pISSN 2073-4484 Экономическая политика
eISSN 2311-8768
ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА (ОПЫТ США)
Евгений Владимирович ЕМЕЛЬЯНОВ % Никита Сергеевич ФРИЗЯК ь
а кандидат экономических наук, старший научный сотрудник,
Институт США и Канады РАН, Москва, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: 9452-2602
ь младший научный сотрудник,
Институт США и Канады РАН, Москва, Российская Федерация
ORCID: отсутствует
SPIN-код: отсутствует
' Ответственный автор
История статьи:
Получена 22.01.2018 Получена в доработанном виде 22.02.2018 Одобрена 28.02.2018 Доступна онлайн 29.11.2018
УДК 338.2 F63, 051
Ключевые слова:
малый бизнес, государственное регулирование, США
Аннотация
Тема. В статье проанализированы основные направления и формы государственного содействия малому бизнесу в Соединенных Штатах Америки. Выделены меры, ориентированные на владельцев малых предприятий, принадлежащих представителям расово-этнических меньшинств.
Цели. Провести исследование современных мер государственной политики в сфере малого бизнеса и форм ее реализации; показать ее направленность, значение для развития предпринимательства среди отдельных групп населения. Методология. Комплексно использованы методы анализа: конкретно-исторический, сравнительный, экономико-статистический, логический. Проведена систематизация различных программ по их назначению. Обобщены официальные статистические данные Администрации по делам малого бизнеса США.
Результаты. Выявлены ключевые меры, предпринимаемые государством для содействия малому бизнесу в условиях глобального кризиса: расширяющие доступ малых предприятий к финансовым ресурсам; помогающие получать государственные заказы; способствующие росту экспортных возможностей малых предприятий. Показана направленность этих мер на конкретные группы населения, в том числе имеющие доход ниже среднего по стране, и на вовлечение в предпринимательскую деятельность.
Выводы. Применение мер содействия развитию малого бизнеса является одним из важнейших элементов государственного регулирования социально-экономических процессов, фактором инновационного развития страны, укрепления социальной стабильности. Американский опыт показывает особое значение программ развития предпринимательства, адресованных социально уязвимым группам населения, повышающих уровень их экономической активности, способствующих достижению самообеспечения. Это может оказаться полезным в отечественной практике содействия развитию малых предприятий, расширения форм поддержки малого бизнеса, в том числе в относительно слабо развитых регионах страны.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018
Для цитирования: Емельянов Е.В., Фризяк Н.С. Формы и направления государственной поддержки малого бизнеса (опыт США) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2018. - Т. 11, № 4. - С. 470 - 484. https://doi.Org/10.24891/fa.11.4.470
Введение на основании Закона о малом бизнесе (1953),
имеет в Соединенных Штатах Америки более
Государственная поддержка малого бизнеса в ______
И т И чем шестидесятилетнюю историю.
общенациональном масштабе, получив развитие
К малому бизнесу относятся предприятия, которые учреждены для получения прибыли, принадлежат независимым владельцам и управляются ими, не превышают установленных законом размеров, не занимают ключевых позиций в своей сфере экономической деятельности1.
Особенностью американского подхода к установлению критериев отнесения субъектов предпринимательства к малым является использование значительно более широкого, чем в других странах, диапазона принадлежности к малому бизнесу. Это позволяет всем таким предприятиям получать ту или иную поддержку [1].
Критерий предельной численности занятых (до 500 чел.) применяется главным образом к отраслям обрабатывающей промышленности, а критерий предельного объема продаж в стоимостном выражении - к добывающей промышленности, сельскому и лесному хозяйству, строительству, сфере услуг. В кредитно-финансовых учреждениях используется критерий предельного размера активов2.
По данным Администрации по делам малого бизнеса [2], регулярно осуществляющей мониторинг деятельности малых предприятий, в 2016 г. на них приходилось 99,9% от общего числа; 97,7% экспортеров; 47,8% занятых в частном секторе3.
Значение поддержки малого бизнеса для обеспечения занятости состоит не только в том, что в нем сосредоточено около половины рабочих мест частного сектора, но и в еще большей его роли в создании новых рабочих мест (примерно двух из каждых трех): «Вклад малого бизнеса в создание рабочих мест и поддержание занятости состоит также в том, что в условиях меняющихся требований рынка труда, крупномасштабных структурных и технологических перестроек малые предприятия
1 Small Business Act of 1953. P.L. 85-536. URL: https ://www.sba. gov/sites/default/files
2 United States Small Business Profile 2016. W., SBA. 2016, 208 p.
3 Small Business Profile. 2017. SBA.
URL: https ://www.sba. gov/sites/default/files/advocacy/United_States_1 .pdf
обладают высокой гибкостью и способностью к поглощению работников, высвобождающихся в ходе реорганизации крупных компаний» [2].
