Научная статья на тему 'ВАРИАНТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПЕРИОД COVID-ОГРАНИЧЕНИЙ'

ВАРИАНТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПЕРИОД COVID-ОГРАНИЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебный процесс по физической культуре / дистанционное обучение / студенты / Moodle / educational process in physical culture / distance learning / students / Moodle

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Онищенко Александр Николаевич, Шитов Денис Геннадьевич, Ермолова Ольга Сергеевна, Борисов Александр Викторович

Изучены особенности организации и осуществления учебного процесса в вузе по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях пандемии. Определены направления и способы совершенствования данного вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Онищенко Александр Николаевич, Шитов Денис Геннадьевич, Ермолова Ольга Сергеевна, Борисов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VERSION OF DISTANCE EDUCATION AT THE DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS DURING THE PERIOD OF COVID-19 RESTRICTIONS

The features of the organization and implementation of the educational process at the university in the disciplines of physical culture and sports in a pandemic were studied. The directions and ways of improving this type of activity are determined.

Текст научной работы на тему «ВАРИАНТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПЕРИОД COVID-ОГРАНИЧЕНИЙ»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-3-34-42

ВАРИАНТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПЕРИОД СОУГО-ОГРАНИЧЕНИЙ

А.Н. Онищенко, Д.Г. Шитов, О.С. Ермолова, А.В. Борисов

Изучены особенности организации и осуществления учебного процесса в вузе по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях пандемии. Определены направления и способы совершенствования данного вида деятельности.

Ключевые слова: учебный процесс по физической культуре, дистанционное обучение, студенты, Moodle.

VERSION OF DISTANCE EDUCATION AT THE DEPARTMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS DURING THE PERIOD OF COVID-19 RESTRICTIONS

Onishchenko A.N., doctor of medical sciences, professor, prof-fiz@yandex.ru, Russia, Saratov, Saratov State Law Academy, Shitov D.G., candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of department, shitov555@mail.ru, Russia, Saratov, Saratov State Law Academy, Ermolova O.S., senior lecturer, olga8volga@ yandex.ru, Russia, Saratov, Saratov State Law Academy,

Borisov A.V., senior lecturer, bobvolga@ yandex.ru, Russia, Saratov, Saratov State Law Academy

Онищенко Александр Николаевич, д-р мед. наук, проф., prof-fiz@yandex.ru, Россия, Саратов, Саратовская государственная юридическая академия,

Шитов Денис Геннадьевич, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, shitov555@mail.ru, Россия, Саратов, Саратовская государственная юридическая академия,

Ермолова Ольга Сергеевна, старший преподаватель, olga8volga@yandex.ru, Россия, Саратов, Саратовская государственная юридическая академия,

Борисов Александр Викторович, старший преподаватель, bobvolga@yandex.ru, Россия, Саратов, Саратовская государственная юридическая академия

Непрекращающаяся агрессия инфекционного возбудителя пандемии COVID-19 крайне негативно влияет и, в ближайшей перспективе, будет отрицательно воздействовать на все стороны жизнедеятельности человечества. Образовательное пространство высшего образования Российской Федерации вынуждено функционировать в крайне неблагоприятных условиях повышения заболеваемости студентов и преподавателей, срочной адаптации к ограничительным противоэпидемическим мероприя -тиям, волнообразного их применения, дефицита различных ресурсов, с сохранением установленного регламентирующими документами оптималь -ного уровня всех направлений работы высших учебных заведений.

С целью снижения рисков нарастания эпидемического процесса, сохранения жизни и здоровья граждан в России реализуется система меро -приятий, включающая объявление жестких ограничений на передвижение, социальные контакты и доступ к общественным местам («локдауны»), вве-

The features of the organization and implementation of the educational process at the university in the disciplines of physical culture and sports in a pandemic were studied. The directions and ways of improving this type of activity are determined.

Key words: educational process in physical culture, distance learning, students, Moodle.

дение QR-кодов, самоизоляции по определенным показаниям, массовое применение различных антисептических и гигиенических средств, внедрение тестовых систем определения возбудителя, строительство и введение в эксплуатацию новых инфекционных больниц и госпиталей. Это далеко не полный перечень вынужденных решений для стабилизации обстановки и выхода из кризиса. В создавшихся условиях работа высших учебных заве -дений и подготовка так необходимых для страны профессиональных кадров была возможна только на фундаменте дистанционных образовательных технологий, реализуемых с применением информационно -телекоммуникационных сетей в процессе взаимодействия обучающихся и пе -дагогов [1, 3, 4, 7].

