Научная статья на тему 'Элективный курс по физической культуре и спорту "фитнес-аэробика" как средство социализации студентов'

Элективный курс по физической культуре и спорту "фитнес-аэробика" как средство социализации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ" / "ELECTIVE COURSES IN PHYSICAL CULTURE" / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ВИДЫ СПОРТА / SPORTS / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / RECREATIONAL PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреенко Татьяна Александровна, Павленко Елена Павловна, Серженко Елена Валерьевна

В статье проведён анализ содержания дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» для студентов неспециализированного высшего учебного заведения Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Особое внимание в публикации уделено элективным курсам по направлениям оздоровительной физической культуры (фитнеса).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреенко Татьяна Александровна, Павленко Елена Павловна, Серженко Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ELECTIVE COURSE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS "FITNESS-AEROBICS" AS A MEANS OF SOCIALIZATION OF STUDENTS

The article analyzes the content of the discipline "Elective courses in physical culture" for students of non specialized higher education-Volgograd state socio-pedagogical University. Special attention in the publication is paid to elective courses in areas of health and physical education (fitness).

Текст научной работы на тему «Элективный курс по физической культуре и спорту "фитнес-аэробика" как средство социализации студентов»

Педагогика

УДК 796.01

кандидат педагогических наук, доцент Андреенко Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); ассистент Павленко Елена Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); ассистент Серженко Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный аграрный университет» (г. Волгоград)

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ «ФИТНЕС-АЭРОБИКА» КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье проведён анализ содержания дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» для студентов неспециализированного высшего учебного заведения - Волгоградский государственный социально-педагогический университет. Особое внимание в публикации уделено элективным курсам по направлениям оздоровительной физической культуры (фитнеса).

Ключевые слова: «Элективные курсы по физической культуре», Федеральный государственный образовательный стандарт, студенты, виды спорта, оздоровительная физическая культура.

Annotation. The article analyzes the content of the discipline "Elective courses in physical culture" for students of non - specialized higher education-Volgograd state socio-pedagogical University. Special attention in the publication is paid to elective courses in areas of health and physical education (fitness).

Keywords: "Elective courses in physical culture", Federal state educational standard, students, sports, recreational physical culture.

Введение. В настоящее время актуальность приобретает профессиональное образование, которое, как всякая социальная система, может эффективно функционировать только при условии непрерывного саморазвития. К числу наиболее актуальных проблем относится использование средств и методов физической культуры для формирования профессиональных качеств специалистов разного профиля подготовки и положительное воздействие на развитие двигательных и морально-волевых качеств студентов [3].

Необходимость введения фитнесса в дисциплину «Физическая культура» обусловлена тем, что он оказывает универсальное воздействие на организм: улучшает состояние здоровья, совершенствует физическое развитие, способствует воспитанию волевых и нравственных качеств, помогает в организации активного отдыха [5].

Особое место данной дисциплины в профессиональной подготовке студентов обусловлено профессиональной направленностью занятий фитнес-аэробикой, что обеспечивает понимание роли физической культуры в формировании социальных качеств личности, ее психофизических качеств и двигательных способностей. Потребность в физическом самовоспитании и самосовершенствовании необходима для успешного выполнения педагогической деятельности, организации и ведения здорового образа жизни. Научно-обоснованное использование средств фитнеса помогает в воспитательной работе с учащимися, в укреплении их здоровья, организации активного отдыха и досуга, что отражено в структуре учебных планов направлений подготовки бакалавров [7].

Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для правильной организации спортивно-массовой и оздоровительной работы, для использования в организации самостоятельных занятий физической культурой и спортом, в ведении здорового образа жизни, внедрения в профессиональную деятельность [8].

Формулировка цели статьи. Изучение влияния дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» (фитнес-аэробика) на овладение студентами знаний, умений и навыков для дальнейшего саморазвития и применение их в дальнейшей профессиональной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 3+ (ФГОС ВО 3+) общая трудоёмкость (объём) учебной дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» составляет 328 часов и изучается студентами в ВГСПУ соответственно на 1-3 курсах дневной формы обучения.

