j* «ni
JjL
^^A^^BB Столыпинский вестник
Научная статья Original article УДК: 339.543
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И АУДИТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
IMPROVEMENT OF FINANCIAL CONTROL AND AUDIT OF PUBLIC PROCUREMENT CARRIED OUT BY CUSTOMS AUTHORITIES
Саадулаева Татьяна Анатольевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected] Тепцова Нина Андреевна, магистрант 3 курса направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]
Saadulaeva Tatiana Anatolyevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Management, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected] Teptsova Nina Andreevna, 3st-year master's student of the direction of training 38.04.02 Managemen, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]. gov.ru
3827
Аннотация. Исследованы проблемы осуществления финансового аудита и контроля, проводимых в таможенных структурах и представлены соответствующие рекомендации по их устранению. Рассмотрены общие предложения, касающиеся и финансового аудита и контроля. Далее последовательно проанализированы мероприятия по увеличению продуктивности каждого из обозначенных аспектов контрольно -ревизионной деятельности. По результатам исследования представлены основные выводы. Annotation. The problems of financial audit and control carried out in customs structures are investigated and appropriate recommendations for their elimination are presented. The general proposals concerning both financial audit and control are considered. Further, measures to increase the productivity of each of the designated aspects of control and audit activities are consistently analyzed. According to the results of the study, the main conclusions are presented.
Ключевые слова: ФТС, государственные закупки, финансовый контроль, внутренний аудит, таможенные органы
Keywords: Federal Customs Service, public procurement, financial control, internal audit, customs authorities
Введение. Любая организация осуществляет закупки ввиду необходимости реализации своей деятельности. Последняя должна быть отражена в соответствующих документах - закрепленных формах бухгалтерской отчетности. Обозначенные сведения являются одной из составляющих объекта проведения аудиторской проверки, осуществляемой уполномоченными на это субъектами и проводимой независимо.
Проблемный вопрос, который имеет отношение к увеличению эффективности использования средств государственного бюджета и к продуктивности реализации внутреннего аудита, обладает высоким значением, в том числе, для деятельности таможенных органов. Актуальность последнего объясняется еще и тем, что в настоящее время российская
3828
экономика напрямую связана с системой контрактных закупок, в связи с чем важно осуществлять проверку расходования средств бюджета РФ [1 -3].
Стоит отметить, что финансовый аудит и контроль являются взаимосвязанными понятиями, которые входят в единую систему, представляющую собой стадии принятия решений управленческого характера в сфере финансов.
Несмотря на обозначенное, современные тенденции в области управления финансовыми средствами выражают необходимость в изменении реализации финансового контроля и аудита. Указанное вызывает возможность совершенствования нормативной и методической составляющих.
Материалы и методы исследования. Осуществление внутреннего аудита в сфере финансов проводится для усовершенствования дисциплины в бюджетной и финансовой среде, увеличения эффективности использования имущества государства и бюджетных средств, предназначенных для деятельности таможенных органов.
На текущий момент в России отсутствует государственная структура, которая была бы ответственна за регламентацию разработки целостной системы финансового аудита и контроля в ФТС [4-5]. Ввиду указанного подразделения различных властных структур, которые реализуют исследуемые мероприятия, осуществляют, независимо друг от друга, подготовку сведений по направлениям контроля и аудита в финансовой сфере. Подобное положение может способствовать снижению системности организации финансового аудита и контроля.
Помимо вышеотмеченного, в процессе осуществления мероприятий по аудиту может возникнуть проблема, которая связана с повышенной формализацией проводимого контроля государственных закупок, а именно «нагромождение» документов. Кроме этого, результатом формального подхода к реализации финансового контроля становится отсутствие учета замечаний и их исправления.
3829
В связи с вышеобозначенным, представляется необходимым разработать пути совершенствования проведения аудита и контроля государственных закупок, осуществляемых таможенными структурами.
Так, законодателем была принята Концепция повышения эффективности бюджетных расходов на 2019-2024 годы. В содержание обозначенного документа входит последовательное проведение мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля и аудита в области государственных закупок [6]. Была создана нормативная и методологическая основа, которая, впоследствии, распространила свое действие на таможенные органы. Выделим ключевые мероприятия, которые были осуществлены на базе Концепции:
1. для повышения эффективности в финансовой и бюджетной сферах и продуктивного расходования бюджетных средств таможенными органами были разработаны информационные обзоры, содержащие аналитическую информацию об основных нарушениях в области аудита и контроля с тем, чтобы избежать их в дальнейшей деятельности;
2. для единого унифицированного подхода к осуществлению аудита и контроля в области финансов была принята методика отбора объектов в сфере государственных закупок, совершаемых для нужд таможенных органов;
3. для контроля качества осуществляемого финансовых аудита и контроля на регулярной основе действует Контрольно-ревизионное подразделение ФТС России.
