Научная статья на тему 'Дисциплина «Физическая культура и спорт» в период пандемии: проблемы и реализация'

Дисциплина «Физическая культура и спорт» в период пандемии: проблемы и реализация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дисциплина «Физическая культура и спорт» / йога / студенты / психоэмоциональное состояние / субъективная самооценка / дистанционное обучение / “Physical culture and sport” discipline / yoga / students / psycho-emotional state / subjective self-evaluation / distance learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постольник Юлия Александровна, Бубенцова Юлия Александровна, Белоножкина Наталия Александровна, Корженевская Татьяна Сергеевна

Аннотация: Переход на дистанционное обучение характеризуется статичным образом жизни и низким уровнем физической активности, что оказывает негативное влияние на здоровье обучающихся и качество жизни; а сама ситуация, возникшая в пандемию Ковид-19, вызывает дополнительный стресс и ставит под угрозу психическое здоровье молодежи.Представлены результаты исследования по изучению ключевых проблем студентов, связанных с организацией образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» во время дистанционного обучения в связи с пандемией Ковид-19. Полученные результаты позволяют эффективно разработать дистанционный практический курс йоги в рамках элективной дисциплины «Физическая культура и спорт» с применением доступных средств и методов, что способствует повышению психоэмоционального состояния обучающихся. Материалы. В настоящей статье приводятся результаты изучения ключевых проблем студенческой молодежи, связанных с организацией образовательного процесса по курсу йоги в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» в формате дистанционного обучения, и сравнения средних субъективных самооценок психоэмоционального состояния студентов до и после занятий при двух формах обучения: очной и дистанционной (удаленной). Методы исследования. В качестве методов исследования были применены: анализ литературных источников, соответствующих теме исследования; анкетирование и опрос; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Результат. Реализация практической элективной дисциплины «Физическая культура и спорт» в дистанционном формате связана с бытовыми и техническими проблемами. По мнению опрошенных студентов, самый благоприятный вид содержания занятий – индивидуальная работа. Результаты сравнения психоэмоционального состояния обучающихся при очном и дистанционном форматах реализации данной дисциплины (на примере курса йоги), свидетельствуют о более высоких средних самооценках эмоционального состояния по всем трем показателям: самочувствию, активности, настроению, во время очного обучения в сравнении с показателями при дистанционном с достоверной вероятностью P <0,05. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что, несмотря на активное внедрение современных технических средств в систему образования, дистанционный формат обучения в процессе физического воспитания возможно рассматривать лишь как дополнение к обязательным очным занятиям физическими упражнениями, что достоверно отразилось на показателях психоэмоционального состояния учащихся высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Постольник Юлия Александровна, Бубенцова Юлия Александровна, Белоножкина Наталия Александровна, Корженевская Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Physical education and sport” discipline during the period of pandemic: problems and realization

Transfer to distance learning is characterized by a static way of life and by a low level of physical activity. It has a negative influence on students’ health and life quality; and the situation itself, which appeared during the pandemic of COVID-19, causes additional stress and endangers mental health of young people. We present the research results concerning students’ key problems study, connected with educational process organization in “Physical culture and sport” discipline during distance learning in terms of COVID-19 pandemic. The received results help to create effectively distant practical yoga course in terms of “Physical culture and sport” elective discipline using available means and methods. They provide studentspsycho-emotional state improvement. Materials. The article presents the results of studying the key problems of students, connected with educational process in yoga course organization in terms of “Physical culture and sport” discipline in a form of a distance learning. It also compares the average subjective psycho-emotional state self-evaluations among students before and after the lessons in two forms of education: full-time education and distance learning. Research methods. The research methods were the following: Information sources, concerning the topic of the research, analysis; questionnaire survey and questioning; pedagogical experiment; pedagogical observation, methods of mathematical statistics. Results. “Physical culture and sport” elective discipline realization in a distant form is connected with everyday and technical difficulties. In the opinions of the examined students, the most favorable kind of lessons content is an individual work. The results of studentspsycho-emotional state comparison in terms of full-time education and distant forms of this discipline realization (by the example of yoga course) prove higher average emotional state self-evaluations according to all three indices: health state, activity, mood during full-time education in comparison with the indices in terms of distance learning with a valid probability P <0,05. Conclusion. As a result of the held research we come to the following conclusion: regardless of an active modern technical means introduction into the system of education, distant form of learning during physical education process can be considered only as an addition to obligatory live physical exercises. It validly influenced the indices of psychoemotional state of high school students.

