ОПТИМИЗАЦИЯ ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК/UDC 796.01
Поступила в редакцию 07.11.2020 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент В.П. Демеш1 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова2 Кандидат педагогических наук, доцент О.Н. Устинова3 В.Г. Кривощеков4
1 Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, Санкт-Петербург
2 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург
3 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург
4 Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Военный институт (инженерно-технический) филиал, Санкт-Петербург
PHYSICAL EDUCATION ТО IMPROVE STUDENTS' PRE-EXAMINATION STATE
PhD, Associate Professor V.P. Demesh1 PhD, Associate Professor A.V. Sharonova2 PhD, Associate Professor O.N. Ustinova3 V.G. Krivoshchekov4
1 Bobkov Saint Petersburg branch of Russian Customs Academy, St. Petersburg
2 Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg
3 Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
4 Military Academy of Logistics named after V.I. General of the Army A.V. Khrulev, Military Institute (Engineering and Technical) Branch, St. Petersburg
Аннотация
Цель исследования - обосновать эффективность внедрения в учебный процесс педагогической модели оптимизации предэкзаменационного состояния средствами физической культуры.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 126 студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ), Санкт-Петербургского им. В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева. Каждый из вузов провел выборку и разделил своих обучающихся на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Успешность применения педагогической модели оптимизации предэкзаменационного состояния оценивалась по результатам экзаменационной сессии. Результаты исследования и выводы. Использование дистанционных форм обучения и специализированного мобильного программного обеспечения максимально индивидуализирует выбор разнообразных средств и методов физической культуры для организации самостоятельных занятий в условиях самоизоляции, что способствует изменению результатов экзаменационной сессии в лучшую сторону. В психологически не простых сложившихся условиях дистанционного обучения включение в режим дня разно интенсивных аэробных упражнений, комплексов современных фитнес-технологий и дыхательных практик, состоящих из нескольких циклов, в большинстве случаев позволило не повысить, а у многих обучающихся даже снизить уровень тревожности в предэкзаменационный период.
Ключевые слова: студенты, экзаменационная сессия, упражнения, физическая культура, модель оптимизации, предэкзаменационное состояние.
Abstract
Objective of the study was to substantiate the effectiveness of the pedagogical model of improvement of students' pre-examination state by means of physical education.
Methods and structure of the study. The study involved a total of 126 students from different universities: Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Bobkov Saint Petersburg Branch of the State Treasury Educational Institution of Higher Education "Russian Customs Academy", Saint Petersburg State Polytechnic University, and Military Academy of Logistical Support "General of the Army A.V. Khrulev". The sample was divided into 2 groups: Control (CG) and Experimental (EG).
The effectiveness of the pedagogical model of improvement of the pre-examination state of the students was assessed based on the results of the examination session.
Results and conclusions. The developed pedagogical model of improvement of students' pre-examination state make it possible to broaden students' knowledge of the causes of anxiety and dynamics of changes in its level, compare the physiological and mental manifestations of altered conditions, control the use of specially designed sets of physical exercises. The use of various forms of online learning and specialized mobile software leads to the ultimate individualization of the physical education means and methods, which enables to organize self-training activities in terms of self-isolation. This contributes to the improvement of the examination session results. In the mentally-challenging distance learning environment, the introduction in the daily routine of intense aerobic exercises, modern fitness technologies, and breathing practices consisting of several cycles, in most cases, did not increase the student's anxiety levels. Moreover, it was found that the levels of pre-exam anxiety decreased in most subjects.
Keywords: students, examination session, exercises, physical education, improvement model, pre-examination state.
Введение. Умение управлять своим состоянием, контролировать уровень эмоционального возбуждения и избегать возникновения конфликтных ситуаций является основной задачей в области психоэмоциональной подготовки студентов к экзаменационной сессии [1, 5].
Особенности проявления предэкзаменационного состояния у студентов зависят от ряда факторов и наиболее приемлемым путем оптимизации измененных состояний будет использование доступных средств физической культуры,
а в условиях дефицита времени в данный период - дистанционных форм обучения и специализированных мобильных приложений.
Цель исследования - обосновать эффективность внедрения в учебный процесс педагогической модели оптимизации предэкзаменационного состояния средствами физической культуры.