В результате освоения дисциплины у студента формируются следующие компетенции:

Компетенция Знания Умения Навыки

ОК-8 - способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности - знать методы и средства ведения здорового образа жизни, в условиях коррекции физического развития, телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта. - уметь проводить самостоятельные занятия с физическими упражнениями с общей развивающей, профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленностью. - владеть навыком составления комплекса подготовительной части базовой фитнес-аэробики, направленных на укрепление здоровья, обучение двигательным действиям и развитие физических качеств.

Целью настоящей дисциплины является всесторонне развитие личности студента средствами фитнеса [2].

В ходе ее достижения решаются задачи:

- потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом для укрепления здоровья и социализации студентов,

- воспитание личностных и физических качеств студента, овладения ими знаниями, умениям, навыками для дальнейшего саморазвития и самосовершенствования,

- умелое распоряжение своими физическими возможностями, которые прямо или косвенно могут повлиять на предстоящую профессиональную деятельность; интеграция полученных знаний, умений, навыков в практическую деятельность.

В структуре дисциплины изучаются следующие основные темы и виды фитнеса: танцевальные упражнения; элементы танцев: народные, модерн, джаз, фанк, хип-хоп, рок-н-ролл; технику базовых шагов в фитнес-аэробике: марш (mursh), приставной шаг (step touch), скрестный шаг (grape wine), шаг с поворотом (turn step), шаг с касанием (step tap), выпад (lung), мамбо, V- step. технике движений в фитнес-аэробике восточных направлений: тай-бо; пилатес; фитнес - йога.

Опираясь на спортивные предпочтения большинства студентов, наличие в университете соответствующей материально-технической спортивной базы и уровень квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры физической культуры студентам предлагается сделать выбор из следующих видов спорта: лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, настольный теннис, фитнес - это аэробика классическая (или оздоровительная), атлетическая гимнастика, плавание/аквафитнес.

В таблице 1 представлены темы, содержание практических занятий по элективным курсам по оздоровительной физической культуре [8].

Таблица 1

Структура элективных курсов по направлениям оздоровительной физической культуры

№ п/п Раздел/Дисциплины Семестр Виды учебной работы и трудоемкость (в часах)

ЛЗ ПЗ СР

1. Учебно-тренировочный раздел 1,2,3,4,5,6 306

1.1. Гимнастика. Подвижные игры. 34

1.2 Легкая атлетика. 34

1.3 Волейбол. 34

1.4 Баскетбол. 34

1.5 Футбол. 34

1.6 Настольный теннис (Бадминтон). 34

1.7 Атлетическая гимнастика. 34

1.8 Плавание/Аквафитнес. 34

1.9 Фитнес. 34

2. Контрольный раздел 1,2,3,4,5,6 22

2.1 Нормативные требования по общей физической подготовке. 10

2.2 Нормативные требования по виду спорта или системам физических упражнений. 12

Всего 328

Педагогический эксперимент.

Для проверки эффективности преподаваемой дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» в вузе, нами проведено исследование в форме анкетирования среди студенток второго курса университета ВГСПУ г. Волгоград. В нем приняли участие 186 студентов.

В результате анкетного исследования было выявлено, что более трети всех респодентов (37,2%) в свободное от учебы время занимаются физкультурно-оздоровительной деятельностью. Из них самостоятельно приступили к оздоровительным занятиям 26,3%, остальных побуждали к занятиям реклама, сверстницы [1].

Больше половины студентов ответили, что главным мотиватором на занятиях физической культуры остается желание получить зачет (рис. 1).