Стоит также обратить внимание на то, что малый бизнес является потенциально эффективным средством развития деловых и предпринимательских навыков у населения, повышения степени его вовлеченности в рыночные отношения. «Малое предприятие является гарантом социальной стабильности, так как играет несомненно положительную роль в укреплении рыночных отношений даже в условиях экономического спада и кризиса» [з, с. 21].
В условиях глобального кризиса 2008-2009 гг. в Соединенных Штатах, согласно Закону о восстановлении и реинвестициях (2009), были предприняты широкомасштабные меры по восстановлению экономики [4], в том числе и дополнительные, направленные на преодоление негативных последствий в сфере малого бизнеса4.
К числу последних относятся продление права списания части налогооблагаемой собственности и активов на сумму до 100 тыс. долл. США, которая в последующие годы была уменьшена; разрешение, согласно Закону об американском возрождении и реинвестициях (2009), амортизации в размере 50% от стоимости приобретенных машин и оборудования [5].
Кроме того, были увеличены сроки вычета убытков предприятий малого бизнеса из налогов текущего года; установлены специальные налоговые кредиты предприятиям, нанимающим преимущественно ветеранов и молодежь; штатными и местными органами власти выпущены облигации с льготным налогообложением для экономического развития депрессивных экономических зон [6].
Одним из ключевых преимуществ малых предприятий является гибкая реакция на быстро меняющийся спрос. Для учреждения малого бизнеса требуется относительно небольшой стартовый капитал [7].
Вместе с тем эти характеристики могут и тормозить развитие предприятий. Гибкость и
4 US Federal Budget. FY 2010. W., 2009, pp. 37-39.
мобильность, будучи важным фактором приспособления к изменениям, являются также фактором уязвимости в условиях усиления рисков конъюнктурных колебаний и финансово-экономической нестабильности, а относительно малый начальный капитал может препятствовать расширению производства, если отсутствуют возможности привлечения дополнительных ресурсов.
Именно поэтому исследователи подчеркивают необходимость использования доказавших свою эффективность инструментов финансирования малого бизнеса, считают важным «восстановить интерес кредитных организаций к кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства... создать такие условия, чтобы субъекты предпринимательства могли диверсифицировать свои источники финансирования» [8].
Подчеркивается также проблема формирования промышленного капитала, «условием становления которого. является развитие сектора малых и средних предприятий» [9]. Выделяется роль малого предпринимательства в формировании гибкой конкурентоспособной экономики, значение эффективного его регулирования [10].
На решение вопросов доступности финансовых ресурсов, повышение управленческих возможностей малых предприятий, информационное обеспечение и консультационное сопровождение направлена прежде всего государственная помощь в рассматриваемой сфере.
Исследования динамики и тенденций развития малого предпринимательства подтверждают актуальность трансформации организации и управления финансами в данном секторе [11]. Весьма значимыми, особенно для начинающих предпринимателей, являются повышение финансовой грамотности и информационная, консультационная поддержка - как проводить в жизнь свои идеи, планы; с какими организациями необходимо иметь дело при создании своего бизнеса.
На каждом этапе развития формам и направлениям поддержки малого бизнеса могут
быть свойственны свои особенности. Это относится и к государственным гарантиям в области доступности капитала, и к гарантиям в сфере создания инвестиционных компаний, аренды и страхования строительных подрядов, помощи при чрезвычайных обстоятельствах.
Важно отметить, что программы развития малого бизнеса ориентированы как в целом на содействие малым предприятиям, так и на особые группы населения, их вовлечение в предпринимательскую деятельность. К таким группам относятся расово-этнические меньшинства, в том числе чернокожие, испаноязычные, азиатского происхождения, а также коренное население Аляски, Гавайских островов; ветераны; женщины, имеющие определенные трудности возвращения к экономической активности после перерыва, связанного с воспитанием детей.
Изучение американского опыта форм и направлений поддержки малого бизнеса имеет практическое значение в свете поставленной задачи довести к 2030 г. долю малого и среднего бизнеса в экономике России до 40%. На XII съезде лидеров общественной общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» (1-3 февраля 2018 г.) ее президент Александр Калинин заявил, что эту задачу можно решить путем удвоения числа субъектов микробизнеса5.
