Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / карантин / дистанционное обучение / физическое воспитание / индивидуализация / student / quarantine / distance learning / physical education / individualization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подоляка Анастасия Евгеньевна, Подоляка Олег Борисович, Алешина Елена Ивановна

Предложены экспериментальные технологии в организации физкультурных занятий путем облегчения доступности образовательного процесса с помощью программного обеспечения, гибкости индивидуального контроля обучающихся и индивидуализации ритма освоения учебного материала. Определена эффективность использования дистанционных технологий по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт» в современных условиях карантинных мероприятий, связанных с пандемией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подоляка Анастасия Евгеньевна, Подоляка Олег Борисович, Алешина Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF APPLICATION OF QUARANTINE MEASURES

Experimental technologies in the organization of physical education are proposed by facilitating the accessibility of the educational process with the help of software, the flexibility of individual control of students and the individualization of the rhythm of mastering the educational material. The effectiveness of the use of distance technologies in the discipline "Physical culture and sport" in modern conditions of quarantine measures associated with a pandemic has been determined.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

1

Физическая культура [Physical culture]

УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-5-51-57

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ

КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

А.Е. Подоляка, О.Б. Подоляка, Е.И. Алешина

Предложены экспериментальные технологии в организации физкультурных

занятий путем облегчения доступности образовательного процесса с помощью про-

граммного обеспечения, гибкости индивидуального контроля обучающихся и индиви-

дуализации ритма освоения учебного материала. Определена эффективность исполь-

зования дистанционных технологий по учебной дисциплине «Физическая культура и

спорт» в современных условиях карантинных мероприятий, связанных с пандемией.

Ключевые слова: студент, карантин, дистанционное обучение, физическое

воспитание, индивидуализация.

INDIVIDUALIZATION OF PHYSICAL Подоляка Анастасия Евгеньевна, канд. наук

CULTURE OF STUDENTS IN THE по физическому воспитанию и спорту, доц., anpo-

CONDITIONS OF APPLICATION dol@mail.ru, Россия, Череповец, Череповецкий государст-

OF QUARANTINE MEASURES венный университет,

Подоляка Олег Борисович, канд. наук по фи-

Podolyaka A.E, candidate of sciences in phy- зическому воспитанию и спорту, доц., зав. кафедрой, po-

sical education and sports, associate professor, dol@inbox.ru, Россия, Череповец, Череповецкий государ-

anpodol@mail.ru, Russia, Cherepovets, Che- ственный университет,

repovets State University, Алешина Елена Ивановна, доц., aleshina-ei@

Podolyaka O.B., candidate of sciences in yandex.ru, Россия, Череповец, Череповецкий государст-

physical education and sports, associate венный университет

professor, head of the department, podol@

inbox.ru, Russia, Cherepovets, Cherepovets

State University, На современном этапе перед об-

Aleshina E.I., associate professor, aleshina- ществом стоит задача создания и разви-

ei@yandex.ru, Russia, Cherepovets, Cherepo-

vets State University тия новой образовательной системы с

инновационной системой физического

Experimental technologies in the organization воспитания и спортивной подготовки,

of physical education are proposed by facili-

tating the accessibility of the educational которая будет направлена на развитие не

process with the help of software, the flexibil- только физических качеств, но и воли и

ity of individual control of students and the

individualization of the rhythm of mastering способности противостоять неблагопри-

the educational material. The effectiveness of ятным условиям современного мира [1].

the use of distance technologies in the discip- Наиболее перспективным направлением

line "Physical culture and sport" in modern

conditions of quarantine measures associated оптимизации физического воспитания в

with a pandemic has been determined. вузах является переход от доминирую-

Key words: student, quarantine, distance щей в настоящее время репродуктивно-

learning, physical education, individualiza- педагогической образовательной модели

tion. к креативно-педагогической образова-

тельной модели, которая предусматривает гуманизацию предметно-содер-

жательных основ, социокультурную интеграцию, инновационную актив-

ность педагога и индивидуализацию учебного процесса [2].

51

2

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

Современная эпидемиологическая ситуация в мире и нашей стране

внесла определенные изменения в систему образования [3]. Учебные заве-

дения вынуждены искать новые варианты организации обучения в усло-

виях выхода академических групп на карантин.

