Научная статья Original article УДК: 339.543
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ
CURRENCY CONTROL CARRIED OUT BY FEDERAL CUSTOMS SERVICE
OF RUSSIA
Кузминова Ольга Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]
Михайлов Юрий Михайлович, студент 4 курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]
Kuzminova Olga Alekseevna, PhD in Economics, associate professor, head of the chair «Financial Management», Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]
Mikhaylov Yuriy Mikhaylovich, 4rd year student of the training direction 38.03.02 «Management» of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]
Ah*
Столыпинский вестник
2448
Аннотация. В статье изучены основы нормативного регулирования осуществления валютного контроля, как механизма противодействия незаконному выводу валюты за пределы РФ. Проанализирована деятельность таможенных органов в осуществлении проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, которая характеризует качество и эффективность проводимого контроля, который в свою очередь обеспечивает экономическую безопасность РФ и позволяет обнаруживать, предупреждать и привлекать нарушителей к правовой ответственности.
Annotation. The article examines the basics of regulatory regulation of currency control as a mechanism to counter the illegal withdrawal of currency outside the Russian Federation. The article analyzes the activities of customs authorities in carrying out inspections of compliance by participants of foreign economic activity with currency legislation, which characterizes the quality and effectiveness of the control carried out, which in turn ensures the economic security of the Russian Federation and allows detecting, preventing and bringing violators to legal responsibility.
Ключевые слова: валютный контроль, экономическая безопасность, ФТС, внешнеторговые контракты, проверка, соблюдение требований законодательства, недействительность.
Keywords: currency control, economic security, FCS, foreign trade contracts, verification, compliance with legal requirements, invalidity.
Введение. Валютный контроль является одной из составных частей механизма обеспечения экономической безопасности государства, а также совокупностью мер за соблюдением валютного законодательства со стороны государства, при осуществлении различных валютных операций. Основным методом осуществления валютного контроля является проверка субъекта на соблюдение требований валютного законодательства. Благодаря данным
2449
проверкам выявляются нарушения и осуществляют меры ответственности за осуществление противоправных действий [1].
Материалы и методы исследования. Внешнеторговая деятельность является одним из главных направлений в жизненном цикле государства, обмен товаров и услуг осуществляется непрерывно, глобально и повсеместно. Данная деятельность обусловлена перемещением через таможенные границы товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности, валюты, валютных ценностей и др. Особое внимание следует уделить валютным операциям во внешнеторговой деятельности, нарушения валютного законодательства в этой сфере являются частым событием в жизни государства. В современной действительности, всё чаще государство сталкивается с операциями, направленными на незаконное перемещение капитала за границы РФ. Поэтому во внешнеторговой деятельности существует необходимость наличия системы валютного контроля, который позволит обеспечить экономическую безопасность государства [2].
Для обеспечения осуществления валютного контроля созданы органы и агенты валютного контроля. Таковыми являются: Правительство РФ, Центральный банк, уполномоченные органы исполнительной власти в лице ФТС и ФНС, а также агенты валютного контроля в лице уполномоченных банков, профессиональных участников рынка ценных бумаг, и организации ВЭБ РФ. Данные органы и агенты валютного контроля в рамках своих полномочий осуществляют валютный контроль, координируя, и сообщаясь друг с другом. Валютный контроль во внешнеторговой деятельности осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти в виде Федеральной таможенной службы. Являясь органом валютного контроля, ФТС России имеет право издавать нормативно-правовые акты, осуществлять взаимодействие с банками, налоговыми органами и другими ведомствами при осуществлении валютного контроля. Федеральная таможенная служба выполняет свои полномочия в рамках перемещения товаров через
2450
таможенную границу ЕАЭС. А также в качестве координации действий органов валютного контроля, осуществляет передачу деклараций в Центральный Банк.
Основными направлениями валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемого таможенными органами, являются [3]:
- контроль, за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности требований своевременности
- подготовка и переоформление документов бухгалтерского учета и отчетности;
- контроль, за полнотой и своевременностью поступления иностранной валюты от экспорта товаров;
- контроль, за обоснованностью оплаты резидентами ввозимых товаров;
- контроль, за эквивалентностью и пунктуальностью встречных поставок при исполнении контрактов на бартерные операции во внешнеэкономической деятельности;
- контроль, за перемещением наличных денежных средств и денежных инструментов через границу.
