ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА МОЛОДЫХ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ Феоктистова А.Ю. Email: [email protected]
Феоктистова Антонина Юрьевна - магистрант, кафедра менеджмента и технологий социально культурной деятельности, Московский государственный институт культуры, г. Москва
Аннотация: проблема развития и возрождения народных традиций села играет не последнюю роль в культурном наследии. Сегодня село нуждается в передаче опыта народных ремесел и музыкального народного достояния молодым наследникам. Старшее поколение стремится сохранить самобытную народную культуру села и привить молодому поколению интерес к народным традициям. В данной статье рассматриваются способы возможного привития любви к декоративно-прикладному творчеству и народной музыке сельской молодежи.
Цели. Комплексное авторское исследование направлений формирования интереса молодых жителей села к народным традициям. Выработка необходимых направлений в декоративно-прикладном искусстве и народной музыке будет способствовать развитию народных традиций в селе.
Методология. В процессе исследования проблемы формирования интереса молодых жителей села к народным традициям использовались теоретические методы анализа и обобщения.
Результаты. В условиях сельской местности в последнее время утрачен интерес к народным традициям. Необходимы способы и направления, позволяющие восстановить интерес молодежи села к исконным местным традициям. Одним из таких действенных способов станет клуб декоративно-прикладного творчества и фольклорный народный ансамбль, которые укрепят существующее культурное наследие.
Выводы. Сделан вывод о том, что организация фольклорных народных ансамблей в селе станет важным шагом по возрождению сельских традиций. Они не только восстановят самобытную народную культуру села и накопленное столетиями культурное наследие, но и позволят сохранить его для будущих поколений.
Ключевые слова: село, традиция, молодежь, интерес, фольклорный народный ансамбль, народная музыка.
FORMATION OF INTEREST OF YOUNG RESIDENTS OF THE VILLAGE TO THE NATIONAL TRADITIONS Feoktistova A.Yu.
Feoktistova Antonina Yuryevna - Undergraduate Student, DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND TECHNOLOGY OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES, MOSCOW STATE INSTITUTE OF CULTURE, MOSCOW
Abstract: the problem of the development and revival of the folk traditions of the village plays a significant role in the cultural heritage. Today, the village needs to transfer the experience of folk crafts and musical heritage to young heirs. The older generation seeks to preserve the distinctive folk culture of the village and instill in the younger generation an interest in folk traditions. This article discusses how to instill a love of decorative and applied arts and folk music of rural youth. Goals. Comprehensive author's study of the directions of formation of the interest of young residents of the village to the folk traditions. The development of the necessary trends in decorative arts and folk music will contribute to the development offolk traditions in the village.
Methodology. In the process of studying the problem offorming the interest of young residents of the village to the national traditions, theoretical methods of analysis and generalization were used. Results. In the conditions of a countryside recently interest to national traditions is lost. Ways and directions are needed to restore the interest of the youth of the village to the indigenous local traditions. One of such effective ways will be the club of arts and crafts and folklore folk ensemble, which will strengthen the existing cultural heritage.
Findings. It was concluded that the organization of a folklore folk ensemble in the village will be important steps to revive rural traditions. They will not only restore the original folk culture of the village and the cultural heritage accumulated over the centuries, but also allow it to be preserved for future generations.
Keywords: village, tradition, youth, interest, folklore folk ensemble, folk music.
Интерес молодых жителей села к народным традициям необходимо прививать с малых лет. Народная культура села в современное время, как показывают исследования, находится не в самом благоприятном положении, поэтому возрождение традиций должно стать одной из главных ценностей молодого поколения.1
Необходимо не только восстановить самобытную народную культуру села и накопленное столетиями культурное наследие, но и сохранить его для будущих поколений. В последнее время эта тема приобретает особую актуальность.
Для активного включения сельской детворы и молодежи в сферу восстановления народных традиций должна использоваться целенаправленная методика по воспитанию позитивного отношения к местным культурным традициям. 2Одной из таких перспективных методик может стать открытие сельского клуба декоративно-прикладного творчества.
Главной целью такого клуба должно стать выявление одаренной сельской молодежи, обучение их традиционным народным ремеслам. Такая идея несет собой тесную связь поколений умельцев, приобщает подрастающее поколение к настоящим ценностям народной культуры.
Программа клуба должна распространяться на все культурное пространство района, а ее методы и формы обучения народным ремеслам внедряться в современную культурную практику и общественную жизнь.
Руководство клуба должно поддерживать художественное творчество и творческие инициативы молодежи в селе, развивать сферы культурно-досуговой и культурно-просветительской деятельности и музыкально-художественного образования.
Такая программа должна стать одним из приоритетных направлений в развитии культурной жизни сельского края.
Это позволит раскрывать творческий потенциал каждого человека, реализует его право свободы творчества, воспитает гармонично развитую личность.
