Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2023. № 1 (104). С.80-89. Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. Vol. no. 1 (104). P. 80-89.
Научная статья УДК 347.73
DOI: 10.55001/2312-3184.2023.60.54.007
ПОДХОДЫ К НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ КРИПТОВАЛЮТ И ОПЕРАЦИЙ С КРИПТОВАЛЮТОЙ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
Перетолчин Артем Павлович
Восточно-Сибирский институт МВД России, Иркутск, Российская Федерация, peretart@gmail. com
Введение: Современные технологии меняют экономические отношения в обществе и постепенно трансформируют мировую правовую и законодательную практику. Криптова-люты, существующие на базе технологии блокчейн, являются одним из самых перспективных направлений развития глобальной финансовой системы. Несмотря на широкое признание криптовалюты в качестве платежного средства крупными корпорациями и организациями, многие государства только начинают внедрять решения по регулированию их использования, в том числе с точки зрения налогообложения. Вместе с тем в настоящее время отсутствует единый подход к налогообложению криптовалютных транзакций в рамках единого экономического пространства, и возникает вопрос о том, необходим ли единый подход, учитывая примеры отдельных государств и существующие политические реалии.
В данной научной статье автором проведен сравнительно-правовой анализ существующих подходов к налогообложению криптовалюты в законодательстве отдельных зарубежных стран. Отражены актуальные нововведения, которые могут быть использованы для разработки и совершенствования отечественного регулятивного подхода.
Материалы и методы: нормативную основу исследования образуют Конституция Российской Федерации, отечественные и зарубежные локальные нормативные акты, регламентирующие правовой статус цифровых валют и цифровых финансовых активов, а также формулирующие основные подходы к налогообложению операций, осуществляемых с использованием криптовалют. Методологической основой исследования послужил общий диалектический метод научного познания, носящий универсальный характер, также методы логической дедукции, индукции, познавательные методы и приемы наблюдения, сравнения, анализа, обобщения и описания.
Результаты исследования: позволили выявить существующие в мировой практике тенденции и подходы к правовому регулированию криптовалют, как объекта налогообложения, уточнить отдельные положения нормативных правовых актов Российской Федерации и зарубежных государств, относящиеся к обороту цифровых валют и цифровых финансовых активов.
Выводы и заключения: положительный опыт законодательной регламентации налогообложения криптовалютных активов в зарубежных странах может быть использован для дальнейшего развития и совершенствования отечественного подхода.
© Перетолчин А. П., 2023
Ключевые слова: криптовалюта, цифровая валюта, цифровые финансовые активы, то-кены, блокчейн, налог, подоходный налог, налог на прирост капитала, ставка налога.
Для цитирования: Перетолчин А. П. Подходы к налогообложению криптовалют и операций с криптовалютой по законодательству отдельных зарубежных государств / А. П. Перетолчин // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России : науч.-практич. журн. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. 2023. № 1 (104). С. 80-89. DOI: 10.55001/2312-3184.2023.60.54.007
Original article
APPROACHES TO TAXATION OF CRYPTOCURRENCIES AND CRYPTOCURRENCY TRANSACTIONS IN THE LAWS OF SELECTED FOREIGN COUNTRIES
Artem P. Peretolchin
East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Irkutsk, Russian Federation, peretart@gmail .com
Introduction: Modern technology is changing economic relations in society and gradually transforming global legal and legislative practices. Cryptocurrencies based on blockchain technology are one of the most promising developments in the global financial system. Despite the widespread acceptance of cryptocurrencies as a means of payment by large corporations and organisations, many states are just beginning to implement solutions to regulate their use, including in terms of taxation. However, there is currently no uniform approach to the taxation of cryptocurrency transactions within a single economic space, and the question arises as to whether a uniform approach is necessary, given individual state examples and current political realities.
In this research paper, the author conducted a comparative legal analysis of existing approaches to the taxation of cryptocurrencies in the legislation of some foreign countries. The current innovations that can be used to develop and improve the domestic regulatory approach are reflected.
