Научная статья на тему 'Варьирование модели жанра имиджевой статьи по параметру «Предмет отображения»'

Варьирование модели жанра имиджевой статьи по параметру «Предмет отображения» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / MODEL / ИМИДЖЕВАЯ СТАТЬЯ / IMAGE ARTICLE / ЖАНР / GENRE / ВАРЬИРОВАНИЕ / ПРЕДМЕТ ОТОБРАЖЕНИЯ / SUBJECT / СОБЫТИЕ / EVENT / СУБЪЕКТ / VARYING / REPRESENTED OBJECT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Клинк Евгения Игоревна

Статья посвящена проблеме варьирования модели жанра имиджевой статьи. Модель жанра имиджевой статьи представляет собой коммуникативно-дискурсивную интерпретацию процесса жанрообразования. Одним из главных свойств модели является динамичность, продиктованная подвижностью жанровых границ. Модель создается на основе идеи об инвариантных и вариативных элементах. В данной статье рассматривается варьирование по параметру «предмет отображения». Под предметом отображения понимается фрагмент действительности, который воспроизводится в тексте. В имиджевой статье предметом отображения является событие из жизни базисного субъекта PR. Характерной особенностью репрезентации события является принцип «сопряжения значимостей» как попытка субъекта сформировать собственный положительный образ через его соединение с другим образом, обладающим характеристиками социальной значимости. Варианты моделирования обусловлены различиями в типе предмета отображения. В данной статье представлены три варианта моделирования: 1) «событие-субъект»; 2) «субъект-субъект»; 3) «проблема-решение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article devoted to varying of image article’s model. Genre model of image article is a communicative and discursive interpretation of genre formation process. One of the main properties of the model is dynamic, provided by the mobility of genre boundaries. The model is created following the idea of invariant and variable elements. This article examines the varying by a parameter of represented object. Represented object is considered as a fragment of reality, which is reproduced in the text. Represented object of image article is an event in the life of the basic subject of PR. A characteristic feature of the event’s representation is the principle of «conjugation of significances» as a subject’s attempt to form their own positive image by means of its connection to another image, which has the characteristics of social significance. Variants of modeling are conditioned by differences in the type of represented object. This article presents three options for modeling: 1) «event-subject»; 2) «subject-subject»; 3) «problem-solution».

Текст научной работы на тему «Варьирование модели жанра имиджевой статьи по параметру «Предмет отображения»»

ВАРЬИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ЖАНРА ИМИДЖЕВОЙ СТАТЬИ ПО ПАРАМЕТРУ «ПРЕДМЕТ ОТОБРАЖЕНИЯ»

Е.И. Клинк

Ключевые слова: модель, имиджевая статья, жанр, варьирование, предмет отображения, событие, субъект. Keywords: model, image article, genre, varying, represented object, event, subject.

Задача данной статьи - продемонстрировать варьирование модели жанра имиджевой статьи по парметру «предмет отображения». Для решения этой задачи необходимо первоначально обратиться к базовой модели жанра имиджевой статьи, а затем на материале конкретных текстов показать, как «работает» данная модель при ее реализации. Исследование проводится на материале текстов, опубликованных в журнале «Эксперт» и его региональном приложении «Эксперт-Сибирь» в период с 2008 по 2010 год.

Модель жанра имиджевой статьи представляет собой коммуникативно-дискурсивную интерпретацию процесса жанрообразова-ния. Для построения модели применяется методика коммуникативного моделирования, сущность которой заключается в создании моделей объектов лингвистической природы с точки зрения их отнесенности к процессу коммуникации (см., например: [Mikaelyan, 2008; Седов, 2009; Чернышова, 2009; Polanyi, van den Berg, Ahn, 2003 и др.]. Мы полагаем, что текст является отражением соответствующего дискурса, факторы которого влияют на процесс жанро-образования и, как следствие, определяют формальную и содержательную структуру текста [Клинк, 2013 а, 20136].

На современном этапе развития теории речевых жанров особо подчеркивается динамическая природа речевого жанра, которая с необходимостью находит отражение на уровне модели [Askehave, Nielsen, 2005; Казак, 2010 и др.]. Динамическая модель позволяет объяснить подвижность жанровых границ, то есть увидеть объект во всем разнообразии его проявлений, не снижая при этом значимости инвариантных составляющих и закономерностей функционирования данного объекта: «...сама возможность нарушить стандарт не ста-

вит под сомнение объяснительную силу научных теорий, но как раз является необходимым условием для успешной коммуникации в человеческом обществе в ее многообразных ситуативно обусловленных проявлениях. Норма предполагает варианты, потому что она живая» [Чернявская, 2009, с. 176]. «Модель - это схема процесса (явления) как инвариант, предполагающая реализацию всех возможных конфигураций в прагматическом и потенциальном аспектах» [Олешков, 2007, с. 12]. Таким образом, модель жанра имиджевой статьи создается на основе идеи об инвариантности и вариативности, то есть наличии постоянных и переменных элементов.

