Научная статья на тему 'Характеристика классификации базовых технических приемов игры в баскетбол, с применением специализированной информационной программы'

Характеристика классификации базовых технических приемов игры в баскетбол, с применением специализированной информационной программы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4312
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРИЕМ / BASKETBALL / CLASSIFICATION / TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёв Евгений Константинович

В статье рассмотрена экспериментальная классификация технических приемов игры в баскетбол отражающая современные тенденции, с применением специализированной компьютерной программы, предполагающей шесть взаимосвязанных этапов обучения: ознакомление с приемом; изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях; углубленное разучивание приема на практике; целостное формирование двигательного навыка; ситуационное изучение приема; закрепление приема в игре. Основной особенностью программы является, предоставление информации о каждом техническом приеме из экспериментальной классификации в виде мультимедиа ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьёв Евгений Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF CLASSIFICATION OF BASIC TECH-NICAL RECEPTIONS OF THE GAME BASKETBALL, WITH THE ADDITION OF A SPECIALIZED INFORMATION PROGRAM

The article describes the experimental classification of the technical methods of playing basketball reflecting modern trends, using a specialized computer program that involves six interrelated stages of learning: acquaintance with the technique; learning admission in a simplified, specially created conditions; in-depth learning of reception in practice; holistic formation of motor skills; case study reception; fixing reception in the game. The main feature of the program is the provision of information about each technique from the experimental classification in the form of a multimedia resource.

Текст научной работы на тему «Характеристика классификации базовых технических приемов игры в баскетбол, с применением специализированной информационной программы»

11. Скворцов В. Н. Система непрерывного образования университета: фактор комплексного развития регионального производства // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. - Санкт-Петербург -Улан-Удэ, 2016. - С. 19-25.

12. Скворцов В.Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир: Сборник статей. СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2016. С. 47-50.

Педагогика

УДК: 796.323

тренер спортивной школы олимпийского резерва №8 по баскетболу г. Челябинска Соловьёв Евгений Константинович

Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИФИКАЦИИ БАЗОВЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ, С ПРИМЕНЕНИЕМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Аннотация. В статье рассмотрена экспериментальная классификация технических приемов игры в баскетбол отражающая современные тенденции, с применением специализированной компьютерной программы, предполагающей шесть взаимосвязанных этапов обучения: ознакомление с приемом; изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях; углубленное разучивание приема на практике; целостное формирование двигательного навыка; ситуационное изучение приема; закрепление приема в игре. Основной особенностью программы является, предоставление информации о каждом техническом приеме из экспериментальной классификации в виде мультимедиа ресурса.

Ключевые слова: баскетбол, классификация, технический прием.

Annotation. The article describes the experimental classification of the technical methods of playing basketball reflecting modern trends, using a specialized computer program that involves six interrelated stages of learning: acquaintance with the technique; learning admission in a simplified, specially created conditions; in-depth learning of reception in practice; holistic formation of motor skills; case study reception; fixing reception in the game. The main feature of the program is the provision of information about each technique from the experimental classification in the form of a multimedia resource.

Keywords: basketball, classification, technique.

Введение. При проведении анализа научно-методических источников нами было обнаружено не соответствие терминологии отечественных и зарубежных источников. После мы заметили грубое обобщение технических приемов игры в баскетбол в значительной степени отличающихся друг от друга по характеру движений. Это послужило импульсом для проведения дальнейшего исследования данной проблемы и разработки экспериментальной классификации технических приемов игры в баскетбол.

Классификацию - распределение по разделам и группам технических приемов в спорте используют с целью систематизации на основе общих признаков их характеристик. Обучение всем игровым техническим приемам не целесообразно и невозможно в рамках таких непродолжительных дисциплин как, например «Теория и методика обучения базовым видам спорта. Подвижные и спортивные игры (баскетбол)» и «Физическая культура» в вузах. Поэтому, на наш взгляд, при обучении студентов следует сосредоточиться на наиболее значимых, базовых технических приемах игры в баскетбол, которые так же несут всесторонне развивающий характер для физических качеств обучающихся. Для их выявления и систематизации необходима массовая работа с профессиональными практиками из баскетбола. При этом современная система образования на данном этапе развития, опирается, в основном, на традиционные источники информации и процесс управления передачи знаний, имеет необходимость в развитии информационного поля, актуальных направлений развития двигательных способностей с применением современных информационных технологий, которые требуют изменений в традиционной классификации технических приемов в баскетболе.