Для молодежи должны быть созданы условия работы с разнообразным раздаточным материалом декоративно-прикладного искусства, техническими средствами обучения и наглядными пособиями, в т.ч. компьютерным оборудованием.3
В клубе будет прививаться интерес молодых жителей села к народным традициям-изучению художественных ремесел, распространенных в селе, реализуется творческий потенциал. А встречи со старожилами сел района станут важным этапом в изучении истории при занятии рукоделием. Молодежь сможет познакомиться с известными семейными династиями сельских рукодельниц, занимавшихся художественной вышивкой, вязанием, ковроткачеством, изготовлением лоскутных ковров и других изделий.
'Банин А.А. Сохранение И Возрождение Фольклорных Традиций.// Региональный Центр Фольклора /А.А. Банин. М.: 2015. С. 25-27.
2Чередниченко Г.А. Молодежь России: Социальные Ориентации И Жизненные Пути: (Опыт Социологического Исследования) / Г. А.. Чередниченко. Спб., 2014. С. 48-51.
3Григорьева Е.И. Современные Технологии Социально- Культурной Деятельности: Учебное Пособие / Под Ред. Е.И. Григорьева. Тамбов, 2015. С. 34-37.
Могут проводиться выставки работ с использованием техник декоративно-прикладного искусства, народного ремесла, на некоторое время утратившие свою ценность. Но благодаря освоению молодежью этих техник возродятся художественные ремесла села и округи.
Создание подобного клуба предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, дает возможность каждому реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Молодежь сможет реализовать идеи по обогащению внутренней культуры с учетом особенностей культуры своего народа, региональной культуры, удовлетворить свои познавательные потребности. Организация такого творческого досуга станет настоящим подарком для жителей села и в частности для молодого поколения. Ведь это привлечет их интерес к народным традициям села.
Конечно, для реализации такой программы должны быть созданы благоприятные условия для творчества молодежи. Это означает, что должны быть все необходимые средства обучения.
Применяемыми в процессе видами рукоделия могут стать художественная вышивка, кружевоплетение и бисероплетение, вязание крючком и спицами, плетение, роспись и резьба по дереву, работа с природным материалом (береста, соломка), лоскутное шитье, иконопись, живопись.1
Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаменты, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево, ткать и вышивать ковры.
В результате поиска и отбора методов и форм внедрения народных традиций и ремесел в современную культурную практику и общественную жизнь определятся направления деятельности клуба:2
- экскурсионно-выставочная деятельность (проведение экскурсий, выставок, конкурсов);
- образовательно-досуговая деятельность (проведение мастер-классов, занятий по овладению основами народных промыслов и ремесел);
- изготовление подарочной и сувенирной продукции с использованием тематики народной художественной культуры.
Все эти направления ценны с практической точки зрения и по-своему уникальны.
Экскурсионно-выставочная деятельность привлечет разновозрастное население, жителей села, образовательно-досуговая - все возрастные и социальные категории граждан к участию в мастер-классах, кружках.
Произведения промысла участников клуба раскроют свои высокохудожественные качества на выставках-ярмарках.
Следует отметить, что обаяние искусства вышивки - в искренности и непосредственности содержания, выразительности художественных приемов. В качестве сюжетов в художественной вышивке используются натюрморты, пейзажи, образы сказочных персонажей, животных.
Однако визитной карточкой клуба декоративно-прикладного творчества могут стать пейзажи, иконы, животный мир и цветочные композиции. Тема художественной вышивки создается как блестящая импровизация на отображение природы, красоты родного края, поэтому повтор или стандартизация в работах исключаются.3
1Каргин А.С. Народная Художественная Культура: Учебное Пособие / А.С. Каргин. М: Гос. Республ. Центр Русского Фольклора, 2017. С. 28-32.
2Сохранение И Развитие Народных Традиций И Ремесел На Селе. [Электронный Ресурс]. URL:Https://Nsportal.Ru/Kultura/Dekorativno-Prikladnoe-Iskusstvo-I-Narodnye-Promysly/Library/2015/07/27/Sohranenie-I (Дата Обращения 02.05.2018).
3Красникова Г.Е. Областной Конкурс «Обрядовая Культура Моего Села» / Г. Е. Красникова// Культурная Жизнь Орловщины. 2016. № 2. С. 1-2.
Для того чтобы сохранить этот многовековой пласт народной культуры на селе, сформировать интерес молодых жителей села к народным традициям необходимо:1 пропагандировать мастерство народных умельцев через местную прессу и телевидение, интернет-сайты;осуществлять преемственность поколений через приобщение к народному творчеству младшее поколение нашего села и района; организовать в городском и районном музеях стационарные экспозиции народных промыслов.
Кроме того, необходимо проводить сельские и районные праздники, обряды, фестивали народного творчества для изучения музыкально-обрядового фольклора.2
Это позволить познакомиться молодежи с традициями празднично-обрядовой культуры, даст возможность приобрести знания народных праздников и обрядов, познать существующие традиции. Она сможет начать ценить культурные ценности и правильно расставлять приоритеты в социально-досуговой сфере, получит глубокие знания о ценностях музыкально-обрядового фольклора.
