программа «баскетбол для всех», и методика ее применения в процессе обучения студентов вуза техническим приемам игры в баскетбол, что отражает современное состояние игры баскетбол, способствует лучшему восприятию технических основ и формирует навыки от которых зависит исход игры.
Литература:
1. Беляева, И. М. Обучение базовым элементам классической аэробики с использованием компьютерных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. М. Беляева: Москва, 2007. - 27 с.
2. Воронов, И. А. Информационные технологии в физической культуре и спорте : учеб.-метод. пособие / И. А. Воронов; С-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лес- гафта. - СПб.: [б. и.], 2005. - 79 с.
3. Гомельский, Е. Я. Актуальные проблемы и современные технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием тренеров / Е. Я. Гомельский // Основные направления деятельности всероссийского центра современных технологий в баскетболе по совершенствованию повышения квалификации - М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», - 2013. - С. 13-15.
4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский - М.: Академия, 2010. - 336 с.
5. Слинкина, Н. Е. формирование у студентов вуза физической культуры умений по коррекции техники исполнения двигательных действий в волейболе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Е. Слинкина; УралГУФК. - Челябинск, 2009. - 25 с.
Педагогика
УДК: 796.01
доктор педагогических наук, профессор Сомкин Алексей Альбертович
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук, профессор Састамойнен Тамара Васильевна Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (г. Санкт-Петербург);
доктор педагогических наук, профессор Степанов Владимир Сергеевич
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (г. Санкт-Петербург)
ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE В ТВОРЧЕСКОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация. В статье проводится анализ учебного предмета «Физическая культура и спорт» в системе дистанционного обучения Moodle для студентов в творческом высшем учебном заведении - Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Особое внимание в публикации уделено теоретическому (лекционному) разделу дисциплины и балльно-рейтинговой системе контроля на кафедре физического воспитания.
Ключевые слова: творческое высшее учебное заведение, дисциплина «Физическая культура и спорт», система дистанционного обучения Moodle, кафедра физического воспитания, студенты, балльно-рейтинговая система.
Annotation. The article provides the analysis of "Physical education and sport" courses in the system of distance learning Moodle for students in the creative higher education institution - St. Petersburg State Institute of Film and Television. The special attention in the publication is paid to the theoretical (lecture) part of the courses and the pointrating system of control at the Department of Physical Education.
Keywords: creative higher education institution, "Physical education and sport" courses, the system of distance learning Moodle, Department of Physical Education, students, the point-rating system.
Введение. Действующий в настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования относит дисциплины по физической культуре и спорту к обязательным для освоения студентами всех направлений подготовки (бакалавриат) и специальностей очной, очно-заочной и заочной форм обучения в таком творческом высшем учебном заведении, как Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ). В 2018-2019 учебном году дисциплина «Физическая культура и спорт» для всех форм обучения, которая включает в себя лекционный курс и практические занятия, стала частично реализовываться в виде дистанционных образовательных технологий. Дистанционное (on-line) обучение в СПбГИКиТ осуществляется в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) на базе системы дистанционного обучения (СДО) Moodle. В результате изучения данной дисциплины у студентов должна быть сформирована следующая общекультурная компетенция: «способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».
Изложение основного материала статьи. Студенты в СПбГИКиТ по обязательной (базовой) части Блока 1 «Дисциплины (модули)» по физической культуре и спорту изучают на первом курсе (в первом осеннем семестре) дисциплину «Физическая культура и спорт» в объёме 54 астрономических часов (две зачётные единицы), которая для очной формы обучения состоит из:
- лекционных занятий (12 астрономических часов - 8 лекций);
- практических занятий (12 часов - 8 занятий в спортивном зале);
- самостоятельной работы студентов (30 часов) [3].
При этом прохождение лекционного курса (теоретического раздела) на кафедре физического воспитания осуществляется в дистанционном формате (в СДО Moodle СПбГИКиТ). Тестирование по лекционному материалу студенты также проходят в СДО Moodle СПбГИКиТ. Для того чтобы студенты смогли адаптироваться к дистанционным образовательным технологиям для них была разработана так называемая «пошаговая» инструкция по изучению теоретического раздела дисциплины «Физическая культура и спорт».
