Научная статья на тему 'Время собирать инновации'

Время собирать инновации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / КРУПНЫЕ КОМПАНИИ / ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНО-МИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ / INNOVATIONS / LARGE COMPANIES / BUSINESS R&D FUNDING / PROJECT APPROACH / ECONOMIC CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дагаев А. А.

Статья посвящена рассмотрению особенностей финансирования НИОКР в крупных промышленных компаниях в условиях выхода экономики из кризиса и анализу в этой связи проблем совершенствования про-грамм инновационного развития на основе проектного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The time to gather innovations

The article discusses the features of R&D funding in the large industrial companies during economic recovery. The problems of innovative development programs development based on the project approach are discussed

Текст научной работы на тему «Время собирать инновации»

Время собирать инновации

Статья посвящена рассмотрению особенностей финансирования НИОКР в крупных промышленных компаниях в условиях выхода экономики из кризиса и анализу в этой связи проблем совершенствования программ инновационного развития на основе проектного подхода.

Ключевые слова: инновации, крупные компании, финансирование НИОКР, проектный подход, экономические кризисы.

А. А. Дагаев,

к. т. н., доцент, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

[email protected]

со

о см

оэ

Б

см

<

ш о

X X

Несмотря на затянувшийся спад в экономике, интерес к вопросам инновационного развития не ослабевает в силу общего понимания их критической важности для экономического будущего нашего государства.

Осенью текущего года эти вопросы снова привлекли к себе широкое внимание по двум причинам. Первая из них связана с тем, что наметились отдельные, пока еще слабо различимые признаки выхода из рецессии, которая по логике циклической экономической динамики должна завершиться в недалеком будущем переходом в новую фазу роста. Обязательным условием для этого являются инвестиции и наличие у бизнеса высокого инновационного потенциала, который может удовлетворить рыночный спрос в условиях глобальной конкуренции. Вторая причина состоит в том, что принятая в декабре 2011 г. Стратегия инновационного развития России до 2020 г. миновала свой временной экватор, и настала пора подвести предварительные итоги ее реализации. А они сегодня не выглядят особенно радужными, если ориентироваться на заложенные в этом документе целевые показатели. Рассмотрим более детально возможное влияние каждой из двух указанных причин на будущее экономическое поведение крупных участников отечественного рынка.

Финансирование НИОКР и инноваций в периоды выхода из рецессии

В октябре крупные международные рейтинговые агентства повысили одно за другим рейтинг России и ее долговых обязательств. Эксперты Минэкономразвития и Внешэкономбанка зафиксировали замедление спада ВВП [1]. По данным крупной международной информационно-аналитической компании Markit, индекс деловой активности в обрабатывающих отраслях

промышленности России рос третий месяц подряд и достиг в октябре четырехлетнего максимума за счет увеличения внутреннего спроса. Прирост новых заказов достиг максимального уровня за последние три года. Эти выводы коррелируются с оценками Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, согласно которым индекс предпринимательской уверенности в промышленности России впервые за полгода продемонстрировал положительную динамику. Впрочем, окончательно утверждать об устойчивости этой тенденции пока преждевременно. Например, специалисты Минэкономразвития выявили смену направления движения сезонно сглаженного индекса промышленного производства в обратную сторону в сентябре по сравнению с августом [2].

В периоды рецессии крупные промышленные предприятия, которые являются одной из основных движущих сил инновационной экономики, объективно вынуждены уделять большее внимание рационализации своих бизнес-процессов и сокращению избыточных расходов в связи с падением спроса на выпускаемую продукцию и, как следствие, получаемой прибыли. Однако, даже в этих кризисных условиях затраты на научные исследования и разработки компаний, находящихся в высококонкурентной среде глобальных рынков, сокращаются (если вообще сокращаются) существенно меньше, чем другие статьи расходов. Связано это как с опасениями утратить завоеванные позиции на рынке в результате нарушения непрерывности инновационного цикла, занимающего, как правило, десятки месяцев, так и с желанием опередить своих конкурентов, которые могут свернуть проводимые исследования и разработки в еще больших масштабах. Ведь продолжительность инновационного цикла в послевоенные годы в большинстве наукоемких отраслей, как правило, превышала длительность циклических

спадов, наблюдавшихся в рамках экономических кризисов (циклов Жуглара).