Вопросам развития малого бизнеса сегодня уделяется особое внимание на государственном уровне. Как заявил на заседании Госсовета Президент РФ, необходимо проработать особые меры поддержки малого производственного бизнеса, снизить риски работы начинающих предпринимателей. При этом специально были выделены меры поддержки малого производственного бизнеса6.
На упомянутом съезде было отмечено, что «за последние два года вклад малого бизнеса в объем
5 Глава «Опоры России»: доля малого бизнеса в ВВП удвоится, если удвоится число бизнесменов.
URL: https://rcsme.ru/ru/news/show/02-02-2018
6 В. Путин призвал проработать меры поддержки малого производственного бизнеса.
URL: https://rcsme.ru/ru/news/show/86698/02-02-2018
валового внутреннего продукта России увеличился с 19,5 до 21,5 %7.
В Америке этот показатель почти в 2,5 раза больше. Однако такое сравнение было бы некорректным прежде всего в силу разных критериев отнесения предприятий к малому бизнесу в России и США. И по обороту, и по предельной численности занятых в Соединенных Штатах пороговые значения значительно выше, что автоматически увеличивает показатели роли малого бизнеса в экономике страны.
Если в США к числу малых предприятий относят те, в которых число занятых не превышает 500 чел., то в России среди таковых -организации с численностью от 16 до 100 работников включительно и с выручкой от реализации товаров (работ, услуг) в 2013-2014 гг. - до 400 млн руб., а начиная с 2015-2016 гг. - до 800 млн руб.8; микропредприятия - с численностью до 15 работников включительно и выручкой от реализации товаров (работ, услуг) в 2013-2014 гг. - не более 60 млн руб., а в 2015-2016 гг. - не более 120 млн руб.9. Выделяют также индивидуальных предпринимателей -физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица10.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в 2016 г. насчитывалось 2,93 млн индивидуальных предпринимателей. Из 2,594 млн юридических лиц в сфере малого и среднего предпринимательства микропредприятия составляли 2,335 млн, малые - 238,79 тыс.,
7 Глава «Опоры России»: доля малого бизнеса в ВВП удвоится, если удвоится число бизнесменов.
URL: https://rcsme.ru/ru/news/show/02-02-2018
8 Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2017. С. 329. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf
9 В России постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» установлены новые критерии выручки: микропредприятия - 120 млн руб.; малые предприятия - 800 млн руб.; средние предприятия - 2 млрд руб.
10 Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2017.
С. 329. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/year/year17.pdf
средние (с числом занятых 101-250 чел.) -19,98 тыс.11.
На малых предприятиях в России в 2016 г. были заняты 11 млн чел., или 15% общего числа занятых в стране (72,39 млн чел.)12. Несмотря на существенные различия в отнесении субъектов предпринимательства к малому бизнесу в России и США, более чем полувековой опыт Соединенных Штатов может быть полезен и в отечественной практике - в плане принципов, форм, направлений господдержки.
Эмпирические исследования
В середине текущего десятилетия из 29,6 млн субъектов малого бизнеса США свыше половины до недавнего времени были сосредоточены в секторе услуг, строительстве, розничной торговле, сферах здравоохранения и социальной помощи (рис. 1). Остальные предприятия действовали в секторах финансов и страхования, транспорта, оптовой торговли, обрабатывающей промышленности, на каждый из которых приходилось менее 8%13.
Независимо от сферы деятельности любое малое предприятие может получить помощь по целому ряду направлений:
• расширение доступа к финансовым ресурсам, федеральным контрактам;
• кредитование стартапов (начинающих бизнесов);
• государственные гарантии и содействие получению кредитов для развития экспортного потенциала;
• конкурсное финансирование инновационных разработок малого бизнеса;
• поддержка его в районах с относительно более низким уровнем социального и экономического развития;
• помощь предприятиям, пострадавшим от стихийных бедствий;
11 Статистика МСП. URL: https://rcsme.ru/ru/statistics
12 Статистика МСП, С. 110, 321.
13 United States Small Business Profile, 2017.
URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/advocacy/United_States_1 .pdf
• консультационная, а также организационно-техническая поддержка;
• мониторинг влияния принимаемых мер на малый бизнес, сокращение административных барьеров.
Формы реализации государственной политики в отношении малого бизнеса, используемые инструменты могут различаться в зависимости от текущей финансово-экономической ситуации, задач обеспечения экономической безопасности страны [12], остроты тех или иных проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия.
