4. Круковская А.В. Соотношение понятий «мотив», «мотивация» и «мотивационная сфера» // Научный поиск в современном мире: сборник материалов 6-й Международной научно-практической конференции. -М., 2014. - С. 220-221.
5. Папанова Т.В. Методологические основы формирования правовой культуры как профессионально-личностного качества бакалавров педагогического образования / Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. - №2 (32). - С. 217-221.
6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Роспедагенство», 1997. - 176 с.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2010. - 713 с.
9. Сластенин, В.А. Современные подходы к подготовке учителя в вузе / В.А Сластенин // Пед. образование и наука. - 2000. - № 1. - С. 44 - 51.
10. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н.и др. Педагогика: педагогические теории, системы технологии под ред. С.А. Смирнова 4-е изд., - М., Издательский центр «Академия», 2003.- 248 с.
11. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
Педагогика
УДК 37. 013
кандидат психологических наук, психолог - консультант, акушер - гинеколог Петрова Лариса Витальевна
Пелымское отделение» Краснотурьинской ГКБ №1 (п.г.т. Пелым)
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕМЬИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВЬЯ У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье представлены актуальные вопросы жизненных приоритетов: здоровья и здорового образа жизни. В формировании ценности здоровья старших школьников главная роль отводится родителям (семье). Определены показатели ценности отношения к здоровью и здоровому образу жизни родителей. Принятие здорового образа жизни - это условие потребности жизненных приоритетов каждой личности. Тема статьи аргументируется ценностным отношением к здоровью значимых взрослых (родителей), являющихся активными трансляторами формирования здорового образа жизни подростков. Полученные данные правомерно использовать в психологической службе образования. В частности, данные могут быть использованы педагогами, классными руководителями образовательных учреждений при формировании позитивных установок и ориентиров, связанных со здоровьесбережением детей и подростков, родителями, для формирования здорового образа жизни своих детей и сохранения собственного здоровья.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, ценности, семья, родители, подростки, воспитание, психолого-педагогическое условие.
Annotation. The article presents topical issues of life priorities: health and healthy lifestyle. Parents (family) play the main role in the formation of the health value of senior schoolchildren. Indicators of value of the relation to health and a healthy lifestyle of parents are defined. The adoption of a healthy lifestyle is a condition of the need for life priorities of each individual. The theme of the article is reasoned by the value attitude to the health of significant adults (parents), who are active translators of the formation of a healthy lifestyle of adolescents. The data obtained is legally used in the psychological service of education. In particular, the data can be used by teachers, class teachers of educational institutions in the formation of positive attitudes and guidelines related to the health of children and adolescents, parents, to form a healthy lifestyle of their children and maintain their own health.
Keywords: health, healthy lifestyle, values, family, parents, teenagers, education, psychological and pedagogical condition.
Введение. Психолого-педагогическим анализом понятия здоровье занимались [Амосов Н.М., 2002; Казначеев В.П., 2009; Колпачников В.В., 2009; Куликов В.П., 2006; Лисицын Ю.П., 2010; Сахно A.B., 2012 и другие]. Беря во внимание историко-философский подход феноменологии здоровья показали, что здоровье представлялось естественной, и непреходящей жизненной ценностью, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей среди категорий человеческого бытия, интересов и идеалов, гармонии и красоты [2, с. 79 - 102].
Формирование ценности здорового образа жизни - предмет изучения философов, педагогов, медиков и, позже, психологов. Проблема содержания, формирования и оценки жизненных ценностей поднималась отечественной психологией и представлена в трудах [Арутюнян Э.А., 2010; Донцова А.И., 2014; Жукова Ю.М., 2014; Спириной О.Н., 2007; Яницкого М.С., 2000]. Общие психологические позиции в понимании жизненных ценностей можно обозначить следующим образом: ценности играют важную роль в направлении, ориентации и регулировании отношений людей и общества; ценности представлены через понятие личности; ценность является частью психологической структуры личности и системообразующим элементом установок и норм поведения; ценности проявляются в деятельности и межличностных отношениях; формирование ценностей носит поступательный характер и связано с активностью личности и влиянием значимой социальной группы.
