Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВЕРОЯТНЫХ КРИМИНАЛЬНЫХ РИСКОВ И УГРОЗ, СВЯЗАННЫХ С МАЙНИНГОМ КРИПТОВАЛЮТЫ'

ОЦЕНКА ВЕРОЯТНЫХ КРИМИНАЛЬНЫХ РИСКОВ И УГРОЗ, СВЯЗАННЫХ С МАЙНИНГОМ КРИПТОВАЛЮТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИПТОВАЛЮТА / БЛОКЧЕЙН / МАЙНИНГ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ / МАЙНЕР / МАЙНИНГОВЫЕ-ПУЛЫ / ОБЛАЧНЫЙ МАЙНИНГ / ОТМЫВАНИЕ ДОХОДОВ / КРИПТОДЖЕКИНГ / ВРЕДОНОСНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурадян Светлана Владимировна, Кузьмин Николай Александрович

На сегодняшний день майнинг криптовалют остается за рамками правового регулирования в Российской Федерации, что значительно усложняет работу правоохранительных органов. Авторы изучили существующие подходы к определению понятия и сущность майнинга и пришли к выводу, что майнинг - это вид высокомаржинальной предпринимательской деятельности, вызванный потребностями цифровой экономики и требующий соответствующего регулирования. В статье майнинг сегментирован на четыре группы, исходя из организации процесса его реализации. С учетом данных сегментов авторы провели анализ соответствующей правоприменительной практики, показав вероятные криминальные риски и угрозы, связанные с майнингом криптовалюты. Авторами рассмотрено две модели возможного правового регулирования майнинга в Российской Федерации и сделан вывод о том, что отсутствие регулирования данной отрасли, равно как и установление полного запрета на оборот криптовалюты и ее эмиссию, неизбежно приведет к увеличению доли теневой экономики, росту преступности и дестабилизации отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF LIKELY CRIMINAL RISKS AND THREATS ASSOCIATED WITH CRYPTOCURRENCY MINING

To date, cryptocurrency mining remains outside of legal regulation in the Russian Federation, which significantly complicates the work of law enforcement agencies. The authors studied the existing approaches to the definition of the concept and the essence of mining and came to the conclusion that mining is a type of high-margin entrepreneurial activity, caused by the needs of the digital economy and requiring appropriate regulation. In the article mining is segmented into four groups, based on the organization of the process of its implementation. With these segments in mind, the authors analyzed the relevant law enforcement practices, showing the likely criminal risks and threats associated with mining cryptocurrency. The authors considered two models of possible legal regulation of mining in the Russian Federation and concluded that the lack of regulation of this industry, as well as the establishment of a complete ban on the circulation of cryptocurrency and its emission, will inevitably lead to an increase in the share of shadow economy, growth of crime and destabilization of the sector.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВЕРОЯТНЫХ КРИМИНАЛЬНЫХ РИСКОВ И УГРОЗ, СВЯЗАННЫХ С МАЙНИНГОМ КРИПТОВАЛЮТЫ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 343.3/.7:004

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-198-204 NIION: 2015-0066-6/22-559 MOSURED: 77/27-011-2022-06-758

Светлана Владимировна Мурадян1, Николай Александрович Кузьмин2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 lanamuradyan@gmail.com

2 kuzminn80@mail.ru

Аннотация. На сегодняшний день майнинг криптовалют остается за рамками правового регулирования в Российской Федерации, что значительно усложняет работу правоохранительных органов. Авторы изучили существующие подходы к определению понятия и сущность майнинга и пришли к выводу, что майнинг - это вид высокомаржинальной предпринимательской деятельности, вызванный потребностями цифровой экономики и требующий соответствующего регулирования. В статье майнинг сегментирован на четыре группы, исходя из организации процесса его реализации. С учетом данных сегментов авторы провели анализ соответствующей правоприменительной практики, показав вероятные криминальные риски и угрозы, связанные с майнингом криптовалюты. Авторами рассмотрено две модели возможного правового регулирования майнинга в Российской Федерации и сделан вывод о том, что отсутствие регулирования данной отрасли, равно как и установление полного запрета на оборот криптовалюты и ее эмиссию, неизбежно приведет к увеличению доли теневой экономики, росту преступности и дестабилизации отрасли.

