Научная статья на тему 'Формирование технологической культуры у школьников в процессе овладения традиционными народными ремеслами с использованием компьютерных технологий'

Формирование технологической культуры у школьников в процессе овладения традиционными народными ремеслами с использованием компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ РЕМЕСЛА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Геннадий Николаевич

Технологическая культура школьников, формируемая на школьных занятиях в процессе овладения народными ремеслами, рассматривается в совокупности знаний, умений и навыков в области технологии изготовления изделий с активным использованием компьютерных технологий, позволяющих моделировать и корректировать процесс создания художественного продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование технологической культуры у школьников в процессе овладения традиционными народными ремеслами с использованием компьютерных технологий»

УДК [373.5.016:745]:004

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫМИ НАРОДНЫМИ РЕМЕСЛАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

FORMATION OF TECHNOLOGICAL CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF MASTERING TRADITIONAL FOLK CRAFTS USING COMPUTER TECHNOLOGIES

Г. Н. Петров G. N. Petrov

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Технологическая культура школьников, формируемая на школьных занятиях в процессе овладения народными ремеслами, рассматривается в совокупности знаний, умений и навыков в области технологии изготовления изделий с активным использованием компьютерных технологий, позволяющих моделировать и корректировать процесс создания художественного продукта.

Abstract. Technological culture of schoolchildren formed in class in the process of mastering folk crafts has been considered in the article. The unity of knowledge, habits and skills in the field of technology of making items with active use of computer technologies enables to model and correct the process of creating artistic product.

Ключевые слова: технологическая культура, традиционные народные ремесла, компьютерные технологии.

Keywords: technological culture, traditional crafts, computer technology

Актуальность исследуемой проблемы. В условиях модернизации современной школы, ориентирующейся на демократизацию и возрождение духовной культуры народов, важной задачей является совершенствование технологического образования. В решении обозначенных проблем значительная роль отводится народным ремеслам, изготовлению школьниками изделий с применением компьютерных технологий, которые позволяют планировать процесс поэтапно, моделировать искомый продукт, варьировать и корректировать весь технологический процесс.

Традиционные ремесла как коллективный опыт народа, отражающий его эстетические представления и прикладной характер, несут в себе неисчерпаемые возможности формирования личности, развития ее творческого и интеллектуального потенциала.

В процессе освоения способов изготовления изделий на основе использования традиционных приемов и приспособлений обогащается эмоциональный и практический опыт ученика, развиваются его эстетические представления и художественно-творческие способности, накапливаются профессиональные навыки и умения, формируются нравст-

венные качества. Такие занятия настраивают на дальнейшую активную, творчески осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации и проявлению личностных качеств, а это в конечном итоге позволяет интегрировать личность в этнокультуру.

Выявлению значения, роли и места народного творчества, художественной культуры, декоративно-прикладного искусства и ремесел в процессе формирования и развития художественных способностей личности посвящены исследования С. М. Гаджимурадова, М. К. Даутова, М. А. Ершовой, А. И. Ковешникова, Ю. В. Максимова, С. Н. Новикова, М. В. Соколова, Р. Х. Тебуева, А. С. Хвосростова, Т. Я. Шпикаловой, Л. А. Энеевой и др. Проблемы технологического образования рассматриваются в трудах П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, В. С. Беспалько, М. А. Жиделева, В. М. Казакевича, В. А. Кальнея, П. С. Лернера, В. А. Полякова, В. Д. Симоненко, Р. М. Чудинского и др.

Проблеме формирования технологической культуры на основе народных ремесел посвящены работы Н. В. Богданова, И. А. Власовой, С. В. Петрова и др.

Анализ теории и практики формирования технологической культуры школьников на основе народных ремесел позволяет констатировать наличие недостаточного внимания вопросам использования современных технологий, в частности компьютерных. Это обусловило цель нашего исследования.

Материал и методика исследований. Была проанализирована научная литература по вопросам формирования технологической культуры учащихся в процессе овладения традиционными народными ремеслами с использованием компьютерных технологий, а также проведен опрос учащихся 7 класса семи школ Вурнарского района Чувашской Республики: МОУ «Кольцовская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Калининская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Вурман-Кибекская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Буртасинская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Абы-зовская средняя общеобразовательная школа», МОУ «Вурманкасинская основная общеобразовательная школа», МОУ «Алгазинская средняя общеобразовательная школа».

Результаты исследований и их обсуждение. Технологическое образование - это процесс и результат творческого приобретения учащимися технологических знаний, умений, навыков и технологически важных личностных качеств с целью формирования у них технологической культуры, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе. Анализ структурных элементов технологического образования можно найти в работах В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых.

