64
Известия ДГПУ, №4, 2009
творческий потенциал личности студентов.
С целью повышения творческого потенциала учителя технологии и предпринимательства необходимо увязать процесс его профессиональной подготовки с декоративноприкладным искусством через формирование у студентов знаний и умений по теории и истории декоративно-прикладного искусства, специфике народных промыслов и трудовых традиций в контексте региональной культуры; способов адекватной оценки произведений декоративно-прикладного искусства, осуществления самостоятельной художественно-творческой деятельности и т.д.
Поскольку современное общество выдвигает качественно новые требования к выпускнику педагогического вуза в части готовности к профессиональной деятельности, то содержание подготовки необходимо ориентировать на компоненты в области искусства и культуры народов Дагестана, способствующие выработке у студентов готовности к определенным видам декоративно-прикладного искусства, основанном на региональном компоненте.
Итак, будущие учителя технологии и предпринимательства должны обладать высоким профессионализмом и педагогическим мастерством, в выработке которого важную роль играет правильность включения в художественно-творческую деятельность. При этом, формируя готовность студен-
тов к художественно-творческой деятельности, необходимо, чтобы у будущих педагогов сформировались личностные образования, среди которых:
- знание родной культурой, видов и специфики декоративноприкладного творчества;
- эмоционально-ценностное отношение к людям и истории декоративно-прикладного творчества;
- практическое владение видами декоративно-прикладного творчества;
- активное индивидуальное проявление личности в художественной деятельности.
Изучение декоративно-
прикладного искусства воспитывает мыслящую, творческую и нравственную личность, способную самостоятельно решать проблемы как личного, так и общественного характера. Кроме того, такой подход побуждает студентов к творчеству, способствует выработке особого характера мышления, стремлению к поиску и преобразованию окружающей действительности и т.д.
Подчеркнем, что формирование у студентов на занятиях по декоративно-прикладному творчеству соответствующих способностей является реальной и посильной задачей системы профессионального образования, для чего занятиям необходимо обеспечить привлекательность, заметно улучшать мотивационную направленность студентов на декоративно-прикладное искусство и т.д.
Примечания
1. Гатина А.Р. Опыт разработки экспериментального учебно-методического комплекса по художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства. URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2007-1.html 2. Кругликов Г.И. Вовлечение в творчество -путь к успеху в обучении технологии // Школа и производство. №3. 2002.
Статья поступила в редакцию 14.11.2009 г.
УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СРЕДСТВАМИ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Психолого-педагогические науки
• ••
65
© 2009 Рамазанова Э.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматривается проблема формирования эстетического вкуса, культуры общения студентов педагогических вузов. Республика Дагестан имеет огромный потенциал для организации культурного и духовного роста, с опорой на народное декоративно-прикладное искусство и непосредственно орнамент. Необходимость поиска прогрессивной системы подготовки творческих специалистов в системе вуза обусловила проведение межкультурных тренингов, в основу которых легла идея единства профессионального и личностного развития субъекта.
The author of the article considers the problem of the development of students of pedagogical universities’ aesthetic taste and their communicative culture. The Republic of Daghestan has an enormous potential for the organization of the cultural and the spiritual growth, basing upon the folk decorative and applied arts and directly upon the ornament. The need for a progressive system of creative specialists” training in the educational space made us conduct cross-cultural trainings, based on the idea of the unity of the professional and personal development.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, межкультурный тренинг, орнамент, творческий потенциал, национальная культура.
Keywords: aesthetic education, cross-cultural training, ornament, spiritual heritage, creativity, national culture.
Необходимость совершенствования эстетического воспитания, формирования и развития эстетического вкуса у студентов педагогических вузов средствами как классического изобразительного, так и традиционного народного декоративноприкладного искусства логически обусловлена общей тенденцией гуманизации всей системы народного образования [9].
Произведения декоративно-прикладного искусства, с которыми мы сталкиваемся постоянно и воспринимаем их практически спонтанно, являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний и, соответственно, эмоциональных и эстетических открытий. Чувства, мысли и мастерство, вложенные мастером-художником в произведение, составляют эмоциональную и образную основу восприятия предметов декора-тивно-приклад-ного искусства, определяют силу их художественного воздействия, способную воспитывать и формировать в людях не только
эстетический вкус, но и лучшие моральные и эмоциональные качества, точные и высокие ценностные ориентиры [9].
