1
Физическая культура [Physical culture]
УДК 796.011.3 10.24412/2305-8404-2021-5-51-57
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ
КАРАНТИННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
А.Е. Подоляка, О.Б. Подоляка, Е.И. Алешина
Предложены экспериментальные технологии в организации физкультурных
занятий путем облегчения доступности образовательного процесса с помощью про-
граммного обеспечения, гибкости индивидуального контроля обучающихся и индиви-
дуализации ритма освоения учебного материала. Определена эффективность исполь-
зования дистанционных технологий по учебной дисциплине «Физическая культура и
спорт» в современных условиях карантинных мероприятий, связанных с пандемией.
Ключевые слова: студент, карантин, дистанционное обучение, физическое
воспитание, индивидуализация.
INDIVIDUALIZATION OF PHYSICAL Подоляка Анастасия Евгеньевна, канд. наук
CULTURE OF STUDENTS IN THE по физическому воспитанию и спорту, доц., anpo-
CONDITIONS OF APPLICATION [email protected], Россия, Череповец, Череповецкий государст-
OF QUARANTINE MEASURES венный университет,
Подоляка Олег Борисович, канд. наук по фи-
Podolyaka A.E, candidate of sciences in phy- зическому воспитанию и спорту, доц., зав. кафедрой, po-
sical education and sports, associate professor, [email protected], Россия, Череповец, Череповецкий государ-
[email protected], Russia, Cherepovets, Che- ственный университет,
repovets State University, Алешина Елена Ивановна, доц., aleshina-ei@
Podolyaka O.B., candidate of sciences in yandex.ru, Россия, Череповец, Череповецкий государст-
physical education and sports, associate венный университет
professor, head of the department, podol@
inbox.ru, Russia, Cherepovets, Cherepovets
State University, На современном этапе перед об-
Aleshina E.I., associate professor, aleshina- ществом стоит задача создания и разви-
[email protected], Russia, Cherepovets, Cherepo-
vets State University тия новой образовательной системы с
инновационной системой физического
Experimental technologies in the organization воспитания и спортивной подготовки,
of physical education are proposed by facili-
tating the accessibility of the educational которая будет направлена на развитие не
process with the help of software, the flexibil- только физических качеств, но и воли и
ity of individual control of students and the
individualization of the rhythm of mastering способности противостоять неблагопри-
the educational material. The effectiveness of ятным условиям современного мира [1].
the use of distance technologies in the discip- Наиболее перспективным направлением
line "Physical culture and sport" in modern
conditions of quarantine measures associated оптимизации физического воспитания в
with a pandemic has been determined. вузах является переход от доминирую-
Key words: student, quarantine, distance щей в настоящее время репродуктивно-
learning, physical education, individualiza- педагогической образовательной модели
tion. к креативно-педагогической образова-
тельной модели, которая предусматривает гуманизацию предметно-содер-
жательных основ, социокультурную интеграцию, инновационную актив-
ность педагога и индивидуализацию учебного процесса [2].
51
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
Современная эпидемиологическая ситуация в мире и нашей стране
внесла определенные изменения в систему образования [3]. Учебные заве-
дения вынуждены искать новые варианты организации обучения в усло-
виях выхода академических групп на карантин.
С внедрением компьютерных технологий образование приобретает
новое качество. В первую очередь, это связано с возможностью из любой
точки нашей Земли пользоваться Интернетом и получать информацию [4].
Назрела необходимость подвести итоги, учитывая опыт реализации обра-
зовательных программ с применением электронного обучения [5]. Дистан-
ционное обучение позволяет сделать процесс обучения более интенсивным
за счет самостоятельного получения требуемых знаний, пользуясь наибо-
лее привлекательными ресурсами. Получение информации на интересую-
щие вопросы разделов дисциплины становится более оперативным через
форумы, электронные сообщения и чаты [6–8]. Применение дистанцион-
ных образовательных технологий позволяет продолжать занятия практиче-
ски здоровым студентам, находящимся на карантинной изоляции. Компь-
ютеризация сегодня стала жизненно необходимым актуальным способом
решения проблем современного общества.