Materials and Methods: The normative basis of the study is the Constitution of the Russian Federation, domestic and foreign local regulations governing the legal status of digital currencies and digital financial assets, as well as formulating the main approaches to the taxation of transactions carried out with the use of cryptocurrencies. The methodological basis of the study is the general dialectical method of scientific knowledge, which is universal in nature, as well as methods of logical deduction, induction, cognitive methods and techniques of observation, comparison, analysis, generalization and description.
The Results of the Study: allowed to identify existing global trends and approaches to the legal regulation of cryptocurrencies as an object of taxation, to clarify certain provisions of regulatory legal acts of the Russian Federation and foreign countries relating to the circulation of digital currencies and digital financial assets.
Findings and Conclusions: the positive experience of legislative regulation of taxation of cryptocurrency assets in foreign countries can be used for further development and improvement of the domestic approach.
Keywords: cryptocurrency, digital currency, digital financial assets, tokens, blockchain, tax, income tax, capital gains tax, tax rate.
For citation: Peretolchin A. P. Podhody k nalogooblozheniju kriptovaljut i operacij s kripto-valjutoj po zakonodatel'stvu otdel'nyh zarubezhnyh gosudarstv [Approaches to taxation of cryptocur-rencies and cryptocurrency transactions in the laws of selected foreign countries]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023, no. 1 (104), pp. 80-89. DOI: 10.55001/2312-3184.2023.60.54.007
В настоящее время информационное и кибернетическое пространство претерпевает непрерывное развитие. И это отражается на всех сферах жизни общества, в том числе и экономике. Мы наблюдаем эволюцию денежных средств, а именно появление такого феномена, как криптовалюта. Несмотря на то, что цифровая валюта существует уже более десятилетия, только сейчас о потенциале этого финансового инструмента всерьез заговорили на самом высоком уровне. Представляется, что уже в ближайшем будущем процесс замены бумажных денежных средств безналичными и электронными станет неизбежным. Рискнем предположить, что и криптовалюты, ввиду особенностей их функционирования и верификации, смогут занять определенную нишу в глобальных финансовых процессах.
Вместе с тем до сих пор остается дискуссионным вопрос о нормативном регулировании криптовалют. И эта неоднозначность находит свое отражение и в мировой практике. В одних государствах криптовалюта официально закреплена (Великобритания, Германия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и др.), в других введен запрет на операции с данным криптографическим финансовым инструментом (Вьетнам, Индонезия, Пакистан и др.), в-третьих такое явление, как криптовалюта, не урегулировано, но при этом субъекты, пользующиеся этим инструментом, не подлежат ответственности (Российская Федерация).
Прежде чем коснуться вопроса о налогообложении криптовалюты, необходимо понимать, что представляет собой данное понятие. Вопросы определения криптовалюты рассматривает множество зарубежных и отечественных исследователей. Следовательно, каждый специалист по-своему определяет сущность понятия криптовалюты. По нашему мнению, наиболее удачным является определение, данное В. А. Кузнецовым и А. В. Якубовым. Они трактуют криптовалюту, как «.. .электронные платежные средства, учет операций с которыми происходит децентрализованно на основе заранее установленных правил» [1, с. 25].
Криптовалюта не похожа на обычные деньги, которыми пользуются среднестатистические люди, у нее есть ряд отличительных черт [2, с. 142]:
1) она является виртуальной, не имеет какой-либо физической формы;
2) операции, связанные с криптовалютами, обеспечиваются анонимностью, при том, что данная платежная система полностью прозрачна (так, любой пользователь может проследить цепочку транзакций определенной монеты, но увидеть, кто именно совершал данные операции, он не сможет);
3) платежи данной валютой не отменимы (данная особенность является одной из важнейших, поскольку она обусловлена тем, что невозвратность этой валюты повышает стоимость ее сервисов);
4) отсутствие единого центра управления (данная система устраняет посредников путем передачи функции ведения учетных регистров от ее центра к различным автономным компьютерам, тем самым снижая уровень коррупционной составляющей и количества издержек производства).