Проводят проверки участников ВЭД на выявление нарушений валютного законодательства, также могут издавать предписания об устранении нарушений.
Также с недавнего времени Федеральная таможенная служба имеет право обращаться с исками в суд, заявляя о недействительности сделок между контрагентами.
В целях обеспечения экономической безопасности таможенные органы также взаимодействуют с налоговыми органами и другими участниками валютного контроля.
2451
Валютный контроль в Федеральной таможенной службе осуществляется в таможнях фактического контроля и гибридных таможнях, Центры электронного декларирования не участвуют в валютном контроле.
Иерархия уровней структуры таможенных органов осуществляющих валютный контроль представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Иерархия уровней таможенных органов в осуществлении
валютного контроля [4]
По своим полномочиям Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля осуществляет множество функций, однако основная деятельность управления является методологической и координационной. Также осуществляется нормотворчество вместе с взаимодействием с иными органами и агентами валютного контроля, а также представителями бизнес-сообществ. Региональные таможенные управления в своей деятельности осуществляют сбор информации и координацию таможен, подчиненных им. Непосредственно сами таможни осуществляют проверки субъектов на соблюдение валютного законодательства, передавая информацию в РТУ. А
2452
также таможенные посты, которые осуществляют декларирование валютных ценностей и валюты, осуществляют контроль, непосредственно работая с физлицами [4].
Осуществление проверок производится посредством пяти административных процедур (рисунок 2).
Рисунок 2 - Состав административных процедур проверки [4, 5]
Необходимо учесть, что каждая административная процедура выполняется по определенному алгоритму и в определенные сроки. К примеру, процедура проверки длится 45 дней, однако имеется возможность при согласовании с начальником органа осуществляющего проверку и при наличии необходимых обстоятельств продлить проверку еще на сто дней.
Результатом четырех проведенных процедур станет акт проверки, содержащий следующую информацию.
1. Дату, время и место составления акта проверки.
2. Наименование таможенного органа.
2453
3. Дату и номер документа, который является основанием для проведения проверки.
4. ФИО и должности лиц, проводивших проверку.
5. Наименование или ФИО субъекта проверки.
6. Сведения о внешнеторговом контракте.
7. Сведения о результатах проверки, в том числе и выявленных нарушениях.
8. Сведения об ознакомлении или отказе от ознакомления с актом проверки субъектом.
9. Подписи должностных лиц проводивших проверку.
Далее по результатам проверку уже выносится предписание об устранении выявленных нарушений, дело об административном правонарушении, или заводится уголовное дело.
Результаты исследования и их обсуждение. Рассмотрим количество проведенных проверок в периоде 2018-2022 годов.
Таблица 1 - Количество проведенных проверок соблюдения валютного
законодательства РФ за 2018-2022 гг. [6, 7]
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Изменение 2022-2018 в %
Количество проведенных проверок соблюдения валютного законодательства РФ 10 600 10000 6000 5000 5200 -51
По данным Федеральной таможенной службы, в 2022 году по сравнению с 2018 годом, количество проведенных проверок сократилось чуть больше, чем вдвое, а именно на 51%.
2454
Данный показатель связан напрямую с либерализацией валютного законодательства к 2022 году, что объясняет уменьшение количества проверочных мероприятий, а также и далее рассматриваемых дел об административных нарушениях и уголовных преступлениях.
Также важно отразить статистику данных нарушений за последние, пять лет. Так как одними из основных нарушений валютного законодательства являются административные правонарушения, санкции в адрес нарушителей разнятся в соответствии с частями данной статьи.
Таблица 2 - Динамика возбужденных дел по ст. 15.25 КоАП РФ, а также сумма незаконных операций за 2018-2022 гг. ед. [6, 7]
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Измен ение 20222018 в %
Возбужденные дела об АП по статье 15.25 КоАП РФ 13800 1450 0 8000 7000 9256 -33
Сумма незаконных валютных операций по ст. 15.25 КоАП млрд. руб. 207 86 35 52,6 57,9 -72
И наконец, рассмотрим главный индикатор качества и эффективности проведения проверок, а именно соотношение заведенных дел об административных правонарушениях к общему количеству проверок (таблица 3).
