ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
АМЕРИКАНСКИЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НИОКР В СФЕРЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
Емельянов Сергей Владимирович
доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономических исследований Института США и Канады РАН.
Адрес: Институт США и Канады РАН, 123995, Москва, Хлебный пер., д. 2/3. E-mail: [email protected]
Щербина Елена Алексеевна
аспирантка Института США и Канады РАН.
Адрес: Институт США и Канады РАН, 123995, Москва, Хлебный пер., д. 2/3. E-mail: [email protected]
В статье проанализированы механизмы поддержки научных исследований и разработок в секторе американского малого бизнеса. В сегодняшней глобальной экономике эффективная государственная политика в данной сфере, как никогда, имеет критически важное значение для повышения национальной конкурентоспособности. Малые предприятия составляют подавляющее большинство общего числа предприятий в США; индивидуальные предприниматели, малые быстрорастущие компании вносят
THE AMERICAN EXPERIENCE OF STATE SUPPORT FOR R & D IN THE SPHERE OF SMALL BUSINESS
Emelianov, Sergei V.
Doctor of Economics,
Leading Researcher of the Center
for Social-Economic Studies
of the Institute for USA and Canada
Studies of Russian Academy
of Sciences.
Address: Institute for USA and Canada Studies of Russian Academy of Sciences, 2/3 Khlebny per., Moscow, 123995, Russian Federation. E-mail: E-mail: [email protected]
Sherbina, Elena A.
Post Graduate Student
of the Institute for USA
and Canada Studies of Russian
Academy of Sciences.
Adress: Institute for USA and Canada
Studies of Russian Academy
of Sciences, 2/3 Khlebny per., Moscow,
123995, Russian Federation.
E-mail: [email protected]
The article examines government supporting small businesses' R&D in US, taking into consideration that implementing effective national policies in this field is more than ever critical in today's highly interconnected global economy. Small companies comprise the overwhelming majority of all businesses in the United States; the individual entrepreneurs and small, high-growth businesses'
contributions in developing of innovative products and services are also significant. But trying to bring innovative technology products and services to market,
значительный вклад в разработку и реализацию инновационных продуктов и услуг. Однако в этом процессе им зачастую приходится преодолевать больше препятствий, имея меньше ресурсов. В фокусе внимания авторов роль государства в стимулировании исследований и коммерциализации их результатов.
Ключевые слова: малый бизнес, глобальная экономика, инновационные продукты и услуги, государственная политика поддержки научных исследований.
small companies must often overcome more barriers with fewer resources. Noting the small businesses' vital role in the US economy and science potential, authors focus on the government role in developing research projects and commercialization their results.
Keywords: small business, global economy, innovative products and services, government R&D policy.
Роль малого бизнеса в обеспечении экономического роста, научно-технологического развития, занятости населения вызывает растущий интерес в странах мира. Сегодня «мировое и научно-технологическое и экспертное сообщество постоянно обсуждает... новые «революционные» инновации, корпоративные игроки и венчурные предприниматели интенсивно ищут новые перспективные технологии, в развитых и развивающихся странах идут форсайты и иные мероприятия по определению долгосрочных трендов» [3. - С. 5].
Отвечая на новые глобальные вызовы, государство расширяет свое участие в создании благоприятного климата для проведения в стране исследований и разработок, коммерческого использования их результатов.
Учитывая потенциал малых предприятий в сфере разработки, освоения и реализации новых продуктов и услуг, в укреплении позиций на мировых рынках1, правящие круги ведущих развитых стран рассматривают их поддержку как один из приоритетов своей политики. В современной глобальной экономике с усиливающимися взаимосвязями содействие государства проведению исследований, осуществлению разработок и коммерциализации их результатов приобретает особое значение, являясь важнейшим фактором повышения национальной конкурентоспособности.
В США вопросы развития науки, поддержки инноваций занимают приоритетное место в бюджете. По абсолютным масштабам финан-
1 Международная торговая политика : учебник / отв. ред. Р. И. Хасбулатов. -М. : Юрайт, 2014. - (Серия «Бакалавр и магистр»).
сового обеспечения научных исследований и разработок США устойчиво опережают все страны (457 млрд долларов по ППС в 2013 г.1).
При этом в условиях ужесточения глобальной конкуренции XXI в. «претерпевают трансформацию и основные направления государственной политики, которая характеризуется все более тесным переплетением экономической, финансовой, социальной, научно-технологической, экологической составляющих» [1. - С. 78].
