Научная статья на тему 'Налогообложение операций с криптовалютой: проблемы и перспективы развития'

Налогообложение операций с криптовалютой: проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / КРИПТОВАЛЮТА / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TAXATION / CRYPTOCURRENCY / TAX LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солнышкова Юлия Николаевна

Статья направлена на то, чтобы разобраться в вопросе сущности криптовалюты и определить судьбу налогообложения операций, связанных с криптовалютой. Проведен анализ классификации криптовалюты в зарубежных странах. Проанализировано законодательство зарубежных стран, регулирующее криптовалюту, и особенности налогообложения криптовалюты в различных странах. Исследованы современные проблемы регулирования и налогообложения операций, связанных с криптовалютой, в России. Сделан вывод о необходимости государственного, в том числе налогового регулирования цифровых финансовых активов. С одной стороны, это позволит полностью легализовать рынок криптовалют и вывести участников из тени, а также обеспечить правовую защиту участников криптовалютного рынка, а с другой стороны, государство получит контроль над рынком. Определены перспективы налогообложения операций, связанных с криптовалютой, и предложены решения, направленные на совершенствование механизма их налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Солнышкова Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article aims to clarify the concept of a cryptocurrency and outline the future of taxation of transactions with cryptocurrency. International classifi cation of cryptocurrencies is analyzed. Legislation that regulates cryptocurrency and especially taxation of cryptocurrency in different countries are analyzed. Current challenges of regulation and taxation of transactions with cryptocurrency in Russia are identifi ed. It is concluded that state control including tax regulation of digital financial assets is necessary. On the one hand, this will help to completely legalize the cryptocurrency market and bring the market participants out of shadow economy as well as provide legal protection for them, and on the other hand, the state will gain control over the cryptocurrency market. Future of taxation of cryptocurrency transactions is discussed, and ways to improve the mechanism of cryptocurrency market taxation are suggested.

Текст научной работы на тему «Налогообложение операций с криптовалютой: проблемы и перспективы развития»

Yulia Nikolaevna Solnyshkova,

PhD in Economics,

associate professor of the department of taxation and tax management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 336.22

Юлия Николаевна Солнышкова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

kf-suitfyandex.ru

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИИ С КРИПТОВАЛЮТОИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Статья направлена на то, чтобы разобраться в вопросе сущности криптовалюты и определить судьбу налогообложения операций, связанных с криптовалютой. Проведен анализ классификации криптовалюты в зарубежных странах. Проанализировано законодательство зарубежных стран, регулирующее криптовалюту, и особенности налогообложения крипто-валюты в различных странах. Исследованы современные проблемы регулирования и налогообложения операций, связанных с криптовалютой, в России. Сделан вывод о необходимости государственного, в том числе налогового регулирования цифровых финансовых активов. С одной стороны, это позволит полностью легализовать рынок криптовалют и вывести участников из тени, а также обеспечить правовую защиту участников криптовалютного рынка, а с другой стороны, государство получит контроль над рынком. Определены перспективы налогообложения операций, связанных с криптовалютой, и предложены решения, направленные на совершенствование механизма их налогообложения.

Ключевые слова: налогообложение, криптовалюта, налоговое законодательство.

TAXATION OF OPERATIONS WITH CRYPTOCURRENCIES: PROBLEMS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The article aims to clarify the concept of a cryptocurrency and outline the future of taxation of transactions with cryptocurrency. International classification of cryptocurrencies is analyzed. Legislation that regulates cryptocurrency and especially taxation of cryptocurrency in different countries are analyzed. Current challenges of regulation and taxation of transactions with cryptocurrency in Russia are identified. It is concluded that state control including tax regulation of digital financial assets is necessary. On the one hand, this will help to completely legalize the cryptocurrency market and bring the market participants out of shadow economy as well as provide legal protection for them, and on the other hand, the state will gain control over the cryptocurrency market. Future of taxation of cryptocurrency transactions is discussed, and ways to improve the mechanism of cryptocurrency market taxation are suggested.

Keywords: taxation, cryptocurrency, tax legislation.