Изложение основного материала статьи. По мнению Г.А. Сунгатуллина [2012], устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает цельность, надежность, верность принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, упорство в достижении цели.
Сензитивный период для развития жизненных ценностей и отношения к здоровью - старший школьный возраст [4, с. 120]. Социализация и формирование идентичности личностного «Я» происходит через усвоение «внешнего через внутреннее» присвоение ценностей, норм поведения, связанные с ролями и индивидуальным развитием каждого звена структуры самосознания [В.С. Мухина, 2014; С.А. Минюрова, 2010].
Семья создает условия формирования жизненных ценностей, в том числе и отношение к здоровому образу жизни. [Н.Н. Васягина, 2009; В.И. Дружинин, 2008; Р.В. Овчарова, 2013; Ю.А. Токарева, 2010 и др.]. Семья, по мнению А.Я. Варги - это группа людей, связанная общим местом проживания, совместным хозяйством, взаимоотношением [6, с. 120]. С помощью специального научения и воспитательных действий, активизации познавательного, мотивационно-потребностного компонента личности, родители передают ребенку знания о социальных нормах, традициях [Р.В. Овчарова, 2003]. Семейная атмосфера, взаимодействие членов семьи способствуют пониманию жизненных смыслов, становлению приоритетов, развивают потенциал школьника. В общении с родителями происходит принятие и усвоение норм, социальных ориентиров. Подростку, стремящемуся к здоровому образу жизни, важна благополучная семья. Согласно [В.Н. Дружинину,2008; Р.В. Овчарова, 2013; Ю.А. Токаревой, 2014], к числу благополучных условий развития подростка относят совместное участие родителей в жизни, планирование и направленная подготовка подростка к общественной жизни. Успех воспитательного процесса зависит от отсутствия асоциального поведения родителей, когда родители не заинтересованы в своем ребенке, когда им не хватает педагогических знаний.
Интерес для нас представляет образ жизни семьи, влияющий на здоровье личности. В понимании Р. Рывкиной, образ жизни - это совокупность нескольких взаимосвязанных видов социальной активности: индивидуально-трудовая деятельность, образование, занятие спортом, как способ поддержания здоровья. Такие стандарты поведения, формируются у индивида и меняются под воздействием условий жизни [7, с. 108].
По исследованию социологов: 10% занимаются постоянно физкультурой и спортом; 30 % эпизодически; 30% россиян - пассивные зрители (телевизионные болельщики, болельщики-фанаты) и безразлично относятся к спорту 20-30 % [5, с. 58 - 69]. Причина отношения взрослых к спорту выражается в недостатке свободного времени, плате за посещение бассейнов, спортивно-оздоровительных клубов, центров и уровнем информации о здоровом образе жизни.
В исследовательской работе М.В. Оршавская обнаружила, что в семьях, чей образ жизни связан с пьянством и агрессией, дети склонны создавать семьи подобного типа. Установила, что 50 % подростков видели пьяными своих родителей, 15-20 % наблюдали, как взрослые дерутся, находясь в состоянии алкогольного опьянения. Если младшие подростки чаще говорят о пьяных родителях и гостях, то старшие, в 14 -15 лет, воспринимают поведение как нормальное, а иногда защищают мать в драке с отцом [3, с. 38]. По мнению [А.В. Беляевой, 2007; В.С. Тубчиновой, 2005], деструктивный образ жизни родителей не способствует осознанию необходимости здорового образа жизни собственными детьми и приводит к приобщению к алкоголю (с 14 - 16 лет в 78 % случаев).