Ключевые слова: криптовалюта, блокчейн, майнинг, доказательство выполнения работы, майнер, майнинго-вые-пулы, облачный майнинг, отмывание доходов, криптоджекинг, вредоносные компьютерные программы

Для цитирования: Мурадян С. В., Кузьмин Н. А. Оценка вероятных криминальных рисков и угроз, связанных с майнингом криптовалюты // Вестник экономической безопасности. 2022. № 6. С. 198-204. https://doi. 0^/10.24412/2414-3995-2022-6-198-204.

Svetlana V. Muradyan1, Nikolay A. Kyzmin2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 lanamuradyan@gmail.com

2 kuzminn80@mail.ru

Abstract. To date, cryptocurrency mining remains outside of legal regulation in the Russian Federation, which significantly complicates the work of law enforcement agencies. The authors studied the existing approaches to the definition of the concept and the essence of mining and came to the conclusion that mining is a type of high-margin entrepreneurial activity, caused by the needs of the digital economy and requiring appropriate regulation. In the article mining is segmented into four groups, based on the organization of the process of its implementation. With these segments in mind, the authors analyzed the relevant law enforcement practices, showing the likely criminal risks and threats associated with mining cryptocurrency. The authors considered two models of possible legal regulation of mining in the Russian Federation and concluded that the lack of regulation of this industry, as well as the establishment of a complete ban on the circulation of cryptocurrency and its emission, will inevitably lead to an increase in the share of shadow economy, growth of crime and destabilization of the sector.

Keywords: cryptocurrency, blockchain, mining, proof-of-work, miner, mining pools, cloud mining, money laundering, cryptojacking, malware

For citation: Muradyan S. V., Kyzmin N. A. Assessment of likely criminal risks and threats associated with cryptocurrency mining. Bulletin of economic security. 2022;(6):198-204. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-6-198-204.

© Мурадян С. В., Кузьмин Н. А., 2022

Оценка вероятных криминальных рисков и угроз, связанных с маинингом криптовалюты

Original article

Assessment of likely criminal risks and threats associated with cryptocurrency mining

Несмотря на колоссальную популярность майнинга по всему миру, вызванную вполне объективными причинами, сохраняется диссонанс в подходах государств к его правовому регулированию. Связано это, в первую очередь, с тем, что правовое регулирование блокчейн-технологий в разных странах идет совершенно по разному пути. Майнинг, по сути, представляет собой процесс генерации криптовалют, в результате которого в блок-чейн добавляется новых подходящий блок транзакций, и происходит эмиссия монет. То есть для того, чтобы урегулировать такой процесс, как майнинг, законодателю необходимо создать целостную правовую основу, регулирующую оборот цифровых активов в государстве.

Итак, майнинг - это распределенный процесс проверки и подтверждения действительности операций, который генерирует цепочку блоков путем решения сложных алгоритмов и создает новые биткоины, выплачиваемые в качестве вознаграждения в сумме, заранее определенной протоколом первому «майнеру», решившему алгоритм, подтверждающий транзакцию [1]. То есть майнинг - это не выпуск нового вида криптовалю-ты, а выполнение работ по криптографическим вычислениям по добыче уже обращающейся криптовалюты.

Понятие майнинга не дается в рекомендациях ФАТФ, но содержится определение «майнера», то есть физического или юридического лица, участвующего в децентрализованной сети виртуальной валюты путем запуска специального программного обеспечения для решения сложных алгоритмов в распределенной системе на основе консенсуса proof-of-work (доказательство работы) или другого консенсуса, используемого для подтверждения транзакций в системе виртуальной валюты [2].

В Казахстане, являющемся по данным Кэмбридж-ского университета второй страной в мире по объему майнинговых мощностей [3], с 19 мая 2022 г. вновь разрешили майнинг [4]. Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418^ «Об информатизации» в п. 55-3 ст. 1 определяет цифровой майнинг, как процесс проведения вычислительных операций с использованием компьютерных, энергетических мощностей согласно заданным алгоритмам шифрования и обработки данных, обеспечивающий подтверждение целостности блоков данных в объектах информатизации посредством блок-чейна [5]. В Приложении № 1 к Декрету Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 майнинг определен, как отличная от создания собственных цифровых знаков (токенов) деятельность, направленная на обеспечение функционирования реестра блоков транзакций (блокчейна) посредством создания в таком реестре новых блоков с информацией о совершенных операциях. Лицо, осуществляющее майнинг, становится владельцем цифровых знаков (токенов), возникших (добытых) в результате его деятельности по майнингу, и может получать цифровые знаки (токены) в качестве вознаграждения за верификацию совершения операций в реестре блоков транзакций (блокчейне) [6].

