Научная статья на тему 'Загородный детский лагерь: история элементарных частиц (середина XIX - первая четверть XX В. )'

Загородный детский лагерь: история элементарных частиц (середина XIX - первая четверть XX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2098
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГОРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / ИСТОРИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / КУЛЬТУРНЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / SUMMER CAMP / THE HISTORY OF NON-FORMAL EDUCATION / A SUMMER CAMP AS A MILITARY SETTLEMENT / SUMMER CAMP AS A RESORT / SUMMER CAMP AS A COMMUNE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Куприянов Борис Викторович, Тохтиева Лариса Николаевна

На основе анализа материалов историко-педагогических исследований и обобщения данных различных источников произведена историческая реконструкция возникновения и развития практик загородных детских лагерей в середине XIX первой четверти XX в. Авторами статьи выдвинуто и обосновано предположение о трех тенденциях развития (трех культурных формах) загородных детских лагерей в России и за рубежом: летний лагерь как военное поселение, летний лагерь как санаторий, летний лагерь как коммуна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Summer Camp: The Story of Elementary Particles (Mid XIX - First Quarter XX Centuries)

Based on the analysis of materials of historical and pedagogical research and synthesis of data from different sources made historical reconstruction of the origin and development practices country children’s camps in the middle of the XIX first quarter of XX century. Auto-Rami of the article proposed and substantiated the assumption about the three trends (three cultural forms) suburban children’s camps i n Russia and abroad: a summer camp as a military settlement, summer camp as a resort, summer camp as a commune.

Текст научной работы на тему «Загородный детский лагерь: история элементарных частиц (середина XIX - первая четверть XX В. )»

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

УДК 374(09)

Куприянов Борис Викторович

Доктор педагогических наук, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики, Московский городской педагогический университет, boriskuprianoff2012@yandex.ru, Москва

Тохтиева Лариса Николаевна

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник НИИ труда и социально-трудовых отношений, Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, toklarisa@yandex.ru Москва

ЗАГОРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ: ИСТОРИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЧАСТИЦ (СЕРЕДИНА XIX - ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XX В.)1

Аннотация. На основе анализа материалов историко-педагогических исследований и обобщения данных различных источников произведена историческая реконструкция возникновения и развития практик загородных детских лагерей в середине XIX - первой четверти XX в. Авторами статьи выдвинуто и обосновано предположение о трех тенденциях развития (трех культурных формах) загородных детских лагерей в России и за рубежом: летний лагерь как военное поселение, летний лагерь как санаторий, летний лагерь как коммуна.

Ключевые слова: загородный детский лагерь, история неформального образования детей, культурные формы образования.

Актуальность изучения историко-педа-гогического опыта загородных лагерей обусловлена рядом обстоятельств.

Трагические события лета 2016 г. со всей остротой поставили вопрос о необходимости регулирования сферы детского отдыха. Предпринятые законодательные меры (№ 465-ФЗ от 28.12.2016) касаются, прежде всего, обеспечения безопасности отдыха и оздоровления детей, однако для экспертного и профессионального сообщества очевидна необходимость формирования научно обоснованной национальной системы детского отдыха, с обозначением роли загородных детских оздоровительных лагерей.

Детские оздоровительные лагеря активно исследовались в отечественной педагогической науке (В. П. Бедерханова, М. Б. Коваль, С. И. Панченко, С. А. Шмаков и многие другие), значительное число диссертацион-

Не нам ломать традиции, не нами заведенные.

М. Щербаков

ных работ (В. Н. Антонов, Ю. В. Бураков, Л. В. Ершова, Л. С. Савинова и другие) посвящено именно лагерю как таковому. И в то же время приходится констатировать недостаточную проработку историко-педагоги-ческих аспектов развития практик детских загородных лагерей.