Цель исследования – определить эффективность использования
дистанционных технологий по учебной дисциплине «Физическая культура
и спорт» в современных условиях применения карантинных мероприятий,
связанных с пандемией.
В ходе исследования проведены анализ и обобщение научно-мето-
дической литературы, педагогические наблюдения и эксперимент, исполь-
зованы методы математической статистики для обработки результатов
исследования студенток 1-го курса очного обучения, относящихся к
основной и подготовительной медицинским группам (n=118).
Анализ научно-методической литературы позволил выделить ос-
новные направления и пути их решения в современных условиях примене-
ния карантинных мероприятий, связанных с пандемией.
Из-за малоподвижного образа жизни современного студента возни-
кает необходимость в воспитании потребности повседневных занятий фи-
зическими упражнениями. Решение этой задачи требует от преподавателя
настойчивости, творчества, знаний и умений. Преподаватель должен руко-
водить так, чтобы двигательная деятельность студентов была эффективна
как на учебных занятиях, так и во внеучебное время в форме самостоя-
тельных занятий с целью физического самосовершенствования. Достичь
этого возможно путем постоянного воспитательного воздействия на сту-
дентов в процессе занятий, когда преподаватель контролирует, подводит
итоги, анализирует и оценивает достижения студентов за определенный
период времени. В данной ситуации цифровые технологии выступают как
механизм для достижения оперативного контроля. Большинство онлайн-
приложений обладают функциями регистрации расстояния, скорости
52
3
Физическая культура [Physical culture]
перемещения, частоты сердечных сокращений, времени выполнения
нагрузки. Эти показатели физической активности в достаточной степени
позволяют корректировать тренировочный процесс студентов [9]. Учет
рациональных приемов самостоятельных занятий позволяет разрабатывать
систему домашних заданий как основы гармонического развития. Препо-
даватель должен формировать соответствующие навыки, воспитывать
настойчивость, привычки и убеждения в необходимости регулярно зани-
маться физическими упражнениями, своевременно помогать студентам
преодолевать трудности и исправлять ошибки. Следует проводить также
агитацию и пропаганду физической культуры и спорта в учебных чатах
групп и личной переписке со студентами.
В начале эксперимента в сентябре на открытых спортплощадках
было проведено предварительное тестирование физической подготовлен-
ности студентов. На основе результатов тестирования выборочным мето-
дом были сформированы контрольная и экспериментальная группы, кото-
рые не имели достоверных отличий с учетом процентного соотношения
оценок тестирования студентов.
Студенты контрольной группы (КГ) занимались по типовой рабо-
чей программе. Студентам экспериментальной группы (ЭГ) было предло-
жено продолжить занятия, выбрав удобный для себя вариант: занятия в
секциях, индивидуальную подготовку к выполнению норм ГТО по пред-
ложенной преподавателем программе, самостоятельные тренировки по
согласованной с преподавателем программе. Контроль индивидуальных
занятий в экспериментальной группе осуществлялся по отчетам, либо
снимку экрана статистики занятия по фитнес-браслету, либо ссылке на
видеовыполнение комплексов упражнений, размещенной на виртуальном
диске. Частота сердечных сокращений во время занятий должна соответст-
вовать 120 уд/мин и выше. Во время карантинных ограничений практиче-
ски здоровые студенты контрольной группы выполняли теоретические
задания и типовые программы практических занятий, студенты экспери-
ментальной группы – отчитывались за самостоятельные тренировки в до-
машних условиях.
Самостоятельная работа студентов с учебными материалами и
выполнение теоретических тестирований проводилась в начале и конце
семестра. Теоретические материалы были размещены в приложении Teams
на цифровой платформе Office 365. Там же студенты ЭГ в режиме off-line
обсуждали с преподавателем индивидуальную подготовку и затем отчиты-
вались по результатам ее выполнения.
