Научная статья на тему 'Валеологическая компетентность как педагогическая проблема'

Валеологическая компетентность как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ / МЕНТАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PHYSICAL / MENTAL AND SOCIAL PROSPERITY / HEALTH / HEALTHY MODE OF LIFE / VALEOLOGICAL COMPETENCY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Намсараев Сергей Дашинимаевич

В статье дана характеристика здоровья, принятая Всемирной организацией здоровья в 1978 году. Обоснована актуальность физического, ментального и социального благополучия человека во всех учебных учреждениях дошкольного, общеобразовательного и профессионального образования, а также нового подхода к пониманию предмета физической культуры и спорта как науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Намсараев Сергей Дашинимаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valeological competence as a pedagogical problem

In the article the characteristic of health is given, which was accepted by the Universal organization of health in 1978. The urgency of physical, mental and social prosperity of person in all educational establishments of pre-school, general education and vocational education is substantiated as well as of a new approach to understanding of the subject of physical culture and sport as a science.

Текст научной работы на тему «Валеологическая компетентность как педагогическая проблема»

систем, способствующий формированию инновационной экономики путем: развития наукоемких технологий и наукоемких фирм; селекции и поддержки перспективных научных проектов; коммерциализации результатов научных исследований и научно-технических разработок; оказания различных услуг субъектам малого предпринимательства - прежде всего по развитию новых фирм в стартовом периоде и др. [6].

Итак, образовательный бизнес-инкубатор будет способствовать самореализации человека. По сути у студентов образуется еще одна полноценная «карьерная лестница», подобная государственной службе или карьере в крупной компании. И чем больше у человека реальных возможностей для развития, в том числе социального роста, тем выше вероятность того, что поставленные цели карьеры будут достигнуты. Полноценный образовательный бизнес-инкубатор должен таким образом быть вписан в республиканскую экономику, находиться во взаимодействии с крупными предприятиями РБ, Союзом промышленников и предпринимателей, Центром занятости населения РБ, другими образовательными организациями РБ для увеличе-

ния потенциала вуза и реализации совместных проектов.

Литература

1. Деменок В. В. Моделирование бизнес-инкубирования малых инновационных предприятий // Инновации. - 2008. - №3(113). - С. 65-67.

2. Могилевская Э. В. Учебный бизнес-инкубатор: быть или не быть [Электронный ресурс]. - URL : http://www.relga.ru/Environ/WebObiects/tgu-www.woa/wa/ Main?textid=2359&level1=main&level2=articles (дата обращения: 8.06.2014).

3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 1 сентября 2013 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - URL : http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 8.06.2014).

4. Рожков В. Д. Самостоятельная профессиональная ориентация: справ.-информ. пособие / под общ. ред. В. Д. Рожкова. - СПб., 2002.

5. Тенетилова В. С. Современные дидактические условия подготовки будущих учителей технологии к предпринимательской деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - Вып. № 113. - С. 208-211.

6. Фияксель Э. А., Бутрюмова H. H. Роль бизнес-инкубаторов в инфраструктуре поддержки малого инновационного бизнеса регионов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2008. - №4. [Электронный ресурс] - URL: http://www.jurnal.org/articles/ 2008/ekon30.html

Ларионова Анастасия Олеговна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Стандартизация, метрология и управление качеством» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, e-mail: sb nastya [email protected]

Дондокова Галина Галсановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей прикладной математики и ОПД Бурятского филиала Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, e-mail: [email protected]

Larionova Anastasiya Olegovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of standardization, metrology and quality management East Siberian State University of Technologies and Management, e-mail: sb nastya [email protected]

Dondokova Galina Galsanovna, candidate of pedagogical sciences, professor, department of higher and applied mathematics and Buryat Branch of Siberian State University of Telecommunications and Informatics", e-mail: nlvnlvnlv@rambler. ru

УДК 37.037.1

© С. Д. Намсараев

Валеологическая компетентность как педагогическая проблема

В статье дана характеристика здоровья, принятая Всемирной организацией здоровья в 1978 году. Обоснована актуальность физического, ментального и социального благополучия человека во всех учебных учреждениях дошкольного, общеобразовательного и профессионального образования, а также нового подхода к пониманию предмета физической культуры и спорта как науки.

