Изучение прикладного народного творчества играет существенную роль в духовном развитии подрастающего поколения, а также в их культурном и эстетическом воспитании. Подобные занятия отвечают интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству. А также способствуют гармоничному развитию личности. Взяв в руки кисть, прикоснувшись к глиняной фигурке, сделав первые узоры, расшивая иголкой украшающими швами национальный головной убор или мягкую игрушку, ребенок испытывает радость, изумление. Он становится участником увлекательного процесса творчества.
Уже с первой встречи с декоративно-прикладным искусством у детей рождаются новые, интересные замыслы. Успехи в изготовлении различных изделий способствуют появлению у детей уверенности в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности. У них воспитывается готовность к проявлению творчества в любом деле. Народное искусство поднимает темы патриотизма, а также оказывает глубокое идейное влияние на зрителя. Оно тесно связано с музыкальным и устным фольклором.
В процессе создания творческих проектов, изделий, эскиза, декора у учащихся формируется общая культура труда.
Юные художники знакомятся с физическими и декоративными свойствами различных материалов, технологическими процессами их обработки, оборудованием и инструментами. У детей развивается чувство материала, его художественные и технические возможности, которое является одним из критериев развитого художественного вкуса. Декоративно-прикладное творчество позволяет учащимся приобщиться к интересному делу, как правило, оно обогащает их внутренний мир, заполняет интересным творческим трудом свободное время, помогает в выборе будущей профессии.
Детское восприятие мира во многом сходно с нашими представлениями о народной культуре. Окружающий мир представляется народным мастерам в многоцветной, мажорной гамме, таким образом, народное искусство подкупает детей своим искренним радостным настроением. Для их работ, также характерно тяготение к обобщенному пластическому решению в скульптуре, декоративной росписи, искренняя народная напевность и чувство ритма, именно эти качества и развиваются учителем на уроках технологии. Задания, связанные с изучением национальной одежды направлены на выполнение эскизов костюмов. Учащиеся знакомятся не
только с многообразием орнаментов, с узорами вышивок и аппликацией, но и с ювелирным искусством. А изготовление кукол приносит большую радость детям, и служит продолжением сохранения традиций народного искусства.
Сегодняшний день все настойчивее и убедительнее призывает нас всмотреться в национальное искусство, которое входит в общий поток мировой национальной культуры. Произведения народного искусства дарят нам те духовные ценности, которые веками накапливал народ. Это история страны, ее сегодняшний день и будущее. Потому что богатое и разнообразное искусство народа - залог его созидательной силы, нравственного здоровья и исторического долголетия.
Для полноценного включения подрастающего поколения в социальную жизнь, для эффективного и творческого выполнения ими социальных функций как членов общества, для подготовки молодого человека к саморазвитию и самообразованию требуется качественно иная, эстетически и педагогически организованная система культурно-досуго-вой деятельности, направленная на становление социально-ориентированной зрелой личности. Следовательно, возникает потребность в принципиально ином подходе обеспечения системы социального воспитания в микросоциуме, предусматривающем педагогически организованную деятельность как социально-культурных, так и образовательных учреждений.
Прогресс науки и автоматизация сделают ненужными многие виды утомительного и неприятного труда, и большому числу людей придется задуматься, чем заполнить свободное время. Скоро мы сможем сократить обязательные рабочие часы настолько, что недостаточная трудовая активность станет нашей главной заботой.
Когда техника сделает большую часть «полезной работы» излишней, придется изобретать новые занятия. Ничего не делать - не значит отдыхать. Праздный ум и ленивое тело страдают от дистресса безделья. Нужно уже сейчас готовиться к борьбе не только с загрязнением среды и «демографическим взрывом», но также со скукой, ибо недостаточная трудовая нагрузка угрожает стать чрезвычайно опасной. Понадобятся громадные усилия, чтобы обучить массы населения «игровым профессиям», связанным с искусством, философией, художественными промыслами, наукой. Ибо нет предела совершенствованию самого себя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макарова, И. А. Человек - источник ресурсов. Участники образовательного процесса. Путь преодоления кризиса в образовании / Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2014,
Т. 1. - С. 334-335.