То есть майнинг - это не просто способ создания новых монет, работающий на основе консенсуса ргоо£-of-work. Он необходим для того, чтобы обеспечить достижение данного консенсуса и обеспечить признание определенных транзакций валидными, чтобы не позволить кому-либо из участников блокчейн-сети потратить уже использованные в другой транзакции монеты. Лицо, осуществляющее майнинг становится владельцем сгенерированных монет и может получать дополнительное вознаграждение за верификацию совершения операций в блокчейне. То есть в таком случае майнинг - это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

В Российской Федерации на сегодняшний день майнинг законодательно не урегулирован. И это несмотря на то, что в пояснительной записке к проекту федерального закона «О майнинге в Российской Федерации» от 20 мая т. г. говорится, что по экспертным оценкам, гражданами Российской Федерации открыто более 12 миллионов криптовалютных кошельков, а объем средств на кошельках составляет порядка 10 трлн рублей [7]. Кроме того, по оценкам ежемесячного абсолютного показателя хэшрейта Кэмбриджский университет 01.01.22 поставил Российскую Федерацию на 5 место в мире по объему «майнинговых» мощностей [3].

Де-факто, ситуация такова, что криптовалюты выпускаются в России неограниченным кругом анонимных субъектов, а учитывая высокие риски их противоправного использования, можно сказать, что подобное игнорирование законодателем происходящих процессов приводит к обострению оперативной обстановки в сфере обращения цифровых валют.

В связи с отсутствием регулирования «майнинга», его можно расценивать согласно ст. 2 ГК РФ [8] как самостоятельную деятельность, направленную на получение прибыли, то есть подобный бизнес, по сути, приравнивается к предпринимательству. Согласно действующему законодательству в России, можно заниматься любой прямо незапрещенной законом предпринимательской деятельностью при соблюдении необходимых требований. Соответственно, лицо, осуществляющее майнинг криптовалют должно быть зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица по наиболее подходящему майнингу коду ОКВЭД: 63.11 «Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность» или 63.11.1 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов»; либо выбрать статус самозанятого, если исходить из того, что криптовалюта - это имущество. В ряде случаев законодатель, пойдя по пути юридической фикции, для целей конкретных федеральных законов приравнивает криптовалюту к имуществу (ст. 3 Федерального закона от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных путем, и финансированию терроризма» [9], ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ

«О несостоятельности (банкротстве)» [10], ст. 68 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» [11] и в ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» [12]). Однако, по мнению Минфина России, в связи с отсутствием понятия майнинга в Российской Федерации и неопределенностью правового статуса «майнеров» вопрос о государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей физических лиц, занимающихся майнингом, и применении ими системы налогообложения может быть рассмотрен только после принятия соответствующих законодательных актов по указанному вопросу [13]. Тем не менее, все изложенное позволяет утверждать, что майнинг крипто-валют представляет собой популярный высокомаржинальный вид предпринимательской деятельности.

Например, в Республике Беларусь деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токенов, осуществляемая физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, не является предпринимательской деятельностью. Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам также не запрещено осуществлять деятельность по майнингу крипто-валют, однако для этого они должны быть резидентами Парка высоких технологий [14].

Существует две возможные модели правового регулирования майнинга в России. Первая, поддерживаемая Центральным банком Российской Федерации, который в своем докладе предположил, что оптимальным решением для России станет полный запрет деятельности, направленной на майнинг криптовалют, как это было сделано в Китае и Иране. Свою позицию Банк России обосновывает высоким потреблением электроэнергии, что непременно ставит под угрозу инфраструктурное энергетическое обеспечение, а также реализацию экологической повестки [15].