Ключевые слова: физическое, ментальное и социальное благополучие, здоровье, здоровый образ жизни, валеологиче-ская компетентность.

S. D. Namsaraev

Valeological competence as a pedagogical problem

In the article the characteristic of health is given, which was accepted by the Universal organization of health in 1978. The urgency of physical, mental and social prosperity of person in all educational establishments of pre-school, general education and vocational education is substantiated as well as of a new approach to understanding of the subject of physical culture and sport as a science.

Keywords: physical, mental and social prosperity, health, healthy mode of life, valeological competency.

С. Д. Намсараев. Валеологическая компетентность как педагогическая проблема

Валеологическая компетентность определяется как способность обретения и поддержания здоровья. Здоровье - это не только физическое благополучие, означающее отсутствие болезней. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в «Алма-Атинской декларации здоровья для всех к 2000 году» (ВОЗ,1978) приняла определение здоровья как «состояние полного физического, ментального и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или немощи». В связи с этим определением в исследованиях эти позитивные аспекты обязаны быть главными темами, включая такие стороны жизни, как качество жизни, ментальное и психическое здоровье, субъективное благополучие. Здоровье следует толковать как залог развития человека. На общественном уровне должны быть разработаны, во-первых, концепции и определения (когнитивный феномен), во-вторых, нормы и ценности здоровья (эмоциональный феномен), в-третьих, здоровый образ жизни (ЗОЖ; поведенческий феномен), в-четвертых, роли и институты здоровья (социальный феномен) [1, с. 458].

На индивидуальном уровне этим категориям феноменов здоровья соответствуют: 1) знания и убеждения о здоровье; 2) установки по отношению к здоровью; 3) поведение, связанное со здоровьем; 4) межличностные отношения.

Качество жизни как один из аспектов здоровья, требующий исследования и учета, предполагает качество окружающей среды, финансовые условия, социальную поддержку и другие факторы, а также личные факторы: удовлетворенность жизнью, здоровье, функциональные способности, досуг.

Удовлетворенность жизнью и эмоциональная оценка определяют субъективное благосостояние.

Видение ЗОЖ формируется на общественном уровне и реализуется в поведении индивидов, связанном со здоровьем. ЗОЖ понимается как концепция образа жизни, рекомендуемого для формирования и сбережения здоровья каждым. Два уровня убеждения о здоровье как полного физического, ментального и социального благополучия и ценностные установки (один уровень); фактическое поведение (второй уровень) представляют собой две стороны одного явления.

Одним «из важнейших общественных институтов здоровья, где представлены и реализуются проблемы здоровья, являются учреждения образования, начиная от дошкольного, кончая высшим образованием. Этот процесс должен быть непрерывным. Особое внимание должно быть уделено обеспечению преемственности формирования ЗОЖ между дошкольными учрежде-

ниями и школой, между школой и профессиональными учебными учреждениями.

Поскольку здоровье означает физическое, психическое, умственное (ментальное) и социальное благополучие, то по сути речь идет о здоровье как интегрированном понятии, отвечающем целостному представлению о человеке. Поэтому здоровье, образ жизни, направленный на формирование здоровья, валеологическая компетентность как способность вести ЗОЖ -все эти взаимосвязанные компоненты, взаимообусловленные факторы жизнедеятельности должны быть компонентом содержания обучения на всех уровнях системы образования, на всех учебных дисциплинах, а не только на уроках физкультуры.

Система дошкольного воспитания должна быть подчинена идее формирования здоровья, ЗОЖ, валеологической компетентности. Большое значение имеет формирование у дошкольников представлений об окружающей среде, о природе, обществе. Особенностью мышления дошкольника, как известно, является антропоморфизм - перенесение на природные объекты человеческих качеств, свойств. Следует правильно использовать особенности субъективного отношения дошкольников к природе при формировании у них представления о здоровье, постепенно преодолевая прагматический характер их отношения к природе, закладывая основы ментального и социального мышления, используя их потребность в двигательной активности.