Каждый народ стремился выразить изобразительными средствами в художественной форме достаточно легко воспринимаемые образы, отражающие понимание жизни, отношение к природе, восприятие идеала красоты. Произведения декоративноприкладного искусства в силу их достаточной распространенности и «обиходности» в быту постоянно видят дети, что позволяет им достаточно легко, ненавязчиво и непосредственно постигать богатство, многообразие и эстетическую высоту народной культуры, помогает усвоить прогрессивные обычаи, передаваемые от поколения к поколению. Произведения декоративно-прикладного искусства учат понимать, ценить и любить прекрасное во всех его проявлениях, приобщают к национальной художественной культуре, обогащают духовный мир, делают людей до-
66
Известия ДГПУ, №4, 2009
брее. То, что народное искусство обращено, прежде всего, к человеку и комплексно воздействует на интеллектуальную и эмоциональночувственную сферы восприятия, предоставляет значительные и широкие возможности для успешного использования его в системе художественного и эстетического образования и воспитания [9].
«Эстетическое воспитание опре-делено-организованный и контролируемый педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности» [11]. В отечественной педагогике большое внимание уделялось эстетическому воспитанию детей в общей системе воспитания. Такие известные педагоги, как К. Д. Ушинский, В. Я. Стоюнин, П. Ф. Каптерев и многие другие, считали, что начинать эстетическое воспитание, формировать эстетический вкус следует с развития «внешних чувств». Основными методами эстетического воспитания они признавали развитие воображения детей, их наблюдательности. Позднее теорию эстетического воспитания успешно развивали в своих трудах представители классической эстетики (В. К. Скатерщиков, М. С. Каган, Ю. Б. Бо-рев), а также прогрессивные педагоги, психологи, искусствоведы (Д. С. Лихачев, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинский, Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский), которые утверждали, что источник прекрасного находится не в божественном откровении и не в свойствах психики человека, а в реальной действительности человека [4, 5].
Специально исследованием проблем эстетического воспитания занимались в последние десятилетия такие видные ученые, как А. И. Буров, Н. И. Киященко, Б. Т. Лихачев и другие, которые на высоком методическом уровне обосновали содержание и задачи эстетического воспитания детей, глубоко и всесторонне исследовали средства, пути и методы эстетического воспитания на современном этапе развития общества.
Возросший в наше время интерес к народным этическим и эстетическим традициям, ко всему комплексу
духовного наследия предков связан, прежде всего, с новыми научно-педагогичес-кими задачами, основанными на требованиях времени [9].
Теоретические и эстетические основы народного искусства, его сущность и значение как цельной и гармоничной художественной системы обоснованы в исследованиях ведущих ученых в области декоративноприкладного искусства А. Б. Баку-шинского, И. Я. Богуславской, Г. К. Вагнера, В. С. Воронова, М. А. Некрасовой, С. Б. Рождественской, А. Б. Салтыкова и многих других. В их трудах в качестве основополагающих законов развития народного искусства и художественного творчества, были определены коллективное начало, подлинная народность, функции и формы бытования народного искусства, исконно принадлежащие каждой национальной художественной культуре. В народной традиции воспитания специфика декоративноприкладного творчества передавалась от старшего поколения к младшему. В этих традициях передачи мастерства от простого к сложному есть свои формы и методы, творческие принципы на основе повтора и вариации, выверенные тысячелетиями [3]. Их необходимо учитывать и творчески использовать в практике художественного образования на всех ступенях и уровнях воспитательного процесса.
Педагогический аспект проблемы формирования эстетической культуры и художественного развития студентов средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства достаточно глубоко разработан и широко освещен в целом ряде работ известных ученых-педагогов: В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, И. М. Рад-жабова, Б. Т. Лихачева, Т. Я. Шпика-ловой, Е. В. Шорохова, Б. Н. Немен-ского, Н. М. Сокольниковой и др. [2].
Среди изученных и наиболее эффективных средств формирования эстетического вкуса самым древним и наиболее распространенным является орнамент. Он буквально сопровождал человека на всем протяжении его исторического и культурного развития. Недаром его изучают ученые - исследователи разных профи-
Психолого-педагогические науки •••
лей - искусствоведы, этнографы, археологи, педагоги, психологи и даже математики. Орнамент представляет собой своеобразную область художественной культуры. Тесно связанный с формой и материалом украшаемого изделия орнамент остается самостоятельным видом художественного творчества со своими законами, со своими принципами композиции. Поэтому изучение орнамента является важным фактором формирования эстетического вкуса.