Анализ публикаций Б. А. Дейча [1], Ю. Г. Листопадова [3], Н. П. Царёвой [5], И. Ю. Юрочкиной [1] позволяет выявить специфику детских лагерей второй половины XIX - первой половины ХХ в. Первые полвека своего существования деятельность подобных организаций являлась результатом воплощения различных общественно-педагогических инициатив. По данным названных авторов историю регулярно организованного детского отдыха следует вести с середины XIX в. В текстах прослеживаются две тенденции возникновения первых

1 Исследование выполнено в рамках государственной работы «Разработка модели культурно-ориентированного и оздоровительно-образовательного пространства загородного подмосковного лагеря» (Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2018 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)».

загородных лагерей («летних детских колоний»): реализация частных инициатив, деятельность общественных организаций (например, YMCA - молодежная христианская организация) и инициатив образовательных учреждений (в России - кадетских корпусов, городских училищ). Инициаторами создания первых детских лагерей были священнослужители (швейцарский пастор Г. В. Бион), частные благотворители (княгиня Е. Ф. Стрешнева-Шаховская), руководители и попечители учреждений (Е. В. Орлова -попечительница Московского городского училища, Ф. У Ганн - директор Gunnery School в Вашингтоне).

Хрестоматийным примером организации детского отдыха и оздоровления является опыт С. Т. Шацкого и А. У Зеленко по созданию летних детских колоний (первая в 1905 г. на реке Клязьма в Щёлково, в 1911 г. - «Бодрая жизнь» в Калужской губернии).

На основе историко-педагогического анализа деятельности летних колоний можно утверждать, что:

- основной миссией этих организаций была компенсация недостатков жизни ребенка в летний период в крупном городе (недостаток зеленых насаждений во дворах, платность парков, занятость родителей, отсутствие у них отпусков в этот период времени), в этой линии проявляются идеи Викторианского общества о широком использовании сил природы для физического и морального развития человека;

- целевой группой летних колоний являлись ослабленные дети из бедных семей (отправка осуществлялась только по назначению школьных врачей), важнейшее значение придавалось организации питания (дети обеспечивались молоком), велся учет роста и физического развития воспитанников);

- в летних колониях организовывалось обучение детей бытовым и гигиеническим навыкам (заправка кровати, уборка помещений, починка одежды, чистка зубов и т. п.);

- в летних колониях осуществлялось развитие кругозора ребенка путем естественнонаучного просвещения, путешествий, экскурсий, организации сельскохозяйственных работ (работа на огороде, помощь местным крестьянам в уборке сена), походы за грибами, ягодами и лекарственными растениями.

На отечественные практики организации загородных лагерей начала ХХ в. существенное влияние оказал опыт скаутских лагерей, первый из которых был проведен в 1907 г. в Великобритании.

Новая волна развития практики загородных лагерей в нашей стране приходится на послереволюционное время, фактически в начале 1920-х гг. организация летнего отдыха оставалась сферой общественных инициатив, только инициаторами стали представители пионерской организации и комсомола.

Опираясь на существующие подходы - типология воспитательных систем (М. В. Воропаев), концепция вариативности воспитательных организаций (Б. В. Куприянов), методы типологизации образовательной среды (В. А. Ясвин) представляется возможным сформулировать предположение о существовании тенденций практики загородных лагерей.

Основываясь на традиции словоупотребления в сфере экономической и юридической наук, для описания тенденций характерных для практик загородных лагерей возможно использовать амбивалентную конструкцию «диспозитивность - императивность», где:

- диспозитивность понимается как предоставление возможности субъектам свободно распоряжаться своими правами, допускаются инициатива и самостоятельность в выборе варианта поведения участниками регулируемых отношений, участники образовательных отношений получают право урегулировать собственные действия по своему усмотрению, нормы определяют пределы такого усмотрения либо устанавливают процедуры регулирования, участники отношений получают права на выбор образа и пути, могут происходить заранее спро-граммированные образовательные события, допускается экспериментирование обучающегося, необходимы специальные площадки коммуникации;

- императивность (директивность, авторитарность, субординированность, власть и подчинение) предполагает вертикальность отношений, при которых руководители наделяются полномочиями, а подчиненные обязанностями.

