Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЙНИНГА'

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЙНИНГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
407
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЙНИНГ / МАЙНИНГОВЫЕ ПУЛЫ / КРИПТОВАЛЮТА / BITCOIN / PROOF OF WORK / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коржова Ирина Вадимовна

Предмет исследования - правовой режим майнинга, основанного на алгоритме консенсуса Proof of Work, по которому прибыль в виде новых сгенерированных токенов или вознаграждения от валидированных транзакций определяется количеством проделанной работы, а награда состоит из двух частей: награда за блок и просуммированные комиссии за транзакции. Актуальность правового регулирования майнинга обусловлена, с одной стороны, наличием крупных «промышленных майнеров», потенциально способных приносить доход в бюджет государства, но опасающихся развивать масштабные майнинговые инфраструктуры в условиях правовой неопределенности; с другой стороны, наличием проблем, связанных с концентрацией майнинговых мощностей, экологическими проблемами, вызванными неконтролируемым потреблением электроэнергии, феноменом стихийных «нелегальных майнеров», стремящихся «добывать» криптовалюты по льготным тарифам для населения и несущих угрозу надежному энергоснабжению. В ходе исследования проведен сравнительный анализ блокчейнов, поддерживающих майнинг, с точки зрения специфики правового регулирования, выявлены проблемы, связанные с осуществлением нерегулируемого майнинга и предложены возможные варианты их решения, исследованы зарубежные тренды правового регулирования майнинга, проанализировано действующее регулирование майнинга в Российской Федерации, предложена концепция совершенствования правового регулирования майнинга, сформулированы рекомендации по переходу на энергоэффективный майнинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коржова Ирина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF LEGAL REGULATION OF MINING

The subject of the research is the legal regime of mining based on the Proof of Work consensus algorithm, according to which the profit in the form of new generated tokens or reward from validated transactions is determined by the amount of work done, and the reward consists of two parts: the reward for the block and summed up transaction fees. The relevance of the legal regulation of mining is determined, on the one hand, by the presence of large «industrial miners» that are potentially able to generate income for the state budget, but are afraid to de velop large-scale mining infrastructures in the face of legal uncertainty; on the other hand, the presence of problems associated with the insecurity and concentration of mining capacities, environmental problems caused by uncontrolled consumption of electricity, the phenomenon of spontaneous «illegal miners» who seek to «mine» cryptocurrencies at preferential rates for the population and pose a threat to reliable energy supply. In the course of the study, a comparative analysis of blockchains that support mining was carried out from the point of view of the specifics of legal regulation, mining problems were identified and possible solutions were proposed, transnational and foreign trends in the legal regulation of mining were investigated, the current regulation of mining in the Russian Federation was analyzed, concepts for improving legal regulation were proposed. mining, recommendations were formulated for the transition to energy efficient mining on an international and national scale.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЙНИНГА»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_1 _88 УДК 349:681

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЙНИНГА THE CONCEPT OF LEGAL REGULATION OF MINING

КОРЖОВА Ирина Вадимовна,

соискатель, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ),

главный юрисконсульт Юридического департамента Банка России.

107016, Россия, г. Москва, ул. Неглинная, 12.

ORCID: 0000-0001-8358-9954.

E-mail: irina.v.korzhova@gmail.com;

КОРЖОВА Ирина Вадимовна,

соискатель, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ),

главный юрисконсульт Юридического департамента Банка России.

107016, Россия, г. Москва, ул. Неглинная, 12.

ORCID: 0000-0001-8358-9954.

E-mail: irina.v.korzhova@gmail.com

(**) Позиции и оценки, высказанные в настоящей статье автором, могут не совпадать с позицией и мнением Юридического департамента Банка России и не связаны с ними.

Краткая аннотация: Предмет исследования - правовой режим майнинга, основанного на алгоритме консенсуса Proof of Work, по которому прибыль в виде новых сгенерированных токенов или вознаграждения от валидированных транзакций определяется количеством проделанной работы, а награда состоит из двух частей: награда за блок и просуммированные комиссии за транзакции. Актуальность правового регулирования майнинга обусловлена, с одной стороны, наличием крупных «промышленных майнеров», потенциально способных приносить доход в бюджет государства, но опасающихся развивать масштабные майнинговые инфраструктуры в условиях правовой неопределенности; с другой стороны, наличием проблем, связанных с концентрацией майнинговых мощностей, экологическими проблемами, вызванными неконтролируемым потреблением электроэнергии, феноменом стихийных «нелегальных майнеров», стремящихся «добывать» криптовалюты по льготным тарифам для населения и несущих угрозу надежному энергоснабжению. В ходе исследования проведен сравнительный анализ блокчейнов, поддерживающих майнинг, с точки зрения специфики правового регулирования, выявлены проблемы, связанные с осуществлением нерегулируемого майнинга и предложены возможные варианты их решения, исследованы зарубежные тренды правового регулирования майнинга, проанализировано действующее регулирование майнинга в Российской Федерации, предложена концепция совершенствования правового регулирования майнинга, сформулированы рекомендации по переходу на энергоэффективный майнинг.

Abstract: The subject of the research is the legal regime of mining based on the Proof of Work consensus algorithm, according to which the profit in the form of new generated tokens or reward from validated transactions is determined by the amount of work done, and the reward consists of two parts: the reward for the block and summed up transaction fees. The relevance of the legal regulation of mining is determined, on the one hand, by the presence of large «industrial miners» that are potentially able to generate income for the state budget, but are afraid to de velop large-scale mining infra-structures in the face of legal uncertainty; on the other hand, the presence of problems associated with the insecurity and concentration of mining capacities, environmental problems caused by uncontrolled consumption of electricity, the phenomenon of spontaneous «illegal miners» who seek to «mine» cryptocurrencies at preferential rates for the population and pose a threat to reliable energy supply. In the course of the study, a comparative analysis of blockchains that support mining was carried out from the point of view of the specifics of legal regulation, mining problems were identified and possible solutions were proposed, transnational and foreign trends in the legal regulation of mining were investigated, the current regulation of mining in the Russian Federation was analyzed, concepts for improving legal regulation were proposed. mining, recommendations were formulated for the transition to energy efficient mining on an international and national scale.

Ключевые слова: майнинг, майнинговые пулы, криптовалюта, Bitcoin, Proof of Work, правовое регулирование, вычислительная мощность.

Keywords: mining, mining pools, cryptocurrency, Bitcoin, Proof of Work, legal regulation, computing power.

Для цитирования: Коржова И.В. Концепция правового регулирования майнинга // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1(217). С. 88-95. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_88.

For citation: Korzhova I.V. The concept of legal regulation of mining //Law and state: theory and practice. 2023. No. 1(217). pp. 88-95. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_88.

