Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание девочек-подростков средствами декоративно-прикладного искусства народов Дагестана в условиях дополнительного образования'

Эстетическое воспитание девочек-подростков средствами декоративно-прикладного искусства народов Дагестана в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
228
17
Поделиться
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Рамазанова Сабина Сабировна

В статье представлена разработанная и экспериментально проверенная автором модель эстетического воспитания девочек-подростков в условиях дополнительного образования на основе преемственности со школой

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание девочек-подростков средствами декоративно-прикладного искусства народов Дагестана в условиях дополнительного образования»

УДК 371.200.5

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ ДАГЕСТАНА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2011 Рамазанова С.С.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

В статье представлена разработанная и экспериментально проверенная автором модель эстетического воспитания девочек-подростков в условиях дополнительного образования на основе преемственности со школой.

The author of the article represents the developed and experimentally tested by the author of the model of the teenage girls’ aesthetic education in the conditions of the additional education on the basis of the continuity with the school.

Ключевые слова: модель, эстетическое воспитание, дополнительное образование.

Keywords: model, aesthetic education, additional education.

Одним из перспективных направлений решения проблем современного образования видится последовательное и постоянное приобщение подрастающего поколения к художественной культуре народов Дагестана, России и мира на основе преемственности и

непрерывности обучения и воспитания личности на всех ступенях ее развития, где подростковый период занимает особо значимое место, когда резко возрастает социальная активность, растет

самосознание, стремление к

общественной деятельности.

Приобщение детей к различным видам художественной деятельности

представляет собой самоутверждение способом решения проблемы подростка через новые, более сложные виды деятельности. Практика доказывает, что это возможно в условиях дополнительного образования, где занятия искусством способствуют усилению мотивационной функции искусства в формировании личности, благоприятствуют приобретению

духовного опыта человечества, восстановлению связи между

поколениями, помогают личности в

целостном восприятии окружающего мира.

Важным направлением современной теории и практики образования признается формирование творческой личности через культуру своего народа. Такой подход в воспитании ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции стали базовой основой воспитательного

процесса всей системы образования, в том числе и дополнительного [3]. Сегодня актуальной представляется проблема разработки педагогических аспектов обеспечения этнокультурных потребностей и интересов детей в условиях дополнительного образования республики посредством приобщения школьников к национальным

художественным традициям. Для ее решения нами была разработана и экспериментально апробирована модель эстетического воспитания девочек-подростков в условиях дополнительного образования на основе преемственности со школой (рис. 1).

Одним из основных компонентов содержания обучения является программа для дополнительного образования «Юные мастерицы» [4],

ориентированная на обучение девочек осуществляется по одновозрастному

13-15 лет и рассчитанная на 3 года. При принципу.

этом комплектация групп учащихся

Задачи: 1. развить эстетическую и эмоциональную отзывчивость к действительности и произведениям народного искусства;

2. способствовать развитию мотивации личности к познанию и творчеству;

3. обеспечить преемственность и системность в изучении детьми народного ДПИ;

4. приобщить школьников к исследовательской работе путем изучения произведений народного ДПИ Дагестана

Результат: эстетически развитая личность, готовая к решению творческих задач по мотивам дагестанского орнаментального искусства

Рис. 1. Модель эстетического воспитания девочек-подростков средствами декоративно-прикладного искусства Дагестана

При целеполагании программы было определено, что в приобщении школьников к традиционному искусству народных художественных промыслов особая роль принадлежит кружковой работе, возможности которой

способствуют осуществлению

целенаправленного и углубленного изучения искусства, проявлению самостоятельности и творческой

инициативы в художественноэстетическом развитии учащихся. Для достижения этой цели в программе определены следующие задачи:

- создание педагогических условий, способствующих развитию мотивации личности к познанию и творчеству путем организации личностно-деятель-ного характера образовательного процесса;

- приобщение школьников к

эстетическому и нравственному наследию народов Дагестана,

способствующему развитию образного видения, художественного мышления и т.д.;