На кафедре физической культуры и спорта в рамках существующих стандартов образования преподаются две дисциплины: «Физическая культура и спорт» и «Элективные дисциплины (модули) по физической куль -туре и спорту». В основном достижение необходимого результата учебно -воспитательного процесса по этим дисциплинам обеспечивается массивом практических занятий физкультурно-спортивной направленности в условиях спортивных площадок и сооружений с использованием оздорови -тельных сил природы и соблюдением специальных гигиенических требо -ваний.

Лавинообразное нарастание пандемии заставило в течение минимальных временных параметров искать возможности обучения студентов на расстоянии. Все это сопровождалось тестированием и последующей апробацией в реальных условиях вуза широкого спектра различных технических устройств, расширения диапазона возможностей компьютерных сетей и разработкой программных средств. Необходимо отметить неболь -шой опыт применения дистанционных технологий в таких масштабах, тем более в рамках учебных дисциплин кафедры физической культуры и спорта, недоступности методических указаний по организации дистанци -онного обучения с учетом здоровьесберегающей и физкультурной направленности, различия в индивидуальной «компьютерной грамотности» и понимания цифровых технологий у студенческой молодежи и когорты пре -подавателей, трудности стандартизации многочисленных электронных стационарных устройств и гаджетов при выработке процедуры общения педагога и студента, достаточно большой объем критики в печатных изданиях массовой информации и на телевидении внеаудиторного «одомашненного» физкультурного образования.

Проведенные ранее нами исследования показали, что даже в оптимальных условиях очного обучения высшего учебного заведения при обычном уровне общепопуляционной заболеваемости только у каждого десятого студента выработана потребность к физическим упражнениям и овладению ценностями физической культуры. Поэтому дистанционное обучение на кафедре физической культуры и спорта можно рассматривать

только как кратковременную, вынужденную, но необходимую меру в общей борьбе с высококонтагиозной и зачастую смертельной инфекцией.

Исходя из вышеизложенного, не вызывает сомнения польза проводимых в настоящее время многочисленных научных работ, направленных на поиск путей оптимизации информационно-педагогических технологий для осуществления учебно-воспитательного процесса на расстоянии. В полной мере это относится и к деятельности кафедр физической культуры и спорта вузов различной профессиональной направленности [2, 5, 6, 8].

Цель исследования: повысить эффективность дистанционного обучения на кафедре физической культуры и спорта в период COVID-ограничений.

Задачи исследования:

1) изучить особенности организации и осуществления учебного процесса в вузе по дисциплинам физической культуры и спорта в условиях пандемии;

2) определить направления и способы совершенствования данного вида деятельности.

Методика и организация исследования. Работа проводилась в реальных условиях ограничения жизнедеятельности (в связи с противоэпи -демическими мероприятиями) в Саратовской государственной юридиче -ской академии на кафедре физической культуры и спорта в течение пер -вого полугодия 2021 года.

В исследовании использовались методы теоретического уровня: анализ психолого-педагогической литературы по избранной проблеме, научная интерпретация и синтез конкретного фактического материала, индукция и дедукция в их единстве, сравнительно-сопоставительный анализ используемых источников, ретроспективный анализ собственного педагогического опыта, а также методы эмпирического уровня: интервьюирование, анкетирование, включенное наблюдение за деятельностью студентов и преподавателей, организационная и психолого-педагогическая диагностика, экспертная оценка, беседы с обучаемыми и педагогами, нор -мативно-правовой мониторинг.

Анализировались данные учебно-методической документации и сопутствующих материалов по дисциплинам «Физическая культура» и «Элективные дисциплины (модули) по физической культуре и спорту», оценены результаты деятельности 1003 студентов первого курса, 1035 -второго и 451 - третьего, а также 16 преподавателей. В процессе исследования проведено три серии анонимного анкетирования педагогов и обу -чаемых по вопросам неспециального физкультурного образования на рас -стоянии (319 чел.).

Результаты исследования и их обсуждение. В связи с волнообразным течением эпидемического процесса возбудителя СОУГО-19 в 2021 году в стране продолжилось применение режимно-ограничительных и специальных медико-профилактических мероприятий, направленных на стабилизацию негативной обстановки и развитие позитивного тренда. В этих условиях руководством вуза было принято решение о продлении использования дистанционных технологий в образовательном процессе по дисциплинам кафедры физической культуры и спорта. При этом в образовательном пространстве вуза уже успешно применялась архитектура модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды (СДО Moodle) с использованием многофункционального базового интернет-портала учебного заведения.