Статья поступила в редакцию: 24.01.2023

Введение

Блокчейны, поддерживающие майнинг, строятся на основе двух основных типов консенсуса: доказательство работы (Proof of Work, PoW), доказательство владения долей (Proof of Stake, PoS). Тип протокола предопределяет форму и условия получения вознаграждения, причитающегося майнеру, количество вычислительной мощности, которое требуется для успешного решения криптографической задачи.

Говоря о правовом регулировании майнинга [1], регуляторы и иные уполномоченные органы подразумевают, прежде всего, регулирование майнинга PoW (далее - майнинг), который традиционно связывается с деятельностью «серых» майнеров, чрезмерно потребляющих энергетические ресурсы.

Консенсус PoW во многом стал популярным благодаря майнингу биткоина (Bitcoin). Между тем основными преимуществом майнинга PoW является безопасность и защищенность: в отличие от иных алгоритмов консенсуса криптоактивы, эмитированные майнингом PoW практически не подвержены рискам принудительной конфискации благодаря децентрализованному механизму безопасности.

Вознаграждение в майнинге PoW состоит из двух частей: первично сгенерированная майнером криптовалюта (так, криптовалюта биткоин возникает в процессе «майнинга») и комиссионные за транзакции; в майнинге PoS новые единицы криптовалюты не генерируются (весь исходный объем криптовалюты создается при запуске системы), вознаграждение майнерам формируется исключительно за счет комиссионных [2, с. 113].

В майнинге PoW условием получения прибыли в виде новых сгенерированных токенов и (или) вознаграждения от валидированных транзакций является наиболее быстрое по времени корректное решение криптографической задачи. В майнинге, основанном на алгоритме PoS, создатель нового блока выбирается системой автоматически на основе показателя Stake, то есть количества имеющихся на кошельке майнера

единиц криптовалюты.

Процесс майнинга РсОТ, в отличие от майнинга Ров, требует потребления большого количества электроэнергии и вычислительной мощности, использования специального оборудования. Во многом из-за этого наблюдается тенденция постепенного перехода с майнига PoW к майнингу PoS, в частности, блокчейн Е^егеит в сентябре 2022 году полностью перешел на майнинг PoS [3]. Между тем полный отказ от майнинга PoW маловероятен из-за того, что добыча БйоЫп - криптовалюты, имеющей преимущество первого выхода на рынок, самой большой базы пользователей, высокой степени признания может осуществляться только посредством майнинга PoW.

Помимо Вйсот криптовлаютами, основанными по протоколу майнинга Рс\М, являются: Мопего, Zcash, Litecoin, Ravencoin. Оба типа консенсуса PoW и PoS используются в криптовалютах Етегсот, NovaCoin, YaCoin. В криптовалютах PeerCoin и Reddcoin консуенсус PoW используется для первоначального распределения, а PoS - для подтверждения транзакций. В криптоплатформе N5 и В1аскСот консенсус Рсв используется на всех этапах [4].

Майнинг Рс\М может осуществляться как единолично, так и в составе майнинговых пулов. Единоличные майнеры часто не обладают достаточной для «вознаграждаемого» решения криптографических задач мощностью хэшрейта. Чтобы майнить на конкурентной основе с другими майнерами, крупными или майнинг-фермами, майнеры включаются в состав пулов.

Большинство пулов для майнинга являются централизованными. Сервера централизованных пулов координируются оператором и работают под управлением специализированного программного обеспечения. Когда кто-то из участников пула успешно находит блок, награду получает пул, а затем разделяет ее со всеми майнерами пропорционально энергетической мощности, которую они внесли [5, с. 41]. В отсутствие правового регулирования майнингу Рс\М в составе пулов присущи как общие проблемы майнинга Рс\М, так и уникальные проблемы.

Общие проблемы майнинга РоШ:

1) В области энергетики и окружающей среды

Ресурсоемкий в части энергопотребления характер майнинга создает проблемы в контексте устойчивого развития. Электроэнергия, используемая большинством майнеров, генерируется из невозобновляемых источников энергии, таких как нефть и нефтепродукты, уголь, ядерная энергия [6].

Негативным фактором, наносящим вред окружающей среде, служит парниковый эффект от майнинговых ферм. По оценкам Digiconomist, криптоактивы при их текущей рыночной стоимости приводят к выбросу в атмосферу до 120 миллионов тонн С02 в год [7].

Применительно к биткоину экологическая проблема уже стоит достаточно остро: в то время как потребление ресурсов и загрязнение окружающей среды для поддержания ее информационной системы усиливается, скорость транзакций сокращается [8, с. 93-94]. При этом переход биткоина на систему консенсуса Рсв невозможен, так как в основу его блокчейна изначально заложен алгоритм консенсуса PoW.

Майнинг, который осуществляется майнинговыми пулами, увеличивает негативные последствия в области энергетики и окружающей среды от майнинга пропорционально числу объединившихся в составе пула единоличных майнеров. Симметричным трендом в индустрии майнинга сложилось направление «зеленого майнига» или «энергоэффективного майнинга», который также осуществляется на основе алгоритмов Рс\М, но в отличие от майнинга с использованием невозобновляемых источников энергии, не наносит вред окружающей среде, так как при генерации криптовалюты используется альтернативная энергия, в частности: энергия ветра, волн, солнечная энергия, геотермальная энергия.

Одной из форм энергоэффективного майнинга является майнинг на природном (попутном) газе (далее - ПНГ), который решает проблему утилизации попутного газа на удаленных месторождениях без специальной инфраструктуры и может уменьшить выбросы парниковых газов в атмосферу. Успешной реализацией майнинга на природном (попутном) газе в России является проект «Газпром нефти», которая в 2020 году установила электростанции на ПНГ у нефтяных скважин в Ханты-Мансийске и предложила майнерам добывать там биткоины. За месяц тестирования майнеры использовали 49,5 тысяч м3 попутного газа и добыли 1,8 биткоинов [9].

2) Серый майнинг

Под серым майнингом понимается майнинг, связанный с недобросовестным использованием майнерами оборудования и электроэнергии на льготных потребительских тарифах в целях майнинга. Представляется, что майнинг в составе пула обостряет проблему серого майнинга, так как придает серому майнеру уверенности в том, что в результате майнинга блок будет добыт, а майнер получит вознаграждение, пропорциональное вычислительной мощности, предоставленной им пулу.

Разновидностью серого майнинга является серый незаконный майнинг, например, использование сотрудниками организации ее компьютерных мощностей, к которым они имеют доступ в целях личного майнинга, что наносит имущественный ущерб организации, или запуск вредоносного вируса, использующего установленный процент вычислительной мощности зараженного компьютера для осуществления майнинга другим лицом [10, с. 2].

Проблема серого майнинга особенно актуальна для России, для некоторых ее регионов. Так, по информации региональных представителей российских энергосбытовых компаний, у них в разработке постоянно находятся около 50 точек либо с подозрением на неофициальный майнинг либо с уже установленным фактом [11]. Как отмечается на сайте Арбитражного суда Иркутской области с начала 2021 года на территории Иркутской области выявлено более 1100 случаев так называемого «серого» майнинга, подано 85 исков в суды на сумму 73,3 млн рублей [12]..

