Столыпинский вестник №5/2023
Научная статья Original article УДК: 339.543
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ANALYSIS OF THE INTERACTION OF THE CURRENCY CONTROL BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Лукина Валентина Дмитриевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансовый менеджмент», ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected] Горлова Ярослава Константиновна, студентка 4 курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» ГКОУ ВО «Российская таможенная академия», г. Люберцы, Россия, Email: [email protected]
Lukina Valentina Dmitrievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Financial Management, Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]
Gorlova Yaroslava Konstantinovna, 4rd year student of the training direction 38.03.02 «Management» of the Russian Customs Academy, Lyubertsy, Russia, Email: [email protected]
Аннотация. В данной статье подробно проанализировано взаимодействие Банка России, ФНС России и ФТС России, как органов
Столыпинский вестник
2813
валютного контроля Российской Федерации. В период исследований было выявлено качественное и эффективное взаимодействие между органами и агентами валютного контроля Российской Федерации. Проанализирована динамика показателей валютного контроля за 2020-2022гг., проводимых ФТС России, и рассмотрены показатели взаимодействия ФТС России с ФНС России в рамках валютного контроля. Выявлены проблемы и направления совершенствования валютного контроля, связанные с распространением криптовалюты и технологий блокчейн.
Annotation. This article analyzes in detail the interaction of the Bank of Russia, the Federal Tax Service of Russia and the Federal Customs Service of Russia as currency control bodies of the Russian Federation. During the research period, high-quality and effective interaction between the bodies and agents of the currency control of the Russian Federation was revealed. The dynamics of currency control indicators for 2020-2022 conducted by the Federal Customs Service of Russia is analyzed, and the indicators of interaction between the Federal Customs Service of Russia and the Federal Tax Service of Russia within the framework of currency control are considered. The problems and directions of improving currency control related to the spread of cryptocurrencies and blockchain technologies have been identified.
Ключевые слова: органы валютного контроля, Банк России, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, отмывание денег Keywords: currency control authorities, Bank of Russia, Federal Tax Service, Federal Customs Service, money laundering
Введение. Анализ взаимодействия органов валютного контроля Российской Федерации является важной задачей в области экономического регулирования. В условиях современной глобализации и интеграции стран в мировую экономику, эффективное взаимодействие органов, ответственных за контроль и регулирование валютных операций, становится ключевым
2814
фактором обеспечения финансовой стабильности и защиты интересов государства [1].
Качественное взаимодействие органов валютного контроля Российской Федерации является важным фактором для разработки эффективных мер по предотвращению незаконных операций, борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, а также для обеспечения стабильности финансовой системы и развития национальной экономики. В Российской Федерации к органам валютного контроля относятся Банк России, Федеральная налоговая служба Российской Федерации и Федеральная таможенная служба Российской Федерации. К агентам валютного контроля в Российской Федерации относятся Уполномоченные банки, Внешэкономбанк РФ (далее- «ВЭБ РФ») и Профессиональные участники рынка ценных бумаг [2-3].
Материалы и методы исследования. Взаимодействие между органами валютного контроля в Российской Федерации имеет важное значение для обеспечения эффективного контроля и регулирования валютных операций. Вот некоторые аспекты, подчеркивающие важность такого взаимодействия:
1. Финансовая стабильность: Взаимодействие между органами валютного контроля способствует обеспечению финансовой стабильности в стране. Контроль и регулирование валютных операций влияют на стабильность валютного рынка, предотвращают значительные колебания курса национальной валюты и минимизируют риски для финансовой системы.
2. Борьба с незаконными операциями: Взаимодействие органов валютного контроля помогает предотвращать и пресекать незаконные валютные операции, отмывание денег и финансирование терроризма. Обмен информацией и координация действий позволяют обнаруживать и пресекать подозрительные операции, идентифицировать незаконные схемы и преследовать их участников.
2815
3. Защита интересов государства: Органы валютного контроля совместно работают для защиты интересов государства. Они разрабатывают и внедряют правила и ограничения на валютные операции, которые направлены на обеспечение экономической безопасности, защиту финансовой системы и национальных интересов.
4. Эффективное использование ресурсов: Взаимодействие между органами валютного контроля позволяет эффективно использовать ресурсы и улучшить координацию действий. Обмен информацией и опытом помогает избежать дублирования функций и улучшить синхронизацию между различными контролирующими органами.