В ряде зарубежных государств операции с криптовалютой подвержены налогообложению наравне с другими привычными нам объектами, такими, например, как торговля валютой на бирже или операции с ценными бумагами. При этом существует практика обложения налогом на криптовалюту как физических, так и юридических лиц [3, с. 53].
Также при рассмотрении темы рынка криптовалют немаловажным является вопрос майнинга. В самом общем смысле майнинг (от англ. mining) подразумевает добычу полезных ископаемых, но применимо к нашей теме - это процесс добавления в криптографическую цепочку данных информационного блока, с помощью которого происходит эмиссия криптова-лют, запускаемых впоследствии в обращение.
При этом реальность такова, что каждый человек, имеющий компьютер и доступ в Интернет, может заняться майнингом. На сегодняшний день разработаны технологии облачного майнинга, подключаясь к которому и оплачивая это подключение, люди заключают контракт на добычу биткоинов или других виртуальных активов на определенное время посредством предоставления им дополнительных мощностей.
Когда только биткоин начинал набирать обороты, люди майнили с помощью одного компьютера, но с каждым днем число майнеров увеличивается так же, как и их потребности, поэтому начали появляться майнинг-фермы (специализированные программные комплексы для реализации вычислений и записи информационного блока в цепочку), а потом и майнинг-пулы (объединение компьютерных мощностей). Естественно, на данные процессы повлияла конкуренция среди майнеров, что привело к сокращению доступности монет и увеличению сложности их «добычи».
Идентификация рассмотренных выше понятий и процессов важна для рассмотрения существующих подходов к налогообложению операций, реализуемых с использованием крипто-валюты. Дело в том, что в настоящее время складывается противоречивая ситуация, поскольку в одних государствах, как уже было отмечено ранее, криптовалюта является легальным платежным средством и, соответственно, процессы, реализуемые с ее использованием, подвергается налогообложению, а в других государствах оборот криптовалюты запрещен [4, с. 108].
В связи с тем, что существующие технологические решения, да и сама сущность и природа криптовалюты, практически исключают возможность ее полного блокирования и запрета, представляется, что в будущем мировое сообщество все же придет к необходимости планомерной интеграции цифровых валют и цифровых финансовых активов как в глобальный, так и в локальный обороты. В связи с чем считаем целесообразным рассматривать опыт прежде всего тех стран, которые предпринимают попытки законодательной регламентации криптовалюты с позиций ее легализации.
США: криптовалюта рассматривается как собственность. Сумма налога зависит от многих факторов, включая размер полученной прибыли, характер конкретной транзакции, продолжительности владения активом. В зависимости от реализуемой транзакции с криптовалютой в отношении активов, находящегося в собственности физического лица, применяются либо подоходный налог, либо налог на прирост капитала [5, с. 52].
Подоходный налог взимается в случае получения лицом дохода в криптовалюте в любой законной форме. Например, получение оплаты за товары и услуги в криптовалюте, любительский майнинг криптовалюты, получения криптовалюты при облачном майнинге, получение новых монет от хардфорка, вознаграждение за стейкинг, реферальные бонусы, получение процентов с помощью протоколов кредитования, таких как AAVE или Compound, и другое. Ставка в данном случае прогрессивная и составляет от 15 до 39 %.
Налог на прирост капитала взимается в случае получения прибыли при продаже криптовалюты за фиатную валюту, обмена криптовалюты на другие криптоактивы (включая стей-блкоины, NFT, токены и другие цифровые активы), приобретение за криптовалюту товаров или услуг. Ставка налога на прирост капитала зависит от того, как долго лицо владеет своим активом и какую прибыль от этого владения получает. Если менее года, то взимается налог на краткосрочный прирост капитала по ставке до 37 %. Если более года, то ставка составит от 0 до 20 %. В 2023 году при долгосрочном владении, в случае, если сумма криптовалютных активов лица составит менее 44 626 $, налог взиматься не будет.
