Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
742
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УЧАСТНИК ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВАЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВАЛЮТА / ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС / CURRENCY REGULATION / PARTICIPANT IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / CURRENCY CONTROL / CURRENCY VALUES / CURRENCY / BALANCE OF PAYMENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедзянов Р.Р., Петров Д.А.

Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников ВЭД в целях защиты национальных интересов государства. В статье рассматриваются цели, задачи валютного контроля в России, методы регулирования, порядок проведения операций с валютными ценностями, режим осуществления международных расчетов, на поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса. Также в статье приводятся некоторые проблемы валютного контроля в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CURRENCY CONTROL OF FOREIGN TRADE ACTIVITY IN RUSSIA

Currency regulation is one of the forms of state influence on foreign trade participants in order to protect the national interests of the state. The article discusses the goals and objectives of currency control in Russia, methods of regulation, the procedure for conducting operations with currency values, the regime of international settlements, to maintain a stable exchange rate of the national currency and the national balance of payments. The article also presents some problems of currency control in Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ»

ОСОБЕННОСТИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Р.Р. Ахмедзянов, канд. экон. наук, доцент Д.А. Петров, студент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10869

Аннотация. Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников ВЭД в целях защиты национальных интересов государства. В статье рассматриваются цели, задачи валютного контроля в России, методы регулирования, порядок проведения операций с валютными ценностями, режим осуществления международных расчетов, на поддержание стабильного курса национальной валюты и национального платежного баланса. Также в статье приводятся некоторые проблемы валютного контроля в России.

Ключевые слова: валютное регулирование, участник внешнеэкономической деятельности, валютный контроль, валютные ценности, валюта, платежный баланс.

В целях обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации, а также обеспечения прав и интересов лиц в деятельности, связанной с перемещением товаров через границу России, осуществляется контроль за валютными операциями. Участники внешнеэкономической деятельности имеют право совершать и исполнять сделки в иностранной валюте. Эти действия подпадают под валютный контроль внешнеторговых операций. Законодательство Российской Федерации предусматривает, что платежным средством на территории России является рубль. Об этом прямо говорится в статье 140 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако положения статьи 317 ГК РФ предусматривают исполнение денежных обязательств в иностранной валюте в пересчете по курсу рубля Центральным банком России на момент совершения соответствующих действий [2]. В, частности, Федеральным законом от 10.12.2003 №173-ФЗ определен порядок организации и регулирования валютных операций в Российской Федерации. Так, на территории России валютными операциями признаются любые действия с иностранными денежными средствами, в том числе: расчеты между резидентами и нерезидентами; ввоз и вывоз иностранной валюты; банковские переводы в иностранной валюте и т.д. Все

действия, подлежат правовому регулированию со стороны: Центрального банка России и Правительства Российской Федерации, а также валютному контролю со стороны: Правительств РФ, ЦБ РФ, ФТС России, ФНС, уполномоченных банков и т.д. Важно отметить, что каждый из этих органов обладает своей компетенцией и полномочиями, которые приведены в статье 23 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ [1]. Так, в полномочия ФТС России включена проверка соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Таможенный контроль проводится на этапе таможенного декларирования товаров, контроль физических лиц, контрольные операции по мониторингу, иные виды проверочных мероприятий.

В 2019 году при осуществлении валютного контроля действовало 12 общероссийских профилей рисков, направленных на предотвращение вывода капитала из Российской Федерации и противодействие деятельности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

В результате применения мер по минимизации рисков должностными лицами таможенных органов проводились таможенные досмотры, таможенные экспертизы, проводился анализ соблюдения рези-

дентами требований валютного законодательства, а также возбуждены дела об административных правонарушениях по статье 15.25 КоАП РФ.

По результатам применения мер в рамках СУР таможенными органами за 2019 год возбуждено 15 дел об АП по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ (осуществление незаконных валютных операций, связанных с расчетами в наличной форме).

Достигнуты значительные результаты в сфере предотвращения незаконных валютных операций, осуществляемых с использованием деклараций на товары. По информации Банка России, в 2019 году по сравнению с 2018 годом данный объем по предварительным оценкам сократился с 2,4 млрд. рублей до 1,3 млрд. рублей.

За 2019 год таможенными органами в налоговые органы передана информация о 1300 юридических лицах с высоким риском нарушения действующего законодательства в связи с наличием признаков недостоверности сведений, заявленных в ЕГРЮЛ. Налоговыми органами на основании информации таможенных органов исключено из ЕГРЮЛ 257 участников внешнеэкономической деятельности.

В части обеспечения экспортного контроля и военно-технического контроля в рамках системы управления рисков реализуются требования резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России), направленные на предотвращение несанкционированного перемещения через таможенную территорию ЕАЭС отдельных категорий товаров.