Для характеристики загородного лагеря

полезной будет дихотомия пространства: «открытость - закрытость», где:

- открытое пространство предполагает предоставление обучающимся возможности взаимодействия с окружающей средой (коммуникации), как индивидуально, так и в рамках коллективной организации, исследование и преобразование внешней среды, получение обратной связи в этом взаимодействии;

- закрытое пространство - ограничение взаимодействия (коммуникации) с окружающей средой, основные события разворачиваются внутри пространства, участники образовательных отношений защищены от культурных и социальных влияний внешней среды.

Для характеристики загородных лагерей, в которых реализуются тенденции «диспо-зитивности - императивности» [7], «открытости - закрытости пространств», допустимо использовать три метафоры для обозначения трех культурных форм: летний лагерь как коммуна, летний лагерь как военное поселение [4] и летний лагерь как санаторий, где:

- загородный детский лагерь как коммуна (от фр. commune - община) - диспозитив-ное открытое образовательное пространство, идейное и кооперативное сообщество, группа лиц, объединившихся для совместной жизни на началах общности имущества и труда, в которой решения принимаются по общему согласию;

- загородный детский лагерь как военное поселение - императивное открытое образовательное пространство, распространенный во времена античности тип римского военного поселения;

- загородный детский лагерь как санаторий (от лат. sano - лечу, исцеляю) - императивное закрытое образовательное пространство, лечебно-профилактическая организация для непосредственного лечения и профилактики заболеваний, использующая главным образом природные факторы (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания) в сочетании с лечебной физкультурой, рациональным питанием, при соблюдении строго определённого режима лечения и отдыха.

Конкретные примеры практики загородного детского лагеря как коммуны в России

обнаруживаются в текстах педагогов-инициаторов С. Т. и В. Н. Шацких, А. У Зеленко («летняя колония» в Щёлково), в педагогической энциклопедии 1928 г., в воспоминаниях Н. В. Богданова («Дикий лагерь» в Коломенском на Москва-реке), в исторических исследованиях Ю. Г. Листопадова, Н. П. Царёвой (палаточные лагеря пионеров на реке Клязьма) и некоторых других.

Характерной чертой загородного детского лагеря как коммуны является самообеспечение, высокий уровень самоорганизации и самообслуживания, включающие в себя: непосредственное сооружение жилища (шалашей), оборудование пустующих съемных дач самодельной мебелью и поддержание в должном состоянии помещений, приготовление пищи, заготовку продуктов питания и др. Так, воспитанники колонии «Бодрая жизнь» в Калужской губернии «корчевали пни, прокладывали дорожки, расчищали участки для будущих плодового сада и ягодника, возводили небольшие постройки. Со временем они обрабатывали огороды и поля, выращивали овощи, рожь и пшеницу. Позже создали свою электростанцию [9]. Трудовая деятельность детей складывалась из дежурств по хозяйству (на кухне, в прачечной, на скотном дворе) и «общественных работ», в которых участвовали все свободные колонисты. «Все деньги колонии хранились у выбранного на общем собрании казначея, который осуществлял всю отчетность. Очевидно, что дети понимали практический смысл осуществляемой ими деятельности: они налаживали хозяйство, организовывали свой быт, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, радостной, уютной и красивой» [10].

Специфика диспозитивного открытого пространства состоит также в активном взаимодействии с окружающей социальной средой, проявляющейся в выполнении тех или иных значимых для детей видов работ. Так, продукты питания колонисты обычно приобретали в соседней деревне, в обмен на изготовленные корзины, отремонтированную посуду, выполненные сельскохозяйственные работы. Иногда школьникам доверяли охрану колхозного сада, также они проводили просветительскую деятельность среди сельских детей [2].