Текст научной работы на тему «Дисциплина «Физическая культура и спорт» в период пандемии: проблемы и реализация»

УДК 378.17 DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-77-83

ББК 75.4 (2Рос)

Дисциплина «Физическая культура и спорт» в период пандемии:

проблемы и реализация

Постольник Ю.А.*, Бубенцова ЮА., Белоножкина НА., Корженевская Т. С.

Московский городской педагогический университет. Москва, Россия ORCID: 0000-0003-4053-2784, e-mail: postolnik.julia@yandex.ru* ORCID: 0000-0001-6867-857X, e-mail: y.chelak@gmail.com ORCID: 0000-0002-2005-8942, e-mail: natali orehova@mail.ru ORCID: 0000-0003-0085-4201, e-mail: KorzhenevskayaTi@mgpu.ru

Аннотация: Переход на дистанционное обучение характеризуется статичным образом жизни и низким уровнем физической активности, что оказывает негативное влияние на здоровье обучающихся и качество жизни; а сама ситуация, возникшая в пандемию Ковид-19, вызывает дополнительный стресс и ставит под угрозу психическое здоровье молодежи.Представлены результаты исследования по изучению ключевых проблем студентов, связанных с организацией образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» во время дистанционного обучения в связи с пандемией Ковид-19. Полученные результаты позволяют эффективно разработать дистанционный практический курс йоги в рамках элективной дисциплины «Физическая культура и спорт» с применением доступных средств и методов, что способствует повышению психоэмоционального состояния обучающихся. Материалы. В настоящей статье приводятся результаты изучения ключевых проблем студенческой молодежи, связанных с организацией образовательного процесса по курсу йоги в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» в формате дистанционного обучения, и сравнения средних субъективных самооценок психоэмоционального состояния студентов до и после занятий при двух формах обучения: очной и дистанционной (удаленной). Методы исследования. В качестве методов исследования были применены: анализ литературных источников, соответствующих теме исследования; анкетирование и опрос; педагогический эксперимент; педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Результат. Реализация практической элективной дисциплины «Физическая культура и спорт» в дистанционном формате связана с бытовыми и техническими проблемами. По мнению опрошенных студентов, самый благоприятный вид содержания занятий - индивидуальная работа. Результаты сравнения психоэмоционального состояния обучающихся при очном и дистанционном форматах реализации данной дисциплины (на примере курса йоги), свидетельствуют о более высоких средних самооценках эмоционального состояния по всем трем показателям: самочувствию, активности, настроению, во время очного обучения в сравнении с показателями при дистанционном с достоверной вероятностью P <0,05. Заключение. По итогам проведенного исследования можно сделать вывод, что, несмотря на активное внедрение современных технических средств в систему образования, дистанционный формат обучения в процессе физического воспитания возможно рассматривать лишь как дополнение к обязательным очным занятиям физическими упражнениями, что достоверно отразилось на показателях психоэмоционального состояния учащихся высшей школы.

Ключевые слова: дисциплина «Физическая культура и спорт», йога, студенты, психоэмоциональное состояние, субъективная самооценка, дистанционное обучение.

Для цитирования: Постольник Ю.А.*, Бубенцова Ю.А., Белоножкина Н.А., Корженевская

Т.С. Дисциплина «Физическая культура и спорт» в период пандемии: проблемы и реализация.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(2): 77-83. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-2-77-83

"Physical education and sport" discipline during the period of pandemic:

problems and realization

Yuliya A. Postolnik*, Yuliya A. Bubentsova, Nataliya A. Belonozhkina, Tatyana S.