Рынок криптовалют и токенов активно развивается. По данным СoinMarketCap, сегодня в мире насчитывается почти 1100 альткоинов [12]. К кон-

цу года их число может возрасти. Динамика роста криптоактивов с 2009 по 2017 г. стремительна и выглядит следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Динамика роста криптоактивов с 2009 по 2017 г. (тыс. долл.) Источник: URL: https://vc.ru/27263-rynok-kriptovalyut-i-ico-v-cifrah

166 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

Если 2017 год можно назвать годом ICO, то 2018 год - год криптовалютного регулирования. В последние годы все больше внимания уделяется экономической безопасности [9, с. 57]. А независимые и анонимные криптовалюты славятся тем, что никак не регулируются и не контролируются современными финансовыми институтами [1, с. 17]. Многие рассмотрели в этом привлекательную инвестицию [2, с. 32]: можно купить определенное число токенов на спаде и продать их с огромной наценкой в момент роста курса. Получается отличный заработок, который никак не облагается налогом. Необходимо разобраться в вопросе сущности криптовалюты и определить перспективы налогообложения операций, связанных с крипто-валютой.

До сих пор продолжаются споры о том, что на самом деле представляет собой криптовалюта -финансовый инструмент, товар, платежное средство или нечто иное, что нельзя вписать в имеющуюся классификацию активов и требует нового определения для мира современных финансов [13]. В последнее время многие государства пытаются решить вопрос о регулировании криптовалюты [18]. При этом в одних странах ее определяют как актив, в других - как платежное средство, в третьих - как товар, а в некоторых государствах вообще запрещено любое обращение криптовалют. К таким странам можно отнести Вьетнам, Ливан, Бангладеш, где правительство ассоциирует операции с криптовалютами с риском финансовых пирамид, высокой волатильностью, а также преступными схемами. Не исключено, что эти страны попросту боятся, что население отдаст предпочтение крип-товалюте, из-за чего привычные инструменты денежно-кредитной политики могут потерять свою эффективность [8, с. 81].

Так что же на самом деле представляет собой криптовалюта? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим характеристику активов, валюты и товара.

1. Активы, которые генерируют денежный поток. Также они способны генерировать денежные потоки в будущем. Например, собственный бизнес - это актив, так как способен создавать денежные потоки. Эти требования к получению денежных потоков могут быть представлены в виде облигаций, акций либо могут быть условными, как, например, опционы. Общим для всех активов является то, что их денежные потоки можно оценить. Например, выше оцениваются те активы, которые способны давать больший денежный поток с меньшим риском, нежели активы, генерирующие незначительный денежный поток при большом риске. Также активы могут быть оценены по отношению друг к другу на основе какого-то общего показателя [5, с. 124]. На примере акций таким показателем могут стать финансовые коэффициенты: соотношение цены к прибыли, цены к балансовой стоимости или отношение стоимости бизнеса к выручке. Эти показатели дают возможность сделать выводы о том, являются акции недооцененными или, наоборот, они очень сильно переоценены.

2. Товар. Его цена основана на возможности использования в качестве сырья для удовлетворения каких-либо нужд: потребности в еде, энергии, жилье и т.д. Стоимость его можно оценить в соответствии с зависимостью спроса и предложения. Однако существует определенный лаг, из-за которого процесс оценки на порядок сложнее, чем в случае с активом. Например, такие товары, как нефть, уголь, пшеница и железная руда, оцениваются с некоторыми допущениями, усредняются на протяжении длительных периодов.

3. Валюта - средство обмена, которое также может служить для оценки денежных потоков. Ее можно рассматривать как средство сохранения стоимости в случае, когда принято решение не инвестировать валюту [4, с. 23]. Сами по себе валюты не генерируют денежные потоки, и, следовательно, их внутреннюю стоимость определить нельзя. Но с другой стороны, их цены сопоставимы с другими валютами. В долгосрочном периоде те валюты, которые наиболее широко распространены как средство обмена и которые с течением времени лучше сохраняют свою покупательную способность, растут в цене в отношении других валют, не обладающих подобными характеристиками. Но в краткосрочном периоде могут доминировать и иные факторы [16, с. 101]. Например, правительство может повлиять на валютный курс, осуществив какие-либо мероприятия для этого. На рис. 2, где представлены курсы доллара США и семи других фиатных валют, можно увидеть, что в долгосрочном периоде (19952017 гг.) по отношению к американской валюте растут в цене швейцарский франк и китайский юань; с другой стороны, можно проследить, как падают в цене мексиканский песо, бразильский реал, индийская рупия и британский фунт.