Богатый и интересный материал по теории, практике и истории орнамента можно почерпнуть в работах антрополога, этнографа и знатока первобытного искусства Э. Б. Тэйлора, крупнейшего археолога академика Б. А. Рыбакова, этнографа Ю. В. Бромлея, археолога Р. Л. Розен-фельдта. Основополагающие принципы методологии исследования особенностей региональной и конкретно национальной культуры и, соответственно, орнамента изложены в увлекательной, популярной форме, но на строго научной основе известным путешественником, этнографом и историком Т. Хейердалом [9].
Широка и плодотворна перспектива использования орнамента разных народов в эстетическом воспитании и формировании эстетического вкуса у студентов. Орнамент привлекает к себе поистине удивительной художественной силой и, если будет позволено так выразиться, эстетической убедительностью. В форме вещей, в их орнаментальном оформлении находят отражение исконные идеалы народной эстетики. Орнамент стал одним из наиболее богатых и выразительных средств декоративности, хотя в то же время он наполнен разнообразным содержанием и глубоким смыслом, опирающимся на многовековой опыт народа. Поэтому необходимо творчески использовать неисчерпаемое богатство народной орнаментальной культуры в эстетическом воспитании подрастающего поколения [9].
Можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что орнамент наглядно отражает общий художественный стиль эпохи, является наиболее надежным ориентиром для
67
атрибутики произведений определенного временного периода и конкретного региона. С самого зарождения орнамента на заре человеческой культуры люди верили в его «охранную» силу, придавали ему символический смысл, считали, что он оберегает от всяческих бед, приносит счастье и благополучие. Образная структура орнамента основана на принципиальной условности. При взгляде на орнаментальные образы традиционного искусства из глубин памяти поднимаются многочисленные значения, ассоциации с мотивами, верованиями, преданиями. С течением времени понимание орнамента как некоего символического «оберега», своего рода счастливого талисмана отошло в прошлое. Орнамент обрел свое нынешнее значение в качестве основного декоративного элемента изделия. Соответственно изменилась и его функция в современности: народные мастера с его помощью стремятся сделать предмет более привлекательным, нарядным, художественно выразительным и эстетически «насыщенным» [8, 10].
Принцип построения орнаментальных композиций и художественные свойства орнамента зависят от конкретного назначения, общей формы, фактуры и материала, из которого изготовлено изделие, которое он украшает. Орнамент помогает ненавязчиво подчеркнуть конструктивные и пластические особенности художественного предмета, акцентировать его образное решение, нагляднее выявить природную красоту используемого материала. Все эти задачи могут быть успешно решены при условии умелого и гармоничного сочетания с формой конкретного изделия.
Истоки возникновения искусства орнамента Дагестана, судя по данным археологии, уходят своими корнями в глубокую древность. Дошедшие до нас произведения гения народа буквально завораживают особым, полным изящества и гармонии миром разнообразных сочетаний форм и линий. Поэтому дагестанский народный орнамент обрел мировое признание как один из богатейших и
68
Известия ДГПУ, №4, 2009
древнейших памятников народного искусства [10].
Во взаимодействии с природой человек всегда искал у нее знаки одобрения, предостережения, указаний, покровительства. Символика миропонимания безраздельно пронизывала всю жизнь, культуру, творчество людей. Поэтому естественно, что дагестанское народное творчество развивалось как прикладная специфическая составляющая всего жизненного уклада. Символическое осознание тех или иных явлений получало знаковое выражение в орнаменте, цвете, форме, которое переносилось на утварь, одежду и т.д. [1].
Достаточно позитивное влияние на развитие орнаментального искусства дагестанских горцев оказало их приобщение к обширному, многообразному, богатому культурными традициями исламскому миру. В результате произошло естественное и гармоничное сочетание двух исторически и этнически различных, но философски и эстетически близких в своей основе художественных тенденций [6, 7].
