Научная статья на тему 'ВАРИАТИВНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЗАГОРОДНОГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ'

ВАРИАТИВНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЗАГОРОДНОГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / SUMMER CAMP / EDUCATIONAL SPACE / CULTURAL FORMS OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприянов Борис Викторович

В статье представлен подход к типологии оздоровительно-образовательного пространства загородного детского лагеря. Основываясь на положениях системно-деятельного и системно-ситуативного подходов, выдвинуто и обосновано предположение о четырех культурных формах загородных детских лагерей: загородный детский лагерь как санаторий, загородный детский лагерь как военное поселение, загородный детский лагерь как коммуна, загородный детский лагерь как дача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variability of the Recreational and Educational Space of a Country Children''s Camp

The article presents an approach to the typology of recreational and educational space of country children's camp. Based on the provisions of the system-active and system-si-tuational approaches, the author proposes and substantiates the assumption about the four cultural forms of country camps for children: a country camp for children as a sanatorium, children's camp as a military settlement, a country camp for children as a commune, a country children's camp as a dacha.

Текст научной работы на тему «ВАРИАТИВНОСТЬ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЗАГОРОДНОГО ДЕТСКОГО ЛАГЕРЯ»

Теория и практика обучения и воспитания

Б.В. Куприянов

Вариативность оздоровительно-образовательного пространства загородного детского лагеря

В статье представлен подход к типологии оздоровительно-образовательного пространства загородного детского лагеря. Основываясь на положениях системно-деятельного и системно-ситуативного подходов, выдвинуто и обосновано предположение о четырех культурных формах загородных детских лагерей: загородный детский лагерь как санаторий, загородный детский лагерь как военное поселение, загородный детский лагерь как коммуна, загородный детский лагерь как дача.

Ключевые слова: летний лагерь; образовательное пространство; культурные формы образования.

Общенациональная система и общенародная культурная практика организации летнего отдыха детей в нашей стране может восприниматься как достижение советской эпохи, явление достаточно специфическое и укорененное в повседневность российского населения. Среди массовых организационных форм в этой сфере особое место занимает загородный детский оздоровительный лагерь (центр). По данным Министерства образования и науки Российской Федерации, в 2015 году на территории России было организовано 2400 загородных оздоровительных лагерей, 570 санаторно-оздоровительных лагерей, 4200 лагерей труда и отдыха.

Обзор работ историков внешкольного воспитания (Б.А. Дейч, Ю.Г. Листо-падова, М.О. Чекова и других) позволяет полагать, что институт загородных детских лагерей в нашей стране отметил полуторавековой юбилей, значительная часть этого времени приходится на эпоху пионерских лагерей, а последние 20-25 лет — на лагеря новой российской эпохи. Причем если 90-е и начало 2000-х годов были периодами стихийного складывания неупорядоченного рынка услуг в каникулярной сфере детского досуга, слабого государственного участия в регулировании этого рынка, недостаточно цивилизованных вариантов поведения населения как потребителя соответствующих услуг,

то в последнее десятилетие ситуация меняется, родители проявляют в этом вопросе высокую избирательность, органы государственного управления на федеральном и региональном уровне предпринимают усилия к формированию государственной политики в области детского летнего отдыха.

В этой связи весьма актуальной становится разработка теоретической модели организации образовательного пространства загородного лагеря с позиций современных подходов — системно-деятельностного (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.И. Савенков, Г.А. Цукер-ман, Д.Б. Эльконин) и системно-событийного (М. Бубер, Л.С. Выготский, М. Хайдеггер, А.С. Хомяков и другие).

Опираясь на вышеупомянутые теоретические конструкции, существование ребенка в загородном детском лагере можно рассматривать в системе координат «время» и «пространство», во взаимодействии явлений «личность» и «общность», где:

- пространство — это место, удаленное от города; загородное пространство — фиксированная территория лагеря, организация внутреннего пространства, совокупность локальных площадок внутри лагеря;

- время — время каникул, период отдыха, временные рамки лагерной смены; смена как временной цикл; время одних суток в лагере — суточный цикл;

- личности — дети, педагогические работники, обслуживающий персонал, родители;

- общности — временные детские объединения, педагогический коллектив, коллектив сотрудников.