Американский опыт свидетельствует о ключевой роли государства в обеспечении доступа бизнеса, некоммерческих структур к результатам фундаментальных исследований, в улучшении качества научной инфраструктуры, финансировании приоритетных исследований. Особое место в государственной поддержке научных исследований и коммерциализации их результатов занимают инициативы, направленные на повышение инновационной активности малого бизнеса в разработке и внедрении технологических, организационных нововведений, в создании новых продуктов.
«В начале XXI века наряду с наращиванием объемов прямого бюджетного финансирования, стратегическим направлением государственной политики развитых стран в сфере НИОКР является содействие инновационной активности частных компаний, поощрение развития научно-исследовательских центров и образовательных учреждений» [4. - С. 99].
Как показывает опыт не только США, но и многих других стран, из конкретных направлений поддержки исследовательской деятельности важно сделать более доступным капитал, развивать бизнес-образование всех уровней и для всех возрастных групп и, конечно, реально охранять интеллектуальную собственность.
Финансирование НИОКР осуществляется в США преимущественно из частных источников, на которые приходится около 73% общего объема финансирования. Фундаментальные исследования финансируются в основном государством [2. - С. 86]. Высокий уровень затрат на проведение исследований, коммерческое освоение научных открытий требуют использования «партнеров, ресурсов, идей, находящихся вне компаний вне национальных границ» [6. - С. 36-37].
Доля бизнеса в финансировании НИОКР преобладает во многих странах: в США - 60,9% - примерно такая же, как в среднем по странам ОЭСР - 60,8%. По странам ЕС (28) этот показатель составляет 54,5%, в Китае, Ю. Корее, Японии - 75%2.
Стоит отметить, что сектору малого предпринимательства свойственна ограниченность собственных ресурсов [10]. Малые предпри-
1 URL: http://www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/science-and-technology /key-figures_msti-v2015-1-4-en#page2 (дата обращения: 07.09.2015).
2 Там же.
ятия чаще сталкиваются с проблемами привлечения высококвалифицированных специалистов с относительно низкой доходностью в сочетании с высокой интенсивностью труда, не говоря уж о сложностях широкомасштабного внедрения новых технологий.
На трудности, с которыми сталкиваются предприятия малого бизнеса, обращает внимание, например, С. Митчелл [10]. Высокий уровень риска в сочетании с перечисленными факторами способствует частому выбытию предприятий малого бизнеса, особенно в первые годы существования, и быстрому обновлению их состава.
По данным Администрации малого бизнеса США, в первые 2 года выживает около 70% предприятий. В течение 2014 г. выжило 79,5% из числа зарегистрированных в 2013 г.1
Все эти обстоятельства делают государственную поддержку инновационной деятельности малого бизнеса критически значимой. Малый бизнес в настоящее время представляет собой неотъемлемый элемент экономики любой страны [7].
В условиях глобализации и перехода к постиндустриальному обществу в развитых странах происходит возрастание удельного веса сферы услуг, информационного сектора в макроэкономических показателях производства, занятости и обмена. А эти сектора в свою очередь представлены большим количеством малых предприятий, функционирование которых оказывает существенное влияние на ситуацию на национальном и мировом рынках, способствует росту занятости.
В разных странах применяются различные критерии отнесения субъектов экономики к малому бизнесу. В США в соответствии с Законом о малом бизнесе (The Small Business Act, 1953) к малым предприятиям относят предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на рынке.
Закон определяет, что количественные критерии отнесения предприятий к малым варьируют от отрасли к отрасли для того, чтобы отразить специфику производства в той или иной сфере. Администрация малого бизнеса США устанавливает количественные критерии малого бизнеса для каждой отрасли в соответствии с Североамериканской системой классификации отраслей производства (NAICS). Эти критерии распространяются на численность наемных работников и на годовой объем продаж предприятия. По отношению к некоторым подотраслям в сфере банковской и страховой деятельности применяется критерий максимального объема активов [5].
К малому бизнесу относятся предприятия с числом занятых до 500 человек и размерами ежегодного дохода (на начало 2015 г.) до 7 млн долларов. Но эти планки существенно различаются по отраслям. Так, в
1 URL: http://www.sba.gov/
строительстве годовой доход не должен превышать 36,5 млн долларов; в розничной торговле, например, в торговле автомобилями, электроприборами он не должен превышать 38,5 млн долларов. При этом в обрабатывающей промышленности максимальное число занятых может быть от 750 до 1 000 человек, а на некоторых производствах и 1 5001.