Вторая модель изложена в разработанном Министерством финансов Российской Федерации проекте Федерального закона № 127303-8 от 20 мая 2022 г. «О майнинге в Российской Федерации», направленным на урегулирование отношений, связанных с особенностями выпуска, генерацией цифровой валюты в Российской Федерации, в том числе с использованием майнинг-пулов [16]. Если деятельность по майнингу ведется в России или с использованием российской информационной инфраструктуры, то к ней применяется российское право. В рамках указанного законопроекта такая деятельность разрешается на территории Российской Федерации, облагается налогами и официально приравнивается к предпринимательской деятельности. Подобное решение позволит не только вывести майнинг из зоны «серой» экономики, но и повлияет на существенное пополнение бюджета за счет налогообложения нового вида предпринимательской деятельности и поможет избежать излишней неурегулированной нагрузки на энергосистемы.

В связи с отсутствием должных мер ответственности в Российском законодательстве в соотношении с высокой доходностью деятельности по майнингу крип-товалют, появляется все большее число «подпольных» «майнеров», незаконно использующих электроэнергию в больших объемах, что приводит к увеличению нагрузки на электросети, которое может стать причиной аварий и пожаров.

Так, Р. закупил оборудование для создания май-нингового отеля. И вместо трансформаторной подстанции незаконно установил более мощную подстанцию, за счет которой в обход прибора учета потребляемой электрической энергии обеспечил работу 350 энерго-принимающих устройств для майнинга криптовалют. В результате чего осуществил незаконное безучетное потребление электрической энергии общим объемом 1, 327 628 кВтч на сумму 5 706 875, 34 руб. Приговором Сыктывкарского городского суда Республики Коми [17] действия Р. были квалифицированы по п. «б» ч. 2 ст. 165 УК РФ [18].

Деятельность по майнингу криптовалют можно разделить на четыре различных сегмента:

- собственный майнинг, когда «майнеры» используют и обслуживают собственное оборудование для получения прибыли;

- удаленный хостинг, когда «майнеры» арендуют специально оборудованные в прохладных помещениях дата-центры со стабильным энергоснабжением при максимальной мощности подключения со стороны ре-сурсоснабжающей организации, достаточным уровнем безопасности и устойчивым высокоскоростным Интернетом;

- облачный майнинг, когда клиенты сдают в аренду вычислительные мощности для использования третьей стороной;

- майнинговые-пулы, когда «майнеры» коллективно используют свои вычислительные ресурсы для добычи новых монет и делят вознаграждение между участниками в соответствии с их вкладом.

Учитывая, что для организации майнинга требуются определенные познания, появляются риски мошеннических действий в указанной сфере. Связано это может быть с распространением информации об оказании услуг по настройке майнингового оборудования лицами, не обладающими специальными знаниями в указанной области, с целью хищения оборудования, с поставками поддельного оборудования для майнинга либо с отсутствием намерений злоумышленников исполнять обязательства по приобретению такого оборудования с целью хищения полученных денежных средств. Так, Кассационным определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2022 г. № 7У-6569/2022 [77-2540/2022] М. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ. По фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании, М. получил у четырех потерпевших денежные средства под предлогом

приобретения оборудования для «майнинга», однако, завладев деньгами, никаких действий для этого не предпринял, а полученные средства использовал для погашения личных долгов. На требования потерпевших вернуть деньги не прореагировал, а начал избегать контактов [19].

Не редки случаи участия в так называемых «фальшивых» пулах, когда владельцы серверов, распределяющих задачу расчета подписи блока между всеми подключенными участниками, оказываются мошенниками, которые не выплачивают сгенерированную криптовалю-ту под предлогом хакерских атак или по иным заведомо ложным причинам.

Самый популярный способ мошенничества, связанный с майнингом криптовалюты - это фиктивный облачный майнинг. Злоумышленники получают крупные суммы денег на приобретение оборудования для майнинга, но оборудование не приобретают и сам процесс майнинга не осуществляют. Наиболее продуктивно такие схемы работают при создании подставных сайтов, копирующих настоящих поставщиков услуг.

Кроме того, само оборудование имеет высокую стоимость, а потому часто становится предметом хищений. Так, Л. совершил тайное хищение компьютерного оборудования на майнинговой ферме при следующих обстоятельствах. В течение года Л. занимался обеспечением работы оборудования на майнинговой ферме своего знакомого Ф. на территории турбазы «Сказка», имел ключ от домика, где она располагалась и свободный доступ к его компьютеру с оборудованием в данном домике, откуда и похитил 50 видеокарт и 1 комплектующую к видеокартам, причинив Ф. ущерб на сумму 1 млн 911 тыс. рублей. Приговором Семилук-ского районного суда Воронежской области от 21 июня 2022 г. по делу № 1-85/2022 Л. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 4 ст. 158 УК РФ [20].