Korzhenevskaya

Moscow Municipal Pedagogical University Moscow, Russia

ORCID: 0000-0003-4053-2784, e-mail: postolnik.julia@yandex.ru* ORCID: 0000-0001-6867-857X, e-mail: y.chelak@gmail.com ORCID: 0000-0002-2005-8942, e-mail: natali orehova@mail.ru ORCID: 0000-0003-0085-4201, e-mail: KorzhenevskayaT1@mgpu.ru

Abstract: Transfer to distance learning is characterized by a static way of life and by a low level of physical activity. It has a negative influence on students' health and life quality; and the situation itself, which appeared during the pandemic of COVID-19, causes additional stress and endangers mental health of young people. We present the research results concerning students' key problems study, connected with educational process organization in "Physical culture and sport" discipline during distance learning in terms of COVID-19 pandemic. The received results help to create effectively distant practical yoga course in terms of "Physical culture and sport" elective discipline using available means and methods. They provide students' psycho-emotional state improvement. Materials. The article presents the results of studying the key problems of students, connected with educational process in yoga course organization in terms of "Physical culture and sport" discipline in a form of a distance learning. It also compares the average subjective psycho-emotional state self-evaluations among students before and after the lessons in two forms of education: full-time education and distance learning. Research methods. The research methods were the following: Information sources, concerning the topic of the research, analysis; questionnaire survey and questioning; pedagogical experiment; pedagogical observation, methods of mathematical statistics. Results. "Physical culture and sport" elective discipline realization in a distant form is connected with everyday and technical difficulties. In the opinions of the examined students, the most favorable kind of lessons content is an individual work. The results of students' psycho-emotional state comparison in terms of full-time education and distant forms of this discipline realization (by the example of yoga course) prove higher average emotional state self-evaluations according to all three indices: health state, activity, mood during full-time education in comparison with the indices in terms of distance learning with a valid probability P <0,05. Conclusion. As a result of the held research we come to the following conclusion: regardless of an active modern technical means introduction into the system of education, distant form of learning during physical education process can be considered only as an addition to obligatory live physical exercises. It validly influenced the indices of psycho-emotional state of high school students.

Keywords: "Physical culture and sport" discipline, yoga, students, psycho-emotional state, subjective self-evaluation, distance learning.

For citation: Yuliya A. Postolnik*, Yuliya A. Bubentsova, Nataliya A. Belonozhkina, Tatyana S. Korzhenevskaya. "Physical education and sport" discipline during the period of pandemic: problems and realization. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(2): 77-83. DOI: 10.14526/20704798-2021-16-2-77-83

АКТУАЛЬНОСТЬ

Во всём мире идёт стремительное развитие технического прогресса, постоянный рост объёмов информации, модернизация. Всё это требует получения специалистами качественного образования [1]. Это неотъемлемые факторы современного мира. Однако в 2020 году появился ещё один фактор, который изменил систему образования во всем мире - пандемия, повлекшая за собой активное использование дистанционных систем обучения.

Переход на дистанционное обучение характеризуется увеличением времени, проведенного студентами за компьютером, и ростом объёма самостоятельной работы по образовательным дисциплинам, что никак не может позитивно влиять на физическое состояние обучающихся. Статичный образ жизни и низкий уровень физической активности оказывают негативное влияние на здоровье обучающихся, благополучие и качество жизни, а сама ситуация, возникшая в связи с пандемией

ковид-19, вызывает дополнительный стресс и ставит под угрозу психическое здоровье молодежи [2, 5, 6]. Данная форма обучения является преимущественно самостоятельной, что требует от учащихся самодисциплины и самоконтроля. Также возрастает ответственность преподавателей физической культуры: во-первых, необходимо сохранить двигательную активность студентов; во-вторых, обеспечить всех обучающихся двигательным материалом, который в различных (бытовых) условиях может быть реализован.