В педагогической энциклопедии 1928 г.

одной из главных задач пионерского лагеря объявлялось «проведение общественно-трудовой работы в деревне и целях укрепления смычки города и деревни... попутно с этим лагерь безусловно содействует более углубленному проведению основных задач пионер-организации: коллективистиче ско -го воспитания пионера и продвижения его общего развития» [6, с. 487].

Пионеры в селах, расположенных вблизи пионерских лагерей, работали «среди деревенских детей (укрепление деревенского пионер-отряда, проведение с деревенскими детьми бесед о пионерах, о союзе рабочих и крестьян и т. д., привлечение деревенских детей в лагерь, постановка там для них инсценировок, проведение игр, работа в избе-читальне: проведение специальной стенной газеты пионеров для избы читальни, проведение в избе специальной инсценировки о машинизации, кооперации и землеустройстве [6, с. 488].

Реализуя непосредственный интерес, дети перенимали у селян разнообразные практические умения, которые непосредственно применяли для решения задач жизнеобеспечения. Однако окружающая среда (лес, пруд, река и др.) создавали риски для безопасности жизни и здоровья. Так, по воспоминаниям вожатого Н. В. Богданова, пионеры самостоятельно, без всякого контроля взрослых, учились плавать, не всегда в приспособленных для купания местах.

Обычно лагеря создавались по инициативе самих пионерских отрядов, существовавших при крупных предприятиях или по месту жительства. Пионеры долго готовились к летнему сезону, тренировались, собирали необходимое оборудование, уговаривали родителей и выезжали уже сложившимся составом на природу, со своим вожатым, возвращаясь, продолжали свою работу уже в городе.

Третьей характеристикой «коммуны» можно назвать аскетичный (спартанский) образ жизни и связанный с этим обстоятельством низкий уровень комфорта. Так, известно, что первые летние кампусы в Америке располагались в глухих лесах, «как можно дальше от соблазнов большого города и общества, которое уже проявляло "неправильную" тенденцию к феминизации» [4], в лагерях среди швейцарских Альп

«мальчики спали в стогах с сеном», в Подмосковье пионеры жили в шалашах у реки, до места дислокации лагерей добирались самостоятельно сначала на трамвае, а потом пешком [1].

Еще одна особенность диспозитивного открытого пространства - общественная самоорганизация, демократическая саморегуляция и практическая самозанятость, спонтанность и креативность. Известно, например, что в колонии С. Т. Шацкого все важные вопросы хозяйственной и внутренней жизни обсуждались на собраниях, которые проводились ежедневно. Так, на одном из первых собраний было принято решение, что дети все будут делать сами. Они самостоятельно определили режим дня: подъем в 7 часов, в 8 - чай, после чая - работы, в 12 - обед, в 4 - чай, после - работа, в 8 - ужин и в 9^2 - сон; наметили план необходимых работ, очередность дежурства на кухне, придумали название колонии «Бодрая жизнь» [10].

Сам термин «лагерь-коммуна юных пионеров» обнаруживается в педагогической энциклопедии 1928 г. В энциклопедической статье лагерь рассматривается как органическое продолжение жизнедеятельности пионерского отряда и противопоставляется лагерю скаутских организаций, который трактуется как «наиболее совершенное выражение милитаристского духа этой системы. подлинный военный лагерь, замаскированный "индейщиной"» [6, с. 487]. Традиционно именно скаутские лагеря связывались в научной литературе с такой специфической культурной формой загородного детского лагеря, как каструм (военное поселение). Однако исследователь Ю. Г. Листопадов считает, что летние лагеря кадетских корпусов стали создаваться еще в 1864 г. [4].