Наиболее часто используемым типом преступных посягательств, которые совершаются в целях генерации (майнинга) криптовалюты является криптоджекинг, представляющий собой несанкционированное использование вредоносного программного обеспечения для получения доступа к вычислительным мощностям зараженного средства вычислительной техники для май-нинга криптовалют. Так, С., действуя из корыстной заинтересованности, скопировал с сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на свой персональный компьютер вредоносную программу, предназначенную для генерации криптовалюты. После чего посредством запуска указанной компьютерной программы осуществил компьютерное воздействие на сервер с 1Р-адресом N принадлежащий ПАО, в результате чего С. получил логин и пароль, необходимые для доступа к серверу, с использованием которых осуществил удаленный вход на сервер и скопировал со своего персонального компьютера на него вредоносную программу, с целью использования компьютерных мощностей

ПАО для майнинга криптовалюты, но не смог довести данные действия до конца в связи с пресечением противоправной деятельности сотрудниками ФСБ России. Солнечногорским городским судом Московской области действия С. были квалифицированы по ч. 2 ст. 273 УК РФ [21]. Учитывая высокие возможности по обнаружению такого несанкционированного использования устройств самими пользователями и высокие риски быть привлеченными к уголовной ответственности за подобные действия, злоумышленники перешли к более скрытым формам криптоджекинга путем использования безфайловых вредоносных программ, что затрудняет их обнаружение по сравнению с классическими программами на основе приложений. Согласимся с позицией С. Л. Нуделя и Д. А. Печегина, согласно которой включенные в главу 28 УК РФ составы преступлений предполагают, что соответствующий скрипт, использующий ресурс компьютера пользователя без его разрешения, должен быть установлен в систему компьютера, чего не происходит при скрытом майнинге, что является пробелом действующего законодательства [22].

Анализ современной правоприменительной практики показывает, что преступные посягательства, которые совершаются в целях генерации (майнинга) крип-товалюты, предусматривают посягательства, ответственность за которые предусмотрена всеми составами преступлений в рамках главы 28 УК РФ «Преступления в сфере компьютерной информации» [23].

Рост популярности майнинга криптовалют неизбежно привел к сближению данного вида деятельности с преступностью. Во-первых, с помощью майнин-га преступники могут осуществлять отмывание своих преступных доходов самостоятельно. Поскольку при организации работы майнинг-пулов (на данный момент для успешного майнинга требуется все большее количество электроэнергии и объединение в майнинг-пулы предоставляет для их участников гораздо больше шансов успешного майнинга) не осуществляется KYC/AML проверка участников, то вероятность ввода в такой процесс активов криминального происхождения весьма высока, а отслеживание их со стороны правоохранительных органов затруднено. Обычно, даже для регистрации в крупных майнинг-пулах, типа BTC.com или РооИп требуется только адрес электронной почты и номер телефона.

Кроме того, по аналогии с концепцией отказа от личного транспорта в пользу поставщиков услуг перевозок (MaaS), майнинг может использоваться, как услуга для конвертации доходов, полученных преступным путем (фиатных или криптовалют с прослеживаемой историей незаконного происхождения) в «чистые» монеты. В такой схеме удаленный хостинг или облачные майнинговые сервисы получают оплату за майнинго-вую деятельность без осуществления проверки происхождения поступающих средств, взамен «майнеры» отправляют «клиентам» вновь сгенерированные монеты без истории транзакций. Риск использования «чистых»

только что сгенерированных криптовалют в преступных целях очень велик. С одной стороны появляется возможность реализовать все плюсы криптовалют, как цифровых активов, созданных на децентрализованной платформе блокчейн, с другой стороны новые «чистые» активы не имеют за собой преступного следа и связать их затем с активами, добытыми преступным путем, практически невозможно. Так, Европейский парламент подтверждает, что майнинг может стать одним из способов осуществления отмывания доходо, поскольку недавно добытые «монеты» являются чистыми, а значит, если кто-то конвертирует их в фиат-ную валюту или другие криптоактивы, они тоже будут чистыми [24].

