Научная статья на тему 'ВАРИАНТЫ ЛЕГАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МАЙНИНГ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

ВАРИАНТЫ ЛЕГАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МАЙНИНГ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
блокчейн / законопроект / криптовалюта / майнер / майнинг / оператор / определение / предпринимательская деятельность / цифровая валюта.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шауро Ирина Геннадьевна

Автор рассматривает поступавшие в Государственную Думу, но по различным причинам непринятые законопроекты о майнинге. Подчеркивается, что рассмотренные проекты при определении и характеристике майнинга имеют как сходство, так и различия. В результате высказывается вывод о необходимости выработки единой государственной политики в сфере оборота криптовалюты, на основе которой целесообразно принимать законодательные акты, в том числе, по регулирования майнинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВАРИАНТЫ ЛЕГАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МАЙНИНГ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-6-185-188 ШАУРО Ирина Геннадьевна,

NIION: 2018-0076-6/23-430 кандидат юридических наук,

MOSURED: 77/27-023-2023-6-430 доцент кафедры истории государства и права

Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), e-mail: [email protected]

ВАРИАНТЫ ЛЕГАЛЬНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «МАЙНИНГ» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ

Аннотация. Автор рассматривает поступавшие в Государственную Думу, но по различным причинам непринятые законопроекты о майнинге. Подчеркивается, что рассмотренные проекты при определении и характеристике майнинга имеют как сходство, так и различия. В результате высказывается вывод о необходимости выработки единой государственной политики в сфере оборота криптовалюты, на основе которой целесообразно принимать законодательные акты, в том числе, по регулирования майнинга.

Ключевые слова: блокчейн, законопроект, криптовалюта, майнер, майнинг, оператор, определение, предпринимательская деятельность, цифровая валюта.

SHAURO Irina Gennadievna,

PhD in Law,

Associate Professor of the Department of History of State and Law of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

VARIANTS OF THE LEGAL DEFINITION OF THE CONCEPT OF "MINING" IN THE RUSSIAN FEDERATION: HISTORICAL

AND LEGAL ANALYSIS

Annotation. The author examines the bills on mining that were submitted to the State Duma, but for various reasons were not accepted. It is emphasized that the projects considered in the definition and characterization of mining have both similarities and differences. As a result, it is concluded that it is necessary to develop a unified state policy in the field of cryptocurrency turnover, on the basis of which it is advisable to adopt legislative acts, including on the regulation of mining.

Key words; blockchain, bill, cryptocurrency, miner, mining, operator, definition, entrepreneur-ship, digital currency.

Введение

Принятие и последующее вступление в силу Федерального закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», без сомнения, является важнейшим шагом к становлению правовой базы оборота цифровых валют в юрисдикции Российской Федерации. При этом понятие «цифровая валюта», содержащееся в законе, предполагает, что оно включает в себя и криптовалюты. Таким образом, имеет место легализация криптовалют.

В тоже время, признавая значимость данного шага, нельзя не отметить, что упомянутого

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

закона явно недостаточно для создания полноценной системы нормативного регулирования. Многие вопросы по-прежнему остаются вне правового поля. Одним из таких аспектов оборота криптовалюты является майнинг.

Российская Федерация является одним из мировых лидеров в сфере майнига [7]. Необходимость принятия законодательства в сфере май-нинга подчеркивалась отечественными авторами [1]. Более того, в Государственной Думе на стадии второго чтения находится законопроект № 237585-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в

части установления правового регулирования деятельности по майнингу) [5]. Однако, с учетом неопределённости государственной политики в отношении криптовалют [9], результаты рассмотрения данного законопроекта могут быть самыми разнообразными. Тем более, что до настоящего времени так и не сложилось единого понимания к определению самого термина «майнинг».

В таких условиях интерес представляет ретроспективный анализ законопроектов, направленных на урегулирование отношений в сфере майнинга, которые ранее вносились в Государственную Думу, но были отклонены или отозваны.

Система обеспечения законодательной деятельности (https://sozd.duma.gov.ru) содержит информацию о трех «архивных» законопроектах, посвященных установлению правового режима майнинга:

- законопроекте № 373645-7 «О системе распределенного национального майнинга» [6];

- законопроекте № 116366-8 «О майнинге в Российской Федерации» [3];

- законопроекте № 127303-8 «О майнинге в Российской Федерации» [4].