Необходимо отметить, что к началу удаленного обучения были решены и устранены многочисленные проблемы начального периода образовательного процесса с ограничением жизнедеятельности студентов и преподавателей: в основном обеспечен доступ во Всемирную сеть; в боль -шинстве случаев повысилась обеспеченность современными стационар -ными устройствами и гаджетами; проведены дополнительные занятия по повышению квалификации педагогов с изучением дистанционных технологий и особенностей работы в вузовском дистанционном образовательном ресурсе; сформировано кадровое «ядро» высокомотивированных, компетентных, опытных и работоспособных специалистов - ответственных за разработку и методическое сопровождение содержания обучения на расстоянии; подготовлены шаблоны указаний и инструкций студентам и преподавателям по содержательной части учебных и учебно-методических материалов; созданы базовые (по физическим качествам и видам спорта) теоретические ресурсы и электронные наглядные пособия; апробированы алгоритмы выполнения и отчетности к учебным заданиям; установлена оперативная обратная связь со студентами, проживающими на территории различных часовых зон Российской Федерации; изыскана возможность хотя бы минимального соответствия онлайн-курсов содержанию рабочих учебных программ; произведена попытка сохранения традиционных ценностей, характерных для очного обучения; учтены различия учебно-воспитательного процесса в основной, подготовительной, специальной медицинской, спортивной группах, а также - индивидуальная физическая подготовленность и функциональное состояние организма обучаемых.

На образовательной платформе студентам был предложен кален -дарный план работ на семестр: с февраля по июнь - регулярные самостоятельные занятия физическими упражнениями; первая неделя марта - проведение первичной комплексной самооценки физической подготовленно -сти и функционального состояния организма; первая неделя апреля - прохождение тренировочного теста с оценкой уровня основных физических качеств и предоставление полученных данных; первая неделя мая - прове-

дение итоговой комплексной самооценки физической подготовленности и функционального состояния организма; первая неделя июня - предоставление результатов работы в семестре и проведение итогового тестирования знаний по дисциплине.

Авторский курс преподавания состоял из трех модулей: учебно-тренировочного (содержал комплексы упражнений различной направленности: на развитие силы, гибкости, выносливости, быстроты и ловкости); комплексной самооценки (включал различные опросы и анкетирования, «батарею» тестов и проб); текущего контроля (отправка визуальных под -тверждений выполнения физических упражнений, проведение тренировочного (обучающего) теста для подготовки к итоговой проверке знаний, предоставление регулярных отчетов и итогов выполненных заданий).

Предлагаемые комплексы физических упражнений были разработаны с учетом условий ограничения жизнедеятельности во время проведе -ния противоэпидемических мероприятий (рекомендовалось использовать элементы широкого спектра традиционных и нетрадиционных оздоровительных систем, учитывать широкий опыт спортивных клубов и лечебной физической культуры, практиковать «попутную» физическую тренировку, упражнения с применением подсобных средств и малых форм физкультурного инвентаря). Обучающимся были предложены оригинальные видеокурсы выполнения комплексов ритмической гимнастики.

В модуль комплексной самооценки были включены: методика «Самочувствие, активность, настроение», измерение стандартных антропометрических показателей, оценка кардиореспираторных возможностей, определение типа биологического ритма, статическая балансировка, уста -новление времени простой сенсомоторной реакции, скорость переработки информации, определение биологического возраста, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, поднимание туловища из положения лежа на спине, определение подвижности в плечевом суставе, наклон вперед, бег на месте с высоким подниманием бедра за 15 с, тест Купера, упражнение «планка» и тест на быстроту реакции с линейкой.

Постоянная связь с преподавателем была многоканальной и осуще -ствлялась либо на форуме образовательного портала, либо через социальную сеть «ВКонтакте», либо в другой удобной как для педагога, так и для студента форме.

Дополнительно в электронной среде был постоянно размещенный базовый учебный контент: лекционный курс, фильмотека, вспомогатель -ные учебно-методические материалы, дополнительные методические ука -зания для студентов специального медицинского и спортивного отделений, расписание групповых и индивидуальных онлайн-консультаций, глоссарий, формализованные формы отчетов и предоставления различных данных.

В процессе целенаправленных педагогических воздействий средствами физической культуры предполагалось сохранить в течение семестра психофизиологические резервы организма обучающихся и не допустить у них выраженной деградации уровня физической подготовленности (как максимум - добиться отсутствия негативного снижения показателей физического развития и физических качеств).

Приветствовалась разработка студентами (под руководством преподавателя) собственных комплексов физических упражнений, учитывающего индивидуальные особенности и условия проживания. Для по -мощи в реализации этого мероприятия была размещена на образовательном портале база данных, содержащая доскональное описание макси -мально возможного количества упражнений, направленных на формирование и развитие основных физических качеств. К концу периода обучения был проведен конкурс созданных студентами собственных индивидуально-ориентированных комплексов.