Принятие Закона о малом бизнесе положило н а ч а л о с о з д а н и ю а м е р и к а н с к о й общенациональной системы благоприятных условий для малых предприятий и защиты их интересов.
Порядок условий предоставления кредитов, гарантий по ним четко прописан и предусматривает обязательства со стороны всех участников. Потенциальный получатель в лице владельца малого бизнеса должен представить подробный отчет о прибылях и убытках, информацию о финансовом положении владельца фирмы и каждого партнера, перечень возможного обеспечения. По установленным правилам, если частный кредит малому предприятию, выданный под государственные гарантии, оказывается просроченным более чем на шестьдесят дней, Администрация по делам малого бизнеса должна его выкупить его у банка.
Расширение доступа малых предприятий к источникам финансирования практикуется в Соединенных Штатах более полувека и остается ключевым направлением укрепления позиций малого бизнеса в стране. Используемые формы финансового содействия охватывают:
• кредитование, в том числе стартапов (начинающих бизнесов);
• государственные гарантии по кредитам частных организаций;
• содействие целевому получению кредитов для развития экспортного потенциала;
• конкурсное финансирование инновационных
разработок малого бизнеса;
• финансовую помощь предприятиям,
пострадавшим от стихийных бедствий.
Кроме того, необходимо учитывать фактор налоговой политики, при изменении которой владельцы малого бизнеса могут получить дополнительные бонусы. Так произошло и с обещанной еще в период предвыборной президентской кампании 2016 г. налоговой реформой [13].
C принятием и подписанием в декабре 2017 г. президентом Д. Трампом Закона о сокращении налогов и рабочих местах14 представители малого бизнеса, как и многие другие физические и юридические лица, могут получить значительную экономию на налоговых платежах.
Для конкретных домохозяйств, по оценкам экспертов, такая экономия может составить значительные суммы. К примеру, для семьи владельцев малого бизнеса из четырех человек (двое взрослых и двое детей) при годовом доходе 250 тыс. долл. сумма налоговых выплат уменьшится на 13,6 тыс. долл. Это произойдет в основном в результате снижения ставки налогообложения для малого бизнеса и организаций без образования юридического лица с 39,6 до 25%. Помимо этого, данная семья сможет воспользоваться стандартным налоговым вычетом, который увеличен до 24 тыс. долл. для супругов, заполняющих совместно налоговую декларацию15.
Одной из особенностей государственной политики США в рассматриваемой сфере является особое внимание расширению возможностей открытия и развития своего бизнеса представителями расово-этнических меньшинств. Специальные подпрограммы повышают их шансы найти место в рыночных отношениях, особенно с учетом того, что среди чернокожего, испаноязычного населения доля лиц с доходами ниже установленной черты бедности (около 1 000 долл. в месяц) и с
14 Tax Cuts and Jobs Act 2017.
15 In Updated Charts, How These 7 Taxpayers' Bills Will Change If Tax Reform Is Signed Into Law.
URL: http://www.heritage.org/taxes/commentary/updated-charts-how-these-7-taxpayers-bills-will-change-if-tax-reform-signed-law
доходами до 150% черты бедности значительно выше, чем в среднем по всем группам населения (табл. 1).
Финансовое содействие указанным группам, организационно-техническая и иная помощь сопровождаются обязательными занятиями по повышению финансовой грамотности, основам ведения бизнеса, изучению законов и нормативов.
Исторически направление содействия развитию малого бизнеса, принадлежащего представителям национальных меньшинств, берет начало в 1960-х гг., когда были приняты Закон о равных возможностях (1964), Закон об общественных работах и экономическом развитии (1965).
Помощь названным людям нацелена на сокращение разрыва между количеством малых предпринимательских структур, принадлежащих и (или) управляемых представителями национальных меньшинств, в том числе афроамериканцами, испаноязычными выходцами из Центральной и Южной Америки, стран Карибского бассейна, других расово-этнических групп.
Особое внимание уделяется продвижению возможностей американских индейцев и коренных жителей Аляски. Это направление реализуется в основном на уровне региональных отделений Администрации по делам малого бизнеса.
Представителям расово-этнических меньшинств принадлежит около 27% предприятий малого бизнеса (рис. 2).
Мониторинг динамики числа малых предприятий по расово-этнической принадлежности их владельцев, проведенный в 2007-2012 гг., показал, что рост числа предприятий был обеспечен меньшинствами - в среднем на 38%, при падении на 5,5% числа владельцев, которые к меньшинствам не относятся. Наибольшее увеличение отмечено у испаноязычных владельцев - на 46%, наименьшее (15%) - у американских индейцев и коренных жителей Аляски16.