Но как только намечались признаки нового циклического подъема в экономике, крупные компании проводили мобилизацию имеющихся ресурсов для того, чтобы скомпенсировать возникшее в период кризиса отставание. Характерно, что тон при этом задавали лидеры инновационной экономики. Они начинали наращивать расходы на НИОКР раньше, чем другие компании.

Как свидетельствуют данные Strategy&/PwC (ранее Booz & Co) [3], в период с 2005 по 2015 гг. спад расходов на НИОКР среди 1000 лидировавших по этому показателю мировых компаний наблюдался только однажды — в 2010 г. и составил -5,6% (рис. 1). Это был первый год после завершения глобального финансового кризиса 2007-2009 гг. Дали о себе знать проблемы, накопленные в кризисный период. Но в следующие два года эти расходы выросли на 10,3 и 9,7%, соответственно, что позволило преодолеть допущенное отставание и обеспечило в итоге средний прирост за десять лет на уровне 5,4%, т. е. намного выше среднегодового уровня инфляции.

Примечательно при этом, что в первой двадцатке лидеров единственный спад по итогам года на минус 3,7% был отмечен на год раньше — в 2009 г. Хотя даже в этих условиях Roche Holding нарастил расходы по сравнению с предыдущим годом на 11,6% до $9,12 млрд, Microsoft — на 10,4% до $9,01 млрд, Merck — на 16,8% до $5,6 млрд. А уже в следующем 2010 г. компании из первой двадцатки продемонстрировали убедительный общий рост расходов на НИОКР на 10,1%. В частности, Merck увеличил расходы на 53,0%, Samsung — на 23,2%, Novartis — на 21,4% [4]. Таким образом, можно констатировать, что крупные компании и особенно глобальные технологические лидеры стремятся использовать экономический кризис для достижения конкурентных преимуществ на основе увеличения финансирования НИОКР и освоения инноваций.

Подтверждением этому выводу служат также получившие широкую известность результаты выполненного в 2010 г. компанией MCKinsey опроса руководителей высшего звена о ситуации с научными исследованиями в период мирового финансового кризиса 2007-2009 гг. и после его завершения [5].

Опрос показал, что в 2009 г., когда последствия кризиса нашли в полной мере свое отражение в приня-

тых управленческих решениях, 60% из 237 ответивших респондентов отмечали задержку с финансированием проектов, 49% — отказались от реализации отдельных проектов, 48% — приостановили набор нового персонала, 37% — свернули планы командировок и 37% — прекратили инвестиции в сфере НИОКР. Прогнозировалось, что сокращение расходов на НИОКР в 2009 г. приведет в течение следующих 3-5 лет к отрицательным последствиям, среди которых в первом ряду выделялись задержка с выводом на рынок новых и модернизированных продуктов (42%), отставание от конкурентов в технологическом оснащении (32%), ухудшение качества кадрового потенциала в сфере НИОКР (29%), потеря знаний, накопленных компанией (28%), ухудшение морального состояния сотрудников в масштабе всей компании (27%), потеря или ослабление деловых связей и партнерских отношений (22%) и др.

Для того, чтобы как-то сгладить последствия сокращения финансирования НИОКР и достигнуть положительных результатов в будущем, компании были вынуждены осуществить дополнительные меры по совершенствованию процессов управления, мотивации и развития коммуникаций. Наиболее часто в ответах 522 респондентов упоминались такие меры, как развитие чувства ответственности за результаты работы и расходы компании (35%), укрепление сотрудничества с группами НИОКР в других организациях, в том числе у поставщиков, в высших учебных заведениях, в правительстве, на публичных форумах, среди конечных потребителей (34%), более активное использование мировых ресурсов (26%), оптимизация важнейших процессов в сфере НИОКР и проектирования (26%), изменение процессов принятия решений, связанных с портфелем заказов (22%), совершенствование процессов управления эффективностью (22%), преобразование системы отчетности и организационной структуры (18%), рост объема инвестиций в средства автоматизации, включая программное обеспечение (14%), консолидация и упрощение инфраструктуры, в том числе участков ведения НИОКР, технических сооружений и объектов (13%), тенденция к более активному ведению конструкторских разработок, а не научных исследований (12%).