С начала 90-х гг. XX столетия в научной педагогической литературе объектом изучения стал термин «технологическая культура». Так, технологическую культуру Р. М. Чудинский рассматривает как меру и способ творческой самореализации личности во всех видах деятельности и общении, направленных на освоение наиболее эффективных способов и оптимальных методов преобразования материи, энергии и информации в интересах человека, общества и охраны природы [2, 33].

Решению проблем компьютеризации процесса обучения посвящены труды Г. А. Бордовского, Б. С. Гершунского, В. А. Извозчикова, Е. И. Машбица, Е. С. Полат, В. А. Смирнова и др. В них рассматриваются вопросы применения компьютерных средств подготовки учащихся к восприятию учебной информации. Авторы утверждают, что применение компьютерных технологий в обучении значительно повышает эффективность учебно-познавательной деятельности.

На уроках технологии в настоящее время существуют неограниченные возможности применения компьютерных средств обучения ремеслу. Рассмотрим некоторые из них: компьютерные программы CorelDraw, 3ds Max, Autocad.

CorelDRAW представляет собой интегрированный объектно-ориентированный пакет программ для работы с векторной графикой. Интегрированный пакет CorelDRAW представляет coбoй не отдельную программу, ориентированную на решение какой-либо одной четко поставленной задачи, а совокупность программ, ориентированных на решение множества различных задач, возникающих при работе в области иллюстративной графики. В этой объектно-ориентированной программе все операции выполняются в процессе создания и изменения изображений, где пользователь работает не только с изображением в целом, но и с его мельчайшими компонентами. Так, начав со стандартных объектов (кругов, прямоугольников, различных форм будущего художественного изделия и т. д.), пользователь может строить составные объекты (например, изобразить орнамент на форме будущего ковша) и манипулировать ими как единым целым. С помощью специальных операций художественное изделие можно разворачивать, масштабировать, закруглять его углы. Можно также выделять отдельные объекты изображения и модифицировать их на любом этапе подготовки изображения, что невозможно ни для точечных изображений, ни при использовании традиционных инструментов мастера - заготовки, резца, кисти, красок, карандашей. Таким образом, с помощью данной программы мастер может не только видеть будущее изделие со всевозможных позиций, но и рассматривать его на любой стадии изготовления, изменяя лишь некоторые атрибуты, пользуясь различными стандартными операциями.

3ds Max - это редактор трехмерной графики, раздела компьютерной графики, представляющей совокупность приемов и инструментов, предназначенных для изображения объемных объектов, что позволяет создавать трехмерные модели и анимации. Эта программа имеет огромное количество параметров, которые можно настроить по желанию учащегося и которые дают безграничный простор для реализации любых идей пользователя.

В 3ds Max мы имеем дело с трехмерными объектами, которые обладают такими характеристиками, как ширина, длина и высота. Таким образом, для достоверного отображения объектов необходимо использовать все три параметра: вид сверху (Тор), слева (Left) и спереди (Front). В трехмерной проекции, особенно актуальной в работе по проектированию изделий народных ремесел, используется вид - перспектива (Perspective). Программа 3ds Max позволяет учителю технологии принимать решения в контексте, наиболее приближенном к конечному варианту проекта, что помогает уменьшить количество ошибок и способствует увеличению творческой составляющей рабочего процесса.

Для компьютерного моделирования предназначена программа AutoCAD, используемая при создании чертежей как на плоскости, так и трехмерных. Она применяется в таких областях, как архитектура, проектирование, инженерия. Учителям технологии программа AutoCAD также может оказать неоценимую помощь. К примеру, с целью визуализации результатов моделирования инструменты для работы с произвольными формами позволяют создавать и анализировать сложные трехмерные объекты, реализовывать построение трехмерной параметрической модели и разрабатывать чертежи и спецификации на ее основе. Это способствует сокращению затрат на натурное моделирование, что, в свою очередь, помогает уменьшить количество ошибок в изготовлении какого-либо изделия.

Таким образом, с помощью компьютерных программ CorelDRAW, 3ds Max и AutoCAD учащиеся имеют возможность самостоятельно создавать новые декоративные образы, творчески подходить к отбору способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов, мыслить системно, комплексно. В данном случае устанавливается приоритет способа над результатом деятельности, который отвечает основной цели технологического образования - подготовке учащихся к преобразовательной деятельности с активным использованием компьютерных технологий [1, 6].

