Научная статья на тему 'ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ РЕЖИМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ РЕЖИМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
753
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CURRENCY REGULATION / ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ / CURRENCY RESTRICTIONS / ВАЛЮТНЫЕ РЕЖИМЫ / CURRENCY REGIMES / НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА / NATIONAL CURRENCY / ИНОСТРАННАЯ ВАЛЮТА / ВНЕШНИЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / FOREIGN CURRENCY / ВНУТРЕННИЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ / DOMESTIC SECURITIES / ВАЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ / CURRENCY VALUES / EXTERNAL SECURITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андриевский Константин Витальевич

Основное внимание в статье уделяется анализу валютных ограничений, характеризующих особенности режимного регулирования в обращении валютных ценностей. При этом валютные ограничения как основа валютного режима рассматриваются исходя из целостности предмета финансово-правовой отрасли. Валютные режимы в этой ситуации направлены на обеспечение защиты национальной валюты при создании эффективных условий в обращении иностранной валюты на территории государства. В статье предпринята попытка анализа валютных ограничений в широком (ограничения по субъектному составу, по объекту регулирования, по особенностям процедурного регулирования валютных операций) и узком значениях (ограничения, связанные с обращением национальной и иностранной валюты). Акцентируется внимание и на целях валютного регулирования, реализация которых возможна за счет валютных ограничений (минимизация золотовалютных резервов, исключение резких колебаний обменных курсов национальной валюты и иностранных валют, гарантирование устойчивости платежного баланса Российской Федерации). Характеристика валютных режимов предполагает сочетание нескольких критериев при формировании целостной системы валютных ценностей, которая обусловливает дифференциацию последних по видам, формам и субъектам. Особое внимание обращено на особенности комплексного регулирования отношений, связанных с обращением валютных ценностей в условиях валютных режимов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENCY RESTRICTIONS AS A BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE REGIME REGULATION IN THE SPHERE OF CURRENCY RELATIONS

The article focuses on the analysis of currency restrictions that characterize the features of regulatory regulation in the circulation of currency values. At the same time, currency restrictions as a basis for the currency regime are considered proceeding from the integrity of the subject matter of the financial and legal industry. Currency regimes in this situation are aimed at ensuring the protection of the national currency while creating effective conditions in the circulation of foreign currency on the territory of the state. The article attempts to analyze currency restrictions in a broad (restrictions on the subject composition, on the subject of regulation, on the peculiarities of procedural regulation of currency transactions) and narrow meaning (restrictions related to the circulation of national and foreign currency). Attention is also focused on the objectives of currency regulation, the implementation of which is possible due to currency restrictions (minimization of gold and currency reserves, exclusion of sharp fluctuations in the exchange rates of the national currency and foreign currencies, guaranteeing the stability of the balance of payments of the Russian Federation). Characteristic of currency regimes involves a combination of several criteria in the formation of an integral system of currency values, which assumes differentiation of the latter by types, forms and subjects. Particular attention is paid to the peculiarities of the complex regulation of relations connected with the circulation of currency values in the conditions of currency regimes

Текст научной работы на тему «ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ РЕЖИМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

УДК - 347.73 ББК - 67.402

АНДРИЕВСКИИКонстантин Витальевич,

директор АНО «Институт экономико-правовых исследований», кандидат юридических наук, e-mail: k.andrievskii@mail.ru

12.00.04 - финансовое право; налоговое право; бюджетное право

ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ РЕЖИМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ВАЛЮТНЫХ

