Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ (КРИПТОВАЛЮТ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ (КРИПТОВАЛЮТ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
216
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
законопроект / криптовалюта / майнинг / министерство финансов / правительство / правовое регулирование / Центральный банк / цифровая валюта / цифровая валюта центрального банка / цифровой рубль.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Батова Мария Алексеевна, Забайкалов Андрей Павлович, Свечникова Вера Викторовна

Авторы проводят анализ позиций органов власти в отношении дальнейшего развития правового регулирования оборота цифровых валют (криптовалют) в юрисдикции Российской Федерации. Отмечается, что в Российской Федерации отсутствует консолидированная позиция о возможности, целесообразности и пределах создания и использования на территории страны цифровых валют (криптовалют). В результате высказывается вывод о необходимости принятия федерального закона, регулирующего отношения в сфере цифровых валют (криптовалют).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ (КРИПТОВАЛЮТ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

gs4 цифровое право ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-7-398-401 БАТОВА Мария Алексеевна,

NIION: 2018-0076-7/23-558 и.о. заведующего кафедрой

MOSURED: 77/27-023-2023-7-558 «Гражданское право и процесс»

Липецкого филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», e-mail: [email protected]

ЗАБАЙКАЛОВ Андрей Павлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры прикладного права ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет»,

e-mail: [email protected]

СВЕЧНИКОВА Вера Викторовна,

старший преподаватель кафедры прикладного права ФГБОУ ВО «МИРЭА — Российский технологический университет»,

e-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ЦИФРОВЫХ ВАЛЮТ (КРИПТОВАЛЮТ) В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Авторы проводят анализ позиций органов власти в отношении дальнейшего развития правового регулирования оборота цифровых валют (криптовалют) в юрисдикции Российской Федерации. Отмечается, что в Российской Федерации отсутствует консолидированная позиция о возможности, целесообразности и пределах создания и использования на территории страны цифровых валют (криптовалют). В результате высказывается вывод о необходимости принятия федерального закона, регулирующего отношения в сфере цифровых валют (криптовалют).

Ключевые слова: законопроект, криптовалюта, майнинг, министерство финансов, правительство, правовое регулирование, Центральный банк, цифровая валюта, цифровая валюта центрального банка, цифровой рубль.

BATOVA Maria Alekseevna,

PhD in Law,

Acting Head of the Department "Civil Law and Process" Lipetsk Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

ZABAYKALOV Andrey Pavlovich,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Applied Law MIREA — Russian Technological University

SVECHNIKOVA Vera Viktorovna,

senior lecturer of the Department of Applied Law MIREA — Russian Technological University

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF LEGAL REGULATION OF THE TURNOVER OF DIGITAL CURRENCIES (CRYPTOCURRENCIES) IN THE RUSSIAN FEDERATION

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Annotation. The authors analyze the positions of the authorities regarding the further development of legal regulation of the turnover of digital currencies (cryptocurrencies) in the jurisdiction of the Russian Federation. It is noted that in the Russian Federation there is no consolidated position on the possibility, expediency and limits of the creation and use of digital currencies (cryptocurrencies) on the territory of the country. As a result, it is concluded that it is necessary to adopt a federal law regulating relations in the field of digital currencies (cryptocurrencies).

Key words; bill, cryptocurrency, mining, ministry of finance, government, legal regulation, central bank, digital currency, central bank digital currency, digital ruble.

Введение

Одной из особенностей развития современных технологий является своеобразно отставание трансформации правовой базы от эволюции общественных отношений [3]. В результате многие отношения возникают и распространяются настолько стремительно, что «выпадают» за рамки правового поля. При этом они не нарушают законодательство, а просто не регулируются или недостаточно регулируются нормативными актами.

Одним из таких примеров являются отношения в сфере оборота криптовалют.

В Российской Федерации на законодательном уровне первые шаги для регулирования криптовалютных отношений были предприняты с принятием Федерального закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он, по сути, место легализовал «цифровую валюту», под которой, с учетом отсутствия сложившейся терминологической базы, можно понимать и криптовалюту.

Однако данного закона явно недостаточно для создания комплексной системы правового регулирования, а многие аспекты отношений остаются вне рамок правового поля. Более того, можно отметить разнообразие подходов к политике в отношении криптовалют, наблюдающееся у разных властных субъектов [9, с. 29-30].

Позиция Центрального банка Российской Федерации

Центральный банк Российской Федерации неоднократно негативно высказывался о расширении оборота криптовалюты. Так, в докладе для общественных консультаций «Криптовалюты: тренды, риски, меры» [5], распространенном в 2022 году, регулятор подчеркивал, что разрешение использовать криптовалюту в качестве законного средства платежа за товары, работы и услуги «создает риск подрыва денежного обращения и утраты суверенитета национальной валюты». Кроме того, в докладе рассматривалась целая система рисков, угрожавших финансовой стабильности:

- ослабления курса рубля;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

- оттока капитала за границу;

- снижения инвестиций в экономику (ее реальный сектор);

- снижения уровня устойчивости банковской системы;

- других.