- обеспечение преемственности и систематичности в изучении детьми народного искусства, понимания красоты художественного образа изделий народных мастеров;

- развитие интереса и творческой инициативы детей к народному искусству как фактора активизации их самостоятельной деятельности;

- ознакомление с разными видами декоративно-прикладного искусства, способствующими развитию творческих задатков и профессионального самоопределения;

- развитие изобразительных,

художественных, трудовых навыков, усидчивости, аккуратности,

самовыражения посредством

практической деятельности в работе с различными материалами;

- воспитание школьников в духе

глубокого уважения к национальным художественным традициям и

приобщение их к общечеловеческим ценностям.

Подростковый возраст

характеризуется аналитическим

подходом в художественно-

изобразительной деятельности, что предполагает тесную связь творческой работы с познавательной. В этой связи в содержании программы особое внимание уделяется углубленному изучению народного искусства, обогащению знаний в теоретическом плане и выполнению творческих работ учащимися в практической деятельности.

При разработке учитывались:

- особенности воспитания

дагестанских детей, которые с детства знакомы с орнаментальным искусством;

- разнообразие видов декоративноприкладного искусства по форме, назначению и материалу, обладание предметами искусства, утилитарными и художественно-эстетическими ценностями;

- необходимость в дифференциации содержания занятий по различным видам искусства, способствующих решению дидактических задач, развитию у школьников самостоятельности и творческой инициативы;

- стремление к приобщению

школьников к исследовательской работе путем изучения произведений народного искусства, собирания различных материалов и сведений о народных мастерах.

Соответственно был разработан

годовой план, включающий

теоретические и практические задания, вопросы, проведение коллективных творческих и массовых мероприятий. Основными формами работы с

учащимися стали занятия: теоретические (лекции-беседы, экскурсии, встречи); практические (рисование орнаментов, подготовка эскизов, разработка

композиций, исполнение работы в материале).

При организации и проведении

теоретических и практических занятий педагогу следует:

- основываться на достоверных

исторических сведениях о видах

декоративно-прикладного искусства и теоретических исследованиях;

- строить учебно-воспитательный процесс на ознакомлении с подлинниками - образцами изделий народного искусства и их изучении;

- использовать красочный наглядный и дидактический материал;

- поддерживать и развивать творческую инициативу детей при выполнении самостоятельных работ;

- способствовать совершенствованию

умений и навыков художественнотворческой деятельности школьников в процессе индивидуальной и

коллективной формы работы.

Курс обучения традиционным художественным ремеслам был рассчитан на 3 года: в 1-й год основное внимание уделяется освоению вышивки, во 2-й год - вязания, в 3-й год -ковроделия. Такое построение программы позволяет ребенку выбрать один, два или все три вида ремесел, при этом содержание каждого года обучения

должно выступать как самостоятельное звено. Все три года обучения связаны между собой по характеру: это женские художественные ремесла, которые предполагается организовать таким образом, что при овладении одним видом у ребенка появляется интерес попробовать свои силы и в других. Более того, разные материалы, художественные особенности и техника исполнения также привлекают внимание детей и пробуждают у них желание изучать эти ремесла.

Использование разнообразных форм и видов работы с детьми способствует максимальному проявлению задатков, творческой инициативы, обогащению знаниями, овладению навыками и самовыражению в практической деятельности. Так, в ходе экскурсий в музеи, к памятникам архитектуры и встреч с народными мастерами дети приобщаются к искусству

непосредственно через эмоциональноэстетическое восприятие,

художественное слово, народную музыку.

В результате практических занятий по изучению образцов орнаментального искусства дети совершенствуют графические навыки, развивают композиционные умения, расширяют свой творческий и интеллектуальный потенциал, необходимый для решения художественно-творческих задач разного плана. Использование индивидуальных и коллективных форм деятельности разнообразит учебно-воспитательный процесс. Известно, что многие виды народного искусства изначально были предназначены как для индивидуальной (резьба по дереву, камню, керамика, вышивка), так и коллективной формы деятельности (ковроделие, ювелирное искусство, унцукульская насечка).