Адепты спортивных секций трудились по персональным заданиям тренеров и отчитывались им в установленные сроки (обычно один раз в 10-14 дней).

Необходимо отметить созданные видеоинструкции (фотографии и видеофильмы) для педагогов и обучающихся, в которых подробно разъяснялись последовательность и содержание онлайн-деятельности. В дальнейшем они тиражировались и распространялись деканатами и ка -федрой. Как и в период начального этапа пандемии, платформой выбора для организации видеоконференций была «Zoom». Наряду с этим продолжали функционировать, как и в предыдущих семестрах, специально соз -данные электронные адреса преподавателей, различные видеочаты, отдельный сервис сообщений электронного образовательного пространства и социальных сетей.

Полученный в ходе исследования материал свидетельствовал о типичных недостатках учебно-воспитательного процесса: нарастание к концу семестра случаев формализма со стороны студентов (дублирование отчетов - копирование предыдущих своих данных или повторение имеющихся у других обучаемых) и несвоевременное предоставление результатов самооценки состояния и уровня физической подготовленности, недостаточная визуализация самостоятельной работы (видео- и фотоматериалы самостоятельных занятий, онлайн-трансляции групповых занятия с использованием электронных видеосервисов и т. п.).

Завершился процесс обучения на кафедре физической культуры и спорта итоговой дистанционной оценкой знаний студентов. Тестовая карта (установленное время опроса 50 мин) содержала 40 вопросов и четыре варианта к ним ответов. От компьютерного тестирования были освобождены наиболее активные и добросовестные студенты, спортсмены и больные обучаемые (в сумме таковых оказалось две трети от числа списочного

состава). По результатам оценки знаний 89,8 % принявших участие в тестировании получили зачет в установленный срок.

При подготовке к 2021/22 уч. г. на кафедре физической культуры и спорта учитывались все полученные в результате исследования данные (позитивные и негативные результаты): инициативная группа лидеров дис -танционного обучения была сохранена и поощрена руководством вуза; обучение на расстоянии комбинировалось в периоды эпидемического благополучия с традиционным очным обучением по трем авторским курсо -вым учебным программам, максимально соответствующим образовательным стандартам; широко использованы различные средства визуализации дистанционного обучения; сокращен срок и увеличена периодичность предоставления данных двигательной активности; унифицированы и стандар -тизированы информационные потоки обмена информации в системе «пре -подавание-учение»; усилена профессионально-прикладная направленность, учитывающая профиль обучения; включены мероприятия лично-стно-ориентированного воздействия средствами физической культуры оздоровительного характера; разработан наглядный учебный видеоконтент всеми преподавателями по видам спортивной специализации.

Как и в процессе предыдущих периодов учебно-воспитательной работы, в содержание учебного контента были включены общепринятые каскадные блоки: начальный (подготовительный), базовый (общая физиче -ская подготовка и применение здоровьесберегающих технологий), специализированный (по отдельным физическим качествам и видам спорта), профессионально-прикладной, итоговый оценочный.

Результаты анкетирования студентов показали: в основном негативное отношение обучающихся к организации дистанционного обучения по физкультурным дисциплинам (предлагалось перейти на сочетанное с очным или вообще пренебрегать противоэпидемическими мероприятиями и проводить обычные практические занятия); наличие многих жалоб на малоподвижный образ жизни в связи с длительным использованием различных электронных устройств; ухудшение собственного психофизического состояния и состояния здоровья у большой когорты студенческой молодежи.

Заключение. Дистанционное обучение на кафедре физической культуры и спорта является сложным и неоднозначным процессом, учиты -вая необходимость целенаправленных воздействий для сохранения и повышения функциональных возможностей, формирования и развития физи -ческих качеств в условиях ограничения жизнедеятельности с учетом подавляющей практической направленности преподаваемых дисциплин. По нашему мнению, основные усилия педагогов во время пандемии необходимо направить на сохранение физиологических резервов организма, достигнутого ранее уровня физической подготовленности и защитных сил организма студентов.

Можно предложить мероприятия по совершенствованию этого процесса: повышение мотивации и развитие потребности к овладению ценностями физической культуры, обобщение опыта и разработка типового учебно-методического сопровождения обучения на расстоянии, внедрение в зависимости от эпидемической ситуации очно-заочной (комбинированной - очной и дистанционной) формы подготовки, расширение арсенала визуализированного фонда оценочных средств, проведение научно-методических конференций и курсов повышения квалификации по рассмотренной тематике, обеспечение кафедр современными электронными устройствами и программным обеспечением.