Методика и организация исследования. В исследовании принялиучастие126 студентовСанкт-Петербургского государ-
и
75 у
Е CL и с
го ^
о ш
Общеразвивающие упражнения выполняются в медленном темпе; успокаивающие дыхательные практики; медитация; релаксационная тренировка; йога; стретчинг, пилатес; плавание; упражнения на тренажерах и др.
Интенсивные формы занятий, преимущественно аэробные тренировки; фитбол-гимнастика; фитнес-йога; танцевальная аэробика; дыхательные гимнастики; вйпАех и др.
Доступ кучебно-методическим материалам в сетевом доступе
Отслеживание результатов освоения программы с помощью электронного журнала
Консультации с преподавателем (форум off-line)
Оперативное получение информации от преподавателя (тьютера)
Гибкий график обучения
Получение полной информации в процессе обучения
Включение в процесс профессиональной подготовки отдельных планов и программ по формированию устойчивости к неблагоприятным _факторам_
Формирование установки на самосовершенствование
Активное применение средств физической культуры для формирования физических и морально-волевых качеств
Использование мобильных приложений для оценки ежедневной двигательной активности студентов (Mi Fit, Samsung Health, Fitness Activity и др.)
П рименен ие ф изи ческих упражнен ий для формирования навыков коллективного взаимодействия
Включение в процесс оптимизации состояния дистанционных форм обучения на платформе
6a3eLMS Moodle, Blackboard или МООС в рамках реализации дисциплины «Элективные курсы (дисциплины) по физической культуре и _спорту»_
Педагогическая модель оптимизации предэкзаменационного состояния
http://www.teoriya.ru
№4^ 2021 Апрель | April
ственного архитектурно-строительного университета (СПбГА-СУ), Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева. Каждый из вузов провел выборку и разделил своих обучающихся на контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы.
В ходе исследования разработана педагогическая модель оптимизации предэкзаменационного состояния студентов средствами физической культуры и дистанционных форм обучения с дополнительным использованием специализированных мобильных приложений, предназначенных для отслеживания результатов двигательной активности.
Успешность применения педагогической модели оптимизации предэкзаменационного состояния оценивалась по результатам экзаменационной сессии.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ специальной литературы и результатов экзаменационной сессии, а также опрос студентов и преподавателей позволил выявить и обосновать три типа предэкзаменационного состояния, сопоставив их с физиологическими и психическими особенностями проявления. Было выявлено, что больше беспокойства предстоящая сессия доставляет девушкам и обучающимся на 1-м курсе. Предэкзаменационное состояние готовности наблюдается всего лишь у 25 % опрошенных студентов, лихорадка - у 32,8 %, а апатия - у 42,2 %. В целях оптимизации предэкзаменационных состояний была разработана педагогическая модель (см. рисунок). В рамках дисциплины «Элективные курсы (дисциплины) по физической культуре и спорту» преподавателями был разработан комплекс мер по оптимизации каждого типа предэкзаменационного состояния. включающий определенный двигательный режим и набор физических упражнений на базе, ЭИОС Moodle (СПбГАСУ и СПб филиал РТА) и Massive open onlin ecourses (MOOC) в СПбПУ, Blackboard Leam (СПбГУ) [1, с. 20; 2, с. 28; 3, с. 44].
Для состояний лихорадки и апатии были разработаны рекомендации с учетом физиологических и психических особенностей их проявления. Так, включение в двигательный режим дня малоинтенсивной нагрузки (йога, оздоровительные дыхательные практики, упражнения на растяжку, ходьба на свежем воздухе) подходит для оптимизации состояния лихорадки, а нагрузка более интенсивного характера - для апатии. Возможность использовать обратную связь с помощью образовательных платформ позволила студентам не только определиться с факторами, влияющими на возникновение предэкзаменационного состояния, но и разработать с преподавателем комплекс физических упражнений, с учетом интересов и индивидуальных особенностей обучающегося [4, с. 14; 5, с. 30].
