Научная статья на тему 'Информационные технологии обучения физической культуре в вузе'

Информационные технологии обучения физической культуре в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
729
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / MOODLE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ELECTRONIC EDUCATIONAL METHODICAL COMPLEX / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / УЧЕБНАЯ СРЕДА / LEARNING ENVIRONMENT / ОБЩАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / GENERAL AND PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутепов Максим Михайлович, Ямбаева Наталья Вениаминовна, Елыгина Карина Алексеевна

Формирование физической культуры личности является неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе. Особенностью организации занятий по физической культуре в вузе является приоритет практических занятий, где успешно решается задача развития физических качеств и обучают двигательным действиям. При этом теоретическая подготовка ограничивается немногочисленными лекциями и подготовкой рефератов. Решить эту проблему можно путем организации самостоятельной работы студентов в электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине «Физическая культура». Представлен опыт разработки внедрения электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Физическая культура» », предназначенный для студентов заочной формы обучения в Moodle. Теоретической основой разработки и использования электронного учебно-методического комплекса дисциплины является комплексное взаимодействие системного, компетентностного, личностно-деятельностного и модульного концептуальных подходов. Представлена структура электронного учебно-методического комплекса: аннотация курса цели, задачи и образовательные результаты курса, инструкция по работе с курсом, рейтинг-план обучающегося, методические рекомендации по выполнению всех видов и форм учебной деятельности, дидактические материалы, оценочные средства, материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся, информационно-справочные материалы. В курсе отражены основные теоретические аспекты дисциплины и включены материалы, сгруппированные тематически по разделам курса «Вводное занятие», «Легкая атлетика», «Волейбол», «Баскетбол», «Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка». Выделены преимущества использования электронного учебно-методического комплекса по сравнению с традиционными бумажными дидактическими материалами. Овладение теоретическими и методическими знаниями по физической культуре студенты способствует рефлексии, что делает учебно-тренировочную работу на практических занятиях более продуктивной. Информационные технологии дают возможность каждому студенту самостоятельно усправлять индивидуальной образовательной траекторией, осуществлять учебно-познавательную, тренировочно-соревновательную, социально-коммуникативную виды деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутепов Максим Михайлович, Ямбаева Наталья Вениаминовна, Елыгина Карина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL

Formation of physical training of the person is an integral part of the educational process in high school. A feature of the organization of physical training in high school is a priority to practical training, where he successfully solves the problem of development of physical qualities and teach motor actions. This theoretical training is limited to few lectures and abstracts preparation. To solve this problem is possible by the organization of independent work of students in the electronic educational-methodical complex on discipline "Physical culture". Experience in the development of the introduction of electronic educational-methodical complex of discipline "Physical Education", "designed for students of correspondence courses in Moodle. The theoretical basis of the development and use of electronic educational complex discipline is a complex interaction of the system, competency, personal-activity unit and conceptual approaches. The structure of the electronic educational complex of: course goals, objectives and learning outcomes of the course, according to the instructions with the course, the student rating plan, guidelines on the implementation of all types and forms of educational activities, didactic materials, assessment tools for intermediate materials evaluation of students, information and reference materials. The course reflects the basic theoretical aspects of the discipline and includes materials, grouped thematically on sections of the course "Introduction session", "athletics", "Volleyball", "Basketball", "Total and professionally applied physical preparation." It highlights the advantages of using electronic educational complex as compared to the traditional paper teaching materials. Mastering the theoretical and methodological knowledge of physical training students contributes to reflection, making teaching and training work on a practical training more productive. Information technologies enable each student independently uspravlyat individual educational trajectory, carry out educational and informative, training, competitive, social and communicative activities.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии обучения физической культуре в вузе»

Кутепов Максим Михайлович, Ямбаева Наталья Вениаминовна, Елыгина Карина Алексеевна ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ...