Активный рост числа пользователей криптовалют в мире, а также преимущества их использования в преступной деятельности (отмывание доходов, полученных преступным путем, наркоторговля, финансирование терроризма, незаконная продажа оружия, нелегальный вывод средств за рубеж, хищения, вымогательство, коррупция [15]) позволяют утверждать, что подобная деятельность продолжает активно развиваться. В этой связи целесообразно разработать на законодательном уровне модель правового регулирования оборота крип-товалют в России, включая деятельность по майнингу криптовалют. Поскольку отсутствие регулирования данной отрасли, равно как и установление запрета, неизбежно приводит к увеличению доли теневой экономики, росту преступности и дестабилизации отрасли. Реализации четко выбранной стратегии позволит создать благоприятные предпосылки для успешной профилактики преступлений в сфере оборота криптовалют. На сегодняшний день правоохранительные органы в отсутствие законодательно установленной системы про-слеживаемости крипто-финансовых потоков и информации об идентифицированных держателях цифровых валют не могут эффективно реагировать на правонарушения и преступления, совершаемые с их использованием [25].

Список источников

1. Руководство ФАТФ по применению риск-ориентированного подхода. Виртуальные валюты. Июнь 2015 // Сайт Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма [Электронный ресурс]. - URL: https:// eurasiangroup.org/files/uploads/files/FATF_documents/ FATF_Guidances/ROP_Virtualnye_valyuty.pdf (дата обращения: 28.08.2022).

2. FATF report. Virtual Currencies: Key Definitions and Potential AML/CFT Risks. June 2014 // The Financial Action Task Force [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/Virtual-currency-key-definitions-and-potential-aml-cft-risks.pdf (дата обращения: 28.08.2022).

3. Bitcoin Mining Map. January, 2022 // Cambridge Center for Alternative Finance of University of Cambridge

[Электронный ресурс]. - URL: https://ccaf.io/cbeci/ mining_map (дата обращения: 28.08.2022).

4. Майнерам снова разрешили работать в Казахстане. 20.05.2022 // Kazakhstan Today [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kt.kz/rus/economy/mayneram_ snova_razreshili_rabotat_v_kazahstane_1377933862.html (дата обращения: 28.08.2022).

5. Закон Республики Казахстан от 24 ноября 2015 года № 418-V «Об информатизации» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.07.2022 г.) // Информационная система «Юрист» Республики Казахстан [Электронный ресурс]. - URL:https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=33885902&pos= 113;5#pos= 113;5&sd oc_params=text%3D%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0 %25B9%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%25 D0%25B3%26mode%3Dindoc%26topic_id%3D33885902 %26spos%3D1%26tSynonym%3D1%26tShort%3D1%26t Suffix%3D1&sdoc_pos=0 (дата обращения: 28.08.2022).

6. Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.17 № 8 «О развитии цифровой экономики» // Сайт Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - URL: https://president.gov.by/ru/documents/ dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (дата обращения: 28.08.2022).

7. Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 127303-8 от 20.05.22 «О майнинге в Российской Федерации» // Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. - URL: https://sozd. duma.gov.ru/bill/127303-8?ysclid=l78xn5s1dj726323874 (дата обращения: 28.08.2022).

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994№ 51-ФЗ (ред. от25.02.2022) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.08.2022).

9. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных путем, и финансированию терроризма» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.08.2022).

10. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 28.06.2022, с изм. от 21.07.2022) «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.08.2022).

11. Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об исполнительном производстве» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.08.2022).

12. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О противодействии коррупции» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.08.2022).

13. Письмо Минфина России от 12.01.2022 № 0304-05/813 «О госрегистрации в качестве ИП физлиц, занимающихся майнингом, и применении ими системы налогообложения, а также об уменьшении доходов на расходы, связанные с приобретением имущества, в целях НДФЛ» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.08.2022).

14. Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.17 № 8 «О развитии цифровой экономики» // Сайт Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - URL: https://president.gov.by/ru/documents/ dekret-8-ot-21-dekabija-2017-g-17716 (дата обращения: 08.08.2022).

