более сложные, в форме читательских дневников.
Взаимосвязь в разработке проблем обучения бурятскому и русскому языкам, координация учителей бурятского и русского языков - залог выполнения одной из основных задач обучения обоим языкам в условиях двуязычия - развития у обучающегося основ достаточно совершенного бурятско-русского двуязычия.
Литература
1. Базарова Д. Б. Буряад hургуулиин программанууд Буря-ад хэлэн У-Х1 классууд. - Улаан-Удэ: Бэлиг, 2008. - 56 с.
2. Дешериев Ю. Д. Развитие национально-русского двуязычия. - М. : Наука, 1976.
3. Содномов С. Ц. Методическая система литературного развития младших школьников при изучении курса «Литературное чтение» на бурятском языке. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. госуниверситета, 2012. - 264 с.
4. Шейман Л. А. Этнокультуроведческая лексика в учебных текстах курса русской литературы для национальной школы // Проблемы учебной лексикографии. - М., 1978. - С.112-119.
5. Nikolajeva M. Introduction to Children's Literature. -Tallinn, 1997. - P.7.
Кулехова Анна Михайловна, аспирант, старший методист кафедры этнорегионального образования Института повышения квалификации работников образования Иркутской области, e-mail: [email protected]
Kulekhova Anna Mikhailovna, postgraduate student, senior methodologist, department of ethnic and regional education, Institute of Advancement of Personnel in Education, Irkutsk region, e-mail: [email protected]
УДК 377:252
© А. О. Ларионова, Г. Г. Дондокова
Образовательный бизнес-инкубатор как средство эффективной профессиональной ориентации и построения карьеры
В настоящей статье раскрыты особенности создания образовательного бизнес-инкубатора и представлен разработанный автором комплекс мероприятий по профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников образовательной организации.
Ключевые слова: бизнес-инкубатор, образовательная организация, профессиональная ориентация, инновации, трудоустройство выпускников.
A. O. Larionova, G. G. Dondokova
Educational business-incubator as a means of effective professional orientation and career
In this article there are peculiarities of creation of the educational business-incubator and the author developed a complex of measures for professional orientation and graduates employment of educational organizations.
Keywords: business-incubator, educational organization, professional orientation, innovation, graduates employment
Анализ экономических проблем развития России и изучение развития бизнес-инкубации, высоких показателей эффективности использования механизма бизнес-инкубаторов за рубежом в решении экономических и социальных проблем доказывают целесообразность внедрения бизнес-инкубации в инновационное образовательное пространство вуза. Высокая гибкость и разнообразие моделей бизнес-инкубаторов позволяют легко вписывать их в ту или иную организационно-правовую форму образовательного учреждения (бюджетное, казенное, автономное) [5].
В настоящее время экономическая деятельность образовательных организаций высшего образования регламентируется федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Гражданским, Налоговым кодексами РФ.
Во всех этих документах в той или иной форме, в том или ином объеме закреплено право государственных и муниципальных образовательных организаций (бюджетных, казенных, автономных) заниматься предпринимательской деятельностью.
В законе «Об образовании в РФ» это право определено в ст. 103 «Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных парт-нерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности» [3].
Согласно ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а также их объединения,
реализующие инновационные проекты и программы, которые имеют существенное значение для обеспечения развития системы образования, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования...»; «экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования»; «экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов...»; «инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования...» [3].
Вопросы профессионального самоопределения молодежи, престижа и привлекательности профессий отражены в трудах В. В. Водзинской, Э. Ф. Зеера, Е. А. Колонтаевской, И. С. Кона, Д. Л. Константиновского, Л. М. Митиной,
B. Л. Оссовского, В. И. Паниотто, В. Ф. Черно-воленко, В. Н. Шубкина, П. Г. Щедровицкого, К. Ясперса и других ученых.
Анализ специфики рынка труда, занятости молодежи как одной из центральных социально-экономических проблем широко представлен в исследованиях М. Х. Гарсия-Исер, Ю. Г. Одего-ва, А. И. Рофе, С. Ю. Рощина, Г. Г. Руденко и др.
Изучению системы профориентации молодежи как важнейшего фактора обеспечения эффективной занятости молодежи посвящены работы Г. Г. Вукович, Л. И. Задорожной, Н. Н. Захарова, А. Я. Кибанова, Е. А. Климова, Е. А. Колонтаевской, В. Д. Рожкова.
Работы Г. С. Беккера, А. И. Добрынина,
C. А. Дятлова, И. В. Ильинского, В. И. Марцин-кевича, С. Н. Трунина, Л. К. Туроу и других исследователей, посвященные вопросам формирования и использования человеческого капитала, позволяют оценить влияние социальных институтов на систему образования и профессиональной ориентации молодежи в условиях формирования экономики знаний.
