Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФТС / СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВЫЙ ПЕРИОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саадулаева Татьяна Анатольевна, Тепцова Нина Андреевна

Проведен анализ ключевых положений, касающихся реализации финансового планирования органов ФТС. Рассмотрено определение понятия указанного процесса. Обозначены принципы, которые выступают основой финансового планирования в таможенных органах. Проанализирована нормативная база, регламентирующая исследуемый процесс. Представлены показатели финансовой деятельности ФТС за трехлетний период (2019-2021 гг.). Выявлены некоторые несовершенства при осуществлении планирования деятельности таможенных органов. Представлены возможные пути разрешения обозначенной проблемы. По результатам исследования представлены соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Саадулаева Татьяна Анатольевна, Тепцова Нина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF FINANCIAL PLANNING IN CUSTOMS AUTHORITIES

The analysis of key provisions concerning the implementation of financial planning of the FCS bodies is carried out. The definition of the concept of this process is considered. The principles that serve as the basis of financial planning in the customs authorities are outlined. The regulatory framework regulating the process under study is analyzed. The indicators of the financial activity of the Federal Customs Service for a three-year period (2019-2021) are presented. Some imperfections in the planning of the activities of customs authorities are revealed. Possible ways of solving the indicated problem are presented. According to the results of the study, the relevant conclusions are presented.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ»

Столыпинский ^^^^^^^^ вестник

Научная статья Original article УДК: 339.543

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ

THEORETICAL FOUNDATIONS OF FINANCIAL PLANNING IN CUSTOMS

AUTHORITIES

Саадулаева Татьяна Анатольевна, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: t.saadulaeva@customs-academy.ru Saadulaeva Tatiana Anatolyevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Management, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: t.saadulaeva@customs-academy.ru

Тепцова Нина Андреевна, магистрант 3 курса направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: teptsovana@ca.customs.gov.ru

Teptsova Nina Andreevna, 3st-year master's student of the direction of training 38.04.02 Managemen, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: teptsovana@ca.customs. gov.ru

Аннотация. Проведен анализ ключевых положений, касающихся реализации финансового планирования органов ФТС. Рассмотрено определение понятия указанного процесса. Обозначены принципы, которые выступают основой финансового планирования в таможенных органах. Проанализирована

3837

нормативная база, регламентирующая исследуемый процесс. Представлены показатели финансовой деятельности ФТС за трехлетний период (2019-2021 гг.). Выявлены некоторые несовершенства при осуществлении планирования деятельности таможенных органов. Представлены возможные пути разрешения обозначенной проблемы. По результатам исследования представлены соответствующие выводы.

Annotation. The analysis of key provisions concerning the implementation of financial planning of the FCS bodies is carried out. The definition of the concept of this process is considered. The principles that serve as the basis of financial planning in the customs authorities are outlined. The regulatory framework regulating the process under study is analyzed. The indicators of the financial activity of the Federal Customs Service for a three-year period (2019-2021) are presented. Some imperfections in the planning of the activities of customs authorities are revealed. Possible ways of solving the indicated problem are presented. According to the results of the study, the relevant conclusions are presented.

Ключевые слова: финансовое планирование, ФТС, структурное подразделение, бюджет, финансовый период

Keywords: financial planning, FCS, structural unit, budget, financial period.

Введение. Для обеспечения должностных лиц материальными и техническими ресурсами, а также для эффективной реализации деятельности таможенных органов необходимо соответствующее финансирование, которое производится посредством федерального бюджета. После того, как определены ключевые направления устойчивого функционирования таможенного органа, следует обозначить количество денежных средств, которое необходимо для осуществления обозначенных целей. Именно в последнем и заключается суть процесса финансового планирования [1].

Исследуемый процесс можно охарактеризовать в качестве ключевой составляющей бюджетных операций в Российской Федерации. Финансовое

3838

планирование заключается в определении объемов и их распределении на период, именуемый финансовым годом, в бюджетных органах РФ.

Ввиду обозначенного стоит отметить, что с помощью рассматриваемого процесса осуществляется сразу несколько направлений деятельности таможенных органов:

4. хозяйственное;

5. финансовое;

6. административное [2].

Все выше обозначенное объясняет важность и ценность процедуры финансового планирования для деятельности органов ФТС.

Материалы и методы исследования. Под финансовым планированием подразумевают деятельность, связанную с распределением денежных средств властными субъектами, которые при этом решают цели и задачи социального и экономического характера.

Исследование планирования финансовой деятельности таможенных органов невозможно без анализа отправных начал - принципов, на которых базируется данный процесс. Представляется необходимым перечислить ключевые из них:

13. единство цели: деятельность системы таможенных органов должна быть основана на решении задач для достижения общей единой цели;

14. эффективность: осуществление имеющихся задач должно происходить с высокой степенью продуктивности;

15. непрерывность: финансовое планирование должно осуществляться на регулярной основе, при этом следует учитывать предыдущий опыт ведения указанной деятельности;

16. точность: учет всех экономических нюансов и конкретное представление реализуемых в будущем этапов исследуемой деятельности;

17. участие: в ходе распределения бюджетных средств принимают участие

3839

сразу несколько субъектов - ФТС, Минэкономразвития, Минфин [3-4].