Не облагаются также налогом следующие операции с криптовалютой: покупка криптовалюты за фиатную валюту; ходлинг (долгосрочное накопление) криптоактивов;
перемещение криптовалюты между кошельками, принадлежащими одному вла-
дельцу;
дарение - при условии, что даритель не достиг пожизненного лимита дарения; пожертвование криптовалюты на благотворительность; создание невзаимозаменяемых цифровых финансовых активов (NFT).1
Кроме того, 23 сентября 2022 года Налоговое управление США утвердило новую форму 1040 налоговой декларации на 2023 год - с новым разделом для внесения информации о цифровых активах2.
Великобритания: в этой стране криптовалюта рассматривалась длительное время в большей степени как объект собственности - капитал, а не как официальное средство платежа. Соответствующим образом в отношении криптовалюты была выстроена и система налогообложения. Управлением по налоговым и таможенным сборам Великобритании в декабре 2018 года был опубликован программный документ под названием «Криптоактивы: налог для физических лиц». Спустя год, в ноябре 2019 года, вышеуказанным налоговым органом был разработан аналогичный документ, но уже в отношении налогообложения оборота криптоакти-вов юридических лиц. В итоге на основании двух этих документов было подготовлено и опубликовано 30 марта 2021 года Руководство по криптоактивам, которое в настоящее время является ключевым документом, регулирующим налогообложение прибыли, получаемой от оборота криптовалюты и цифровых финансовых активов. В данное руководство регулярно вносятся направленные на его актуализацию изменения, последние из которых датированы 3 ноября 2022 года. В соответствии с программным документом налог на оборот криптовалюты является составной частью налога на прирост капитала, а ставка зависит от того, какой доход за один календарный год в процессе обращения криптовалюты получил субъект права. В случае, если доход от обращения криптовалюты составил менее 12,3 тысяч фунтов стерлингов, то лицо будет полностью освобождено от уплаты налога на прирост капитала. В случае, если доход от обращения криптовалюты составляет от 12,3 тысяч фунтов стерлингов до 50-ти тысяч фунтов стерлингов, то ставка налога - 10 %. В случае, если доход от обращения превышает 50 тысяч фунтов стерлингов, то ставка налога удваивается3.
Кроме того, физические лица обязаны платить подоходный налог и взносы в фонд национального страхования за криптоактивы, которые они получают:
- от работодателя в качестве безналичного платежа;
- в результате майнинга, услуг по проведению транзакций или дроппинга криптова-
люты.
Что касается юридических лиц, то с компаний и организаций взимаются налоги в случае, если они занимаются хотя бы одним из следующих видов деятельности, связанных с оборотом криптовалюты или токенов:
1 Frequently Asked Questions on Virtual Currency Transactions // Официальный сайт Налогового управления США. URL: https://www.irs.gov/individuals/international-taxpayers/ frequently-asked-ques-tions-on-virtual-currency-transactions (дата обращения: 05.08.2022).
2 Form 1040. U.S. Individual Income Tax Return // Официальный сайт Налогового управления США. URL: https://www.irs.gov/pub/irs-dft/f1040--dft.pdf (дата обращения: 05.08.2022).
3 Руководство по криптоактивам // Сайт электронного правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk/hmrc-internal-manuals/cryptoassets-manual (дата обращения: 11.08.2022).
- покупка и продажа криптовалюты или биржевых токенов;
- обмен криптовалюты и токенов на другие активы (включая другие типы криптоак-
тивов);
- майнинг;
- предоставление товаров или услуг в обмен на криптовалюту или токены.
Тип налога будет зависеть от круга участвующих субъектов и характера реализуемой деятельности (в том числе - считается ли эта деятельность торговлей).
Для юридических лиц могут применяться следующие налоги в отношения осуществляемой деятельности по обороту криптоактивов:
- налог на прирост капитала;
- корпоративный налог;
- корпоративный налог на налогооблагаемую прибыль;
- подоходный налог;
- взносы в фонд национального страхования;
- гербовый сбор;
- НДС.