УДК 378.147

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

© 2016

Кутепов Максим Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой

физического воспитания и спорта Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,

Нижний Новгород (Россия) Ямбаева Наталья Вениаминовна, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Марийский государственный университет, Йошкар-Ола (Россия) Елыгина Карина Алексеевна, студентка Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина,

Нижний Новгород (Россия)

Аннотация. Формирование физической культуры личности является неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе. Особенностью организации занятий по физической культуре в вузе является приоритет практических занятий, где успешно решается задача развития физических качеств и обучают двигательным действиям. При этом теоретическая подготовка ограничивается немногочисленными лекциями и подготовкой рефератов. Решить эту проблему можно путем организации самостоятельной работы студентов в электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине «Физическая культура». Представлен опыт разработки внедрения электронного учебно-методического комплекса дисциплины «Физическая культура» », предназначенный для студентов заочной формы обучения в Moodle. Теоретической основой разработки и использования электронного учебно-методического комплекса дисциплины является комплексное взаимодействие системного, компетентностного, личностно-деятель-ностного и модульного концептуальных подходов. Представлена структура электронного учебно-методического комплекса: аннотация курса цели, задачи и образовательные результаты курса, инструкция по работе с курсом, рейтинг-план обучающегося, методические рекомендации по выполнению всех видов и форм учебной деятельности, дидактические материалы, оценочные средства, материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся, информационно-справочные материалы. В курсе отражены основные теоретические аспекты дисциплины и включены материалы, сгруппированные тематически по разделам курса «Вводное занятие», «Легкая атлетика», «Волейбол», «Баскетбол», «Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка». Выделены преимущества использования электронного учебно-методического комплекса по сравнению с традиционными бумажными дидактическими материалами. Овладение теоретическими и методическими знаниями по физической культуре студенты способствует рефлексии, что делает учебно-тренировочную работу на практических занятиях более продуктивной. Информационные технологии дают возможность каждому студенту самостоятельно усправлять индивидуальной образовательной траекторией, осуществлять учебно-познавательную, тренировочно-соревновательную, социально-коммуникативную виды деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, электронное обучение, moodle, физическая культура, электронный учебно-методический комплекс, высшее образование, самостоятельная работа студентов, учебная среда, общая и профессионально-прикладная физическая подготовка.

INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING PHYSICAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL

© 2016

Kutepov Maxim Mikhaylovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair

«Physical Education and Sport» Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod (Russia) Yambaeva Natalya Veniaminovna, heard tutor of sports departament Mary state university, Yoshkar-Ola city, (Russia) Elygina Karina Alekseevna, student Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod (Russia)

Abstract. Formation of physical training of the person is an integral part of the educational process in high school. A feature of the organization of physical training in high school is a priority to practical training, where he successfully solves the problem of development of physical qualities and teach motor actions. This theoretical training is limited to few lectures and abstracts preparation. To solve this problem is possible by the organization of independent work of students in the electronic educational-methodical complex on discipline "Physical culture". Experience in the development of the introduction of electronic educational-methodical complex of discipline "Physical Education", "designed for students of correspondence courses in Moodle. The theoretical basis of the development and use of electronic educational complex discipline is a complex interaction of the system, competency, personal-activity unit and conceptual approaches. The structure of the electronic educational complex of: course goals, objectives and learning outcomes of the course, according to the instructions with the course, the student rating plan, guidelines on the implementation of all types and forms of educational activities, didactic materials, assessment tools for intermediate materials evaluation of students, information and reference materials. The course reflects the basic theoretical aspects of the discipline and includes materials, grouped thematically on sections of the course "Introduction session", "athletics", "Volleyball", "Basketball", "Total and professionally applied physical preparation." It highlights the advantages of using electronic educational complex as compared to the traditional paper teaching materials. Mastering the theoretical and methodological knowledge of physical training students contributes to reflection, making teaching and training work on a practical training more productive. Information technologies enable each student independently uspravlyat individual educational trajectory, carry out educational and informative, training, competitive, social and communicative activities.

Keywords: information technology, e-learning, Moodle, physical education, electronic educational - methodical complex, higher education, independent work of students, learning environment, general and professional - applied physical preparation.

Активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс вуза обусловливает необходимость постоянного обобщения теоретических исследо-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

ваний и обмена опытом. Теоретическим и экспериментальным исследованиям в области дистанционного обучения посвящены работы: А.В. Гущина, О.И. Вагановой,

83

Кутепов Максим Михайлович, Ямбаева Наталья Вениаминовна, Елыгина Карина Алексеевна педагогические

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ... науки

Д.С. Костылева, Е.А. Костылевой, Л.И. Кутеповой [1, 2, 3, 4]. Использование виртуальной образовательной среды Moodle при дистанционном обучении рассматривается в работах Ю.М. Хохряковой, Р.Р. Хадиуллиной, Р.Р. Мухаметшина, Ж.В. Смирновой, В.В. Бушуевой и др.[5, 6, 7].