4. Предмет коллекционирования также не способен генерировать денежные потоки и не является средством обмена. Но такие предметы обладают эстетической ценностью (например, если речь идет о работе талантливого художника или скульптора) либо могут нести в себе какую-либо эмоциональную нагрузку. Стоимость такого предмета нельзя определить, так как он не генерирует денежные потоки. Однако его можно оценить, поскольку другие люди могут желать обладать этим предметом.

Так в чем же заключается сущность криптовалюты? Это актив, товар, валюта или предмет коллекционирования?

На наш взгляд, исходя из представленной выше классификации, криптовалюта - это не актив, так как она не способна генерировать денежные потоки. Однако налоговое управление США рассматривает криптовалюту как капитальный актив в руках налогоплательщика аналогично акциям, облигациям и т.д. Поэтому налогоплательщик обязан учитывать прибыли и убыток при исчислении налогооблагаемой базы. Прибыль в данном случае возникает, если цена продажи в долларах США превышает скорректированную стоимость покупки. Убыток возникает, когда цена продажи ниже, чем скорректированная стоимость покупки.

Рис. 2. Соотношение курса доллара к мексиканскому песо, бразильскому реалу, индийской рупии, китайскому юаню, британскому фунту, швейцарскому франку и японской йене с января 1995 по 2017 г. Источник: URL: https://forklog.com/wp-content/uploads/FiatCurrencyChart.png.

Также криптовалюту нельзя позиционировать как товар, так как она не является сырьем для производства чего-нибудь полезного. Но в то же время ЦБ Израиля не признавал криптовалюту, в частности биткоин, валютой и в целом законным платежным средством. Из этого следует, что остались только два варианта определения сущности криптовалюты: считать ее активом или товаром. Первый вариант был невозможен, так как отсутствовал единый эмитент, который мог бы гарантировать обеспечение и выкуп актива. Поэтому израильские налоговики рассматривают криптовалюту как товар. А это значит, что операции с ними затрудняются, и на них накладывается целый букет налогов. Например, если компания получает оплату в биткоинах, то она не может провести ее как платеж: сделка должна быть оформлена как бартер. При продаже биткоина частные лица должны заплатить налог на прирост капитала, который составляет 25%. При этом придется еще доказывать наличие расхода на приобретение криптова-люты, иначе придется заплатить налог с полной суммы сделки.

Тогда выбор остается за тем, является ли крип-товалюта предметом коллекционирования или валютой. В 2015 г. Европейский суд постановил, что операция в биткоинах освобождается от НДС в соответствии с положениями, которые регулируют обращение банкнот, валют, монет. Следовательно,

по мнению суда, криптовалюта - это валюта. Хотя при покупке и продаже биткоинов не удерживается НДС, другие операции могут быть обложены налогами, такими как подоходный или налог на прирост капитала. Фискальный статус криптова-люты различен в зависимости от страны ЕС. Так, в Великобритании криптовалюта рассмотривается как иностранная валюта, а в Германии - как разновидность частных денег. Хотя криптовалюта и облагается налогом на прирост капитала, который составляет 25%, он удерживается только в том случае, если прибыль была получена в течение одного года после получения криптовалюты. То есть если продажа биткоина произойдет через год после его получения, то такая операция не будет обложена налогом, так как сделка будет рассмотрена как частная продажа.

В Японии криптовалюта также официально признана платежным средством - «приравненные к активам носители стоимости», которые могут использоваться для осуществления платежей и передаваться в цифровом виде [17, с. 158]. Следовательно, все поступления от операций с криптовалютой считаются доходами от ведения бизнеса и облагаются соответствующими налогами на прибыль и прирост капитала.

Как мы можем наблюдать, нет единого мнения, как именно можно классифицировать криптовалюту. Несмотря на то что некоторые не могут опреде-

168 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦

лить ее как товар, это не мешает законодательству какой-либо страны облагать операции, связанные с криптовалютой, как бартерную сделку.