16 United States Small Business Profile.2016. URL: https ://www.sba. gov/sites/default/files/advocacy/United_States
В зоне особого внимания также оказание помощи женщинам-предпринимателям, которые, несмотря на повышение экономической активности [14], испытывают зачастую больше трудностей при открытии и расширении собственного дела. В 2015 г. женщинам принадлежало около 10 млн всех предприятий, относимых к малому бизнесу.
Показательно, что среди владельцев малого бизнеса - представителей неменьшинств доля женщин (32%) ниже, чем среди владельцев азиатского происхождения (39% ), испаноязычных (44%), чернокожих (59%)17.
Одним из ключевых направлений защиты интересов малого бизнеса стало установление для него минимальной доли государственных закупок товаров и услуг для нужд правительства (23%). В начале второго десятилетия нынешнего столетия основная часть работ малого бизнеса по государственным контрактам приходилась на инженерно-строительную и архитектурно-техническую сферы (27% общего объема), поставки стандартных товаров или сырья (22%), фундаментальные исследования (17%) [15]. В 2016 г. расходы федерального правительства на закупку товаров и услуг превысили 500 млрд долл.
Особое место в системе государственной поддержки малого бизнеса занимает также содействие малым инновационным компаниям, проводимым ими научным исследованиям и разработкам [16]. Программы поддержки исследований малого бизнеса «финансируются на конкурсной основе, при тщательном отборе и имеют целью доведение результатов работы до стадии практического применения» [17].
Важнейшим направлением является также содействие развитию экспортного потенциала малых предприятий [18]. Их доля в объеме товарного экспорта Соединенных Штатов составила в 2015 г. 32,7%, а импорта - 32,1% (табл. 2).
Примечательно, что доля предприятий без наемных работников в объеме американского товарного экспорта (9,1%) такая же, как у предприятий с числом занятых до 50, а в объеме
17 Women Owned Small Business. URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/WOB_Spotlight_.pdf
экспорта продукции обрабатывающей промышленности превышает соответствующий показатель вдвое (см. табл. 2).
Отметим, что в середине второго десятилетия века около 70% американских экспортеров составили предприятия с числом занятых до 20. Наиболее востребованными формами поддержки экспортных возможностей являются программы гарантирования кредитов и экспресс-займов, гарантии Администрации малого бизнеса и Экспортно-импортного банка Соединенных Штатов.
Важным элементом Национальной экспортной инициативы (2010)18, например, стало расширение поддержки, в том числе финансовой, малых предприятий, экспортирующих товары и услуги. Такая помощь оказывается названным банком, предоставляющим кредиты малым предприятиям-экспортерам.
Рассмотренные направления поддержки малого бизнеса показывают первоочередное значение доступности капитала, охраны интеллектуальной собственности. Если инновации юридически не защищены, предприниматели вряд ли будут брать на себя риск работы над изобретениями, новыми продуктами. Соответственно, чтобы люди этим занимались, решающее значение имеют охрана авторского права и товарных знаков, патентное законодательство.
Применительно к России особое значение на нынешнем этапе имеет также развитие бизнес-образования. Поддержка малого бизнеса развивается в России в тех же направлениях, что и в других странах, в том числе и США. Она охватывает, в частности, снижение налогообложения, нагрузки в части контрольных, проверочных мероприятий; расширение возможностей получения государственного заказа. Тем не менее необходимо, чтобы люди, не имеющие навыков ведения бизнеса, могли воспользоваться предоставляемыми льготами. А для этого у них должна быть возможность пройти соответствующую подготовку, приобрести необходимые навыки и знания в плане учреждения бизнеса, маркетинга,
18 International Trade Administration, US Department of Commerce. URL: http://trade.gov/nei/
функционирования налоговой системы и т.п. Американский опыт показывает важное значение предоставления информации о возможных льготах и правилах пользования ими.
Актуальным остается и создание федерального агентства, которое координировало бы поддержку развития малых предприятий в России.
Выводы
Исследование основных направлений и форм содействия малому бизнесу в США показало широкий охват малых предприятий мерами облегчения доступа к капиталу, системе государственных закупок; помощи в финансировании, организации научно-исследовательских работ и внедрении полученных результатов; расширения возможностей экспортной деятельности, а также организационно-консультационного сопровождения.
За более чем шестидесятилетний период программы содействия малому бизнесу претерпели определенную трансформацию, связанную с адаптацией к меняющимся финансово-экономическим, социально-демографическим условиям.
