Научная статья на тему 'Диагностика уровня владения студентами вуза физической культуры базовыми техническими приемами игры в баскетбол'

Диагностика уровня владения студентами вуза физической культуры базовыми техническими приемами игры в баскетбол Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
605
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАСКЕТБОЛ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / БАЗОВЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ВЕДЕНИЕ / ПЕРЕДАЧА / БРОСОК / BASKETBALL / SPORT GAMES / THE BASIC TECHNICAL ELEMENTS / DRIBBLING / HANDOFF / POINTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьев Евгений Константинович, Ковригин Виктор Евгеньевич, Волкова Елена Анатольевна

В статье раскрывается актуальность проблемы совершенствования методики технической подготовки по баскетболу студентов вуза физической культуры в рамках курса дисциплины «подвижные и спортивные игры (баскетбол)». Приведены результаты оценки уровня технической подготовленности по баскетболу студентов второго курса вуза физической культуры после прохождения дисциплины «подвижные и спортивные игры». Обоснованы педагогические тесты для оценки уровня технической подготовленности по баскетболу. Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что владение базовыми техническими приемами игры у студентов вуза физической культуры находится в большинстве своем на удовлетворительном уровне, а по некоторым показателям на неудовлетворительном уровне. Вследствие чего мы заключаем, что применяемые в вузах физической культуры методы обучения базовым техническим приемам игры в баскетбол не обеспечивают будущему специалисту должного уровня владения соответствующими техническими элементами, для применения их в профессиональной тренерской деятельности и, как следствие, сама методика обучения требует доработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соловьев Евгений Константинович, Ковригин Виктор Евгеньевич, Волкова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the level of physical culture high school students’ command of basic technical basketball moves

The article reveals the urgency of the problem of improving the technical preparation techniques of basketball college students physical training in the course of discipline “Mobile and sports games (basketball).” The results of the technical evaluation of the level of preparedness of basketball second-year students of high school of physical training after passing the course “Mobile and sports games” are presented. Pedagogical tests to assess the technical readiness level of basketball are shown. The results of the survey indicate that ownership of the basic techniques of the game among students of high school of physical training is mostly satisfactory, and some indicators unsatisfactory are presented. It is concluded that physical training methods used in high schools for teaching basic technical methods of basketball do not provide future specialist an adequate level of command of the relevant technical elements for their use in professional coaching, and as a consequence, the very method of teaching requires improvement.

Текст научной работы на тему «Диагностика уровня владения студентами вуза физической культуры базовыми техническими приемами игры в баскетбол»

УДК 796(07):796.3 ББК 75.14:75.566

Е.К. Соловьев, В.Е. Ковригин, Е.А. Волкова диагностика уровня владения студентами вуза

физической культуры базовыми техническими приемами игры в баскетбол

В статье раскрывается актуальность проблемы совершенствования методики технической подготовки по баскетболу студентов вуза физической культуры в рамках курса дисциплины «подвижные и спортивные игры (баскетбол)». Приведены результаты оценки уровня технической подготовленности по баскетболу студентов второго курса вуза физической культуры после прохождения дисциплины «подвижные и спортивные игры». Обоснованы педагогические тесты для оценки уровня технической подготовленности по баскетболу. Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что владение базовыми техническими приемами игры у студентов вуза физической культуры находится в большинстве своем на удовлетворительном уровне, а по некоторым показателям - на неудовлетворительном уровне. Вследствие чего мы заключаем, что применяемые в вузах физической культуры методы обучения базовым техническим приемам игры в баскетбол не обеспечивают будущему специалисту должного уровня владения соответствующими техническими элементами, для применения их в профессиональной тренерской деятельности и, как следствие, сама методика обучения требует доработки.

Ключевые слова: баскетбол, спортивные игры, базовые технические элементы, ведение, передача, бросок.

E.K.. Soloviev, V.E. Kovrigin, E.A. Volkova

diagnostics of the level of physical culture high school students' command of basic technical basketball moves

The article reveals the urgency of the problem of improving the technical preparation techniques of basketball college students physical training in the course of discipline "Mobile and sports games (basketball)." The results of the technical evaluation of the level of preparedness of basketball second-year students of high school of physical training after passing the course "Mobile and sports games" are presented. Pedagogical tests to assess the technical readiness level of basketball are shown. The results of the survey indicate that ownership of the basic techniques of the game among students of high school of physical training is mostly satisfactory, and some indicators unsatisfactory are presented. It is concluded that physical training methods used in high schools for teaching basic technical methods of basketball do not provide future specialist an adequate level of command of the relevant technical elements for their use in professional coaching, and as a consequence, the very method of teaching requires improvement.

