1[И(£ПЛН][М]Ш Раздорожный К. Б.
УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовое регулирование цифрового финансового имени o.e. кутафина(мгюА) актива (криптовалюты), процедуры выпуска и размещения.
ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВОГО ФИНАНСОВОГО АКТИВА (КРИПТОВАЛЮТЫ), ПРОЦЕДУРЫ ВЫПУСКА И РАЗМЕЩЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ (ICO) В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Аннотация. В статье раскрывается вопрос о целесообразности и удобстве применения криптовалют в качестве средства платежа. В Российской Федерации статус криптовалюты законодательно не закреплен и не урегулирован. Анализ опыта передовых стран в сфере правового регулирования использования криптовалюты и налогообложения операций с ней позволит не отставать Российской Федерации от стран с ведущей экономикой и одновременно с этим увеличить доходную статью государственного бюджета за счет налогообложения операций с криптовалютой.
Ключевые слова: криптовалюта, рынок криптовалют, деньги, валюта, биткойн, цифровая валюта, средство платежа, токен, инвестиции, Банк России.
DOI: 10.17803/2311-5998.2018.49.9.163-169
Константин
Борисович
РАЗДОРОЖНЫЙ,
аспирант кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
К. В. RAZDOROZHNIY, Post-graduate student of Department in Financial Law of Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9 FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF DIGITAL FINANCIAL ASSET (CRYPTOCURRENCY), PROCEDURES FOR ISSUING AND PLACING DIGITAL FINANCIAL ASSETS (ICO) IN RUSSIA AND IN FOREIGN COUNTRIES Abstract. The paper deals with the question of expediency and convenience of using cryptocurrencies as a means of payment. In the Russian Federation, the status of the cryptocurrency is not legally fixed and not regulated. The analysis and use of the experience of advanced countries in the field of legal regulation of the use of cryptocurrency and taxation of transactions with it will allow the Russian Federation to keep up with the leading economies and at the same time increase the revenue item of the state budget due to the taxation of the cryptocurrency. Keywords: cryptocurrency, cryptocurrency market, money, currency, bit-coin, digital currency, means of payment, token, investment, Bank of Russia.
© К. Б. Раздорожный, 2018
'М Я^' i
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
Прогресс в сфере информационных технологий существенным образом меняет современные экономические отношения во всем мире. В последнее время появились и активно развиваются во всем мире такие явления, как криптовалюта, ICO, краудфандинг и множество других, связанных с ними информационных технологий. Безусловно, развитие интернет-инициатив благотворно сказывается на экономике отдельно взятой страны, увеличивает ее инвестиционную привлекательность, служит показателем ее экономического и интеллектуального потенциала. Однако совсем нередки случаи нарушения прав и интересов участников экономических отношений в рассматриваемой сфере, ущемления интересов государства и общества.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что законодатель должен успевать за развитием общественных отношений, заранее разрабатывать нормативные правовые акты, регулирующие активно меняющуюся и развивающуюся сферу общественных отношений, в целях экономического процветания страны.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопросов, связанных с правовым регулированием рынка криптовалют, следует разобраться в фактической составляющей данного явления. Под криптовалютой понимается разновидность цифровой валюты, создание и контроль за которой базируются на криптографических методах. Как правило, учет криптовалют децентрализирован. Это означает, что отсутствует какой-либо внутренний или внешний регулятор. Поэтому банки, налоговые, судебные и иные государственные органы не могут воздействовать на транзакции участников платежной системы.
Initial coin of fering (с англ.— первичное предложение монет, первичное размещение монет) (далее — ICO) — форма привлечения инвестиций в виде продажи инвесторам фиксированного количества новых единиц криптовалют, полученных разовой или ускоренной эмиссией. ICO является одной из форм краудфандин-га — коллективного финансирования, основанного на добровольных взносах.
По всему миру правовое регулирование рынка криптовалют имеет отличия. Например, в США Комиссия по ценным бумагам и биржам (КЦББ) определила криптовалюту одновременно как деньги (средство платежа), как собственность (property) и как биржевые товары1.