5. Повышение прозрачности и доверия: Эффективное взаимодействие органов валютного контроля способствует повышению прозрачности и доверия к валютной системе страны. Когда органы работают сообща и обмениваются информацией, это создает более прозрачную и предсказуемую среду для у частников рынка. Инвесторы и предприниматели имеют большую уверенность в соблюдении правил и норм валютного контроля, что способствует привлечению инвестиций и развитию экономики страны. Такое взаимодействие также способствует укреплению доверия со стороны международных партнеров и финансовых организаций, что может повысить привлекательность страны для внешних инвестиций.
6. Согласованный подход и эффективность мер: Взаимодействие органов валютного контроля позволяет разработать согласованный подход к регулированию и контролю валютных операций. Они могут совместно анализировать рыночные тенденции, обсуждать новые риски и вызовы, а также разрабатывать эффективные меры и политику, необходимые для обеспечения стабильности и безопасности валютной системы.
В таблице 1 представлена динамика показателей валютного контроля, проводимых Федеральной таможенной службой РФ за 2020 - 2022 гг.
2816
Таблица 1 - Динамика показателей валютного контроля за 2020-2022 гг.,
проводимых ФТС России [4]
Показатели 2020 г. 2021 г. 2022 г. Темп роста 2022 г. в % к
2020 г. 2021 г.
Количество проверок соблюдения участниками ВЭД требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, тыс. ед. 6 5 5,2 86,7 104
Сумма нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, млрд руб. 35 52,6 57,9 165,4 110, 1
Предотвращен незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации на сумму в рамках взаимодействия с Банком России, млрд руб. 1,5 5 0,9 60,0 18,0
На основе проведенного исследования следует сделать выводы (таблица 1).
1. Количество проверок соблюдения требований валютного законодательства и актов валютного регулирования участниками внешнеэкономической деятельности снизилось с 6 тыс. ед. в 2020 году до 5,2 тыс. ед. в 2022 году. Темп роста в 2022 году составил 86,7% относительно 2020 года и 104% относительно 2021 года.
2. Сумма нарушений валютного законодательства и актов валютного регулирования в Российской Федерации увеличилась с 35 млрд руб. в 2020 году до 57,9 млрд руб. в 2022 году. Темп роста в 2022 году составил 165,4% относительно 2020 года и 110,1% относительно 2021 года.
3. Благодаря взаимодействию с Банком России предотвращен незаконный вывод денежных средств из Российской Федерации на
2817
определенные суммы. Однако в 2022 году этот показатель снизился до 0,9 млрд. руб., что составляет 60% относительно 2020 года и 18% относительно 2021 года.
Снижение количества проверок по сравнению с 2020 годом обусловлено введением Постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» [5]. Это Постановление привело к приостановлению инициирования и проведения проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации со стороны таможенных и налоговых органов. Также, в связи с этим Постановлением отменено требование о репатриации денежных средств по контрактам с расчетами [6].
Эти изменения послужили основанием для снижения проверок соблюдения валютного законодательства. Кроме того, процедура предпроверочного анализа была усовершенствована, что позволило минимизировать количество безрезультативных проверок.
С целью исключения номинальных юридических лиц из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) таможенные органы продолжили в 2022 году передавать информацию в налоговые органы о признаках недостоверности сведений, включенных в реестр, а также о случаях, когда подставные физические лица используются для создания таких юридических лиц. Для отражения эффективности передачи такой информации составлена таблица 2.
Таблица 2 - Показатели исключения из ЕГРЮЛ номинальных юридических лиц, обладающих признаком недостоверности сведений
за 2020-2022 гг. [7]
Темп роста
Показатели 2020 2021 2022 2022г в % к
г. г. г. 2020 г. 2021 г.
2818
Направлена в ФНС России информация в отношении юридических лиц, ед. 792 1172 1172 148,0 100,0
Налоговыми органами на основании информации от ФТС России принято решение об исключении юридических лиц из ЕГРЮЛ, ед. 249 219 165 66,3 75,3
Сумма предотвращенных сомнительных внешнеторговых сделок, млрд. руб. 108 6 11 10,2 183,3
Из анализа таблицы 2 видно, что количество информации, переданной в Федеральную налоговую службу России о юридических лицах, участвующих в сомнительных внешнеторговых сделках, продемонстрировало положительную динамику. Этот рост связан с автоматизацией процессов валютного контроля и улучшением эффективности информационного взаимодействия между различными ведомствами [7].
