Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО И НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО И НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / КРИПТОВАЛЮТА / МАЙНИНГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Остроумов Николай Владимирович

Статья посвящена рассмотрению изменений в подходах к регулированию институтов, возникающих в результате цифровизации экономики. В статье подробно рассматриваются позиции профильных ведомств на статус криптовалюты и майнинга в Российской Федерации, а также анализируются проблемы, с которыми сталкиваются законодатели при попытках урегулировать такую специфическую сферу деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Остроумов Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО И НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Остроумов Николай Владимирович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского

Ostroumov Nikolay Vladimirovich

candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Civil Law and Process of the Faculty of Law of the National Research Nizhny Novgorod State University N. I. Lobachevsky

E-mail: uf_nngu@mail.ru

Актуальные проблемы изменения гражданского и налогового законодательства в условиях цифровизации

Actual problems of changing civil and tax legislation in the context

of digitalization

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению изменений в подходах к регулированию институтов, возникающих в результате цифровизации экономики. В статье подробно рассматриваются позиции профильных ведомств на статус криптовалюты и майнинга в Российской Федерации, а также анализируются проблемы, с которыми сталкиваются законодатели при попытках урегулировать такую специфическую сферу деятельности.

Ключевые слова: цифровые финансовые активы, криптовалюта, майнинг, налогообложение, нормотворчество.

Abstract. The article is devoted to the consideration of changes in approaches to the regulation of institutions arising as a result of the digitalization of the economy. The article discusses in detail the positions of relevant departments on the status of cryptocurrency and mining in the Russian Federation, as well as analyzes the problems faced by legislators when trying to regulate such a specific field of activity.

Keywords: digital financial assets, cryptocurrency, mining, taxation, rulemaking.

Изменения в повседневной жизни, развитие технологий требуют от законодателя достаточно быстрой реакции с целью избежать правовой неопределенности и неурегулирования тех или иных правоотношений.

Относительно недавно, в 2020 году широко обсуждался проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах». На тот момент в нем было выявлено множество недостатков и недоработок.

В том числе ни в этом, ни в иных законопроектах, регулирующих отношения в сфере криптовалют, не были проработаны вопросы, затрагивающие особенности налогообложения подобных операций и устанавливающие налоговый режим для подобной деятельности.

В итоговой версии нормативного акта законодатели все же решили остановиться на использовании более привычного термина - «цифровая валюта». Статья 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 259-ФЗ) установила, что «Цифровой валютой признается совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только обеспечивать соответствие порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам»1.

1 Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2020. N 31 (часть I). ст. 5018

Относительно статуса цифровой валюты в российской правовой системе также не утихали споры. Диаметрально противоположные позиции по вопросу легализации оборота криптовалют занимали Министерство финансов РФ и Центральный банк. Центральный банк настаивал на полном законодательном запрете оборота криптовалюты на территории РФ, указывал на абсолютную схожесть инвестиций в криптовалюту с финансовой пирамидой, так как доходность напрямую зависла от спекулятивного поведения рынка и эмитентов. Обвал рынка криптовалюты возможен в любой момент.

Концепция Минфина, которая в итоге с некоторыми уступками и была принята, предполагала проведение всех операций с криптовалютой через российские банки, а также идентификацию всех владельцев криптовалютных кошельков, их разделение на квалифицированных и неквалифицированных по аналогии с инвестированием на фондовом рынке.

Кроме того, к работе с криптовалютами предполагается привлечения Росфинмониторинга для отслеживания транзакций с использованием сервиса «прозрачный блокчейн», а криптовалютные площадки будут обязаны иметь финансовые подушки безопасности.

Последнее требование, на наш взгляд, обусловлено особенностями российской финансовой сферы, ее печальным опытом работы финансовых пирамид.

Разрешив инвестирование в криптовалюты, законодатель, тем не менее, запретил проведение расчетов между сторонами сделки, являющимися резидентами РФ, в цифровых валютах, в том числе распространение информации о предложении и (или) приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления по сделке. (п. 5-7 ст. 14 Закона о ЦФА).