Высокая эффективность педагогической модели оптимизации нашла свое отражение в результатах исследования умственной работоспособности и психоэмоционального состояния студентов в предэкзаменационный период. Наибольшие изменения результатов произошли в психоэмоциональной сфере студентов, так, уровень личностной тревожности в ЭГ снизился с 46±7,9 до 25±7,2, увеличилась концентрация внимания с 4,5±0,4 до 7,1±0,8, в КГ достоверных изменений не произошло. У студентов ЭГ в среднем на 0,8 балла улучшились показатели успеваемости, тогда как в КГ лишь на 0,2. Наилучшие результаты по итогам экзаменационной сессии наблюдались у обучающихся в СПб филиале РТА, так, средний балл за семестр поднялся до 4,7±0,2 по 5-балльной шкале. У студентов СПбГАСУ были отмечены положительные
изменения в концентрации внимания, что связано с выбором ими комплексов, включающих элементы фитнес-йоги, стрет-чинга и пилатеса, несколько типов «упорядоченного дыхания», а также общеразвивающих упражнений, выполняемых симметрично и асимметрично.
Вывод. Разработанная педагогическая модель оптимизации предэкзаменационного состояния позволяет расширить знания о причинах возникновения и динамики уровня тревожности. Использование дистанционных форм обучения и специализированного мобильного программного обеспечения максимально индивидуализирует выбор разнообразных средств и методов физической культуры для организации самостоятельных занятий в условиях самоизоляции,что способствовало изменению результатов экзаменационной сессии в лучшую сторону. В психологически не простых сложившихся условиях дистанционного обучения включение в режим дня разноин-тенсивных аэробных упражнений, комплексов современных фитнес-технологий и дыхательных практик, состоящих из нескольких циклов, в большинстве случаев позволило не повысить, а у многих обучающихся даже снизить уровень тревожности в предэкзаменационный период. Таким образом, включение предлагаемой нами педагогической модели оптимизации в образовательный процесс, даже в условиях дистанционного обучения, является эффективным способом регуляции психоэмоционального состояния студентов на экзамене.
Литература
1. Афанасьева И.А. Коррекция уровня тревожности у первокурсников средствами физической культуры / И.А. Афанасьева, И.Г. Виноградов, А.В. Токарева и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 20-23.
2. Ефимова-Комарова Л.Б. Физическая культура. Практикум по самоконтролю: учеб. пособие / Л.Б. Ефимова-Комарова, В.Ю. Ефимов-Комаров, А.В. Токарева. - СПб., 2016. - 74 с.
3. Лобанов Ю.Я. Использование элементов дистанционного обучения в процессе освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту» / Ю.Я. Лобанов, А.В. Шаронова, О.В. Миронова и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 12 (166). - С. 144-148.
4. Токарева А.В. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии /А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.
5. Ярчиковская Л.В. Управление предэкзаменационным состоянием студенток средствами и методами физического воспитания / Л.В. Ярчиковская, А.В. Шаронова, О.Н. Устинова и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 6. - С. 29-31.
References
1. Afanasyeva I.A., Vinogradov I.G., Tokareva A.V. et al. Korrektsiya urovnya trevozhnosti u pervokursnikov sredstvami fizicheskoy kultury [Correction of anxiety level in freshmen by means of physical education]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 6 (148). pp. 20-23.
2. Efimova-Komarova L.B., Efimov-Komarov V.Yu., Tokareva A.V. Fizicheskaya kultura. Praktikum po samokontrolyu [Physical education. Workshop on self-control]. Study guide. Saint Petersburg, 2016. 74 p.
3. Lobanov Yu.Ya., Sharonova A.V., Mironova O.V. et al. Ispolzovanie elementov distantsionnogo obucheniya v protsesse osvoeniya distsipliny «Elektivnye kursy po fizicheskoy kulture i sportu» [Elements of distance when mastering elective physical education and sports courses]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 12 (166). pp. 144-148.
4. Tokareva A.V., Mironova O.V., Moskalenko I.S. et al. Formirovanie navykov organizatsii samostoyatelnykh aerobnykh trenirovok u studentov vuzov dlya uspeshnoy sdachi ekzamenatsionnoy sessii [Forming self-reliant aerobic training process management skills for success in examinations]. Teoriya i praktika fiz. kulturyi. 2016. no. 9. pp. 12-15.
5. Yarchikovskaya L.V., Sharonova A.V., Ustinova O.N. et al. Upravlenie predekzamenatsionnyim sostoyaniem studentok sredstvami i metodami fizicheskogo vospitaniya [Physical education to manage female students' pre-examination state]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No. 6. pp. 29-31.