Сумма налога, которую должны будут уплачивать физические и юридические лица, будет зависеть от их доходов, расходов, прибыли и взносов, и рассчитывается на основании ежегодно предоставляемой в Управление по налоговым и таможенным сборам Великобритании налоговой декларации.
Отметим, что в последнее время в Великобритании наметилась тенденция по признанию криптовалюты не только в качестве имущества, но и в качестве легального средства платежа. В октябре 2022 года нижняя палата британского парламента признала криптоактивы регулируемыми финансовыми инструментами4.
Япония: систему налогообложения можно назвать гибкой. В случае, если доход от обращения криптовалюты превышает 200 тысяч иен за один календарный год, то ставка - 10 %, однако если налогоплательщик - студент либо безработный, то налоговая ставка начинает действовать с 300 тысяч иен5.
В большинстве стран Евросоюза криптовалюта легализована, однако подходы к налогообложению криптовалют и операций с цифровой валютой определяются внутренним законодательством государств - участников союза. При этом 10 октября 2022 года Комитет ЕС по экономическим и валютным вопросам одобрил Рекомендации по регулированию рынка криптоактивов (MiCA)6. Планируется, что данные Рекомендации к 2024 году будут приняты в качестве нормативного документа на всей территории Европейского союза. Кроме того, за последние 5 лет вступили в силу Пятая и Шестая Директивы ЕС по борьбе с отмыванием денег (5AMLD и 6AMLD), которые ужесточили нормативное регулирование деятельности крипто-бирж, а также требования к предоставляемой отчетности для всех финансовых платформ,
4 Financial Services and Markets Bill // Официальный сайт парламента Великобритании. URL: https://publications.parliament.uk/pa/bills/cbill/58-03/0146/amend/finserv_day_pbc_1025.pdf (дата обращения: 10.08.2022).
5 Власти Японии готовы обложить операции с биткойном налогом // Официальный сайт новостного агентства «Interfax». URL: https://www.interfax.ru/world/362999 (дата обращения: 18.12.2022)
6 Markets in crypto-assets (MiCA) // Официальный сайт Европарламента Европейского Союза. URL: https://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document/EPRS_BRI (2022)739221 (дата обращения: 11.08.2022).
функционирующих на территории государств - членов Евросоюза7. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в системе государств ЕС наметился вектор на выработку единого подхода в сфере налогообложения криптоактивов, однако в настоящее время большинство стран, входящих в интеграцию, решают возникающие проблемные вопросы самостоятельно. Ниже мы рассмотрим те страны, в которых существуют значительные отличительные черты в их подходах к нормативному регулированию налогообложения криптовалюты.
Нидерланды: налоговая служба рассматривает криптовалюту как одну из разновидностей финансовых активов, аналогичных электронным ценным бумагам. Вместе с тем, в отличие от большинства других стран Европы, в Нидерландах отсутствует налог на прирост капитала, который взимается с прибыли фактически полученной от роста стоимости криптоакти-вов. Однако в Нидерландах применяется налог на предполагаемое увеличение стоимости активов в криптовалюте в течение года, так называемый налог на фиктивную прибыль. Это означает, что голландские налогоплательщики облагаются налогом даже при простой покупке или хранении криптовалюты, без осуществления каких-либо иных операций с ней. Важной особенностью является то, что стоимость криптовалюты для расчета налога берется по состоянию на 1 января текущего налогового года. Учитывая волатильность такого финансового актива, как криптовалюта, данный подход вызывает серьезные сомнения, так как реальная стоимость активов за сутки или даже часы может измениться на тысячи долларов, что существенно повлияет на расчет налога.