Проведенный нами анализ специфики традиционных народных ремесел, выявленный потенциал компьютерных технологий в моделировании изделий народного декоративно-прикладного искусства, а также анализ школьной практики овладения традиционными народными ремеслами на основе применения компьютерных технологий позволили констатировать следующее (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительные данные применения компьютерных технологий в процессе овладения традиционными народными ремеслами

Школа Количество учащихся Уровень знаний основ по традиционным чувашским ремеслам (%) Знание основ компьютерных технологий (ср. балл из 100)

низкий средний высокий

МОУ «Алгазинская СОШ» 14 55 35 10 12

МОУ «Абызовская СОШ» 14 30 50 20 16

МОУ «Буртасинская СОШ» 14 45 40 15 13

МОУ «Вурманкасинская ООШ» 14 20 55 25 18

МОУ «Вурман-Кибекская СОШ» 14 45 40 15 13

МОУ «Калининская СОШ» 14 55 35 10 12

МОУ «Кольцовская СОШ» 14 55 35 10 12

Для изучения знаний учащихся по вопросам традиционных народных ремесел и применения на уроках технологии компьютерных технологий мы предложили им ряд вопросов:

1. Какие календарные праздники чувашского народа тебе известны?

2. Какой вид декоративно-прикладного искусства тебе интересен и какой техникой тебе хотелось бы овладеть?

3. Существует ли необходимость сохранения молодым поколением художественных промыслов и ремесел?

4. Какие предметы домашней утвари были наиболее украшаемы резьбой у чувашей?

5. Какие предметы быта изготовлялись нашими предками из природных материалов?

6. Что можно изготовить из древесины?

7. Есть ли в ваших краях известные народные мастера, какими видами народных ремесел они занимаются?

8. Удовлетворен ли ты уроками технологии?

9. Удовлетворен ли ты содержанием заданий для самостоятельной работы?

10. Как ты полагаешь, возможно ли использование компьютера на уроках технологии?

11. Используешь ли ты при выполнении проектных работ такие компьютерные программы, как Microsoft PowerPoint, Publisher, Exsel?

12. Как ты думаешь, будет ли тебе легче изготовить придуманное тобой изделие, если ты разработаешь и будешь видеть модель будущего изделия на компьютере?

13. Для чего предназначены компьютерные программы CorelDRAW, 3ds Max и AutoCAD?

В табл. 2 представлены результаты ответов на поставленные вопросы (%):

Таблица 2

№№ вопроса Школы

МОУ «Алгазин-ская СОШ» МОУ «Абызов-ская СОШ» МОУ «Буртасин-ская СОШ» МОУ «Вурман-касинская ООШ» МОУ «Вурман-Кибекская СОШ» МОУ «Калининская СОШ» МОУ «Кольцов-ская СОШ»

1. 25 61 25 52 45 35 48

2. 52 62 34 51 28 17 21

3. 35 19 23 40 31 16 24

4. 16 33 27 52 27 25 30

5. 15 55 48 67 35 10 28

6. 25 37 15 49 18 36 15

7. 15 30 7 35 10 23 14

8. 38 52 25 55 45 37 28

9. 45 57 68 82 46 28 57

10. 4 27 5 25 7 15 18

11. 15 17 25 32 10 5 14

12. 91 98 83 100 87 78 78

13. 9 12 7 16 8 9 12

Средний 27 43 30 52 31 25 27

Проведенный опрос учащихся позволил нам сделать следующие выводы:

1. Для школьников Вурманкасинской СОШ характерен высокий (25 %) и средний (55 %) уровни знаний основ по традиционным чувашским ремеслам, что выше, чем у учащихся других школ. На втором месте находятся учащиеся Абызовской СОШ - средний уровень 50 %; на третьем месте - учащиеся Буртасинской и Вурман-Кибекской СОШ -средний уровень 40 % и на четвертом месте учащиеся Кольцовской, Алгазинской и Калининской СОШ, 35 % учащихся которых имеют средний уровень, 55 % - низкий и 10 % -высокий уровень знаний основ по традиционным чувашским ремеслам.

2. Исследование знаний основ применения компьютерных технологий на уроках технологии практически одинаковы во всех обозначенных школах - от 12 до 18 %, что объясняется недостаточным уровнем использования возможностей компьютерных технологий учителями технологии.

3. Формирование технологической культуры школьников, выражающейся в готовности к преобразовательной деятельности на научной основе, будет более эффективно реализоваться в том случае, если молодое поколение будет сохранять и возрождать накопленные предыдущими поколениями ценности, используя возможности современных компьютерных технологий. Этим обусловливается необходимость владения учащимися технологической культурой.

Резюме. Овладение элементами компьютерных технологий позволит учащимся не только формировать знания, умения и навыки в овладении программными средствами, но и на качественно новом, современном уровне применять их для планирования технологического процесса при овладении традиционными народными ремеслами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дидактика технологического образования : книга для учителя. Ч. 1 / под ред. П. Р. Атутова. - М. : ИОСО РАО, 1997. - 230с.

2. Чудинский, Р. М. Формирование технологической культуры личности школьника в учебной деятельности (на примере уроков физики) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р. М. Чудинский. - Воронеж, 2000. - 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.