Таким образом, регулирование оборота цифровой валюты на территории РФ существенно отличается от многих зарубежных государств. В частности, утрачен основной признак криптовалюты - анонимность обладателя и возможность использования цифровой валюты как средства платежа.

Регулирование оборота цифровой валюты является ярким примером стремительного изменения законодательства, подходов к регулированию тех или иных институтов под влиянием внешних факторов. Не успели утихнуть споры по вопросам выбора концепции статуса криптовалюты, как финансовый блок изменил свое отношение к этому институту.

В начале сентября 2022г. замминистра финансов Алексей Моисеев в интервью телеканалу «Россия 24» заявил: «Что касается регулирования рынка криптовалют, то разница в подходах осталась. Но могу сказать, что и Центробанк переосмыслил с учетом того, что ситуация менялась, и мы переосмысливаем. Потому что инфраструктура, которую мы планируем создавать, слишком жестка для использования криптовалют в трансграничных расчетах, что мы, конечно, должны в первую очередь легализовать как-то. С одной стороны, дать возможность людям это делать, с другой - поставить под контроль, чтобы не было отмывания, оплаты наркотиков и так далее.

Суть предложения Минфина в том, чтобы у людей был доступ к криптокошелькам, аналогичным тем, которые сейчас открываются в интернете. «Сейчас люди открывают криптокошельки за пределами Российской Федерации. Нужно, чтобы это можно было сделать в России, чтобы это делали поднадзорные ЦБ субъекты, которые обязаны исполнять требования антиотмывочного законодательства, и в первую очередь, конечно, знать своего клиента»1.

Таким образом, мы видим быстрое изменение подходов с учетом многих, в том числе внешних факторов.

Изменения гражданского законодательства в части определения статуса цифровых финансовых активов как объекта права, средства платежа, средства инвестиций тесно связано с вопросами налогообложения таких операций.

До июля 2022 года в действующем законодательстве отсутствовало какое-либо регулирование указанных вопросов. Существовало множество точек зрения на порядок налогообложения, ставку налога и т. п.

Впервые вопрос налогообложения ЦФА нашел отражение в Федеральном законе от 14.07.2022 г. № 324-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Нормативный акт установил следующие особенности подобных операций:

1. Реализация на территории России цифровых финансовых активов освобождается от НДС.

2. Не будут облагаться НДС услуги операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, операторов обмена цифровых финансовых активов и (или) операторов инвестиционных платформ, осуществляющих деятельность по организации привлечения инвестиций.

3. К доходам российских организаций от реализации ЦФА применяется ставка налога в размере 13% (при превышении налогооблагаемой базы 5 млн руб. в год - 15% с суммы превышения). К доходам, полученным иностранными организациями - 15%.

4. В налоговую базу по налогу на прибыль не включаются оплата, частичная оплата, полученные налогоплательщиком в счет предстоящей передачи цифровых финансовых активов, а также оплата, ча-

1 Минфин заявил о возможной скорой легализации трансграничных расчетов в криптовалютах//ТАСС, 5 сентября 2022г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/15646955 (дата обращения: 20.09.2022г)

стичная оплата, полученные налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) при соблюдении ряда условий.

5. При реализации цифрового права, включающего одновременно цифровой финансовый актив (ЦФА) и утилитарное цифровое право (УЦП), налоговая база определяется как разница между ценой реализации указанного цифрового права с учетом суммы налога и ценой приобретения указанного цифрового права с учетом суммы налога.

6. Если ЦФА и УЦП используются в качестве средства платежа, то для целей налога на прибыль применяются общие правила, предусмотренные НК РФ.

Налоговая база по НДФЛ определяется по следующей схеме:

1. Определяется сумма всех операций, произведенных в течение календарного года, независимо от того повлекли ли они за собой прибыль или убытки инвестора.