3) Проблема установления источника происхождения криптовалюты, полученной в результате майнинга, а также денежных средств от ее реализации

В отсутствие установленного законом механизма по определению источника происхождения криптовалюты, полученной в результате

майнинга, кредитные организации не всегда могут точно установить источник происхождения денежных средств, полученных от реализации криптовалюты, добытой в результате майнинга.

На вопрос кредитных организаций Банку России в отношении возможности зачисления денежных средств, источником происхождения которых послужил майнинг, Банк России в Письме от 10.06.2021 № 59-4/29017 [13] придерживается подхода, в соответствии с которым решение о присвоении клиенту степени (уровня) риска, а также о квалификации (неквалификации) совершаемых клиентом операций в качестве подозрительных, соответствующих критериям необычных, кредитная организация принимает самостоятельно на основании имеющейся в ее распоряжении информации и документов, характеризующих клиента и его деятельность (операции).

При этом в качестве одной из мер, направленных на недопущение проведения клиентом подозрительных операций, кредитной организацией может быть использовано предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» право на отказ в совершении операции.

4) Отказ майнеров майнить

Рассматривая майнинг биткоина, как деятельность, направленную на обеспечение функционирования реестра блокчейн, необходимо разграничить следующие источники вознаграждения майнерам: 1) вознаграждение за генерацию блока; 2) минимальные комиссии, определяемые системой; 3) добровольные комиссии, которые предлагаются участниками майнерам для того, чтобы их транзакции были быстрее валиди-рованы и включены в блок [14, с. 38].

Первые два источника вознаграждения имеют тенденцию к снижению в соответствии с заранее определенным алгоритмом, так называемый «халвинг биткоина». В том случае, если третьего источника вознаграждения - добровольных комиссий, предлагаемых майнерам участниками сети в качестве награды за валидацию транзакций, окажется недостаточно для стимулирования майнеров к валидации транзакций, майнеры будут уходить, а информационная система станет уязвимой для реализации атаки 50%. С другой стороны, если добровольные комиссии, предлагаемые майнерам, будут слишком высокими, участникам рынка может быть экономически невыгодно использовать биткоин для совершения транзакций.

Специальные проблемы майнинга в составе пулов:

5) Проблема концентрации майнинговых мощностей

По данным Банка России [15, с. 23], 0,1% майнеров контролируют около 50% майнинговых мощностей, при этом на 10% майнеров приходится порядка 90% мощностей. Концентрация майнинговых мощностей среди небольшого количества лиц, как несет риски работоспособности блок-чейна биткоина, так и позволяет таким лицам оказывать влияние на функционирование сети и стоимость биткоина. Проблему концентрации майнин-говых мощностей допустимо пояснить примером так называемого selfish mining (англ. эгоистичного майнинга), который возможен в некоторых протоколах PoW, прежде всего, в биткоин. В случае концентрации майнинговых мощностей майнеры с доминирующим положением могут в какой-то момент обогнать ветку, которая была раньше длиннее и по которой определялось содержание блокчейна. Они предлагают более длинную ветку нодам, у которых нет технологической возможности отказать в консенсусе. После этого блокчейн заменяется и получается, что все транзакции, зафиксированные в ветке, ставшей более короткой, обнуляются. Такая практика представляет большую проблему для сохранности активов [16, с. 93-94].

6) Проблема несправедливых договорных условий соглашений с майнинговыми пулами

Для того, чтобы присоединиться к пулу, майнеру часто требуется заключить с майнинговым пулом договор присоединения с возможностью майнингового пула менять условия соответствующего договора в одностороннем порядке. Вследствие этого присоединившиеся майнеры не могут участвовать в согласовании данного договора и влиять на неизменность его условий в течение всего периода действия договора. Анализ соглашений крупнейших пулов EMCD [17], F2Pool [18], ViaBTC [19], 2Miners [20] показал, что в указанные соглашения часто включаются условия, ущемляющие права и ограничивающие возможности защиты своих прав присоединяющихся майнеров.

В качестве типичных условий соглашений майнинговых пулов, не соответствующих интересам присоединяющихся майнеров, можно отметить следующие:

• право пула закрыть учетную запись майнера в любое время по собственному усмотрению после информирования майнера по электронной почте или другими способами [21];

• право пула в одностороннем порядке определять, является ли поведение майнера, включая действия, совершенные майнером в пуле, или действия, которые майнер не совершал в пуле, но которые затронули интересы пула и других майнеров, нарушением условий соглашения, и назначать соответствующее наказание майнеру [22];

• обязанность майнера компенсировать пулу убытки и (или) понесенные расходы, включая разумные гонорары адвокатов в том случае, если майнер подозревается в нарушении соответствующих законов или положений соглашения, в результате которых пул понесет какие-либо убытки [23];

• право пула предоставлять правительству (иным уполномоченным органам) информацию о майнере, которую он предоставил пулу, а также записи о совершенных операциях или транзакциях, если это требуется [24];

• право пула передавать необходимую идентификационную информацию о майнере третьим лицам (например, правообладателям), в том случае, если майнер подозревается в нарушении прав (интеллектуальной собственности) указанных третьих лиц [25].

Условия соглашений майнинговых пулов не исчерпываются проблемой «нежелательных» условий». Анализ данных соглашений также выявил отсутствие в них условий, гарантирующих майнерам минимальный набор их прав, в частности:

• положений о порядке расчета вознаграждения от майнинга, в результате которого была получена криптовалюта;

• положений, определяющих размеры комиссий, взимаемых пулами;

• положений, определяющих права майнера обращаться к пулу в целях получения значимой для него информации.

7) Проблемы, связанные с отсутствием обязательной идентификации присоединяющегося майнера

Действующее регулирование не устанавливает обязанности пула по идентификации присоединяющегося к нему майнера. В этих условиях пулы включают в условия договора присоединения гарантийные обязательства лица, принимающего соглашение (майнера), в части того, что это лицо обладает теми или иными правосубъектными характеристиками пользователя. Так, в соответствии с Общими принципами пользовательского соглашения майнингового пула 2Miners [26], присоединяясь к соглашению лицо подтверждает, что достигло возраста двадцати одного года, а в соответствии с пунктом 1 раздела 1 пользовательского соглашения майнингового пула F2Pool [27] присоединяясь к пулу пользователь подтверждает, что в момент завершении процесса регистрации или при совершении фактических действий в соответствии с условиями пользовательского соглашения, является юридическим лицом, корпорацией или другой организацией с полной дееспособностью и гражданскими правами .