Законопроект № 373645-7.

Наиболее ранним из них является законопроект № 373645-7, внесенный в Государственную Думу депутатом Р.Д. Курбановым в начале 2018 г. В соответствии с ним майнинг - рассматривается как «предпринимательская деятельность, направленная на поддержание распределенного реестра цифровых транзакций и генерацию новых блоков цифровых финансовых активов с возможностью получить вознаграждение в форме новых единиц и/или комиссионных сборов» (абз. 4 ст.3).

Ключевым субъектом регулируемых отношений выступал «оператор» - юридическое лицо, которое организует и осуществляет майниг, в том числе, с привлечением на возмездной основе ресурсов «пользователей». В свою очередь, в качестве «пользователя» в законопроекте назывались субъекты (юридические и физические лица, в том числе, предприниматели), которые предоставляют оператору ресурсы (вычислительные мощности). Пользователи полежали обязательной регистрации в специальном реестре с использованием «единой системы идентификации и аутентификации».

При этом законопроект (включая пояснительную записку к нему) прямо предусматривал что он распространяется на отношения, возникающие в ходе производства «крипторубля» как «национального цифрового финансового актива», подконтрольного властям Российской Федерации. В тоже время структура и полномочия органов власти, которые должны осуществлять регулиро-

вание, а также контроль (надзор) майнига, не была предложены.

Законопроект № 373645-7 был возвращен автору для «выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы».

Законопроекты № 116366-8 и № 127303-8.

Законопроект № 116366-8 был внесен в Государственную Думу группой депутатов (А.О.Ткачев, В.В.Плякин, Г.В.Шилкин,

С.В.Авксентьева) в апреле 2022 года. Следует отметить, что он был принят после вступление в силу Федерального закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ и поэтому учитывал его положения, включая терминологию.

Законопроект (п.1 ст. 1) содержал определение майнинга как деятельности с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации, результатом которой становится создание цифровой валюты, в частности, поддержание распределенного реестра и генерация цифровых валют и их блоков, валидация операций в реестре. Таким образом, отойдя от идеи регулирования майнинга «крипторубля», авторы предполагали определить сферу действия закона на основании использования «объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации». При этом майнинг не характеризовался как предпринимательская деятельность.

Ключевым субъектом регулируемых отношений также выступал «оператор». Однако «оператор» понимался как российское (с возможностью иностранных инвестиций) коммерческое юридическое лицо, для которого майнинг выступает основным видом деятельности. При этом в май-нинге могли участвовать и иные субъекты. Но обязательным являлось требование о регистрации в «реестре участников майнинга». Отдельно подчеркивалось, что физические лица для осуществления майнинга должны регистрироваться как предприниматели или самозанятые только при превышении установленных лимитов потребляемой электроэнергии. То есть возможен «домашний» майнинг без получения какого-либо специального статуса, в том числе, без регистрации в реестре участников майнинга.

Законопроект № 116366-8 был отозван авторами в мае 2022 года

При этом одновременно в Государственную Думу той же группой депутатов был внесен законопроект № 127303-8. В основном, он дублировал

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

законопроект № 116366-8. Однако из него были исключены упоминания о «реестре участников майнинга». Также исчезла статья об амнистии за нарушения в сфере майнинга, но рассмотрение данного вопроса не относится к тематике настоящей статьи.

Законопроект № 127303-8 был отклонен Государственной Думой.

Заключение.

Проведённый историко-правовой анализ позволяет сделать вывод о том, что отклонённые проекты федеральных законов о майнинге при определении и характеристике майнинга имеют как сходство, так и различия.

В качестве общих черт можно отметить следующие:

- в целом схожее техническое описание понятия «майнинг» как деятельности по поддержанию распределенного реестра и генерация блоков в нем;

- признание ключевым субъектом майнинга юридического лица - «оператора»;

- возможность осуществления майнинга как юридическими лицами, так и физическими лицам.

Расхождения имеются по таким вопросам

как:

- признание майнинга предпринимательской деятельностью (впрочем, вопрос об отнесении тех или иных видов деятельности к предпринимательству может вызывать дискуссии [8], поэтому однозначно говорить о том, что какой-то предложенный проект рассматривает майнинг как предпринимательскую деятельность, а какой-то нет, нельзя);

- критерии определения сферы действия закона;

- обязательность регистрации майнеров в специальном реестре.