ШАГ 1: Изучить восемь слайд-конспектов лекций по дисциплине «Физическая культура и спорт» в дистанционном формате в соответствии с учебным расписанием (в СДО Moodle СПбГИКиТ).
Примечание. Изучение слайд-конспекта лекции в дистанционном формате оценивается в 3 (три) балла. Общая сумма баллов за лекционный курс, состоящий из восьми лекций, - 24 балла.
ШАГ 2: При необходимости, студенты могут дополнительно ещё и самостоятельно изучить лекционный материал в полном объёме, изложенный в печатной (электронной) форме (pdf), также в СДО Moodle СПбГИКиТ.
ШАГ 3: Самостоятельно пройти тестирование по лекционному материалу (в СДО Moodle СПбГИКиТ).
Примечание. Тестирование по каждой лекции должно быть пройдено в течение семи дней после изучения слайд-конспекта (в соответствии с учебным расписанием). По каждой лекции студентам предлагается 8 вопросов с тремя возможными вариантами ответа, один из которых является правильным. Успешное прохождение одного тестирования оценивается максимальной оценкой в 3 (три) балла. Таким образом, общая максимальная сумма баллов за тестирование по всем восьми лекциям составляет 24 балла.
Итак, общая (максимальная) сумма баллов, которую студенты смогут набрать за изучение теоретического раздела в СДО Moodle, - 48 баллов.
Используемая для дистанционного обучения в СПбГИКиТ система Moodle (модульная объективно-ориентированная динамическая учебная среда) является эффективным аппаратом взаимодействия между преподавателем и студентами в процессе изучения ими дисциплины «Физическая культура и спорт». Применение в учебном процессе данной среды даёт также возможность осуществлять непрерывный контроль с использованием балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости при проведении преподавателем текущей и промежуточной аттестации в течение семестра, а также аттестации в форме зачёта по дисциплине в рамках экзаменационной сессии. Кроме того, студенты имеют возможность ознакомиться в СДО Moodle СПбГИКиТ:
- с зачётными требованиями по дисциплине;
- с программой изучения дисциплины;
- с темами лекций и дополнительным учебно-методическим материалом;
- с глоссарием по теоретическому разделу дисциплины;
- со списком рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).
Подробнее остановимся на слайд-конспектах. В СДО Moodle СПбГИКиТ они представлены в формате электронного курса iSpring Suite. Данный формат позволяет на каждый слайд презентации лекционного материала «накладывать» аудио сопровождение, которое более полно раскрывает текстовое содержание слайда и описывает представленные на нём иллюстративные материалы. Студент может в процессе изучения слайд-конспекта лекции несколько раз и в любое время открывать необходимый ему слайд и осваивать его содержание как с аудио сопровождением, так и с его отключением. При этом воспроизведение лекционного материала в формате электронного курса iSpring Suite возможно на любом доступном студенту устройстве (компьютере, планшете, мобильном устройстве, смартфоне) при наличии доступа к сети Интернет независимо от места его нахождения (в институте, дома, в дороге).
Как было сказано выше, теоретический раздел дисциплины включает в себя восемь лекций и предусматривает овладение студентами системой конкретных научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности с учётом особенностей их профессиональной деятельности. При этом электронный курс лекций разрабатывался с учётом актуальности и оригинальности его содержания, а также без нарушения авторских прав третьих лиц. Для этого нами были проанализированы лекционные курсы по дисциплинам по физической культуре и спорту (структура, объём, тематика), которые были разработаны на соответствующих кафедрах в высших учебных заведениях Российской Федерации [5, 6, 7, 8], и технология реализации процесса их преподавания [1, 2]. Ниже приводится тематика и тезисное содержание теоретического раздела дисциплины «Физическая культура и спорт», которая включала в себя восемь лекционных занятий (12 астрономических часов) в дистанционном (on-line) формате.
Тема (Лекция) 1. Физическая культура как наука и практика физического совершенствования человека.