Исследованию подверглись факт и причины снижения посещения занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» (далее - ФКиС) после перехода на дистанционный формат. Показатель посещения данной дисциплины при переходе с очного на дистанционный формат упал с 87,6% до 58% [7].

В связи с вышесказанным целью данного исследования явилось изучение ключевых проблем студенческой молодежи, связанных с организацией образовательного процесса по дисциплине ФКиС в формате дистанционного обучения, и сравнение средних субъективных самооценок психоэмоционального состояния студентов до и после занятий при двух форматах обучения: очном и дистанционном (удаленном).

Задачи исследования:

1. Выявить проблемы, с которыми студенты столкнулись в процессе реализации дистанционного курса по дисциплине ФКиС.

2. Разработать последовательность и доступность содержания занятий элективной дисциплины ФКиС по курсу «Йога» для дистанционного обучения.

3. Сравнить средние субъективные самооценки психоэмоционального состояния студентов до и после занятий йогой в рамках курса «Физическая культура и спорт» при реализации двух форматов обучения: очного и дистанционного.

Для достижения поставленной цели авторами была разработана анкета для студентов, направленная на изучение проблем, с которыми студенты столкнулись в процессе реализации дистанционного обучения по

дисциплине «Физическая культура и спорт».

В анкетировании приняли участие 115 студентов различных факультетов Московского городского педагогического университета (далее - МГПУ) в возрасте от 18 до 22 лет (2-3-х курсов).

Исследование показало, что 82 студента (71,3%) столкнулись с рядом проблем. Наиболее распространёнными стали бытовые и жилищные проблемы (нехватка места и присутствие других людей, проживающих совместно) -их выделили 48 чел. (41,7%). Технические проблемы (отсутствие интернета, компьютера, слабая передача интернет-связи) по итогам опроса отметили 11 чел. (9,6%). Остальные проблемы, на которые указали 18 чел. (15,7 %), можно отнести к личным (неорганизованность, нехватка времени на учебную деятельность, плохое состояние здоровья и др.). У 38 чел. (33%) проблем с переходом на дистанционный курс не возникло.

В опросе студентам были предложены на выбор две формы обучения дистанционному курсу ФКиС: групповая и индивидуальная. Групповая форма обучения предполагала выход на видеоконференцию, где преподаватель, согласно учебному расписанию, проводил онлайн практическое занятие (с использованием программного обеспечения Microsoft Teams). Эту форму реализации курса выбрали 11% студентов. А 83% обучающихся предпочли индивидуальную форму обучения, которая не привязывала студентов к определённому расписанию, но обязывала выполнить комплекс физических упражнений, составленных преподавателем, с необходимостью прикреплять видеоотчёт один раз в неделю на образовательную платформу вуза. А от 6% обучающихся поступило предложение о проведении занятий в теоретическом формате (лекции, тесты, семинары, презентации и пр.), причем 4% обучающихся относились к специальной медицинской группе или были освобождены от практических занятий по физической культуре.

В одну из задач дисциплины ФКиС входит необходимость сформировать у будущего бакалавра мотивационно-ценностное отношение к физической активной деятельности,

потребность в регулярных физкультурно-оздоровительных занятиях, физическое самосовершенствование, которое напрямую зависит от эмоционального компонента [4, 10, 11,12,13,14].

Психоэмоциональное состояние

обучающихся - важная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности [3, 8, 9], ввиду этого следующий этап исследования заключался в сравнении двух форматов обучения дисциплины ФКиС: очного (до пандемии, связанной с вирусом ковид-19) и дистанционного (во время пандемии). МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ

В основном эксперименте участвовали

55 студентов (36 девушек и 19 юношей) 2-х и

3-х курсов разных профилей обучения МГПУ,

выбравших направление йоги в качестве

элективной дисциплины ФКиС. До пандемии все студенты посещали практические занятия в спортивном зале очно один раз в неделю согласно учебному расписанию.