Что касается России, то в нашей стране лишь выдвигаются идеи законопроектов по регулированию криптовалюты [7, с. 59]. Например, российские финансовые власти озвучили идею обложения налогом майнинга - добычу криптовалюты - по аналогии с предпринимательской деятельностью. Об этом заявил замглавы Минфина Алексей Моисеев. При этом министерство отмечает, что не намерено устанавливать минимальный объем май-нинга, начиная с которого процесс добычи будет облагаться налогом. Планируется, что в 2018 г. появится законопроект, согласно которому майне-ров собираются заставить зарегистрироваться в качестве ИП или юрлиц [10].

Также 25 января 2018 г. был опубликован законопроект Минфина «О цифровых финансовых активах». Согласно этому документу криптовалю-та является цифровым активом, операции с которого предполагается разрешить при посредничестве специализированного оператора обмена, который является профучастником рынка ценных бумаг либо организатором централизованных торгов. Также законопроект легализует проведение ICO (публичное размещение токенов), но только в случае, если эмитент токенов выполнил обширный список предписаний по раскрытию информации, а также если в подтверждении операций участвует специализированный валидатор. Токены на сумму более 50 000 руб. не могут продаваться неквалифицированным инвесторам.

Кроме того, в законопроекте содержится определение смарт-контракта, который приравнивается к электронному договору. Этот инструмент будет предусматривать совокупность последовательных действий: покупатель перечисляет средства на специальный кошелек, продавец совершает действия по отгрузке товара, а уже после получения независимого подтверждения отгрузки смарт-контракт обеспечивает освобождение задепониро-ванных средств.

Анализировать предложенный документ имеет смысл только в одном аспекте - сможет ли государство обеспечить его исполнение.

Понятно, что многие криптоинвесторы воспользуются положениями нового закона, чтобы легализовать свои криптоактивы и повесить их на баланс. Майнеры смогут платить налоги и не бояться, что их могут лишить дорогостоящего оборудования. В этом отношении законопроект можно только приветствовать.

Однако если рассматривать его в долгосрочной перспективе, то, наверное, все же придется признать, что шансов у государства на победу в этой борьбе нет.

Дело в том, что государство способно контролировать лишь такую систему отношений между людьми, которая основана на обязательном участии подконтрольного государству посредника [3, с. 6]. Но если система способна функционировать без

участия посредника, значит, возможности эффективного контроля у государства просто отсутствуют. Единственный способ принудить граждан исполнять законодательство о цифровых финансовых активах - это угрожать им уголовной ответственностью за его неисполнение. Однако прежде чем осудить человека, нужно сначала узнать и доказать, что он и в самом деле имеет на кошельках криптоактивы. Но ведь кошельки анонимны - это просто буквенно-цифровой код. Посредника, который бы своевременно сообщал государству подобную информацию, просто нет. В этой связи преследование может вестись на очень случайной и очень поверхностной основе [15, с. 208]. У кого-то в ходе обыска изъяли компьютер и на нем обнаружили запрещенные цифровые активы. Кто-то купил машину или квартиру и расплатился неучтенными у государственных посредников биткоинами. Кого-то взломали хакеры. Кто-то оказался настолько легкомысленным, что при совершении сделки засветил свой IP. Вот, в общем-то, и весь арсенал доступных государству средств. Его явно не достаточно, чтобы взять криптовалютный рынок под контроль в долгосрочной перспективе.

Означает ли все вышесказанное, что государственное регулирование цифровых активов совсем не нужно? Нет, мы живем в переходный, транзитный период. Так что регулирование нужно. Но оно должно быть основано исключительно на «прянике», а не на «кнуте» [14, с. 129]. Пока государству есть, что предложить рынку, в том числе и крипто-валютному. При определенных условиях власти могут распространить правовую защиту на участников ICO, если те сами захотят этой правовой защитой воспользоваться и в уведомительном порядке раскроют необходимую информацию о себе.

Государство может признать биткоины и прочие криптовалюты легальным имущественным активом и средством платежа, если владельцы этих активов согласятся добровольно их декларировать и платить с них налоги.

Подводя итоги, можно предположить, что в ближайшие 1-2 года в наиболее продвинутых странах криптовалюты получат окончательное определение, в соответствии с которым в течение следующих нескольких лет будет создано налоговое законодательство, возможно, адаптированное исключительно под криптовалюты [6, с. 75].