Ставка по налогу фиксированная - 31 % с предполагаемой прибыли. Ежегодно Правительство Нидерландов устанавливает коэффициенты предполагаемой доходности в процентах, исходя из принципа: чем больше сумма капитала - тем выше возможная доходность. Именно эта сумма предполагаемой прибыли, которая рассчитывается как установленный процент от общей суммы капитала, и облагается налогом в 31 %. Так, в 2021 году применялись следующие коэффициенты предполагаемой доходности: для суммы активов, находящихся под контролем одного лица, общей стоимостью менее 50 тысяч евро - 0 %, от 50 001 до 100 000 евро - 1,898 %, от 100 001 до 950 001 евро - 4,501 %, свыше 950 001 евро - 5,69 %. При этом при расчете налоговой базы вычитается сумма в размере 50 тысяч евро. Если у лица находятся в собственности криптовалютные активы, стоимость которых на 1 января 2021 года составляла 60 000 евро, то 50 000 евро из этой суммы вычитываются, так как они не облагаются налогом. Расчет производится из оставшейся суммы в 10 000 евро. При сумме активов свыше 50 тысяч евро коэффициент предполагаемой доходности составляется 1,898 %, что соответствует предполагаемой прибыли в размере 189,80 евро. Ставка налога составляет 31 %, таким образом, в казну Нидерландов гражданину предстоит уплатить 58,80 евро.8
Германия: согласно циркуляру Федерального министерства финансов ФРГ от 9 мая 2022 г. «Отдельные вопросы, касающиеся налогового законодательства в отношении виртуальных валют и токенов», получение прибыли в результате продажи или обмена криптова-люты, находящейся под контролем лица менее одного года, и любой дополнительный доход от криптовалюты, такой как майнинг или стейкинг, облагаются подоходным налогом. Ставка налога такая же, как и по стандартному подоходному налогу в Германии: от 0 до 45 % плюс налог солидарности - 5,5 %. Однако, если лицо продает или обменивает криптовалютные
7 6AMLD: 6th Anti Money Laundering Directive & 6 Key Changes // Сайт Electronic Identification. URL: https://www.electronicid.eu/en/blog/post/aml6-sixth-anti-money-laundering-directive/en (дата обращения: 17.08.2022).
8 Crypto Tax Netherlands: Ultimate Guide 2023 // Сайт Koinly. URL: https://koinly.io/guides/nether-lands-crypto-tax/ (дата обращения: 09.08.2022).
активы, находящиеся в его собственности более года, то полученная в результате таких операций прибыль освобождается от уплаты подоходного налога. Что касается такой деятельности, как майнинг или стейкинг, подоходным налогом в Германии облагается только прибыль, превышающая сумму 256 евро в год9.
Франция: в декабре 2021 года были внесены изменения в Налоговый кодекс Франции, в соответствии с которыми с 1 января 2023 года для непрофессиональных криптоинвесторов по умолчанию устанавливается фиксированный единый налог со ставкой 30 %, которая образуется путем сложения базовой налоговой ставки 12,8 % и ставки социальных взносов в размере 17,2 %. Однако на усмотрение криптоинвестора к нему может быть применено налогообложение по прогрессивной шкале подоходного налога, рассчитываемое в зависимости от суммы получаемой прибыли. При этом общий прирост капитала, в том числе от продажи крип-товалют, на сумму до 305 евро в год не облагается налогом. Налог на операции по обмену криптовалюты на другую криптовалюту отсутствует. Для профессиональных криптоинвесторов установлен налог на профессиональный доход (BIC) по ставке 45 %. Для майнеров налог на некоммерческую прибыль (BNC) - по ставке 45 %.10
Италия: статья 31 Закона о бюджете 2023 года вводит новую категорию прочих доходов в рамках статьи 67 Налогового кодекса Италии и предусматривает налогообложение полученной в результате оборота криптоактивов прибыли, превышающей сумму в 2 000 евро в рамках текущего налогового периода. Ставка составит 26 %. В целях поощрения декларирования криптоактивов предусмотрена возможность уплаты налогов по ставке 14 % от рыночной стоимости криптоактивов по состоянию на 1 января отчетного года, в случае, если лицо отразило имеющиеся у него в распоряжении криптовалютные активы в установленном порядке11.
