УДК 796.012.6:37.018.43 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-12-52-58
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.И. Треушников, Н.И. Кулакова
Доказана эффективность различных форм обучения общеразвивающим уп-
ражнениям в рамках дистанционного образования на основе подобранных
тестов.
Представлены результаты сравнительного эксперимента, установлена эффектив-
ность методов непрерывного контроля с использованием методов видеосвязи и отсро-
ченных методов исправления ошибок студентов.
Ключевые слова: студенты, дистанционное образование, методы обучения,
двигательные действия, обучение технике, общеразвивающие упражнения.
TEACHING THE TECHNIQUE
OF EDUCATIONAL EXERCISES
IN THE CONDITIONS OF
DISTANCE EDUCATION
Treushnikov A.I., teacher, aleshatru@ma-
il.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Nizhny
Novgorod State Pedagogical University,
Kulakova N.I., senior Lecturer, yaroslavl46@
mail.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Minin
Nizhny Novgorod State Pedagogical
University
The effectiveness of various forms of teaching
general developmental exercises in the
framework of distance education on the basis
of selected tests has been proven. The results
of a comparative experiment are presented, the
effectiveness of continuous control methods
using video communication methods and de-
layed methods of correcting students' mistakes
is established.
Key words: students, distance education, me-
thods of teaching motor actions, teaching
technique, general developmental exercises.
Треушников Алексей Ильич, преподаватель,
aleshatru@mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегород-
ский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина,
Кулакова Нина Ивановна, старший препода-
ватель, yaroslavl46@mail.ru, Россия, Нижний Новгород,
Нижегородский государственный педагогический уни-
верситет имени Козьмы Минина
В настоящее время проблема дис-
танционного обучения студентов в усло-
виях пандемии достаточно актуальная и
инициирует поиск ее решения на основе
использования современных электрон-
ных систем обучения и адаптированных
методов преподавания.
Историческое начало дистанци-
онного обучения связано с XVIII веком,
формой которого являлись средства об-
щения в виде писем, записок, содержа-
щие учебный материал и контрольные
работы. Несколько позже были созданы
школы, имеющие только заочный формат обучения. В начале XX века
появилась возможность передавать учебный материал с использованием
радио, а в середине – телевидения. К концу XX века началось
активное
внедрение компьютерных образовательных программ. На сегодняшний
день существует множество онлайн-курсов, в рамках которых реализуется
образовательный процесс [1].
С позиции понятийных основ дистанционного обучения, теоретиче-
ских и практических аспектов физической культуры в исследовании рас-
сматриваются вопросы обучения технике общеразвивающих упражнений в
период дистанционного обучения.
«Под дистанционным обучением следует понимать вид обучения,
предполагающий преимущественно опосредованное взаимодействие педа-
гога и обучающихся с активным использованием информационных и ком-
муникационных технологий» [2]. В настоящее время проводится модерни-
зация программ дистанционного обучения, выделяются необходимые кри-
терии для результативности дистанционного обучения, такие, как грамот-
ное позиционирование данного электронного курса преподавателем,
отношение студентов, качество и гибкость обучения, простота использова-
ния курса и др. [3]. Однако следует отметить, что не все студенты и препо-
даватели представляют специфику, плюсы и минусы подобной формы
обучения.
В современной литературе имеется достаточно много научного и
методического материала по формированию техники движений. Освоение
двигательными действиями, согласно основным положениям теории дви-
гательного управления, заключается в формировании универсальных про-
грамм, отвечающих за координацию. Данные команды отвечают за после-
довательность включения тех или иных мышечных групп во время осуще-
ствления движения [4]. После подачи команды импульс идет от головного
мозга в спинной, а от спинного уже к активным мышечным тканям, возбу-
ждая необходимое количество двигательных единиц. Принято считать, что
при начальном обучении любому двигательному действию в коре голов-
ного мозга преобладают процессы возбуждения, затрагивая те отделы,
которые не нужны для выполнения упражнения, это порождает излишнюю
напряженность движения, быструю потерю работоспособности. В про-
цессе многократного повторения нервная система начинает постепенно
отключать незадействованные двигательные единицы, снижается частота
сокращения участвующих в движении мышечных волокон. Появление
двигательного навыка характеризуется смещением нагрузки в центральной
нервной системе с коры больших полушарий на подкорковые центры, что
приводит к автоматизации движения [5].