Использование в учебном процессе информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность организации и управления самостоятельной работой студентов, расширить содержание обучения, использовать современные методы и организационные формы обучения. Формирование физической культуры личности является неотъемлемой частью образовательного процесса в вузе. Оно направлено на развитие способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности. Особенностью организации занятий по физической культуре в вузе является приоритет практических занятий, где успешно решается задача развития физических качеств и обучают двигательным действиям [8]. При этом теоретическая подготовка ограничивается немногочисленными лекциями и подготовкой рефератов. Решить эту проблему можно путем организации самостоятельной работы студентов в электронном учебно-методическом комплексе по дисциплине «Физическая культура». Информационные технологии дают дополнительные возможности организации заочного обучения по физической культуре. Они позволяют студентам, территориально отделенным от учебного заведения, самостоятельно определять время освоения теоретического курса [9]. Для студентов спортсменов это особенно актуально из-за необходимости сочетания учебного процесса в вузе со спортивной деятельностью, учебно-тренировочными сборами и соревнованиями. Использование информационных технологий обучения студентов спортсменов позволяет вовлекать студентов в активную самостоятельную внеаудиторную деятельность по освоению теоретического курса и при этом выстраивать индивидуальный график учебного процесса в вузе с графиками тренировок и соревнований [10].

Использование информационных технологий обучения физической культуре в вузе, таких как интерактивных дисков CD-ROM, электронных досок объявлений, мультимедийного гипертекста, дает возможность не только повышать активность познавательной деятельности студентов, но и самостоятельно управлять им. Стимулирование обратной связи, обеспечение диалога и постоянной поддержки становится возможным благодаря современным технологиям [11].

Важным средством организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов заочного отделения по физической культуре является электронный учебно-методический комплекс дисциплины в Moodle [12].

Нами создан электронный учебно-методический комплекс дисциплины «Физическая культура», предназначенный для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 222000.62 «Инноватика» профиль подготовки «Управление инновациями в промышленности (машиностроение)».

Теоретической основой разработки и использования электронного учебно-методического комплекса дисциплины является комплексное взаимодействие системного, компетентностного, личностно-деятельностного и модульного концептуальных подходов. В соответствии с требованием системности за основу был взят модульный принцип построения учебного курса. Учебный модуль выступает структурной единицей курса, где отражены цели действий студента, необходимая информация, методические указания и задания для самоконтроля [13]. Содержание учебного материала комплекса полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта и рабочей программе 84

дисциплины «Физическая культура».

В структуре электронного учебно-методического курса имеются все необходимые и достаточные средства для проведения учебных занятий и обучения в электронном режиме с использованием дистанционных образовательных технологий: аннотация курса цели, задачи и образовательные результаты курса, инструкция по работе с курсом, рейтинг-план обучающегося, методические рекомендации по выполнению всех видов и форм учебной деятельности, дидактические материалы, оценочные средства, материалы для проведения промежуточной аттестации обучающихся, информационно-справочные материалы. Он включает элементы и ресурсы: Входной опрос, Глоссарий, Лекция, Задание, Тест, Гиперссылка, Файл, Книга.

В курсе отражены основные теоретические аспекты дисциплины и включены материалы, сгруппированные тематически по разделам курса «Вводное занятие», «Легкая атлетика», «Волейбол», «Баскетбол», «Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка». В рейтинг-плане студента представлены все виды учебной работы и возможное количество баллов по итогам занятия, что позволяет вести учет и планировать свою деятельность.

Проектирование и отбор содержания учебного материала дистанционного курса начинается с определения объема и вида учебного материала, который может быть успешно освоен студентами в дистанционном режиме.

Составление преподавателем и студентами глоссария направлено на повышение эффективности запоминания терминов и понятий. На вводном занятии раскрываются основные требования по технике безопасности при физическом воспитании и основы здорового образа жизни студентов.