Аннотация. Основное внимание в статье уделяется анализу валютных ограничений, характеризующих особенности режимного регулирования в обращении валютных ценностей. При этом валютные ограничения как основа валютного режима рассматриваются исходя из целостности предмета финансово-правовой отрасли. Валютные режимы в этой ситуации направлены на обеспечение защиты национальной валюты при создании эффективных условий в обращении иностранной валюты на территории государства. В статье предпринята попытка анализа валютных ограничений в широком (ограничения по субъектному составу, по объекту регулирования, по особенностям процедурного регулирования валютных операций) и узком значениях (ограничения, связанные с обращением национальной и иностранной валюты). Акцентируется внимание и на целях валютного регулирования, реализация которых возможна за счет валютных ограничений (минимизация золотовалютных резервов, исключение резких колебаний обменных курсов национальной валюты и иностранных валют, гарантирование устойчивости платежного баланса Российской Федерации). Характеристика валютных режимов предполагает сочетание нескольких критериев при формировании целостной системы валютных ценностей, которая обусловливает дифференциацию последних по видам, формам и субъектам. Особое внимание обращено на особенности комплексного регулирования отношений, связанных с обращением валютных ценностей в условиях валютных режимов.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютные ограничения, валютные режимы, национальная валюта, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, валютные ценности, внешние ценные бумаги.

Annotation. The article focuses on the analysis of currency restrictions that characterize the features of regulatory regulation in the circulation of currency values. At the same time, currency restrictions as a basis for the currency regime are considered proceeding from the integrity of the subject matter of the financial and legal industry. Currency regimes in this situation are aimed at ensuring the protection of the national currency while creating effective conditions in the circulation of foreign currency on the territory of the state. The article attempts to analyze currency restrictions in a broad (restrictions on the subject composition, on the subject of regulation, on the peculiarities of procedural regulation of currency transactions) and narrow meaning (restrictions related to the circulation of national and foreign currency). Attention is also focused on the objectives of currency regulation, the implementation of which is possible due to currency restrictions (minimization of gold and currency reserves, exclusion of sharp fluctuations in the exchange rates of the national currency and foreign currencies, guaranteeing the stability of the balance of payments of the Russian Federation). Characteristic of currency regimes involves a combination of several criteria in the formation of an integral system of currency values, which assumes differentiation of the latter by types, forms and subjects. Particular attention is paid to the peculiarities of the complex regulation of relations connected with the circulation of currency values in the conditions of currency regimes.

Key words: currency regulation, currency restrictions, currency regimes, national currency, foreign currency, domestic securities, currency values, external securities.

ОТНОШЕНИЙ

ANDRIEVSKII Konstantin Vitalyevich,

Director of ANO «Institute of Economic and Legal Research»,

Candidate of Legal Sciences

CURRENCY RESTRICTIONS AS A BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF THE REGIME REGULATION IN THE SPHERE OF CURRENCY RELATIONS

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Особенность регулируемых отношений, специфика объекта регулирования и субъектного состава позволяют выделить и особую разновидность финансово-правовых режимов - валютные режимы. И.И. Кучеров подчеркивает, что, во-первых, валютно-правовой режим обеспечивает устойчивость национальной валюты Российской Федерации и, во-вторых, гарантирует стабильность внутреннего валютного рынка [6, с. 42]. Именно на это направлена реализация государственной политики в сфере валютных отношений. Затрагивая этот же вопрос, А.Ю. Лисицын характеризует валютно-правовой режим как отраслевое понятие по отношению к общему понятию правового режима [7, с. 3-12]. Действительно, можно согласиться с особенностями валютного регулирования, что отражается в специфике валютного режима. Однако вряд ли это позволяет характеризовать валютно-правовой режим как отраслевой. На наш взгляд, последовательнее исходить из того, что отраслевым режимом является финансово-правовой, в рамках которого мы можем говорить о существовании подотраслевых или институциональных режимов. Именно к последней разновидности мы и можем отнести валютный режим как разновидность институционального финансово-правового режима. «... Существование валютно-правового режима неразрывно связано с предметом валютного права - отношениями, складывающимися при совершении валютных операций, осуществлении валютного регулирования, валютного контроля и привлечении к ответственности за нарушение валютного законодательства и актов органов валютного регулирования» [6, с. 43].