Структура, процесс изучения и основные требования, предъявляемые студентам при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт» в СПбГИКиТ. Определение понятия «культура» как качественной характеристики деятельности человека и общества, процесса и результата хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей. Понятие «физическая культура» и её связь с общей культурой. Основные понятия физической культуры как науки: объект и предмет изучения, физическое развитие, физическая подготовка, двигательная активность, физические способности, физические упражнения, физкультурное образование, здоровый образ жизни. Виды физической культуры: физическое воспитание, профессионально-прикладная физическая культура, физическая рекреация, двигательная реабилитация, фоновая физическая культура, адаптивная физическая культура, спорт. Средства физической культуры: физические упражнения; естественные силы природы; гигиенические факторы.
Тема (Лекция) 2. Методические основы организации и проведения общеразвивающих упражнений в уроках физического воспитания в вузе.
Личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса по физической культуре в вузе. Компетентностная физическая культура студентов, включающая в себя профессионально-прикладное физическое воспитание и спорт, физкультурно-оздоровительные технологии, жизненно-важные двигательные умения и навыки, развитие личностных - коммуникативных и лидерских качеств. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) решают задачи: общего физического развития и оздоровления; функциональной подготовки к основной части занятия; развития основных физических способностей; воспитания дисциплины и организованности на занятиях. Классификации ОРУ. Основы терминологии ОРУ. Общепринятые термины: стойки, упоры, приседы, седы, выпады, наклоны, положения лёжа. Дополнительные термины ОРУ. Формы и правила записи ОРУ: обобщённая, конкретная терминологическая, графическая. Составление комплексов ОРУ. Методы обучения и способы проведения ОРУ (раздельный, поточный, проходной). Основные методические приёмы: объяснение, показ, совмещённое объяснение и показ. Регулирование нагрузки при выполнении комплекса ОРУ. Методическая подготовка студентов к проведению комплекса ОРУ на практическом занятии по дисциплине «Физическая культура и спорт».
Тема (Лекция) 3. Социально-биологические основы физической культуры.
Организм человека, как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Гомеостаз как совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и физиологических функций организма человека. Анатомо-
физиологические особенности и функциональные системы организма: клетка, межклеточное вещество, орган. Система и аппарат органов. Опорно-двигательный аппарат (ОДА) человека. Скелет (осевой и добавочный). Основные функции скелета - механические и биологические. Суставы, связки, сухожилия. Мышечная система. Типы мышц: скелетные, гладкие, сердечная. Мышцы антагонисты и синергисты. Кровь. Состав крови: плазма, форменные элементы (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты). Кровеносная (сердечнососудистая) система. Большой и малый круги кровообращения. Сердечный цикл. Пульс. Кровяное давление (систолическое и диастолическое). Дыхание: внешнее (лёгочное) и внутриклеточное (тканевое). Процесс дыхания. Пищеварительная система. Выделительная система. Нервная система. Головной и спинной мозг. Центральная и вегетативная нервная система. Сенсорная система. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Репродуктивная (половая) система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм человека и его жизнедеятельность. Физиологические механизмы совершенствования систем организма под воздействием физической нагрузки.
Тема (Лекция) 4. Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья человека.
Здоровье как важнейшая ценность человека. Факторы формирования здоровья: экзогенные и эндогенные. Компоненты здоровья: соматическое (физическое), психическое, сексуальное, нравственное. Три основных состояния человека: здоровье, предболезнь, болезнь. Образ жизни человека. Основные составные части: профессиональная, общественная, социально-культурная, бытовая. Категории образа жизни человека: уровень жизни, качество жизни, стиль жизни. Здоровый образ жизни как концентрированное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Двигательная активность и здоровье человека. Гипокинезия (снижение двигательной активности) и гиподинамия (снижение мышечных усилий). Методы восстановления для укрепления здоровья. Здоровое питание. Шесть «нутриентов»: белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные вещества, вода. Физиотерапевтические процедуры: массаж, водные процедуры, жаркая баня.
Тема (Лекция) 5. Развитие физических способностей в физической культуре и спорте.