В конце семестра из-за карантинных мероприятий не все студенты
смогли выполнить тестирование непосредственно на итоговых занятиях в
зале. Повторное тестирование принималось на занятиях, а те, кто был на
карантине, демонстрировали выполнение тестовых упражнений в режиме
online. Результаты данного исследования представлены в таблице.
53
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
Результаты тестирования физической подготовленности
студентов контрольной и экспериментальной групп, М±m
№ Тестовые Сентябрь Декабрь
п/п упражнения КГ (n=59) ЭГ (n=59) р КГ (n=59) ЭГ (n=59) р
Прыжки
1 через скакалку 107,17±27,13 105,78±26,7 ˃0,05 108,04±26,06 127,96±26,48 <0,05
за 1 мин, раз
Сгибание
2 и разгибание рук 2,98±2,88 3,28±3,5 ˃0,05 3,28±3,5 6,74±5,05 <0,05
в упоре лежа, раз
Поднимание
и опускание ту-
ловища из поло-
3 37,11±5,8 36,54±5,31 ˃0,01 37,11±5,8 44,59±7,58 <0,01
жения лежа,
согнув ноги,
за 1 мин, раз
Наклон вперед
из положения
4 13,7±3,18 14,15±3,69 ˃0,01 14,24±3,82 18,61±4,77 <0,01
стоя на скамейке,
см
«Планка» с упо-
5 ром на предпле- 65,96±20,51 71,61±35,39 ˃0,05 71,61±35,39 99,7±52,06 <0,05
чьях, с
6 Теория, балл 15,11±3,59 14,7±3,08 ˃0,01 15,74±2,2 18,5±1,44 <0,05
Изначально у всех студентов показатели в наклоне вперед из поло-
жения стоя на скамейке, поднимании и опускании туловища из положения
лежа соответствовали уровню выше среднего. По остальным тестам был
выявлен низкий уровень физической подготовленности у студентов. По
результатам опроса обучающихся, такие показатели были вызваны дли-
тельным нахождением в режиме самоизоляции и собственной ленью. В
конце семестра отчетность по выполнению практических заданий была
организована на основе субъективных ощущений студентов. Рассматривая
показатели до и после эксперимента по группам отдельно, следует отме-
тить отсутствие значимых отличий в КГ (>0,5) и положительную динамику
в ЭГ (<0,05). Экспериментальная группа показала достоверно лучшие
результаты по всем тестам (рисунок).
Наибольший прирост показателей в конце семестра был в экспери-
ментальной группе в тестах на выносливость и силу. За счет акцента на
гармоническое развитие разработанных индивидуальных программ ре-
зультат в упражнении «планка» в упоре на предплечьях был улучшен
почти в 1,5 раза, в сгибании и разгибании рук в упоре лежа – в 2 раза (за
счет уменьшения числа студентов, которые до начала эксперимента не
могли выполнить данное упражнение ни одного раза).
54
5
Физическая культура [Physical culture]
60
50
40
КГ
30
ЭГ
20
10
0
1 2 3 4 5 6
Прирост показателей у студентов в тестовых упражнениях, %:
1 – прыжки через скакалку, 2 – сгибание и разгибание рук в упоре лежа,
3 – поднимание и опускание туловища из положения лежа, согнув ноги,
4 – наклон вперед из положения стоя на скамейке, 5 – «планка» в упоре
на предплечьях, 6 – теоретический тест
Педагогические наблюдения свидетельствуют об эффективности
применения экспериментальной технологии в организации физкультурных
занятий путем облегчения доступности образовательного процесса с по-
мощью программного обеспечения и гибкости индивидуального контроля
обучающихся, а также индивидуализации ритма освоения учебного мате-
риала.
Таким образом, проведенный анализ результатов показал, что
использование предложенных дистанционных технологий по учебной дис-
циплине «Физическая культура и спорт» в современных условиях приме-
нения карантинных мероприятий, связанных с пандемией, повышает
результативность усвоения учебного материала и уровень физической под-
готовленности студентов.
Список литературы
1. Родионова И.А., Шалупин В.И. Организация дистанционного
обучения студентов физической культуре в условиях самоизоляции при
пандемии коронавируса // Известия Тульского государственного универси-
тета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 12. С. 56–63.