С внедрением компьютерных технологий образование приобретает

новое качество. В первую очередь, это связано с возможностью из любой

точки нашей Земли пользоваться Интернетом и получать информацию [4].

Назрела необходимость подвести итоги, учитывая опыт реализации обра-

зовательных программ с применением электронного обучения [5]. Дистан-

ционное обучение позволяет сделать процесс обучения более интенсивным

за счет самостоятельного получения требуемых знаний, пользуясь наибо-

лее привлекательными ресурсами. Получение информации на интересую-

щие вопросы разделов дисциплины становится более оперативным через

форумы, электронные сообщения и чаты [6–8]. Применение дистанцион-

ных образовательных технологий позволяет продолжать занятия практиче-

ски здоровым студентам, находящимся на карантинной изоляции. Компь-

ютеризация сегодня стала жизненно необходимым актуальным способом

решения проблем современного общества.

Цель исследования – определить эффективность использования

дистанционных технологий по учебной дисциплине «Физическая культура

и спорт» в современных условиях применения карантинных мероприятий,

связанных с пандемией.

В ходе исследования проведены анализ и обобщение научно-мето-

дической литературы, педагогические наблюдения и эксперимент, исполь-

зованы методы математической статистики для обработки результатов

исследования студенток 1-го курса очного обучения, относящихся к

основной и подготовительной медицинским группам (n=118).

Анализ научно-методической литературы позволил выделить ос-

новные направления и пути их решения в современных условиях примене-

ния карантинных мероприятий, связанных с пандемией.

Из-за малоподвижного образа жизни современного студента возни-

кает необходимость в воспитании потребности повседневных занятий фи-

зическими упражнениями. Решение этой задачи требует от преподавателя

настойчивости, творчества, знаний и умений. Преподаватель должен руко-

водить так, чтобы двигательная деятельность студентов была эффективна

как на учебных занятиях, так и во внеучебное время в форме самостоя-

тельных занятий с целью физического самосовершенствования. Достичь

этого возможно путем постоянного воспитательного воздействия на сту-

дентов в процессе занятий, когда преподаватель контролирует, подводит

итоги, анализирует и оценивает достижения студентов за определенный

период времени. В данной ситуации цифровые технологии выступают как

механизм для достижения оперативного контроля. Большинство онлайн-

приложений обладают функциями регистрации расстояния, скорости

52

3

Физическая культура [Physical culture]

перемещения, частоты сердечных сокращений, времени выполнения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нагрузки. Эти показатели физической активности в достаточной степени

позволяют корректировать тренировочный процесс студентов [9]. Учет

рациональных приемов самостоятельных занятий позволяет разрабатывать

систему домашних заданий как основы гармонического развития. Препо-

даватель должен формировать соответствующие навыки, воспитывать

настойчивость, привычки и убеждения в необходимости регулярно зани-

маться физическими упражнениями, своевременно помогать студентам

преодолевать трудности и исправлять ошибки. Следует проводить также

агитацию и пропаганду физической культуры и спорта в учебных чатах

групп и личной переписке со студентами.

В начале эксперимента в сентябре на открытых спортплощадках

было проведено предварительное тестирование физической подготовлен-

ности студентов. На основе результатов тестирования выборочным мето-

дом были сформированы контрольная и экспериментальная группы, кото-

рые не имели достоверных отличий с учетом процентного соотношения

оценок тестирования студентов.

Студенты контрольной группы (КГ) занимались по типовой рабо-

чей программе. Студентам экспериментальной группы (ЭГ) было предло-

жено продолжить занятия, выбрав удобный для себя вариант: занятия в

секциях, индивидуальную подготовку к выполнению норм ГТО по пред-

ложенной преподавателем программе, самостоятельные тренировки по

согласованной с преподавателем программе. Контроль индивидуальных

занятий в экспериментальной группе осуществлялся по отчетам, либо

снимку экрана статистики занятия по фитнес-браслету, либо ссылке на

видеовыполнение комплексов упражнений, размещенной на виртуальном

диске. Частота сердечных сокращений во время занятий должна соответст-

вовать 120 уд/мин и выше. Во время карантинных ограничений практиче-

ски здоровые студенты контрольной группы выполняли теоретические

задания и типовые программы практических занятий, студенты экспери-

ментальной группы – отчитывались за самостоятельные тренировки в до-

машних условиях.