Это позволит, с одной стороны, полностью легализовать рынок криптовалют и вывести участников из тени, а с другой - государство получит контроль над рынком. И через некоторое время опыт передовых стран будет распространен на все другие страны, где криптовалюты не запрещены. Страны, в которых они будут запрещены или работающее налоговое законодательство не будет создано, продолжат отставать от цивилизации [11, с. 346].

1. Бакиева М.Ю., Гуреева О.В. Финансовые инновации в российской экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 3 (72). С. 16-19.

2. Барулин С.В., Никитин А.Ю., Замлилова Я.Н. Финансовое обеспечение и стимулирование инвестиционного развития региона // Финансовый бизнес. 2015. № 5 (178). С. 31-37.

3. Болдырева Т.В. Персонал как основной источник конкурентного преимущества компании // Наука и общество. 2017. № 2 (28). С. 4-10.

4. Ваганова О.Е., Ефремова Н.А., Ягубов Ш.Р. Порядок формирования состава и объема информационной базы для целей управления эффективностью инвестиционного проекта предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 23-26.

5. Зверякина С.А., Ваганова О.Е. Необходимость формирования эффективной системы аналитического обеспечения управления капиталом коммерческой организации // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели: мат. II Междунар. науч.-практ. конф. Саратов, 2016. С. 123-125.

6. Кириллова О.С. Налоговые детерминанты развития экономики в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 2 (56). С. 73-77.

7. КлименкоА.А., МанчароваН.З. Финансовый контроллинг и государственный налоговый менеджмент: проблемы адаптации и перспективы развития // Наука и общество. 2017. № 3 (29). С. 59-62.

8. Курдюмова Г.Ж. Проблемы оценки банковских рисков при кредитовании инвестиционных проектов // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2010. № 8. С. 79-81.

9. Муравлева Т.В. Налоговая безопасность как составная часть экономической безопасности малого бизнеса // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 57-60.

10. Налог на криптовалюту в России для майнеров с 2018 года. URL: https://promdevelop.ru/news/nalog-na-krip-tovalyutu-v-rossii-dlya-majnerov.

11. Налоговая политика. Теория и практика: учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Фи-

нансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / [Майбуров И.А., Абрамов М.Д., Агарков Г.А., Барулин С.В., Батуева Д. Д., Башкирова Н.Н., Гончаренко Л.И., Журавлева И. А., Ермакова Е. А., Иванов Ю.Б., Каратаева Г.Е., Липатова И.В., Миронова О. А., Оканова Т.Н., Погорлецкий А.И., Попов М.В., Пинская М.Р., Соколовская А.М., Солнышкова Ю.Н., Тищенко А.Н. и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

12. Попов В. Рынок криптовалют и ICO в цифрах. URL: https://vc.ru/27263-rynok-kriptovalyut-i-ico-v-cifrah.

13. Природа биткоина: актив, валюта, товар или предмет коллекционирования? URL: https://forklog.com/priroda-bit-koina-aktiv-valyuta-tovar-ili-predmet-kollektsionirovaniya.

14. Русских О.В., Свищева В.А. Налоговая политика в условиях финансово-экономического кризиса // Саратовская область: традиции, инновации, стратегии лидерства: сб. науч. тр.: в 2 ч. Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина, 2016. Ч. 2. С. 129-130.

15. Севостьянов И.А. Проблемы действующего механизма взимания налоговой задолженности // Модернизация России: актуальные вопросы налогово-финансового регулирования экономики: мат. IV междунар. науч.-практ. конф. Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. С. 203-210.

16. Шевченко Л.М. Факторы, определяющие устойчивость национальной финансовой системы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2013. № 2 (46). С. 101-105.

17. Шишкина Д.А. Инновационные банковские продукты и технологии на рынке кредитования корпоративных клиентов // Приоритеты развития и ценности экономики и общества: мат. междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. А.В. Поморовой. 2018. С. 157-159.

18. Aswath Damodaran. The Crypto Currency Debate: Future of Money or Speculative Hype? URL: https://www. valuewalk.com/2017/08/aswath-damodaran-crypto-currency-future-money-speculative-hype.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.