Народные песни могут стать именно тем жанром фольклора, который повлияет на заинтересованность сельской молодежи в народных традициях. 3Народные песни в селе поют все - от мала до велика. Поистине, песня - душа народа. Песни духовно объединяют людей, воспитывают в духе народных нравственно -эстетических идеалов целые поколения. Благодаря своей исключительной задушевности и искренности, народное песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие и на эмоциональный мир молодежи.
Издавна народ придает своему песенному творчеству большое воспитательное значение. Песни не только развлекают, но и обогащают новыми впечатлениями, дают им яркие образы окружающей действительности, учат радоваться добру, сочувствовать чужой беде, воспитывают чуткое отношение ко всему живому и обогащают духовный лик молодых людей. В сельской местности издавна практикуется разучивание народных песен. Таким образом, сельская молодежь приобщается к народному творчеству. Самое главное удержать интерес молодежи к народной музыке и народному фольклору. Народные песни привлекают ее своим содержанием, тем, что в них утверждается прекрасное в жизни природы и в человеческих отношениях. Эмоциональная насыщенность песенной лексики, обилие ласкательных и уменьшительных слов, постоянных эпитетов, задушевность тона, мелодичность вызывают у молодых желание говорить складно, красиво, развивают чувство ритма. При умелом использовании народные песни становятся благодарным средством для целенаправленного воздействия на эмоции и сознание подрастающего поколения, для формирования у них четких нравственных понятий и эстетического отношения к миру.4
У каждого народа есть своя народная музыка, особенная, национальная. И она имеет свои черты: лад, интонации, костюмы, обычаи, от природы зависит особенность музыкальных инструментов. У одного народа больше песенности, у другого -танцевальности, у других - маршевости.
Важно, чтобы сельская молодежь научилась любить народную музыку, знала историю своего края, любила свою Родину, природу и родной край. Все это становится возможным благодаря народной музыке. Для того чтобы у сельской молодежи сформировать национальное мировоззрение, предлагается организовать фольклорный народный ансамбль.5 Занятия в народном ансамбле будут способствовать развитию творческой личности ребят. Для них они станут не только способом познания, но и праздником для души. Проведение
1Стрельцов Ю.А. Научно-Методические Основы Культурно- Просветительной Работы: Учебное Пособие. М., 2017. С. 43-45.
2Разработка Программы По Формированию Традиционной Народной Культуры В Формировании Личности Подростков Средствами Социально-Культурной Деятельности. [Электронный Ресурс]. Url:Https://Megalektsii.Ru/S152919t5.Html/ (Дата Обращения 02.05.2018).
3Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. Воспитание музыкой: БУМ, 2017. С. 7-8.
4Нелюбина А.А. От урока к празднику // Воспитание музыкой. 2016. С.15-17.
5Еникеева А.Р. Пост-Фольклор Как Форма Социокультурных Интересов Современной Молодежи: Моногр. / Еникеева А.Р. М., 2017.С.22-27.
специальных вечеров народного творчества с использованием народной музыки будет способствовать углублению интереса сельской молодежи к народной песне. Использование всех направлений деятельности клуба декоративно-прикладного творчества и фольклорного народного ансамбля позволят сформировать стойкий интерес молодых жителей села к народным традициям.
Список литературы /References
1. Банин А.А. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. // Региональный центр фольклора / А.А. Банин. М.: 2015. 256 с.
2. Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. Воспитание музыкой: БУМ, 2017. С. 7-8.
3. Григорьева Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / под ред. Е.И. Григорьева. Тамбов, 2015. 504 с.
4. Еникеева А.Р. Пост-фольклор как форма социокультурных интересов современной молодежи: моногр. / Еникеева А.Р. М., 2017.
5. Каргин А.С. Народная художественная культура: учебное пособие / А.С. Каргин. М: Гос. республ. центр русского фольклора, 2017. 288 с.
6. Красникова Г.Е. Областной конкурс «Обрядовая культура моего села» / Г.Е. Красникова // Культурная жизнь Орловщины, 2016. № 2. С. 1-2.
7. Нелюбина А.А. От урока к празднику // Воспитание музыкой, 2016.
8. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительной работы: учебное пособие. М., 2017. 217 с.
9. Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути: (опыт социологического исследования) / Г.А.. Чередниченко. СПб., 2014. 503 с.
10. Сохранение и развитие народных традиций и ремесел на селе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal. ru/kultura/dekorativno -prikladnoe-iskusstvo -i-narodnye -promysly/library/2015/07/27/sohranenie-i/ (дата обращения 02.05.2018).
11. Разработка программы по формированию традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://megalektsii.ru/s152919t5.html/ (дата обращения 02.05.2018).