Рис. 1. Динамика расходов на НИОКР 1000 ведущих компаний мира, $ млрд (приводится по [4])

Рис. 2. Внутренние затраты на исследования и разработки в предпринимательском секторе России, в том числе средства предпринимательского сектора, млрд руб. (по данным [8])

со о

СМ

оо N см

J <

со О

со

о см

оо см см

<

со О

После завершения кризиса уже в 2010 г. около 60% опрошенных руководителей отмечали, что проведение НИОКР и освоение их результатов снова выйдет на передний план в стратегии развития их компаний на ближайший год или, по меньшей мере, войдет в тройку основных приоритетов. В 2009 г. такой ответ давали менее половины респондентов, участвовавших в опросе. 40% респондентов указывали, что расходы на НИОКР превысят аналогичный показатель предыдущего года (в 2009 г. так отвечали только 22% респондентов).

Результаты представленных выше исследований интересны прежде всего с точки зрения выбора инновационной стратегии крупных российских промышленных компаний в преддверии выхода экономики из рецессии. Как отмечалось в докладе статс-секретаря -заместителя министра экономического развития РФ О. Фомичева на Московском международном форуме «Открытые инновации» в октябре 2016 г., именно крупные компании, доля которых в экономике составляет 79%, должны стать главным источником для быстрого развития инноваций в России [6].

На рис. 2. показана динамика изменения общих расходов на исследования и разработки в предпринимательском секторе России в текущих ценах и динамика расходов на эти цели внутри самого предпринимательского сектора. Как нетрудно заметить, представленные данные хорошо корреспондируют с описанным выше общемировым трендом. На фоне непрерывного роста выделяется спад 2010 г., характерный для послекризисного периода. Хотя безусловно объемы инвестиций в сферу НИОКР у российских компаний были все эти годы существенно ниже по сравнению с глобальными лидерами.

С наступлением рецессии 2014-2015 гг. российские компании в большинстве своем стали сокращать инвестиции в сферу НИОКР точно также, как и другие, менее важные для выживания, статьи расходов. Однако на этом фоне проявились отдельные исключения — «национальные чемпионы», — которые продолжали упорно наращивать свой научно-технический потенциал (рис. 3). В этом смысле ситуация мало отличается качественно от той, что отмечалась среди крупнейших по расходам на НИОКР зарубежных компаний в период кризиса 2007-2009 гг.

Затраты на проведение НИОКР это только часть расходов крупных промышленных компаний по освое-

нию инноваций. В эту же категорию попадают все затраты, связанные с осуществлением инноваций, в том числе затраты на покупку и установку нового оборудования, приобретение патентов и лицензий, освоение новых способов производства и методов маркетинга, внедрение новых организационных методов.

Статистика позволяет проанализировать динамику изменения расходов на инновации с учетом существующих секторальных особенностей.

В 2007-2010 гг. у российских предприятий, занятых в добывающих, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа, и воды наблюдалась схожая динамика в текущих и постоянных ценах. Затраты на инновации снижались в 2010 г. и снова начинали расти с 2011 г.

Что касается предприятий, относящихся к отрасли связи или осуществлявших деятельность, связанную с использованием вычислительной техники и информационных технологий, то у них на отрезке с 2007 по 2011 гг. не отмечалось спада в затратах на инновации в текущих ценах и наблюдалось, судя по данным статистики, их заметное падение в 2008 г. в постоянных ценах, которое, однако, сменилось потом ростом вплоть до 2011 г. Спад 2008 г. можно объяснить, по всей видимости, снижением спроса на продукцию отрасли с началом кризиса в связи с сокращением финансовых возможностей покупателей, а последующий рост — с возобновлением спроса (в том числе отложенного) на новые технологические решения и обновление оборудования. На это косвенно указывает в рассматриваемый период динамика изменения удельного веса затрат на инновации в отрасли по отношению к общему объему отгруженных товаров, выполненных работ и услуг (рис. 4).

Имеющиеся статистические данные не позволяют пока оценить изменения финансирования инновационной деятельности в период рецессии 2014-2016 гг. Тем не менее, можно заметить, что в случае отраслей добывающих, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа, и воды снижение затрат на инновации в постоянных ценах произошло в 2014 г., а в случае отрасли связи и деятельности, связанной с использованием вычислительной

Рис. 3. Динамика расходов на НИОКР, в млрд руб. (по официальным данным, опубликованным компаниями)

Рис. 4. Удельный вес затрат на инновации в общем объеме отгруженной продукции в отрасли связи, деятельности, связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий и в добывающих, обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа, и воды (по данным [8])

техники и информационных технологий спад затрат на инновации начался уже в 2012 г., причем как в текущих, так и в постоянных ценах (табл. 1).