Самостоятельная работа студентов с учебными материалами и

выполнение теоретических тестирований проводилась в начале и конце

семестра. Теоретические материалы были размещены в приложении Teams

на цифровой платформе Office 365. Там же студенты ЭГ в режиме off-line

обсуждали с преподавателем индивидуальную подготовку и затем отчиты-

вались по результатам ее выполнения.

В конце семестра из-за карантинных мероприятий не все студенты

смогли выполнить тестирование непосредственно на итоговых занятиях в

зале. Повторное тестирование принималось на занятиях, а те, кто был на

карантине, демонстрировали выполнение тестовых упражнений в режиме

online. Результаты данного исследования представлены в таблице.

53

4

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

Результаты тестирования физической подготовленности

студентов контрольной и экспериментальной групп, М±m

№ Тестовые Сентябрь Декабрь

п/п упражнения КГ (n=59) ЭГ (n=59) р КГ (n=59) ЭГ (n=59) р

Прыжки

1 через скакалку 107,17±27,13 105,78±26,7 ˃0,05 108,04±26,06 127,96±26,48 <0,05

за 1 мин, раз

Сгибание

2 и разгибание рук 2,98±2,88 3,28±3,5 ˃0,05 3,28±3,5 6,74±5,05 <0,05

в упоре лежа, раз

Поднимание

и опускание ту-

ловища из поло-

3 37,11±5,8 36,54±5,31 ˃0,01 37,11±5,8 44,59±7,58 <0,01

жения лежа,

согнув ноги,

за 1 мин, раз

Наклон вперед

из положения

4 13,7±3,18 14,15±3,69 ˃0,01 14,24±3,82 18,61±4,77 <0,01

стоя на скамейке,

см

«Планка» с упо-

5 ром на предпле- 65,96±20,51 71,61±35,39 ˃0,05 71,61±35,39 99,7±52,06 <0,05

чьях, с

6 Теория, балл 15,11±3,59 14,7±3,08 ˃0,01 15,74±2,2 18,5±1,44 <0,05

Изначально у всех студентов показатели в наклоне вперед из поло-

жения стоя на скамейке, поднимании и опускании туловища из положения

лежа соответствовали уровню выше среднего. По остальным тестам был

выявлен низкий уровень физической подготовленности у студентов. По

результатам опроса обучающихся, такие показатели были вызваны дли-

тельным нахождением в режиме самоизоляции и собственной ленью. В

конце семестра отчетность по выполнению практических заданий была

организована на основе субъективных ощущений студентов. Рассматривая

показатели до и после эксперимента по группам отдельно, следует отме-

тить отсутствие значимых отличий в КГ (>0,5) и положительную динамику

в ЭГ (<0,05). Экспериментальная группа показала достоверно лучшие

результаты по всем тестам (рисунок).

Наибольший прирост показателей в конце семестра был в экспери-

ментальной группе в тестах на выносливость и силу. За счет акцента на

гармоническое развитие разработанных индивидуальных программ ре-

зультат в упражнении «планка» в упоре на предплечьях был улучшен

почти в 1,5 раза, в сгибании и разгибании рук в упоре лежа – в 2 раза (за

счет уменьшения числа студентов, которые до начала эксперимента не

могли выполнить данное упражнение ни одного раза).

54

5

Физическая культура [Physical culture]

60

50

40

КГ

30

ЭГ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20

10

0

1 2 3 4 5 6

Прирост показателей у студентов в тестовых упражнениях, %:

1 – прыжки через скакалку, 2 – сгибание и разгибание рук в упоре лежа,

3 – поднимание и опускание туловища из положения лежа, согнув ноги,

4 – наклон вперед из положения стоя на скамейке, 5 – «планка» в упоре

на предплечьях, 6 – теоретический тест

Педагогические наблюдения свидетельствуют об эффективности

применения экспериментальной технологии в организации физкультурных

занятий путем облегчения доступности образовательного процесса с по-

мощью программного обеспечения и гибкости индивидуального контроля

обучающихся, а также индивидуализации ритма освоения учебного мате-

риала.

Таким образом, проведенный анализ результатов показал, что

использование предложенных дистанционных технологий по учебной дис-

циплине «Физическая культура и спорт» в современных условиях приме-

нения карантинных мероприятий, связанных с пандемией, повышает

результативность усвоения учебного материала и уровень физической под-

готовленности студентов.