Представляется, что в отсутствие фактической идентификации присоединяющихся лиц, соответствующей установленным законодательством требованиям, достоверно установить, кто именно предоставляет гарантии при присоединении к договору, невозможно. В этих условиях к майнинговому пулу могут присоединиться недееспособные, несовершеннолетние майнеры, майнеры из нежелательных юрисдикций. В правоприменительной практике при возникновении споров между майнинговым пулом и присоединившимся майнером, в связи с этим могут возникнуть проблемы. В условиях, когда пулы исключают свою ответственность перед майнером и предусматривают повышенную ответственность майнера, возникают дополнительные вопросы о необходимости защиты социально незащищенных пользователей-майнеров.

Зарубежное регулирование майнинга

В большинстве правопорядков майнинг как самостоятельный вид деятельности не регулируется и не запрещается (Швеция, Италия, Аргентина, Бельгия, Румыния, Канада, США, Великобритания, Дания, Норвегия, Люксембург, другие).

В редких случаях ограничения на майнинг вводятся в рамках правовой политики, осуществляемой юрисдикцией. Соответствующим примером может выступать постепенный запрет на майнинг в Китае. Так, в июле 2021 года Государственная энергетическая корпорация Китая официально предъявила требование ко всем своим клиентам не использовать электричество для майнинга любых криптовалют во всех регионах страны. Первые запреты, с которыми столкнулись китайские майнеры, начались 25 мая 2021 года с ограничений, введенных на территории Внутренней Монголией. В начале июня к этому заявлению добавился запрет майнинга в провинциях Сычуань и Цинхай. К середине июля новые правила были также введены в провинциях Аньхуа, Хэнань и Гуанси [28]. Народный банк Китая (НБК) в сентябре 2021 года заявил, что криптовалюты не должны циркулировать на рынках наравне с традиционными валютами и иностранным биржам запрещено предоставлять услуги материковым инвесторам [29].

Анализ запретов и ограничений, вводимых на майнинг, показал, что чаще всего юрисдикции вводят ограничения на использование возобновляемых источников энергии, квоты на потребления электроэнергии [30]. Так, в январе 2021 года в Квебеке Régie de l'énergie выпустила решение, в котором потребовала от клиентов виртуальной валюты ограничить потребление энергии на 95 процентов на срок до 300 часов в зимние месяцы [31];

в Казахстане власти страны ограничили майнерам [32] потребление электроэнергии до 100 мегаватт (МВт) вследствие дефицита электроэнергии, который был спровоцирован массовым притоком майнеров в страну [33];

в Иране несмотря на то, что майнинговая деятельность является лицензируемой, 25 декабря 2021 года Иранский государственный энергетический холдинг Tavanir потребовал от майнеров приостановить деятельность в связи с возможным дефицитом электроэнергии в рамках мероприятий, направленных на избежание высокой нагрузки электрических сетей и аварийных отключений электроэнергии в зимний период [34]; с конца мая по октябрь 2021 г. в Иране действовал временный запрет на работу майнинговых ферм Iran Bans Bitcoin Mining, Echoing China, After Blackouts [35];

в начале января 2022 года Правительство Косово объявило о запрете майнинга биткоина и других криптовалют на территории государства. Министр экономики Артане Ризванолли предупредила, что правоохранительные органы страны начнут выявлять и пресекать операции по добыче цифровых активов. Причина столь резкого решения - энергетический кризис в стране [36].

Как отмечается в сообщении Управления финансового надзора Швеции, криптоактивы оказывают негативное влияние на климат, поскольку майнинг приводит как к большим выбросам парниковых газов, так и угрожает изменению климата, которое должно произойти в срочном порядке. Это настораживает, поэтому криптоактивы необходимо регулировать [37].

В ряде юрисдикций майнинг регулируется в рамках особого правового режима, например, в Белоруссии в соответствии с Декретом № 8 «О развитии цифровой экономики» от 21 декабря 2017 года майнинг наряду с деятельностью криптобирж и операторов обмена криптовалют включены данным декретом в перечень из 38 видов деятельности в сфере высоких технологий. Занятие этими видами деятельности может позволить компании стать резидентом Парка высоких технологий (особой экономической зоны в Белоруссии для IT-компаний). Деятельность по майнингу, приобретению, отчуждению токенов, осуществляемая физическими лицами самостоятельно без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам, не является предпринимательской деятельностью. Токены не подлежат декларированию.

Анализ действующих регуляторных требований в зарубежных юрисдикциях показал, что в правопорядках, в которых майнинг в той или иной степени урегулирован, требования по получению специальных разрешений (лицензии) от уполномоченного органа на осуществление май-нинговой деятельности, как правило, отсутствуют. Так, например, на майнеров не распространяется действие одной из наиболее значимых в сфере крипторегулирования бизнес-лицензии Кодекса законов штата Нью-Йорк (далее - Закон о BitLicense) [38], в силу того, что Управление финансовых услуг штата Нью-Йорк рассматривает майнеров биткоинов как разработчиков программного обеспечения, не подпадающих под действие правил Закона о BitLicense [39].

В числе условных исключений можно отметить Иран. В июле 2019 года Правительство Ирана официально приравняло [40] майнинг к отраслям промышленности после нескольких месяцев обсуждений. Прежде чем приступить к работе майнинговые компании должны получить лицензию Министерства промышленности [41].

К майнинговому оборудованию не устанавливается специальных требований, например, по сертификации, отсутствуют запреты или ограничения на использование майнингового оборудования, обладающего теми или иными техническими характеристиками. Между тем в соответствии с законодательством Европейского Союза отдельные компьютеры и программное обеспечение могут подпасть под требования Положения о предметах двойного назначения, и в этом случае для их экспорта будет необходимо получить разрешение [42].

Майнинг как таковой (работа сети) не подпадает под действие обновленного руководства Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) [43]. В 2014 году Агентство по борьбе с финансовыми преступлениями США (FinCEN) объявило, что майнеры криптовалюты не будут подпадать под действие Закона о банковской тайне (BSA) в качестве денежных переводчиков. В первом постановлении говорится, что если пользователь создает или «добывает» конвертируемую виртуальную валюту исключительно для собственных целей пользователя, пользователь не является переводчиком денег в соответствии с Законом о банковской тайне» (Bank Secrecy Act - BSA) США.

Регулирование майнинга в России

Российское законодательство не использует термины «криптовалюта», «майнниг», «майнинг-пулы». Однако если под криптовалютой понимать цифровую валюту, под майнингом выпуск цифровой валюты, а под майнингом в составе майнинг-пула организацию выпуска цифровой валюты, то частью 4 статьи 14 Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 259-ФЗ), предусмотрена бланкетная норма о том, что организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами. Однако указанные законы до настоящего времени не приняты.

По состоянию на 22.01.2023 в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении рассматривается законопроект № 237585-844 [44] (далее - Законопроект). Законопроект рассматривает майнинг как одну из форм выпуска цифровой валюты и определяет майнинг как деятельность по проведению математических вычислений путем эксплуатации вычислительных устройств и программно-аппаратных средств для внесения записей в информационную систему, использующую технологию распределенного реестра, имеющих целью создание цифровой валюты и (или) получение вознаграждения в цифровой валюте.