2. Из доходов инвестора вычитаются расходы на приобретение финансового актива и комиссионные сборы.

3. На сумму получившегося сальдо подлежит начислению налог на доходы физических лиц.

При исчислении налоговой базы нельзя забывать о том, что исчисление и уплата налога происходит в рублях. Следовательно, для определения налоговой базы необходимо применять курсы конвертации ЦФА в рубли. В настоящий момент, свободная конвертация криптовалют в национальную валюту РФ невозможно, поэтому подлежат установлению кросс-курсы для конвертации, например, сначала в доллары США, затем в рубли.

Естественно, в тех отношениях, которые связаны с иностранной валютой, существуют риски, обусловленные курсовой разницей: если приобретенный за иностранную валюту актив теряет в цене, то на стороне инвестора возникают убытки, но в результате роста курса валюты, стоимость актива в рублях может вырасти, что будет означать появление обязанности по уплате налога.

Следующим этапом в развитии законодательства РФ в условиях цифровизации станет правовое регулирование майнинга криптовалют.

Очевидно, что майнинг по своей сути является предпринимательской деятельностью, а граждане, занимающиеся ей, должны быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или самозанятых.

Комиссия по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России и Российская ассоциация криптоэкономики, искусственного интеллекта и блокчейна внесла предложение об использовании майнерами патентной системы налогообложения. Это позволило бы осуществлять контроль за деятельностью таких лиц. Контролирующим органом и органом, ответственным за выдачу патентов и аккредитацию майнеров предлагалось назначить Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. По задумке Комиссии возможность отслеживания и контроля операций в рамках предельного дохода, предусмотренного ПСН (60 млн.руб. - пп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ), должна обеспечиваться обязанностью майнера сообщать конкретные реквизиты своего криптокошелька.

Представляется нецелесообразным достаточно популярное предложение об отслеживании лиц, занимающихся майнингом без соответствующей аккредитации, по количеству потребленной электроэнергии и интернет-трафика. Следствие такого подхода к контролю наверняка станет изобретение новых способов безучетного потребления электроэнергии, что будет иметь негативные последствия для всех отраслей экономики и конечных потребителей ресурса, так как в конечном итоге убытки ресурсоснабжа-ющих организаций будут компенсироваться за счет роста тарифов.

Главой Правительства РФ Минфину, Банку России, Росфинмониторингу, ФНС и ФСБ было дано поручение к 19 декабря 2022г. выработать согласованную позицию по вопросам выпуска и обращения цифровой валюты на территории РФ, использования ее в международных расчетах, а также по вопросам регулирования на территории России деятельности, связанной с майнингом криптовалют.

Также в осеннюю сессию в Государственной Думе предполагается внесение законопроекта о порядке обмена цифровой валюты на фиатные деньги.

За 2022 год было предпринято две попытки рассмотрения проекта федерального закона «О май-нинге в Российской Федерации». 20 мая 2022г. законопроект № 116366-8 был отозван внесшими его депутатами А.О.Ткачевым, В.В.Плякиным, Г.В.Шилкиным, С.В.Авксентьевым с предварительного рассмотрения в Государственной Думе и не дошел даже до первого чтения.

В этот же день, 20.05.2022г., указанной группой депутатов был внесен в Государственную Думу Законопроект № 127303-8 «О майнинге в Российской Федерации» в новой редакции, состоящий из 6 статей. Как следовало из пояснительной записки, Законопроект «направлен на урегулирование отношений, связанных с особенностями выпуска, генерацией цифровой валюты в Российской Федерации»1.

Но уже 19 октября 2022г. по итогам первого чтения Государственной Думой РФ принято решение об отклонении законопроекта. Причинами отклонения проекта закона стали несоответствие отдельных его

1 Пояснительная записка к проекту федерального закона «О майнинге в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/bill/127303-8 (дата обращения: 19.10.2022)

положений Конституции РФ, действующему законодательству РФ, а также недостатки юридической техники: пересечение отдельных положений с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отсутствие нормативных дефиниций, употребляемых терминов, системного подхода к регулированию, наличие большого количества пробелов в предлагаемых нормах.