Особенностью загородного детского лагеря как военного поселения является имитация быта военного лагеря, как в античной римской армии, лагеря юных кадетов располагались на берегах рек, воспитанники проживали в полотняных палатках (позже использовались деревянные бараки), перед бараками был небольшой плац, увенчанный мачтой с флагом кадетского корпуса и его вензелем. День, по воспоминаниям кадетов, «начинался в 8 часов по "первой повестке", которую подавал на трубе солдат или бара-

банщик. По ней мы вставали и шли в "умывалку" - длинный, стоявший в лесу дощатый сарай, в котором находились умывальники с проточной водой и уборная. По 2-й повестке кадеты выстраивались перед главным бараком, по команде дежурного офицера сигнальщик играл повестку и поднимал флаг на мачте, а мы пели молитву и гимн, после чего строем шли в барак-столовую пить чай».

Наглядным примером служат палаточные лагеря, организованные общественными объединениями «Бригады мальчиков» и «Церковные бригады мальчиков» (Великобритания): еженедельные парады, стрельба из оружия, военная форма (полувоенные головные уборы, ремни, вещмешки), походы.

Второй чертой загородного детского лагеря как военного поселения следует назвать дозированное, организованное педагогами, свободное время воспитанников. Формы организации досуга регулярно повторялись: «После чая каждый делал, что хотел, при условии не выходить из расположения лагеря до завтрака, после которого, под командой дежурного офицера, нас вели на прогулку в лес, а если погода была солнечная, то купаться в реке... Возвратясь в лагерь, мы пили чай, тянули время, как кто мог, до обеда, а затем ужинали и в 9 часов ложились спать» [3; 4 с. 524]. В досуговых практиках этой культурной формы имели место: экскурсии как на небольшие, так и на длинные расстояния; «два раза в неделю играла музыка, устраивались катание на лодках, рыбная ловля, танцевальные вечера» [2].

Третья характеристика обнаруживается в скаутских лагерях, которые с начала ХХ в. стали широко распространяться в Европе и Америке: юные разведчики осваивали способы выживания в природной среде (учились ориентироваться на местности, разводить костры и тушить пожары, распознавать следы, тренировались в наблюдательности и выносливости, в преодолении стресса, проявлении силы воли, приучались к ежедневному соблюдению правил личной гигиены, овладевали навыками чистки и ремонта одежды и снаряжения). Отсюда видно, что аскетичный (спартанский) образ жизни и низкий уровень комфорта в загородном лагере как военном поселении был скорее не естественным явлением, а элементом игры.

Важным фактом реализации такого обра-

зовательно-оздоровительного пространства, как загородный детский лагерь как санаторий можно считать создание в 1876 г. доктором Д. Ротроком первого частного лагеря в Уилкс-Барре (штат Пенсильвания), спланированного для улучшения здоровья и физической подготовки детей. В 1880 г. Э. Болк-хом был организован лагерь Camp Chocorua для мальчиков в возрасте 12-16 лет на озере Асквам (Asquam), штат Нью-Хэмпшир. В 1885 г. Самнером Ф. Дадли при поддержке организации YMCA (молодежная христианская организация) создан лагерь около Нью-бурга (Newburg), штат Нью-Йорк. Деятельность подобных лагерей была направлена преимущественно на оздоровление детей, включала проведение спортивных мероприятий и выполнение повседневных обязанностей по самообслуживанию: приготовление пищи, уборка и мытье посуды.

В пионерских лагерях конца 20-х гг. ХХ в. физическое оздоровление пионеров было также главной задачей. Лагерь, призванный с самых первых дней его создания «стать опытом лагеря-санатория», был открыт в 1925 г. в Крыму, по инициативе и при непосредственном участии З. П. Соловьёва, заместителя наркома здравоохранения СССР (Соловьёв З. П. Лагерь в Крыму // Комсомольская правда, 24.05.1925).