В качестве самостоятельного вида майнинга Законопроект рассматривает создание цифровой валюты в Российской Федерации, особенность которого в том, что действия, направленные на возникновение цифровой валюты, осуществляются с использованием объектов российской информационной инфраструктуры и (или) пользовательского оборудования, размещенного на территории Российской Федерации.

Законопроектом также вводится термин майнинг-пул, под которым понимается объединение мощностей нескольких вычислительных устройств, принадлежащих разным владельцам - участникам майнинг-пула и применяемых для целей майнинга, в результате которого осуществляется распределение полученной цифровой валюты между владельцами указанных вычислительных устройств.

Законопроект обуславливает возможность майнеров совершать сделки по отчуждению цифровой валюты, полученной в результате майнинга, условием о том, что при совершении таких сделок не используются объекты российской информационной инфраструктуры, за исключением случаев осуществления сделок в соответствии с установленным экспериментальным правовым режимом (далее - ЭПР).

Законопроект не определяет налоговый режим майнинга цифровой валюты, однако предусматривает обязанность лица, осуществляющего майнинг, в случае получения цифровой валюты в результате майнинга, предоставлять в уполномоченный орган информацию об адресе-идентификаторе в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Представляется, что в рамках последующей доработки Законопроекта необходимо обратить внимание на следующее.

1. Положения Законопроекта не детализируют в достаточной степени вопросы регулирования деятельности майнинговых пулов, упоминая в тексте норм лишь простейшую форму организации майнингового пула по модели, в которой все члены пула являются участниками. Представляется, что указанная модель организации пула в меньшей степени нуждается в правовом регулировании, так как в ней отсутствует слабая с позиции договорных отношений сторона. При этом Законопроект не определяет правовой режима майнинга в составе пула, функционирующего по модели оператор майнингового пула - участники, не предусматривает каких-либо специальных норм, устанавливающих правовой режим или минимальные требования к майнинговым пулам (операторам майнинговых пулов).

2. Положения Законопроекта о том, что при совершении сделок по отчуждению цифровой валюты, полученной в результате майнинга, не должны использоваться объекты российской информационной инфраструктуры, за исключением случаев осуществления сделок в соответствии с установленным ЭПР, не учитывают в достаточной степени риски, связанные с совершением сделок с цифровой валютой с использованием зарубежных инфраструктур. При этом особенности совершения сделок по отчуждению цифровой валюты, полученной в результате майнинга, в режиме ЭПР, Законопроект не определяет. Кроме того, анализ положений Законопроекта не позволяет выявить стимулы, наличие которых будет способствовать тому, что майнеры будут заинтересованы в совершении сделок по отчуждению цифровой валюты, полученной в результате майнинга, в режиме ЭПР, а не через зарубежные инфраструктуры.

3. Положения Законопроекта вводят майнинг в правовое поле, при этом не разграничивают между собой белый майнинг и серый. Вместе с тем, как упоминалось ранее, серый майнинг сопряжен с рядом проблем, в частности, с рисками перегрузки электросетей, которые могут повлечь аварийные отключения электроэнергии, пожары.

Концепция правового регулирования в Российской Федерации

С учетом общих и специальных проблем майнинга, обозначенных в настоящей статье, майнинг в Российской Федерации представляется необходимым сделать регулируемой областью либо в рамках закона о внесении изменений в Закон № 259-ФЗ, либо в рамках самостоятельного закона, регулирующего выпуск и организацию выпуска цифровой валюты в Российской Федерации, а в числе ключевых направлений регулирования данного закона выделить следующие направления:

1. Обозначить майнинг предпринимательской деятельностью, дополнить ОКВЭД соответствующим кодом.

2. Закрепить понятия: «майнинг», «майнеры», «майнинговый пул» в следующих формулировках:

майнинг - деятельность, направленная на поддержание информационных систем распределенного реестра и создание новых блоков в ней, с возможностью получить вознаграждение, в том числе в форме новых единиц цифровой валюты;

майнеры - узлы (пользователи) информационной системы, поддерживающей майнинг, которые обеспечивают тождественность информации, содержащейся в указанной информационной системе, с использованием процедур подтверждения действительности вносимых в нее (изменяемых в ней) записей;

майнинговый пул - находящееся в управлении оператора майнингового пула и (или) майнеров объединение вычислительных мощностей вычислительных устройств, использование которых осуществляются для целей майнинга с последующим распределением полученной в результате майнинга цифровой валюты между оператором и майнерами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Установить специальный налоговый режим для майнинга:

- для майнеров, использующих в своей деятельности электроэнергию, произведенную из возобновляемых источников электроэнергии, разработать специальные налоговые режимы и предусмотреть налоговые льготы;

- для майнеров, использующих в своей деятельности электроэнергию, произведенную из невозобновляемых источников электроэнергии, установить повышенные тарифы на электроэнергию.

4. Обозначить майнинг деятельностью, для осуществления которой майнерам необходимо быть включенными в реестр соответствующего типа, ведение которого осуществляет уполномоченный орган:

- реестр типа А (закрытый): для осуществления деятельности, связанной с получением цифровой валюты, без привлечения вычислительной мощности третьих лиц; указанный реестр будет вестись уполномоченным органом, главным образом, в целях общего учета адресов-идентификаторов майнеров, без установления специальных требований к майнерам; органом, уполномоченным на ведение реестра типа А, может быть ФНС России;

- реестр типа Б (открытый): для осуществления деятельности майнингового пула, аккумулирующего вычислительные мощности май-неров, для включения в которой необходимо соответствовать усложненному набору требований, в частности, требованиям к информационной системе, протоколу пул-майнинга, предоставлению информации, в том числе о предполагаемой доходности майнингового пула.

При этом при определении органа, уполномоченного на ведение реестра типа Б, необходимо учитывать следующее.

Майнить в составе пулов - это как инвестировать в паи паевых инвестиционных фондов (далее - фонды), которые в России регулируются Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ (далее - Закон № 156-ФЗ). В случае с фондами инвесторы передают в управление управляющей компании свои денежные средства или иное имущество, предусмотренное инвестиционной декларацией; в случае с пулами майнеры передают в пул свои вычислительные ресурсы, которые объединяются с ресурсами других участников и формируют совокупную вычислительную мощность пула (измеряется в единицах хэшрейт).

Управляющая компания фонда инвестирует привлеченные ресурсы в объекты, определяемые в соответствии с Законом № 156-ФЗ и иными правовыми актами; управляющая компания пула распределяет вычислительные задачи между майнерами путем использования специального программного обеспечения в целях совместного решения криптографических задач и получения вознаграждения в криптовалюте.

Как в случае с паями фондов, доходность по которым не гарантирована и ее нельзя предсказать заранее, так и в случае майнинга результат зависит во многом от удачи, хотя чем больше у пула вычислительной мощности, тем более высока вероятность генерации вознаграждения в виде криптовалюты.