Критерий предельной численности персонала применяется главным образом к отраслям обрабатывающей промышленности, а критерий предельного объема продаж в стоимостном выражении - к добывающей промышленности, сельскому и лесному хозяйству, строительству, сфере услуг. К кредитно-финансовым учреждениям также применяется критерий предельного размера активов. Такой подход к определению границ сектора малого бизнеса представляется вполне оправданным в условиях значительных различий хозяйственной деятельности в разных отраслях и позволяет оказывать поддержку широкому кругу предприятий, относящихся по установленным стандартам к малым.
В начале 2015 г. в США насчитывалось немногим более 28 млн малых предприятий, из них 5,7 млн с рабочей силой. Именно на эти предприятия приходилась почти половина объема производства американской экономики, не связанного с сельским хозяйством, - около 33% стоимости экспорта.
Среди малых предприятий с наемными работниками каждое седьмое оказывает профессиональные, научно-технические услуги. При этом сфера профессиональных и научно-технических услуг лидирует по количеству малых предприятий не только в Калифорнии, но и далеко не в самых экономически развитых штатах. На Аляске, например, больше всего малых предприятий в лесном хозяйстве, на втором месте - профессиональные и научно-технические услуги.
На американских малых предприятиях занято около 56 млн человек. В целом по стране - это около 49% занятых в частном секторе. Но в разных секторах экономики доля занятых в сфере малого бизнеса различается существенно - около 83% в строительстве, 46% - в здравоохранении и в секторе социальных услуг, 45% - в финансах и страховании (рисунок2).
Американская система поддержки малого бизнеса построена таким образом, чтобы побуждать людей заниматься бизнесом, создавать предприятия. Для этого была создана Администрация по делам малого бизнеса - федеральное агентство, которое организует обучение и помогает малым предприятиям получать финансирование, заключать
1 Small Business Administration. - URL: https://www.sba.gov/content/small-business-size-standards (дата обращения: 05.08.2015).
2 The Small Business Advocate. - 2015. - Vol. 34. - No 2. - P. 6.
контракты с правительственными учреждениями, оказывает информационную, консультационную помощь.
□ Строительство
□ Профессиональные научные и технические услуги
□ В среднем по всем отраслям
□ Здравоохранение и социальные услуги
□ Обрабатывающая промышленность
□ Образовательные услуги
■ Финансы и страхование
Рис. Доля занятых на малых предприятиях по отраслям экономики США
Важным элементом Национальной экспортной инициативы президента Б. Обамы является расширение поддержки, в том числе финансовой, малых предприятий, экспортирующих товары и услуги.
Особое место в системе государственной поддержки малых предприятий занимает содействие проводимым ими научным исследованиям и разработкам. В числе основных направлений финансирования исследовательской деятельности - здравоохранение, энергетика, информационные технологии; «зеленые технологии», внедрение которых способствует уменьшению зависимости США от импорта углеводородов; разработка альтернативных источников энергии и др. В последние годы дополнительные ассигнования предназначались прежде всего для разработки альтернативных источников энергии, атомной и ядерной физики, здравоохранения, биомедицины.
В годы президентства Б. Обамы в качестве ключевых ведомств для поддержания инновационного лидерства и национального благосостояния были выделены Национальный научный фонд, Управление науки Министерства энергетики, лаборатории Национального института стандартов и технологий (Министерство торговли) и поставлена задача удвоения к 2017 г. их финансового обеспечения. В 2013 финансовом году финансирование НИОКР указанных ведомств превысило аналогичный показатель 2009 финансового года на 2, 7 млрд долларов1.
В общей структуре федерального бюджета НИОКР по масштабам финансирования гражданских исследований лидируют Министерство
1 US Federal Budget. FY 2015.
здравоохранения и социальных служб, Министерство энергетики, НАСА, Национальный научный фонд, на которые приходится около 40% федеральных ассигнований на НИОКР.
В США важное значение сегодня имеют программы поддержки исследований малого бизнеса в сферах энергетики, компьютерных, информационных технологий, электроники, материаловедения и др. Все они финансируются на конкурсной основе при тщательном отборе и имеют целью доведение результатов работы до стадии практического применения. Администрация предоставляет малому бизнесу широкий спектр услуг, способствующих получению и выполнению правительственных контрактов и субконтрактов. За малым бизнесом резервируется установленная законом доля в федеральных контрактах на поставку товаров и услуг и проведение НИОКР в целях расширения возможностей получения малыми предприятиями субконтрактов.