Основной целью финансового планирования деятельности таможенных органов выступает эффективная реализация полномочий, отведенных ФТС и ее территориальным подразделениям [5].

Стоит отметить, что на сегодняшний день ФТС осуществляет использование программно-целевых методов бюджетного планирования. В этой связи служба ежегодно подготавливает доклады о собственных результатах и достижениях [6].

Важным нормативным актом, содержащим основы финансового планирования ФТС, является Регламент соответствующей службы. В документе наличествует положение о том, что планирование деятельности таможенных органов происходит на основе Послания главы государства, программы социального и экономического развития России, ключевых направлений работы Правительства и других актов (в частности, документов Минфина и ФТС РФ).

Таможенная служба имеет полномочия на самостоятельную разработку актов стратегического планирования, а также на участие в исполнении указанных документов, которые представлены иными властными субъектами

[7-9].

Результаты исследования и их обсуждения. Структурные подразделения ФТС РФ осуществляют подготовку предложений, которые вносятся в проект очередного плана, представляют показатели деятельности службы. Кроме того, обозначенные органы готовят сведения о процессе их выполнения в установленный временной период. Подразделения непосредственно участвуют в разработке и исполнении документов планирования, представляя отчеты об их проведении [10].

Согласно анализируемому нормативному акту одним из основных подразделений в структуре деятельности ФТС, которое реализует бюджетное планирование, является Главное финансово-экономическое управление. Для

3840

более наглядного представления подразделений ФТС и возложенных на них функций в части формирования бюджета на очередной финансовый год, следует представить таблицу 1.

Таблица 1 - Подразделения ФТС, отвечающие за организацию бюджетного планирования

Наименование подразделения Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Главное финансово-экономическое управление Главное управление тылового обеспечения

Направление деятельности проектировка доходов от внешнеэкономическо й деятельности доходы от хозяйственной деятельности и текущих расходов расходы инвестиционного характера

Учитывая анализ таблицы, стоит особенно выделить Главное управление тылового обеспечения, которое имеет высокое значение при осуществлении планирования.

Указанное подразделение обеспечивает:

4. разработку документов, связанных с формированием бюджетных средств, предназначенных для содержания ФТС;

5. подготовку необходимых документов для создания закона о федеральном бюджете;

6. изучение поступающих в ФТС документов [3].

Деятельность, связанная с разработкой бюджетной заявки на период, равный трем годам, осуществляется по следующим направлениям:

1. анализ сведений о количестве сотрудников и государственных служащих таможенных органов в зависимости от должности, выполняемых задач;

2. работа над проектом плана, касающегося доходов бюджета в текущем

3841

году и на два года вперед;

3. разработка возможных расходных обязательств на период три года, которые подлежат исполнению за счет федерального бюджета;

4. осуществление расчета возможных расходов на уплату государственной пошлины в случае участия в судебных заседаниях (в судах общей юрисдикции или арбитражных судах);

5. объяснение и истолкование объемов финансирования закупок для государственных нужд.

На трехлетний период с 2019 по 2021 годы утверждены бюджетные ассигнования. При этом стоит отметить, что, помимо вышеуказанных, существуют еще необоснованные бюджетные ассигнования, наличие которых может свидетельствовать о некоторых несовершенствах процесса финансового планирования.

Обозначение проблемы, Таблица с показателями и предложение по устранению проблемы.

В таблице 2 представлена динамика бюджетных ассигнований таможенных органов.

Таблица 2 - Бюджетные ассигнования ФТС

Год 2019 2020 2021

Бюджетные ассигнования 74205 миллионов рублей 68305 миллионов рублей 70095 миллионов рублей

Нормы бюджетных обязательств 1895 миллионов рублей 2080 миллионов рублей 1790 миллионов рублей

Необоснованные ассигнования 160 миллионов рублей 55 миллионов рублей 53 миллионов рублей

Обозначенный проблемный вопрос требует незамедлительного решения. Качественным изменением, которое эффективно повлияет на рассматриваемый процесс, станет использование современных средств

3842

планирования. На практике все чаще встречается применение системы бюджетирования.

Обозначенная система является продуктивной для:

1. реализации планирования финансовой деятельности таможенных

органов;

2. принятия высокоэффективных управленческих решений;

3. увеличения финансовой устойчивости таможенных органов;

4. улучшения взаимосвязи между ФТС и ее структурными

подразделениями.

Вывод. Без финансового планирования невозможно нормальное функционирование ни одного органа, таможенные органы не являются исключением. Наличие рассматриваемого процесса в работе ФТС способствует формированию грамотного плана по расходной составляющей федерального бюджета, выделяемой для реализации полномочий таможенной деятельности.

