Научная статья на тему 'Изучение и сохранение народных традиций и опыта народного декоративно-прикладного искусства на уроках технологии'

Изучение и сохранение народных традиций и опыта народного декоративно-прикладного искусства на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1927
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / РЕМЕСЛА / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полевщикова Татьяна Ивановна

Изучение и сохранение народных традиций и опыта народного декоративно-прикладного искусства нужно начинать со школьниками уже с первого класса. Именно занятия декоративно-прикладными ремеслами способствуют развитию творчества, открывают путь к самовыражению, пробуждают фантазию, воспитывают вкус, духовно обогащают. Профессиональное владение тем или иным ремеслом - это то преимущество, которое в дальнейшем даст шанс в индивидуальной трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study and preservation of folk traditions and experience of folk arts and crafts technology in the classroom

The study and preservation of folk traditions and experience of folk arts and crafts have to start with students from the first class. That class arts and crafts crafts contribute to the development of creativity, open the way to self-expression, evoke imagination, bring taste, spiritually enriching. Proficiency in one way or another craft is the advantage that in the future will give a chance to self-employment.

Текст научной работы на тему «Изучение и сохранение народных традиций и опыта народного декоративно-прикладного искусства на уроках технологии»

Т. И. Полевщикова

37

УДК 37.035.6:371.38

Т. И. Полевщикова

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Изучение и сохранение народных традиций и опыта народного

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Изучение и сохранение народных традиций и опыта народного декоративно-прикладного искусства нужно начинать со школьниками уже с первого класса. Именно занятия декоративно-прикладными ремеслами способствуют развитию творчества, открывают путь к самовыражению, пробуждают фантазию, воспитывают вкус, духовно обогащают. Профессиональное владение тем или иным ремеслом - это то преимущество, которое в дальнейшем даст шанс в индивидуальной трудовой деятельности.

Ключевые слова: традиции, ремесла, технология.

«Судьба Империи зависит от воспитания молодежи»

Аристотель

Воспитание на богатых национальных традициях народов России - одна из важнейших педагогических задач. Это сложная, но увлекательная работа, которая направлена на решение главной задачи - обеспечить единство обучения и творчества. Доказано, что развитие рук способствует общему развитию школьника, в том числе и интеллектуального, это особенно важно для детей с невысоким уровнем развития познавательных способностей, т. к. они получают возможность проявить себя среди сверстников, завоевать одобрение, преодолеть складывающиеся психологические комплексы.

Опираясь на большой педагогический опыт, мы можем сказать: чем больше содержание уроков технологии отвечает интересам учащихся, чем шире предоставляется ребенку возможность проявить свою индивидуальность, тем полнее сливаются усилия педагога по обучению и воспитанию с ответными усилиями учащихся по освоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Для того чтобы школьники начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности. Именно занятия декоративно-прикладными ремеслами способствуют развитию творчества, открывают путь к самовыражению, пробуждают фантазию, воспитывают вкус, духовно обогащают. Профессиональное владение тем или иным ремеслом - это то преимущество, которое в дальнейшем даст шанс в индивидуальной трудовой деятельности. Теоретические знания народных ремесел, благодаря

своему практическому, прикладному характеру, предоставляют школьнику большие возможности для осмысления понятия «соединение теории с практикой» для творческой активности, самовыражения. Даже сложная задача вызывает неподдельный интерес, желание получить максимально возможный уровень знаний и умений. Как правило, большая часть учащихся дополнительно выполняет творческую работу, совершенствуя и шлифуя свое мастерство, получая при этом огромное удовольствие [4].

В настоящее время в нашей республике зарождаются и развиваются новые виды декоративноприкладного искусства, которые корнями уходят в народные промыслы. Различные виды декоративно-прикладного искусства продолжают жить в пластических решениях архитектурных сооружений, интерьеров общественных зданий и частных домов, предметов быта, сувенирных изделий, в массовых зрелищных мероприятиях. Активно развиваются: художественная обработка металла, древесины, керамика, ткачество, лозоплетение. Опираясь на народную орнаментику, мастера стараются уловить своеобразие ритма, цвета, колорита, прежде всего в национальной марийской вышивке, ставшей поистине «героиней». Именно вышивка дала мощный импульс, став основой в освоении и осмыслении традиций народного декоративно-прикладного искусства нашей республики. Но еще предстоит большая работа по выявлению разнообразных истоков в изучении и сохранении народных традиций и опыта народного декоративно-прикладного искусства - нашего национального достояния.

38

Педагогические науки

Для развития фантазии, воображения, чувства прекрасного и других качеств творческого подхода к жизни не требуется обилия технических средств, и именно ремесла и промыслы в ряде других искусств с их народными истоками способны эффективно содействовать изменению направления человеческой активности, формируя, прежде всего чувство гармонии, красоты, бережного отношения к природе и человеку. Только создав мир и гармонию внутри человека, можно надеяться на созидание мира и гармонии в окружающей реальности.