Общая характеристика физических способностей человека. Силовые способности и методика их развития. Мышечная сила. Режимы работы мышц. Абсолютная и относительная сила. Основные средства для развития силовых способностей. Скоростные способности и методика их развития. Элементарные формы скоростных способностей: реакция на сигнал; скорость одиночного движения; «резкость»; максимальный темп движений. Координационные способности и методика их развития. Единичные и комплексные критерии координационных способностей. Выносливость и методика её развития. Утомление и три его фазы. Формы проявления выносливости: общая и специальная. Гибкость и методика её развития. Пассивная и активная гибкость. Два вида гибкости: общая и специальная. Три основные группы упражнений для развития гибкости: статические, динамические, стато-динамические.
Тема (Лекция) 6. Самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями различной направленности.
«Мотивационно-ценностный» компонент выбора вида самостоятельных занятий физическими упражнениями. Физическая рекреация как практика использования физических упражнений и элементов спорта в упрощённых формах для развлечения; активного, здорового и эмоционального отдыха; переключения на другой вид деятельности; восстановления работоспособности. Физические упражнения циклического характера: оздоровительная ходьба; скандинавская ходьба с палками; пешеходный туризм; оздоровительный бег трусцой (джогинг); оздоровительное плавание; ходьба на лыжах; езда на велосипеде; катание на коньках; гребля. Спортивные игры по упрощённым правилам, адаптированные к уровню физической подготовленности студентов: минифутбол, «зальный футбол», минибаскетбол, стритбол, миниволейбол и другие. Популярные игры: настольный теннис, бадминтон, алтимат-фрисби, флорбол, дартс. Йога как многогранная система, объединяющая в себе духовные, психические и физические практики. Хатха-йога - учение о физической гармонии человека, воспитании здорового тела и здоровой психики, задействовав скрытые резервы организма. Популярные физические упражнения и виды спорта у молодёжи в условиях современного мегаполиса: паркур, фриран, скейтбординг, роллер-скейтинг, скутеринг, ВМХ. «Мотивационно-ценностные» ориентиры при выборе вида самостоятельных занятий.
Тема (Лекция) 7. Фитнес - основное направление в сфере оздоровительной физической культуры.
Фитнес как многомерное комплексное понятие в сфере оздоровительной физической культуры. Основные виды фитнес-программ: аэробные классы; силовые классы; классы смешанного формата (аэробно-силовые); танцевальные программы; «боевой фитнес»; программы "Body & Mind". Степ-платформа и слайд-тренинг. Функциональный тренинг. «Танцевальная аэробика». Стретчинг. Фитнес-йога. Антигравитационная йога. Flex. Пилатес. Йогалатес. Баланс-тренинг. Кардиотренировка. Кардиотренажёры: региональные и глобальные. Сайкл-аэробика. Кроссфит - функциональная круговая тренировка. Три основные «модальности» в кроссфите - гимнастика, кардиотренировка, работа с отягощениями.
Тема (Лекция) 8. Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
Основные понятия: врачебный контроль, педагогический контроль, тест, самоконтроль. Антропометрические показатели: соматометрические, физиометрические, соматоскопические. Врачебные обследования: первичное, повторное, дополнительное. Комплексный медицинский контроль -диспансеризация. Анамнез и наружный осмотр. Оценка функционального состояния человека: сердечнососудистая система; дыхательная система. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Субъективные показатели самоконтроля: настроение, самочувствие, утомление, работоспособность, сон, аппетит, болевые ощущения. Объективные показатели самоконтроля. «Фитнес-гаджеты»: фитнес-трекер; смарт-часы; мобильные приложения для смартфона; умная одежда и обувь; умные очки; электронный корректор осанки; смарт-весы анализаторы.
Формирование оценки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения теоретического и практического разделов дисциплины осуществляется с использованием балльно-рейтинговой системы контроля работы студентов (Таблицы 1 и 2).