2. Осипов, Ф.М. Формирование духовных и нравственных ценностей у молодёжи / Ф.М. Осипов, И.А. Макарова // Труды международного симпозиума Надежность и качество. - 2015, Т. 2. - С. 273-275.
3. Прохоров, В. Ю. Менеджмент качества сервисных услуг. Техническое регулирование при оценке
качества продукции и услуг сервисных предприятий
учеб. пособие.
М.
ГОУ ВПО МГУЛ, 2 0 07.
7
4. Аронов, И.З. Основные вопросы технического регулирования : монография / В. Ю. Прохоров, И.З. Аронов, В. В. Быков; под общ. ред. И. З. Аронова. - М. : ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. - 207 с.
УДК 338.26 Родионов Н.В,
ФГБОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», Самара, Россия
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ
Поставлена цель повышения экономической эффективности финансирования бюджетных средств в ФЦП. Рассмотрена проблема результативности распределения некоторого ограниченного количества денежных средств между участниками ФЦП. Поставлена задача определения теоретических аспектов оптимального распределения финансовых средств ФЦП. Разработана модель оценки эффективности НИОКР ФЦП для возможности практического определения оптимальных значений финансирования ФЦП. Выявлены тенденции государственного финансирования НИОКР в ПФО
Ключевые слова:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Увеличение экономических показателей в субъектах Российской Федерации (РФ) достигается реализацией федеральных целевых программ (ФЦП).
ФИНАНСИРОВАНИЯ НИОКР
Необходимость проведения программ регламентируется в долгосрочном документе [1]. В социально-экономической стратегии поставлены среднесрочные и долгосрочные цели, ориентиры развития
страны, значение планового показателя ВВП и. т. д. Также в стратегии предполагается развитие шести областей: Нижегородской, Камско-Вятской, Казанской, Уфимской, Средневолжской, Оренбургской, в которых будет усовершенствована фармацевтическая промышленность, а также транспортная и инновационная инфраструктура [1]. Для достижения экономических показателей социально-экономической стратегии, рекомендовано использование модели оценки эффективности НИОКР ФЦП для определения возможности установления оптимальных значений финансирования и индикаторов ФЦП. Новизна применяемого метода заключается в определении значения коэффициента эффективности, который включает показатель нормализации [11],
Перечень завершённых и
идентифицирующий изменение индикатора относительно его установленного минимального значения. Поставленная проблема является актуальной, поскольку существующий механизм финансирования НИОКР ФЦП является рискованным из-за эвристического подхода характеризуемым выделением денежных средств в те области экономики, которые оказались в сложной экономической ситуации. В настоящее время существуют как завершённые, так и действующие ФЦП, то для составления сводной информации по ФЦП представим в таблице 1 завершённые и действующие ФЦП, распределённые по отраслям промышленности [2]
действующий ФЦП Таблица 1
№ п/п Наименование отрасли Наименование ФЦП Обозначение программы
1 Обрабатывающее произ-водство1 «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» Рг
«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» Р2
«Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» Рз
2 Транспорт и связь «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» Р4
«Развитие транспортной системы России (2010-2020) г.» Р5
3 Другие отрасли2 «Жилище» на 2015-2020 годы» Рб
«Жилище» на 2011-2015 годы» Р7
3 Другие отрасли2 «Жилище» на 2002-2010 годы» Р8
«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» Р9
«Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» Рго
«Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2018 годы» Ргг
«Развитие образования на 2016-2020 годы» Р12
Анализируя таблицу отметим, что представленные ФЦП сгруппированы по отраслям, которые характеризуются наибольшими долями ВРП относительно «Другие отрасли» в состав которой входят: «строительство», «сельское хозяйство», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «государственное управление и обеспечение военной безопасности», «финансовая деятельность», «образование», «здравоохранение», «предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг» [2]. С целью выявления приоритетных ФЦП обоснуем выбор 2 программ, для которых используем обозначение Р*,1 ЕN, где ^номер программы. «Модернизация транспортной системы
Перечень целевых индикаторов по
России (2002-2010годы)» (Р4) «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» (Р5)-относятся к числу приоритетных проектов со значительным структурным и макроэкономическим эффектом [1]. Наибольший объем расходов приходится на проекты в области развития транспортной инфраструктуры (2,5 трлн. рублей или 39% от расходов на приоритетные проекты [1].