Во время дистанционного обучения эти же студенты продолжали выполнять практический курс йоги. Обучающиеся самостоятельно выполняли занятия дома, используя видеозаписи к каждой части тренировки, записанные преподавателями и размещенные на платформе вуза, один раз в

Таблица - Средние субъективные показатели психоэмоционального состояния студентов при очном и дистанционном обучении по курсу йоги в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт»

неделю в удобное для них время. Технология и структура самостоятельных занятий была схожа с таковыми очных занятий, отвечала общепринятым принципам физического воспитания и включала в себя:

1) подготовительную часть: суставная гимнастика, дыхательные упражнения;

2) основную часть: статические асаны из различных исходных положений, динамические комплексы асан (виньясы), а также комплексы общеукрепляющих упражнений;

3) заключительную часть: асаны на расслабление, различные дыхательные техники Пранаямы, адаптированные для студентов [11,12,13,14].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Очные и дистанционные занятия оценивались субъективной самооценкой психоэмоционального состояния до занятий и после по трем показателям: самочувствия, активности, настроения (САН) - в течение 2 месяцев занятий.

Средние показатели эмоционального состояния студентов при очном и дистанционном форматах обучения по курсу йоги в рамках элективной дисциплины ФКиС представлены в таблице.

Показатели эмоционального состояния /(баллы) Группа N = 55 Р

Очное обучение (до пандемии со^-19) Дистанционное обучение (во время пандемии

Х ± о Х ± о

Самочувствие До занятий 4,83 ± 0,69 4,96 ± 0,64 >0,05

После занятий 6,90 ± 0,29 5,80 ± 0,38 <0,05

Прирост 2,07 0,84

Активность До 5,0 ± 0,23 5,2 ± 0,19 >0,05

После 4,2 ± 0,32 4,7 ± 0,26 <0,05

Спад 0,8 0,5

Настроение До 4,9±0,48 5,1±0,46 >0,05

После 6,8±0,31 5,6±0,57 <0,05

Прирост 1,9 0,5

Как видно из представленных данных, средняя субъективная самооценка в показателях: «самочувствие» после занятий повысилась при очном обучении и составила 6,90 ± 0,29 балла, а при дистанционном обучении - 5,80 ± 0,38 балла. Разница прироста по самочувствию при очных занятиях достигла 1,23 балла по сравнению с онлайн занятиями.

Состояние «активность» показало, что в обеих вариантах проведения занятий двигательная активность падает, но во время очного обучения спад по средним показателям равен 0,8 баллов, а при дистанционном обучении - 0,5 балла. Это можно объяснить тем, что моторная плотность занятий в формате очного обучения выше, чем в условиях дистанционного.

Показатель «настроение» возрос в обоих случаях, но прирост при очном формате составил 1,9 баллов и значительно превысил показатель дистанционного обучения, который увеличился на 0,5 балла. Эту разницу можно объяснить тем фактом, что этот показатель связан с коммуникативной функцией физической культуры в вузе, которая отражает процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности; организацией содержательных занятий, оказывающей влияние на коллективное настроение,

переживания, удовлетворение социально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия; а также материальными условиями занятий и качеством спортивной базы при очном обучении.

Уровень значимости P <0,05 указывает на то, что в силу случайности возможна ошибка в 5% случаев, т.е. не чаще, чем пять раз в 100 наблюдениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования

психоэмоционального состояния при очных занятиях йогой показали более высокий прирост показателей средних самооценок в сравнении с периодом дистанционного обучения. Учитывая тот факт, что эмоциональная составляющая является важнейшим фактором, отражающимся на процессе обучения и восприятии информации, выражающимся в желании студентов участвовать в учебном процессе, посещать дисциплину, удовлетворять потребности в движении и социальных коммуникациях, можно сделать вывод, что очные занятия йогой в рамках ФКиС в вузе являются более благоприятными для

психического здоровья обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аладинская И.А. Преподавание физическойкультурывусловияхдистанционного обучения. Актуальные исследования. 2020;

16(19): 73-76.