Key words: basketball, sport games, the basic technical elements, dribbling, handoff, pointer.

Специфические баскетбольные упражнения активно применяются не только для подготовки баскетболистов, но и широко используются как средство развития координационных, скоростно-силовых и других способностей в самых разных видах спорта. Помимо этого различные варианты игровых упражнений

из баскетбола используют в качестве активного отдыха от тяжелого тренировочного процесса.

В связи с этим актуальной задачей является исследование уровня владения базовыми техническими приемами игры в баскетбол у студентов вуза физической культуры. На основании полученных дан-

ц

>5 О оЮ

^ ь

0 й

« о

1

« ю

S со

-8- з

ГО р.

£ 5 со s s S s го го S

I- ф I S

ф Q.

ь i

0 S к §

1 ф

<о т

ГО I

с; х

СО Ф

£ i со S

Я 3 £ g

g го s vo

if н

ных можно будет судить об эффективности учебного процесса касательно технической подготовки по баскетболу будущих тренеров по разным видам спорта и внести соответствующие коррективы, если это необходимо.

Цель исследования - изучить уровень владения базовыми техническими приемами игры в баскетбол у студентов вуза физической культуры.

Исследование проводилось в мае 2015 года на базе Уральского государственного университета физической культуры, во время приема экзамена по дисциплине «подвижные и спортивные игры (баскетбол)». В исследовании приняли участие студенты второго курса факультета летних видов спорта и факульте-

та зимних видов спорта (182 человека). Уровень технической подготовки по баскетболу у студентов оценивали квалифицированные преподаватели кафедры теории и методики спортивных игр со стажем работы более 10 лет.

Понятие «техника игры» подразумевает совокупность игровых приемов и способов их выполнения, позволяющих наиболее успешно решать конкретные задачи спортивного противоборства [4, с. 16]. В связи с многообразием характеристик игровых приемов с целью их систематизации используют классификацию - распределение по разделам и группам на основе общих признаков. Современная классификация техники игры представлена на рисунке 1 [4, с 18].

го т о

о т

ш

а. т

о ^

Ш

т

со

ф

_а т

о ^

о

О ^

ш

Рис. 1. Классификация техники игры в баскетбол

Однако обучение всем игровым техническим приемам не целесообразно и не возможно в рамках одной непродолжительной дисциплины «подвижные и спортивные игры». Поэтому, на наш взгляд, при обучении студентов сосредо-

точиться следует на наиболее значимых, базовых технических приемах игры, которые позволят будущим тренерам активно использовать элементы баскетбола в тренировочном процессе спортсменов самых разных видов спорта (рис. 2).

Базовые технические элементы баскетбола

Передача

и ловля мяча

Бросок в кольцо

Рис. 2. Базовые технические приемы игры в баскетбол

В соответствии с программой дисциплины «подвижные и спортивные игры (баскетбол)» и исследованиями, проводимыми для определения уровня владения техническими приемами игры в баскетбол ранее [3; 5], нами были использованы четыре педагогических теста.

1. Передвижение в защитной стойке -игрок, находясь на лицевой линии, по сигналу начинает перемещение спиной в защитной стойке в направлении трех конусов, расположенных в шахматном порядке, на углу штрафной линии, боковой линии и в центре площадки, после чего выполняет заключительный рывок лицом вперед до лицевой линии под кольцом. Фиксируется общее время в секундах.

2. Скоростное ведение - игрок, находящийся за лицевой линией, по сигналу начинает ведение левой рукой вдоль боковой линии, обводя пять конусов, постоянно меняя руку ведения мяча. Пройдя пять конусов в одном направлении, игрок совершает бросок с двух шагов и повторяет упражнение в обратном направлении. Фиксируется общее время и количество попаданий мяча в кольцо. В протоколе отражается время, из которого вычитается по одной секунде за каждый заброшенный мяч.

3. Передача мяча. Игрок стоит лицом к центральному кругу, выполняет передачу в щит и снимает мяч в высшей точке. Далее, продвигаясь приставными шагами к противоположному кольцу, поочередно выполняет передачу трем партнерам, стоящим вдоль боковой линии, каждый раз получая мяч от них обратно. После ловли мяча от третьего партнёра игрок выполняет бросок в кольцо с двух шагов, снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу, отдавая передачи уже правой рукой. Фиксируется общее время выполнения упражнения и количество попаданий. В протокол записывается время, с которого снимается по одной секунде за каждый заброшенный мяч.