В частности, в данном Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку 04.10.2022г. Заключении №56/4 «О проекте федерального закона № 127303-8 «О майнинге в Российской Федерации» указано, что положения законопроекта об использовании цифровой валюты в качестве средства платежа противоречат ч. 1 ст. 75 Конституции Российской Федерации. Кроме того, не установлен порядок государственного регулирования майнинга и оборота цифровой валюты, что являлось одной из целью принятия предлагаемого законопроекта.1

Статьей 3 проектируемого закона предполагалось, что физические лица вправе заниматься май-нингом при условии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого лица, если потребляемая ими электроэнергия превышает лимиты, установленные Правительством Российской Федерации. То есть указанные условия должны быть в совокупности и правомерность деятельности майнинга, в силу неизвестных причин ставится в зависимость от количества потребляемой электроэнергии. Как справедливо отмечено в Заключении комитета по финансовому рынку, действующее законодательство и подзаконные НПА не предусматривают установление нормы потребления во всех без исключения субъектах Российской Федерации, что исключает универсальность подобного условия. Кроме того, при такой формулировке получается, что, когда лицо только начинает заниматься майнингом и оборудование еще не вышло на необходимые мощности, действия гражданина могут оказаться вне правового поля до превышения им установленных лимитов потребляемой электроэнергии.

Таким образом, предложенные в законопроекте формулировки абсолютно не жизнеспособны и оторваны от существующей правовой действительности.

О недостатках юридической техники и возникающих в их следствие пробелах правового регулирования говорит, в частности проектируемый п. 4 ст. 4 Законопроекта, согласно которому «Особенности налогообложения операторов майнинга в отношении осуществляемого им майнинга устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». При этом законопроект не содержит положений о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ с целью определения порядка налогообложения майнинга и деятельности операторов, алгоритма расчета налоговой базы и контроля за правильностью ее исчисления налогоплательщиком, регистрации граждан в качестве ИП с присвоением соответствующего кода ОКВЭД, необходимости регистрации и постановки на учет оборудования по аналогии с контрольно-кассовой техникой и т. п.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства полагаем, что для введения майнинга и криптовалют в правовое поле необходимо четко определить статус субъектов правоотношений, вид и ставку налога, подлежащего уплате в бюджет в связи с занятием такого рода деятельностью, ответственный орган-регулятор, который будет осуществлять контроль за деятельностью субъектов, а также разработать механизм и определить вид и размер ответственности за нарушение законодательства в сфере цифровой экономики.

Таким образом, мы видим, что долго обсуждаемая правовая проблема о статусе и обороте ЦФА в последнее время все быстрее и быстрее обрастает новыми вопросами, новыми законопроектами, которые достаточно оперативно дорабатываются и принимаются.

Полагаем, что такой увеличившийся темп законотворчества обусловлен не только развитием новых технологий, но и внешними факторами. В то же время считаем необходимым обратить внимание, что при разработке законопроектов в рассматриваемой сфере наиболее остро ощущается нехватка профессиональных норморайтеров, которые смогли бы разработать доступный понятийный аппарат, учесть технологические особенности процессов, подлежащих законодательному регулированию, и охватить максимально возможный круг вопросов для включения их в правовое поле.

В настоящий момент, когда перед государством стоит задача пополнения бюджета, в том числе, за счет налогов и сборов, появление новой сферы налогового регулирования - налогообложение ЦФА, а также предоставление инвесторам определенных финансовых гарантий, позволит вывести достаточно большой объем ресурсов из теневого сектора экономики.

1 Заключении Комитета Государственной Думы РФ по финансовому рынку №56/4 «О проекте федерального закона № 127303-8 «О майнинге в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sozd.duma.gov.ru/ ЬШ/127303-8 (дата обращения: 19.10.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.