Изучение и сохранение народных традиций и опыта народного декоративно-прикладного искусства нужно начинать со школьниками уже с первого класса, так как, с одной стороны, для начала занятий не требуется серьезных технических знаний, с другой стороны, необходимо достаточное количество времени для постижения всех тонкостей мастерства. Поэтому в программе по технологии необходимо предусмотреть максимально возможное количество часов, кроме того, следует предложить учащимся факультативные и кружковые занятия. Результатом обучения может быть выполнение творческих проектов. Как показывает практика, учащиеся, познакомившись с ремеслами, желают продолжать познавать красоту и технологические возможности материала.

В содержании тематического и поурочного планирования по изучению художественных ремесел должен быть заложен дифференцированный подход к работе с учащимися. При обучении по декоративно-прикладному искусству необходимо поощрять уровневое продвижение каждого школьника, не допускать занижения самооценки учеником своих возможностей. Делать это ненавязчиво, в форме аргументированных пожеланий. Если при выборе итогового квалификационного задания учащиеся выбирают творческую работу -это говорит о том, что школьники почувствовали вкус творчества, они стремятся к самовыражению и самоутверждению, а не просто показывают уровень достигнутого мастерства. Дети хотят проявить свою индивидуальность, получить максимальное удовольствие от выполняемой работы [4]. Это именно то, чего учитель технологии должен добиваться, работая со школьниками.

Другой аспект обучения ремеслам школьников направлен на активизацию самостоятельной творческой деятельности учащихся. В осуществлении этих задач центральное место отводится образовательной области «Технология». Для современного общества характерно широкое внедре-

ние прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технологический этап его развития требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изучение технологии является объективным закономерным процессом в развитии природы и общества.

«Технология» происходит от греческого techne -мастерство, искусство и logos - наука. Этот термин включает в себя не только материальную систему создаваемых человеком предметов (машин, инструментов, станков, приспособлений и др.), но и умение пользоваться ими, и то, как и каким образом понятие «технология» охватывает как материальные, так и социальные аспекты человеческой деятельности, тесно связывая их между собой.

Введение в учебные учреждения образовательной области «Технология» меняет коренным образом не только содержание учебного предмета «Трудовое обучение», но и методы обучения, позволяющие вырабатывать у выпускников качества личности, которые предъявляет общество к ним: высокая общая культура, широкое научное мировоззрение, основанное на глубоких знаниях и жизненном опыте, целеустремленность в достижении поставленной цели, постоянное саморазвитие, самосовершенствование и овладение профессией, необходимый уровень развития познавательных и творческих способностей.

Образовательная область «Технология» включает разделы, охватывающие основы наиболее распространенных и перспективных технологий, позволяет приобрести общетрудовые и специальные знания и умения, обеспечить интеллектуальное, физическое, этическое и эстетическое развитие школьников и помочь им в адаптации к современным социально-экономическим условиям [3].

Технология - образовательная область, в основе которой лежит преобразовательная деятельность человека в материальном мире (основанная на процессе дизайна), нацеленная на создание обучающей среды для развития у школьников способностей в области дизайна и изготовления посредством работы с различными материалами, информацией и другими ресурсами в ответ на потребности людей. Обучение ориентировано на индивидуальность каждого ребенка. В соответствии с целями образовательной области «Технология» система обучения должна быть не дисциплинарно ориентированной, а проектно-созидательной. Содержание обучения должно включать учащихся в процессы проектирования, конструирования,

Т. И. Полевщикова

39

моделирования и исследования проектов деятельности.

В основе учебного процесса должно лежать овладение способами приобретения знаний, а не просто их усвоение. Принципом обучения является обучение посредством делания, а не только повторение действий учителя. Среди форм организации учебной деятельности следует использовать самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, «мозговой штурм», интервью, консультации, конкурсы защиты проектов [3].

Целью общего образования является достижение учащимися «уровня образованности, который создает основу для формирования саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности. Под уровнем образованности понимается качество личности, которое характеризуется способностью решать задачи познавательной, ценностно-ориентированной, коммуникативной и преобразовательной деятельности, опираясь на освоенный социальный опыт» [5].

Именно учитель технологии начинает воспитание цельной, гармонично развитой личности, создает для этого условия, не разрушающие природную цельность личности школьника. Выстраивая цельный педагогический процесс, он должен быть готов к организации образовательного процесса в преемственности лучших традиций прошлого, уметь находить органические связи между целями, задачами, содержанием образования и феноменом человека, а значит, устанавливать исходную точку, определяющую выработанные человеком духовные ценности национальной культуры. Поэтому готовность учителя технологии к применению национального компонента народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании школьников особо значима [3].

Художественные промыслы народов России сегодня являются важным средством обучения и воспитания учащихся. Большую роль они играют в творческих работах школьников, так как использование этнографического материала позволяет расширить проектную деятельность учащихся. В качестве проектов разрабатываются такие темы, как «Традиции домовой резьбы по дереву», «История народного костюма» с изготовлением аналогов культурно-исторических образцов.