Проведя анализ общих направлений совершенствования исследуемой деятельности, следует изучить особенности каждого из направлений (контроль и аудит), предложив эффективные меры по увеличению продуктивности работы таможенных органов.
Рассмотрим область финансового аудита ФТС. Стоит указать, что действия по совершенствованию данного направления невозможно реализовать без участия таких властных структур, как: Правительство,
3830
Счетная палата и Федеральное казначейство [6]. Кроме этого, следует опираться не только на действующие нормативные акты, но и на планы развития бюджетной системы РФ [7].
Результаты исследования и их обсуждение. Предложения по улучшению проводимого финансового аудита невозможно представить без применения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Для увеличения эффективности проводимых закупочных мероприятий важно обратить особое внимание на следующие составляющие [7]:
1. разработку множества типовых соглашений, которые включали бы все многообразие возможных объектов государственных закупок;
2. введение нескольких обязательных норм, имеющих императивный характер, которые обосновывали минимальную цену договора в процессе реализации закупки;
3. повышение продуктивности работы цифровых средств, а именно портала ЕИС в области проведения закупочных мероприятий с тем, чтобы проводить контроль за действиями заказчиков.
Помимо этого, важно отметить, что при реализации аудита государственных закупок следует ориентироваться не только на выявление нарушений в сфере закупочной деятельности, но и на действия, связанные с неэффективным и незаконным использованием бюджетных средств. Подобный подход может повысить результативность работы таможенных органов [8-10].
Другим немаловажным вопросом является повышение квалификационного уровня подготовки специалистов-аудиторов. В рамках указанной деятельности у указанных субъектов должно быть четкое понимание предстоящей работы, а также знание об особенностях финансового аудита и его отличиях от другие контрольных мероприятий.
3831
Еще одной проблемой выступает возможное искажение сведений, подаваемых ФТС в отчетной документации. Осуществление должностными лицами, выступающими в роли аудиторов, полной и высококачественной проверки будет способствовать снижению рисков по представлению недостоверной информации [10-11].
Применение на практике вышеперечисленных предложений в своем единстве и комплексе будет являться эффективным инструментом повышения уровня качества проводимого аудита в сфере финансов. Перспективой обозначенного станет увеличение продуктивности расходования бюджетных средств таможенными структурами.
Изучив возможные варианты совершенствования аудита, следует перейти к процедуре финансового контроля, осуществляемого в области закупок.
Предупреждающей мерой, способствующей снижению уровня нарушений в закупочной сфере, станет регулярная публикация данных о финансовой деятельности ФТС России в сети Интернет. Для этого необходимо активно продолжать реализуемую программу по цифровизации страны: внедрять современные информационные технологии.
Имеется проблема кадровой структуры проводимого контроля. Она характеризуется вертикальным подчинением. Решением обозначенного вопроса станет изменение наличествующей структуры. Подобная трансформация позволит существенно увеличить результативность финансового контроля таможенных органов.
Известно, что ключевые нарушения закона в сфере закупочной деятельности могут быть обнаружены на стадии предварительно проводимого финансового контроля. Такой подход способствует существенному сокращению вреда финансовой системе государства. Для увеличения продуктивности данной процедуры возможно применить указанную последовательность [4]:
3832
1. осуществить проверку объема доведенных лимитов;
2. реализовать проверку плана закупочной деятельности и графика закупок относительно нарушений срока при их составлении;
3. сделать проверку товаров, услуг или работ относительно соответствия их установленным законодательным нормам.
Вывод. Поводя итоги настоящего исследования, следует отметить, что для устранения имеющихся несовершенств проводимых финансового контроля и аудита следует соблюдать единый подход к реализуемым мероприятиям. Кроме этого, должностным лицам важно применять методические рекомендации по проведению контроля и аудита государственных закупок, осуществляемых таможенными органами. Следование предлагаемым рекомендациям эффективно повлияет на процедуры финансового аудита и контроля и будет ориентиром для пресечения и предупреждения возможных нарушений в сфере системы контрактных закупок.
Список использованных источников
1. Бондаренко А.М. Экономическая безопасность государства на основе цифровой трансформации предприятий аграрного сектора / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, О.А. Кузминова, О.Н. Афанасьева // Московский экономический журнал. - 2021. - №10. doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10597. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-19/.