Исходя из этого целостный предмет воздействия финансово-правовых режимов - финансовые отношения, выражающие движение публичных денежных фондов, можно дифференцировать на более узкие предметные образования, что и обусловливает существование отдельных финансово-правовых институтов. Таким образом, детализация отношений, составляющих предмет финансово-правовой отрасли, объективно приводит к выделению более узких групп общественных отношений, что и ложится в основу режимного регулирования в отдельных финансово-правовых подотраслях или институтах. Следует согласиться с И.И. Кучеровым, что «установление правовых режимов является типичным для публичных отраслей права, которые характеризуются высоким уровнем регламентации соответствующих общественных отношений на основе широкого использование запретительных и обязывающих норм. Так, в финансовом праве можно констатировать существование бюджетного, налогового и валютного правовых режимов. Таким образом, валютно-правовой режим является одним из видов существующих финансово-правовых режимов» [6, с. 42, 43].

Интенсивное развитие общественных отношений обусловливает активное участие государства во внешнеторговых операциях. При этом в международные расчеты активнее как вовлекается иностранная валюта, так

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

и выходит за рамки национального оборота национальная валюта. Валютные режимы в этой ситуации призваны прежде всего обеспечить защиту национальной валюты. Последняя является одним из принципиальных признаков наличия государственного суверенитета и государства вообще. Таким образом, закрепляя валют-но-правовые режимы, оберегая собственную валюту и устанавливая правила для оборота иных валютных ценностей, государство защищает само себя. Установление «определенных правил использования и обращения на своей территории денежных знаков иностранных государств, а также международных денежных или расчетных единиц в сочетании с порядком денежного обращения и составляет существо валютно-правового режима» [6, с. 43].

Содержание валютно-правового режима И.И. Кучеров связывает с совокупностью правовых средств, предполагающих в качестве предмета регулирования в сфере валютных отношений, которые определяют поведение субъектов этих отношений в целях защиты национальной валюты и нормального функционирования и развития внутреннего валютного рынка [6, с. 43]. Таким образом, характеристика валютно-правового режима связывается с совокупностью финансово-правовых норм, формирующихся по принципу однородности предмета валютно-правового регулирования, в основе которого лежит цель защиты национальной валюты и обеспечение эффективного функционирования валютного рынка внутри государства.

Организация валютного режима направлена на взвешенное и рациональное сочетание режимов обращения национальной и иностранной валюты. Задачей первого является организация обращения собственной валюты государства с разветвленной и сбалансированной системой защитных средств. Задачей вторых -закрепление инструментов, исключающих стихийное обращение иностранной валюты, такую организацию ее оборота, которая установлена государством с сочетанием двух встречных задач: а) защита позиций национальной валюты при проникновении иностранной валюты на внутренний рынок; б) обеспечение контролируемого выхода национальной валюты на международный рынок. «Валютно-правовой должен обеспечивать такое положение дел, при котором взаимодействие национальной валюты с валютами других стран не создает угроз для национального денежного обращения и внутреннего валютного рынка, обеспечивая при этом потребности внешнеэкономической деятельности» [6, с. 44].

Исходя из того, что валютно-правовой режим представляет собой разновидность публичного режима, имеющего в своей основе императивный метод регулирования отношений, согласимся с тем, что совокупность правовых средств, которые он использует, охватывают преимущественно различные ограничения, запреты и позитивные обязывания. Это, впрочем, не исключает возможности использования при организации валют-

ных режимов индикативных методов регулирования, рекомендаций, дозволений. Естественно, они не будут подавлять императивные установки, а будут направлены на наиболее эффективное и рациональное исполнение императивного предписания. В качестве примера подобной ситуации И.И. Кучеров ссылается на ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3, где закреплено положение о возможности осуществления валютных операций с нерезидентами без ограничений [6, с. 45-49]. Действительно, в данном случае возникает перспектива и возможность действия субъектов по собственному усмотрению, на основании свободного волеизъявления. Однако не следует забывать и систему ограничений, за пределами этого предписания обеспечивающих императивную модель регулирования.