К инвариантным элементам мы относим параметры, которые формируют общий облик жанра как такового, к вариативным - то, какую реализацию получают данные параметры в реальном тексте как результате коммуникативной деятельности его создателя. Вариативность, на наш взгляд, обусловлена необходимостью решения определенных практических задач в каждом конкретном акте РЯ-коммуникации. И, если макроцель всегда остается единой - воздействовать на аудиторию с целью изменения ее картины мира, то набор «локальных» задач ситуативно обусловлен и индивидуален для каждого конкретного текста.

В число параметров варьирования входят: предмет отображения, коммуникативная и практическая цели, фактор адресата, композиционный фактор (см. схему 1). В данной статье мы обратимся к одному из этих параметров - предмету отображения.

Под предметом отображения мы понимаем фрагмент мнимой или реальной действительности, который воспроизводится в тексте. Таким фрагментом в имиджевой статье является событие из жизни конкретной личности или организации, которое и служит информационным поводом для создания текста. Понятие события в лингвистике является междисциплинарным и изучается в разных аспектах: лингвофилософ-ском (Н.Д. Арутюнова, Е.А. Давыдова), когнитивном (В.З. Демьянков, В.Я. Шабес), дискурсивном (Т.В. Чернышова, T.A. van Dijk) и т.д. В контексте нашей проблемы событие можно охарактеризовать как единицу коммуникации, репрезентирующую процесс взаимодействия субъектов коммуникации в рамках заданного набора условий.

В теории и практике PR-коммуникации принято считать, что событие должно быть, во-первых, социально значимым, чтобы заинтересовать массовую аудиторию, во-вторых, оно должно соответствовать интересам целевой общественности (тех, на кого PR-субъект ориентируется как на «свою» аудиторию) и, в-третьих, оно должно соответствовать цели, для достижения которой предназначен текст (если цель -шокировать аудиторию, то событие должно быть скандальным и т.п.). Перечисленные характеристики, однако, не всегда наличествуют, что отражается на процессе репрезентации события в тексте и вызывает варьирование модели как процесс поиска оптимального с точки зрения

эффективности в каждом конкретном случае варианта (примеры, подтверждающие данный тезис, будут рассмотрены далее).

Каждой разновидности предмета отображения соответствует свой вариант моделирования или несколько вариантов, которые характерны именно для этого предмета отображения и не повторяются в текстах с другим типом предмета. Представим некоторые из этих вариантов:

1. Вариант «событие-субъект»

Фактором варьирования в данном случае является тип предмета отображения, представляющий собой совокупность событийного и субъектного планов. Под событийным планом понимаются характеристики внешней среды, определяющие пространственно-временной отрезок в соответствии с типом совершающегося действия. Иными словами событийный план описывает время, место и сущность происходящего. Субъектный план, в свою очередь содержит информацию о субъекте, принимающем непосредственное участие в описываемом событии. Совокупность событийного и субъектного планов позволяет ответить на вопросы: где, когда и что произошло, кто был главным действующим лицом.

Данный вариант обусловлен особенностью репрезентации события в тексте имиджевой статьи через его привязку к социально-значимому явлению. Происходит это по следующей схеме: 1) описываются объективные характеристики событийного плана (время, место и суть происходящего); 2) событийный план рассматривается сквозь призму категории социальной значимости (даются оценочные характеристики); 3) вводится субъективный план (на фоне созданной «картины» появляется действующее лицо; 4) происходит «сопряжение» введенных ранее объективных и субъективно-оценочных характеристик с образом действующего субъекта.

Рассмотрим на примере. Статья «Ралли ''Шелковый путь''. Путь к победе» («Эксперт», № 38, 2009) начинается с рассказа о самом ралли, при этом подчеркивается сложность и престижность соревнования. Номинативные предложения формируют цепочку зрительных образов: «Ралли "Шелковый путь" («Dakar Series»). Казань - Ашхабад. 4500 км песчаных барханов и каменистых плато», которая подкрепляется невербальными средствами (фотография с изображением трассы и едущих по ней автомобилей). Далее в этот пространственно-временной план вводится субъект действия: «На этот раз "Шелковый путь " привел команду Volkswagen к победе». Характерной особенностью такого перехода является то, что он осуществляется при помощи употребления глагольной лексики - в пространстве статичного по своей природе

события появляется субъект, который это событие «проживает», то есть осуществляет какие-то действия. В завершающей части статьи производится сопряжение характеристик событийного плана, которые были важны для автора (в данном случае это сложность трассы и престижность соревнования), с образом действующего субъекта: «Touareg-победитель и его профессиональный экипаж с успехом преодолели все сложности исторической трассы, опередили многочисленных соперников и финишировали первыми с большим отрывом».