В связи с высоким уровнем рисков причинения ущерба национальным интересам Российской Федерации, в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля требование уполномоченного в области экспортного контроля федерального органа исполнительной власти распространяется на всех участников ВЭД.

В части обеспечения безопасности ввозимых товаров на постоянной основе разрабатываются профили рисков на основа-

нии информации, получаемой в рамках Технологий определения рисковых поставок, Соглашений с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и организациями, а также отдельно направляемой информации. В 2019 году разработано 32 общероссийских профиля рисков.

Профили рисков направлены на выявление представления таможенным органам при таможенном декларировании разрешительных документов, оформленных с нарушением права ЕАЭС, а также предотвращения ввоза в Российскую Федерацию продукции с нарушением санитарных, ветеринарных и карантинных-фитосанитарных требований.

По результатам применения мер в рамках СУР таможенными органами за 2019 год:

- выявлено более 70 тысяч случаев представления таможенным органам неполных, недостоверных сведений в документах о соответствии либо недействительных документов (за 2018 год более 60 тысяч случаев);

- возбуждено более 3 735 дел об АП за несоблюдение запретов и ограничений (за 2018 год 3 399 дел об АП).

Несмотря на положительные результаты по выявлению рисков нарушения валютного законодательства, остаются еще проблемы, которые необходимо преодолевать. Так, отсутствие в российском законодательстве отдельных норм, регулирующих контрактные сроки, не позволяет в полной мере обеспечивать соблюдение требований валютного законодательства по репатриации резидентами иностранной и российской валюты. Практика проведения проверок в ряде случаев показывает, что сроки, определённые внешнеторговыми договорами, могут неоднократно продлеваться российскими лицами путём заключения дополнительных соглашений, при этом резиденты не предпринимают никаких усилий по исполнению законных обязанностей по репатриации. Таким образом, денежные средства не возвращаются, товары не поставляются, в дальнейшем резиденты закрывают в уполномоченном банке счет. Соответственно, привлечь к

ответственности виновных лиц становится невозможным.

Основной причиной нарушения валютного законодательства РФ являются «теневые» схемы используемые участниками ВЭД при осуществлении своей деятельности. Большая часть их связана с валютными операциями по импортным контрактам, осуществляемые фирмами-однодневками, которые возникают с целью утечки капитала из страны. Такие организации не выполняют свою работу и обязательства, а сразу после перевода денежных средств за пределы страны расформировываются, чтобы уклониться ответственности за не обеспечение возврата валюты в Россию.

Для устранения незаконной утечки средств из страны ФТС России постоянно направляются международные запросы в другие страны, тем не менее, нередко они отклоняются из-за отсутствия правой основы для их предоставления.

В настоящее время ФТС России подготовила проект типового соглашения о взаимодействии между таможенными службами государств, не являющихся чле-

по предупреждению, выявлению и пресечению совершения участниками внешнеэкономической деятельности сомнительных финансовых операций.

Заключение таких соглашений предоставит возможность таможенным органам делиться информацией с заинтересованными органами зарубежных государств и сократить теневой вывод денежных средств по мнимым, ложным сделкам, в том числе с целью финансирования терроризма.

В рамках данного направления также планируется наладить информационное взаимодействие с зарубежными партнерами на этапе движения товаров от производителя до границы ЕАЭС, внедрить цифровой валютный контроль, отслеживать движение и использование национальных ресурсов. Это выведет таможенный контроль на качественно новый этап, где экономические меры влияния на людей, участвующих в валютных правоотношениях, будут иметь более сильный эффект, что позволит сократить правонарушения в этой сфере деятельности.

нами Евразийского экономического союза,

Библиографический список

1. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения 12.10.2020).

2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/ (дата обращения 15.10.2020).

3. Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133766/ (дата обращения 15.10.2020).

4. Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность: Учебно-практическое пособие. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 352 с.

5. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля // Вестник Калужского университета. - 2019. -№2. - С. 73-77.

6. Непарко М.В., Пахомова О.В. Осуществление таможенными органами функций по обеспечению экономической безопасности России // Дневник науки. - 2019. - №4 (28). -С. 105.

FEATURES OF CURRENCY CONTROL OF FOREIGN TRADE ACTIVITY IN

RUSSIA

R.R. Akhmedzyanov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

D.A. Petrov, Student

Tsiolkovsky Kaluga State University

(Russia, Kaluga)

Abstract. Currency regulation is one of the forms of state influence on foreign trade participants in order to protect the national interests of the state. The article discusses the goals and objectives of currency control in Russia, methods of regulation, the procedure for conducting operations with currency values, the regime of international settlements, to maintain a stable exchange rate of the national currency and the national balance of payments. The article also presents some problems of currency control in Russia.

Keywords: currency regulation, participant in foreign economic activity, currency control, currency values, currency, balance of payments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.