Администрация по делам малого бизнеса использует компьютеризированную информационную систему, с помощью которой предоставляет федеральным ведомствам и крупным частным подрядчикам данные о потенциальных субподрядчиках в среде малого бизнеса. Кроме того, она содействует резервированию за малым бизнесом прав на приобретение ресурсов, находящихся в собственности федерального правительства (леса, нефти, стратегических материалов) и продающихся частному сектору, а также лицензий на эксплуатацию месторождений, реализуемой в частный сектор правительственной недвижимости и другой приватизируемой государственной собственности.
Администрации по делам малого бизнеса уделяет особое внимание повышению квалификации управленческого персонала предприятий малого бизнеса путем финансирования и организации специальных учебных курсов, семинаров и конференций, предоставления информационно-справочных материалов и пособий.
Администрация по делам малого бизнеса наделена правом организации и осуществления финансирования специальных проектов, в которых малые фирмы занимались бы разработкой новых видов энергосберегающего оборудования, участвовали в освоении альтернативных источников энергии.
В центре внимания - исследования по возобновляемым источникам, проекты чистой энергетики, разработка автомобильных аккумуляторов с более высокой электроемкостью и более длительным сроком службы, солнечные батареи и т. п. К числу приоритетных исследовательских проектов в сфере энергетики относятся исследования, нацеленные на преодоление последствий глобальных климатических изменений, использование энергосберегающих и экологически чистых технологий, альтернативных источников энергии, водородного топлива, биотоплива, на разработку и внедрение чистых технологий использо-
вания угля. Одним из направлений финансового обеспечения исследовательских проектов, в том числе в сфере энергетики, является совместное финансирование из федерального бюджета, бюджетов штатов, с привлечением частных источников.
По Закону о развитии нововведений в малом бизнесе 1982 г. была учреждена программа «Исследования в области нововведений в малом бизнесе». Технологические нововведения были провозглашены необходимыми для сильного промышленного сектора в экономике Соединенных Штатов, а федеральное правительство, - играющим важную роль в содействии нововведениям, в том числе в промышленности, по линии малого бизнеса.
Зачастую исследования и разработки осуществляются малыми предприятиями в тесном сотрудничестве с крупным бизнесом и государственными организациями. В сфере НИОКР уже давно сложилось разделение труда между крупными и малыми предприятиями. Малый бизнес в этом партнерстве представлен небольшими наукоемкими предприятиями - венчурными фирмами, которые занимаются поиском принципиально новых продуктов и процессов, работая в условиях высокого риска, а также берут на себя освоение технических новшеств, не требующих больших финансовых затрат.
Кооперация в сфере НИОКР позволяет крупным компаниям значительно сократить период разработки принципиально новых видов продукции (нередко с 10-15 до 4-5 лет) и увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Малыми фирмами в США производится в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на крупных предприятиях1.
К числу наиболее эффективных программ по поддержке исследований и разработок малого бизнеса можно отнести программы «Инновационные исследования в малом бизнесе и «Трансферт технологий малого бизнеса».
Программа «Инновационные исследования в малом бизнесе» нацелена на только на стимулирование исследований и разработок, но и на коммерциализацию их результатов. Это одна из ключевых программ стимулирования инноваций. К 2016 финансовому году предусматривается увеличение ежегодного финансирования до 15 млрд долларов.
На Министерство обороны приходится около 50% расходов по этой программе, еще 45% финансируются такими федеральными министерствами и национальными агентствами, как Министерство энергетики; Министерство здравоохранения и обслуживания населения; Министерство транспорта; Министерство сельского хозяйства; Мини-
1 иКЬ: http://www.invur.ru/; Ыйр://www.nisse.ru/
стерство торговли; Министерство образования; Агентство защиты окружающей среды; Национальное управление по аэронавтике и космонавтике; Национальный научный фонд, Департамент внутренней безопасности.
На начальной стадии оценивается обоснованность и перспективность инновационных предложений, определяются размеры предполагаемых затрат. Распределение средств осуществляется на конкурсной основе. Процесс реализации работ по тематике программы, размеры финансовой поддержки основываются на квалификационной оценке малого предприятия, оригинальности идеи, потенциальной эффективности реализации инновационного предложения, коммерческих перспектив. Для участия в данной программе малое предприятие должно быть частным, коммерческим, прибыльно работающим; принадлежать гражданину США и быть независимым в своем управлении; число занятых должно быть до 500 человек.