Для купирования этих и иных рисков Центральный банк Российской Федерации предлагал запрет в юрисдикции (на территории) Российской Федерации:

- на выпуск (организацию выпуска) криптова-люты;

- на организацию обращения криптовалюты;

- на майнинг криптовалюты;

- на инвестирование в криптовалюту и производные от криптовалюты активы финансовыми организациями (прежде всего, банками).

Более того, для обеспечения исполнения предлагаемых запретов Центральный банк Российской Федерации высказывал инициативу по установлению ответственности за нарушения в сфере обращения криптовалюты.

При этом альтернативой криптовалюты Центральный банк Российской Федерации видит введение цифрового рубля в сочетании с развитием системы быстрых платежей (СБП).

Как следует из доклада Центрального банка Российской Федерации для общественных консультаций «Цифровой рубль» [8], выпущенного в 2020 году, цифровой рубль будет эмитироваться Центральным банком Российской Федерации в цифровой форме и выступать дополнительной (третьей) формой российской валюты (рубля). Таким образом, его следует относить к так называемым «цифровой валюте центрального банка» (ЦВЦБ или CBDC). При этом, с одной стороны, он имеет черты наличных денежных средств, в частности индивидуализирован (имеет уникальный код-идентификатор как купюры) и выпускается центральным банком. В тоже время, из-за своей цифровой формы цифровой рубль обладает характеристиками безналичных денежных средств, в частности, не имеет физического воплощения и предоставляет широкие возможности для дистанционных расчетов и платежей.

Поскольку оба этих института (цифровой рубль и система быстрых платежей) находятся под государственным контролем, то их использование характеризуется низким уровнем рисков.

Одновременно они обладают большинством признаками, которые делают криптовалюту привлекательным средством платежа. Единственным значимым отличием становится то, что криптовалюта предполагает анонимность, а цифровой рубль, напротив, возможность большего контроля за движением денежных средств. Однако, последнее, в соответствии с позицией Центрального банк Российской Федерации, для законопослушных лиц не имеет значения. Место же криптова-люты в системе инвестиционных инструментов могут занять цифровые финансовые активы, в отношении которых российское право определяет меры защиты прав инвесторов.

Позиция Правительства Российской Федерации

Практически диаметрально противоположную позицию заняло Министерство финансов Российской Федерации, а вслед за ним - и Правительство Российской Федерации.

Почти одновременно с докладом «Криптова-люты: тренды, риски, меры» появилась разработанная указанным министерством и утверждённая Правительством Российской Федерации «Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют» [4].

Авторы концепции тоже признают криптовалюту «высокорискованным финансовым инструментом». Но вместо запрета они предлагают разработать нормативное регулирование, результатом которого станет «легальный рынок» криптова-люты. При этом акцентируется внимание на «техническую невозможность» полного запрета оборота криптовалюты, а также высокий уровень вовлеченности граждан и организаций Российской Федерации в криптовалютные отношения. Предлагается разделить инвесторов цифровых валют на квалифицированных и неквалифицированных, а также создать условия для лицензирования криптовалютных площадок, которые будут обязаны иметь «подушки безопасности» по ликвидности и достаточности капитала.

В качестве направлений регулирования определены:

- установление субъектного состава отношений;

- описание алгоритма осуществления операций, а также «клиентского пути»;

- определение полномочных органов, которые выполнят функции регулирования, контроля и надзора.

В рамках реализации данной концепции Министерство финансов передало на рассмотрение Правительства проект федерального закона «О цифровой валюте» для внесения в Государственную Думу [6]. Однако до настоящего вре-

мени этот проект в отечественный парламент так и не поступил.

Позиция Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Логичным решением дискуссии между Центральным банком Российской Федерации и Правительством (Министерством финансов) является принятие нового закона, более подробно регулирующего отношения по обороту цифровых валют (криптовалют). Однако сами законодатели, в целом проявляя интерес к теме, с инициативами практически не выступают.

Так, в запросах к Центральному банку Российской Федерации депутаты неоднократно уточняли позицию регулятора по криптовалюте и ее обоснование [7]. В тоже время полноценный закон, посвященный криптовалюте, вносился только в 2018 году и был довольно быстро возвращен субъекту законодательной инициативы для устранения недостатков [2]. При этом Государственная Дума рассматривала несколько авторских проектов, посвящённых отдельным аспектам оборота цифровых валют (криптовалют).

Так, в настоящее время на обсуждении в Государственной Думе находится законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления правового регулирования деятельности по майнингу) [1].

Его анализ позволяет сделать вывод о стремлении депутатов учесть доводы как сторонников криптовалют, так и противников их оборота. В частности, проект особо оговаривает возможность осуществления на территории Российской Федерации майнинга, т.е. деятельность «по проведению математических вычислений ..., имеющих целью создание цифровой валюты и (или) получение вознаграждения в цифровой валюте).

В тоже время предполагается целая система мер контроля:

- майнинг может осуществляться с учетом требований, которые определяет «Правительство Российской Федерации по согласованию с Банком России»;

- майнер должен отчитываться в получении цифровой валюты;

- отчуждение полученной майнером цифровой валюты допускается, по общему правилу, только без использования «объектов российской информационной инфраструктуры».