4. Броски с дистанции. Испытуемые выполняют броски со средней дистанции с пяти указанных точек, всего - 10 бросков, по два броска с каждой точки. После каждого броска игрок самостоятельно подбирает мяч и с ведением перемещается на новую точку, фиксируется процент попаданий.

Нормативные требования, в соответствии с которыми происходила оценка уровня владения базовыми техническими приемами игры, представлены в табл. 1.

Табл. 1. Нормативные требования по технической подготовке для студентов вузов физической культуры

Тест Оценка

Отлично Хорошо Удовлетв.

1. Передвижение в защитной стойке, с 8,5 8,6-9,0 9,1-9,5

2. Скоростное ведение, с 14,0 14,1-15,5 15,6-17,0

3. Передача мяча, с 13,5 13,6-15,0 15,1-16,5

4. Броски с дистанции, % 45 44-30 29-20

с;

> ^ о

ООО

ч

-> т

СО

^ ш 3

га

£ ^ т ^

га ^ н си х ^ си с^

^ с ^ *

Б ^ к 5

х си

га I с; х

т си £ £

т 2

Я 3 о *га

ь А 0 -к

з|

о:*

Результаты оценки уровня техниче- сле прохождения дисциплины «подвиж-ской подготовленности по баскетболу ные и спортивные игры» приведены в студентов вуза физической культуры по- табл. 2 и на рис. 3.

Табл. 2. Средние результаты оценки уровня технической подготовленности по баскетболу студентов вуза физической культуры

Тесты Результаты

1. Передвижение в защитной стойке, с 8,81

2. Скоростное ведение, с 16,46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Передача мяча, с 15,23

4. Дистанционные броски, % 18

Рис. 3. Результаты оценки уровня технической подготовленности студентов вуза физической культуры

го ш

о ^

с; о

ш

<

и]

а ей

О ^

и]

03

со си .0 ш

о ^

о

о и]

Такой технический прием, как «передвижение в защитной стойке» является наиболее простым для обучения, как следствие, именно им владеет наибольшее число тестируемых (78%). Средний результат в тесте составил 8,81 сек., что соответствует оценке «хорошо». Однако 22% сдали тест на неудовлетворительную оценку.

В упражнении «скоростное ведение мяча» средний результат составил 16,46 сек., что соответствует оценке «удовлетворительно». При этом 14,8 % испытуемых показали отличный результат, 29,1 % - получили оценку «хорошо», 33 % - «удовлетворительно» и 23,1 % -«неудовлетворительно».

В упражнении «передача мяча» средний результат составил 15,23 сек., что соответствует удовлетворительному уров-

ню. При этом 13,7 % испытуемых показали отличный результат, 19,2 % - получили оценку «хорошо», 36,3 % - «удовлетворительно» и 30,8 % - «неудовлетворительно».

Средний процент реализации бросков с дистанции оказался равным 18,1 %, что соответствует удовлетворительному уровню. На оценку «отлично» сдали 8,2 % студентов, оценку «хорошо» получили 12,1 %, оценку «удовлетворительно» получили 44% студентов и неудовлетворительно сдали тест 36,3 % испытуемых. При этом нами были выделены основные ошибки при выполнении броска мяча с дистанции: неправильное держание мяча, неправильное расположение «руки равновесия» на мяче в подготовительной фазе, излишний наклон корпуса вперед, неверная работа ног во

время броска, выполнение броска толчком пальцев, завершение броска двумя руками, асинхронная работа ног и рук. Как следствие, выполнение технического приема с таким большим количеством ошибок привело к очень низкому проценту реализации.

Полученные данные позволяют констатировать, что уровень владения базовыми техническими приемами игры в баскетбол после прохождения студентами дисциплины «подвижные и спортивные игры» в большинстве своем (35,2 %) соответствуют удовлетворительному уровню.

Так же следует отметить, что технические приёмы игры в баскетбол относятся к специфическим профессиональным умениям и могут быть сформированы только в ходе целенаправленного процесса обучения [6]. Как показали проведенные исследования, наиболее значимые для баскетбола технические приемы игры оказались наиболее сложными для обучения и, как следствие, уровень их освоенности у студентов наиболее низкий.

Выводы:

1. Полученные результаты подтвердили наше предположение о том, что применяемые в вузах физической культуры методы обучения базовым техническим приемам игры в баскетбол не обеспечивают будущему специалисту должного уровня сформированности соответствующих умений для применения их в профессиональной деятельности.