Проведенное нами исследование было связано с изучением ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни родителей. Интерпретация данных осуществлялась, исходя из анализа трех компонентов: познавательного (анкетирование с целью выявления состояния здоровья и отношение к здоровому образу жизни; Опросник «Отношение к здоровью» Р.А. Березовской), эмоционально-ценностного (методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; опросник «Уровень притязаний личности» В.К. Гербачевского), поведенческого.
В математико-статистической обработке полученных данных использовался статистический пакет SPSS 19.0 for Windows, Microsoft Excel, SPSS Statistics 17.0. С целью выявления различий использована интегрированная система для комплексного статистического анализа и обработки данных в среде STATISTICA. Количественный анализ включал статистический критерий нормальности Колмогорова-Смирнова, параметрический критерий t-Стьюдента для независимых выборок.
С целью выявления родителей старших школьников о состоянии здоровья и отношения к нему, было проведено анкетирование как параметра познавательного компонента формирования здорового образа жизни.
Анализ анкеты показал, что родители понимают: здоровье -жизненная ценность и важна для ребенка и формируется в семье. Здоровых родителей нет, однако нет и тех, кто стремился бы вести здоровый образ жизни и передавать данную ценность. Родители мало внимания и времени уделяют здоровью и здоровью семьи. Причины подобного поведения: недостаток времени и знаний, отсутствие информации о здоровьесберегающих технологиях.
Анализ результатов Опросника «Отношение к здоровью» (автор Р.А. Березовская), который определил представление и информацию, влияющую на здоровый образ жизни у родителей, установили: получения информации о здоровье, как познавательной составляющей ЗОЖ для родителей: информация СМИ - 36,0%; доверяют заключению врачей и другим специалистам - 54,1%; интересуются из газет и журналов - 59,0%; прислушиваются к мнению друзей, знакомых - 47,5%; читают научные книги о здоровье - 49,2%.
Анализируя источники информации о здоровье и здоровом образе жизни можно заключить, родители старших школьников склонны доверять информации из газет, журналов и другой литературы.
Анализируя факторы, которые, с точки зрения родителей, учащихся выяснили образ жизни - 86,7%; профессиональная деятельность - 63,3%, вредные привычки - 57,4%. На здоровье родителей влияет образ жизни в целом и несоблюдение норм и правил здорового образа жизни в связи с профессиональной занятостью.
Определяя действия родителей учащихся, которые они предпринимают, когда чувствуют, что со здоровьем все благополучно, установили: на вопрос «когда я спокоен» - 41,0%, «мне это безразлично» -100%. На вопрос: «Как вы чувствуете, когда узнаете об ухудшении своего здоровья?» При ухудшении своего здоровья выяснили, на вопрос «спокоен» - 93,4%; «испытываю чувство вины» всего родителей - 20,3%; «встревожен и сильно нервничаю» родителей -7%.
Таким образом, родители мало переживают за ухудшение состояние своего здоровья, они сразу начинают действовать, лечиться.
Выявление действий родителей для поддержания своего здоровья, оказывают образцовое воздействие и в большей степени способны убедить в ведении здорового образа жизни. Для поддержания здорового образа жизни, как поведенческого аспекта: придерживаются диеты родители в - 52,5% случаях. Сохранение здоровья: заботятся о режиме сна и отдыха - 75,4%; закаляются - 54,1%; посещают врача - 4,9%; следят за весом - 63,9%; ходят в баню - 96,7%; избегают вредных привычек - 62,3%; посещают спортивные секции: -19,7%; практикуют специальное оздоровление - 21,3%. Указанные действия бессистемны и появляются в ситуации болезни или угрозы здоровью.
Эмоционально-ценностный аспект: родители считают здоровье ценностью - 78,7%. Средний уровень данной ценности установлен - 9,8 % и низкий - 11,5%. Вывод: здоровье для родителей - ценность.
Высокие показатели при анализе «Эмоционально-ценностного компонента» в терминальных ценностях здоровье родителей - одно из жизненных приоритетов, в инструментальных ценностях воспитанность к ведению здорового образа жизни всей семьи (табл. 1).