Наряду с основными мероприятиями, охватывающими всех представителей малого бизнеса, в США получили развитие целевые программы, ориентированные на конкретные группы населения, в том числе ветеранов, женщин, инвалидов, коренных жителей Америки, расово-этнические меньшинства. Это способствует повышению экономической активности, вовлечению населения в рыночные отношения.
В период глобального кризиса и первые годы после него именно предприятия, принадлежащие расово-этническим меньшинствам, показали наибольший прирост по численности. Полученные результаты дают основания сделать вывод о том, что государственные программы поддержки малого бизнеса являются важным фактором повышения научного, экономического потенциала страны, самореализации ее граждан.
Опыт государственной помощи малому бизнесу в США показывает исключительно важное значение Администрации по делам малого бизнеса и актуальность учреждения в России специального ведомства (агентства) на федеральном уровне, в котором были бы сосредоточены функции развития малого предпринимательства.
Для мониторинга эффективности государственных мер содействия малому бизнесу представляется также целесообразным создание в рамках названного ведомства независимого аналитического центра для оценки влияния действующих нормативов на развитие предпринимательства, представления обоснованных рекомендаций по корректировке принимаемых мер.
Таблица 1
Доля лиц с доходами ниже черты бедности (2015 г.), % Table 1
Percentage of people below the income poverty line in 2015
Группа населения по расово-этническому признаку С доходами ниже черты бедности С доходами ниже 150% черты бедности
Белые 9,1 16
Чернокожие 24,1 36,5
Азиатского происхождения 11,4 18
Испаноязычные 21,4 35,7
Источник: Income and Poverty in the United States. Current Population Reports. U.S. Census Bureau. September 2016
Source: Income and Poverty in the United States. Current Population Reports. U.S. Census Bureau. September, 2016 Таблица 2
Доля предприятий малого бизнеса в объеме товарного экспорта и импорта США (2015 г.), %
Table 2
Percentage of small-sized business in US exports and imports (2015)
Число занятых Доля предприятий с указанным числом занятых
на предприятиях, в объеме в объеме экспорта в объеме в объеме импорта
чел. товарного продукции товарного продукции
экспорта обрабатывающей импорта обрабатывающей
промышленности промышленности
250-499 5,1 3,3 4,9 1,6
100-249 6,3 3,1 5,5 1,6
50-99 3,3 1,1 3,6 0,5
20-49 3,1 0,9 4,1 0,5
1-19 6 0,6 7,3 0,4
Без наемных 9,1 3,2 6,7 1,4
работников, или нет
данных
Источник: A Profile of U.S. Importing and Exporting Companies. W., US Census. April 4, 2017. URL: https://www. census.gov/foreign-trade
Source: A Profile of U.S. Importing and Exporting Companies. Washington, US Census, April 4, 2017. URL: https://www. census.gov/foreign-trade
Рисунок 1
Распределение числа малых предприятий по секторам экономики (2014 г.), % Figure 1
Small-sized business percentage distribution by economic sector (2014)
Источник: United States Small Business Profile, 2017.
URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/advocacy/United_States_1.pdf
Source: United States Small Business Profile, 2017.
URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/advocacy/United_States_1.pdf
Рисунок 2
Распределение числа малых предприятий по расово-этническим группам владельцев (2014), % Figure 2
Small-sized business percentage distribution by ethnic group of owners (2014)
Источник: United States Small Business Profile, 2017.
URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/advocacy/United_States_1.pdf
Source: United States Small Business Profile, 2017.
URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/advocacy/United_States_1.pdf
Список литературы
1. Лебедева Л.Ф. США: государство и малый бизнес // Человек и труд. 2009. № 3. С. 13-17.
2. Annual Report of the Office of Economic Research, FY 2016.
URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/OER_Annual_Report_FY2016.pdf
3. Петровская Н.Е. Роль малого бизнеса в обеспечении занятости (опыт США) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. Вып. 3. С. 343-356.
URL: https://doi.org/10.24891/fa.10.3.343
4. Костина Н.Н., Даниленко Н.И., Ивлев А.В. Кредитование малого бизнеса государственными и коммерческими банками: анализ и перспективы развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. Т. 9. Вып. 38. С. 20-33.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreditovanie-malogo-biznesa-gosudarstvennymi-i-kommercheskimi-bankami-analiz-i-perspektivy-razvitiya
5. Федеральный бюджет США в период президентства Барака Обамы / отв. ред. Л.Ф. Лебедева. М.: Весь мир, 2016. 96 с.