Результаты исследования и их обсуждение. В контексте обхода валютного контроля существует криптовалюта, которая представляет собой цифровой актив, использующих криптографию для обеспечения безопасности транзакций и контроля над созданием новых единиц. Криптовалюта может представлять угрозы по следующим причинам.
1. Анонимность и псевдонимность: Криптовалютные транзакции могут быть анонимными или псевдонимными, что затрудняет идентификацию участников и источников средств. Это может быть использовано для сокрытия незаконных действий, включая отмывание денег и финансирование терроризма.
2. Обход валютных ограничений: Криптовалюты предоставляют возможность обходить ограничения, установленные валютным контролем,
2819
такие как ограничения на перемещение капитала и курсовые различия. Люди могут использовать криптовалюту для перевода средств за пределы страны без привлечения официальных финансовых учреждений и контроля.
3. Оффшорные операции: Криптовалюта может использоваться для создания и управления оффшорными счетами, что усложняет обнаружение и пресечение незаконных финансовых операций. Оффшорные счета и операции могут быть использованы для уклонения от уплаты налогов и скрытия средств.
4. Сложность регулирования и контроля: Криптовалюты основаны на децентрализованной технологии блокчейн, что делает сложным их регулирование и контроль. Органам валютного контроля может быть трудно контролировать криптовалютные операции и их участников.
В таблице 3 представлены криптобиржи и соответствующие страны с указанием числа пользователей.
Таблица 3 - ТОП-5 Стран EMDE по числу пользователей на криптобиржах
(Октябрь 2020 г. - Июнь 2022 г.) [7]
Топ-5 стран Binance Huobi Bithumb Bitfinex
1 Турция Китай Республика Корея Россия
2 Россия Украина Россия Тайвань
3 В еликобритания Вьетнам Турция Германия
4 Бразилия США США Украина
5 Аргентина Россия Польша Бразилия
Также стоит отметить, что, согласно оценкам Банка России, объем операций с криптоактивами российских физических лиц составляет около 5 миллиардов долларов ежегодно, что примерно равно 350 миллиардам рублей. Этот объем сравним с увеличением вложений российских граждан в иностранные акции и облигации за 2020 год, который составил около 400 миллиардов рублей [8].
2820
Для снижения угроз и обеспечения эффективного валютного контроля в отношении криптовалюты, некоторые страны рассматривают внедрение регулирования и лицензирования операторов криптовалютных платформ, а также установление требований по идентификации клиентов и мониторингу транзакций.
Введение запрета на криптовалюту в рамках валютного контроля может иметь некоторые потенциальные экономические выгоды, в зависимости от конкретной ситуации и целей правительства. Вот некоторые возможные позитивные эффекты:
1. Сокращение рисков финансовых мошенничеств: Криптовалюты могут быть использованы для незаконных действий, включая отмывание денег, финансирование терроризма и мошенничество. Запрет на криптовалюту может снизить риски, связанные с этими незаконными действиями, что способствует обеспечению финансовой безопасности и защите интересов граждан и экономики.
2. Улучшение контроля над капиталовыми потоками: Введение запрета на криптовалюту может помочь контролировать и регулировать капиталовые потоки. Это позволяет государству удерживать финансовые ресурсы внутри страны, что может способствовать развитию местной экономики и укреплению финансовой стабильности.
3. Повышение эффективности налоговой системы: Криптовалюты могут создавать сложности в сборе налогов и контроле за доходами. Запрет на криптовалюту может упростить процесс сбора налогов и обеспечить более эффективное функционирование налоговой системы.
4. Защита национальной валюты: Запрет на криптовалюту может помочь защитить национальную валюту от потенциальных рисков и колебаний, связанных с использованием альтернативных цифровых активов. Это может способствовать стабильности денежной системы и доверию к национальной валюте.
2821
В рамках новых угроз на первый план выходит эффективное и качественное взаимодействие между органами и агентами валютного контроля. Современные возможности, возникающие у недобросовестных лиц, несут в себе риски для экономической безопасности Российской Федерации. Необходимо продолжать совершенствовать и повышать эффективность взаимодействия органов валютного контроля.
