Научная статья на тему 'ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РЕЖИМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РЕЖИМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ" / ОГРАНИЧЕНИЯ / ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / FEDERAL LAW "ON CURRENCY REGULATION AND CURRENCY CONTROL" / RESTRICTIONS / CURRENCY REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андриевский Константин Витальевич

Содержание режимов валютного регулирования связывают с тремя важнейшими правовыми позициями, которые самым непосредственным образом связаны с проблемой валютных ограничений. Фактически в данном случае речь идет о предметном и, в определенном роде, ограничительном регулировании положений, в соответствии с которыми мы определяем предмет регулирования (в узком смысле - валюту или в широком смысле - валютные ценности); участников отношений (как представляющих властную сторону, так и обязанную); валютные операции как перечень действий с валютными ценностями, которые могут осуществлять субъекты валютных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECT-SUBJECT CONSTRAINTS IN THE FOREIGN EXCHANGE REGIME

The content of currency control regimes is associated with three major legal positions that are most directly related to the problem of currency restrictions. In fact, in this case we are talking about the substantive and, in a certain way, restrictive regulation of the provisions under which we determine the subject of regulation (in the narrow sense-currency or in the broad sense -currency values); participants of relations (both representing the power side and the du-ty); currency operations as a list of actions with currency values that can be carried out by sub-jects of currency relations

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РЕЖИМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

АНДРИЕВСКИЙ Константин Витальевич,

кандидат юридических наук, директор АНО «Институт экономико-правовых исследований»

e-mail: k.andrievskii@mail.ru

ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В РЕЖИМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация. Содержание режимов валютного регулирования связывают с тремя важнейшими правовыми позициями, которые самым непосредственным образом связаны с проблемой валютных ограничений. Фактически в данном случае речь идет о предметном и, в определенном роде, ограничительном регулировании положений, в соответствии с которыми мы определяем предмет регулирования (в узком смысле - валюту или в широком смысле - валютные ценности); участников отношений (как представляющих властную сторону, так и обязанную); валютные операции как перечень действий с валютными ценностями, которые могут осуществлять субъекты валютных отношений.

Ключевые слова: Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", ограничения, валютное регулирование.

ANDRIEVSKY Konstantin Vitalevich,

PhD in Law,

Director of ANO "Institute of economic and legal studies"

OBJECT-SUBJECT CONSTRAINTS IN THE FOREIGN EXCHANGE REGIME

Annotation. The content of currency control regimes is associated with three major legal positions that are most directly related to the problem of currency restrictions. In fact, in this case we are talking about the substantive and, in a certain way, restrictive regulation of the provisions under which we determine the subject of regulation (in the narrow sense-currency or in the broad sense -currency values) ; participants of relations (both representing the power side and the du-ty); currency operations as a list of actions with currency values that can be carried out by sub-jects of currency relations.

Key words: Federal law "On currency regulation and currency control", restrictions, cur-rency regulation.

Содержание режимов валютного регулирования аргументировано связывают с тремя важнейшими исходными правовыми позициями, «которые в своей основе имеют, соответственно, разделение для целей валютного регулирования валют, субъектов валютных отношений и валютных операций» [1]. При этом хотелось бы подчеркнуть, что подобные правовые позиции самым непосредственным образом связаны с проблемой валютных ограничений, на которой мы остановимся ниже. Фактически в данном случае речь идет о предметном и, в определенном роде, ограничительном регулировании положений, в соответствии с которыми мы определяем предмет регулирования (в узком смысле - валюту или в широком смысле - валютные ценности); участников отношений (как представляющих властную сторону, так и обязанную); валютные операции как перечень действий с валютными ценностями,

которые могут осуществлять субъекты валютных отношений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон № 173-Ф3) к предметам валютного регулирования относятся: 1) валюта Российской Федерации (денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах); 2) иностранная валюта (денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, ио подлежащие обмену указанные денежные знаки; средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах; 3) внутренние ценные бумаги (эмиссионные ценные бумаги, номинальная сто-имость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации; иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации; 4) внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам; 5) валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Подобная редакция содержит принципиальные изменения по сравнению с Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с этим актом в систему валютных ценностей наряду с национальной и иностранной валютой включались ценные бумаги, фондовые ценности, долговые обязательства, драгоценные металлы и природные драгоценные камни.