По аналогии с инвестиционным паем фонда применительно к майнингу в рамках пула возможно использовать конструкцию «майнингового пая инвестиционного пула», который в контексте общей регуляторной модели будет предоставлять и гарантировать определенные права их обладателям.

Расчетная стоимость майнингового пая может определяться в криптовалюте, в отличие от традиционной расчетной стоимости, которая определяется в фиатной валюте. Ключевым является вопрос о том, на основании каких показателей может определяться расчетная стоимость майнингового пая и может ли? Логичным кажется решение, по которому расчетная стоимость майнингового пая будет определяться на основании количества добытой пулом в текущем моменте криптовалюты и общим объемом имеющейся в распоряжении пула энергетической мощности.

Присоединиться к майнинговому пулу возможно посредством приобретения майнинговых паев, количество которых будет соответствовать количеству вычислительной мощности, предоставленной майнером пулу. Для того, чтобы выйти из пула и изъять свою мощность нужно будет погасить паи. По итогам погашения майнинговых паев инвесторам не будет выплачиваться компенсация, но за то, что майнеры предоставляют пулу мощность, им на регулярной основе, будет выплачиваться вознаграждение пропорционально их вычислительной мощности с учетом расчетной стоимости майнингового пая по аналогии с выплатой промежуточных доходов по паям, которые возможны в некоторых фондах.

На сегодняшний день в отсутствие регулирования майнинговый пул находится под управлением «управляющей компании», которая никому не подточена, «скидки» и «надбавки» в рамках «приобретения и погашения майнинговых паев» не предсказуемы для инвесторов, в то время как инвестиционные фонды находятся под управлением лицензируемой управляющей компании, соответствующей требованиям, стандартам и рекомендациям регулятора.

Представляется, что деятельность майнинговых пулов должна быть урегулирована. В части отдельных требований к пулам, таким как требования по идентификации, к расчету вознаграждения майнерам, к обеспечению гарантий майренам, за основу можно взять нормативную модель инвестиционного фонда с поправкой на то, что регуляторная нагрузка на майнинговый пул не должна быть чрезмерной и большинство требований к традиционным фондам будут не применимы к пулам. Кроме того, представляется целесообразным определить минимальные пороги входа (в показателях хэшрейт) для участников в майнинговый пул. С учетом специфики майнинга по указанной модели органом, уполномоченным на ведение реестра типа Б, может быть Банк России. Работа пула в данном может осуществляться в рамках ЭПР. Реестр операторов майнингового пула будет доступен на официальном сайте Банка России и любой желающий майнер сможет выбрать предпочтительный для себя пул, перейти на сайт оператора и присоединиться к соответствующему пулу.

5. Установить специальные меры ответственности за серый майнинг.

Одной из возможных мер противодействия серому майнингу является включение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ и Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ стати, раскрывающей ей состав неправомерного майнинга и устанавливающей ответственность за данное правонарушение.

6. Определить правовой режим цифровой валюты, полученной в результате майнинга, соответствующим законом об ЭПР. Резюмируя изложенное, основная задача регуляторов в России в том, чтобы сделать майнинг регулируемой областью, принять профильные законы и разработать стандарты, обеспечивающие безопасность, надежность, прозрачность функционирования участников экосистемы, как с технологической, так и с организационно-правовой точек зрения.

Библиогра фия:

1. Рабочая группа Госдумы по криптовалютам начнет работу в ближайшее время. URL: https://1prime.ru/finance/20211123/835301721.html (дата обращения: 22.01.2023).

2. Singhal, B, Damageja, G., Panda, P. (2020). Beginning Blockchain: A Beginner's Guide to Building Blockchain Solutions, Kindle Edition 1st ed. Edition, P.

113.

3. Ethereum успешно перешел на PoS. Что будет дальше. URL: https://cryptonews.net/ru/news/ethereum/12541207/ (дата обращения: 22.01.2023).

4. So Whafs So Special About Bitcoin? URL: https://www.forbes.com/sites/karlwhelan/2013/11/20/so-whats-so-special-about-bitcoin-2/?sh=5f800892206d (дата обращения: 22.01.2023).

5. Antonopoulos, A. (2017). Mastering Bitcoin: Programming the Open Blockchain. O'Reilly Media 2nd Edition, 12. ISBN-13: 978-1491954386, С.41.

6. Coal Is Fueling Bitcoin's Meteoric Rise, BLOOMBERG (Dec. 14, 2017 7:00 PM). URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-12-15/turning-coal-into-bitcoin-dirty-secret-of-2017-s-hottest-market (дата обращения: 22.01.2023).

7. Crypto-assets are a threat to the climate transition - energy-intensive mining should be banned. URL: https://www.fi.se/en/published/presentations/2021/crypto-assets-are-a-threat-to-the-climate-transition--energy-intensive-mining-should-be-banned/ (дата обращения: 22.01.2023).

8. Zhuzhzhalov, M.B. (2019). Blockchain and the international legal regime of activity in cyberspace. Jurisprudence, 1, pp 93-94.

9. Экологи прокомментировали проект «Газпром нефти» по майнингу на попутном нефтяном газе. URL: https://forklog.com/ekologi-prokommentirovali-proekt-gazprom-nefti-po-majningu-na-poputnom-neftyanom-gaze/ (дата обращения: 22.01.2023).

10. Perov, V.A. (2018). Criminal-legal aspects of «bad faith» mining of crypto-currencies. Security of business, P. 2.

11. Удар нелегальным «битком». «Партизанский» майнинг бьёт по энергетике, экономике и кошельку законопослушных потребителей. URL: https://irkutsk.arbitr.ru/2021/06/30/udar-nelegalnym-bitkom-partizanskij-majning-byot-po-energetike-ekonomike-i-koshelku-zakonoposlushnyh-potrebitelej/ (дата обращения: 22.01.2023).

12. Балконный майнинг прописался в Иркутске. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5153951 (дата обращения: 22.01.2023).

13. Письмо от 10.06.2021 № 59-4/29017 <О направлении Методических рекомендаций для предпринимателя 2.0 «Что делать, если банк ограничил операции по счету?»> (вместе с «Методическими рекомендациями для предпринимателя 2.0. Что делать, если банк ограничил операции по счету?»).

14. Korzhova, I.V. (2020). Legal basis for the circulation of crypto assets: a textbook for students of higher educational institutions. Yur-VAK Publishing House,

P. 38.

15. Доклад Банка России: Криптовалюты: тренды, риски, меры, P. 23. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf (дата обращения: 22.01.2023).

16. Zhuzhzhalov, M.B. (2019). Blockchain and the international legal regime of activity in cyberspace. Jurisprudence, 1, pp. 93-94.

17. Пользовательское соглашение майнингового пула EMCD. URL: https://emcd.io/pool/dashboard/registration (дата обращения: 22.01.2023).

18. Пользовательское соглашение майнингового пула F2Pool. URL: https://www.f2pool.com/terms (дата обращения: 22.01.2023).