Таблица 1
Схема накопления баллов в ходе текущего контроля по дисциплине «Физическая культура и спорт». Теоретический раздел дисциплины
Количество баллов Формы текущего контроля Количество баллов за 1 факт (точку) текущего контроля Количество баллов нарастающим итогом
сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Изучение лекций в дистанционном формате (в СДО Moodle СПбГИКиТ) - 8 лекций 3 6 12 18 24
Тестирование по лекционному материалу в дистанционном формате (в СДО Moodle СПбГИКиТ) -8 тестовых испытаний 3 6 12 18 24
ИТОГО 12 24 36 48
Таблица 2
Схема накопления баллов в ходе текущего контроля по дисциплине «Физическая культура и спорт». Практический раздел дисциплины
Количество баллов Формы текущего контроля Количество баллов за 1 факт (точку) текущего контроля Количество баллов нарастающим итогом
сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Посещение учебных практических занятий (не менее 70%) - обязательный компонент 2 4 8 12 16
Составление конспекта подготовительной части занятия - комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ) 6 6
ИТОГО 4 8 12 22
Практический раздел дисциплины включал в себя посещение восьми учебных занятий в спортивном зале (12 астрономических часов) и составление конспекта комплекса общеразвивающих упражнений для подготовительной части занятия на основе изучения Темы 2 лекционного курса [4]. Общая сумма баллов за теоретический и практический раздел дисциплины, таким образом, составляет 70 баллов. Максимальная сумма баллов, которую студент может получить непосредственно на зачёте, - 30 баллов. Для этого ему необходимо провести на группе студентов фрагмент подготовительной части занятия по составленному ранее и проверенному преподавателем конспекту, который включает в себя комплекс общеразвивающих упражнений.
Программой предусмотрены также и дополнительные (бонусные) баллы:
- написание реферата - максимальная оценка 10 баллов;
- выступление с докладом на Круглом столе на кафедре физического воспитания СПбГИКиТ -максимальная оценка 10 баллов.
При балльно-рейтинговой системе контроля и оценивания знаний студентов, осуществляемой на кафедре физического воспитания в СПбГИКиТ, для получения зачёта по дисциплине «Физическая культура и спорт» им необходимо набрать в течение семестра минимум 56 баллов из ста возможных.
Выводы. Эффективность использования дистанционного (on-line) обучения студентов в освоении дисциплины «Физическая культура и спорт» в СПбГИКиТ определяется повышением их самостоятельной познавательной активности при формировании необходимой общекультурной компетенции. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) на базе системы дистанционного обучения СДО Moodle СПбГИКиТ является эффективным аппаратом взаимодействия между преподавателем и студентами независимо от места их нахождения, а также даёт возможность осуществлять непрерывный контроль преподавателем с использованием балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в течение всего семестра.
Литература:
1. Богачёва, Е.В. Содержание дисциплины «Физическая культура» ООП ФГОС 3+ ВГПУ программы бакалавриата / Е.В. Богачёва, О.Г. Барышникова, А.В. Богачёв, В.Н. Лотоненко // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 3 (58). - С. 63-65.
2. Кораблёва, Е.Н. Технология реализации учебных дисциплин «Физическая культура» и «Физическое воспитание» в БГТУ «Военмех» / Е.Н. Кораблёва // Физическая культура студентов: материалы 66-й межвузовской научно-методической конференции по физическому воспитанию студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга. - СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, 2017. - С. 32-33.
3. Сомкин, А.А. Теоретический и методический разделы дисциплины «Физическая культура и спорт» в творческом высшем учебном заведении / А.А. Сомкин, Т.В. Састамойнен // Современное образование:
актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. статей XVI Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. - С. 203-206.
4. Сомкин, А.А. Общеразвивающие упражнения в занятиях по дисциплине «Физическая культура и спорт» в неспециализированном высшем учебном заведении / А.А. Сомкин // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. - Нижний Новгород, 2018. - № 6 (23). - С. 73-82.
5. Тематический курс лекций по физической культуре и спорту: учебное пособие / под ред. Ш.З. Хуббиева, Т.И. Барановой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. - 248 с.
6. Теоретические основы физической культуры: курс лекций / А.А. Горелов, О.Г. Румба, В.Л. Кондаков. - Белгород: ЛитКараВан, 2009. - 124 с.