Специфика оздоровительно-образовательного пространства загородного детского лагеря характеризуется коллективным характером деятельности, общения, познания и досуга, коллективного характера активности над индивидуальным.

Ситуация личности в загородном лагере определяется, с одной стороны, общностью и через нее — пространственно-временными показателями, а с другой — непосредственно пространственно-временными рамками лагеря (относительно независимыми от общности). Осмысление этих параметров приводит к трем сторонам образования в загородном детском центре:

- специфике пространственно-временного расположения (отчужденность от привычной обстановки — «вне дома и школы» и летом);

- ограниченности пространства и времени жизнедеятельности общности и личности (относительная изолированность от внешней среды — автономность существования, ограниченная забором; лагерная смена; временный коллектив);

- содержательным характеристикам пространства, времени и сосуществования (интенсивность и самодостаточность жизнедеятельности временного объединения; обязательный набор площадок внутри лагеря, обеспечивающий

реализацию потребностей; завершенный целостный суточный цикл и содержание жизнедеятельности).

Опираясь на существующие подходы — типологию воспитательных систем (М.В. Воропаев), совокупность идей о вариативности воспитательных организаций и классификацию программ летнего отдыха (Б.В. Куприянов), методы типологизации образовательной среды (В.А. Ясвин), — представляется возможным сформулировать предположение о существовании тенденций практики загородных лагерей.

Основываясь на традиции словоупотребления в сфере экономической и юридической наук для описания тенденций, характерных для практик загородных лагерей, можно использовать амбивалентную конструкцию «диспо-зитивность - императивность», где:

- диспозитивность понимается как предоставление возможности субъектам свободно распоряжаться своими правами, допускается инициатива и самостоятельность в выборе варианта поведения участниками регулируемых отношений, участники образовательных отношений получают право урегулировать собственные действия по своему усмотрению, нормы определяют пределы такого усмотрения либо устанавливают процедуры регулирования, участники отношений получают право на выбор образа и пути, могут происходить заранее спрограммирован-ные образовательные события, допускается экспериментирование обучающегося, необходимы специальные площадки коммуникации;

- императивность (директивность, авторитарность, субординированость, власть и подчинение) предполагает вертикальность отношений, при которых руководители наделяются полномочиями, а подчиненные — обязанностями.

Для характеристики загородного лагеря полезной будет дихотомия пространства: «открытость - закрытость», где:

- открытое пространство предполагает предоставление обучающимся возможности взаимодействия с окружающей средой (коммуникации), как индивидуально, так и в рамках коллективной организации; исследование и преобразование внешней среды, получение обратной связи в этом взаимодействии;

- закрытое пространство — ограничение взаимодействия (коммуникации) с окружающей средой, основные события разворачиваются внутри пространства, участники образовательных отношений защищены от культурных и социальных влияний внешней среды.

Для характеристики загородных лагерей, в которых реализуются тенденции диспозитивности - императивности [6], открытости - закрытости пространств, допустимо использовать четыре метафоры для обозначения четырех культурных форм:

- загородный детский лагерь как санаторий;

- загородный детский лагерь как военное поселение;

- загородный детский лагерь как коммуна;

- загородный детский лагерь как дача.

Таблица 1

Стороны образовательного пространства загородного лагеря

Императивное (высокорегламентированное) пространство Диспозитивное (низкорегламентированное) пространство

Закрытое пространство загородный детский лагерь как санаторий загородный детский лагерь как дача

Открытое пространство загородный детский лагерь как военное поселение загородный детский лагерь как коммуна

Характеристика загородного детского лагеря как санатория .