Различные аспекты бизнес-инкубирования в России освещены в работах О. В. Айгистовой, Н. В. Гапоненко, В. Л. Горбунова, В. А. Деми-
дова, А. Ю. Иваницкого, В. Ш. Каганова, С. А. Коробова, Т. В. Ломоносовой, В. С. Мар-теллера, М. В. Рыбина, А. Б. Семисотова, Е. А. Сошниковой, Т. В. Цихана.
Возможности развития инновационной образовательной программы (ИОП) заключаются в создании образовательного бизнес-инкубатора. Для отечественной высшей школы этот проект новаторский. Классическое техническое образование привыкло давать базу знаний, а их прикладной характер осваивался студентами уже вне стен вуза. В настоящей статье предлагается в корне новая идея учебного процесса в вузах, объединяющая науку и предпринимательство. Таким образом, учебный бизнес-инкубатор -«ячейка центра превосходства в области инновационной подготовки студентов, ориентированная на организацию новых рабочих мест в рамках учебного процесса». На деле это значит, что студенты должны участвовать во всех этапах инновационной деятельности: и разрабатывать идеи, и внедрять их в производство. Причем у каждого будет право не только на ошибку, но и на зарплату. Такой механизм позволит студентам участвовать в подготовке своего будущего места работы с помощью организации малых инновационных предприятий на базе вуза. Уровень мотивации получения знаний при этом резко возрастает.
В нетрадиционной образовательной структуре фундаментальная подготовка студентов сочетается с практической работой. Студенты включаются в нее уже с первого курса. Бизнес-инкубатор, по сути, первая ступень в достижении стратегической цели высшего профессионального образования - интеграции науки, инноваций и производства. Как всегда нужен стартовый толчок. Чтобы создать и оснастить учебный бизнес-инкубатор, необходимо материально-техническое оснащение новых лабораторий, методическое и научное обеспечение учебного процесса. Если такой проект будет реализован, для его студентов проблема поиска работы решится практически автоматически. Быть может, отпадет и другая проблема - развитие научно-исследовательской работы студентов. Наконец, открытия студентов смогут воплощаться на родине, а не за рубежом [2].
Проект образовательного бизнес-инкубатора дает возможность решить многие социальные и экономические проблемы выпускников: способность проекта по созданию образовательного бизнес-инкубатора оказать существенное влияние на качество подготовки выпускников; создание малых инновационных предприятий с
бизнес-сообществом Республики Бурятия за счет грамотного соединения собственных ресурсов с возможностями своих партнеров по трудоустройству молодежи; создание учебных полигонов с работодателями по отработке современных технологических процессов, в том числе по профессионализации и трудоустройству выпускников вуза.
Следовательно, целями и задачами проекта являются:
- внедрение практики бизнес-инкубирования по профессионализации, профориентации и трудоустройству молодежи;
- совершенствование технологии построения профессиональных и карьерных траекторий в образовательном бизнес-инкубаторе;
- эффективное развитие сотрудничества с партнерами-работодателями в рамках образовательного бизнес-инкубатора по трудоустройству молодежи в Республике Бурятия.
Образовательный бизнес-инкубатор представлен в виде модели образовательной организации во взаимосвязи с предприятиями по решению одной из приоритетных задач построения карьеры и содействия трудоустройству выпускников вуза. На наш взгляд, малые инновационные предприятия, лаборатории, центры, где сконцентрированы кадровые и материальные ресурсы, передовые технологии управления образованием способны составить основную базу образовательного бизнес-инкубатора.
Так, преемственность программ развития для стабильного функционирования вуза в период его модернизации обеспечивает инвестиционную привлекательность данной идеи. Инвестиционная привлекательность также может быть повышена за счет взаимосогласованного распределения издержек между сторонами образовательного бизнес-инкубатора при достижении динамического баланса спроса и предложения на республиканском рынке труда.
Образовательный бизнес-инкубатор предназначен для ускоренного овладения выпускниками вуза профессиональных компетенций и их успешной самореализации в роли предпринимателей посредством предоставления им комплекса собственных ресурсов, ресурсов работодателей и услуг по поддержке и развитию их деловой активности.
Одной из приоритетных задач образовательного бизнес-инкубатора следует считать осуществление эффективной профессионализации, профориентации и трудоустройства выпускников вуза через учебные площадки работодателей и партнеров, создание малых инновационных пред-
приятий при организациях различного профиля.
Создание образовательного бизнес-инкубатора может позволить комплексно подойти к решению задачи профессионализации, профориентации и трудоустройства выпускников вуза.