Применение валютных режимов обеспечивается широким спектром ограничений. «...В финансовом праве в рамках института «валютное регулирование» для обозначения мер запретительного характера, направленных на лимитирование валютных операций, принято употреблять термин «валютные ограничения» [2, с. 171]. Совокупность норм, регулирующих ограничения в обращении валютных ценностей, характеризуется, на наш взгляд, межотраслевой комплексностью. Если исходить из того, что действия валютных ограничений распространяются и на операции, связанные с ввозом и вывозом валютных ценностей на территорию государства, то естественно, что в данном случае абстрагироваться от норм таможенного, административного права невозможно. Поэтому мы солидарны с мнением Ю.А. Крохиной, которая подчеркивает, что «основным элементом валютного регулирования выступают валютные ограничения, которые комплексно регулируются финансовым и административным законодательством в виде ограничения прав резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций как на территории РФ, так и за ее пределами» [5, с. 97, 98].

На наш взгляд, при анализе проблемы валютных ограничений необходимо исходить из широкого и узкого подхода к анализу данных отношений.

А. В широком смысле система валютных ограничений затрагивает все концептуальные составляющие, характеризующие целостную систему правового регулирования обращения валютных ценностей:

1. Ограничения по субъектному составу участников валютных отношений предполагают определенную совокупность запретов по двум группам участников валютных правоотношений:

а) ограничение при распределении полномочий между государственными органами, представляющими властную сторону валютных правоотношений. В данном случае речь идет о закреплении соответствующих полномочий только за отдельными органами, участвующими в финансовой деятельности и наделенными возможностями управлять и организовывать движения валютных ценностей. Специальная роль отводится агентам валютного контроля [8, ст. 22]. Иные финансовые

органы не наделены полномочиями в управлении движения валютных ценностей;

б) ограничения по категории обязанных субъектов валютных правоотношений реализуются через критерий резидентства. Полным набором прав и обязанностей по отношению к валютным ценностям обладают валютные резиденты, тогда как правосубъектность нерезидентов по сравнению с ними закреплена в ограниченном виде.

2. Ограничения по объекту регулирования сводятся к закрытому перечню элементов валютных ценностей. Только те составляющие, которые указаны в этом перечне, относятся к валютным ценностям, и отношения между участниками по поводу их движения включаются в режим валютного регулирования. Иные предметы (например, изделия из драгоценных металлов и т.д.), хотя и напоминающие внешне объекты, опосредующие валютное регулирование, не включаются в сферу ограничительного объектного регулирования.

3. Ограничение в основах процедурного регулирования, которое проявляется в закреплении закрытого перечня валютных операций. Иными словами, режим валютного регулирования включается только в те операции с валютными ценностями, которые четко определены законодателем. Следовательно, только такие валютные операции порождают определенные правовые последствия для субъектов валютных правоотношений.

Б. В узком смысле к валютным ограничениям можно относить определенные ограничения, связанные с обращением национальной и иностранной валюты. Естественно, ограничения относительно обращения этих двух элементов валютных ценностей будут кардинально различаться. Относительно обращения национальной валюты кардинальные ограничения не предусмотрены, более того, они противоречили бы государственному интересу относительно формирования и защиты собственной денежной системы. В то же время нельзя абстрагироваться от определенных ограничительных мер, направленных на стабилизацию денежного оборота, предотвращение или сдерживание инфляции, обеспечение устойчивости национальной денежной единицы (например, установление лимита кассовой наличности). В соответствии со ст. 6 Закона о валютном регулировании можно выделить три цели, реализация которых связывается с валютными ограничениями. Во-первых, предотвращение сокращения и минимизации золотовалютных резервов. Во-вторых, исключение резких колебаний обменных курсов национальной валюты на иностранные валюты. В-третьих, гарантирование устойчивости платежного баланса Российской Федерации. В отличие от обращения национальной валюты, целая система ограничений характеризует обращение иностранной валюты. Целями подобных ограничений является защита национальной валюты и такое использование иностранной валюты, которое способствовало бы эффективному функционированию внутреннего валютного рынка.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Рассматривая проблему валютных ограничений, Л.Л. Арзуманова видит в них «законодательно закрепленные запретительные меры государственного воздействия, направленные на установление порядка и лимита обращения национальной и иностранной валюты» [1, с. 49; 2, с. 171, 172]. При этом она объективно настаивает на разграничении понятий «ограничение обращения национальной валюты» и «ограничение обращения иностранной валюты». Ограничения обращения национальной валюты связывается ею с законодательно закрепленными запретительными мерами государственного воздействия, направленными на установление порядка и лимита обращения национальной валюты, тогда как ограничения обращения иностранной валюты характеризуются такими же по содержанию мерами государственного воздействия, но относительно иностранной валюты [1, с. 49, 50]. Все валютные ограничения, рассматриваемые в узком значении, сводятся ею к совокупности правил открытия банковских счетов; купли-продажи иностранной валюты и чеков; открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами Российской Федерации; вывоза национальной и иностранной валюты; репатриации иностранной валюты резидентами и т.д. [1, с. 107-109; 2, с. 227-231; 5, с. 102-109].