Таким образом, учитывая опыт 2008 г., можно полагать, что отрасль связи и информационных технологий более чувствительна к приближению кризиса и показатель затрат на инновации как в текущих, так и в постоянных ценах, может служить в какой-то мере его ранним индикатором.

Проектный подход к управлению инновационным развитием

Если предположить, что экономическое поведение крупных российских компаний в период выхода из рецессии будет следовать той же логике, что и у их зарубежных аналогов (без учета отраслевых различий), то можно ожидать от них повышения инновационной активности и увеличения инвестиций в сферу НИОКР в самом ближайшем будущем. При этом, многое будет зависеть от государства как их основного собственника.

Финансирование инноваций в российском бизнесе было обеспечено в последние годы во многом благодаря разработанным и принятым в 2011-2012 гг. по инициативе Президента Российской Федерации программам инновационного развития крупных промышленных компаний с государственным участием. Эти 60 программ стали важным инструментом осуществления утвержденной в декабре 2011 г. Стратегии инновационного развития России до 2020 г.

Промежуточные итоги показывают, что на долю компаний, разработавших и реализующих подобные программы, приходится около 20% ВВП страны, более 60% добавленной стоимости соответствующих секторов промышленности и сферы услуг и примерно половина затрат на исследования и разработки в целом по России (с учетом бюджетного финансирования)

[7].

Вместе с тем, в материалах Открытого правительства отмечалось, что подход к выполнению программ инновационного развития остается достаточно формальным, отсутствует увязка целей, мероприятий и ключевых показателей эффективности как между собой, так и со стратегией развития компаний в целом. В этой связи в 2015 г. началась работа по актуализации этих программ и внедрению более эффективной системы оценки их реализации.

Одновременно началась корректировка и актуализация самой Стратегии инновационного развития России до 2020 г., поскольку по прошествии половины установленного срока ее осуществления стало понятно, что существует ряд проблем, требующих незамедлительного решения. Как отмечал в 2014 г. на заседании президиума совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию премьер-министр Д. А. Медведев, около трети из 45 целевых индикаторов не были достигнуты, а по отдельны индикаторам нет достоверных данных [9].

В качестве средства для исправления сложившейся ситуации Министерство экономического развития, Открытое правительство и Российская венчурная компания, опираясь на зарубежный опыт, предлагают создать в системе государственного управления новую надведомственную структуру — сильный проектный офис, наделенный необходимыми полномочиями и ответственный за достижение 10 ключевых показателей эффективности, которые будут характеризовать результативность работы Правительства, отраслевых министерств и ведомств, институтов развития по повышению инновационной активности на основе установленных целей [10].

Создание проектного офиса может стать действенным инструментом повышения инновационной активности в российской экономике, учитывая, что, согласно приводимым данным, доля государства в 10 крупнейших компаниях на сегодняшний день превышает 80%, что дает ему мощные рычаги управления бизнесом.

Однако, на этом пути есть определенные риски, которые следует учитывать в процессе осуществления обсуждаемых планов.

Один из таких рисков — это планируемая правительством в ближайшие годы приватизация принадлежащих государству пакетов акций ряда крупных предприятий и неизбежное вследствие этого изменение структуры собственников, что может отразиться на развитии бизнеса как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Другой риск — это не урегулированные внутренние проблемы крупного бизнеса, среди которых особо выделяются «отсутствие ответственности менеджмента за развитие компании на среднесрочном горизонте, отсутствие заинтересованности в продвижении средне-

Таблица 1

Затраты на технологические, маркетинговые, организационные инновации (млн руб.), (приводится по данным [8])

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Добывающие, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа, и воды:

в действующих ценах 213020,1 283194,1 365785,1 356163,5 474587,1 590341,6 756183,9 778263,5

в постоянных ценах 1995 г. 15650,9 17632,9 22328,7 19038,0 21887,9 25350,6 30925,9 29691,1

Связь, деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий

в действующих ценах 26405,2 27076,7 34821,9 40223,1 146419,4 86002,9 68115,1 48612,3

в постоянных ценах 1995 г. 1940,0 1685,9 2125,6 2150,0 6752,9 3693,2 2785,7 1854,6

CD

О СМ

оо см см

J <

со

о

срочной повестки, отсутствие кадров, обладающих необходимыми компетенциями для успешного внедрения инноваций» [10].

Но самый большой риск может возникнуть в процессе интеграции целевых установок, дорожных карт, ключевых показателей эффективности и механизмов управления повышением инновационной активности на государственном и отраслевом уровне с программами инновационного развития компаний и в еще большей степени — с текущей работой их проектных менеджеров по осуществлению конкретных инновационных проектов.