При переходе от дошкольного к начальному общеобразовательному обучению обеспечение непрерывности формирования понятия здоровья требует учета того, что в младшем школьном возрасте происходит переход от эпохи антропоморфизма к эпохе субъектификации, что сопровождается переходом от прагматической к непрагматической содержательности взаимодействия с природой. Именно экологический контекст оказывает сильное влияние на валеологическую компетентность, на ЗОЖ, ментальное мышление детей младшего школьного возраста. В старшем подростковом возрасте(14-15лет) происходит смена субъективной содержательности к объективной при взаимодействии с природой, что также сильно влияет на развитие ментального и социального мышления. В юношеском возрасте ведущим становится перцептивно-аффектное отношение к природе.

Экологическому контексту следует придавать особое значение, поскольку биологическая адаптация популяции исторически определяет генетическую трансляцию поведения людей,

связанного со здоровьем. Сохранение здоровья будет эффективным, если опираться на традиции, учитывать генетическую и культурную трансляцию правил и норм сохранения здоровья. Известно, какое большое значение имеют восточные традиции в становлении физического, психического, умственного и социального здоровья. Такие традиции в физической культуре имеются у всех народов, они также обращены к формированию здоровья и его поддержанию. Народные игры - лапта, городки, кулачные бои, борьба, стрельба из лука и др. - способствуют физическому, умственному и психическому здоровью, здоровому образу жизни.

В связи со сказанным следует радикально пересмотреть методику физической культуры в учебных заведениях. Нельзя заниматься отдельно физическим воспитанием. Физическое здоровье, отдельно взятое, не актуально. Без умственного развития физическое здоровье не имеет смысла. Даже умственное и физическое здоровье без социального компонента ущербно. Речь должна идти о здоровье в трактовке ВОЗ. Уроки

физкультуры должны быть реально интегрированы со всеми другими уроками. Научные исследования по спортивной и физкультурной тематике посвящаются только развитию физического здоровья, в лучшем случае психомоторике, но не касаются проблем личностного, ментального и социального развития.

Сегодня предмет физической культуры и науки следует определить более широко, включить в него ментальный и социальный компоненты.

Надо измерять у спортсменов не только силу и скорость, но и интеллект, интуицию, рефлексивность, креативность. Если в определение здоровья внесены радикальные изменения, означающие «революцию во взглядах людей на здоровье»[1,с.455], то радикальные, революционные изменения должны быть внесены в понятие физической культуры как науки и как учебной дисциплины.

Литература

1. Кросс-культурная психология. Исследования и применение: пер. с англ. - Харьков : Гуманитарный центр, 2007.

Намсараев Сергей Дашинимаевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Бурятского государственного университета, e-mail: vestnik_method@ bsu.ru

Namsaraev Sergey Dashinimaevich, doctor of pedagogical sciences, professor, department of education, Buryat State University, e-mail: vestnik_method@ bsu.ru

УДК 377.8

© С. Д. Намсараев

Современная интерпретация профессионального самоопределения: пропедевтика

В статье на пропедевтическом уровне изложены факторы профессионального самоопределения в современном видении. К ним относятся глубокое самопознание на основе рефлексивности как качества личности, новый взгляд на мир профессий, фактор конкурентности на рынке труда, фактор информатизации и компьютеризации в профессиональной сфере, мульти-культурализм в образовании и социально-экономической сфере.

Ключевые слова: рефлексивность, мир профессий, оптация, конкурентоспособность, непрерывное образование, непрерывное прфессиональное самоопределение, мультикультурализм.

& В. ^ашиатаеу

Modern interpretation of professional self-determination: propaedeutics

In the article the factors of professional self-determination through a modern vision are described at a propaedeutic level. They are: deep self-cognition based on reflexivity as a property of personality; a new look at the world of professions; factor of competiveness at labor market; factor of informatization computerization in professional sphere; multiculturalism in education and social-economic sphere.

Keywords: reflexivity, world of professions, continuous professional self-determination, multiculturalism

Выбор будущей профессии должен быть самостоятельным и безошибочным. Задача школы, семьи и общества состоит в том, чтобы создать все необходимые условия для того, чтобы этот выбор учащийся сделал уже в школе «с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий» [1, с. 54].

Как можно раньше в школе учащийся должен узнать, оценить и начать совершенствовать свои особенности и возможности. По сути это является основной задачей как учащегося, так и школы и семьи.

Школа обязана развивать, прежде всего, мышление, поскольку именно оно является способом познания окружающей действительности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.