2. Бубенцова Ю.А., Мальцев Д.В., Постольник Ю.А. Использование информационных технологий в работе преподавателя физической культуры как средства коммуникации с обучающимися в образовательном процессе. Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : Сборник статей по материалам XI научно-практической конференции с международным участием, Москва, 23 апреля 2021 года. Москва: "Лика". 2021: 41-46.

3. Бубенцова Ю.А., Постольник Ю.А. Влияние занятий аквааэробикой на психоэмоциональное состояние студенток в процессе начального обучения плаванию. Международный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. 2020. Спец. вып. (26), Труды II Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные проблемы физического воспитания и студенческого спорта" (23 января 2020 г., Государственный университет "Дубна", ФОК "Олимп"). 2020: 6369.

4. Бубенцова Ю.А., Постольник Ю.А., Белоножкина Н.А. Изучение мотивации студентов к дисциплине «Физическая культура и спорт». Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: сборник статей по материалам Х научно-практической конференции с международным участием. М., МГПУ, ИЕСТ. 2020: 223-226.

5. Зайцева Н.В., Кульчицкая Ю.В. Пути реализации дисциплины «Физическая культура» в период самоизоляции студентов вуза. Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 13 мая 2020г. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ). 2020: 125-129. URL: https://apni.ru/artide/705-puti-realizatsii-distsiplini-fizicheskaya-kult.

6. Мальцев Д.В., Бубенцова Ю.А., Постольник Ю.А. Инновационная технология

в процессе занятий элективной физической культурой по курсу «Плавание» в вузе. В сборнике: Шаг в науку. Сборник статей по материалам IV научно-практической конференции молодых ученых. 2020: 174-178.

7. Постольник Ю.А., Бубенцова Ю.А., Кашенков Ю.Б. Изменение эмоционального состояния студентов на основе модернизации процесса физического воспитания в высшем учебном заведении. Евразийский союз ученых. 2020; 2-1(71): 26-29.

8. Постольник Ю.А., Распопова Е.А. Влияние разнообразных упражнений водных видов спорта на психоэмоциональное состояние студенток, занимающихся плаванием на занятияхфизическойкультурыввузе.Всборнике: Актуальные вопросы профессиональной подготовки высококвалифицированных спортсменов различного возраста. Сборник научных трудов международной научно-практической конференции. 2013: 257-259.

9. Постольник Ю.А., Распопова Е.А. Мотивационно-ценностные ориентиры, определяющие отношение студентов к занятиям физической культурой. Известия Сочинского государственного университета. 2013; 1(23): 114117.

10. Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Совершенствование процесса обучения плаванию на основе учета мотивационно-ценностного отношения к физической культуре студенток педагогического вуза. Известия Сочинского государственного университета. 2013; з(2б)-ноябрь: 157-160.

11. Khattab K. Iyengar yoga increases cardiac parasympathetic nervous modulation among healthy yoga practitioners. Evid Based Complement Alternat Med. 2007; Dec 4(4): 511-517.

12. Распопова Е.А., Постольник Ю.А. Сравнительная характеристика доминирующих мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018; 13(1): 125-132. DOI: 10/14526/01_2018_291.

13. Craig C.L., Marshall A.L., Sjostrom

M., Bauman A.E., Booth M.L., Ainworth B.E., et al. International physical activity questionnaire: 12-country reliability and validity. Medicine and Sciences in Sports and Exercise. 2003; 35: 13811395.

14. Freedson P., Pober D., Janz K.F.

Calibration of accelerometer output for children. Medicine and Sciences in Sports and Exercise. 2005; 37(suppl. 11): 23-30.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2021

Постольник Юлия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, Институт естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, e-mail:postolnik.julia@yandex.ru

Бубенцова Юлия Александровна - аспирант, Институт естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, e-mail: y.chelak@gmail.com

Белоножкина Наталия Александровна - старший преподаватель, Институт естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, e-mail: natali orehova@mail.ru

Корженевская Татьяна Сергеевна - ассистент, Институт естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, дом 4, e-mail: K0rzhenevskayaT1@mgpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.