Пространство лагеря как санатория ха-растеризуется созданием максимально комфортных условий для пребывания детей, здесь силами специальных сотрудников обеспечивается их проживание, лечение и воспитание. Немаловажную роль организаторы отводят обустройству лагеря. Как свидетельствует Н. В. Богданов, показательный лагерь школы имени А. Н. Радищева было решено разместить в здании сельской школы, где предварительно был проведен небольшой ремонт, подготовлены комнаты для проживания детей. Рядом на участке были установлены полевая кухня и палатки для занятий.

Обустройством лагеря-санатория в Крыму занимался отряд комсомольцев-строителей, помогали и местные жители. Под руководством главного врача, впоследствии заведующего лагерем Ф. Ф. Шишмарева, на берегу моря установили палаточный городок, территория которого освещалась керосиновыми лампами и корабельными фонарями. На костровой площадке установили

высокую мачту для флага. Пионеры жили в больших брезентовых палатках, устланных деревянными полами.

Их внутреннее убранство состояло из простых деревянных, обтянутых парусиной кроватей, деревянных табуретов и грубых прикроватных столиков, однако все содержалось в чистоте и порядке. Для столовой использовалось место под тентом, где было расставлено шесть обеденных столов и скамейки. И хотя столы были грубо сколочены из теса, их покрывали белоснежными скатертями, а у каждого пионера была салфетка и кольцо для салфетки (Степная. А. Артек. М.: Медгиз, 1940. С. 7). В лагере также были организованы клуб, библиотека, кладовая и врачебный кабинет с изолятором для больных детей.

Особенностью императивных закрытых пространств является высокая степень регламентации жизнедеятельности детей: здесь устанавливается распорядок дня, выдвигаются требования по неукоснительному его соблюдению. Например, утро пионеров-артековцев начиналось строго с зарядки, заправки кровати, умывания и растирания жестким полотенцем. После завтрака дети убирали прилегающий парк, чистили пляж, помогали соседней сельскохозяйственной коммуне собирать виноград, фрукты, сено. В лагере был обязателен медицинский осмотр детей и послеобеденный сон.

Как показывает изучение источников, в такого рода оздоровительных лагерях план работы создавался заранее, взаимодействие с окружающей социальной средой задолго планировалось в определенных формах, которые предусматривали созерцательно-эмоциональное взаимодействие, поэтому такое пространство требовало дополнительных усилий для искусственной организации интересных занятий для детей. Так, в «Артеке» пионеры совершали много туристских походов в горы и ближайшие населенные пункты. В лагере проводились тематические костры и сборы, беседы на актуальные темы, вечера художественной самодеятельности, встречи с интересными людьми. Таким образом, дети приобретали свой опыт проживания, являющийся решающим фактором социализации, гуманизации и воспитания.

Но все же основное внимание в «Артеке» уделялось выработке и соблюдению правил

внутреннего распорядка с акцентом на оздоровительную работу, воспитанию навыков личной и общественной гигиены. Именно поэтому организация деятельности лагеря была интерпретирована как первый опыт организации лагеря-санатория.

Заместитель наркома здравоохранения З. П. Соловьёв рекомендовал: «Структура, обстановка и жизнь лагеря должны быть основательно продуманы с точки зрения правильно понимаемой гигиены детского возраста. Вместе с тем в лагере надо найти наиболее жизненные и в то же время не нарушающие его основной оздоровительной задачи формы проявления пионерской самодеятельности...» (Соловьёв З. П. Крым - пионерам // Правда. 30.11.1925). В пространстве лагеря-санатория было значительно легче обеспечить безопасность жизни и способствовать укреплению физического и психологического здоровья детей.

Четвертая культурная форма, которая только обозначалась в конце XIX - начале XX в., - загородный детский лагерь как дача.

Культурная практика организованного дачного отдыха для детей возникла как воспроизведение взрослого аналога. Слово «дача» произошло от слова «давать» в начале XVШ в. (Петр I даровал своим приближенным усадьбы под Петербургом). С середины XIX в. выезд жителей крупных городов (кроме малоимущих) на дачи (съемные загородные дома) в летний период стал массовым явлением. Дачный отдых взрослых горожан превратился в специфическую культуру.