Выводы. Взаимодействие между органами валютного контроля в Российской Федерации играет критическую роль в обеспечении финансовой стабильности, борьбе с незаконными операциями и защите интересов государства. Координация и обмен информацией между этими органами способствуют более эффективному контролю и регулированию валютных операций, повышению прозрачности и доверия к валютной системе, а также создают благоприятную среду для экономического развития страны.
Список использованных источников
1. Кузминова О.А. Система управления рисками как основа совершенствования таможенного контроля / О.А. Кузминова, Л.С. Качанова, О.Н. Афанасьева, Т.А. Саадулаева // Столыпинский вестник-2021. - №4. DOI:10.244122713-1424-2021-10036.
2. Качанова Л.С. Повышение финансовой и экономической безопасности государства средствами инструментария снижения инфляционных рисков / Л.С. Качанова, А.И. Ветвинская // Столыпинский вестник- 2021. - №4. DOI:10.244122713-1424-2021-10037.
3. Качанова Л.С. Мониторинг и оценка уровня финансовой безопасности региона / Л.С. Качанова, В.А. Кузминов, Т.А. Саадулаева // Экономика и предпринимательство. - 2021. - №9 (134). - С. 528-531.
4. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
://customs. gov.ru/activity/results/ezhegodnyj -sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения 27.04.2023).
2822
5. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики". Официальный сайт Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73749374/ [Эл. Ресурс] (Дата обращения: 01.05.2023)
6. Алексеева, Е. В. Современное состояние и перспективы развития валютного контроля в Российской Федерации / Е. В. Алексеева, В. И. Кытьков, В. Н. Чичерова // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 50 (3). - С. 403-407.
7. Глобальный обзор финансовый стабильности. Международный валютный фонд. Октябрь 2021 года. Официальный сайт Международного валютного фонда. URL: https://www.imf.org/en/Publications/GFSR/Issues/2021/10/12/global-financial-stability-report-october-2021 [Эл. Ресурс] (Дата обращения: 22.05.2023).
8. Ахмедзянов, Р. Р. Анализ деятельности и перспективы развития ФТС России как органа валютного контроля / Р. Р. Ахмедзянов, В. В. Зверева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 39 (1). - С. 24-28.
List of sources used
1. Kuzminova O.A. Risk management system as a basis for improving customs control / O.A. Kuzminova, L.S. Kachanova, O.N. Afanasyeva, T.A. Saadulaeva // Stolypin Bulletin- 2021. - No. 4. D0I:10.244122713-1424-2021-10036.
2. Kachanova L.S. Improving the financial and economic security of the state by means of instruments for reducing inflationary risks / L.S. Kachanova, A.I. Vetvinskaya // Stolypin Bulletin- 2021. - No. 4. D0I:10.244122713-1424-2021-10037 .
3. Kachanova L.S. Monitoring and assessment of the level of financial security of the region / L.S. Kachanova, V.A. Kuzminov, T.A. Saadulaeva // Economics and entrepreneurship. - 2021. - №9 (134). - Pp. 528-531.
2823
4. Annual collection "Customs Service of the Russian Federation". - [Electronic resource], - Access mode: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (accessed 27.04.2023).
5. Decree of the Government of the Russian Federation No. 409 of April 2, 2020 "On measures to ensure sustainable economic development". The official website of the Guarantor. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73749374 / [Email Resource] (Accessed: 01.05.2023)
6. Alekseeva, E. V. The current state and prospects for the development of currency control in the Russian Federation / E. V. Alekseeva, V. I. Kytkov, V. N. Chicherova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2022. - № 50 (3). - Pp. 403-407.
7. Global review of Financial stability. International Monetary Fund. October 2021. Official website of the International Monetary Fund. URL: https://www.imf.org/en/Publications/GFSR/Issues/2021/10/12/global-financial-stability-report-october-2021 [El. Resource] (Accessed: 05/22/2023).
8. Akhmedzyanov, R. R. Analysis of the activities and prospects for the development of the Federal Customs Service of Russia as a currency control body / R. R. Akhmedzyanov, V. V. Zvereva // Natural sciences and humanities research. - 2022. - № 39 (1). - Pp. 24-28.
© Лукина В.Д., Горлова Я.К. 2023 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023.
Для цитирования: Лукина В.Д., Горлова Я.К. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №5/2023
2824