Список использованных источников

1. Бондаренко А.М. Методика совершенствования технико-технологической составляющей экономической безопасности / А.М. Бондаренко, Л.С. Качанова, А.Н. Головко, В.П. Скворцов // International agricultural journal. - 2021. - №5. - С. 372-391. DOI:10.24412/2588-0209-2021-10380.

2. Лемешева Ж.С. Регулирование организации доходов, администрируемых таможенными органами Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. 2020. №3. С. 56-62.

3. 9Приказ ФТС России от 04.09.2018 N 1380 (с изм. от 19.04.2022) «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2018 N 52242) -[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.09.2022).

3843

4. Итоговый' доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2021 году - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru/storage/document/document info/2022-

03/03/itog 2021.pdf (дата обращения: 17.09.2022).

5. Ахмедзянов Р.Р., Тер-Оганесян К.А., Меркулова А.И. Финансово-бюджетное планирование в таможенных органах // Вестник Академии знаний. 2020. №5 (40). С. 33-38.

6. Шульга О.А. Совершенствование управления финансовой деятельностью таможенных органов на основе развития среднесрочного бюджетного планирования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2019. №43. С. 12-17.

7. Качанова Л.С. Социально-экономическая эффективность реализации мотивационного механизма персонала в процессе стратегических изменений на предприятиях аграрного сектора / Л.С. Качанова, А.М. Бондаренко, Ж.В. Матвейкина, Н.В. Пономаренко // International agricultural journal. - 2021. - №6. - С. 1-17. D0I:10.24412/2588-0209-2021-10381.

8. Качанова Л.С. ФГИС прослеживаемости зерна как эффективный инструмент обеспечения продовольственной безопасности страны / Л.С. Качанова, Ю.Е. Шабашева // Аграрная Россия. - 2022. - №8. - С. 32-36.

9. Качанова Л.С. Таможенное регулирование экспорта продукции аграрного сектора в условиях обеспечения продовольственной безопасности государства Л.С. Качанова, Ю.Е. Шабашева // Экономика и предпринимательство. - 2021. - №12 (137). - С. 159-164.

10. Качанова Л.С. Повышение эффективности единой хозяйственной политики ФТС в контексте реализации задач по обеспечению экономической безопасности России / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Ю.Е. Шабашева // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2022. - №2. - С. 37-41.

3844

List of sources used

1. 1 Bondarenko A.M. Methodology for improving the technical and technological component of economic security / A.M. Bondarenko, L.S. Kachanova, A.N. Golovko, V.P. Skvortsov // International agricultural journal. - 2021. - No. 5. - pp. 372-391. DOI:10.24412/2588-0209-2021-10380.

2. Lemesheva Zh.S. Regulation of the organization income administered by the customs authorities of the Russian Federation // Society: politics, economics, law. 2020. No. 3. pp. 56-62.

3. 9Prikaz of the Federal Customs Service of Russia dated 04.09.2018 N 1380 (with amendments. dated 04/19/2022) "On approval of the Regulations of the Federal Customs Service" (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 25.09.2018 N 52242) - [Electronic resource]. Access mode: http://www.consultant.ru / (accessed 17.09.2022).

4. Final report on the results and main activities of the Federal Customs Service of Russia in 2021 - [Electronic resource]. Access mode: https://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2022-03/03/itog_2021.pdf (accessed: 17.09.2022).

5. Akhmedzyanov R.R., Ter-Oganesyan K.A., Merkulova A.I. Financial and budgetary planning in customs authorities // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No.5 (40). pp. 33-38.

6. Shulga O.A. Improving the management of financial activities of customs authorities based on the development of medium-term budget planning // Financial analytics: problems and solutions. 2019. No.43. pp. 12-17.

7. Kachanova L.S. Socio-economic efficiency of the implementation of the motivational mechanism of personnel in the process of strategic changes at enterprises of the agricultural sector / L.S. Kachanova, A.M. Bondarenko, Zh.V. Matveikina, N.V. Ponomarenko // International agricultural journal. -2021. - No.6. - pp. 1-17. DOI:10.24412/2588-0209-2021-10381.

8. Kachanova L.S. FGIS of grain traceability as an effective tool for ensuring food

3845

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

security of the country / L.S. Kachanova, Yu.E. Shabasheva // Agrarian Russia. - 2022. - No. 8. - pp. 32-36.

9. Kachanova L.S. Customs regulation of export of agricultural sector products in conditions of ensuring food security of the state L.S. Kachanova, Y.E. Shabasheva // Economics and entrepreneurship. - 2021. - №12 (137). - P. 159164.

10. Kachanova L.S. Improving the efficiency of the unified economic policy of the Federal Customs Service in the context of the implementation of tasks to ensure the economic security of Russia / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, Yu.E. Shabasheva // Competitiveness in the global world: economics, science, technology. - 2022. - No. 2. - pp. 37-41.

© Саадулаева Т.А., Тепцова Н.А., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.

Для цитирования: Саадулаева Т.А., Тепцова Н.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №7/2022.

3846

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.