- фиксируется императивное закрытое оздоровительно-образовательное пространство — санаторий (от лат. sano — лечу, исцеляю);

- лечебно-профилактическая организация для непосредственного лечения и профилактики заболеваний, использующая главным образом природные факторы (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания) в сочетании с лечебной физкультурой, рациональным питанием при соблюдении строго определенного режима лечения и отдыха);

- расположен в специфической местности, обладающей оздоровительным эффектом, — климатотерапия (морской, горный, лесной воздух, теплый климат), возможность использовать естественные «лекарства» (возможность купания в естественном водоеме, минеральная вода, лечебные грязи);

- деятельность любого детского лагеря направлена преимущественно на оздоровление детей и включает проведение физкультурно-оздоровительных процедур; обязательными являются медицинский осмотр детей и профилактические процедуры; большое внимание уделяется выработке и соблюдению правил внутреннего распорядка с акцентом на оздоровительную работу, воспитанию навыков личной и общественной гигиены; в лагере может находиться специальное медицинское оборудование; наличие квалифицированных врачей, ведущих наблюдение за пациентами;

- создаются максимально комфортные условия для пребывания детей, значительное внимание отводится обустройству лагеря;

- строгое соблюдение режима оздоровительных процедур, обеспечивающих лечебный эффект для детского организма (различные виды терапии, в том числе прием лекарственных средств); обязательной является лечебная диета (своеобразное и сбалансированное питание).

Характеристика загородного детского лагеря как военного поселения -императивного открытого образовательного пространства, каструма (от лат. сastrum — военное поселение) определяется следующими чертами.

- имитация быта военного лагеря (ритуалы, построения, символика, высокая степень регламентации жизни;

- публичность жизни (М.В. Воропаев, Б.В. Куприянов) — максимальная открытость для внешнего наблюдения приватных процессов и процедур,

круглосуточное пребывание в группе и обстоятельства реализации индивидуальных потребностей без обеспечения достаточной приватности;

- дозированность и организованность всего времени жизни воспитанников, формы организации регулярно повторяются;

- пребывание за городом, вне привычной домашней обстановки выступает как своего рода вызов для ребенка, который вынуждено в той или иной мере осваивает выживание в непривычной (часто природной) среде, в значительной части лагерей организован аскетичный (спартанский) образ жизни и наблюдается низкий уровень комфорта по сравнению с условиями проживания дома.

Характеристика загородного детского лагеря как коммуны — диспо-зитивного открытого образовательного пространства, коммуна (от франц. commune — община, идейное и кооперативное сообщество, группа лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда, в которой решения принимаются по общему согласию) включает такие свойства, как:

- самообеспечение, высокий уровень самоорганизации и самообслуживания (непосредственное участие детей в оборудования жилища, поддержание ими в должном состоянии помещений, самообслуживание, трудовая деятельность, включающая дежурства по хозяйству и другие общественные работы);

- активное взаимодействие с окружающей социальной средой (общение с местным населением, социальные акции помощи тем или иным категориям населения);

- общественная самоорганизация, демократическая саморегуляция и практическая самозанятость, спонтанность и креативность.

Далее рассмотрим характеристику загородного детского лагеря как дачи — диспозитивного закрытого образовательного пространства (дача не только как загородный дом для городских жителей, используемый, как правило, для сезонного проживания, а как специфический образ жизни, характер коллективной жизни).

Главное, что отличает дачный вариант программы, — это доминанта отдыха — произвольной регуляции интенсивности и содержания собственных занятий (высокая степень произвольности свидетельствует о состоянии отдыха, низкая — о работе).

Летний дачный отдых предусматривает наличие территории, внутри которой перемещения участников являются слабо регламентированными, то есть дача предлагает свободу общения и нерегламентированность состава групп, индивидуальную или коллективную самоорганизацию кратковременных занятий.

На даче, как и в любой другой программе, могут быть фотосессии, купание, пляжный отдых, общение с приятелями, только все это может быть более длительным, неторопливым и определяться только наличием интереса к этому виду времяпрепровождения. На даче у кого-то может возникнуть

инициатива заняться театральной самодеятельностью (поставить спектакль, организовать концерт и т. д.). Кроме того, здесь будут к месту валяние на травке, чтение книжек, занятия живописью.