В современной спортивной психологии разделяют специфические
виды памяти, которые относятся к двигательным действиям или же явля-
ются их причиной. Например, предлагается выделять память, которая свя-
зана со зрением, дающая определенную информацию о природе объекта,
создающую образ предмета по средству тактильных ощущений. «Память,
выражающуюся в заучивании, сохранении и воспроизведении не образов
движений, а самих двигательных действий (по П.П. Блонскому «моторная
память»), можно называть «двигательной памятью», тем самым отдавая
дань первоначальному смыслу этого термина. Если двигательная память
стоит в некотором смысле обособленно, то между памятью на движения и
проприоцептивной памятью могут быть определенные отношения. Запо-
минание движений может осуществляться за счет образной проприоцеп-
тивной памяти» [6].
Необходимо отметить, что теория двигательного управления не
является единственной теорией, на основе которой возможно обучение.
К.К. Марков и О.О. Николаева в своей работе привели в пример модуль-
ную гипотезу мышления и высказались о возможности ее использования в
спорте: «…движения рассматриваются не как результат простой активиза-
ции пассивно хранящихся в мыслительных структурах двигательных про-
грамм, а двигательное совершенствование понимается как специфический
процесс активного построения движений. Активное построение техниче-
ского арсенала состоит из некоторых фундаментальных двигательных
составляющих – модулей. Имеются входные модули восприятия (перцеп-
тивные) и выходные модули действия. Кроме того, требуется функциони-
рование центральной нервной системы, которой поручаются высшие мыс-
лительные задачи, такие, как двигательное управление и контроль» [7]. По
нашему мнению, данная теория является основополагающей в обучении
студентов на занятиях физической культурой, так как одна из задач данной
дисциплины связана с формированием двигательных навыков, с возмож-
ностью положительного переноса приобретенных технических действий в
повседневную жизнь и в занятия различными видами спорта.
Видим, что существуют различные представления о формировании
техники у занимающихся физическими упражнениями, но до сих пор нет
нормированного критерия величины и частоты нагрузки, обеспечивающей
освоения нового двигательного действия, единой классификации сложных
упражнений, которые учитывали бы возраст и стаж занимающихся физи-
ческой культурой.
В условиях дистанционного обучения разработано большое количе-
ство элективных курсов по дисциплине «Физическая культура», имеющих
свою специфику. В ситуации, когда нет возможности проводить занятия в
больших и малых группах, многие исследователи считают, что необходимо
делать акцент на формирование индивидуального плана для каждого
занимающегося [8]. Например, Д.В. Цыбиков предлагает на занятиях по
физической культуре использовать методику Ю.Н. Вавилова «Проверь
себя», включать в процесс элективного обучения входной и итоговый кон-
троль, оценку уровня физической подготовленности и определения биоло-
гического возраста. На основании данных входного контроля разрабатыва-
ется индивидуальный план занятий, отчет о проделанной работе и дина-
мике изменений отсылается преподавателю через систему MOODLE [9].
По мнению Д.В. Цыбикова, подобный формат обучения способствует фор-
мированию универсальной компетенции УК-7 (способность поддержания
должного уровня их физической подготовленности для обеспечения пол-
ноценной социальной и профессиональной деятельности). К сожалению,
автор не раскрывает особенности управления и контроля образовательным
процессом. Возможно, это было связано с тем, что в эксперименте прини-
мали участие студенты 3-го курса, предположительно обладающие необ-
ходимыми знаниями и навыками самостоятельных занятий физическими
упражнениями, самодиагностики и техники безопасности.
Дистанционные технологии в рамках физической культуры нашли
свое выражение еще в ряде работ. А.И. Крыловым и Т.Е. Веселкиной была
разработана интерактивная компьютерная программа, включающая обуче-
ние навыкам контроля состояния здоровья. Кроме педагогических тестов,
оценивающих уровень развития физических качеств, в данную программу
были включены тесты на оценку состояния здоровья занимающихся (ЧСС
в покое, проба Штанге и др.). Данная программа позволяла студентам
сформировать навыки ведения самоконтроля за состоянием здоровья. Роль
преподавателя сводилась к обсуждению результатов контрольных тестов и
правильной оценке коррекции уровня активности и упражнений, которые
предлагались компьютерной программой [10].
Эксперимент по формированию двигательных навыков в процессе
дистанционного обучения провели Л.Ш. Пестряева и О.А. Пешкумов.
Данные авторы использовали технологию интерактивных карт, которая
включала технические особенности и циклы упражнения «прыжок в длину
с места». Контрольная группа занималась в очном формате 2 раза в не-
делю, экспериментальная – дистанционно с использованием технологии
интерактивных карт, общаясь с преподавателем во время выполнения
упражнений. По результатам годичного эксперимента установлено, что
уровень физической подготовленности в обеих группах был примерно
одинаков [11].
В исследованиях отчетливо просматривается направленность на
повышение двигательной активности студентов и формирование у них
навыков проведения самостоятельных занятий и самоконтроля. В боль-
шинстве случаев акцент делается на развитие физических качеств и укреп-
ление здоровья студентов.