Организация коллективной формы деятельности требует от педагога учета оправданности выбора коллективной формы деятельности; возрастных особенностей; доступности техники приемов и уровня практической подготовленности детей.

В конце каждого года обучения проводится итоговая работа по одному (доминирующему) виду художественного ремесла, в результате которого, с одной стороны, определяется уровень формирования теоретических знаний, практических навыков, умений и творческого развития каждого учащегося. С другой - положительный результат, а именно созданный самостоятельно продукт творческого труда - придает уверенность и желание творить дальше, что особенно ценно для подростка, который уже задумывается о будущей профессии. Поэтому содержание программы направлено на углубление теоретических знаний школьников о декоративно-прикладном искусстве, развитие практических (графических, композиционных) навыков и умений в работе с различными художественными материалами. При желании дети смогут продолжить учебу, расширить свои знания и способности самостоятельно или в различных студиях, кружках, центрах

художественно-эстетического направления.

Разработанная модель прошла апробацию на базе Детского дома творчества г. Избербаша.

Экспериментальная группа девочек, обучающихся по программе «Юные мастерицы», включала 31 чел. Для определения эффективности

разработанной модели мы оценивали уровень сформированное™

эстетического отношения учащихся к декоративно-прикладному искусству (низкий, средний и высокий). Критериями оценки явились уровень эстетических знаний по народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана, уровень интереса к различным видам и изделиям народного и декоративно-прикладного искусства и уровень владения практическими знаниями и умениями в области дагестанского декоративно-прикладного искусства. Результаты реализации модели представлены на рисунке 2.

90 80 70 60 50 40 ЗО 20 10 О

1этап

2007/08 уч.год

п

и

і

ц і

_ _

□ Высокий 0 Средний II Низкий

2этап

2008/09 уч.год

Зэтап

2009/10 уч.год

Рис. 2. Динамика уровней сформированности эстетического отношения к народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана

Из рисунка следует, что результатом реализации модели эстетического

воспитания средствами декоративноприкладного искусства Дагестана стал значительный рост показателей по всем критериям. Уже в процессе обучения (на этапе непосредственной реализации) на низком уровне не осталось ни одной ученицы, на итоговом этапе значительно выросло количество девочек,

Примечания

находящихся на высоком уровне (около 85%).

Полученные положительные

результаты позволяют считать модель эстетического воспитания девочек-

подростков средствами декоративноприкладного искусства Дагестана

эффективной в приобщении детей к национальной художественной культуре в дополнительном образовании.

1. Горский В. А., Сулейманова 3. 3., Чупанов А. X., Шацкий С. Т. Перспективы развития дополнительного образования // Дополнительное образование. 2005. № 1. С. 3-8. 2. Изобразительное искусство (с тематическим планированием): начальные классы (ГМ): Программа / М. М. Байрамбеков, С. М. Гаджимурадов. Махачкала, 2002. 3. Изобразительное искусство для V-VIII классов (с тематическим планированием). Факультативные курсы: дагестанское

изобразительное искусство; декоративно-прикладное искусство Дагестана для VШ-X классов: Программа / М. М. Байрамбеков, С. М. Гаджимурадов. Махачкала, 2000. 4. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана для I-IV классов одиннадцатилетней школы: Программа / М. М. Байрамбеков, С. М. Гаджимурадов. Махачкала, 1994. 5. Сухомлинский В. А. О воспитании / Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. 5-е изд. М. : Политиздат, 1985. 270 с. 6. Юные мастерицы (с тематическим планированием занятий) для дополнительного образования детей школьного возраста (13-15 лет): Программа / Авт. сост. С. С. Джалилова. Махачкала, 2003.

Статья поступила вредакцию 10.08.2011 г.