Таблица 1
Анализ эмоционально- ценностного компонента ЗОЖ
Компоненты Родители n= 60
Терминальные ценности % Инструментальные ценности %
Здоровье 78,7 Воспитанность 80,3
Любовь 44,3 Непримиримость 68,9
Выбор друзей 29,5 Аккуратность 44,4
Счастливая семейная жизнь 42,6 Образованность 55,7
Интересная работа 50,8 Ответственность 47,5
Терпимость 44,3
Для родителей важно здоровье, которое влияет на другие сферы жизни и интересы, которые не носят приоритетный или выраженный характер. Так же для родителей важной воспитательной нормой является здоровый образ жизни.
Изучение потребности в ведении здорового образа жизни показало, как родители склонны избегать проблем со здоровьем, не проводить и решать своевременно профилактику болезней.
Изучение «Поведенческого компонента» родители оценивают уровень (табл. 2). Анализ средних значений в % соотношении.
Таблица 2
Анализ поведенческого компонента ЗОЖ
Компоненты Родители n= 60
Мотив избегания 54,1
Придание личностной значимости результатам деятельности 44,3
Оценка уровня достигнутых результатов 62,3
Оценка своего потенциала 67,2
Намеченный уровень мобилизации усилий 57,4
Закономерность результатов 68,9
На наш взгляд анализ полученных результатов прослеживающаяся настойчивость родителей, объясняет получение ими закономерных или ожидаемых результатов в отношении здоровья. Для родителей потребность здорового образа жизни - это готовность прилагать усилия, направленные на поддержания своего здоровья, профилактику болезней.
Выводы. Учитывая проведенное исследование, отмечаем: ценность здоровье занимает первое место в иерархичной структуре личности. Важными условиями формирования здорового образа жизни для подростков семья (родители) ведущая к: позитивному отношению, как к своему здоровью, так и здоровью окружающих; потребности в здоровом образе жизни и бережному отношению к своему здоровью, обусловленную жизненными приоритетами и собственной активности.
Литература:
1. Васягина, Н.Н. Обучение взрослых опыт и их перспективы / Васягина Н.Н. // Педагогика. - № 4 - 2009. - С. 11 - 14.
2. Васильева, О.С., Филатов, Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. -М: Изд-во «Академия», 2015. - 352 с.
3. Казанская, В. Подросток, Трудности взросления. Изд.- 2-е доп. - Спб.: 2008. - 178 с.
4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов - М.: Изд-во Пресс, 2014. - 338с.
5. Назарова, И.Б. Здоровье российского населения: факторы и характеристики (90-е годы) / Назарова И.Б. // Социологические исследования. - 2003. - № 11. - С. 57-69.
6. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение семьи и семейного воспитания / - М.: Курган. КГУ, 2003. - 319 с.
7. Равкина, З.И. Воспитание детей в семье (книга для родителей): Москва, 2015. - 422 с.
8. Сунгатуллина, Г.А. Формирование ценностных ориентаций молодежи на нравственный семейный образ жизни и здоровье: Опыт социального эксперимента: диссертация кан. соц. наук 22.00.04. / Сунгатуллина, Газель Анваровна. Москва, 2004. - 271 с.
Педагогика
УДК:796.04
кандидат педагогических наук, доцент Пестряева Людмила Шейисдановна
Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары); кандидат биологических наук Пешкумов Олег Аркадьевич
Чувашская государственная сельскохозяйственная академия (г. Чебоксары)
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБУЧАЮЩИХ КАРТ В ДИСТАНЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
Аннотация. В статье рассматривается применение интерактивных обучающих карт в дистанционной технологии обучения в преподавании физкультурно-спортивных дисциплин. Проведенный педагогический эксперимент подтвердил результативность интерактивных обучающих карт в формировании двигательных действий у студентов. Полученные результаты эксперимента свидетельствуют об одинаковом физическом уровне студентов экспериментальной и контрольной групп к промежуточной аттестации.