7. Физическая культура. Курс лекций для студентов всех специальностей дневного обучения / под ред. проф. В.И. Шалупина. - М.: Изд-во МГТУ гражданской авиации, 2011. - 115 с.
8. Физическая культура: курс лекций для студентов всех форм обучения / Составитель: Казначеев С.В. -Новосибирск: Изд-во СибГАГС, 2015. - 162 с.
Педагогика
УДК: 37.026.1
старший преподаватель кафедры ИВТ Сорочинский Максим Анатольевич
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» В
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Аннотация. В статье рассматривается и сравнивается содержание понятий «компетенция» и «компетентность», на основе мнений и трактовок различных ученых и исследователей. Рассматриваются варианты их классификации и трактовка в рамках современного развития информационных технологий.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, сущность, информационные технологии, образование.
Annоtation. The article discusses and compares the content of the concepts of "competence" and "competence", based on the opinions and interpretations of various scientists and researchers. The variants of their classification and interpretation within the modern development of information technologies are considered.
Keywords: competition, competence, essence, information technologies, education.
Введение. В современной системе педагогических исследований, несмотря на широкое применение понятия «информационная компетентность», оно, до настоящего времени не имеет четкого и однозначного определения в педагогической науке. В большей степени, по нашему мнению, это может быть связано со стремительным развитием информационных технологий, которые предъявляют все новые и новые требования к уровню их владения. Помимо этого, существует диссонанс между понятиями «компетентность» и «компетенция».
Для выявления сущности информационной компетентности необходимо выделим наиболее важные свойства, характеристики, качества, присущие исследуемой категории и отличающие ее от сходных смысловых категорий. Информационная компетентность понимается нами как понятие, несущее на себе все характеристики родового понятия, которым является понятие «компетентность». Для однозначного его понимания необходимо конкретизировать его базовые понятия, к которым относятся, в первую очередь, понятия «компетенция» и «компетентность».
Изложение основного материала статьи. Само понятие не является новым в науке, так И. А. Зимняя выдвигает предположение, что понятие компетентности связано с именем Аристотеля, который исследовал «способности состояния человека, которое обозначалось греческим "atere" - «сила, которая развилась и стала совершенной до такого уровня, что сделалась отличительной чертой личности»[2]. В ее трактовках компетентность определяется как «актуальное, формируемое личностное качество, основывающееся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека, его личностное качество»[1, с. 16].
В начале 1960 - 1970 годах в науке появляется категория понятий «компетентность» и «компетенция», закладывается понимание сущности данных понятий, создаются предпосылки разграничения данных терминов.
Родоначальником компетентности считается Джон Равен и «Компетентность в современном обществе» [4]. В своей работе он приводит развернутое определение компетентности и понимает ее как «комплекс знаний, умений и навыков, которые раскрываются в личностно значимой для субъекта деятельности». Он рассматривал и представлял свои представления о сути компетентности, дал классификацию видам компетентностей.
В педагогическую науку термин «компетенция» перекочевал из сферы труда и предприятий. В своих исследованиях С.Е. Шишов и В.А. Кальней говорят о том, что «в последние десятилетие, этот мир во многом довел до автоматизма, сделал формальными свои концепты и свою технику оценки и управления людскими ресурсами. Оказавшись лицом к лицу с большой конкурентоспособной средой, а также с быстрыми изменениями знаний и технологий, предприятия были вынуждены направить свои инвестиции в развитие того, что зачастую упоминают как «человеческий капитал» [10].
Компетентность - это способность (и готовность) осуществлять профессиональную деятельность в определенных областях на основе реализации освоенных компетенций.
По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность является системным множеством, объединяющим личностные, предметные и инструментальные качества и компоненты» [9]. А.И. Сурыгин под компетенцией понимает «знания, умения, опыт, необходимые для выполнения некоторой деятельности, некоторых действий», а и компетентность рассматривает как «операционально-технологическую способность личности к выполнению какой-либо деятельности, каких-либо действий» [5]. Д. А. Иванов считает что компетентность — это характеристика, которая дается человеку в результате оценки того, насколько эффективны и результативны были его действия, направленные на решение определенных задач или проблем» [3].