Вовлечение учащихся в активный познавательный процесс, в активную созидательную деятельность, основанную на сотрудничестве учителя

и ученика, раскрывает широкую возможность развития личности учащихся, его индивидуальных способностей и мировоззренческой культуры. В связи с этим должны быть использованы традиционные формы проведения занятий: «мастер-классы», теоретические и практические занятия, самостоятельная работа. Шире использоваться инновационные формы проведения занятий: занятия-демонстрации, занятия-экскурсии, интегрированные занятия, модульный принцип изложения материала, самостоятельная творческая работа по освоению различных технологий обработки материалов и художественных техник, самостоятельная творческая исследовательская (проектная) работа, участие в совместной экспериментальноисследовательской, художественно-творческой работе, участие в олимпиадном движении республики и России, творческих выставках-передвижках, ярмарках. В работе, выделяя для изучения со школьниками основные виды марийского декоративно-прикладного искусства, необходимо ориентироваться на его специфические, местные особенности, которые в силу исторических, экономических и природных условий сложились и отличаются от традиций и культуры других регионов [2].

Проблема формирования творческой личности ребенка многие десятилетия является предметом пристального изучения педагогов всего мира. Наряду со многими другими качествами школа должна сформировать у учащихся потребность в самостоятельной творческой деятельности. Российские педагоги традиционно придавали этому чрезвычайно важное значение. Например, Лев Толстой писал, что этот процесс особенно важен, ибо «если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» [5].

Занятия декоративно-прикладными ремеслами способствуют развитию творчества, открывают путь к самовыражению, пробуждают фантазию, воспитывают вкус, духовно обогащают. Профессиональное владение тем или иным ремеслом - это то преимущество, которое в дальнейшем даст шанс в индивидуальной трудовой деятельности. Теоретические знания народных ремесел, благодаря своему практическому, прикладному характеру, предоставляют школьнику большие возможности для осмысления понятия «соединение теории с практикой» для творческой активности, самовыражения. Даже сложная

40

Педагогические науки

задача вызывает неподдельный интерес, желание получить максимально возможный уровень знаний и умений. Как правило, большая часть учащихся дополнительно выполняют творческую работу, совершенствуя и шлифуя свое мастерство, получая при этом огромное удовольствие [4].

Каждый подросток - личность со своим внутренним миром, который поначалу, быть может, бессознательно, будет выражать ее в своих работах. Задача учителя технологии - помочь ему в этом и направить по пути духовного и профессионального совершенствования. Но у каждого свой уровень способностей и возможностей, знаний и умений. Учитель должен создать такие условия, чтобы ребенок любого уровня подготовки и развития чувствовал себя свободной личностью, зная, что сам выбирает уровень сложности работы, а учитель - помощник и проводник на сложном пути постижения профессионального мастерства. Поэтому в содержание тематического и поурочного планирования художественных ремесел должен быть заложен дифференцированный подход к работе с учащимися.

Уроки технологии - особые уроки. На них, как ни на каких других, в силу специфики предмета учитель близок к ученикам, к истокам изучения и сохранения народных традиций и опыта народного декоративно-прикладного искусства. Необходимо стремиться любую работу - вышивание, изготовление швейного изделия, вязание или плетение, лоскутное шитье или работу с соломкой - сделать максимально индивидуальной. А если из урока в урок учитель пробуждает мысли у детей, если дети с нетерпением ждут

урока и на занятиях нет равнодушных и скучающих глаз, значит, усилия педагога потрачены не напрасно.

Ш

1. КрыловД. А. Модель формирования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2015. № 1 (16). С. 31-35.

2. Полевщикова Т. И. Педагогические условия развития творческих способностей школьников на основе марийских народных ремесел: автореф. дис. ... канд. пед наук. Йошкар-Ола, 2005.

3. Симоненко В. Д. Технология: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М.: Вен-тана-Граф, 2007.

4. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М.: Просвещение, 1981.

5. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.: Просвещение, 1986.

1. Krylov D. A. Model' formirovaniya proektnoi kul'tury budushchego pedagoga v usloviyakh sovremennogo vuza, Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, No. 1 (16), pp. 31-35.

2. Polevshchikova T. I. Pedagogicheskie usloviya razvitiya tvorcheskikh sposobnostei shkol'nikov na osnove mariiskikh narod-nykh remesel: avtoref. dis. ... kand. ped nauk, Ioshkar-Ola, 2005.

3. Simonenko V. D. Tekhnologiya: uchebnik dlya uchashchikh-sya 7 klassa obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdenii. 2-e izd. M.: Ventana-Graf, 2007.

4. Khvorostov A. S. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo v shkole. M.: Prosveshchenie, 1981.

5. Chudnovskii V. E. Vospitanie sposobnostei i formirovanie lichnosti. M.: Prosveshchenie, 1986.

UDK 37.035.6:371.38

T. I. Polevshchikova

Mari State University, Yoshkar-Ola

Study and preservation of folk traditions and experience

OF FOLK ARTS AND CRAFTS TECHNOLOGY IN THE CLASSROOM

The study and preservation of folk traditions and experience of folk arts and crafts have to start with students from the first class. That class arts and crafts crafts contribute to the development of creativity, open the way to self-expression, evoke imagination, bring taste, spiritually enriching. Proficiency in one way or another craft - is the advantage that in the future will give a chance to self-employment.

Keywords: traditions, crafts, technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.