Для освоения теоретического материала подготовлены лекционные презентационные материалы. Представленные в курсе видеоматериалы позволяют продемонстрировать основные правила выполнения упражнений баскетбола, технику бега на сверхдлинные дистанции [14]. Видеоматериалы помогут овладеть студентам новыми знаниями, расширят их общий кругозор и повышают мотивацию к занятиям физкультурой и спортом. Практические задания выполняются студентами самостоятельно после освоения лекционного материала. Размещенные лекционные материалы, фрагменты электронных учебных пособий, видеоматериалы направлены на запоминание учебного материала и его последующее воспроизведение, что, согласно таксономии образовательных целей Б. Блума, обеспечивают овладение первым уровнем «знание». Выполнение практических заданий, составление глоссария направлено на достижение образовательных целей более высокого уровня «понимание» и «применение» [15].

Оценочные средства представлены в виде вопросов для самоконтроля знаний студентов и тестовых заданий для текущего, рубежного и итогового контроля. Для получения зачета по каждому разделу студент должен набрать не менее чем 55 баллов за выполнение тестовых и практических заданий. При этом у студентов есть возможность второй попытки тестирования. Время на прохождение испытания ограничено и определяется количеством вопросов.

Электронный учебно-методический комплекс преимущественно ориентирован на организацию самостоятельной познавательной деятельности студентов. Центральное место в дистанционном обучении занимает учение, а не преподавание. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студента спортсмена является ведущей, что позволяет обеспечить всем студентам равные образовательные возможности. Активизация познавательной деятельности студентов возможна при условии адаптации содержания учебного материала к индивидуальным особенностям каждого студента, личностным целям и задачам учения, уровню сформирован-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)

Кутепов Максим Михайлович, Ямбаева Наталья Вениаминовна, Елыгина Карина Алексеевна ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ...

ности компетентности, психологическим и возрастным особенностям и потребностям [16]. Возможности электронной среды позволяют преподавателю осуществлять контроль учебной деятельности студентов (когда, как часто и сколько по времени студент просматривал учебный материал, в какое время, сколько раз отвечал на вопросы в тесте и т.п.).

Использование электронного учебно-методического комплекса имеет существенные преимущества по сравнению с традиционными бумажными дидактическими материалами:

- наличие модульной структуры учебной дисциплины позволяет определять степень детализации учебного материала;

- возможность интегрировать большие объемы информации в одном курсе [17];

- экономия времени и материальных затрат на регулярное обновление содержания учебных материалов;

- использование технологий мультимедиа позволяет реализовать на практике принцип наглядности обучения, поэтапно отследить выполнение отдельных упражнений;

- применение гипертекстовой технологии дает возможности регулирования индивидуальной траектории обучения каждым студентом;

- студенты имеют возможность регулярного контроля и самопроверки приобретенных знаний;

- упрощается процесс обработки результатов тестирования.

Использование МооШе позволяет повысить мотивацию студентов, конфиденциальность (каждому студенту выдается индивидуальный логин и пароль), интерактивность, доступность, индивидуализацию обучения. Дает возможность многократно повторить изучаемый материал, обеспечивает наглядность и многовариантность представления учебного материала [18].

Качественно разработанный электронный учебно-методический комплекс способствует повышению уровня образовательного процесса и уровня профессионализма студентов. Являясь частью дидактического обеспечения учебного процесса, выполняет организационную, учебную, контролирующую, корректировочную, коммуникативную, рефлексивную и прогностическую функции [19]. Электронный учебно-методический комплекс является новым подходом к формированию учебных средств и материалов для высшего профессионального образования. Для него характерна комплексность учебно-методических материалов, так как включает в себя различные бумажные издания, электронные приложения мультимедиа объектов, цифровое приложение видеоматериалов на компакт-дисках. Имеется возможность регулярно обновлять материалы в соответствии с требованиями стандарта [20].

Овладение теоретическими и методическими знаниями по физической культуре студенты способствует рефлексии, что делает учебно-тренировочную работу на практических занятиях более продуктивной. Информационные технологии дают возможность каждому студенту самостоятельно управлять индивидуальной образовательной траекторией, осуществлять учебно-познавательную, тренировочно-соревновательную, социально-коммуникативную виды деятельности. Таким образом, использование информационных технологий позволяет обеспечить управление самостоятельной работой студентов и способствует повышению качества образовательного процесса, реализации требований ФГОС ВО нового поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ваганова О.И. Интерактивные технологии в подготовке бакалавра профессионального обучения// Вестник Мининского университета. 2014. № 2 (6). С. 12.