25%

улучшить свою физическую подготовку

желание улучшить фигуру

■ пол учить зачет

Рисунок 1. Ведущие мотивы занятий физической культурой в вузе

На вопрос «О введение фитнесс программ на занятиях по физической культуре», большинство студенток ответили, что им нравится танцевальная аэробика 28% и занятия на фитболах (мячах) - 26%, йога- 17%, силовая направленность - 14%, ничего не нравится - 2%. Можно предположить, что решающую роль здесь играют эстетические качества, присущие данному виду физкультурной деятельности, наиболее привлекательные для молодых людей, остающиеся самыми популярными и «модными» [6].

Доминирующими мотивами студенток, занимавшихся аэробикой, явились: стремление к физическому и психологическому благополучию личности, овладению новыми знаниями и умениями, а также социальный аспект мотивации, в структуру которого вошли такие составляющие, как стремление к достижению большей уверенности в себе, ощущению собственной значимости, расширению круга знакомых, уважительному отношению окружающих. К категории «физическое здоровье» [5] были отнесены такие компоненты, как улучшение функционирования отдельных органов и систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательного аппарата), позитивное влияние на общее самочувствие и улучшение физической, подготовленности, повышение работоспособности (76,7% опрошенных).

К психологическим факторам мотивации были отнесены такие ответы занимающихся: снятие напряжения, появление чувства расслабленности, получение удовольствия от физических упражнений, повышение настроения и «мне это нравится» (66,7 %). Мотивы, отражающие физическую привлекательность (улучшение телосложения, коррекция отдельных частей тела, снижение веса тела, увеличение мышечной массы, поддержание физической формы), были объединены в категорию «внешний вид» и явились значимыми для 73,3% девушек. Познавательный мотив включает: желание больше узнать о влиянии физических упражнений на коррекцию телосложения, уровень здоровья и физической кондиции, овладение новыми умениями и навыками (30%). Прикладной мотив определяется двумя составляющими: стремление к улучшению результатов в профессиональной деятельности (20%).

Для проверки эффективности преподаваемой дисциплины «Элективные курсы по физической культуре: фитнес-аэробика» в вузе, нами, было, проведено тестирование студентов по показателям функциональной и физической подготовленности.

Перед проведением педагогического эксперимента был определен уровень силовой подготовленности занимающихся с помощью следующих тестов;

1. сгибание-разгибание рук в упоре лежа (максимальное количество раз);

2. приседание у стены в упоре спиной (сохранение позы, в секундах);

3. поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз в минуту).

Было установлено, что уровень силовой подготовленности испытуемых находился на уровне ниже среднего.

После 4 месяцев систематических занятий было проведено повторное тестирование. Результаты исследований показали, что у занимающихся отмечен существенный прирост показателей по всем видам контрольных упражнений. В частности, при выполнении сгибания и разгибания рук в упоре лежа прирост показателей составил - 3,2 %,; при выполнении приседания прирост показателей составил - 9,4 %, при выполнении поднимания туловища из положения лежа прирост показателей в группе составил — 12,7 %.

По завершению эксперимента (июнь), после того как студенты на протяжении всего учебного года занимались фитнес-аэробикой, их контрольные показатели физической подготовленности значительно улучшились.

Результаты проведенного исследования доказывают, что регулярные занятия оздоровительной аэробикой оказывают более эффективное тренирующее воздействие на организм занимающихся, чем традиционные занятия физической культурой в вузе.

Выводы. Таким образом, анализ программы дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» позволяет организовать учебный процесс наиболее эффективным образом, который базируется на прогрессивных, апробированных методах. При обучении, студенты готовы к самоуправлению своей познавательной деятельностью, что дает возможность получить конкретный результат в виде смотивированности студентов на здоровый образ жизни.

Литература:

1. Андреенко Т.А., Ткачева Е.Г. Отношение и интерес студентов к занятиям физическими упражнениями в вузе // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии материалы VII международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2018. - С. 569-571.