Однако для реализации дачного варианта необходимо наличие множества условий. разнообразие оборудования для времяпрепровождения; специфическая организация пространства, позволяющая каждому отдыхающему иметь неприкосновенную зону жизнедеятельности; достаточное количество взрослых, готовых строить отношения с подростками на основе договоренностей исходя из уважения их прав и свобод. Еще одна важная проблема — это отсутствие у современных подростков опыта ответственной организации собственного досуга и отдыха.

Также для лагеря дачного типа характерны следующие черты.

- значительный объем свободного времени организуется участниками самостоятельно, воспитанники получают высокую степень свободы в организации своей жизни, нормы и правила носят рамочный характер;

- детские (детско-взрослые) объединения возникают на основе общего интереса, инициативы, существуют по желанию участников;

- большое распространение имеют самозанятость, самообразование — индивидуальное чтение, индивидуальное или парное занятие физической культурой;

- высокий уровень комфорта позволяет значительное время посвящать различные видам досуговых занятий.

Таким образом, реализация идей системно-деятельностного и системно-ситуативного подходов позволяет выдвинуть и обосновать предположение о различных культурных формах загородных детских лагерей. загородный детский лагерь как санаторий, загородный детский лагерь как военное поселение, загородный детский лагерь как коммуна, загородный детский лагерь как дача.

Литература

1. Воропаев М.В. Теоретические основы построения типологии воспитательных систем: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2003. 256 с.

2. Куприянов Б.В. Как придумать лето? (о программировании смены в загородном детском лагере) // Народное образование. 2012. № 3. С. 49-56.

3. Куприянов Б.В. Вариативность социального воспитания школьников / Гос. учреждение высш. проф. образования Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова. 2-е изд. Кострома: Костромской гос. ун-т им. Н.А. Некрасова, 2009. 258 с.

4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Ось-89, 2005. 479 с.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / Моск. гор. психол.-пед. ин-т, Шк. «Новое образование». М.: Смысл, 2001. 366 с.

Literatura

1. VoropaevM.V. Teoreticheskie osnovy' postroeniya tipologii vospitatel'ny'x sistem: dis. ... d-ra ped. nauk. M., 2003. 256 s.

78

BECTHHK Mrny ■ CEPHfl «nEflATOrHKA H ncHxo^orHH»

2. Kupriyanov B.V Kak pridumat' leto? (o programmirovanii smeny' v zagorodnom detskom lagere) // Narodnoe obrazovanie. 2012. № 3. S. 49-56.

3. Kupriyanov B.V. Variativnost' social'nogo vospitaniya shkol'nikov / Gos. uchrezh-denie vy'ssh. prof. obrazovaniya Kostromskoj gos. un-t im. N.A. Nekrasova. 2-e izd. Kostroma: Kostromskoj gos. un-t im. N.A. Nekrasova, 2009. 258 s.

4. Savenkov A.I. Psixologicheskie osnovy' issledovatel'skogo podxoda k obuche-niyu: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. M.: Os'-89, 2005. 479 s.

5. Yasvin VA. Obrazovatel'naya sreda ot modelirovaniya k proektirovaniyu / Mosk. gor. psixol.-ped. in-t, Shk. «Novoe obrazovanie». M.: Smy'sl, 2001. 366 s.

B.V. Kupriyanov

Variability of the Recreational and Educational Space of a Country Children's Camp

The article presents an approach to the typology of recreational and educational space of country children's camp. Based on the provisions of the system-active and system-si-tuational approaches, the author proposes and substantiates the assumption about the four cultural forms of country camps for children: a country camp for children as a sanatorium, children's camp as a military settlement, a country camp for children as a commune, a country children's camp as a dacha.

Keywords: summer camp; educational space; cultural forms of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.