19. Пользовательское соглашение майнингового пула ViaBTC. URL: https://www.viabtc.com/terms (дата обращения: 22.01.2023).

20. Пользовательское соглашение майнингового пула 2Miners. URL: https://2miners.com/terms?ysclid=lcvt3giyba276507350 (дата обращения:

22.01.2023).

21. Пункт 4 раздела 5 условий пользовательского соглашения майнингового пула F2Pool. URL: https://www.f2pool.com/terms (дата обращения:

22.01.2023).

22. Пункт 2 раздела 2 условий пользовательского соглашения майнингового пула F2Pool. URL: https://www.f2pool.com/terms (дата обращения:

22.01.2023).

23. Пункт 2 раздела 3 условий пользовательского соглашения майнингового пула F2Pool. URL: https://www.f2pool.com/terms (дата обращения:

22.01.2023).

24. Пункт 2 раздела 2 условий пользовательского соглашения пула F2Pool. URL: https://www.f2pool.com/terms (дата обращения: 22.01.2023).

25. Пункт 2 раздела 2 условий пользовательского соглашения майнингового пула F2Pool. URL: https://www.f2pool.com/terms (дата обращения:

22.01.2023).

26. Условия использования майнингового пула 2Miners. URL: https://2miners.com/terms?ysclid=lcvt3giyba276507350 (дата обращения: 22.01.2023).

27. Пункт 1 раздел 1 условий пользовательского соглашения майнингового пула F2Pool. URL: https://www.f2pool.com/terms (дата обращения:

22.01.2023).

28. Майнинг без Китая. Хронология событий и последствия для индустрии. URL: https://amp.rbc.ru/crypto/news/60fb9b729a7947091a66ccc3 (дата обращения: 22.01.2023).

29. В Китае объявили незаконными все операции с криптовалютами. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2021/09/24/888140-v-kitae-zapretili-vse-operatsii-s-kriptovalyutami (дата обращения: 22.01.2023).

30. Crypto-assets are a threat to the climate transition - energy-intensive mining should be banned. URL: https://www.fi.se/en/published/presentations/2021/crypto-assets-are-a-threat-to-the-climate-transition--energy-intensive-mining-should-be-banned/ (дата обращения: 22.01.2023).

31. Régie de l'énergie decision D-2021-007 28/01/2021. URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=03148e6d-3c1d-4cc7-825d-ad21afbeba82 (дата обращения: 22.01.2023).

32. О некоторых вопросах электроустановок потребителей, осуществляющих деятельность по цифровому майнингу. URL: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=11855023 (дата обращения: 22.01.2023).

33. В Иране вернули запрет на майнинг криптовалют. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/61c97b8c9a7947094f6d7f54 (дата обращения: 22.01.2023).

34. В Иране вернули запрет на майнинг криптовалют. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/61c97b8c9a7947094f6d7f54 (дата обращения: 22.01.2023).

35. Iran Bans Bitcoin Mining, Echoing China, After Blackouts. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-05-26/iran-bans-crypto-mining-to-keep-the-lights-on-over-summer (дата обращения: 22.01.2023).

36. Правительство Косово полностью запрещает майнинг криптовалют в стране. В чём причина решения? URL: https://2bitcoins.ru/kosovo-i-majning-kriptovalyut/ (дата обращения: 22.01.2023).

37. Crypto-assets are a threat to the climate transition - energy-intensive mining should be banned. URL: https://www.fi.se/en/published/presentations/2021/crypto-assets-are-a-threat-to-the-climate-transition--energy-intensive-mining-should-be-banned/ (дата обращения: 22.01.2023).

38. Бизнес-лицензия на осуществление деятельности в области криптовалюты, выдаваемая Департаментом финансовых услуг штата Нью-Йорк. URL: https://money.cnn.com/2014/07/18/technology/bitcoin-license (дата обращения: 23.01.2022).

39. Gulli, A. (2020). (Un)Sustainability of Bitcoin Mining. Rutgers Computer & Technology Law Journal. URL: https://www.thefreelibrary.com/(UN)SUSTAINABILITY+0F+BITC0IN+MINING.-a0647509289 (дата обращения: 22.01.2023).

40. Iranian govt. authorizes crypto mining. URL: https://en.mehrnews.com/news/148195/Iranian-govt-authorizes-crypto-mining.

41. Правительство Ирана выдало более 1000 лицензий на майнинг криптовалют. URL: https://bits.media/pravitelstvo-irana-vydalo-bolee-1000-1itsenziy-na-mayning-kriptovalyut/ (дата обращения: 22.01.2023).

42. Council Regulation (EC) No 428/2009 of 5 May 2009 setting up a Community regime for the control of exports, transfer, brokering and transit of dual-use items // OJ L 134. 29.05.2009.

43. Updated Guidance for a Risk-Based Approach for Virtual Assets and Virtual Asset Service Providers. URL: https://www.fatf-gafi.org/publications/fatfrecommendations/documents/guidance-rba-virtual-assets-2021.html (дата обращения: 22.01.2023).

44. Законопроект № 237585-8 О внесении изменений в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/237585-8 (дата обращения: 22.01.2023).

References:

1. The working group of the State Duma on cryptocurrencies will begin work in the near future. URL: https://1prime.ru/finance/20211123/835301721.html (accessed:

22.01.2023).

2. Singhal, B, Damageja, G., Panda, P. (2020). Beginning Blockchain: A Beginner's Guide to Building Blockchain Solutions, Kindle Edition 1st ed. Edition, P. 113.

3. Ethereum has successfully switched to PoS. What will happen next. URL: https://cryptonews.net/ru/news/ethereum/12541207 / (accessed: 22.01.2023).

4. So What's So Special About Bitcoin? URL: https://w^.forbes.com/sites/karlwhelan/2013/11/20/so-whats-so-special-about-bitcoin-2/?sh=5f800892206d (accessed:

22.01.2023).

5. Antonopoulos, A. (2017). Mastering Bitcoin: Programming the Open Blockchain. O'Reilly Media 2nd Edition, 12. ISBN-13:978-1491954386, P.41.

6. Coal Is Fueling Bitcoin's Meteoric Rise, BLOOMBERG (Dec. 14, 2017 7:00 PM). URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-12-15/turning-coal-into-bitcoin-d irty-secret-of-2017-s-hottest-market (accessed: 22.01.2023).

7. Crypto-assets are a threat to the climate transition - energy-intensive mining should be banned. URL: https://www.fi.se/en/published/presentations/2021/crypto-assets-are-a-threat-to-the-climate-transition--energy-intensive-mining-should-be-banned / (accessed: 22.01.2023).

8. Zhuzhzhalov, M.B. (2019). Blockchain and the international legal regime of activity in cyberspace. Jurisprudence, 1, pp 93-94.