Подобное положение дел, очевидно, свидетельствует о необходимости выработки единой государственной политики в сфере оборота криптовалюты. Именно на основе такого принципиального решения целесообразно принимать законодательные акты, в том числе, по связанному с криптовалютой вопросу регулирования майнинга. Впрочем, похоже проблемы стоят не только перед Российской Федерацией, но и пере иными странами, в том числе, довольно развитыми в сфере цифровых технологий [2].

Список литературы:

[1] Актуальные вопросы влияния майнинга криптовалют на энергетическую безопасность государств евразийского региона (на примере Республики Казахстан и Российской Федерации) /

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

В.Е. Понаморенко, Г.А. Насырова, Г.С. Кодашева [и др.] // Уголь. 2022. № 4 (1153). С. 61-66.

[2] Забайкалов А.П. О разработке нормативных актов о регулировании оборота криптовалют // Защита социальных прав граждан как обязанность государства: материалы XVI Международной научно-практической конференции (Липецк, 26 апреля 2022 года). Воронеж: НАУКА-ЮНИ-ПРЕСС, 2022. С. 207-214.

[3] Законопроект № 116366-8 «О майнинге в Российской Федерации». URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/116366-8 (дата обращения: 20.05.2023).

[4] Законопроект № 127303-8 «О майнинге в Российской Федерации». URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/127303-8 (дата обращения: 20.05.2023).

[5] Законопроект № 237585-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления правового регулирования деятельности по майнингу). URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/237585-8 (дата обращения: 20.05.2023).

[6] Законопроект № 373645-7 «О системе распределенного национального майнинга». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/373645-7 (дата обращения: 20.05.2023).

[7] Куликова К. Россия намайнила серебро. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5915688 (дата обращения: 20.05.2023).

[8] Светлов И. А. Некоторые аспекты содержания понятия «предпринимательская деятельность» в практике по налоговым спорам // Финансовое право и управление. 2015. № 4. С. 427-431.

[9] Шауро И. Г. Регулирование криптовалюты в Российской Федерации: некоторые теоретико-правовые аспекты // Вопросы экономики и права. 2022. № 165. С. 28-32.

Spisok literatury:

[1] Aktual'nye voprosy vliyaniya majninga krip-tovalyut na energeticheskuyu bezopasnost' gosu-darstv evrazijskogo regiona (na primere Respubliki Kazahstan i Rossijskoj Federacii) / V.E. Ponamo-renko, G.A. Nasyrova, G.S. Kodasheva [i dr.] // Ugol'. 2022. № 4 (1153). S. 61-66.

[2] Zabajkalov A.P. O razrabotke normativnyh aktov o regulirovanii oborota kriptovalyut // Zashchita social'nyh prav grazhdan kak obyazannost' gosu-darstva: materialy XVI Mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferencii (Lipeck, 26 aprelya 2022 goda). Voronezh: NAUKA-YUNIPRESS, 2022. S. 207-214.

[3] Zakonoproekt № 116366-8 «O majninge v Rossijskoj Federacii». URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/116366-8 (data obrashcheniya: 20.05.2023).

[4] Zakonoproekt № 127303-8 «O majninge v Rossijskoj Federacii». URL: https://sozd.duma.gov. ru/bill/127303-8 (data obrashcheniya: 20.05.2023).

[5] Zakonoproekt № 237585-8 «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» (v chasti ustanovleniya pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti po majningu). URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/237585-8 (data obrashcheniya: 20.05.2023).

[6] Zakonoproekt № 373645-7 «O sisteme raspredelennogo nacional'nogo majninga». URL:

https://sozd.duma.gov.ru/bill/373645-7 (data obrashcheniya: 20.05.2023).

[7] Kulikova K. Rossiya namajnila serebro. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5915688 (data obrashcheniya: 20.05.2023).

[8] Svetlov I. A. Nekotorye aspekty soder-zhaniya ponyatiya «predprinimatel'skaya deya-tel'nost'» v praktike po nalogovym sporam // Finansovoe pravo i upravlenie. 2015. № 4. S. 427431.

[9] Shauro I. G. Regulirovanie kriptovalyuty v Rossijskoj Federacii: nekotorye teoretiko-pravovye aspekty // Voprosy ekonomiki i prava. 2022. № 165. S. 28-32.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.