2. Ванцева О.О. Элективный курс «оздоровительный тренинг» - один из путей к здоровому образу жизни / О.О. Ванцева, Н.А. Линькова-Даниелс // Инновации и перспективы физической культуры и спорта в современном обществе: Материалы III студенческой заочной Международной научной конференции в 2-томах. - Иркутск: ФГБОУ НИ ИрГТУ, Том I. - 2014. - C. 29-33

3. Головинова И.Ю. Повышение качества занятий по физической культуре студентов в высших учебных заведениях / Головинова И.Ю., Андреенко Т.А. // Безопасность здоровья человека: материалы международной научно-практической конференции (26-28 октября 2016г.). - Ярославь, 2016. - С. 49-51.

4. Гонтарь О.П. Определение уровня сформированности физической культуры личности студентов технического вуза // Вестник Томского государственного педагогического университета.- 2009. - №10. -С. 134-138.

5. Леготкин А.Н. Улучшение физического состояния студентов технических вузов в процессе занятий спортивно-ориентированной направленности: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04: Чайковский, 2004 181 с.

6. Перепелюкова Е.В. Оптимизация психофизиологического состояния студенток-первокурсниц специальной медицинской группы в процессе занятий оздоровительным шейпингом: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 Тюмень, 2005. - 213 с.

7. Пятков В.В. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре: на материале педвузов: дис. канд. пед. наук. - Сургут, 1999. - 184 с.

8. Сомкин А.А. , Константинов С.А. «Элективные курсы по физической культуре» как мотивационно-ценностный компонент при занятиях студентов в СПбГИКиТ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elektivnye-kursy-po-fizicheskoy-kulture-kak-motivatsionno-tsennostnyy-komponent-pri-zanyatiyah-studentov-v-spbgikit

Педагогика

УДК: 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Арифулина Рамиля Умяровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Белогорская Любовь Владимировна

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)

ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Аннотация. В статье рассматривается волонтерская деятельность как условие профессионального становления будущего педагога, его социального и культурного развития, как эффективное средство социализации молодежи. Авторы анализируют опыт создания волонтерского корпуса в Мининском университете в период проведения Всероссийской олимпиады по педагогике.

Ключевые слова: волонтерская деятельность, деятельность молодежных объединений, студенческое волонтерство, профессиональное становление.

Annotation. The article considers volunteer activity as a condition for the professional development of the future teacher, his social and cultural development, as an effective means of socializing the youth. The authors analyze the experience of creating a volunteer corps at the Mininsky University during the All-Russian Olympiad in Pedagogy.

Keywords: volunteer activity, activities of youth associations, student volunteering, professional development.

Введение. Развитие современного российского общества характеризуется качественно новыми социальными процессами. В современных условиях готовность молодежи реагировать на изменения в обществе становится реальным результатом образования. В этой связи существует потребность в позитивной инновационной деятельности студенчества, которая ставит высшие учебные заведения перед проблемой поиска дополнительных ресурсов социального образования студентов. Это актуализирует роль и место воспитательной работы с молодежью (учебной и внеучебной), ориентированной на личностное, социальное и профессиональное становление и развитие, проявление их активной жизненной позиции, участие в социально значимых мероприятиях [1; 3].

Одним из способов решения этой проблемы является вовлечение молодого поколения в волонтерскую деятельность, что стало одним из наиболее распространенных видов социально-значимой деятельности в мире.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время добровольчество стало одним из основных направлений деятельности молодежных объединений, общественных организаций и студенческого самоуправления. Студенты проявляют особую активность в волонтерской деятельности. Сегодня социальный феномен студенческого волонтерства приобретает все большее значение в социальной жизни России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добровольчество является эффективным средством самобразования, социализации и самореализации, что очень важно для формирования профессиональных и личностных качеств будущих специалистов. В мировой практике добровольчество традиционно считается «стартапом», подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Волонтерская деятельность часто связана с будущей профессией, выполнением трудовых обязанностей, поэтому она успешно способствует формированию необходимых профессиональных компетенций студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.