Каждая из этих ФЦП состоит из целевых индикаторов для которых применим обозначение К j , 1,3 Е N , где 1 -порядковый номер программы, ^ - номер индикатора 1-ой программы.
Далее представим в таблице 2 наименования целевых индикаторов, сгруппированные по завершённым и действующим ФЦП.
действующим и завершённым ФЦП Таблица 2
1/3 К1 1 К 2 К1 з
Р4 Р5 Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатаци-онным показателям Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения
В таблице 2 представлены схожие целевые показатели завершённых и действующих ФЦП . С целью выявления тенденций государственного финансирования НИОКР В ПФО относящихся к промежутку времени равного началу завершённой ФЦП и концу действующей ФЦП рассчитаем показатели коэффициента эффективности государственного финансирования НИОКР в ПФО и показателя нормализации. Для расчёта коэффициента эффективности государственного финансирования НИОКР в ПФО введём нормализованное значение индикатора, рассчитанный по формуле [5]:
К _ к™
11 11
К*. = .
* ] ^тах _ ктт
,Е [0,1],
где кт1п - минимальное значение индикатора ; кто - максимальное значение индикатора ;
Введем формулу интегрального нормализованного показателя ^ой программы к* значения индикатора: = ^=1К1]
В таблицах 3 рассчитаны нормализованные значения индикаторов для Р4, Р5 [3][4]
Для Р4 нормализованное значение индикатора рассчитано при помощи минимальных и максимальных значений индикаторов кт'п=17316; к™™ = 26,5; к™=169 и ^^=19894 ; ктх=29,7; ^^=491 соответственно. Для Р5 нормализованное значение индикатора рассчитано при помощи минимальных и максимальных значений индикаторов кт1п=19545; ктт = 27,6; к™п=30 9, 6 и ктах=4 604 0; кктах=34,5;
к т
=134 4,8 соответственно.
Проведем анализ темпа реализации индикаторов для Р4 посредством определения абсолютных приростов и спадов интегрального нормализованного
показателя: в 2002-2004 гг. рост равен 0,50 от значения 2002 г., в 2004-2005 гг. спад составляет 0,24 от значения 2004 г., в 2005-2006 гг. прирост равен 1,02 от значения 2005 г., в 20062007 гг. спад составляет 0,42 от значения 2006 г., в 2007-2010 гг. рост равен 1,4 от значения 2007 г. Аналогично для Р5: в 2010-2015 гг. рост равен 1,38 от значения 2010 г., в 2015-2016 гг. спад составляет 0,05 от значения 2015 г., в 20162018 гг. прирост равен 0,57 от значения 2016 г., в 2018-2019 гг. спад равен 0,37 от значения 2018
Расчет нормализованных значений
г., в 2019-2020 гг. рост составит 0,07 от значения 2019 г. .Следовательно реализация программы Р4 результативнее по сравнению с Р5
Рассчитав нормализованные значения индикаторов, вычислим показатель эффективности финансирования НИОКР приоритетных ФЦП по формуле:
Ек. = ~
где р - финансирование Р( ФЦП, млрд. руб.