6. The American Recovery and Reinvestment Act of 2009, PL 111-5, of February 17, 2009. URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-111publ5/pdf/PLAW-111publ5.pdf
7. Лебедева Л.Ф. и др. Государство и бизнес: стратегия взаимодействия в экономике XXI в. М.: ИСКРАН, 2012. 139 с.
8. Лебедева Л.Ф. США: малое предпринимательство как образ жизни // Человек и труд. 2005. № 9. С. 51-56. URL: https://www.iskran.ru/publish.php?id=157
9. Сабитова Н.М., Хайруллова А.И. Развитие альтернативных инструментов финансирования малого и среднего бизнеса // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. Вып. 44. C. 2631-2645. URL: https://doi.org/10.24891/fc.23.44.2631
10. Булганина С.Н., Баркова Е.А. Сектор малых и средних предприятий как условие формирования промышленного и финансового капитала в российской экономике // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 2. C. 221-230.
URL: https://doi.org/10.24891/ea.16.2.221
11. Курпаяниди К.И. «Ведение бизнеса 2017: равные возможности для всех» как драйвер регулирования предпринимательской среды // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. Вып. 3. C. 533-544. URL: https://doi.org/10.24891/ea.16.3.533
12. Лактионова О.Е., Терещенко Э.Ю., Десятский С.П. Трансформация организации
и управления финансами малого и среднего бизнеса // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 10. Вып. 7. С. 767-789. URL: https://doi.org/10.24891/fa.10.7.767
13. Листопад М.Е. Закономерности функционирования и развития экономической безопасности страны // Экономика: теория и практика. 2011. № 1. С. 22-26.
URL: https://prod-static-ngop-pbLs3.amazonaws.com/media/documents/DRAFT_12_FINAL %5B1%5D-ben_1468872234.pdf
14. Republican Platform 2016. RNC. Cleveland. Ohio. 2016. 66 p. URL: https://prod-cdn-static.gop.com/media/documents/DRAFT_12_FINAL[1]-ben_1468872234.pdf
15. Малышева М.М. Экономика и социальная политика: гендерное измерение. М.: Academia, 2002. 288 c.
16. Characteristics of Recent Federal Small Business Contracting. Fairfax, Eagle Eye, 2012, 62 p. URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/397tot.pdf
17. Harrison M. Small Innovative Company Growth: Barriers, Best Practices and Big Ideas. Washington, Small Business Administration, 2015.
18. Емельянов С.В., Щербина Е.А. Американский опыт государственной поддержки НИОКР в сфере малого бизнеса // Международная торговля и торговая политика. 2015. № 4.
С. 110-121. URL: https://cyberleninka.ru/article7n/amerikanskiy-opyt-gosudarstvennoy-podderzhki-niokr-v-sfere-malogo-biznesa
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-4484 Economic Policy
eISSN 2311-8768
FORMS AND DIRECTIONS OF GOVERNMENT SUPPORT FOR SMALL BUSINESS: EVIDENCE FROM THE USA
Evgenii V. EMEL'YANOV Nikita S. FRIZYAK b
a Institute for the U.S. and Canadian Studies RAS, Moscow, Russian Federation
ORCID: not available
b Institute for the U.S. and Canadian Studies RAS, Moscow, Russian Federation
ORCID: not available
• Corresponding author
Article history:
Received 22 January 2018 Received in revised form 22 February 2018 Accepted 28 February 2018 Available online 29 November 2018
JEL classification: F63, O51
Keywords: small business, government regulation, USA
Abstract
Subject This article considers and describes the principal directions and forms of government support for small business in the USA.
Objectives The article aims to analyze the modern government policy on small business as well as show its orientation and significance for entrepreneurship development among particular social and ethnic groups.
Methods The research involves the methods of logic, statistical, and comparative analyses, and the comprehensive approach.