2455
Таблица 3 - Соотношение возбужденных дел об административных правонарушениях по ст. 15.25 КоАП РФ, за 2018-2022 гг., ед. [6, 7]
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. Изменение 2018-2022 гг. в %
Количество проведенных проверок соблюдения валютного законодательства РФ 10 600 10000 6000 5000 5200 -51%
Возбужденные дела об АП по статье 15.25 КоАП РФ 13800 14500 8000 7000 9256 -33%
Соотношение Возбужденных дел к количеству осуществленных проверок 1,30 1,45 1,33 1,40 1,78 37%
Изучив результаты анализа, возможно, определить, что за проведенный период одновременно с уменьшением количества проведенных проверок на 51%, количество возбужденных дел об административных правонарушениях в отношении к данному количеству проведенных проверок увеличилось на 37% по сравнению с 2018 годом. Получается что, количество проведенных проверок уменьшилось, однако их эффективность увеличилась, составив 1,78 заведенных дел на одну проверку [8].
2456
Вывод. Осуществление проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, является одним из основных методов по выявлению правонарушений и осуществлению валютного контроля в целом. По результатам осуществления проверок обнаруживаются нарушения и преступления в сфере валютного законодательства. Таможенные органы осуществляют валютный контроль в сфере внешнеторговой деятельности и противодействуют незаконному выводу капитала за пределы РФ, обеспечивая экономическую безопасность государства.
Список использованных источников
1. Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №2. - С. 37-41.
2. Качанова Л.С. Анализ и оценка влияния валютных рисков на финансово-экономическую безопасность государства / Л.С. Качанова, Н.А. Кузнецова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №5-2 (87). - С. 49-53.
3. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-Ф3 (последняя редакция). URL:
https ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/._Дата
обращения: 28.04.2023 г.
4. Приказ ФТС России от 17.07.2019 №1171 (ред. от 02.11.2021) «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по осуществлению государственного контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2019 N 56733). URL: https ://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3 39801/. Дата обращения: 28.04.2023 г.
2457
5. Качанова Л.С. Мониторинг качества финансового менеджмента в Федеральной таможенной службе России / Л.С. Качанова, Е.Ю. Гончарова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №11. - С. 243-245.
6. Качанова Л.С. Механизм обеспечения финансово-экономической безопасности регионов/ Л.С. Качанова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2023. - №3. - С. 38-41.
7. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» 20182022 года. URL: https ://customs. gov.ru/activity/results/ezhe godnyj -sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii. Дата обращения: 30.04.2023 г.
8. Федеральная таможенная служба URL: https://customs.gov.ru/. Дата обращения: 30.04.2023 г.
List of sources used
1. Kachanova L.S. Improving the efficiency of the unified economic policy of the Federal Customs Service in the context of the implementation of tasks to ensure the economic security of Russia / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, Yu.E. Shabasheva // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No.2. - pp. 37-41.
2. Kachanova L.S. Analysis and assessment of the impact of currency risks on the financial and economic security of the state / L.S. Kachanova, N.A. Kuznetsova // Economics and Business: theory and practice. - 2022. - №5-2 (87). - Pp. 4953.
3. Federal Law "On Currency Regulation and Currency Control" dated 10.12.2003 No. 173-FZ (latest edition). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/. Date of application: 04/28/2023
4. Order of the Federal Customs Service of Russia dated 17.07.2019 No. 1171 (ed. dated 02.11.2021) "On Approval of the Administrative Regulations of the Federal Customs Service for the Implementation of State Control over Currency Transactions Related to the Movement of Goods Across the Customs Border of the Eurasian Economic Union, with the Import of Goods into the Russian Federation and their Export from the Russian Federation, as well as the Compliance of Currency transactions Related to the Movement of Goods across the Customs Border of the Eurasian Economic Union union, with the import of goods into the Russian Federation and their export from the Russian Federation, terms of licenses and permits" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 09.12.2019 N 56733). URL:
2458
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_339801 /. Date of application: 04/28/2023
5. Kachanova L.S. Monitoring the quality of financial management in the Federal Customs Service of Russia / L.S. Kachanova, E.Y. Goncharova // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No. 11. - pp. 243-245.
6. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation" 2018-2022. URL: https ://customs. gov.ru/activity/results/ezhegodnyj -sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii. Date of application: 30.04.2023
7. Federal Customs Service URL: https://customs.gov.ru /. Date of application: 30.04.2023
8. Kachanova L.S. Mechanism of ensuring financial and economic security of regions/ L.S. Kachanova // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2023. - No. 3. - pp. 38-41.
© Кузминова О.А., Михайлов Ю.М., 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.
Для цитирования: Кузминова О.А., Михайлов Ю.М. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.
2459