индикаторов для Р4 и Р5
Таблица 3
Р4 Р5
Год Год
2002 0,15 0 0,2 0,35 2010 0 0,30 0,10 0,40
2003 0 0,13 0,69 0,82 2011 0,008 0,43 0 0,44
2004 0,18 0,25 0,42 0,85 2012 0,06 0,57 0,04 0,67
2005 0,08 0,53 0 0,61 2013 0,14 0,64 0,14 0,92
2006 0,14 0,72 0,77 1,63 2014 0,28 0,80 0,25 1,33
2007 0,19 0,26 0,76 1,21 2015 0,45 1 0,33 1,78
2008 0,67 0,32 0,62 1,61 2016 0,64 0,68 0,41 1,73
2009 1 0,26 0,45 1,71 2017 0,83 0,55 0,82 2,20
2010 0,86 1 0,75 2,61 2018 0,93 0,42 0,95 2,30
- - - - 2019 0,97 0,10 0,86 1,93
- - - - 2020 1 0 1 2
Расчет показателей эффективности для Р4 и Р5 Таблица 4
Р4 Р5
Год Ек К 4 Г4 Год Г5
2002 0,15 0 0,2 14 0,025 2010 0 0,30 0,10 1,08 0,37
2003 0 0,13 0,69 29,29 0,028 2011 0,008 0,43 0 0,96 0,46
2004 0,18 0,25 0,42 27,60 0,0308 2012 0,06 0,57 0,04 1,31 0,51
2005 0,08 0,53 0 1,97 0,31 2013 0,14 0,64 0,14 1,07 0,86
2006 0,14 0,72 0,77 5,82 0,28 2014 0,28 0,80 0,25 1,27 1,05
2007 0,19 0,26 0,76 2,47 0,49 2015 0,45 1 0,33 2,14 0,83
2008 0,67 0,32 0,62 4,35 0,37 2016 0,64 0,68 0,41 1,15 1,50
2009 1 0,26 0,45 3,49 0,49 2017 0,83 0,55 0,82 1,46 1,51
2010 0,86 1 0,75 7,05 0,37 2018 0,93 0,42 0,95 1,42 1,62
- - - - - - 2019 0,97 0,10 0,86 1,12 1,73
- - - - - - 2020 1 0 1 1,16 1,72
Для Р4 абсолютные приросты и спады интегрального показателя эффективности: в 2002-2003 прирост составит 15,29 от значения 2002 г., в 20032005 гг. спад равен 27,32 от значения 2003 г., в 2005-2006 гг. рост равен 3,85 от значения 2005 г., в 2006-2007 гг. спад составляет 3,35 от значения 2006 г., в 2007-2008 гг. прирост составляет 1,88 от значения 2007 г., в 2008-2009 гг. спад составляет 0,86 от значения 2008 г., в 20092010 гг. прирост составляет 3,56 от значения 2009 г.
Аналогично для Р5: в 2010-2011 гг. спад составит 0,12 от значения 2010 г. в 2011-2012 гг. рост равен 0,35 от значения 2011 г., в 2012-2013 гг. спад равен 0,24 от значения 2012 г., в 20132015 гг. рост равен 1,07 от значения 2013 г., в 2015-2016 гг. спад равен 0,99 от значения 2015
г., в 2016-2017 гг. прирост равен 0,31 от значения 2016 г., в 2017-2019 гг. спад составит 0,34 от значения 2017 г., в 2019-2020 гг. рост равен 0,04 от значения 2019 г. Следовательно программы Р4 и Р5 по динамики приростов и спадов схожи так как динамика обеих программ имеет колебательный характер. Поэтому увеличение финансирования Р5 по сравнению с Р4 экономически невыгодно с точки зрения рационального расходования бюджетных средств.
Используя рассчитанные показатели эффективности и нормализованных значений целевых индикаторов, а также значения финансирований по годам построим графики для каждой программы с целью обоснования результативности финансирования НИОКР.
2002 2003 2 0М 200Б 2 0С6 2007 2 0Св 2009 2010
Рисунок 1 - Сопоставление динамик показателя финансирования и интегрального нормализованного
значения для Р4
Анализируя рисунок 1 отметим противоположно-направленные динамики показателя эффективности и показателя финансирования, начиная с 20032010гг. Следовательно финансирование для Р4 является нерациональным, что обосновывает несоответствие условия роста динамик обеих показателей.