Заключение.

Анализ позиции основных заинтересованных органов власти и управления позволяет сде-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

лать вывод о том, что в Российской Федерации отсутствует консолидированная позиция о возможности, целесообразности и пределах создания и использования на территории страны цифровых валют (криптовалют). Такое положение сдерживает развитие данной отрасли, имеющей, по крайней мере в ближайшей перспективе, высокие шансы на рост во всем мире. Выходом из данной ситуации видится в принятии федерального закона, регулирующего отношения в сфере цифровых валют (криптовалют), который завершит затянувшуюся межведомственную дискуссию.

Пока же наиболее вероятными тенденциями в регулировании обращения криптовалюты в Российской Федерации видятся следующие:

- сохранение запрета на использование криптовалюты в качестве законного средства платежа;

- жесткое регулирование оборота криптовалюты в качестве инвестиционного инструмента.

Впрочем, динамика развития международных отношений и развития цифровых технологий могут существенно повлиять на позицию регулирующих органов. Например, широко обсуждается использование криптовалюты в качестве анти-санкционного инструмента.

Список литературы:

[1] Законопроект № 237585-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления правового регулирования деятельности по майнингу). URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/237585-8 (дата обращения: 10.06.2023).

[2] Законопроект № 373645-7 «О системе распределенного национального майнинга». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/373645-7 (дата обращения: 10.06.2023).

[3] Караваев А.О. О некоторых аспектах ответственности провайдера за нарушение авторских прав в сети Интернет // NB: Административное право и практика администрирования. 2016. № 5. - URL: https://nbpublish.com/library_read_ article.php?id=19787 (дата обращения: 10.06.2023).

[4] Концепция законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровых валют. - URL: http://static.government.ru/ media/files/Dik7wBqAubc34ed649ql2Kg6HuTANrqZ. pdf (дата обращения: 10.06.2023).

[5] Криптовалюты: тренды, риски, меры. Доклад для общественных консультаций. М., 2022. 36 с.

[6] Минфин России направил в Правительство России проект федерального закона «О цифровой валюте». - URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37774-minfin_rossii_napravil_v_

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

pravitelstvo_rossii_proekt_federalnogo_zakona_o_ tsifrovoi_valyute (дата обращения: 10.06.2023).

[7] Пакет документов при принятии профильным комитетом решения о представлении проекта постановления «О годовом отчете Центрального банка Российской Федерации за 2021 год» в Совет Государственной Думы - URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/110596-8 (дата обращения: 10.06.2023).

[8] Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций. М., 2022. 48 с.

[9] Шауро И. Г. Регулирование криптовалюты в Российской Федерации: некоторые теоретико-правовые аспекты // Вопросы экономики и права. 2022. № 165. С. 28-32.

Spisok literatury:

[1] Zakonoproekt № 237585-8 «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon «O cifrovyh finansovyh aktivah, cifrovoj valyute i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» (v chasti ustanovleniya pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti po majningu). URL: https://sozd.duma. gov.ru/bill/237585-8 (data obrashcheniya: 10.06.2023).

[2] Zakonoproekt № 373645-7 «O sisteme raspredelennogo nacional'nogo majninga». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/373645-7 (data obrashcheniya: 10.06.2023).

[3] Karavaev A.O. O nekotoryh aspektah otvet-stvennosti provajdera za narushenie avtorskih prav v seti Internet // NB: Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2016. № 5. - URL: https://nbpub-lish.com/library_read_article.php?id=19787 (data obrashcheniya: 10.06.2023).

[4] Koncepciya zakonodatel'nogo reglamenti-rovaniya mekhanizmov organizacii oborota cifrovyh valyut. - URL: http://static.government.ru/media/files/ Dik7wBqAubc34ed649ql2Kg6HuTANrqZ.pdf (data obrashcheniya: 10.06.2023).

[5] Kriptovalyuty: trendy, riski, mery. Doklad dlya obshchestvennyh konsul'tacij. M., 2022. 36 s.

[6] Minfin Rossii napravil v Pravitel'stvo Rossii proekt federal'nogo zakona "O cifrovoj valyute". -URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37774-minfin_rossii_napravil_v_pravi-telstvo_rossii_proekt_federalnogo_zakona_o_tsi-frovoi_valyute (data obrashcheniya: 10.06.2023).

[7] Paket dokumentov pri prinyatii profil'nym komitetom resheniya o predstavlenii proekta pos-tanovleniya «O godovom otchete Central'nogo banka Rossijskoj Federacii za 2021 god» v Sovet Gosu-darstvennoj Dumy - URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/110596-8 (data obrashcheniya: 10.06.2023).

[8] Cifrovoj rubl'. Doklad dlya obshchestvennyh konsul'tacij. M., 2022. 48 s.

[9] Shauro I. G. Regulirovanie kriptovalyuty v Rossijskoj Federacii: nekotorye teoretiko-pravovye aspekty // Voprosy ekonomiki i prava. 2022. № 165. S. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.