Научная статья на тему 'Декоративно-прикладное искусство как средство включения студентов в художественно-творческую деятельность'

Декоративно-прикладное искусство как средство включения студентов в художественно-творческую деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
384
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нюхова Тамила Абумислимовна

Показано, что в формировании профессионализма и педагогического мастерства будущего учителя технологии и предпринимательства важную роль играет включение в художественно-творческую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декоративно-прикладное искусство как средство включения студентов в художественно-творческую деятельность»

62

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2008

Примечания

1. Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых традициях. Махачкала, 1976. 2. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Матер. Всероссийской научнопрактической конференции. М., 2001. С. 76, 226, 71. 3. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи. Махачкала, 1984. 4. Магомедов А.М. Этнопедагогическая культура Дагестана. Махачкала, 2005. С. 95, 108, 116. 5. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М. : Гелиос, 2000. С. 172. 6. Осетинские нартские сказания. Дзауджикау, 1948. С. 314. 7. Поэзия Дагестана. Антология. Махачкала, 1971. С. 197. 8. Розанов В.В. Сумерки просвещения. СПб., 1990. С. 184. 9. Шамиль на Кавказе и в России / Сост. М. Н. Чигагова. СПб., 1989.

УДК 378.18

Статья поступила в редакцию 03.11.2009 г.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© 2009 Нюхова Т.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Показано, что в формировании профессионализма и педагогического мастерства будущего учителя технологии и предпринимательства важную роль играет включение в художественно-творческую деятельность.

It has been shown, that in the development of the professionalism and pedagogical skills of a future teacher of Technology and Enterprise the involving in the artistic and creative activities plays an important role.

Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, продуктивная деятельность, декоративно-прикладное искусство, профессиональная подготовка, творческий потенциал.

Keywords: artistic and creative activities, productive activities, arts and crafts, professional training, creativity.

Для развития общества актуальное значение имеет повышение творческого потенциала студенческой молодежи, поскольку способность к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, раскованность, восприимчивость к нестандартным подходам и творческой деятельности представляют неиссякаемый источник личностного роста. Кроме того, в условиях конкуренции непременным требованием становится творческий подход к деятельности, который, будучи повсеместным, должен помочь личности занять свое место в жизни, для чего важно формировать у студентов критический взгляд на существующие техно-

логии, показывать, как пересматривались те или иные традиционные конструктивные и технологические решения на протяжении истории и т.д.

Творческая личность должна быть готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности удовлетворить потребность в решении социальных задач, вследствие чего ориентация на формирование в большей мере эмпирического, репродуктивного мышления приводит к тому, что многие студенты не в состоянии использовать знания в нестандартной обстановке, опираются в основном на свою эрудицию, память, за-

Психолого-педагогические науки

63

• ••

трудняются при ответах на проблемные вопросы даже в тех случаях, когда имеют в руках учебники и учебные пособия. Если они недостаточно подготовлены к использованию новых, оригинальных способов решения, общению и самостоятельному поиску, говорить о художественнотворческой деятельности студентов преждевременно.

Следовательно, процесс обучения может протекать с различным приложением сил и самостоятельности студентов в ходе познавательной деятельности.

Практика включения в художественно-творческую деятельность студентов, далеко отстающая от их потенциальных возможностей, не в полной мере способствует решению задач современного образования, поскольку не ориентирована на формирование способности самостоятельного выбора, готовности к творческому преобразованию окружающей действительности, постановке и реализации целей, выходящих за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализу своей деятельности и т.д.

Отметим, что именно характер учебного процесса влияет на конечный результат деятельности, поскольку уровень приобретенных знаний, умений и навыков характеризует творческую личность, предопределяет степень развития творческих способностей, готовности к продуктивной деятельности студентов. Анализ теории и практики образования указывает на недостаточное внимание к проблеме включения студентов в художественно-творческую деятельность, низкие уровни сформиро-ванности целостного комплекса показателей и, как следствие, недостаточную разработанность диагностических методик оценки. Следовательно, внедрение идей инновационного обучения в практику профессионального образования предполагает решение проблемы оптимизации процесса включения в художественно-творческую деятельность студентов с учетом и введением в систему подготовки специальных средств, способствующих формированию готовности к созидательной деятельности, которая зависит от содержания и методов обучения. С этих позиций развитию творческой

активности и формированию творческих способностей студентов в художественно-творческой деятельности будут способствовать постановка и решение продуктивных задач, представляющих собой начало, исходное звено познавательного, поискового видов процесса, в котором выражается первое пробуждение мысли, проявляется поисковый азарт и, как следствие, деятельность приобретает творческий характер. При этом важную роль в поддержании высокого интереса к самому процессу подготовки играет сложность задач.