Отбор проектов осуществляется поэтапно:
I стадия, в ходе которой дается оценка предлагаемой концепции решения той или иной проблемы. Сроки финансирования - до 6 месяцев, источник финансирования - фонды программы. Размеры грантов - до 150 тыс. долларов. На этом этапе определяются предполагаемые результаты, пути их достижения, анализируется техническая осуществимость и экономическая целесообразность разработки. На этой стадии должна быть установлена осуществимость инновационного решения; целесообразность дальнейшего проведения работ и увеличения их финансирования.
II стадия - выполнение проекта. Финансируется обычно сроком до двух лет за счет средств, выделенных на программу, в размере гранта до 1 млн долларов. На этой стадии осуществляется инновационная разработка, успешно прошедшая стадию I. К участию в конкурсе на этом этапе допускаются только предприятия, получившие положительную оценку по итогам выполнения работ на стадии I. Объем финансирования определяется на конкурсной основе с учетом полученных на стадии I результатов. Результаты выполненных на этом этапе работ должны получить оценку их коммерческого потенциала.
III стадия - внедрение полученных результатов. Финансирование осуществляют за счет внешних по отношению к данной программе источников, в том числе федеральных и иных средств. Для финансирования внедрения результатов исследований и разработок используются такие механизмы, как создание венчурных предприятий и заключение контрактов с частными предприятиями на производство новых продуктов и услуг; заключение партнерских отношений с донорскими предприятиями и привлечение средств частных инновационных фондов; заключение контрактов с государственными агентствами на про-
изводство продуктов и процессов, которые будут использованы федеральным правительством1.
Программа передачи технологий малому бизнесу была утверждена в 1992 г. Она способствовала развитию взаимодействия малых инновационных предприятий с некоммерческими исследовательскими институтами путем предоставления малым предприятиям финансовой и технической помощи для разработки новых видов продукции и коммерциализации полученных результатов. Для участия в программе малое предприятие должно быть частным, коммерческим, прибыльным, принадлежать гражданину США, число занятых должно быть до 500 человек. Ежегодно на эту программу выделяется свыше 1 млрд долларов. Соучредителями программы «Передача технологий малому бизнесу» выступают Министерство обороны, Министерство энергетики, Министерство здравоохранения и социального обеспечения, Национальное Агентство космических исследований, Национальный научный фонд.
К работе разрешено привлекать исследователей в качестве совместителей. К некоммерческому исследовательскому институту предъявляются следующие требования: он должен быть некоммерческим колледжем или институтом, либо локальной некоммерческой исследовательской организацией, либо научно-исследовательским центром, финансироваться из федерального бюджета, находиться в США.
Претенденты на финансирование инновационных разработок по программе передачи технологий малому бизнесу отбираются по конкурсу. Учитываются новизна и коммерческий потенциал заявок. По итогам конкурса выдаются субсидии или гранты. Предприятия малого бизнеса в рамках данной программы являются доминирующими партнерами. Они являются ответственными за управление проектом, расходованием средств, должны выполнить не менее 40% работ.
Одним из важнейших инструментов государственной поддержки исследовательской деятельности малых предприятий является система государственных контрактов, в рамках которой малому бизнесу предоставляется 23% государственных контрактов. Отдел по государственным контрактам Администрации по делам малого бизнеса содействует также расширению возможностей малых предприятий при получении субконтрактов.
В период президентства Б. Обамы была выдвинута инициатива «Стартап Америка», направленная на повышение мотивации и расширение возможностей малого бизнеса по созданию новых технологий, разработке инновационных продуктов. Эта программа ориентирована на координацию участия предпринимателей, представителей
1 иКЬ: http://www.sbir.gov/
университетов и фондов, федеральных агентств, прежде всего в сферах энергетики, здравоохранения, биомедицины, передовых производственных технологий, информационных технологий.
Инициатива «Стартап Америка» призвана содействовать созданию и развитию стартапов, поддерживать малый бизнес как источник инноваций. Учреждение независимого партнерства предпринимателей, университетов, фондов, корпораций «Стартап Америка» (Startup America Partnership) за три года (с 2011 г.) способствовало поддержке и обучению 500 тысяч предпринимателей1. Основные задачи данной программы: облегчение доступа к капиталу для предпринимателей; расширение взаимодействия крупного бизнеса и стартапов; выявление и устранение бюрократических барьеров; расширение доступности образовательных бизнес-программ.