На федеральном уровне некоторые криптовалютные компании (например, биржи) должны быть зарегистрированы в качестве операторов по переводу денежных средств (Money Transmitters) в Сети по борьбе с финансовыми преступлениями (Financial Crimes Enforcement Network). На уровне же штатов деятельность таких компаний подлежит лицензированию (в каждом отдельном штате)2.
В качестве собственности цифровые деньги рассматриваются в целях налогообложения. Операции с криптовалютой облагаются налогом. Например, заработные платы, выплачиваемые работникам в Bitcoin, являются объектами федерального подоходного налога (Federal Income Tax Withholding) и налогов на заработную плату (Payroll Taxes).
1 Investor Bulletin: Initial Coin Offerings // Investor Alerts and Bulletins. 2017. URL: https://www. sec.gov/oiea/investor-alerts-and-bulletins/ib_coinofferings (дата обращения: 29.05.2018).
2 Application of FinCEN's Regulations to Persons Administering, Exchanging, or Using Virtual Currencies // The Financial Crimes Enforcement. 2013.
'К^ЖЖ Раздорожный К. Б.
УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовое регулирование цифрового финансового имени o.e. кугафина(мгюА) актива (криптовалюты), процедуры выпуска и размещения.
Правовое регулирование рынка криптовалют в штатах различается. Штат Калифорния первым из всех штатов США на законодательном уровне разрешил использовать криптовалюту. Закон AB-1293, который носит название «Легальные деньги: альтернативные валюты» и позволяет любой корпорации, ассоциации или частному лицу в Калифорнии участвовать в обороте денег, отличных от законных платежных средств США, вступил в силу еще в начале 2015 г.
В штате Вашингтон цифровая валюта — объект денежных переводов (Money Transmission) в понимании Закона «Об унификации денежных услуг» (Uniform Money Services Act)4. Это значит, что компании могут осуществлять криптовалют-ные переводы жителю Вашингтона лишь после получения Вашингтонской лицензии оператора по переводу денежных средств (Washington Money Transmitter License). Это требование относится и к биржам, оказывающим услуги по обмену фиатных денег на криптовалюты и наоборот, и к биржам, осуществляющим обмен только цифровых денег. Как известно, Соединенные Штаты Америки как представитель англосаксонской правовой семьи особое значение как источнику права придают судебному прецеденту.
Еще в 2013 г. судья Окружного суда Восточного округа Техаса принял решение (Memorandum Opinion), в котором, по сути, признал Bitcoin валютой и определил финансовое законодательство в качестве применимого к операциям с крипто-валютами5.
В то же время судья Окружного суда Южного округа Нью-Йорка Элисон Ней-тан в судебном производстве по использованию и передаче нелицензированной криптовалюты подсудимым Антонио Мурджио из «Coin.mx» подтвердил, что «словари, суды, а также уставы законодательной истории подтверждают — Bitcoin является деньгами». Судья Окружного суда Майами, напротив, постановил, что Bitcoin не является валютой, что привело к снятию обвинений по делу относительно легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем6.
На данном этапе ни один из регуляторов Европейского Союза не принял каких-либо универсальных правил регулирования криптовалютной деятельности. Вместе с тем в 2016 г. Европейская комиссия предложила установить дополни- ^
тельное регулирование для криптовалютных бирж и компаний, предоставляющих н
криптовалютные кошельки пользователям. В частности, предлагается обеспечить Еш
обязательную регистрацию или лицензирование деятельности криптовалютных г^ш
J— ГП
i^ät
URL: http://abnk.assembly.ca.gov/sites/abnk.assembly.ca.gov/files/AB_129_0_ABPCA_CX27_ Dickinson_RN_SN_20140107_FARGUKMA_20140121_FN_R092121.pdf (дата обращения: 29.05.2018).
Virtual Currency Regulation // Washington State Department of Financial Institutions. гп
2014. URL: https://www.irs.gov/newsroom/irs-virtual-currency-guidance (дата обращения: ГшШЕ
29052018).
Memorandum opinion regarding the court's subject matter jurisdiction // United States District шиш^
Court. 2013. URL: http://ia800904.us.archive.org/35/items/gov.uscourts.txed.pdf (дата обращения: 29.05.2018). ю ш
ТЫШШ
Bitcoin Virtual Currency: Intelligence Unique Features Present Distinct Challenges for De- i j m j
terring Illicit Activity // Federal Bureau of Investigation. 2012. URL: https://www.wired.com/ хш>е
images_blogs/threatlevel/2012/05/Bitcoin-FBI.pdf (дата обращения: 29.05.2018).