Изложение основного материала статьи. Для достижения поставленной цели мы провели опрос тренеров по баскетболу г. Челябинска с целью определения базовых технических приемов игр в баскетбол. В опросе приняли участие 25 тренеров СШОР и ДЮСШ по баскетболу.

На вопрос «согласны ли вы с классификацией технических приемов игры в баскетбол, представленной в учебной литературе используемой и рекомендованных для вузов». Абсолютное большинство тренеров (88 %) указали что, «они обязательно должны быть актуализированы и осовременены».

Данный результат, прежде всего, связан с несогласием многих тренеров в равноценности значимости представленной схемы технических приемов и ее сложности восприятия и не соответствии современным реалиям игры баскетбол.

Как следствие, мы задали открытый вопрос о наиболее значимых технических приемах игры в баскетбол для студентов. Почти все тренеры (80 %) дали очень схожий ответ, что ведущими приемами должны являться: бросок в кольцо; ведение мяча; передача и ловля мяча; взятие отскока; передвижение в защите и нападение, противодействие в защите.

Остальные 20 % разделили такие технические приемы как, противодействия в защите и передвижения, на уточненные подразделы данного технического действия. Многие из респондентов выделяли новые термины для технических приемов игры в баскетбол отсутствующих в классической терминологии, а так же обозначали значимость наиболее крупных блоков технических приемов над более малыми.

Проанализировав результаты анкетирования, была составлена экспериментальная структура классификации базовых технических приемов игры в баскетбол, необходимых для изучения студентам вуза, при совершенствовании которых повысится общий уровень технической подготовленности команды.

В экспериментальную классификацию технических приемов игры в баскетбол вошли неотъемлемые базовые приемы игры в баскетбол, требующие однозначного изучения студентами вуза для многогранного и последовательного развития физических качеств и технических навыков. Она включила в себя два наиболее крупных блока: техника владения мячом и техника противодействия и взятия отскока. К основным же техническим приемам игры в баскетбол были отнесены шесть подблоков (групп): бросок в кольцо; передача и ловля мяча; ведение мяча; взятие отскока; противодействие в защите; передвижения и стойки. Все шесть подблоков включают в себя технические приемы (всего их 62).

Наиболее крупной группой по количеству технических приемов оказалась техника ведения мяча, состоящая из 12 технических приемов: ведение одной рукой; перевод под ногой; перевод перед собой; перевод за спиной; перевод разворотом; кроссовер; ведение спиной; хоп степ; дроп степ; степ бек; зашагивание; укрывание мяча; выход из под заслона; подъем мяча с пола.

Крупной группой технических приемов явился раздел «бросок в кольцо» включающий: бросок в прыжке; штрафной бросок; лей ап; флоутер; слемданк; фингер рол; алей уп; полукрюк; крюк; евростеп; бросок от щита; бросок с отклонением.

Группа передача и ловля мяча включала: передачу от груди; передачу от пола; передачу над головой; передачу из за спины; ловлю одной рукой; ловлю двумя руками; ловлю с остановкой; кёрл; передачу с ведения; вбрасывание мяча.

В группу противодействия в защите вошли такие неотъемлемые технические приемы как: накрывание; выбивание; вырывание; перехват; помеха при броске; помеха при передаче; остановка игрока грудью; защита в посте; прохождение заслонов.

В последней группе «взятие отскока» находится 6 технических приемов: отсечение; подбор в прыжке; овладение мячом с пола; отбивание; борьба за позицию; смахивание мяча.

Одной из особенностей экспериментальной классификации стала разработанная система оценки уровня практических умений и теоретических знаний. В основу данной системы входит оценка испытуемых по шести тестам, позволяющим определить уровень владения базовыми техническими приемами игры в баскетбол: передвижение в защитной стойке; скоростное ведение мяча; передача и ловля мяча; броски с дистанции; противодействия в защите; взятие отскока. Умения студентов выполнять технические элементы «противодействие в защите» и «взятие отскока» должны оцениваться квалифицированными преподавателями кафедры теории и методики спортивных игр, а так же опытными тренерами спортивных школ.