Дания: криптовалюта рассматривается как спекулятивный инструмент, исходя из этого налогом облагаются любые операции с криптоактивами, включая полученные в результате оборота криптовалюты и цифровых финансовых активов убытки. Ставка налога может варьироваться до 52,06 %. Майнинг в Дании считается коммерческим хобби и облагается стандартным налогом на доход от некоммерческой деятельности12.
В рамках данного обзора невозможно обойти вниманием подход, который сформирован в стране с одной из ведущих экономик мира.
Китай: любые сделки с криптовалютой официально запрещены, официальный статус криптовалюты также отсутствует, поэтому транзакции признаются нарушением действующего законодательства [6, с. 47]. Следовательно, законодательное регулирование налогообложения криптовалюты и операций с ней не применяется, ввиду наличия законодательного запрета на оборот и любые действия с криптовалютой.
9 Einzelfragen zur ertragsteuerrechtlichen Behandlung von virtuellen Währungen und von sonstigen Token // Официальный сайт Федерального министерства финансов ФРГ. URL: https://www.bundes-finanzministerium.de/Content/DE/Downloads/BMF_Schreiben/Steuerarten/Einkommensteuer/2022-05-09-einzelfragen-zur-ertragsteuerrechtlichen-behandlung-von-virtuellen-waehrungen-und-von-sonstigen-token-bmf-schreiben.pdf?_blob=publicationFile&v=2 (дата обращения: 09.08.2022).
10 Quel régime fiscal s'applique aux cryptomonnaies? // Официальный сайт Министерства экономики, финансов, промышленного и цифрового суверенитета Франции. URL: https://www.econo-mie.gouv.fr/cedef/regime-fiscal-cryptomonnaies (дата обращения: 07.01.2023).
11 Personal income tax rates and calculation // Официальный сайт Министерства экономики и финансов Италии. URL: https://www.agenziaentrate.gov.it/portale/web/english/personal-income-tax-rates-and-calculation (дата обращения: 07.08.2022).
12 Cryptocurrencies (Bitcoins etc.) // Официальный сайт Федеральной налоговой службы Дании. URL: https://skat.dk/data.aspx?oid=2291754 (дата обращения: 08.08.2022).
Таким образом, появление феномена криптовалюты привело к созданию совершенно новой финансовой системы [7, с. 162]. Она позволяет человеку обмениваться платежами вне зависимости от его места нахождения. Существуют государства, запрещающие криптовалюты на своей территории. Абстрагируясь от такого явления, присущего процессу глобализации, государства рискуют оказаться на обочине мировой финансовой экономики. Но есть и государства мира, которые обращают внимание на новые тенденции и своевременно реагируют на них. В большинстве стран, официально признающих криптовалюту, введен налог на операции с ней, что позволяет получать дополнительные вливания в экономику этих государств и способствует дальнейшему их развитию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Кузнецов, В. А., Якубов, А. В. О подходах в международном регулировании криптова-лют (Bitcoin) в отдельных иностранных юрисдикциях // Деньги и кредит. 2016. № 3. С. 20-29.
2. Алексеенко, А. П. Правовое регулирование использования криптовалюты: опыт иностранных государств // Экономика. Налоги. Право : международ. теоретич. и науч.-практич. журн. 2021. Т. 14. №. 5. С. 139-146.
3. Кочергин, Д. А., Покровская, Н. В., Достов, В. Л. Налоговое регулирование обращения виртуальных валют: опыт зарубежных стран и перспективы для России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика : международ. теоретич. и науч.-практич. журн. 2020. Т. 36. №. 1. С. 49-76.
4. Иззатуллаева, М. Д. К., Худайназаров, С. С. Развитие криповалют в зарубежных странах // Школа молодых новаторов : сборник научных статей 3 -й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. В 3-х томах. Том. 1. Экономика. Курск: Юго-Западный государственный университет. 2022. С. 108-110.
5. Гаврилов, В. Н., Рафиков, Р. М. Криптовалюта как объект гражданских прав в законодательстве России и ряда зарубежных государств // Вестник экономики, права и социологии : федеральный науч.-практич. и аналитич. журн. Казань: Изд-во ООО "Эксперт 16". 2019. №. 1. С. 51-59.