2. Актуальным направлением для научных изысканий является поиск новых эффективных средств и методов обучения базовым техническим приемам игры в баскетбол студентов вузов физической культуры. Перспективным направлением в этом плане может быть активное использование современных информационных образовательных технологий с созданием электронных обучающих программ, которые могли бы использоваться в ходе практических занятий, и коренным образом улучшить качество освоения базовых элементов техники спортивной игры, что доказывают проводимые ранее авторами исследования, по различным видам спорта [1; 2; 7].

Библиографический список

1. Беляева, И.М. Обучение базовым элементам классической аэробики с использованием компьютерных технологий [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.М. Беляева. - М., 2007. - 27 с.

2. Гомельский, Е.Я. Основные направления деятельности всероссийского центра современных технологий в баскетболе по совершенствованию повышения квалификации [Текст] / Е.Я. Гомельский // Актуальные проблемы и современные технологии: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием тренеров - М.: РГУФКСМиТ, 2013. -С.13-15.

3. Горбуля, В.Б. Динамика подготовленности студентов факультета физического воспитания в учебном процессе по баскетболу [Текст] / В.Б. Горбуля, Н.С. Бессарабов, В.А. Горбуля // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - Харьков: Харьковское областное отделение Национального олимпийского комитета Украины, 2009. -С.50-54.

4. Нестеровский, Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.И. Нестеровский - М.: Академия, 2010. - 336 с.

5. Портнов, Ю.М. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ [Текст] / Ю.М. Портнов. - М.: Советский спорт, 2004. - 100 с.

6. Слинкина, Н.Е. Формирование у студентов вуза физической культуры умений по коррекции техники исполнения двигательных действий в волейболе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Е. Слинкина. - Челябинск, 2009. - 25 с.

7. Соловьев, А.Б. Педагогические условия использования средств мультимедиа в совершенствовании образовательного процесса по дисциплине «Гимнастика» в вузе [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Б. Соловьев. - Челябинск, 2010. - 24 с.

References

1. Beliaeva I.M. Training of basic elements of classical aerobics using computer technologies s. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Moscow, 2007. P. 27. [in Russian].

2. Gomelskii E.Ia. The main activities of the All-Russian Center for Advanced Technologies in Basketball for the Improvement of Professional Development. Aktual'nye problemy i sovremennye tehnologii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem trenerov. Moscow.: FGBOU VPO «RGUFKSMiT». 2013. P. 13-15. [in Russian].

3. Gorbulia V.B. Bessarabov N.S. Gorbulia V.A. Dynamics of readiness of students of the Faculty of Physical Education in the educational process on basketball. Pedagogika, psihologija i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitanija i sporta. Harkov: Harkovskoe oblastnoe otdelenie Natsionalnogo olimpiiskogo komiteta Ukrainy, 2009, P. 50-54. [in Russian].

4. Nesterovskii D.I. Theory and Methods of Teaching: Textbook. M.: Academia, 2010. P.336. [in Russian].

5. Portnov Iu.M. Basketball: a draft program of sports trainingfor children andyouth sports schools. M.: Sovietskii sports. 2004, P. 100. [in Russian].

6. Slinkina N.E. Formation of students of high school of physical training skills for the correction technique of execution of motor actions in volleyball. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Cheliabinsk, 2009. P. 25. [in Russian].

7. Soloviev A.B. Pedagogical conditions of use of multimedia to improve the educational process in the discipline "Gymnastics" in higher school. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences (Education). Chelyabinsk, 2010, P. 24. [in Russian].

Сведения об авторах:

Соловьев Евгений Константинович,

аспирант кафедры теории и методики спортивных игр,

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. ЕтаИ: axe174@mail.ru

Information about the authors: Soloviev Evgenii Konstantinovich,

Post graduate student,

Department of Theory and Methodology

of Sports Games,

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia. E-mail: axe174@mail.ru

Ковригин Виктор Евгеньевич,

кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры теории и методики спортивных игр, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. Е-тай: viktor2321@mail.ru

Волкова Елена Анатольевна,

доцент кафедры теории и методики спортивных игр,

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация. ЕтаИ: elena_kesha@mail.ru

Kovrigin Victor Evgenievich,

Candidate of Sciences (Education), Acting Associate Professor, Department of Theory and Methodology of Sports Games,

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia. Email: viktor2321@mail.ru

Volkova Elena Anatolievna,

Associate Professor,

Department of Theory and Methodology of Sports Games,

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia. E-mail: elena_kesha@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.