Разработанная нами специализированная компьютерная программа сочетает в себе: информационную, контролирующую и обучающую направленности; имеет линейно-разветвленное, мультимедиа и иллюстрационное представление; может быть использована в учебном и тренировочном процессе. Особенностью специализированной компьютерной программы является ее направленность на обучение базовым техническим приемам игры в баскетбол, в основе которого находится создание у обучаемых четкого представления об эталонном выполнении технического приема.

Специализированная компьютерная обучающая программа «Баскетбол для всех» содержит структурированный и систематизированный объем знаний по баскетболу с акцентом на технические приемы. Она предназначена для обучения не только студентов вузов, но и для широкой аудитории пользователей, включающей учителей физической культуры, тренеров студенческих команд и профессиональных тренеров по баскетболу и может использоваться на лекционных, практических занятиях и при самостоятельном изучении техники баскетбола.

Анализ научной и учебно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов, видеоматериалов по баскетболу, участие в мастер-классах, а также личный опыт работы тренером (2013-2018 гг.), позволили нам определить структуру и содержание компьютерной обучающей программы.

Компьютерная обучающая программа «Баскетбол для всех» представлена в виде системы гипертекста. Она состоит из страниц форматированного текста, комбинированного с графическим и видео-контентом. В компьютерной программе применяется однооконный интерфейс, с возможностью возврата в предыдущее окно. Мультимедиа-интерфейс достаточно прост в управлении, это не вызывает каких либо затруднений при использовании неопытными компьютерными пользователями. Методика применения специализированной компьютерной программы во время обучения в вузах сочетает одновременно «живое» слово преподавателя, аудиоряд, текст, графику и видео. Благодаря этому происходит процесс увеличения интенсивности усвоения знаний. Возможность управления скоростью, полнотой, последовательностью обучения технических приемов делает ее многофункциональной и стимулирует темп до максимального восприятия информации. Окно программы открывается на весь экран и представляет собой страницу, отображающую информацию с окном для воспроизведения видео сбоку. Текстовая часть содержит большое количество ссылок (гипертекст), позволяющих сократить время поиска необходимой информации по материалу для более удобной самостоятельной работы с программой.

После проведения системно-структурного анализа, мы сделали вывод, что базовым техническим приемам игры в баскетбол необходимо обучать в следующей последовательности:

1. обучение стойкам и передвижениям;

2. обучение технике ведения, передачи и ловли мяча;

3. обучение технике броска в кольцо;

4. обучение технике противодействия в защите;

5. обучение технике взятия отскоков;

6. обучение игровым действиям.

Данная последовательность создана, придерживаясь принципов преемственности в обучении, включает в себя шесть основных этапов, взаимосвязанных и наиболее эффективно применяемых в игровых видах спорта для обучения техническим действиям.

Для создания пошаговой структуры обучения базовым техническим приемам игры в баскетбол была выявлена наиболее эффективная последовательность: ознакомление с приемом; изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях; углубленное разучивание технического приема; целостное формирование двигательного навыка; ситуационное изучение приема; закрепление приема в игре.

Выводы. Составленная классификация технических приемов игры в баскетбол является наиболее актуальной и конкретной, непосредственно подходящей для обучения технике игры в баскетбол студентов вуза. Для ее применения и апробации, была разработана специализированная компьютерная обучающая

программа «баскетбол для всех», и методика ее применения в процессе обучения студентов вуза техническим приемам игры в баскетбол, что отражает современное состояние игры баскетбол, способствует лучшему восприятию технических основ и формирует навыки от которых зависит исход игры.

Литература:

1. Беляева, И. М. Обучение базовым элементам классической аэробики с использованием компьютерных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. М. Беляева: Москва, 2007. - 27 с.

2. Воронов, И. А. Информационные технологии в физической культуре и спорте : учеб.-метод. пособие / И. А. Воронов; С-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лес- гафта. - СПб.: [б. и.], 2005. - 79 с.

