Humanitarian scientific journal
VOL 1, ISSUE 1, 2013
УДК 80
МОДЕЛЬ «ПРОБЛЕМА-РЕШЕНИЕ» (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ
ИМИДЖЕВЫХ СТАТЕЙ)
Е.И. Клинк
Алтайский государственный университет, Барнаул
Аннотации. На материале имиджевых статей рассматривается модель «проблема-решение» как способ репрезентации предмета отображения. Модель включает четыре этапа: 1) постановка проблемы; 2) введение в проблему; 3) возможность решения; 4) введение субъекта.
Ключевые слова: модель, проблема, решение, имиджевая статья.
Предметом данной статьи является модель «проблема-решение» как способ организации текста имиджевой статьи. Моделирование происходит с опорой на жанровые факторы, важнейшим из которых является предмет отображения, понимаемый нами как конкретный фрагмент действительности, репрезентирующийся в тексте.
А.А. Тертычный выделяет следующие разновидности предмета отображения: 1) событие; 2) процесс; 3) ситуация; 4) личность [2].
В текстах, построенных по модели «проблема-решение», предметом отображения является ситуация: «...определенное, повторяющееся на протяжении достаточно большого отрезка времени состояние отношений, сложившихся между членами какого-либо коллектива, между коллективами, между социальными группами, слоями, между странами и т.п., соотношение сил, взаимных требований и ожиданий» [2, с. 18].
Рассмотрим серию имиджевых статей о компании Microsoft, опубликованных под общим слоганом: «Решения, актуальные сегодня» в журнале «Эксперт» (2009, № 38, 46, 48). В данных статьях мы не наблюдаем никаких конкретных действий, ограниченных определенными временными рамками - нет ни изначальной точки, от которой идет отсчет, ни конечной, маркирующей завершение деятельности субъекта. Эта пространственно-временная неопределенность позволяет нам говорить, что имеет место не описание конкретного события, а ситуация как некое положение неопределенной длительности. Единственной координатой такого положения становится точка «сейчас», что отражается как на уровне общего слогана: «Решения, актуальные сегодня», так и на уровне заголовков каждой из статей: «Самое время уменьшить бизнес-расходы» (№38), «Пора увидеть четкую картину бизнеса» (№46), «Время эффективнее распределять средства» (№48). Актуализация модусного временного значения, которое описывает происходящее именно в данное время, создает эффект включения читателя в описываемое положение дел. Ситуация, вводимая автором в текст, как правило, актуализирует какую-либо значимую проблему, посредством решения которой и конструируется имиджевая составляющая субъекта. Попробуем детально описать, как именно это происходит.
Основной схемой организации информации в таких текстах является модель «проблема-решение», при реализации которой в основной заголовок и/или в лид-абзац выносится задача, решение которой является важным для целевой аудитории, а текст содержит информацию о способе решения данной задачи с помощью продукта/услуги, описываемых в тексте. Эта общая модель членится на 4 более частных компонента: постановка проблемы, описание, решение, введение субъекта.
1. Постановка проблемы
В наших примерах постановка проблемы в тексте отражается на уровне заголовка, причем происходит это имплицитно. «Самое время уменьшить бизнес-расходы» - пресуппозицией в данном случае является положение о том, что проблема больших расходов имеет место быть и что с этим нужно как-то бороться. Здесь можно вспомнить принцип кооперации и коммуникативные импликатуры Г.П. Грайса, позволяющие говорящему воплотить свое намерение, не прибегая в вербальному выражению того, что может быть выведено слушающим по правилам импликации [1, 1985].
2. Описание (введение в проблему)
Описание сути проблемы дается в лид-абзаце; в сжатой оптимизированной форме автор излагает наиболее важную информацию. Как правило, лид выделяют графически и композиционно для того, чтобы привлечь внимание читателя, заинтересовать и побудить его к дальнейшему чте-
Гуманитарный научный журнал
№1, 2013
нию текста. В анализируемой серии статей представлен именно такой, классический вариант лида: «Ежедневные расходы на содержание бизнеса зачастую "съедают " до 30% бюджета. Оптимизировать их без кардинальных изменений в рабочих процессах помогут технологии Microsoft» (№38), «Для эффективного управления компанией руководителю нужна четкая картина бизнеса. В условиях нестабильного рынка ответственность за точность принятия решений особенно высока. Оперативно и верно принимать важные решения помогут технологии Microsoft» (№46), «Оперативное управление бизнесом особенно важно в условиях нестабильного рынка. Правильно управлять финансами вам помогут решения от Microsoft» (№48).
3. Возможность решения проблемы
В наших примерах данный элемент модели частично представлен уже в лиде: «... помогут технологии Microsoft» (см. выше). В развернутом виде решение проблемы дается в основном тексте статьи, где подробно описывается предлагаемый продукт или услуга.
4. Введение субъекта
Последний элемент модели на уровне текста отражается в адресной части. После описания проблемы и предлагаемого решения дается «адрес», по которому можно обратиться. Этот адрес -координаты базисного субъекта (в наших примерах - компании Microsoft), который способен разрешить описанную в тексте проблемную ситуацию: «БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: как сократить расходы компании при помощи ИТ. Закажите консультацию: +7 (495) 789-81-02». Адресная часть как структурный элемент тоже выделяется графически. Следует отметить, что субъект может быть введен и на более высоких уровнях структуры - в заголовке или лид-абзаце (последнее как раз имеет место в наших примерах). Но на данных структурных уровнях, в отличие от адресной части, введение происходит только посредством употребления имени; никаких координат при этом не дается. Таким образом, можно констатировать взаимопроникновение элементов модели. На наш взгляд, этот процесс связан с функцией лид-абзаца (и отчасти заголовка), которая предполагает концентрацию основного смысла статьи на коротком текстовом промежутке. В таком «концентрате» должны в оптимизированной форме найти отражение все важнейшие элементы макроструктуры, которые позднее будут раскрыты более детально.
Итак, ситуация как предмет отображения в текстах имиджевых статей репрезентируется в виде проблемы. Способом моделирования в таком случае становится общая схема «проблема—решение.», разные компоненты которой находят свое отражение на определенных уровнях структуры текста и обладают способностью к взаимопроникновению.
Библиографический список
1. Грайс, Г.П. Логика и речевое общение / Г.П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. -
Вып. XVI. Лингвистическая прагматика. - М., 1985. - С. 217-238.
2. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А.А. Тертычный. - М.: Аспект
Пресс, 2011. - 320 с.
УДК 82-3
СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ ОСНОВА ЭВОКАЦИОННОГО ПРИЕМА В ИССЛЕДОВАНИИ КРИЗИСНОЙ МЕЖПЕРСОНАЖНОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ РАССКАЗОВ В.М. ШУКШИНА)
Э.В. Малыгина
Алтайский государственный университет, Барнаул
Аннотация. Статья посвящена исследованию субстанциональной основы \ эвокационного приема, представленной следующими средствами: речевая партия ! повествователя, речевая партия персонажа, невербальный компонент коммуникации.
Ключевые слова: межперсонажная коммуникация, эвокационный прием, ! кризисогенный сигнал.
В лингвоэвокационной теории языка художественной литературы под приемом традиционно понимается способ воспроизведения объекта в продукт. Понятие «эвокационный прием» выдвинуто в работах А.А. Чувакина [5,6], развито в исследованиях С.Н. Пешковой [4], М.А. Деминовой [1], О.В. Мамеевой [3] и др. Прием эвокации позволяет обнаружить все виды преобразований речевого