3
4
отношении
>
/ J )Л L--^ 1
УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
бирж, осуществляющих обмен криптовалюты на фиатные деньги и наоборот, и компаний, предоставляющих криптовалютные кошельки пользователям. Кроме того, планируется создание центральной базы данных с информацией о пользователях цифровых валют. В целом на конец 2016 г. правовое регулирование криптовалюты и операций с ней проходило в рамках осуществления политики противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Большой интерес представляет Положение, опубликованное Европейской службой банковского надзора еще в 2014 г., в котором были обозначены такие риски для банковской сферы и индивидуальных пользователей криптовалют, как сильная волатильность криптовалют, угроза для использования криптовалюты в целях совершения преступных сделок (купля-продажа наркотиков и других незаконных товаров и услуг), использование криптовалют в целях отмывания денежных средств, полученных незаконным путем, и др. Европейская служба банковского надзора рекомендовала финансовым учреждениям отказаться от покупки, хранения и продажи цифровых валют, пока не будут приняты правила, регулирующие этот вид деятельности7.
В Китае еще в конце 2013 г. Народный банк вместе с другими регуляторами подготовил уведомление, в соответствии с которым: «Финансовые учреждения не должны участвовать в операциях с Bitcoin»; «Bitcoin — виртуальный товар (virtual commodity), а не валюта»; «Веб-сайты, связанные с Bitcoin (например, криптовалютные биржи), должны быть зарегистрированы в Телекоммуникационном бюро» (Telecommunications Bureau)8. Однако уже 04.09.2017 Народный банк Китая опубликовал заявление, в котором указал, что ICO является незаконной схемой сбора средств, также отмечено, что ICO «порождает спекуляции и заманчив для осуществления незаконной финансовой деятельности. Это чревато нарушением экономической и финансовой стабильности». По официальному мнению ЦБ Китая, все ICO в стране с 04.09.2017 считаются незаконными. Регулятор будет строго наказывать за осуществление такой деятельности в будущем и одновременно пригрозил правовыми последствиями за уже завершенные ICO9.
Что касается Российской Федерации, то с точки зрения правового регулирования криптовалюта пока еще находится за рамками правового поля российского законодательства. Криптовалюта не поименована в числе объектов гражданских прав, предусмотренных ст. 128 Гражданского кодекса РФ, имеющих необходимую гражданскую оборотоспособность.
7 EBA proposes potential regulatory regime for virtual currencies, but also advises that financial institutions should not buy, hold or sell them whilst no such regime is in place // European Banking Authority. 2014. URL: http://www.eba.europa.eu/-/eba-proposes-potential-regulatory-regime-for-virtual-currencies-but-also-advises-that-financial-institutions-should-not-buy-hold-or-sell-them-whilst-n (дата обращения: 29.05.2018).
8 The People's Bank of China and Five Associated Ministries Notice: «Prevention of Risks Associated with Bitcoin» // BTCC. 2013. URL: https://exchange.btcc.com/page/bocnotice2013/ (дата обращения: 29.05.2018).
9 Китай объявил криптовалюту вне закона // CNews. 2017. URL: http://safe.cnews.ru/news/ top/2017-09-04_tsentrobank_kitaya_obyavil_ico_vne_zakona (дата обращения: 29.05.2018).
^р)ШШп1Ш Раздорожный К. Б. л С7
L-y ) УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовое регулирование цифрового финансового |ц/
L_имени o.e. кугафина(мгюА) актива [криптовалюты], процедуры выпуска и размещения...
Первое официальное упоминание о биткойне в России датируется 2014 г. и связано с выходом Информации Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности Биткойн»10, посредством которой регулятор обратил внимание заинтересованных лиц на отсутствие обеспечения и юридически обязанных субъектов при обращении криптовалют. По мнению Банка России, операции по ним носят спекулятивный характер, осуществляются на так называемых виртуальных биржах и несут высокий риск потери стоимости. В отличие от денежных средств, выпуск криптовалюты осуществляется пользователями сети Интернет, т.е. частными лицами, при этом нет единого эмитента, цифровая валюта не санкционируется государством, не подкреплена ни одной существующей валютой, т.е. носит самовольный характер, а также существует исключительно в электронной форме и, следовательно, является денежным суррогатом.