Исходя из важности обеспечения рациональной правовой формы реализации валютных ограничений представляется принципиально важным закреплять исходные начала этой конструкции в специальном законе. Так, в п. 2 ст. 5 Закона о валютном регулировании подчеркивается, что в случае, если порядок проведения валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Этим положением законодатель акцентирует внимание на том, что валютные ограничения должны быть непосредственно указаны в законе.

Содержание режимов валютного регулирования аргументированно связывают с тремя важнейшими исходными правовыми позициями, «которые в своей основе имеют соответственно разделение для целей валютного регулирования валют, субъектов валютных отношений и валютных операций» [6, с. 44]. При этом хотелось бы подчеркнуть, что подобные правовые позиции самым непосредственным образом связаны с проблемой валютных ограничений, на которой мы остановимся ниже. В данном случае речь идет о предметном и, в определенном роде, ограничительном регулировании положений, в соответствии с которыми мы определяем предмет регулирования (в узком смысле - валюту или в широком смысле - валютные ценности); участников отношений (представляющих и властную сторону, и обязанную); валютные операции как перечень действий с валютными ценностями, которые могут осуществлять субъекты валютных отношений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» к предметам валютного регулирования относятся: 1) валюта Российской Федерации (денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах); 2) иностранная валюта (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах; 3) внутренние ценные бумаги (эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации; иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации; 4) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе, в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с названным Федеральным законом к внутренним ценным бумагам; 5) валютные ценности -иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Подобная редакция содержит принципиальные изменения по сравнению с Законом Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с этим актом в систему валютных ценностей наряду с национальной и иностранной валютой включались ценные бумаги, фондовые ценности, долговые обязательства, драгоценные металлы и природные драгоценные камни.

При определении валютных ценностей хотелось бы обратить внимание на определенное положение -примат в регулировании, которое имеет финансовое законодательство по сравнению с гражданским. В соответствии п. 2 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» используемые институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства Российской Федерации, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [8, ст. 1].

Довольно часто считают, что гражданское законодательство превалирует, подавляет финансово-правовые предписания. Однако последовательнее, на наш взгляд, исходить из самостоятельности предметов регулирова-

ния отдельными отраслями права. В случае же урегулированное™ адекватными методами одной отрасли другая использует сложившийся механизм с помощью бланкетной нормы. Так, ст. 141 «Валютные ценности» Гражданского кодекса РФ относит к валютным ценностям виды имущества, определенного Законом о валютном регулировании и валютном контроле. Этим же Законом определяется и порядок совершения сделок с ним.

Принципиальными характерными чертами валютных ценностей как видов имущества является ценность и высокая ликвидность, что обеспечивает им способность быстрой оборачиваемости, трансформации в деньги независимо от территории государства. И.И. Кучеров аргументированно подчеркивает, что иные виды имущества, «в частности национальная валюта и внутренние ценные бумаги, подобным качеством не обладают, поэтому могут служить объектом валютных правоотношений лишь в определенных случаях» [6, с. 116]. Именно на основании этого формируется возможность закрепления особого правового режима для данного вида имущества.