2. Ваганова О.И., Хижная А.В. Оценка образовательных результатов студентов вуза в электронной сре-

де Moodle//Общество: социология, психология, педагогика. -2016. -№ 1. -С. 93-94.

3. Гущин А.В., Филатова О.Н. Информационно-коммуникационная культура педагога как ведущий аспект перехода педагогического образования в новое качественное состояние//Фундаментальные исследования. 2014. № 8-2. С. 454-458.

4. Костылев Д.С., Костылева Е.А., Кутепова Л.И. Организация информационной среды в системе дополнительного профессионального образования в условиях дистанционного обучения/Д.С. Костылев, Е.А. Костылева, Л.И. Кутепова//Перспективы науки. -2015. -№ 4 (67). -С. 23-25.

5. Хадиуллина Р. Р., Мухаметшин Р. Р. Структура электронных курсов в виртуальной обучающей среде Moodle для студентов обучающихся в вузах физической культуры // МНИЖ. 2013. №8-3 (15) С.123-125.

6. Хохрякова Ю. М. Система Moodle как средство оптимизации управления самостоятельной работой студентов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №2-2 С.318-321.

7. Шевченко С.М., Мухина М.В., Кутепова Л.И., Смирнова Ж.В. Проектирование основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению «Сервис»: компетентностный подход Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5 (24). С. 182.

8. Кутепов М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2003. 163 с.

9. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования профессиональных компетенций//Современные тенденции развития технолого-экономического образования. Н. Новгород, 2014. С. 32-39.

10. Кутепов М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук/Нижний Новгород, 2003. 24 с.

11. Угодчикова Н.Ф., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А. О современных подходах к совершенствованию иноязычной подготовки в магистратуре. В сборнике: Профессиональное лингвообразование. Материалы девятой международной научно-практической конференции. Уварова Наталья Львовна, Рыбалко Татьяна Григорьевна. Нижегородский институт управления, 2015. С. 314-316.

12. Костылев Д.С., Костылева Е.А. Самостоятельная работа студентов в системе дистанционного обучения MOODLE по дисциплинам математического и естественнонаучного цикла/Научные исследования: от теории к практике. 2015. Т. 1. № 2 (3). С. 226-228.

13. Гладкова М.Н. Интегративно-диф-ференцированное содержание профессионально-педагогического образования: Монография.-Н.Новгород: Изд-во ВГИПА,2004.-109с.

14. Кутепов М.М., Кутепова Л.И., Никишина О.А. Корпоративная культура студенческого спорта Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1-1. С. 129-132.

15. Инженерно-педагогическое образование: Методология, теория, практика: Монография. Под ред. С.М.Марковой.-Н.Новгород: ВГИПУ, 2008.-225 с.

16. Колдина М.И. Особенности проектирования и реализации индивидуального образовательного маршрута студентов педагогического вуза//Вестник СевероКавказского гуманитарного института. 2013. № 1 (5). С. 256-260.

17. Смирнова Ж.В., Бушуева В.В. Электронное обучение при изучении естественнонаучных дисциплин: плюсы и минусы/В сборнике: Наука и образование

Кутепов Максим Михайлович, Ямбаева Наталья Вениаминовна, Елыгина Карина Алексеевна ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ...

в XXI веке Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО «АР-Консалт». 2015. С. 41-43.

18. Лапшова А.В. Профессиональная компетентность как интегративный ресурс личности педагога-профес-сионала//Международный научно-исследовательский журнал. 2014. № 2-3 (21). С. 44-45

19. Кутепов М.М. Реализация проекта сдачи нормативов ГТО в вузе/В сборнике: Физическая культура и здоровый образ жизни студенческой молодежи материалы VII межвузовской научно-практической конференции. г.Саратов, 2015. С. 36-39.

20. Кутепова Л.И. Дидактические условия формирования проектировочных умений студентов строительных специальностей среднего профессионального образования: дис.. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2002. 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.