Для Р5 противоположно-направленные динамики показателей эффективности и финансирования на протяжении всего срока действия программы является следствием некорректных размеров инвестиций. Следовательно, финансирование данной программы является невыгодным поскольку показатель
эффективности противоречит размеру финансирования. Для оценки эффективности финансирования НИОКР, проведем сравнительный анализ влияния нормированных значений индикаторов на рост и спад показателя эффективности по каждой программе. Для Р4 наибольший вклад в рост эффективности внес индикатор КА , далее КА и наименьший вклад внес КА с суммарными нормализованными значениями по годам равными 4,66; 3,47; 3,27 соот-
ветственно. Для Р5 наибольший вклад в рост эффективности внес индикатор К5 , далее К5 и наименьший вклад внес К$ с суммарными нормализованными значениями по годам равными 5,49; 5,308; 4,9 соответственно. Следовательно, с целью повышения эффективности финансирования Р4 и Р5 рекомендуется определять размеры расходования денежных средств пропорционально нормализованного показателя с учетом его влияния на динамику показателя эффективности.
Рисунок 2 - Сопоставление динамик показателя финансирования и интегрального нормализованного
значения для Р5
Таким образом, тенденцией государственного финансирования НИОКР является ФЦП: «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» (Р4), «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» (Р5). Решением проблемы неэффективного распределения денежных средств для
Р4 и Р5 является установление таких значений целевых индикаторов, при которых разница максимального и минимального значения была минимальна относительно минимального значения для оптимизации значения коэффициента эффективности финансирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, Министерство экономического развития Российской Федерации, 2013.
2. Родионов Н.В. «Анализ тенденций инновационных процессов в промышленности Самарской области» Финансирование и кредитование в экономики России: методологические и практические аспекты - 2016 № 11, С. 120-128.
3. Федеральные целевые программы России, ФЦП: Программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)», http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/264/ (дата обращения 10.02.2017)
4. Федеральные целевые программы России, ФЦП: Программа "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" http://fcp.economy.gov.rU/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2009/1/
5. Гераськин М.И. , Квашин Д.А. «Оптимизация государственных инвестиционных социальных проектов на основе регресионных моделей регионального развития». Проблемы управления - 2014. № 3. С. 38-49.
6. Березин А.А., Финогеев А.Г. «Метод управления конкурентоспособностью предприятий на основе математического моделирования процесса бенчмаркинга».Труды международного симпозиума надежность и качество - 2016. № 2. С. 207-211.
7. Гераськин М.И. , Квашин Д.А. «Трёхуровневые многофакторные модели приоритетных направлений социально - экономического развития региона» Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2013. Т. 15. № 6-3. С. 802-811.
8. Барсукова О.В., Прошкина Е.Н. «Алгоритм интеграции бизнес-процессов организаций». Труды международного симпозиума надежность и качество - 2014. № 2. С. 284-285.
9. Гераськин М.И. Моделирование и прогнозирование экономического роста предприятий нефтехимического и торгового секторов экономики РФ // Вестник Самарского государственного университета. -2015. №9/2 (131). С. 180-191.
10. Гераськин М.И. Факторы экономического роста и развития системообразующих отраслей экономики РФ // Вестник Самарского государственного университета. - 2015. №9/2 (131). С. 273-283.
11. Ахтариева Л.Г., Зайнуллина С.Ф. Оценка инновационных затрат регионов приволжского федерального округа // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2016. № 2. С. 108113.
УДК 681.3
Бойко А.А., Степанищев А.С.
ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет гражданской авиации», (МГТУ ГА), Москва, Россия
ОСОБЕННОСТИ АВТОМАТИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
В данной статье описывается концепция системы документооборота с учетом особенностей информационных потоков в авиакомпаниях. Проводится анализ существующих систем автоматизированные системы документооборота (АСД). В качестве исследуемой системы выступает автоматизированная системарапортирования (АСР). Приводится описание рисков при использовании стандартных решений. Рассматривают современные подходы и методы разработки автоматизированной системы рапортирования, а также методы, позволяющие внедрить её в гражданскую авиацию (ГА). Описаны технологии клиентских приложений, содержащихся в системе, а также их взаимодействие. Выделены преимущества рассматриваемой системы по сравнению с существующими аналогами. Приводится описание метода упрощенной структуры шаблонов, заполняемых при подаче рапорта кабинного экипажа. Разрабатываемая АСР призвана устранить отмеченные недостатки и повысить эффективность работы авиакомпании и отрасли в целом.
Ключевые слова:
автоматизированная система, рапортирование, документооборот, авиакомпания