15. Доклад Банка России для общественных консультаций «Криптовалюты: тренды, риски, меры». Москва, 2022 // сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL:https:// cbr.ru/Content/Document/File/132241/Consultation_ Paper_20012022.pdf (дата обращения: 28.08.2022).

16. Проект Федерального закона № 127303-8 от 20.05.2022 «О майнинге в Российской Федерации» // Система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс]. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/127303-8?ysclid=l6clzlkabt24037035 (дата обращения: 28.08.2022).

17. Приговор Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17.01.2022 по делу № 1-37/2022 / СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.08.2022).

18. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в сил с 25.07.2022) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.08.2022).

19. Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.07.2022 № 7У-6569/2022[77-2540/2022] / СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.08.2022).

20. Приговор Семилукского районного суда Воронежской области от 21.06.2022 по делу № 1-85/2022 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 18.08.2022).

21. Приговор Солнечногорского городского суда Московской области от 07.10.2020 № 1-227/2020 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.08.2022).

22. Нудель С. Л., Печегин Д. А.Тенденции уголовной политики в области охраны экономической деятельности в условиях цифровизации / Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2022. № 2 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.08.2022).

23. Русскевич Е. А., Малыгин И. И. Преступления, связанные с обращением криптовалют: особенности квалификации // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 3 / СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 28.08.2022).

24. Европарламент может создать орган для регулирования крипторынка // Сайт BitcoinTalk. Cryptocurrency news [Электронный ресурс]. - URL: https://news. bitcointalk.com/evroparlament-mozhe-sozdat-organ-dlja-regulirovanija-kriptorynka/ (дата обращения: 28.08.2022).

25. Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют, утвержденная Правительством Российской Федерации. 08.02.2022 // Правительство России [Электронный ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/Dik 7wBqAubc34ed649ql2Kg6HuTANrqZ.pdf (дата обращения: 18.08.2022).

References

1. FATF Guidance on the Risk-Based Approach. Virtual Currencies. June 2015 // Eurasian Group on Combating Money Laundering and Financing of Terrorism website [Electronic resource]. - URL: https://eurasiangroup. org/files/uploads/files/FATF_documents/FATF_Guidances/ ROP_Virtualnye_valyuty.pdf (accessed: 28.08.2022).

2. FATF report. Virtual Currencies: Key Definitions and Potential AML/CFT Risks. June 2014 // The Financial Action Task Force [Electronic resource]. - URL: https:// www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/Virtual-currency-key-definitions-and-potential-aml-cft-risks.pdf (accessed: 28.08.2022).

3. Bitcoin Mining Map. January, 2022 // Cambridge Center for Alternative Finance of the University of Cambridge. - URL: https://ccaf.io/cbeci/mining_map (accessed: 28.08.2022).

4. Miners again allowed to work in Kazakhstan. 20.05.2022 // Kazakhstan Today [Electronic resource]. -URL: https://www.kt.kz/rus/economy/mayneram_snova_ razreshili_rabotat_v_kazahstane_1377933862.html (accessed: 28.08.2022).

5. Law of the Republic of Kazakhstan dated November 24, 2015 № 418-V «On Informatization» (with amendments and additions as of 14.07.2022) // Lawyer Information System of the Republic of Kazakhstan [Electronic resource]. - URL:https://online.zakon.kz/Document/? doc_ id=33885902&pos=113;5#pos=113; 5&sdoc_params=text %3D%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0 %25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B3%26 mode%3Dindoc%26topic_id%3D33885902%26spos%3D1 %26tSynonym%3D1%26tShort%3D1%26tSuffix%3D 1&s doc_pos=0 (accessed: 28.08.2022).

6. Decree of the President of the Republic of Belarus of 21.12.17 № 8 «On the development of digital economy» // Website of the President of the Republic of Belarus [Electronic resource]. - URL: https://president.gov.by/ ru/documents/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (accessed: 28.08.2022).

7. Explanatory note to the Draft Federal Law №127303-8 of 20.05.22 «On Mining in the Russian Federation» // Legislative Support System [Electronic resource]. - URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/127303-8?ysclid=l78xn5s1dj726323874 (accessed: 28.08.2022).

8. Civil Code of the Russian Federation (a part one) from 30.11.1994 № 51-FZ (rev. from 25.02.2022) // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 18.08.2022).