По свидетельству Ю. Г. Листопадова в «1864 г. воспитанники военной гимназии, не взятые родителями на каникулы, выступили в лагерь без знамени, ружей и музыки, в летних матросских рубашках, в сопровождении офицеров в сюртуках при оружии. лагерь предназначался не для строевых и тактических занятий, а должен был служить дачей» [4, с. 521-522].

В 90-е гг. XIX в. в России в рамках общественно-педагогического движения «Сет-лемент» широкое распространение получили практики организации летних дач для городских детей малоимущих родителей. По воспоминаниям очевидцев, дети были предоставлены самим себе и в первое время проявляли «все дурные наклонности, при-

витые им улицей, ссорились, дрались, курили», но постепенно взрослые приучили своих воспитанников ухаживать за огородом, варить себе пищу, убирать свои комнаты.

Выводы. Таким образом, обобщение данных исторических источников, анализа текстов историко-педагогических исследований позволяет осуществить историческую реконструкцию возникновения и развития

практик загородных детских лагерей в России и за рубежом в середине XIX - первой четверти XX в., выдвинуть и обосновать предположение о четырех культурных формах загородных детских лагерей: загородный детский лагерь как военное поселение, загородный детский лагерь как санаторий, загородный детский лагерь как коммуна, загородный детский лагерь как дача.

Библиографический список

1. Дейч Б. А., Ромм Т. А., Юрочкина И. Ю. Внешкольная работа с детьми в теории и практике социального воспитания историко-педагогиче-ский анализ. - Новосибирск, 2014. - 481 с.

2. Богданов Н. В. Когда я был вожатым. - М.: Молодая гвардия, 1976. - 208 с.

3. Листопадов Д. Ю., Листопадов Ю. Г. Летние скаутские лагеря в России в 1910-1917 гг. // Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков: сб. ст. XV междунар. науч. конф. - Иваново: Изд-во Ивановский гос. ун-т, 2016. - Ч. 2. - С. 447-474.

4. Листопадов Ю. Г. Роль государства и общественных объединений в организации детского летнего отдыха в России // Государство, общество, церковь в истории России ХХ века: сб. материалов XIII междунар. науч. конф. - Иваново: Изд-во Ивановский гос. ун-т, 2014. - С. 522-527.

5. Организация летнего отдыха детей [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / под ред. Н. П. Царёвой. - СПб.: ЛОИРО, 2011. -URL: http://www.kommunarstvo.ru/biblioteka/

bibtsaorg.html (дата обращения: 14.02.2017).

6. Педагогическая энциклопедия / под ред. А. Г. Калашникова. При участии М. С. Эпштей-на: в 3 т. - Т. 2. - М.: Работник просвещения, 1928. - 634 с.

7. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. -479 с.

8. Торговкина О. П. Теоретические основы и опыт решения педагогических проблем в детских загородных лагерях США: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 186 с.

9. Федеральный закон № 465 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» от 28.12.2016 // Российская газета. - 30 декабря. - 2016.

10. Шацкая В. Н., Шацкий С. Т. Бодрая жизнь. Из опыта детской трудовой колонии. - М.: Госиздат, 1924. - 180 с.

Поступила в редакцию 21.02.2017

Kupriyanov Boris Viktorovich

Dr. Sci. (Pedag.), Professor of Institute of the Department of Theory and History of Pedagogy, Moscow City Pedagogical University, boriskuprianoff2012@yandex.ru, Moscow

Tokhtieva Larisa Nikolaevna

Cand. Sci (Histor.), leading Scientific Researcher, Institute of Labour and Social-labour Relations, Russian University of Economics named after G. V. Plekhanov, toklarisa@yandex.ru, Moscow

SUMMER CAMP: THE STORY OF ELEMENTARY PARTICLES (MID XIX - FIRST QUARTER XX CENTURIES)

Abstract. Based on the analysis of materials of historical and pedagogical research and synthesis of data from different sources made historical reconstruction of the origin and development practices country children's camps in the middle of the XIX - first quarter of XX century. Auto-Rami of the article proposed and substantiated the assumption about the three trends (three cultural forms) suburban children's camps i n Russia and abroad: a summer camp as a military settlement, summer camp as a resort, summer camp as a commune.