Results We identify certain key measures of government support for small business in terms of the world crisis. They enlarge the access to financial resources for small enterprises, help realize public contracts, provide the development of small business export availability. The results show the focus of these measures on particular population including below-average income groups, and involvement in entrepreneurial activities. Conclusions and Relevance Support for small business is one of the most important component of social and economic public regulation. The US practice shows a special importance of entrepreneur development programs for socially vulnerable population groups, raising their economic activities. It can be useful in the Russian SME's practice and enlargement of small business supporting forms including low developed regions.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018
Please cite this article as: Emel'yanov E.V., Frizyak N.S. Forms and Directions of Government Support for Small Business: Evidence from the USA. Financial Analytics: Science and Experience, 2018, vol. 11, iss. 4, pp. 470-484. https ://doi .org/10.24891/fa.11.4.470
References
1. Lebedeva L.F. [USA: government and small business]. Chelovek i trud, 2009, no. 3, pp. 13-17. (In Russ.)
2. Annual Report of the Office of Economic Research 2016. W., SBA, January 2017. 31 p. URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/0ER_Annual_Report_FY2016.pdf
3. Petrovskaya N.E. [The role of small business in employment: Evidence from the USA]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2017, vol. 10, iss. 3, pp. 343-356. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/fa.10.3.343
4. Kostina N.N., Danilenko N.I., Ivlev A.V. [Commercial and State-owned banks' lending for small businesses: Analysis and prospects]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2016, vol. 9, iss. 38, pp. 20-33.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreditovanie-malogo-biznesa-gosudarstvennymi-i-kommercheskimi-bankami-analiz-i-perspektivy-razvitiya (In Russ.)
5. Lebedeva L.F. Federalnyi byudzhet SShA v period prezidentstva Baraka Obamy [US Federal Budget During the Barack Obama Presidency]. Moscow, Ves' mir Publ., 2016, 96 p.
6. The American Recovery and Reinvestment Act of 2009, PL 111-5, of February 17, 2009. URL: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-111publ5/pdf/PLAW-111publ5.pdf
7. Lebedeva L.F. et al. Gosudarstvo i biznes: strategiya vzaimodeistviya v ekonomike XXI v. [The State and business: strategy of economic interaction of the 21st century]. Moscow, ISKRAN Publ., 2012, 139 p.
8. Lebedeva L.F. [USA: small business as a way of life]. Chelovek i trud, 2009, no. 3, pp. 13-17. URL: https://www.iskran.ru/publish.php?id=157 (In Russ.)
9. Sabitova N.M., Khairullova A.I. [The development of alternative financing instruments for small and medium-sized businesses]. Finansy i kredit = Finance and Credit, 2017, vol. 23, iss. 44, pp. 2631-2645. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/fc.23.44.2631
10. Bulganina S.N., Barkova E.A. [The small and medium-sized enterprise sector as a condition for industrial and financial capital formation in the Russian economy]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2017, vol. 16, iss. 2, pp. 221-230.
(In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/ea.16.2.221
11. Kurpayanidi K.I. ["Doing Business 2017: Equal Opportunity for All" as a driver to control business environment]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2017, vol. 16, iss. 3, pp. 533-544. (In Russ.)
URL: https://doi.org/10.24891/ea.16.3.533
12. Laktionova O.E., Tereshchenko E.Yu., Desyatskii S.P. [Transformation of the organization and management of small and medium-sized business' finance]. Finansovaya analitika: problemy
i resheniya = Financial Analytics: Science and Experience, 2017, vol. 10, iss. 7, pp. 767-789. (In Russ.) URL: https://doi.org/10.24891/fa.10.7.767
13. Mishchenko L.Ya., Listopad M.E. [Laws of functioning and development of national system
of economic safety]. Ekonomika: teoriya i praktika = Economics: Theory Practice, 2011, no. 1, pp. 22-26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zakonomernosti-funktsionirovaniya-i-razvitiya-natsionalnoy-sistemy-ekonomicheskoy-bezopasnosti-1 (In Russ.)
14. Republican Platform 2016. RNC. Cleveland. Ohio. 2016, 66 p. URL: https://prod-cdn-static.gop.com/media/documents/DRAFT_12_FINAL[1]-ben_1468872234.pdf
15.Malysheva M.M. et al. Ekonomika i sotsialnaya politika: gendernoe izmerenie [Economics and social politics: gender evaluation]. Moscow, Academia Publ., 2002, 288 p.
16. Characteristics of Recent Federal Small Business Contracting. Fairfax, Eagle Eye Publ., 2012, 62 p. URL: https://www.sba.gov/sites/default/files/397tot.pdf
17. Harrison M. Small Innovative Company Growth: Barriers, Best Practices and Big Ideas. Washington, Small Business Administration, 2015.
18. Emel'yanov S.V., Shcherbina E.A. [The American experience of State support for R&D
in the sphere of small business]. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika = International Trade and Trade Policy, 2015, no. 4, pp. 110-121.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/amerikanskiy-opyt-gosudarstvennoy-podderzhki-niokr-v-sfere-malogo-biznesa (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.