Цель данного исследования – разработать и экспериментально
обосновать эффективность дистанционного обучения технике общеразви-
вающим упражнениям.
Применялись следующие методы исследования: теоретический
анализ по исследуемой проблеме, педагогический эксперимент, методы
математической статистики.
Исследование проводилось на базе Нижегородского государствен-
ного педагогического университета имени Козьмы Минина в период
2020/21 учебного года, в котором приняло участие 90 студенток, обучаю-
щихся на 1-м курсе.
Использовались следующие контрольные упражнения: приседание,
выпады, поднимание туловища, отжимание. Техника каждого упражнения
оценивалась по 5-балльной шкале. Критериями оценки техники являлись:
принятие исходного положения, углы в работающих суставах при выпол-
нении упражнения, положение позвоночника при выполнении упражне-
ния, темп выполнения упражнения. Баллы за каждое упражнение сумми-
ровались, выводился средний балл по каждой студентке.
В исследовании использовались словесные и наглядные методы
обучения, работа над ошибками происходила как в формате видеоконфе-
ренций, так и в отсроченном формате по средствам сообщений.
В рамках эксперимента в течение 16 занятий проводилось началь-
ное обучение в очном режиме, техника упражнения изучалась целостно,
корректировка ошибок происходила параллельно с выполнением упраж-
нений. После начального этапа обучения студенты были разделены на
3 группы:
– первая: выполняла общеразвивающие упражнения по программе
дисциплины «Общая физическая подготовка» 2 раза в неделю по одному
часу. Тренировка проходила с использованием видеосвязи с постоянным
очным присутствием преподавателя;
– вторая: выполняла общеразвивающие упражнения по программе
дисциплины «Общая физическая подготовка» 2 раза в неделю по одному
часу. Контроль по практическому разделу осуществлялся по видеомате-
риалам. Студенты один раз в неделю отправляли фрагменты своей трени-
ровки преподавателю, который оценивал правильность выполнения
упражнения, дозировку и отправлял рекомендации студентам;
– третья: состояла в основном из студентов, имеющих ограничения
по состоянию здоровья в выполнении программы. В данной группе фор-
мой освоения общеразвивающих упражнений были семинары в виде кон-
ференций. Преподаватель и обучающиеся вместе разбирали технику дви-
жений, вопросы дозирования нагрузки, наиболее часто встречающиеся
ошибки, периодичность выполнения общеразвивающих упражнений. Каж-
дая студентка могла выбрать те упражнения, которые ей были знакомы
или раньше выполняла.
В начале эксперимента средний показатель техники выполнения
общеразвивающих упражнений студенток составлял в 3,4 балла из 5. Воз-
можной причиной невысокой оценки являлось отсутствие регулярных
занятий в период каникул, а также различие в специфике школьных заня-
тий по физической культуре в старших классов.
Итоговое тестирование показало, что у студенток всех групп пока-
затели техники выполнения общеразвивающих упражнений повысились и
в среднем составили 4,1–4,2 балла. Результат между группами был стати-
стически незначимым.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали,
что различные методы дистанционного обучения технике выполнения
общеразвивающих упражнений имели примерно одинаковую эффектив-
ность. Данный результат может быть связан с тем, что упражнения
были
универсальными, многофункциональными, многосуставными, хорошо
известными всем занимающимся. Обращало на себя внимание, что сту-
дентки, которые не выполняли данные упражнения регулярно, но готовили
контрольные материалы по ним, также улучшили технику выполнения
упражнений.
Список литературы
1. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования.
Положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного
естествознания. 2015. № 3. С. 199–204.
2. Григорьев О.В., Янголь Д.Ю. Дефиниция понятия «дистанцион-
ное обучение» // Инновации в образовании. 2012. № 2. С. 49–55.
3. What drives a successful e-Learning? An empirical investigation of
the critical factors influencing learner satisfaction / P.C.
Sun [et al.] //
Computers & Education. 2008. № 50. P. 1183–1202.
4. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов
физ. культуры / под ред. Л.П. Матвеева. М.: Физкультура и спорт,
1991.
543 с.
5. Белоуско Д.В. Основы обучения двигательным действиям и раз-
вития физических качеств: учеб.-метод. пособие. Барнаул: Изд-во АлтГУ,
2015. 18 с.
6. Гончаров В.И. «Память на движения» как специальный вид
памяти // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 1
(107). С. 35–39.
7. Марков К.К., Николаева О.О. Совершенствование методики обу-
чения двигательным действиям в спорте на основе модульной гипотезы
мышления // Теория и практика физической культуры. 2011. № 7. С. 35–37.