Разработанный комплекс мероприятий по профориентации и трудоустройству выпускников образовательной организации предполагает [1,4]:
- создание интегрированных образовательных комплексов «школа старшей ступени -СПО - учреждение ВПО» для организации профильного обучения старшеклассников в рамках технологического профиля и эффективной профессиональной ориентации молодежи;
- организация спецкурсов, обеспечивающих личностный рост молодежи и изменение трудовых ориентаций молодежи Республики Бурятия в сторону более рационального, соответствующего запросам рынка выбора уровня профессионального образования, специальности и типа профессиональной карьеры;
- создание и ведение базы данных инновационной инфраструктуры Республики Бурятия и базы резюме студентов вуза; взаимодействие с инновационной инфраструктурой РБ с целью трудоустройства студентов и создание проектных команд в интересах заказчиков;
- создание системы поддержки и финансирования студенческих бизнес-проектов;
- проведение образовательных, учебно-воспитательных мероприятий совместно с Комитетом по молодежной политике, Союзом промышленников и предпринимателей РБ, персонифицированная подготовка выпускников по договору с Центром занятости населения РБ;
- показ учебно-образовательных и научно-популярных фильмов по бизнесу, инноватике, менеджменту и экономике с обсуждением и комментариями, встречи с выдающимися профессионалами в этих областях (дважды в месяц);
- проведение преподавателями мастер-классов для работников малого бизнеса по профессионализации и набору на обучение по заочной и дистанционным формами обучения;
- расширение сферы влияния вуза и повышение инвестиционной привлекательности;
- реализация семинаров, тренингов представителей бизнеса и производства, повышение квалификации работников, развитие и опережающее обучение персонала предприятий.
Бизнес-инкубаторы представляют собой форму интеграции науки, образования и производства и составляют значимый инфраструктурный элемент национальных инновационных
систем, способствующий формированию инновационной экономики путем: развития наукоемких технологий и наукоемких фирм; селекции и поддержки перспективных научных проектов; коммерциализации результатов научных исследований и научно-технических разработок; оказания различных услуг субъектам малого предпринимательства - прежде всего по развитию новых фирм в стартовом периоде и др. [6].
Итак, образовательный бизнес-инкубатор будет способствовать самореализации человека. По сути у студентов образуется еще одна полноценная «карьерная лестница», подобная государственной службе или карьере в крупной компании. И чем больше у человека реальных возможностей для развития, в том числе социального роста, тем выше вероятность того, что поставленные цели карьеры будут достигнуты. Полноценный образовательный бизнес-инкубатор должен таким образом быть вписан в республиканскую экономику, находиться во взаимодействии с крупными предприятиями РБ, Союзом промышленников и предпринимателей, Центром занятости населения РБ, другими образовательными организациями РБ для увеличе-
ния потенциала вуза и реализации совместных проектов.
Литература
1. Деменок В. В. Моделирование бизнес-инкубирования малых инновационных предприятий // Инновации. - 2008. - №3(113). - С. 65-67.
2. Могилевская Э. В. Учебный бизнес-инкубатор: быть или не быть [Электронный ресурс]. - URL : http://www.relga.ru/Environ/WebObiects/tgu-www.woa/wa/ Main?textid=2359&level1=main&level2=articles (дата обращения: 8.06.2014).
3. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 1 сентября 2013 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. - URL : http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf (дата обращения: 8.06.2014).
4. Рожков В. Д. Самостоятельная профессиональная ориентация: справ.-информ. пособие / под общ. ред. В. Д. Рожкова. - СПб., 2002.
5. Тенетилова В. С. Современные дидактические условия подготовки будущих учителей технологии к предпринимательской деятельности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - Вып. № 113. - С. 208-211.
6. Фияксель Э. А., Бутрюмова H. H. Роль бизнес-инкубаторов в инфраструктуре поддержки малого инновационного бизнеса регионов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2008. - №4. [Электронный ресурс] - URL: http://www.jurnal.org/articles/ 2008/ekon30.html
Ларионова Анастасия Олеговна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Стандартизация, метрология и управление качеством» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, e-mail: sb nastya [email protected]
Дондокова Галина Галсановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры высшей прикладной математики и ОПД Бурятского филиала Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, e-mail: [email protected]
Larionova Anastasiya Olegovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department of standardization, metrology and quality management East Siberian State University of Technologies and Management, e-mail: sb nastya [email protected]
Dondokova Galina Galsanovna, candidate of pedagogical sciences, professor, department of higher and applied mathematics and Buryat Branch of Siberian State University of Telecommunications and Informatics", e-mail: nlvnlvnlv@rambler. ru
УДК 37.037.1
© С. Д. Намсараев
Валеологическая компетентность как педагогическая проблема
В статье дана характеристика здоровья, принятая Всемирной организацией здоровья в 1978 году. Обоснована актуальность физического, ментального и социального благополучия человека во всех учебных учреждениях дошкольного, общеобразовательного и профессионального образования, а также нового подхода к пониманию предмета физической культуры и спорта как науки.
Ключевые слова: физическое, ментальное и социальное благополучие, здоровье, здоровый образ жизни, валеологиче-ская компетентность.
S. D. Namsaraev
Valeological competence as a pedagogical problem
In the article the characteristic of health is given, which was accepted by the Universal organization of health in 1978. The urgency of physical, mental and social prosperity of person in all educational establishments of pre-school, general education and vocational education is substantiated as well as of a new approach to understanding of the subject of physical culture and sport as a science.
Keywords: physical, mental and social prosperity, health, healthy mode of life, valeological competency.