Keywords: summer camp, the history of non-formal education, a summer camp as a military settlement, summer camp as a resort, summer camp as a commune.

References

1. Dejch, B. A., Romm, T. A., Yurochkina, I. Yu., 2014. Vneshkolnaya rabota s detmi v teorii i prak-tike socialnogo vospitaniya istoriko-pedagogicheskij analiz [Out-of-school work with children in the theory and practice of social education the historical and pedagogical analysis]. Novosibirsk, 481 p. (In Russ.).

2. Bogdanov, N. V., 1976. Kogda ya byl vozhatym [When I was a counselor]. Moscow: Young guard, 208 p. (In Russ.).

3. Listopadov, D. Y., Listopadov, Y. G., 2016. Letnie skautskie lagerya v Rossii v 1910-1917 gg. [Summer scout camp in Russia in 1910-1917]. Gosudarstvo, obshhestvo, cerkov' v istorii Rossii XX-XXI vekov [State, society, the Church in the history of Russia XX-XXI centuries]. Ivanovo: Ivanovo State University Publ., Part 2, pp. 447-474 (In Russ.).

4. Listopadov, Y. G., 2014. Rol' gosudarstva i obshhestvennyx ob"edinenij v organizacii detskogo letnego otdyxa v Rossii [The role of the state and public associations in the organization of children's summer holidays in Russia]. Gosudarstvo, obshhest-vo, cerkov' v istorii Rossii XX veka [State, society, the Church in the history of Russia XX century]. Ivanovo: Ivanovo State University Publ., Part 2, pp. 522-527 (In Russ.).

5. Tsareva, P., ed., 2011. Organizaciya letne-go otdyxa detej [Organization of summer holidays for children] [online]. St. Petersburg: LOIRE Publ. Available at: http://www kommunarstvo.ru/bibliote-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ka/bibtsaorg.html (accessed 14.02.2017) (In Russ.).

6. Kalashnikov, A. G., ed., 1928. Pedagogich-eskaya e'nciklopediya [Pedagogical encyclopedia]. T. 2. Moscow: Worker of education Publ., 634 p. (In Russ.).

7. Raizberg, B. A., Lozovskiy, L. S., Starodubt-seva, E. B., 1999. Sovremennyj e'konomicheskij slovar' [Modern economic dictionary]. 2nd ed. Rev. Moscow: INFRA-M Publ., 479 p. (In Russ.).

8. Torgovkin, O. P., 1999. Teoreticheskie osnovy i opyt resheniya pedagogiche-skix problem v detskix zagorodnyx lageryax SShA [Theoretical basis and experience of solving pedagogical problems in children's country camps USA]. Cand. Sci. (Ped.). Moscow, 186 p. (In Russ.).

9. Federal'nyj zakon № 465 «O vnesenii izme-nenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti sovershenstvovaniya gosudarst-vennogo regulirovaniya organizacii otdyxa i ozdor-ovleniya detej» ot 28.12.2016 [Federal law No. 465 «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation to improve state regulation of the organization of rest and recreation de TEI» from 28.12.2016]. Rossijskaya gazeta [Russian newspaper], 30 Dec., 2016 (In Russ.).

10. Shatskaya, V N., Shatsky, S. T., 1924. Bodraya zhizn'. Iz opyta detskoj trudovoj kolonii [Cheerful life. From the experience of the children's labor colony]. Moscow: Gosizdat Publ., 180 p. (In Russ.).

Submitted 21.02.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.