9. Federal law from 07.08.2001 № 115-FZ (rev. from 14.07.2022) «About counteraction to legalization (laundering) of incomes received by way, and terrorism financing» // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 08.08.2022).

10. Federal law from 26.10.2002 № 127-FZ (rev. from 28.06.2022, as amended from 21.07.2022) «About insolvency (bankruptcy)» // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 08.08.2022).

11. Federal law from 02.10.2007 № 229-®3 (rev. from 14.07.2022) «About Enforcement Proceedings» // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 08.08.2022).

12. Federal law from 25.12.2008 № 273-FZ (rev. from 01.04.2022) «About counteraction to corruption» // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 08.08.2022).

13. The letter of the Ministry of Finance of Russia from 12.01.2022 N 03-04-05/813 «About state registration as individual entrepreneurs engaged in mining, and the use of their taxation system, and the reduction of income at the cost of the acquisition of property for personal income tax purposes» // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 08.08.2022).

14. Decree of the President of the Republic of Belarus of 21.12.17 № 8 «On the development of digital economy» // Website of the President of the Republic of Belarus [Electronic resource]. - URL: https://president.gov.by/ ru/documents/dekret-8-ot-21-dekabrja-2017-g-17716 (accessed: 08.08.2022).

15. Report of the Bank of Russia for public consultations «Cryptocurrencies: trends, risks, measures». Moscow, 2022 // website of the Central Bank of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL:https://cbr.ru/Content/ Document/File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf (accessed: 28.08.2022).

16. Draft Federal Law № 127303-8 of 20.05.2022 «On Mining in the Russian Federation» // System of Legislative Support [Electronic resource]. - URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/127303-8?ysclid=l6clzlkabt24037035 (accessed: 28.08.2022).

17. Verdict of Syktyvkar city court of the Komi Republic from 17.01.2022 on case No. 1-37/2022 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 08.08.2022).

18. Criminal Code of Russian Federation from 13.06.1996 № 63-FZ (rev. from 14.07.2022, with

amendments from 18.07.2022) (with amendments and additions, in force from 25.07.2022) // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 18.08.2022).

19. The cassation definition of the Second cassation court of general jurisdiction from 19.07.2022 № 7U-6569/2022 [77-2540/2022] // SPS «ConsultantPlus» (date of reference: 08.08.2022).

20. The verdict of the Semiluksky district court of the Voronezh region from 21.06.2022 on case № 1-85/2022 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 18.08.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Sentence of Solnechnogorsk city court of Moscow region from 07.10.2020 № 1-227/2020 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 08.08.2022).

22. Nudel S. L., Pechegin D. A. Tendencies of criminal policy in the field of protection of economic activity in the conditions of digitalization / Vestnik of Perm University. Juridicheskie nauk. 2022. No. 2 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 28.08.2022).

23. Russkevich E. A., Malygin I. I. Crimes related to circulation of cryptocurrencies: peculiarities of qualification // Law. Journal of the Higher School of Economics. 2021. No. 3 // SPS «ConsultantPlus» (accessed: 28.08.2022).

24. European Parliament may create body to regulate crypto market // BitcoinTalk site. Cryptocurrency news [Electronic resource]. - URL: https://news.bitcointalk.com/ evroparlament-mozhe-sozdat-organ-dlja-regulirovanija-kriptorynka/ (accessed: 28.08.2022).

25. Concept of legislative regulation of the mechanisms of organization of digital currencies turnover, approved by the Government of the Russian Federation. 08.02.2022 // Government of Russia [Electronic resource]. - URL: http:// static.government.ru/media/files/Dik7wBqAubc34ed649ql2 Kg6HuTANrqZ.pdf (accessed: 18.08.2022).

Информация об авторах

С. В. Мурадян - заместитель начальника кафедры противодействия преступлениям в сфере информационно-телекоммуникационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук;

Н. А. Кузьмин - начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники органов внутренних дел Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент.

Information about the authors

S. V. Muradyan - Deputy Head of the Department for Combating Crime in the Field of Information and Telecommunications Technology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences;

N. A. Kuzmin - Head of the Department of Operative-Search Activity and Special Equipment of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Legal Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 29.11.2022; принята к публикации 19.12.2022.

The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 29.11.2022; accepted for publication 19.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.