При определении валютных ценностей хотелось бы обратить внимание на определенное положение - примат в регулировании, которое имеет финансовое законодательство по сравнению с гражданским. Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона № 173-Ф3 используемые институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено вышеуказанным Федеральным законом.

Довольно часто считают, что гражданское законодательство превалирует, подавляет финансово-правовые предписания. Однако последовательнее, на наш взгляд, исходить из самостоятельности предметов регулирования отдельными отраслями права. В случаи же уре-гулированности адекватными методами одной отрасли другая использует уже сложившийся механизм с помощью бланкетной нормы. Так, ст. 141 «Валютные ценности» ГК РФ относит к валютным ценностям виды имущества, определенном Законом о валютном регулировании и валютном контроле. Этим же Законом определяется и порядок совершения сделок с ним.

Принципиальными характерными чертами валютных ценностей как видов имущества

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

являются ценность и высокая ликвидность, что обеспечи-вает им способность быстрой оборачиваемости, трансформации в деньги независимо от территории государства. И.И Кучеров аргументировано подчеркивает, что иные виды имущества, «в частности национальная валюта и внутренние ценные бумаги, подобным качеством не обладают, поэтому могут служить объектом валютных правоотношений лишь в определенных случаях» [1, с. 116]. Именно на основании этого и формируется возможность закрепления особого правового режима для данного вида имущества.

Характеризуя валютные ценности как предмет воздействия валютного регулирования, хотелось бы подчеркнуть, что законодательные формы их закрепления сочетают одновременно несколько критериев при формировании целостной системы валютных ценностей. Так, подобные критерии предполагают дифференциацию валютных ценностей в зависимости от: а) видов (национальная валюта; иностранная валюта; внутренние и внешние ценные бумаги); б) государства-эмитента и территории свободного или ограниченного обращения (Российская Федерация; иностранные государства); в) формы (наличная форма, безналичная форма).

Правовое воздействие в конечном счете связывается с нацеленностью на управление поведением участников отношений. «Результатом воздействия установленного правового режима на ту или иную сферу общественных отношений является должное, т.е. правомерное поведение определенных групп субъектов, из которого в целом и складывается достижение основной социально значимой цели - обеспечение благополучия и безопасности в соответствующей сфере» [1, с. 42]. Необходимо иметь в виду, что в данном случае участников валютных отношений принципиально можно разграничить на две группы: 1) группа субъектов, представляющих властную сторону валютных правоотношений; 2) участники валютных отношений, представляющих обязанную сторону правоотношений.

В соответствии с ст. 71 Конституции РФ валютное регулирование от-несено к исключительному ведению Российской Федерации. Эта норма-принцип реализуется через делегирование определенных полномочий раз-личным органам государственной власти: Президенту РФ (ст. 80 Конституции РФ); Федеральному Собранию РФ (ст. 106 Конституции РФ); Правительство РФ (ст. 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»); Центральному банку РФ (Банку России) (ст. 5 Феде-

рального закона № 173-Ф3) и т.д. Таким образом, властную сторону валютного правоотношения представляют органы, специально уполномоченные государством для реализации полномочий в сфере валютного регулирования. Наделение их определенной компетенцией сводится к значительной мере к ряду как позитивных обязываний, так и контроля за соблюдением представителями обязанной стороны валютного пра-воотношения установленных валютных ограничений. При этом следует согласиться, что валютные ограничения не имеют абсолютного характера. «Если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования, то валютные операции осуществляются без ограничений» [2, с. 115].

В то же время нельзя сводить представителей властной стороны ва-лютного правоотношения исключительно к государственным органам. Определенными возможностями наделяются при этом и агенты валютного контроля. В соответствии со ст. 22 «Валютный контроль в Российской Федерации, органы и агенты валютного контроля» Федерального закона № 173-Ф3 валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ. Агентами валютного контроля - уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Ограничительное регулирование в условиях валютных режимов характеризует и участников, представляющих обязанную сторону валютного правоотношения. В основе реализации правовых предписаний в этих условиях берется за основу критерий валютного резидент-ства. Федеральный закон № 173-Ф3 закрепляет исчерпывающий перечень субъектов, рассматриваемых в качестве валютных резидентов. Следует согласиться с тем, что в обобщенной форме критерии резидентства связываются с «национальностью» субъекта [2, с. 178]. Однако если относительно физических лиц это проявляется в гражданстве участника отношений, то относительно юридических лиц - в «национальности» законодательства, в соответствии с которым юридическое лицо создано.