6. Ханахмедова, Л. В., Семенов, В. В. Отдельные аспекты законодательной регламентации цифровых финансовых активов и цифровой валюты: международно-правовой опыт и отечественные реалии // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России : науч.-прак-тич. журн. Иркутск: Восточно-Сибирский институт МВД России. 2022. № 4 (103). С. 44-50.
7. Романченко, М. К., Ткаченко, А. В. Налогообложение криптовалюты в зарубежной практике // Научный Альманах ассоциации France-Kazakhstan. 2019. №. 4. С. 159-167.
REFERENCES
1. Kuznetsov V. A., Yakubov A. V. O podhodah v mezhdunarodnom regulirovanii kripto-valjut (Bitcoin) v otdel'nyh inostrannyh jurisdikcijah [On approaches in international regulation of cryptocurrencies (Bitcoin) in certain foreign jurisdictions]. Den'gi i kredit - Money and credit. 2016, no. 3, pp. 20-29.
2. Alekseenko A. P. Pravovoe regulirovanie ispol'zovanija kriptovaljuty: opyt inostrannyh gosudarstv [Legal regulation of the use of cryptocurrencies: the experience of foreign countries]. Jekonomika. Nalogi. Pravo - Economy. Taxes. Law. 2021, vol. 14, no. 5, pp. 139-146.
3. Kochergin D. A., Pokrovskaya N. V., Dostov V. L. Nalogovoe regulirovanie obrashhenija virtu-al'nyh valjut: opyt zarubezhnyh stran i perspektivy dlja Rossii [Tax regulation of the circulation of virtual currencies: the experience of foreign countries and prospects for Russia]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo uni-versiteta - Vestnik of St. Petersburg University. Economy. 2020, vol. 36, no. 1, pp. 49-76.
4. Izzatullayeva M. D. K., Khudainazarov S. S. Razvitie kripovaljut v zarubezhnyh stranah [Development of cryptocurrencies in foreign countries]. Shkola molodyh novatorov - School of young innovators. 2022, pp. 108-110.
5. Gavrilov V. N., Rafikov R. M. Kriptovaljuta kak ob#ekt grazhdanskih prav v zakonodatel'stve
Rossii i rjada zarubezhnyh gosudarstv [Cryptocurrency as an object of civil rights in the legislation of Russia and a number of foreign states]. Vestnik jekonomiki, prava i sociologii - Vestnik of Economics, Law and Sociology. 2019. No. 1. Pp. 51-59.
6. Khanakhmedova L. V., Semenov V. V. Otdel'nye aspekty zakonodatel'noj reglamentacii cifrovyh finansovyh aktivov i cifrovoj valjuty: mezhdunarodno-pravovoj opyt i otechestvennye realii [Certain aspects of legislative regulation of digital financial assets and digital currency: international legal experience and domestic realities]. Vestnik Vostochno-Sibirskogo instituta MVD Rossii - Vestnik of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Irkutsk, 2022, no. 4 (103), pp. 44-50.
7. Romanchenko M. K., Tkachenko A. V. Nalogooblozhenie kriptovaljuty v zarubezhnoj praktike [Taxation of cryptocurrencies in foreign practice]. Nauchnyj Al'manah associacii France-Kazakhstan -Scientific Almanac of the Association France-Kazakhstan. 2019, no. 4, pp. 159-167.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Перетолчин Артем Павлович, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин. Восточно-Сибирской институт МВД России. 664028, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 110.
INFORMATION ON AUTHOR
Peretolchin Artem Pavlovich, Candidate of Law Sciences, senior lecturer of the Department of Civil Law Academic Disciplines. East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 664028, Russia, Irkutsk, st. Lermontova, d. 110.
Статья поступила в редакцию 01.09.2022; одобрена после рецензирования 08.09.2022; принята к публикации 28.02.2023.
The article was submitted 01.09.2022; approved after reviewing 08.09.2022; accepted for publication 28.02.2023.