2. Вариант «субъект-субъект»

Фактором варьирования является тип предмета отображения, представляющий собой многокомпонентный субъектный план, то есть в данном случае в событии задействованы 2 и более субъекта, один из которых является базисным субъектом PR.

Данный вариант в его сравнении с предыдущим представляет собой «сопряжение» другого типа - создание позитивного образа базисного субъекта PR происходит при помощи совмещения этого образа с образом другого (как правило, социально более значимого) субъекта. Такой вариант моделирования наблюдается в тех случаях, когда достаточно трудно эксплицировать значимость самого события в силу его локального характера и / или недостаточной степени потенциального интереса к этому событию со стороны целевой аудитории.

Поясним на примере статьи «Citroen пришел надолго» («Эксперт-Сибирь», № 24-25, 2010). Здесь событием становится открытие дилерского центра Citroen в автосалоне «АНТ», что само по себе нельзя назвать социально значимым явлением, важным для широкой общественности. В событии участвуют сразу два субъекта - производитель автомобилей (Citroen) и продавец-дилер (автосалон). При этом последовательность упоминания имен базисных субъектов детерминируется принципом «большей значимости». Так, первым упоминается Citroen (имя вынесено уже в заголовок и встречается в первом же предложении текста: «Барнаул стал 30-м городом в России, где открылся дилерский центр Citroen»). Затем вводится наименование «АНТ», а далее производится соответствующее совмещение: «Марку Citroen в Барнаул привел Автоцентр АНТ». Причем данный способ моделирования последовательно проводится на протяжении всего текста, становится его основой. Совмещение встречается в разных контекстах и в разных структурных сегментах текста. В адресной части: «Официальный дилер Citroen - Автоцентр АНТ», в комментирующей части, где выполняет функцию оценки одного субъекта другим: «-Наверное, многое зависит и от качества партнера в регионе? <...> -Мы считаем, что АНТ -

очень хороший партнер, и надеемся на плодотворное сотрудничество».

Наличие нескольких действующих лиц является характерной чертой текстов рассматриваемого жанра, поскольку имиджевая коммуникация направлена одновременно на несколько целевых групп, среди которых - клиенты, партнеры, спонсоры и даже конкуренты. Таким образом, в текстах находит отражение процесс взаимодействия субъектов PR-дискурса.

3. Вариант «проблема-решение»

Фактором варьирования в данном случае является особый тип предмета отображения, который представляет собой ситуацию, понимаемую как повторяющееся состояние отношений [Тертычный, 2011, с. 14-15].

Ситуация, вводимая автором в текст, как правило, актуализирует какую-либо значимую проблему, посредством решения которой и конструируется имиджевая составляющая субъекта. Основной схемой организации информации в таких текстах является модель «проблема-решение», при реализации которой в основной заголовок и / или в лид-абзац выносится задача, решение которой является важным для целевой аудитории, а текст содержит информацию о способе решения данной задачи с помощью продукта / услуги, описываемых в тексте. Эта общая модель членится на 4 более частных компонента: постановка проблемы, описание, решение, введение субъекта.

Рассмотрим серию статей о компании Microsoft, опубликованных под общим слоганом: «Решения, актуальные сегодня» («Эксперт», 2009, №№ 38,46, 48). В отличие от предыдущих примеров, в данных статьях мы не наблюдаем никаких конкретных действий, ограниченных определенными временными рамками - нет ни изначальной точки, от которой идет отсчет, ни конечной, маркирующей завершение деятельности субъекта. Эта пространственно-временная неопределенность позволяет нам говорить, что имеет место не описание конкретного события, а ситуация как некое положение неопределенной длительности. Единственной координатой такого положения становится точка «сейчас», что отражается как на уровне общего слогана: «Решения, актуальные сегодня», так и на уровне заголовков каждой из статей: «Самое время уменьшить бизнес-расходы» (№ 38), «Пора увидеть четкую картину бизнеса» (№ 46), «Время эффективнее распределять средства» (№ 48). Актуализация модусного временного значения, которое описывает происходящее именно в данное время, создает эффект включения читателя в

описываемое положение дел. Обратимся к отдельным компонентам схемы «проблема-решение»:

a. Постановка проблемы

В наших примерах постановка проблемы в тексте отражается на уровне заголовка, причем происходит это имплицитно. «Время эффективнее распределять средства» - пресуппозицией в данном случае является положение о том, что в данный момент средства распределяются недостаточно рационально.