Список литературы

1. Алпацкая Е.В., Грец А.Н., Юденков А.В. Методы оптимизации учебного процесса в условиях дистанционной работы в вузах физической культуры // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2021. № 2 (192). С. 9-13.

2. Дистанционное обучение по дисциплине «Физическая культура и спорт» в условиях самоизоляции / Т.Ю. Покровская [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2020. № 11. С. 65-67.

3. Колесникова О.Б., Пьянзина Н.Н., Шнайдер М.Г. Использование дистанционных технологий по дисциплине «Физическая культура и спорт» у студентов вуза // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. Вып. 10. С. 23-30.

4. Онищенко А.Н., Шитов Д.Г., Ларин Н.В. Содержание и органи -зация дистанционного обучения на кафедре физической культуры и спорта вуза в условиях ограничения жизнедеятельности // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2021. № 1. С. 76-79.

5. Постол О.Л. Элективные курсы по физической культуре и спорту студентов транспортного вуза, обучающихся на заочной форме обучения с применением дистанционных технологий (ДОТ) // Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физического воспитания для под -готовки специалистов в транспортной отрасли: сб. тр. Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т.Ю. Маскаевой, Ю.А. Грекова. М.: Изд-во РУТ, 2019. С. 113-117.

6. Применение дистанционных технологий в образовательном процессе физкультурного вуза / С.Н. Трегубова [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2021. № 11. С. 30-32.

7. Радаева С.В., Сосуновский В.С., Беженцева Л.М. Отношение студентов к организации процесса физического воспитания в дистанционном формате обучения // Теория и практика физической культуры. 2021. № 10. С. 75-77.

8. Сандирова М.Н., Илясова А.Ю., Абдрахманова И.В. Организационная модель обучения с использованием дистанционных образователь-ных технологий в вузах физической культуры // Инновации в образовании. 2019. № 4. С. 107-115.

References

1. Alpackaya E.V., Grec A.N., Yudenkov A.V. Metody optimizacii uchebnogo processa v usloviyah distancionnoj raboty v vuzah fizicheskoj kul'tury [Methods for optimizing the educational process in conditions of remote work in higher education institutions of physical culture] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2021. No. 2 (192). P. 9-13.

2. Distancionnoe obuchenie po discipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» v usloviyah samoizolyacii [Distance learning in the discipline "Physical culture and sport" in conditions of self-isolation] / T.Yu. Pokrovskaya [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2020. No. 11. P. 65-67.

3. Kolesnikova O.B., P'yanzina N.N., Shnajder M.G. Ispol'zovanie distancionnyh tekhnologij po discipline «Fizicheskaya kul'tura i sport» u studentov vuza [The use of remote technologies in the discipline "Physical culture and sport" among university students] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2019. Issue 10. P. 23-30.

4. Onishchenko A.N., Shitov D.G., Larin N.V. Soderzhanie i organizaciya distan-cionnogo obucheniya na kafedre fizicheskoj kul'tury i sporta vuza v usloviyah ogranicheniya zhiznedeyatel'nosti [The content and organization of distance learning at the department of physical culture and sports of the university in conditions of disability] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture: education, education, training]. 2021. No. 1. P. 76-79.

5. Postol O.L. Elektivnye kursy po fizicheskoj kul'ture i sportu studentov transport-nogo vuza, obuchayushchihsya na zaochnoj forme obucheniya s primeneniem distancionnyh tekhnologij (DOT) [Elective courses in physical culture and sports of students of a transport university studying in correspondence form of education using distance technologies (DOT)] // Actual problems of development and improvement of the system of physical education for training specialists in the transport industry: sat. tr. International scientific-practical. conf. / ed. T.Yu. Maskaeva, Yu.A. Grekov. М.: Publishing House RUT, 2019. P. 113-117.

6. Primenenie distancionnyh tekhnologij v obrazovatel'nom processe fizkul'turnogo vuza [The use of remote technologies in the educational process of a sports university] / S.N. Tregubova [et al.] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2021. No. 11. P. 30-32.

7. Radaeva S.V., Sosunovskij V.S., Bezhenceva L.M. Otnoshenie studentov k or-ganizacii processa fizicheskogo vospitaniya v distancionnom formate obucheniya [The attitude of students to the organization of the process of physical education in distance learning format] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical cultur]. 2021. No. 10. P. 75-77.

8. Sandirova M.N., Ilyasova A.Yu., Abdrahmanova I.V. Organizacionnaya model' obucheniya s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v vuzah fizicheskoj kul'tury [Organizational model of education using distance learning technologies in higher education institutions of physical culture] // Innovacii v obrazovanii [Innovations in education]. 2019. No. 4. P. 107-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.