К физическим лицам - валютным резидентам относятся: а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; б) иностранные лица и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации. Правовым статусом валютного резидента обладают следующие юридические лица: а) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) филиалы, представительства и иные подразделения резидентов -юридических лиц, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, но находящиеся за пределами территории Российской Федерации. Помимо прочего валютными резидентами являются дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за приделами ее территории, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях (ст. 1 Федерального закона № 173-Ф3).

Хотелось бы обратить внимание на два уровня комплексности в регулировании таким образом формирующихся отношений:

- институциональная комплексность в едином финансово-правовом ре-жиме регулирования, которая предполагает сочетание норм валютного и бюджетного права. Участие государства в международных валютных правоотношениях обеспечивает в этом случае и детализацию бюджетно-правового регулирования движения денежных средств. Именно с этим связаны особенности и гарантии полномочий государства как участника международных финансово-кредитных отношений [2, с. 80]. Рассматривая в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета внешние поступления, законодатель среди них выделяет государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; предоставленные в иностранной валюте кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, привлеченные Российской Федерацией (ст. 94 БК РФ);

- межотраслевая комплексность предполагает сочетание способов фи-нансово-правового регулирования данных отношений с использованием норм международного права. Действи-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

тельно, целый ряд полномочий у субъектов валютных правоотношений, выступающих в качестве резидентов, появляется как следствие заключения Российской Федерацией международных договоров и соглашений.

В отличие от законодательного определения валютного резидентства путем закрепления исчерпывающих перечней, нерезиденты в валютных от-ношениях устанавливаются в режиме «от обратного». При этом хотелось бы обратить внимание на необходимость сложного юридического факта, который порождает правоотношения, характеризующие субъекта валютных правоотношений как нерезидента. Так, Федеральный закон № 173-Ф3 содержит подход, в соответствии с которым нерезидентом является любой участник валютных правоотношений, в случае если он не отнесен к категории резидентов законодательством Российской Федерации, т.е. любой гражданин Российской Федерации рассматривается в качестве резидента в валютных правоотношениях, если не доказано обратное. Таким образом, нерезидент-ство физических лиц связывается с обязательным наличием: а) для граждан Российской Федерации - гражданства Российской Федерации и постоянного проживания в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; б) для иностранных граждан и лиц без гражданства - наличие гражданства иностранного государства (либо отсутствие граждан-ства вообще) и пребывание на территории Российской Федерации в течение периода,

не позволяющего рассматривать их как постоянно проживающих субъектов. Нерезидентство юридических лиц также обусловливается сложным юридическим фактом, в основе которого лежит одновременное сочетание двух условий: юридическое лицо должно быть создано на основании законодательства иностранного государства; юридическое лицо должно иметь местонахождение за пределами территории Российской Федерации.

Список литературы:

[1] Кучеров И.И. Валютно-правовое регулирование в Российской Федерации: эво-люция и современное состояние: монография. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ: ИН-ФРА-М, 2015. С. 42, 44, 116.

[2] Валютное право: учеб. для вузов / Ю.А. Крохина, Ю.Л. Смирникова, Ю.В. Тютина; под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Высшее образование, 2007. С. 78, 80, 115.

Spisok literatury:

[1] Kucherov I.I. Valyutno-pravovoe reg-ulirovanie v Rossijskoj Federacii: evolyuciya i sovremennoe sostoyanie: monografiya. M.: IZiSP pri Pravitel'stve RF: INFRA-M, 2015. S. 42, 44, 116.

[2] Valyutnoe pravo: ucheb. dlya vuzov / Yu.A. Krohina, Yu.L. Smirnikova, Yu.V. Tyu-tina; pod red. Yu.A. Krohinoj. M.: Vysshee obra-zovanie, 2007. S. 78, 80, 115.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.