Данная позиция подтверждается тем, что в некоторых судебных решениях криптовалюта признается денежным суррогатом. Например, по данной причине Суд в Санкт-Петербурге вынес решение о блокировке сразу сорока бит-койн-сайтов. «Указанная криптовалюта, — сказано в решении суда, — не обеспечена реальной стоимостью, не содержит информации о ее держателях (все ее использование анонимно). Оборот биткойнов обеспечивают организации и предприниматели, осуществляющие прием криптовалюты в качестве средства платежа за оказанные услуги или предоставленный товар, либо трейдеры, обменивающие их на различные валюты (рубли, доллары США, евро и т.д.) на онлайн-биржах. Отсутствие в системах криптовалюты возможности отмены несанкционированной транзакции и фактическое нахождение криптовалюты вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки. При этом биткой-ны в силу децентрализации не имеют субъекта, обеспечивающего их условную платежеспособность»11.
Статья 27 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»12 четко закрепляет позицию зако- ^
нодателя о том, что введение на территории РФ других денежных единиц и вы- н
пуск денежных суррогатов запрещаются. Подобная неопределенность в право- ео
вом положении криптовалют усугубляется наличием множества двусмысленных цев информационных сигналов, исходящих со стороны различных государственных нждр
органов и официальных лиц, а также периодическим появлением противореча- ы0"в
щих друг другу законопроектов. х" о 0
Федеральная служба по финансовому мониторингу сделала следующее за- у о
явление: «Использование криптовалют при совершении сделок является основа- МрТ m
нием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок (операций) к сделкам "шше
(операциям), направленным на легализацию (отмывание) доходов, полученных ^е 0 у
ш ИОИ
Информация Банка России от 27.01.2014 «Об использовании при совершении сделок л о оо
«виртуальных валют», в частности, Биткойн» // Вестник Банка России. 2014. № 11. быдш
Суд в Санкт-Петербурге вынес решение о блокировке сразу сорока биткоин-сайтов // ljmh
10
11
URL: https://rublacklist.net/30746/ (дата обращения: 29.05.2018). ХШ>т
СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790
ш , е отношений
>
12
/ J )Л L--^ 1
УНИВЕРСИТЕТА
O.E. Кугафина (МПОА)
преступным путем, и финансирование терроризма»13. Глава Следственного комитета РФ А. И. Бастрыкин заявил, что результатом распространения криптовалют станет вытеснение с рынка реальных денег. А глава государства Президент РФ В. В. Путин допустил развитие криптовалют в России, но с определенными ограничениями, связанными с защитой прав граждан — пользователей14.
Очевидно, что органы власти еще не выработали единый подход к регулированию рынка криптовалют, которого требует сложившаяся ситуация на рынке. Наиболее заметной инициативой в этой области является представленный Министерством финансов РФ проект федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах»15, который определил криптовалюту и токены как вид цифрового финансового актива. Цифровой финансовый актив является имуществом в электронной форме, созданным с использованием шифровальных (криптографических) средств. Анализируя данный проект, можно прийти к выводу о том, что регулирование сделок с цифровыми финансовыми активами по своим признакам напоминает регулирование сделок с ценными бумагами. Так, в первоначальной версии предлагалось закрепить право за неквалифицированным инвестором осуществлять сделки с таким цифровым финансовым активом, как токен, на сумму не более 50 тыс. руб. В более поздней версии было предложено ввести полномочие Банка России по установлению ограничения в отношении суммы приобретения токенов лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами.
Подготовка данного законопроекта является большим скачком в решении проблемы правового урегулирования рынка цифровых финансовых активов в Российской Федерации, однако вместе с тем содержит ряд недостатков. Одним из таких недочетов является отсутствие норм о порядке осуществления сделок именно с таким видом цифрового финансового актива, как криптовалюта, а не токен. Статья 4 законопроекта, несмотря на свое название, содержит норму об обращении только токенов. Перечень иных сделок по обмену цифровых финансовых активов, которые могут совершаться на территории Российской Федерации, а также порядок и условия совершения таких сделок устанавливаются Банком России по согласованию с Правительством РФ. Тем самым можно также отметить, что проект федерального закона не содержит необходимых норм об осуществления операций с криптовалютой.