Список литературы

1. Родионова И.А., Шалупин В.И. Организация дистанционного

обучения студентов физической культуре в условиях самоизоляции при

пандемии коронавируса // Известия Тульского государственного универси-

тета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 12. С. 56–63.

55

6

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]

2. Avdeeva M.S., Tulyakova O.V. Indicated factors of physical devel-

opment, physical readiness, functional condition and efficiency of female stu-

dents in the process of adaptation to training // Physical education of students.

2018. № 22 (1). Р. 1–4.

3. Подоляка А.Е., Подоляка О.Б. Повышение эффективности дис-

танционных занятий по физической культуре в вузе // Теория и практика

физической культуры. 2020. № 10. С. 11.

4. Modern approaches to the problem of values’ formation of students’

healthy lifestyle in the course of physical training / Y.V. Imas [et al.] // Physical

education of students.2018. № 22 (4). Р. 182–189.

5. Неповинных Л.А., Кремнева В.Н. Практико-ориентированная

система дистанционного обучения в условиях вуза // Физическая культура:

воспитание, образование, тренировка. 2020. № 3. С. 33–35.

6. Кариаули А.С. Векторы использования социальных сетей и мо-

бильных приложений в дисциплине «Физическая культура» // Физическая

культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. № 1. С. 51–54.

7. Петров П.К. Информатизация физкультурного образования: опыт

и проблемы // Теория и практика физической культуры. 2017. № 1. С. 6–8.

8. Shuba L.V., Shuba V.V. Modernization of physical education of stu-

dent youth // Physical education of students. 2017. № 21 (6). Р. 310–316.

9. Анализ онлайн-систем тестирования для спорта и фитнеса /

Ю.В. Корягина [и др.] // Современные вопросы биомедицины. 2020. T. 4.

№ 4 (13). С. 99–104.

References

1. Rodionova I.A., Shalupin V.I. Organizaciya distancionnogo obucheniya studentov

fizicheskoj kul'ture v usloviyah samoizolyacii pri pandemii koronavirusa [Organization of

distance learning of physical education students in conditions of self-isolation during the

coronavirus pandemic] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya

kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue 12.

P. 56–63.

2. Avdeeva M.S., Tulyakova O.V. Indicated factors of physical development, physi-

cal readiness, functional condition and efficiency of female students in the process of adapta-

tion to training // Physical education of students. 2018. № 22 (1). P. 1–4.

3. Podolyaka A.E., Podolyaka O.B. Povyshenie effektivnosti distancionnyh zanyatij

po fizicheskoj kul'ture v vuze [Improving the effectiveness of distance learning in physical

culture at the university] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of

physical culture]. 2020. No. 10. P. 11.

4. Modern approaches to the problem of values’ formation of students’ healthy life-

style in the course of physical training / Y.V. Imas [et al.] // Physical education of stu -

dents.2018. № 22 (4). P. 182–189.

5. Nepovinnyh L.A., Kremneva V.N. Praktiko-orientirovannaya sistema distancion-

nogo obucheniya v usloviyah vuza [Practice-oriented system of distance learning in a

university] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture:

upbringing, education, training]. 2020. No. 3. P. 33–35.

56

7

Физическая культура [Physical culture]

6. Kariauli A.S. Vektory ispol'zovaniya social'nyh setej i mobil'nyh prilozhenij v dis-

cipline «Fizicheskaya kul'tura» [Vectors of using social networks and mobile applications in

the discipline "Physical culture"] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka

[Physical culture: upbringing, education, training]. 2019. No. 1. P. 51–54.

7. Petrov P.K. Informatizaciya fizkul'turnogo obrazovaniya: opyt i problemy

[Informatization of physical education: experience and problems] // Teoriya i praktika fizi-

cheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2017. No. 1. P. 6–8.

8. Shuba L.V., Shuba V.V. Modernization of physical education of student youth //

Physical education of students. 2017. № 21 (6). P. 310–316.

9. Analiz onlajn-sistem testirovaniya dlya sporta i fitnesa [Analysis of online testing

systems for sports and fitness] / Yu.V. Koryagina [et al.] // Sovremennye voprosy biomedi-

ciny [Modern issues of biomedicine]. 2020. T. 4. No. 4 (13). P. 99–104.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.