Характеризуя валютные ценности как предмет воздействия валютного регулирования, подчеркнем, что законодательные формы закрепления их сочетают одновременно несколько критериев при формировании целостной системы валютных ценностей. Так, подобные критерии предполагают дифференциацию валютных ценностей в зависимости от: а) видов (национальная валюта, иностранная валюта, внутренние и внешние ценные бумаги); б) государства - эмитента и территории свободного или ограниченного обращения (Российская Федерация, иностранные государства); в) формы (наличная форма, безналичная форма).

Правовое воздействие в конечном итоге связывается с нацеленностью на управление поведением участников отношений. «Результатом воздействия установленного правового режима на ту или иную сферу общественных отношений является должное, т.е. правомерное поведение определенных групп субъектов, из которого в целом и складывается достижение основной социально значимой цели - обеспечение благополучия и безопасности в соответствующей сфере» [6, с. 42]. Необходимо иметь в виду, что в данном случае участников валютных отношений принципиально мы можем разграничить на две группы. Во-первых, это группа субъектов, представляющих властную сторону валютных правоотношений, и, во-вторых, это участники валютных отношений, представляющих обязанную сторону правоотношений.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Эта норма-принцип реализуется через делегирование определенных полномочий различным органам государственной власти: Президенту Российской Федерации [4, ст. 80]; Федеральному Собранию Российской Федерации [4, ст. 106]; Прави-

тельству Российской Федерации [9]; Центральному банку Российской Федерации (Банку России) [8, ст. 5] и др. Таким образом, властную сторону валютного правоотношения представляют органы, специально уполномоченные государством для реализации полномочий в сфере валютного регулирования. Наделение их определенной компетенцией сводится в значительной мере к ряду позитивных обязываний и контроля над соблюдением представителями обязанной стороны валютного правоотношения установленных валютных ограничений. При этом следует согласиться с тем, что валютные ограничения не имеют абсолютного характера. «.. .Если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются без ограничений» [5, с. 115].

В то же время нельзя сводить представителей властной стороны валютного правоотношения исключительно к государственным органам. Определенными возможностями наделяются при этом и агенты валютного контроля. В соответствии со ст. 22 «Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Ограничительное регулирование в условиях валютных режимов характеризует и участников, представляющих обязанную сторону валютного правоотношения. В основе реализации правовых предписаний в этих условиях берется за основу критерий валютного резидентства. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, рассматриваемых в качестве валютных резидентов. Следует согласиться с тем, что в обобщенной форме критерии резидентства связываются с «национальностью» субъекта [5, с. 78]. Однако если относительно физических лиц это проявляется в гражданстве участника отношений, то относительно юридических лиц - в «национальности» законодательства, в соответствии с которым юридическое лицо создано.

К физическим лицам - валютным резидентам относятся: а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; б) иностранные лица и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Правовым статусом валютного резидента обладают следующие юридические лица: а) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) филиалы, представи-тельстваи иные подразделениярезидентов-юридических лиц, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, но находящиеся за пределами территории Российской Федерации. Валютными резидентами являются также дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами ее территории, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях [8, ст. 1].

Хотелось бы обратить внимание на два уровня комплексности в регулировании таким образом формирующихся отношений:

1) институциональная комплексность в едином финансово-правовом режиме регулирования, которое предполагает сочетание норм валютного и бюджетного права. Участие государства в международных валютных правоотношениях обеспечивает и детализацию бюджет-но-правового регулирования движения денежных средств в этом случае. Именно с этим связаны особенности и гарантии полномочий государства как участника международных финансово-кредитных отношений [5, с. 80]. Рассматривая в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета внешние поступления, законодатель среди них выделяет государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; предоставленные в иностранной валюте кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, привлеченные Российской Федерацией [3];

2) межотраслевая комплексность предполагает сочетание способов финансово-правового регулирования данных отношений с использованием норм международного права. Действительно, целый ряд полномочий у субъектов валютных правоотношений, выступающих в качестве резидентов, появляются как следствие заключения Российской Федерации международных договоров и соглашений.