55
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
2. Avdeeva M.S., Tulyakova O.V. Indicated factors of physical devel-
opment, physical readiness, functional condition and efficiency of female stu-
dents in the process of adaptation to training // Physical education of students.
2018. № 22 (1). Р. 1–4.
3. Подоляка А.Е., Подоляка О.Б. Повышение эффективности дис-
танционных занятий по физической культуре в вузе // Теория и практика
физической культуры. 2020. № 10. С. 11.
4. Modern approaches to the problem of values’ formation of students’
healthy lifestyle in the course of physical training / Y.V. Imas [et al.] // Physical
education of students.2018. № 22 (4). Р. 182–189.
5. Неповинных Л.А., Кремнева В.Н. Практико-ориентированная
система дистанционного обучения в условиях вуза // Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка. 2020. № 3. С. 33–35.
6. Кариаули А.С. Векторы использования социальных сетей и мо-
бильных приложений в дисциплине «Физическая культура» // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. 2019. № 1. С. 51–54.
7. Петров П.К. Информатизация физкультурного образования: опыт
и проблемы // Теория и практика физической культуры. 2017. № 1. С. 6–8.
8. Shuba L.V., Shuba V.V. Modernization of physical education of stu-
dent youth // Physical education of students. 2017. № 21 (6). Р. 310–316.
9. Анализ онлайн-систем тестирования для спорта и фитнеса /
Ю.В. Корягина [и др.] // Современные вопросы биомедицины. 2020. T. 4.
№ 4 (13). С. 99–104.
References
1. Rodionova I.A., Shalupin V.I. Organizaciya distancionnogo obucheniya studentov
fizicheskoj kul'ture v usloviyah samoizolyacii pri pandemii koronavirusa [Organization of
distance learning of physical education students in conditions of self-isolation during the
coronavirus pandemic] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya
kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue 12.
P. 56–63.
2. Avdeeva M.S., Tulyakova O.V. Indicated factors of physical development, physi-
cal readiness, functional condition and efficiency of female students in the process of adapta-
tion to training // Physical education of students. 2018. № 22 (1). P. 1–4.
3. Podolyaka A.E., Podolyaka O.B. Povyshenie effektivnosti distancionnyh zanyatij
po fizicheskoj kul'ture v vuze [Improving the effectiveness of distance learning in physical
culture at the university] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of
physical culture]. 2020. No. 10. P. 11.
4. Modern approaches to the problem of values’ formation of students’ healthy life-
style in the course of physical training / Y.V. Imas [et al.] // Physical education of stu -
dents.2018. № 22 (4). P. 182–189.
5. Nepovinnyh L.A., Kremneva V.N. Praktiko-orientirovannaya sistema distancion-
nogo obucheniya v usloviyah vuza [Practice-oriented system of distance learning in a
university] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical culture:
upbringing, education, training]. 2020. No. 3. P. 33–35.
56
7
Физическая культура [Physical culture]
6. Kariauli A.S. Vektory ispol'zovaniya social'nyh setej i mobil'nyh prilozhenij v dis-
cipline «Fizicheskaya kul'tura» [Vectors of using social networks and mobile applications in
the discipline "Physical culture"] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka
[Physical culture: upbringing, education, training]. 2019. No. 1. P. 51–54.
7. Petrov P.K. Informatizaciya fizkul'turnogo obrazovaniya: opyt i problemy
[Informatization of physical education: experience and problems] // Teoriya i praktika fizi-
cheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2017. No. 1. P. 6–8.
8. Shuba L.V., Shuba V.V. Modernization of physical education of student youth //
Physical education of students. 2017. № 21 (6). P. 310–316.
9. Analiz onlajn-sistem testirovaniya dlya sporta i fitnesa [Analysis of online testing
systems for sports and fitness] / Yu.V. Koryagina [et al.] // Sovremennye voprosy biomedi-
ciny [Modern issues of biomedicine]. 2020. T. 4. No. 4 (13). P. 99–104.
57