Анализ учебной литературы, методических пособий и наблюдений за работой педагогов показывает, что в широкой практике обучения в большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие студента на получение однозначных ответов, не активизирующие его мыслительную деятельность и тем более творческое мышление.

Подчеркнем, что студенты, соприкасаясь с эстетической стороной художественно-творческой деятельности, учатся сравнивать несколько способов решения одной и той же задачи как по правильности, рациональности, так и по «красоте», простоте, изяществу, лаконизму и т.д. При этом найденное самостоятельно, без посторонней помощи решение сложной задачи дает огромный эмоциональный заряд, укрепляет уверенность в своих силах, подтверждает личные творческие способности, повышает значимость личности студента в глазах окружающих.

Следовательно, постепенно возрастающий уровень сложности решаемых задач в художественнотворческой деятельности дает эмоциональный заряд и укрепляет веру в себя, поскольку личность студента связана с преобразованием окружающей действительности, направлена на усвоение учебного материала и приобретение опыта создания педагогических условий для становления и развития позитивной творческой личности студента с учетом его индивидуальных особенностей. Значит, основное противоречие проявляется в том, что для получения нового результата через творческую деятельность необходимо освоить огромный массив знаний, обеспечить

64

Известия ДГПУ, №4, 2009

творческий потенциал личности студентов.

С целью повышения творческого потенциала учителя технологии и предпринимательства необходимо увязать процесс его профессиональной подготовки с декоративноприкладным искусством через формирование у студентов знаний и умений по теории и истории декоративно-прикладного искусства, специфике народных промыслов и трудовых традиций в контексте региональной культуры; способов адекватной оценки произведений декоративно-прикладного искусства, осуществления самостоятельной художественно-творческой деятельности и т.д.

Поскольку современное общество выдвигает качественно новые требования к выпускнику педагогического вуза в части готовности к профессиональной деятельности, то содержание подготовки необходимо ориентировать на компоненты в области искусства и культуры народов Дагестана, способствующие выработке у студентов готовности к определенным видам декоративно-прикладного искусства, основанном на региональном компоненте.

Итак, будущие учителя технологии и предпринимательства должны обладать высоким профессионализмом и педагогическим мастерством, в выработке которого важную роль играет правильность включения в художественно-творческую деятельность. При этом, формируя готовность студен-

тов к художественно-творческой деятельности, необходимо, чтобы у будущих педагогов сформировались личностные образования, среди которых:

- знание родной культурой, видов и специфики декоративноприкладного творчества;

- эмоционально-ценностное отношение к людям и истории декоративно-прикладного творчества;

- практическое владение видами декоративно-прикладного творчества;

- активное индивидуальное проявление личности в художественной деятельности.

Изучение декоративно-

прикладного искусства воспитывает мыслящую, творческую и нравственную личность, способную самостоятельно решать проблемы как личного, так и общественного характера. Кроме того, такой подход побуждает студентов к творчеству, способствует выработке особого характера мышления, стремлению к поиску и преобразованию окружающей действительности и т.д.

Подчеркнем, что формирование у студентов на занятиях по декоративно-прикладному творчеству соответствующих способностей является реальной и посильной задачей системы профессионального образования, для чего занятиям необходимо обеспечить привлекательность, заметно улучшать мотивационную направленность студентов на декоративно-прикладное искусство и т.д.

Примечания

1. Гатина А.Р. Опыт разработки экспериментального учебно-методического комплекса по художественному образованию учащихся средствами татарского декоративно-прикладного искусства. URL: http://www.fan-nauka.narod.ru/2007-1.html 2. Кругликов Г.И. Вовлечение в творчество -путь к успеху в обучении технологии // Школа и производство. №3. 2002.

Статья поступила в редакцию 14.11.2009 г.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СРЕДСТВАМИ ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.