Этот риск связан с характерными особенностями инновационных проектов, вытекающими из имманентных признаков инновации. В соответствии с «Руководством Осло», одним из таких признаков является «неопределенность относительно успешности результата деятельности по ее осуществлению. Заранее не известно, каким будет результат инновационной деятельности, т. е. приведут ли исследования и разработки к успеху в создании принимаемого рынком продукта, или сколько времени и ресурсов понадобится для внедрения нового производственного процесса, метода маркетинга или организации и насколько успешными они будут» [11].

А инновационный проект, согласно определению, содержащемуся в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» представляет собой «комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов» [12].

То есть инновационным проектам, в отличие от традиционных проектов в области организации производства или в строительстве, заведомо присуща неопределенность в сроках реализации, потребностях в финансировании и даже в конечных результатах. Такая неопределенность и сопутствующие ей риски варьируются в зависимости от характера проектов. Она ниже в случае копирования уже созданных кем-то другим новых разработок, существенно возрастает в случае улучшающих инноваций и становится крайне высокой при осуществлении радикальных инноваций.

Эта неопределенность вызывает необходимость более широкого применения гибких методов управления, позволяющих учитывать по мере реализации инновационного проекта изменения в окружающей внешней среде, возникновение новых целей и даже смещение основного фокуса проекта вследствие полученных принципиально новых результатов, возникновения потребностей в привлечении новых специалистов, изменении состава работ, дополнительном финансировании и увеличении (или сокращении) сроков завершения проекта. Осуществление подобных изменений потребует согласования со всеми заинтересованными сторонами (стейкхолдерами проекта), а возможно и корректировки принятой ранее дорожной карты и ключевых показателей эффективности. Наглядный пример возникновения подобной непредвиденной заранее ситуации, повлекшей за собой крайне серьезные

последствия, — недавняя история вывода на рынок нового поколения смартфонов компанией «Samsung».

Возможный выход состоит в том, чтобы отказаться от жесткой детализации требований, но это таит в себе опасность утраты возможностей для формального контроля за осуществлением планируемых и осуществляемых проектов в рамках программы инновационного развития компании в целом. Тем самым, заметно усложняется задача привязки целей и ключевых показателей эффективности реализации Стратегии инновационного развития к соответствующим программам крупных компаний. Образуется замкнутый логический круг, вырваться за пределы которого будет крайне трудно.

Лучше в этом плане обстоит дело с контролем за реализацией планов и целей научно-технических проектов. Поправки в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 13 июля 2015 г. определяют научный проект и (или) научно-технический проект «как комплекс скоординированных и управляемых мероприятий, которые направлены на получение научных и (или) научно-технических результатов и осуществление которых ограничено временем и привлекаемыми ресурсами»

[13].

На практике это означает, что компания будет вынуждена отказаться от реализации начатого проекта НИОКР в случае возникновения непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы. Подобное решение может быть оправдано с экономической точки зрения, однако не совсем понятно, как это отразится на ключевых показателях эффективности менеджмента компании с государственным участием. Для исключения возможных негативных последствий вероятно потребуется ужесточить на уровне предприятия требования к отбору проектов в портфель НИОКР и разработать действенные критерии, позволяющие заблаговременно выявлять бесперспективные проекты и отказываться от их продолжения. Однако это тоже далеко не самая простая задача.

Таким образом, проектный подход будет способствовать повышению ответственности и контроля за ходом реализации программ инновационного развития на федеральном уровне, однако существует целый ряд проблем, без решения которых будет трудно добиться его увязки с практической деятельностью подразделений компаний, которые осуществляют непосредственную работу по коммерциализации инновационных решений.

Список использованных источников

1. Ведомости. 26 октября 2016 г.

2. http://www.rbc.ru/economics/01/11/2016/5818457d9a79474bc 4a2a1d5?from=main

3. The 2015 global innovation 1000. 2015. P.12. http://www.strategyand.pwc.com

4. The global innovation 1000. Preprint. 2011. P. 7. http://www.strategy-business.com.

5. R&D after the crisis: McKinsey Global Survey results. Survey. April, 2010. Русское издание: НИОКР после кризиса. The McKinsey Quarterly, апрель 2010 г.

6. http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ deplno/2016261002.

