоречив процесс становления и функционирования народной художественной культуры, имеющей свою древнюю историю. Современное ее развитие и понимание, поиск путей сохранения,

64

Педагогические науки

использования в воспитании подрастающих поколений во многом обусловлены общественно-экономическими изменениями в социуме, которые требуют научно-аналитического взгляда на историю и традиции.

Несмотря на существующие проблемы, народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучать практически все содержание образовательных стандартов по технологии. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического и патриотического воспитания [3].

В середине 80-х годов ХХ в. выявилась общая проблема необходимости разработки, научного обоснования и экспериментальной проверки системы художественного образования и эстетического воспитания школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательной школе.

Все вышеназванное, на наш взгляд, порождает существенные проблемы для современной педагогической науки, требующие научного анализа и теоретической разработки целей, путей и форм, содержания и методов, средств эффективной подготовки учителей технологии к эстетическому воспитанию школьников на основе народной художественной культуры, ремесел, творческому применению полученных знаний и умений. Учитель -центральная фигура, системообразующее начало процесса обучения и воспитания, организатор познавательной деятельности и всестороннего становления личности.

За последнее время на основе старых традиций появились новые центры народных промыслов, где выросло много талантливых умельцев. Сегодня многие традиционные виды художественного творчества переживают возрождение. Исследование промыслов и ремесел многонациональной России является насущной задачей, имеющей как научное, так и практическое значение.

Декоративно-прикладное искусство, несмотря на встречающиеся трудности, продолжает развиваться и является неиссякаемым источником для развития народного многонационального искусства. Сегодня народное искусство стало многофункциональным: его рамки в пространственном и временном отношении намного расширились, степень глубины отражения бытия и воздействия на человека усилилась. Народное искусство как бы рас-

крепостилось, стало выполнять чисто светскую эстетическую функцию [2].

В сложных исторических и природных условиях наш народ выстоял и создал самобытную оригинальную художественную культуру, где ощущается некоторое влияние культуры русского народа и других соседних народов, чем и обусловлена их общность. Вместе с тем художественная культура каждого народа имеет только ему присущие особенности, которые оказывают достаточно сильное эмоционально-эстетическое влияние на подрастающее поколение. Поэтому мы считаем: одной из важнейших задач педагога является обеспечение трансляции подрастающему поколению опыта многовековой традиции художественной культуры, чтобы новые поколения в ходе воспитания научились быть хранителем и продолжателем народных художественных традиций и ремесел. Ни один язык и ни один обычай и обряд не получает закрепления в генах человека. Язык, обычаи, традиции, вкусы - все это передается благодаря воспитанию, социализации, подражанию, усвоению интеллектуального и социального опыта подрастающими поколениями. Именно поэтому в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания средствами народных художественных традиций и народных ремесел как составной части и важнейшего фактора гармоничного развития личности.

Новые условия жизни и социально-экономические преобразования в нашей стране требуют иных принципов и подходов обучения и воспитания подрастающего поколения. Воспитание прекрасного должно базироваться на родном слове, на родной мелодии, на родном узоре, на эстетических традициях родного народа [1].

В народном искусстве непроизвольно и любовно воплощались нравственная чистота и душевная красота людей. В его основе всегда лежала глубокая связь с материалом, тонкое понимание его художественных качеств и свойств. Можно утверждать, что вне материала не существует декоративного искусства. Декоративность, по существу, и есть прежде всего полное раскрытие красоты материала как изначальной, так и той, которая возникает в результате разнообразной художественной обработки. Понимание искусства, владение навыками ремесла передавалось от дедов к правнукам. Каждый народ - художник. Каждый народ создает свой прекрасный и мудрый художественный мир - свое искусство. Искусство - выражение этого народа, все взаимосвязано и не случайно,

Т. И. Полевщикова

65

в нем выражается понимание пользы и красоты, добра и зла, жизни и человечности [2].

Проектирование будущего невозможно без знания прошлого, традиционного. В этой связи народная художественная культура выступает как базис для изучения традиций, новаций и норм в современной культуре. Это та область взаимодействия общего и особенного, национального и общечеловеческого в современной культурной жизни человека, которая переносится на предметный мир из духовной жизни общества, участвуя в образовании нового человека, и тем самым активно формирует его социальный опыт. Народная художественная культура - синтетическое явление, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно его материальную и духовную стороны [3].

Наши современники гордятся своими древними традициями в области художественных промыслов и ремесел. Веками формировавшееся древнее искусство, бережно сохраненное до наших дней,

вносит свою самобытную красоту и поэтичность в наш повседневный быт, доставляя людям радость.

Ш

1. Полевщикова Т. И. Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел: дис. ... канд. пед наук. Йошкар-Ола, 2005.

2. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.

3. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Просвещение, 1986.

1. Polevshhikova T. I. Pedagogicheskie uslovija razvitija tvorcheskih sposobnostej shkol'nikov na osnove marijskih narodnyh remesel: dis. ... kand. ped nauk, Joshkar-Ola, 2005.

2. Hvorostov A. S. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v shkole, M.: Prosveshhenie, 1981.

3. Chudnovskij V. Je. Vospitanie sposobnostej i formi-rovanie lichnosti, M.: Prosveshhenie, 1986.

T. I. Polevshchikova

Mari State University, Yoshkar-Ola

The use of traditional artistic culture in the aesthetic education of youth

Folk art is a fruitful source of employment and culture. It is always adorned folk life, work and holidays. On the ground, home to many nations, and every nation - a wonderful artist, the creator of beautiful and original world, generated by his work and mother nature. Familiarity with the origins of native art - is an acquaintance with his homeland. The examples of products arts and crafts can study almost all of the content of educational standards, while at the same time there is great potential for the development of creative potential of students, their aesthetic and patriotic education.

Keywords: folk art culture, aesthetic education, artistic creativity, traditions, folk artists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.