3. Гомельский, Е. Я. Актуальные проблемы и современные технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием тренеров / Е. Я. Гомельский // Основные направления деятельности всероссийского центра современных технологий в баскетболе по совершенствованию повышения квалификации - М.: ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», - 2013. - С. 13-15.

4. Нестеровский, Д. И. Баскетбол. Теория и методика обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. И. Нестеровский - М.: Академия, 2010. - 336 с.

5. Слинкина, Н. Е. формирование у студентов вуза физической культуры умений по коррекции техники исполнения двигательных действий в волейболе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Е. Слинкина; УралГУФК. - Челябинск, 2009. - 25 с.

Педагогика

УДК: 796.01

доктор педагогических наук, профессор Сомкин Алексей Альбертович

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук, профессор Састамойнен Тамара Васильевна Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (г. Санкт-Петербург);

доктор педагогических наук, профессор Степанов Владимир Сергеевич

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (г. Санкт-Петербург)

ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE В ТВОРЧЕСКОМ ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Аннотация. В статье проводится анализ учебного предмета «Физическая культура и спорт» в системе дистанционного обучения Moodle для студентов в творческом высшем учебном заведении - Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения. Особое внимание в публикации уделено теоретическому (лекционному) разделу дисциплины и балльно-рейтинговой системе контроля на кафедре физического воспитания.

Ключевые слова: творческое высшее учебное заведение, дисциплина «Физическая культура и спорт», система дистанционного обучения Moodle, кафедра физического воспитания, студенты, балльно-рейтинговая система.

Annotation. The article provides the analysis of "Physical education and sport" courses in the system of distance learning Moodle for students in the creative higher education institution - St. Petersburg State Institute of Film and Television. The special attention in the publication is paid to the theoretical (lecture) part of the courses and the pointrating system of control at the Department of Physical Education.

Keywords: creative higher education institution, "Physical education and sport" courses, the system of distance learning Moodle, Department of Physical Education, students, the point-rating system.

Введение. Действующий в настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования относит дисциплины по физической культуре и спорту к обязательным для освоения студентами всех направлений подготовки (бакалавриат) и специальностей очной, очно-заочной и заочной форм обучения в таком творческом высшем учебном заведении, как Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ). В 2018-2019 учебном году дисциплина «Физическая культура и спорт» для всех форм обучения, которая включает в себя лекционный курс и практические занятия, стала частично реализовываться в виде дистанционных образовательных технологий. Дистанционное (on-line) обучение в СПбГИКиТ осуществляется в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) на базе системы дистанционного обучения (СДО) Moodle. В результате изучения данной дисциплины у студентов должна быть сформирована следующая общекультурная компетенция: «способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности».

Изложение основного материала статьи. Студенты в СПбГИКиТ по обязательной (базовой) части Блока 1 «Дисциплины (модули)» по физической культуре и спорту изучают на первом курсе (в первом осеннем семестре) дисциплину «Физическая культура и спорт» в объёме 54 астрономических часов (две зачётные единицы), которая для очной формы обучения состоит из:

- лекционных занятий (12 астрономических часов - 8 лекций);

- практических занятий (12 часов - 8 занятий в спортивном зале);

- самостоятельной работы студентов (30 часов) [3].

При этом прохождение лекционного курса (теоретического раздела) на кафедре физического воспитания осуществляется в дистанционном формате (в СДО Moodle СПбГИКиТ). Тестирование по лекционному материалу студенты также проходят в СДО Moodle СПбГИКиТ. Для того чтобы студенты смогли адаптироваться к дистанционным образовательным технологиям для них была разработана так называемая «пошаговая» инструкция по изучению теоретического раздела дисциплины «Физическая культура и спорт».

ШАГ 1: Изучить восемь слайд-конспектов лекций по дисциплине «Физическая культура и спорт» в дистанционном формате в соответствии с учебным расписанием (в СДО Moodle СПбГИКиТ).

Примечание. Изучение слайд-конспекта лекции в дистанционном формате оценивается в 3 (три) балла. Общая сумма баллов за лекционный курс, состоящий из восьми лекций, - 24 балла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.