7. М. А. Гершман, Т. С. Зинина, М. А. Романов и др. Программы инновационного развития компаний с государственным участием: промежуточные итоги и приоритеты/Науч. ред. Л. М. Гохберг, А. Н. Клепач, П. Б. Рудник и др. М.: НИУ ВШЭ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015. С. 11.

8. Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др. Индикаторы науки-2016: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ,

2016. С. 21.

9. О ходе реализации стратегии инновационного развития России на период до 2020 г. Стенограмма заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. 19 декабря 2014 г.

10. Министерство экономического развития, Открытое правительство, Российская венчурная компания. Национальный доклад об инновациях в России. 2016. Предварительная версия для обсуждения.

11. Oslo Manual. Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. 3rd Edition, Paris, OECD, 2005. Перевод на русский язык: Центр исследований и статистики науки (ЦИСН), 2006. С. 42.

12. Федеральный закон № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике», с дополнениями от 21.07.2011 г. № 254-ФЗ.

13. Федеральный закон № 270-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования финансовых инструментов и механизмов поддержки научной и научно-технической деятельности в Российской Федерации».

The time to gather innovations A. A. Dagaev, candidat of technical sciences, associate professor of National Research University Higher School of Economics.

The article discusses the features of R&D funding in the large industrial companies during economic recovery. The problems of innovative development programs development based on the project approach are discussed.

Keywords: innovations, large companies, business R&D funding, project approach, economic crisis.

Фонд «Сколково» принимает заявки на участие в стартап-туре 2017 года

Фонд «Сколково» объявил сбор заявок от стартап-команд для участия в Open Innovations Startup Tour, который в 2017 году пройдет в пятый раз в четырнадцати городах. Участникам представится возможность пройти в полуфинал конкурса самой крупной стартап-конференции России - Startup Village без предварительного отбора и получить пригласительный билет на мероприятие, пройти предакселератор РВК Generations, получить 2 млн руб. от Фонда содействия инновациям на развитие своего проекта, призы от партнеров, представить проект признанным экспертам в области технологий и развития бизнеса, найти инвестора и партнеров.

К участию приглашаются перспективные инновационные проекты и начинающие стартап-команды по следующим направлениям.

• Материалы, устройства и изделия для изменения структуры, функции и для визуализации биологических

тканей, органов и клеток. Создание лекарств/терапевтических средств. Омиксные технологии и биоинформатика. Клеточная и тканевая терапия.

Биотехнологии в сельском хозяйстве и промышленности. Промышленные технологии и материалы. Энергетика и энергоэффективные технологии. Информационные технологии.

Информационная безопасность: защита данных, сетевая безопасность, предотвращение киберугроз, защита инженерных и бизнес-систем, биометрические системы и системы идентификации.

Мобильные технологии и платформы: устройства и приложения для здоровья, носимая электроника, новые интерфейсы человек-машина.

Новые системы коммуникации и Интернет вещей: датчики и сенсорные сети, встроенные системы управления, умный город/умный дом.

Информационно-развлекательные, игровые и образовательные технологии. Устройства и приложения для дополненной и виртуальной реальности.

Цифровое производство: системы для разработки, тестирования и контроля эксплуатации новых изделий и устройств.

Автоматизация и «цифровизация» процессов планирования и управления. Ритейл и финансовые технологии будущего. Искусственный интеллект.

Робототехника и автономные транспортные средства.

Для участия нужно пройти регистрацию на сайте конкурса startup-tour.ru, заполнить заявку и загрузить презентацию проекта в личном кабинете. Проект нужно направить не позднее, чем за три недели до даты начала мероприятия в конкретном городе. Сроки проведения Startup Tour: 30-31 января, Якутск; 2-3 февраля, Хабаровск; 7-8 февраля, Алматы; 13-14 февраля, Томск; 16-17 февраля, Калуга; 2-3 марта, Альметьевск; 13-14 cj марта, Курск; 16-17 марта, Барнаул; 21-22 марта, Ереван; 6-7 апреля, Екатеринбург; 10-11 апреля, Архангельск; 13-14 апреля, Санкт-Петербург; 17-18 апреля, Баку; 25-26 апреля, Астрахань. Конкурс питч-презентаций проводится во второй день мероприятия. В конкурсе участвуют только проекты, прошедшие предварительный отбор. К презентации допускается один человек из команды, ему отводится 10 минут (5 минут - презентация J проекта и 5 минут - ответы на вопросы экспертов). Н

Источник: https://xpir.ru/finsupports/Priem-zayavok-na-uchastie-v-Startap-ture-2017 О

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.