b. Описание (введение в проблему)

Описание сути проблемы дается в лид -абзаце; в сжатой оптимизированной форме автор излагает наиболее важную информацию. Как правило, лид выделяют графически и композиционно для того, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать и побудить его к дальнейшему чтению текста.

c. Возможность решения проблемы

В наших примерах данный элемент модели частично представлен уже в лиде: «... помогут технологии Microsoft». В развернутом виде решение проблемы дается в основном тексте статьи, где подробно описывается предлагаемый продукт или услуга.

d. Введение субъекта

Последний элемент модели на уровне текста отражается в адресной части. После описания проблемы и предлагаемого решения дается «адрес», по которому можно обратиться. Этот адрес - координаты базисного субъекта (в наших примерах - компании Microsoft), который способен разрешить описанную в тексте проблемную ситуацию: «БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: как сократить расходы компании при помощи ИТ. Закажите консультацию: +7 (495) 789-81-02». Адресная часть как структурный элемент тоже выделяется графически. Следует отметить, что субъект может быть введен и на более высоких уровнях структуры - в заголовке или лид-абзаце. Но на данных структурных уровнях, в отличие от адресной части, введение происходит только посредством употребления имени; никаких координат при этом не дается. Таким образом, можно констатировать взаимопроникновение элементов модели. На наш взгляд, этот процесс связан с функцией лид-абзаца, которая предполагает концентрацию основного смысла статьи на коротком текстовом промежутке. В таком «концентрате» должны в оптимизированной форме найти отражение все важнейшие элементы макроструктуры, которые позднее будут раскрыты более детально.

Итак, мы представили базовую модель жанра имиджевой статьи и рассмотрели варианты моделирования события и ситуации как предметов отображения.

Характерной особенностью репрезентации события для имиджевой статьи является «сопряжение значимостей» - базисный субъект пытается «привязать» себя к значимости события или другого субъекта, тем самым повысив собственный авторитет и сформировав свой положительный образ в сознании аудитории. Мы выявили 2 типа сопряжений:

Первый - «событие-субъект», когда на фоне статичной картинки (определенного набора условий, положения дел) появляется и начинает действовать конкретный участник, который, «проживая» событие, тем самым приобщается к его значимости.

Данный вариант моделирования можно соотнести с одной из моделей восприятия, которая носит название «фон-фигура» и впервые была предложена немецкой школой гештальтпсихологии, а позднее получила широкое освещение в исследованиях по когнитивной лингвистике. Figure (фигура) исследователями определяется как prominent entity (активное существование объекта), остальное в данной ситуации - background (место совершающегося действия, или, другими словами, задний план) [ Evans, Green, 2006].

Второй способ сопряжения - «субъект-субъект», когда актуализируются отношения между реальными участниками PR-коммуникации, одним из которых является базисный субъект PR, позиционирующий себя в качестве субъекта взаимодействия и связывающий свой имидж с имиджем другого субъекта.

Вариантом моделирования ситуации как предмета отображения становится схема «проблема-решение», разные компоненты которой находят свое отражение на определенных уровнях структуры текста и обладают способностью к взаимопроникновению.

Литература

Казак М.Ю. Медиатекст как открытый тип текста // Стилистика сегодня и завтра : медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокульторологическом аспектах. М., 2010.

Клинк Е.И. Методика коммуникативного моделирования жанра имиджевой статьи // Филология и человек. 2013а. № 3.

Клинк Е.И. Принципы построения модели жанра имиджевой статьи: коммуникативность и дискурсивность // Сборник научных статей международной молодежной школы-семинара «Ломоносовские чтения на Алтае» : в 6-ти ч. Барнаул, 20136. Ч. V.

Олешков М.Ю. Системное моделирование институционального дискурса (на материале устных дидактических текстов) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Нижний Тагил, 2007.

Седов К.Ф. Языкознание. Речеведение. Генристика // Жанры речи. Саратов,

2009.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2011.

Чернышова Т.В. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России. М., 2009.

Чернявская В.Е. «Типологические дилеммы» : основные итоги и тенденции развития современного жанроведения // Жанры речи. Саратов, 2009.

Askehave I., Nielsen A.E. Digital genres : a challenge to traditional genre theory // Information Technology & People. 2005. Vol. 18. No. 2.

Evans V., Green M. Cognitive linguistics. An introduction. Edinburgh, 2006. Mikaelyan M.E. Linguistic and pragmatic peculiarities of criminal discourse in the Internet // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Орел, 2008. Вып. 6.

Polanyi L., van den Berg M., Ahn D. Discourse structure and sentential information structure // Journal of Logic, Language and Information. 2003. Vol. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.