Ключевые слова: студенты, интерактивные обучающие карты, физкультурно-спортивные дисциплины, технология дистанционного обучения.
Annоtation. The article deals with the use of interactive learning maps in distance learning technology in the teaching of sports disciplines. The conducted pedagogical experiment confirmed the effectiveness of interactive learning maps in the formation of motor actions of students. The results of the experiment indicate the same physical level of students of the experimental and control groups to the intermediate certification.
Keywords: students, interactive learning maps, sports disciplines, distance learning technology.
Введение. На сегодня, Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предусматривает включение физкультурно-спортивных дисциплин в базовую и вариативную части Блока 1 у всех направлений и специальностей, без исключений. В учебных планах и рабочих программах предусмотренные часы по этим дисциплинам в Чувашской ГСХА отведены на практические занятия [9]. Но некоторые студенты, в силу сложившихся обстоятельств, не всегда могут посещать учебные занятия в реальном времени. В таких случаях разработка и внедрение технологий дистанционного обучения, является перспективным направлением [1], [10]. Преимущество дистанционного обучения заключается в самостоятельном определении времени занятия. Но может ли такой способ получения образования заменить практические занятия, не теряя качество обучения? Одним из явных недостатков дистанционного обучения является преобладание теории над практикой [3]. Если по многим дисциплинам учебные часы распределены на теоретические и практические занятия, то по физкультурно-спортивным дисциплинам только на практические. Так же следует учитывать, что в условиях дистанционного обучения время контактирования с преподавателем ограничено, вследствие чего усложняется преподавание этой дисциплины дистанционно.
Тем не менее внедрение технологий дистанционного обучения в образовательный процесс вузов является актуальным и еще не получило должного развития.
Изложение основного материала статьи. На сегодня, существующие технологии дистанционного обучения направлены на получение теоретических знаний, которые не формируют у студентов навык двигательного действия [2]. Из выше сказанного, была сформулирована цель исследования:
«Разработать и экспериментально обосновать результативность интерактивных обучающих карт в дистанционной технологии обучения в формировании двигательных действий у студентов».
В исследование применялись следующие методы:
- теоретический анализ и обобщение научно-методических работ по проблеме исследования;
- метод экспертных оценок;
- педагогический эксперимент;
- методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлась Чувашская ГСХА.
Педагогическая деятельность преподавателя заключалась в своевременном размещении интерактивных обучающих карт, консультировании и обеспечении двухсторонней интерактивной связи. Формы общения при изучении учебного материала в основном являлись асинхронными. Для освоения учебного материала дисциплины студент должен был заходить в систему дистанционного обучения для просмотра учебного материала в удобное для него время. Результативность интерактивных обучающих карт определяли путем сдачи практических зачетных нормативов в промежуточную аттестацию.
Одной из основных задач изучения учебных дисциплин «Физическая культура и спорт» и «Физическая культура и спорт» (элективная дисциплина) выдвигается задача овладеть техникой двигательных действий, способствующих успешной сдачи практических зачетных нормативов [7]. Учитывая данные факторы, для студентов, изучающие эти дисциплины дистанционно, были разработаны интерактивные обучающие карты [4], [6].
Разработанные нами интерактивные обучающие карты включали в себя следующие разделы:
- основные фазы цикла движений по опорным точкам;
- правильность выполнения двигательного действия по опорным точкам;
- возможные ошибки при выполнении двигательного действия по опорным точкам;
- самоконтроль за выполнением двигательного действия по опорным точкам (шкала оценки техники выполнения по 10 баллам).
Также, интерактивные обучающие карты содержали полную информацию для студента о сущности двигательного действия и способе его построения, применялись термины, имеющие конкретное и точное содержание, вызывающие у студентов четкие представления. Двигательная задача в них была конкретная и осуществимая, с представленным биомеханическим анализом [5], [8]. Примерная интерактивная обучающая карта представлена в таблице 1.