2. Качанова Л.С. Повышение финансовой и экономической безопасности государства средствами инструментария снижения инфляционных рисков / Л.С. Качанова, А.И. Ветвинская // Столыпинский вестник. - 2021. - №4. D0I:10.244122713-1424-2021-10037.
3. Качанова Л.С. Мониторинг и оценка уровня финансовой безопасности региона / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Т.А. Саадулаева // Экономика и предпринимательство. - 2021. - №9 (134). - С. 528-531.
3833
4. Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2022. №2. С. 28-34.
5. Южакова С.Д., Иваненко Б.Е. Совершенствование внутреннего аудита и ведомственного контроля в сфере закупок в таможенных органах // StudNet. 2022. №5. С. 8-14.
6. Распоряжение Правительства РФ от 31 января 2019 г. №117-р Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.09.2022).
7. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ (последняя редакция) - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 21.09.2022).
8. Качанова Л.С. Таможенное регулирование экспорта продукции аграрного сектора в условиях обеспечения продовольственной безопасности государства Л.С. Качанова, Ю.Е. Шабашева // Экономика и предпринимательство. - 2021. - №12 (137). - С. 159-164.
9. Качанова Л.С. Нетарифные методы таможенного регулирования импорта сельскохозяйственной продукции как инструмент импортозамещения в контексте обеспечения экономической безопасности государства / Л.С. Качанова // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №5. - С. 26-30.
10. Качанова Л.С. Сущность вызовов и угроз финансовой безопасности государства / Л.С. Качанова, С.Р. Иневаткина // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №5-2 (87). - С. 44-48.
3834
11. Качанова Л.С. Анализ и оценка влияния валютных рисков на финансово-экономическую безопасность государства / Л.С. Качанова, Н.А. Кузнецова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - №5-2 (87).
- С. 49-53.
List of sources used
1. Bondarenko A.M. Economic security of the state on the basis of digital transformation of agricultural sector enterprises / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, O.A. Kuzminova, O.N. Afanasyeva // Moscow Economic Journal.
- 2021. - No.10. doi: 10.24411/2413-046X-2021-10597. URL: https ://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-19 /.
2. Kachanova L.S. Improving the financial and economic security of the state by means of instruments for reducing inflationary risks / L.S. Kachanova, A.I. Vetvinskaya // Stolypin Bulletin. - 2021. - No.4. DOI:10.244122713-1424-2021-10037.
4. Kachanova L.S. Monitoring and assessment of the level of financial security of the region / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, T.A. Saadulaeva // Economics and entrepreneurship. - 2021. - №9 (134). - Pp. 528-531.
5. Kachanova L.S. Improving the efficiency of the unified economic policy of the Federal Customs Service in the context of the implementation of tasks to ensure the economic security of Russia / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, Yu.E. Shabasheva // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. 2022. No.2. pp. 28-34.
6. Yuzhakova S.D., Ivanenko B.E. Improvement of internal audit and departmental control in the field of procurement in customs authorities // StudNet. 2022. No. 5. pp. 8-14.
7. Decree of the Government of the Russian Federation dated January 31, 2019 No.117-r On Approval of the Concept of Improving the Efficiency of Budget
3835
Expenditures in 2019-2024 - [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru / (date of application: 09/21/2022).
8. Federal Law "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for State and municipal Needs" dated 04/05/2013 No. 44-FZ (latest edition) - [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru / (accessed: 09/21/2022).
9. Kachanova L.S. Customs regulation of export of agricultural sector products in conditions of ensuring food security of the state L.S. Kachanova, Y.E. Shabasheva // Economics and entrepreneurship. - 2021. - №12 (137). - Pp. 159-164.
10. Kachanova L.S. Non-tariff methods of customs regulation of import of agricultural products as an instrument of import substitution in the context of ensuring economic security of the state / L.S. Kachanova // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No. 5. - pp. 26-30.
11. Kachanova L.S. The essence of challenges and threats to the financial security of the state / L.S. Kachanova, S.R. Inevatkina // Economics and Business: theory and practice. - 2022. - №5-2 (87). - P. 44-48.
12. Kachanova L.S. Analysis and assessment of the impact of currency risks on the financial and economic security of the state / L.S. Kachanova, N.A. Kuznetsova // Economics and Business: theory and practice. - 2022. - №5-2 (87). - Pp. 4953.
© Саадулаева Т.А., Тепцова Н.А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.
Для цитирования: Саадулаева Т.А., Тепцова Н.А. Совершенствование финансового контроля и аудита государственных закупок, осуществляемых таможенными органами // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.
3836