Обращаясь к вышеуказанному акту, можно также сделать вывод о том, что Российская Федерация не признает цифровые финансовые активы в качестве средства платежа, однако допускает операции с данными активами. Механизм правового регулирования самого осуществления сделок с криптовалютой, к сожалению, остается непонятным. Можно также утверждать, что законодатель рассматривает цифровой финансовый актив как инструмент для инвестирования
13 Информационное сообщение Росфинмониторинга от 06.02.2014 «Об использовании криптовалют» // URL: http://www.fedsfm.ru/news/957 (дата обращения: 29.05.2018).
14 См.: Путин благословил использование в России биткоинов // CNews. 2015. URL: http://www.cnews.ru/news/top/putin_blagoslovil_ispolzovanie_v_rossii (дата обращения: 29.05.2018).
15 Законопроект № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» // URL: https://www.ib.ru/ law/81 (дата обращения: 29.05.2018).
'МШН1Ш раздорожный К. б. Л его
УНИВЕРСИТЕТА Финансово-правовое регулирование цифрового финансового имени o.e. кугафина(мгюА) актива (криптовалюты), процедуры выпуска и размещения.
средств, но не как «деньги» или «валюта» (как в США или Германии). В проекте также ничего не сказано про налоговое регулирование цифрового финансового актива. Соответственно, законодатель не планирует вводить специальные налоги на данные активы. Доход физического лица, полученный от операций, облагается налогом по стандартной ставке 13 %. Прибыль юридического лица — по стандартной ставке 20 %. Доход, полученный в результате майнинга, также подлежит налогообложению. Спорным является вопрос обложения криптовалюты налогом на добавленную стоимость, поскольку на законодательном уровне цифровые деньги не определены в качестве товара.
Осуществив анализ правового регулирования рынка криптовалют в Российской Федерации и в зарубежных странах, можно сделать вывод о том, что Россия, как и многие другие страны, еще стоит на пути выработки единого подхода к регулированию «криптовалюты» и может активно использовать опыт зарубежных стран в этом вопросе. К сожалению, мы не можем использовать модель США в области отличающегося законодательства отдельных штатов ввиду того, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое законодательство находится в ведении РФ, и субъекты РФ не могут принять соответствующее законодательство. Очевидно, что все противоречия должен устранить федеральный закон, который заложит необходимую основу для функционирования рынка криптовалюты в нашем государстве.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Дубровина О. Е. Криптовалюта как инновационный инструмент // Лучшая научная статья 2017 : сборник статей XIV Международного научно-практического конкурса. — 2017. — С. 81—84.
2. Казкенова М. С. Криптовалюта: понятие, перспективы правового регулирования в РФ // Перспективы развития науки в современном мире : сборник статей
по материалам IV международной научно-практической конференции. — Неф- ^
текамск, 2017. — С. 82—88. н
3. Куликовский М. К. Криптовалюта биткойн и денежно-кредитная система // Еш World Science: Problems and Innovations : сборник статей XVI Международной геш научно-практической конференции. — Пенза, 2017. — С. 286—290. н^л^
4. Липатов Е. В. Криптовалюта: понятие, сущность, классификации // Проблемы и перспективы развития современной науки : материалы Международной х" пп ш (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А. И. Вострецо- у ш^ш ва. — Нефтекамск, 2017. — С. 118—126. |шт гп
5. Правовое регулирование криптовалютного бизнеса / В. Лихута, А. Каплан, Д. Га- "шше домский [и др.] // URL: http://axon.partners/wp-content/uploads/2017/02/Global- ^-е ш у Issues-of-Bitcoin-Businesses-Regulation.pdf (дата обращения: 29.05.2018). шиши
6. Суд в Санкт-Петербурге вынес решение о блокировке сразу сорока биткоин- л пп "¡о сайтов // URL: https://rublacklist.net/30746/ (дата обращения: 29.05.2018). т
ннен
ыкши
хш>е
штншшении
>