В отличие от законодательного определения валютного резидентства путем закрепления исчерпывающих перечней, нерезиденты в валютных отношениях устанавливаются в режиме «от обратного». Причем хотелось бы обратить внимание на необходимость слож-

ного юридического факта, который порождает правоотношения, характеризующие субъекта валютных правоотношений как нерезидента. Так, Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит подход, в соответствии с которым нерезидентом является любой участник валютных правоотношений, если он не отнесен к категории резидентов законодательством Российской Федерации. Иначе говоря, любой гражданин Российской Федерации рассматривается в качестве резидента в валютных правоотношениях, если не доказано обратное. Таким образом, нерезидентство физических лиц связывается с обязательным наличием: а) для граждан Российской Федерации - гражданства Российской Федерации и постоянного проживания в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; б) для иностранных граждан и лиц без гражданства - наличия гражданства иностранного государства (либо отсутствия гражданства вообще) и пребывания на территории Российской Федерации в течение периода, не позволяющего рассматривать их как постоянно проживающих субъектов. Нерезидентство юридических лиц также обусловливается сложным юридическим фактом, в основе которого лежит одновременное сочетание двух условий: юридическое лицо должно быть создано на основании законодательства иностранного государства, юридическое лицо должно иметь местонахождение за пределами территории Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Арзуманова Л.Л. Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации: Монография / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Проспект, 2015.

[2] Артемов Н.М., Арзуманова Л.Л., Ситник А.А. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): Коллективная монография. М.: ООО «Изд-во «Элит»», 2012.

[3] Бюджетный кодекс Российской Федерации,

ст. 94.

[4] Конституция Российской Федерации.

[5] Крохина Ю.А., Смирникова Ю.Л., Тютина Ю.В. Валютное право: Учебник для вузов / Под ред. докт. юрид. наук, проф. Ю.А. Крохиной. М.: Высшее образование, 2007.

[6] Кучеров И.И. Валютно-правовое регулирование в Российской Федерации6 эволюция и современное состояние: Монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ: ИНФРА-М 2015.

[7] Лисицын А.Ю. Валютно-правовой режим в Российской Федерации // Реформы и право. 2010. № 1.

[8] Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле».

[9] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ст. 15.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

Spisok literatury:

[1] Arzumanova L.L. Sistema prava denezhnogo obrashheniya kak podotrasli finansovogo prava Rossijskoj Federacii: Monografiya / Otv. red. E.Yu. Gracheva. M.: Prospekt, 2015.

[2] Artemov N.M., Arzumanova L.L., Sitnik A.A. Denezhnoe pravo (finansovo-pravovoe regulirovanie obrashheniya nacional'noj i inostrannoj valyuty' na territorii Rossijskoj Federacii): Kollektivnaya monografiya. M.: OOO «Izd-vo «E'lit»», 2012.

[3] Byudzhetny'j kodeks Rossijskoj Federacii, st. 94.

[4] Konstituciya Rossijskoj Federacii.

[5] Kroxina Yu.A., Smirnikova Yu.L., Tyutina Yu.V Valyutnoe pravo: Uchebnik dlya vuzov / Pod red. dokt.

yurid. nauk, prof. Yu.A. Kroxinoj. M.: Vy'sshee obrazovanie, 2007.

[6] Kucherov I.I. Valyutno-pravovoe regulirovanie v Rossijskoj Federacii6 e'volyuciya i sovremennoe sostoyanie: Monografiya. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve RF: INFRA-M 2015.

[7] Lisicy'n A.Yu. Valyutno-pravovoj rezhim v Rossijskoj Federacii // Reformy' i pravo. 2010. № 1.

[8] Federal'ny'j zakon ot 10.12.2003 № 173-FZ «O valyutnom regulirovanii i valyutnom kontrole».

[9] Federal'ny'j konstitucionny'j zakon ot 17 dekabrya 1997 g. № 2-FKZ «O Pravitel'stve Rossijskoj Federacii», st. 15.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; •/редактирование рукописи; Sпервая корректура рукописи;

Sформатирование и подготовка рукописи к верстке;

верстка рукописи; S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, Sсогласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), Sсогласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), Sпечать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.