Список литературы
1. Лебедева Л. Ф., Усольцев А. В. Глобальные экономические вызовы в начале XXI века. / / Экономика ХХ1 века: глобализация, кризисы, развитие» : тезисы докладов и выступлений на Международной научно-практической конференции 16 декабря 2008 г. - М. : ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова», 2008. - С. 77-80.
2. Емельянов С. В., Лебедева Л. Ф. Политика администрации Обамы в сфере НИОКР/ / США и Канада: экономика, политика, культура. - 2013. - № 10 (526). - С. 085-092.
3. Инновационные контуры: 2035 / отв. ред. А. А. Дынкин, Н. И. Иванова. - М. : ИМЭМО РАН, 2015.
4. Лебедева Л. Ф. Государственная политика в сфере НИОКР в начале XXI в. : мировые тенденции и национальные особенности // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 4 (58). - С. 95-106.
5. Лебедева Л., Емельянов Е. Малый и средний бизнес: критерии и оценки / / Человек и труд. - 2006. - № 8. - С. 71-76.
6. Белинский А. Н., Емельянов С. В., Лебедева Л. Ф. Приоритеты научно-технологической политики США в начале XXI века: взаимодействие государства и бизнеса. - М. : ИСКРАН, 2009.
7. Лебедева Л. Ф., Емельянов С. В. Развитие НИОКР в США и других странах ОЭСР в начале XXI в. // Вопросы новой экономики. -2011. - № 3. - С. 57-64.
8. США в поисках ответов на вызовы XXI века (социально-экономический аспект) / под ред. Э. В. Кириченко. - М. : ИМЭМО РАН, 2010.
1 URL: https://www.whitehouse.gov/economy/business/startup-america (дата обращения: 07.09.2015).
9. Small Innovative Company Growth: Barriers, Best Practices and Big Ideas / by M. Harrison. - Washington, 2015.
10. Stacey M. Small Business and Wallmart / / Social Policy. - 2015. Summer.
References
1. Lebedeva L. F., Usol'tsev A. V. Global'nye ekonomicheskie vyzovy v nachale XXI veka. [Global Challenges at the Beginning of the XXI Century], Ekonomika XXI veka: globalizatsiya, krizisy, razvitie» : tezisy dokladov i vystupleniy na Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii 16 dekabrya 2008 g., Moscow, GOU VPO «REA im. G. V. Plekhanova», 2008, pp. 77-80. (In Russ.).
2. Emel'yanov S. V., Lebedeva L. F. Politika administratsii Obamy v sfere NIOKR [Obama's Policy in R & D]. SShA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura, 2013, No. 10 (526), pp. 085-092. (In Russ.).
3. Innovatsionnye kontury: 2035 [Innovation Framework: 2035], editor by A. A. Dynkin, N. I. Ivanova, Moscow, IMEMO RAN, 2015. (In Russ.).
4. Lebedeva L. F. Gosudarstvennaya politika v sfere NIOKR v nachale XXI v. : mirovye tendentsii i natsional'nye osobennosti [State Policy in R & D at the Beginning of the XXI century: World Tendencies and National Features], Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova, 2013, No. 4 (58), pp. 95-106. (In Russ.).
5. Lebedeva L., Emel'yanov E. Malyy i sredniy biznes: kriterii i otsenki [Small Business: Criteria and Estimations], Chelovek i trud, 2006, No 8, pp. 71-76. (In Russ.).
6. Belinskiy A. N., Emel'yanov S. V., Lebedeva L. F. Prioritety Nauchno-tekhnologicheskoy politiki SShA v nachale XXI veka: vzaimodeystvie gosudarstva i biznesa [Priorities of Scientific and Technological Policy of the USA at the Beginning of the XXI Century: Interaction of the State and Business], Moscow, ISKRAN, 2009. (In Russ.).
7. Lebedeva L. F., Emel'yanov S. V. Razvitie NIOKR v SShA i drugikh stranakh OESR v nachale XXI v. [R & D in USA and other OECD Countries at the Beginning of XXI century], Voprosy novoy ekonomiki, 2011, No. 3, pp. 57-64. (In Russ.).
8. SShA v poiskakh otvetov na vyzovy XXI veka (sotsial'no-ekonomicheskiy aspekt) [US before the Challenges of XXI Centiry], editor by E. V. Kirichenko, Moscow, IMEMO RAN, 2010. (In Russ.).
9. Small Innovative Company Growth: Barriers, Best Practices and Big Ideasm, editor by M. Harrison, Washington, 2015.
10. Stacey M. Small Business and Wallmart, Social Policy, 2015, Summer.