Но этим не ограничивается эффективность орнамента, с успехом мы можем использовать его потенциал в решении проблемы формирования эстетического вкуса. В настоящее время накоплен громадный арсенал научных средств и методов познания окружающей действительности, культуры и искусства. Нужно выбрать то, что доступно и необходимо для всестороннего развития подрастающего поколения. Изучение разнообразных видов орнамента дает возможность студенту реализовать свой творческий потенциал, применять полученные знания в практической деятельности, т.е. в педагогической практике, в формировании позитивного отношения к культурным традициям разных народностей. Учитывая факт многокультурности, многоэтничности, мы можем проводить занятия, тренинги с использованием орнаментальных заданий. С целью объединения творческих усилий была создана лаборатория по народному и декоративно-прикладному искусству, в работе которой участвуют преподава-
тели, сотрудники и студенты факультета педагогики и психологии ДГПУ, где и был разработан предлагаемый нами межкультурный тренинг как эффективный метод, доступный по времени и средствам.
Актуальность создания программы тренинга обусловлена необходимостью поиска прогрессивной системы подготовки будущего специалиста в образовательном пространстве педагогического вуза. В основу программы тренинга легла идея единства профессионального и личностного развития субъекта. При организации тренинговых занятий со студентами соблюдаются принципы активности на занятиях, доверительного общения, от простого к сложному и др.
В ходе тренинга представители разных этнических групп предлагают ознакомиться с культурным наследием своих предков. Балхарцы знакомят с орнаментикой глиняных изделий представителей других этнических групп, кубачинцы в свою очередь с орнаментом искусства златокузнецов, табасаранцы, лезгины - с ковровой орнаментикой и т.д. В ходе диалога студенты знакомятся с народными прикладными ремеслами, с произведениями культурного наследия и орнаментикой разных национальностей. Программа тренинга не ограничивается приобщением к декоративно-прикладному искусству Дагестана, а предусматривает знакомство с известными центрами народного творчества России, такими как хохломская роспись с ее растительной орнаментикой, дымковская роспись с яркой геометрической росписью и т.д.
В ходе беседы педагог с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов старается побудить студентов показать знания и умения, полученные в семье, школе, в вузе, стимулировать их к усвоению новых знаний. После беседы можно предложить тренинговое упражнение «Культурное наследие», целью которого является исследование понятий, имеющих отношение к проблеме эстетического воспитания, развития эстетического вкуса на примере произведений декоративно-прикладного искусства; исследование восприятия
Психолого-педагогические науки
69
• ••
своеобразия различных видов народного декоративно-прикладного искусства и орнаментики Дагестана. Участники тренинга делятся на небольшие группы. У каждой группы несколько альбомных листов и карандаши. На альбомных листах рисуется орнамент одного из промыслов декоративно-прикладного искусства, далее участники меняются листами, и представитель группы рассказывает о том виде декоративно-прикладного искусства, который изображен на нем. Практикуется завершение тренинговой игры в условной форме в виде дискуссии. В программу тренинговых занятий вошли такие упражнения, как: «Цветовая ярмарка», «Страна узоров», «Чистота помыслов», «Красота души», «Культура толерантности» и т.д.
Такими методами мы приобщаем к культуре и искусству своего народа, формируем любовь и уважение к традициям, культуре и искусству других народностей, воспитываем эстетический вкус, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Включение национально-
региональ-ных традиций художественной культуры в основную образовательную программу подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности - это создание такого образовательного пространства, в котором использование культурного потенциала Дагестана поможет молодому специалисту осознать свою индивидуальность, свои творческие возможности и почувствовать свою ответственность за подрастающее поколение.
Примечания
1. Ветрова И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству. Учебное пособие. М., 2004.
2. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. Учеб.-метод. пособие / Под ред. Т. Я. Шпикаловой. М., 2000. 3. Воронов В.С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М., 1972. 4. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М. : Просвещение, 1957. 5. Каган М.С. Культура как предмет философского исследования // Роль духовной культуры в развитии личности. Л., 1979. 6. Лихачев В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971. 7. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983. 8. Орнамент всех времен и стилей. 1-4 тт. М., 1995. 9. Рамазанова Э.А. Дидактические условия эстетического воспитания школьников средствами орнаментального искусства: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2002. 10. Соколова Т.М. Орнамент - почерк эпохи. Л., 1972. 11. Эстетическое воспитание школьников. Учеб. пособие / Под ред. Б. Т. Лихачева. М., 1974.
УДК 371:351
Статья поступила в редакцию 19.10.2009 г.
АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА КАК РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
© 2009 Сороколетова Е.Н.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье представлено исследование технологии современного урока (содержание и стиль общения на уроке, формы и методы обучения и воспитания) и выявлен авторитет педагога как результат его педагогических усилий.
The article represents the study of the technology of the modern lesson (the contents and the style of the communication at the lesson, the forms and the methods of