8. Организация самостоятельной работы студентов с использова-
нием дистанционной системы Moodle / А.А. Толстенева [и др.] // Вестник
Мининского университета. 2014. № 4 (8). С. 37.
9. Цыбиков Д.В. Организация процесса физического воспитания
студентов педагогического вуза: опыт дистанционного обучения // Совре-
менные проблемы и потенциал научных исследований в физической куль-
туре и спорте: сб. материалов II Всерос. науч.-практ. конф. Улан-Удэ: Изд-
во БГУ им. Доржи Банзарова, 2021. С. 110–115.
10. Крылов А.И., Веселкина Т.Е. Контроль и коррекция двигатель-
ной активности студентов с использованием интерактивных информа-
ционных технологий // Культура физическая и здоровье. 2014. № 1 (48).
С. 57–59.
11. Пестряева Л.Ш., Пешкумов О.А. Применение интерактивных
обучающих карт в дистанционной технологии обучения физкультурно-
спортивным дисциплинам // Проблемы современного педагогического
образования. 2019. № 62–4. С. 160–162.
References
1. Pet'kova Yu.R. Istoriya razvitiya distancionnogo obrazovaniya.
Polozhitel'nye i
otricatel'nye storony MOOS [The history of the development of distance
education. Positive
and negative aspects of the MEP] // Uspekhi sovremennogo
estestvoznaniya [Success of
modern natural science]. 2015. No. 3. P. 199–204.
2. Grigor'ev O.V., Yangol' D.Yu. Definiciya ponyatiya «distancionnoe
obuchenie»
[Definition of the concept of "distance learning"] // Innovacii v obrazovanii
[Innovations in
education]. 2012. No. 2. P. 49–55.
3. What drives a successful e-Learning? An empirical investigation of
the critical
factors influencing learner satisfaction / P.C. Sun [et al.] // Computers &
Education. 2008. №
50. P. 1183–1202.
4. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury [Theory and methodology of physical
cul-
ture]: textbook / ed. L.P. Matveeva. M.: Physical culture and sport, 1991. 543
p.
5. Belousko D.V. Osnovy obucheniya dvigatel'nym dejstviyam i razvitiya
fizicheskih
kachestv [Fundamentals of teaching motional actions and the development of
physical quali-
ties]: study guide. allowance. Barnaul: AltSU Publishing House, 2015. 18 p.
6. Goncharov V.I. «Pamyat' na dvizheniya» kak special'nyj vid pamyati
["Memory
for movement" as a special kind of memory] // Uchenye zapiski universiteta
imeni P.F. Les-
gafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2014. No.
1 (107). P. 35–
39.
7. Markov K.K., Nikolaeva O.O. Sovershenstvovanie metodiki obucheniya
dviga-
tel'nym dejstviyam v sporte na osnove modul'noj gipotezy myshleniya
[Improvement of the
methodology of teaching motor actions in sports on the basis of the modular
hypothesis of
thinking] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of
physical culture].
2011. No. 7. P. 35–37.
8. Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov s ispol'zovaniem
distancionnoj
sistemy Moodle [Organization of students' independent work using the Moodle
distance sys-
tem] / A.A. Tolsteneva [et al.] // Vestnik Mininskogo universiteta [Bulletin
of the Minin Uni-
versity]. 2014. No. 4 (8). P. 37.
9. Cybikov D.V. Organizaciya processa fizicheskogo vospitaniya studentov pedago-
gicheskogo vuza: opyt distancionnogo obucheniya [Organization of the
process of physical
education of students of a pedagogical university: the experience of
distance learning] //
Modern problems and potential of scientific research in physical culture and
sports: collection
of articles. materials of the II All-Russia. scientific-practical conf.,
dedicated. 60th anniver-
sary of fac. physical culture, sports and tourism. Ulan-Ude:
Publishing house of BSU im.
Dorzhi Banzarova, 2021. P. 110–115.
10. Krylov A.I., Veselkina T.E. Kontrol' i korrekciya dvigatel'noj aktivnosti
studen-
tov s ispol'zovaniem interaktivnyh informacionnyh tekhnologij [Control
and correction of
students' motor activity using interactive information technologies] //
Kul'tura fizicheskaya i
zdorov'e [Physical culture and health]. 2014. No. 1 (48). P. 57–59.
11. Pestryaeva L.Sh., Peshkumov O.A. Primenenie interaktivnyh
obuchayushchih
kart v distancionnoj tekhnologii obucheniya fizkul'turno-sportivnym disciplinam
[The use of
interactive teaching cards in distance technology of teaching physical culture
and sports dis-
ciplines] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya
[Problems of modern
pedagogical education]. 2019. No. 62–4. P. 160–162.