9. Environmentalists commented on Gazprom Neft's associated petroleum gas mining project. URL: https://forklog.com/ekologi-prokommentirovali-proekt-gazprom-nefti-po-majningu-na-poputnom-neftyanom-gaze / (accessed: 22.01.2023).

10. Perov, V.A. (2018). Criminal-legal aspects of «bad faith» mining of crypto-currencies. Security of business, P. 2.

11. A blow with an illegal "cue ball". "Guerrilla" mining hits the energy sector, the economy and the wallet of law-abiding consumers. URL: https://irkutsk.arbitr.ru/2021/06/30/udar-nelegalnym-bitkom-partizanskij-majning-byot-po-energetike-ekonomike-i-koshelku-zakonoposlushnyh-potrebitelej / (date of application: 22.01.2023).

12. Balcony mining registered in Irkutsk. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5153951 (accessed: 22.01.2023).

13. Letter No. 59-4/29017 dated 10.06.2021 <On the direction of Methodological recommendations for Entrepreneur 2.0 "What to do if the bank has restricted account transactions?"> (together with "Methodological recommendations for entrepreneur 2.0. What to do if the bank has restricted account transactions?").

14. Korzhova, I.V. (2020). Legal basis for the circulation of crypto assets: a textbook for students of higher educational institutions. Yur-VAK Publishing House, P. 38.

15. Report of the Bank of Russia: Cryptocurrencies: trends, risks, measures, P. 23. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/132241/Consultation_Paper_20012022.pdf (accessed: 22.01.2023).

16. Zhuzhzhalov, M.B. (2019). Blockchain and the international legal regime of activity in cyberspace. Jurisprudence, 1, pp. 93-94.

17. User Agreement of the mining pool EMCD. URL: https://emcd.io/pool/dashboard/registration (accessed: 22.01.2023).

18. User Agreement of the mining pool F2Pool. URL: https://www.f2pool.com/terms (accessed: 22.01.2023).

19. ViaBTC Mining Pool User Agreement. URL: https://www.viabtc.com/terms (accessed: 22.01.2023).

20. User Agreement of the 2Miners mining pool. URL: https://2miners.com/terms?ysclid=lcvt3giyba276507350 (accessed: 01/22/2023).

21. Clause 4 of Section 5 of the terms of the F2Pool mining pool user agreement. URL: https://www.f2pool.com/terms (accessed: 01/22/2023).

22. Paragraph 2 of Section 2 of the terms of the F2Pool mining pool user agreement. URL: https://www.f2pool.com/terms (accessed: 22.01.2023).

23. Paragraph 2 of Section 3 of the terms of the F2Pool mining pool user agreement. URL: https://www.f2pool.com/terms (accessed: 01/22/2023).

24. Clause 2 of Section 2 of the terms of the F2Pool User Agreement. URL: https://www.f2pool.com/terms (accessed: 01/22/2023).

25. Paragraph 2 of Section 2 of the terms of the F2Pool mining pool user agreement. URL: https://www.f2pool.com/terms (accessed: 22.01.2023).

26. Terms of use of the 2Miners mining pool. URL: https://2miners.com/terms?ysclid=lcvt3giyba276507350 (accessed: 22.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Paragraph 1, section 1 of the terms of the user agreement of the mining pool F2Pool. URL: https://www.f2pool.com/terms (accessed: 22.01.2023).

28. Mining without China. Chronology of events and consequences for the industry. URL: https://amp.rbc.ru/crypto/news/60fb9b729a7947091a66ccc3 (date of notification: 22.01.2023).

29. All transactions with cryptocurrencies have been declared illegal in China. URL: https://www.vedomosti.ru/finance/news/2021/09/24/888140-v-kitae-zapretili-vse-operatsii-s-kriptovalyutami (accessed: 22.01.2023).

30. Crypto-assets are a threat to the climate transition - energy-intensive mining should be banned. URL: https://www.fi.se/en/published/presentations/2021/crypto-assets-are-a-threat-to-the-climate-transition--energy-intensive-mining-should-be-banned / (accessed: 01/22/2023).

31. Régie de l'énergie decision D-2021-007 28/01/2021 . URL: https://www.lexology.com/library/detail.aspx?g=03148e6d-3c1d-4cc7-825d-ad21afbeba82 (accessed:

22.01.2023).

32. On some issues of electrical installations of consumers engaged in digital mining activities. URL: https://legalacts.egov.kz/npa/view?id=11855023 (date of appeal:

22.01.2023).

33. Iran has returned the ban on mining cryptocurrencies. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/61c97b8c9a7947094f6d7f54 (date of appeal: 22.01.2023).

34. Iran has returned the ban on mining cryptocurrencies. URL: https://www.rbc.ru/crypto/news/61c97b8c9a7947094f6d7f54 (accessed: 22.01.2023).

35. Iran Bans Bitcoin Mining, Echoing China, After Blackouts. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2021 -05-26/iran-bans-crypto-mining-to-keep-the-lights-on-over-summer (date of appeal: 22.01.2023).

36. The Government of Kosovo completely prohibits the mining of cryptocurrencies in the country. What is the reason for the decision? URL: https://2bitcoins.ru/kosovo-i-majning-kriptovalyut / (accessed: 22.01.2023).

37. Crypto-assets are a threat to the climate transition - energy-intensive mining should be banned. URL: https://www.fi.se/en/published/presentations/2021/crypto-assets-are-a-threat-to-the-climate-transition--energy-intensive-mining-should-be-banned / (accessed: 01/22/2023).

38. Business license to operate in the field of cryptocurrency, issued by the Department of Financial Services of the State of New York. URL: https://money.cnn.com/2014/07/18/technology/bitcoin-license (accessed: 23.01.2022).

39. Gulli, A. (2020). (Un)Sustainability of Bitcoin Mining. Rutgers Computer & Technology Law Journal. URL: https://www.thefreelibrary.com/(UN)SUSTAINABILITY+OF+BITCOIN+MINING.-a0647509289 (accessed: 22.01.2023).

40. Iranian govt. authorities crypto mining. URL: https://en.mehrnews.com/news/148195/Iranian-govt-authorizes-crypto-mining.

41. The government of Iran has issued more than 1,000 licenses for mining cryptocurrencies. URL: https://bits.media/pravitelstvo-irana-vydalo-bolee-1000-litsenziy-na-mayning-kriptovalyut / (accessed: 22.01.2023).

42. Council Regulation (EC) No 428/2009 of 5 May 2009 setting up a Community regime for the control of exports, transfer, brokering and transit of dual-use items // OJ L 134. 29.05.2009.

43. Updated Guidance for a Risk-Based Approach for Virtual Assets and Virtual Asset Service Providers. URL: https://www.fatf-gafi.org/publications/fatfrecommendations/documents/guidance-rba-virtual-assets-2021 .html (accessed: 22.01.2023).

44. Draft Law No. 237585-8 On Amendments to the Federal Law "On Digital Financial Assets, Digital Currency and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/237585-8 (accessed: 22.01.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.